Безударные и ударные гласные буквы: Ударные и безударные гласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.

Обозначение ударного гласного буквой. 1 класс | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):

Конспект урока по русскому языку

Класс: 1

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме.

Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся — определять ударную и безударную гласные; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ребята, к  нам на урок пришли гости. Повернёмся к ним, поздороваемся  с ними. Садитесь!

Отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

                         (улыбка)  СЛАЙД 1.

— Нам сегодня солнце улыбается, радует нас и греет своими лучами.  Давайте подарим  друг другу улыбку.

— Проверьте всё необходимое для работы на уроке русского языка, учебник, тетрадь, письменные принадлежности

II. Актуализация знаний.

— Ребята, отгадайте загадки:

У меня длинней иголки

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке.

Ветви – только на макушке. (Сосна) СЛАЙД 2.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа) СЛАЙД 3.

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) СЛАЙД 4.

Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Спит под горой. (Берёза) СЛАЙД 5.

— К какой тематике можно отнести слова, которые вы видите на слайде? (Деревья) СЛАЙД 6.

III. Самоопределение к деятельности.

СЛАЙД 7.

-Вспомните правило определения количества слогов, сколько слогов в слове «липа»?

-Назовите ударный слог.

-Какой слог безударный?

— В каких словах можно допустить ошибку при написании безударной гласной? (Сосна, берёза).

— В данных словах есть опасные места, опасные они потому, что некоторые гласные звуки мы произносим без ударения и можно допустить ошибку, например вместо «о» написать «а», вместо «е» написать «и»!

На самом деле гласным звукам очень обидно, если их обозначают другой буквой!

Также как и нам было бы обидно, если бы нас называли чужим именем!

Несмотря на то, что их часто путают, они очень дружные, поэтому давайте напишем красиво  гласные буквы вместе, а какие именно  буквы мы напишем слитно, скажите мне, отгадав загадку!

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло  —

Спать летит в дупло. (Сова) СЛАЙД 8.

СЛАЙД 9.

—  К нам на урок прилетела мудрая сова, которая очень любит русский язык и особенно, она любит делиться своими знаниями, чтобы мы становились умнее и грамотнее!

А какие гласные буквы есть в слове «Сова»?  

Именно эти буквы мы с вами и подружим, записав их на одной строке!

Прежде чем записать  буквы, надо открыть тетради и записать сегодняшнее число, в классе. Итак, с новой строки пропишем строчную букву «о» соединив её с буквой «а». СЛАЙД 10.

— О чём пойдёт речь на нашем занятии? Что мы с вами делали недавно?

— Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук. Будем учиться искать безударный гласный в словах и подбирать слова, в которых этот гласный становиться ударным.

СЛАЙД 11.

Запишем с новой строки слово-отгадку и обозначим ударение.

Как мы запишем слово?  (С новой строки, с заглавной буквы).

СЛАЙД 12.

Произнеси слово с ударением.

Сколько слогов?

Какой ударный?

Какой безударный?

Поставь, пожалуйста, ударение, простым карандашом (желтым мелом).

А сейчас ребята, измените слово «сова», так чтобы оно обозначало несколько. (Совы)

Запишите слово совы после тире, сколько слогов?

Произнеси слово с ударением, поставь ударение, назови безударный слог.

Молодец.

А теперь сравните первый слог в слове СОВА и первый слог в слове СОВЫ.

Одинаковые ли звуки в этих словах? (Нет)

Какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же О).

— Какой можно сделать вывод? (В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные буквы).

Сегодня на урок Сова прилетела не с пустыми руками, она доставила нам письмо от гласных звуков, так давай-те же прочитаем, о чем она хочет нам рассказать!

Читает ….

Уважаемые ребята!

Мы, безударные гласные, в словах поизносимся неотчётливо. Для проверки слово надо ставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударные – большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и пишут.

А как же быть нам, бедняжкам безударным? Мы очень обижены.

Помогите нам, друзья, ставьте нас под ударение, и мы бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучим, что правильно написать нас уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

Физминутка   

(Ветер дует нам в лицо…)

IV. Работа по теме урока.

— Как можно проверить написание безударного гласного звука? (Подобрать слово, в котором этот звук ударный).

Как это можно сделать? (Изменить слово)

Правильно, есть правило. СЛАЙД 13.

             Безударный хитрый гласный:

            Слышим мы его прекрасно.  

            А  в письме какая буква?

            Здесь поможет вам наука:

            Гласный ставь под ударенье,

            Чтоб рассеять все сомненья.

СЛАЙД 14.

Гласные ударные                           гласные безударные

   пишутся, как                                 вызывают

   слышатся.                                        сомнение.

СЛАЙД 15.

А сейчас давайте вспомним словарные слова: пенал, карандаш, учитель, ученик.

Что объединяет эти слова?

А как мы проверим безударный гласный звук?

СЛАЙД 16.

Запомните алгоритм работы с безударной гласной.

Слово «СОВА»

  • Прочитаем слово.
  • Поставим ударение.
  • Определим безударную гласную.
  • Подбираем проверочное слово 

 СОВЫ

Откройте, пожалуйста, с. 63. Есть правило на с.63 дома учить.

Упр.1

— Прочитайте.

Какую картину вы представляете, читая это стихотворение?

— Как бы вы её назвали?

— Спиши первое предложение.

— В словах обозначь ударение.

— Где начинается первое предложение?

— Как можно определить конец предложения?

— Над какими словами вы не поставите знак ударения?

— Почему? ( В словах с одним слогом и с буквой Ё).

—  Запишите, пожалуйста, по центру строки  «Упр. 1».

V. Закрепление.

Упр. 2 (устно).

— Прочитайте задание.

— Когда нужно пользоваться этой памяткой? (Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки).

— Найдите эту памятку и прочитайте.

— Пользуясь памяткой, выполните задание в паре.

(Вишня, слива, смородина)

— Прочитайте, пожалуйста, послание совы в учебнике на с. 63!

— Какие звуки называют ударными?

— Какие звуки называют безударными?

— Запомните это сообщение и выучите его дома.

— Упр.3 с.64 СЛАЙД 17.

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Постепенно увеличивайте темп.

— Прочитайте скороговорку быстро.

— Выполните задание.

— Прочитайте, на что надо обратить внимание.

— Как может обозначаться слово с безударным гласным?

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным?

VI. Рефлексия и подведение итогов урока.

— Какие гласные звуки называются ударными?

— Какие гласные звуки называются безударными?

— Какой памяткой можно пользоваться, чтобы определить ударные и безударные звуки в слове?

— Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?

— Как можно проверить написание безударного гласного звука? (Подобрать слово, в котором этот звук ударный).

— Как это можно сделать? (Изменить слово).

— Оцените свою работу.

СЛАЙД 18.

Если вам было не трудно, всё понятно  раскрасьте жёлтым цветом солнышко,

если не все задания были понятны, то — синий мячик,

если всё трудно — зелёную улитку.

Активно на уроке работали: …….

— Молодцы, урок окончен!

Дополнительно слайд 19, 20, 21, 22

1 класс. Русский язык. Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с безударным гласным в корне — Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с безударным гласным в корне

Комментарии преподавателя

§1. Безударные гласные в корне слова

В начале урока следует вспомнить, что такое буквы и звуки.

Буквы мы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим.

На письме звуки обозначаются буквами.

Какие бывают буквы и звуки?

Гласными и согласными.

Когда мы произносим согласные звуки, то во рту встречаем преграду в виде языка, зубов или губ.

Гласные звуки – [а], [о], [и], [ы], [э], [у] – состоят только из голоса.

При их произнесении воздух проходит через речевые пути свободно, не встречая препятствий.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Если ударение падает на гласный звук, то мы его называем ударным гласным звуком. Например, в слове во́дный ударение падает на первый слог.

Гласный звук [о] является ударным.

Гласный [ы] во втором слоге – безударный.

В слове может быть только один ударный гласный звук.

Безударные гласные произносятся не так отчетливо, как ударные и поэтому написание букв, соответствующих безударным звукам, обычно вызывает затруднения.

Написание таких безударных гласных, как е, а, о, и, я требует проверки.

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, следует знать порядок проверки слова.

§2. Проверка слов с безударными гласными в корне

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная стала под ударение.

Безударных гласных много,

Значит, нам нужна подмога.

Что же делать? Где решенье?

Букву ставь под ударенье.

Ты за нами поспевай,

Смело слово изменяй.

(Лебедева С. А.)

Зная это правило, следует рассуждать так:

Во-первых, следует в слове поставить ударение, определив тем самым безударные и ударные гласные звуки.

Во-вторых, изменить само слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

И наконец, услышав четко гласный звук под ударением, можно записывать само слово.

Изменить слово можно так: был много  предметов – стал один.

Например, в слове дома ударение падает на гласный звук [а], в первом слоге звук слышится нечётко: что писать – о или а?

Изменим слово: дома – дом.

Под ударением слышится о, значит, в слове дома пишем о.

А теперь рассмотрим, как подобрать для проверки однокоренное слово.

Например, в слове лесно́й ударение падает на гласный звук [о], он слышится отчетливо. Непонятно, что нужно писать в безударном положении – И или Е?

Значит, следует подобрать однокоренное слово (ведь корень во всех родственных словах пишется одинаково) так, чтобы безударный стал ударным гласным.

Подбираем: ле́с, подле́сок.

Значит, в слове «лесной» пишется буква Е.    

§3. Краткие итоги урока

Надо запомнить!

Гласные звуки состоят только из голоса. При их образовании воздух проходит через речевые пути свободно, не встречая препятствий.

Написание таких безударных гласных, как е, а, о, и, я требует проверки

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная стала под ударение.         Для этого рассуждай так:

Чтобы поставить ударение:

1. Подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Помни: корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.

2. Записать нужную букву.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.stranamam.ru/post/2769971/

https://vimeo.com/121330327

http://novyurok.ru/?fdm=aHR0cDovL3Byb3RlYWNoZXIucnUvMjAxNC8xMi8xMi9CZXp1ZGFybmF5YV9nbGFzbmF5YV8xNDE4MzU0OTAyXzQzODkyLnBwdHg=

http://www. youtube.com/watch?v=ERBEv9K8oDA

произношение — Орфография /æ/ в безударных слогах

Слоги со вторичным ударением не являются безударными

Прежде всего, важно признать, что (кроме некоторых исключительных случаев для некоторых говорящих*), /ə/ не может встречаться ни в каком вид ударного слога: не в первично-ударном слоге, но и не во вторично-ударном (или «третично-ударном») слоге. Гласная фонема / ə / встречается только в слогах без какого-либо ударения.

Первый слог числа анестезия имеет вторичное ударение, как показано в вашей транскрипции /ˌæn.əs.ˈθi.ʒə/. Существование этого вторичного ударения также вполне предсказуемо из определенного правила: все английские слова имеют какое-либо ударение (первичное или вторичное) по крайней мере на одном из первых двух слогов. А когда ударение падает на третий слог слова, второстепенное ударение обычно падает на первый слог. Это объяснение объясняет /ˌæksəˈdɛnt(ə)li/, /ˌæljuˈmɪn. j.əm/ и /ˌsætɪsˈfækʃən/ (последнее следует транскрибировать со вторичным ударением на первый слог). Гласные в первом слоге этих слов не находятся «в безударном положении» для целей сокращения гласных.

Когда используется форма алюминий , второй слог ударный, поэтому первый слог безударный и сокращается до schwa: /əˈlumɪnəm/. То же самое для / ə / ˈparent и / ə / ˈlumni. В phoˈtogr /ə/ phy второй слог ударный, а третий слог полностью безударный.

Полностью безударные закрытые слоги могут иметь /æ/ или /ə/

Осталось обсудить /m æ ɡˈnɪfəsənt/ и /ˈæk.ɹo.b х т/. В обоих из них / æ / находится в «закрытом» слоге (слог, оканчивающийся на согласную). К сожалению, /ə/ может встречаться в закрытом слоге, поэтому вы не можете полностью предсказать использование /æ/ вместо /ə/ в этих двух словах. Есть некоторые закономерности в произношении похожих слов; например вы также найдете /æt/ в конце аристократ и демократ.

Даже среди носителей английского языка есть некоторые различия в использовании /æ/ по сравнению с /ə/ в полностью безударных слогах: например, в этом сообщении в блоге британского фонетика Джона Уэллса («сильный и слабый»), вы можете увидеть слово гимнастка расшифровывается как ˈdʒɪmnæst , тогда как я (американский английский носитель) расшифровываю гласную, которую я использую в последнем слоге, как / ə /. Таким образом, использование /ə/ чаще, чем у носителей английского языка, не обязательно сделает то, что вы говорите, непонятным. Я предполагаю, что есть некоторые слова, в которых это может вызвать путаницу (хотя я не могу сейчас придумать конкретный пример).

В некоторых теориях слоги с нередуцированными гласными имеют «третичное ударение»

Хотя в предыдущем заголовке я упомянул «полностью безударные» слоги, некоторые фонологи утверждают, что наличие нередуцированной гласной, такой как /æ/, на самом деле означает, что слог имеет какое-то ударение. Это концепция «третичного стресса», которую я мимоходом упомянул в начале этого поста. В некоторых — особенно американских — транскрипциях вы можете увидеть, что третичное ударение транскрибируется с пониженным знаком ударения (тот же символ, что и вторичное ударение), поэтому слово acrobat можно записать как /ˈæk.ɹoˌbæt/. Хотя словарь American Heritage Dictionary не использует транскрипцию IPA, вы можете видеть, что он использует собственный стиль ударения на последнем слоге слова acrobat.

Это просто вопрос обозначений и анализа. Наличие «третичного стресса», к сожалению, не так предсказуемо, как наличие вторичного стресса, поэтому я не могу дать для него простого правила.

Дополнительные примечания о положении вторичного напряжения

Я сказал, что обычно можно предположить, что слово с ударением на третьем слоге имеет вторичное ударение на первом, но есть некоторые возможные исключения из этого эмпирического правила. Например, электричество может произноситься со вторичным ударением на втором слоге и без ударения на первый ( eˌlecˈtricity ; но альтернативное произношение ˌe. lecˈtricity также существует). Другой способ определения вторичного ударения — это ссылка на родственные более короткие слова. Например, случайно связано с более коротким словом случайно : первичное ударение в ˈ случайно соответствует вторичному ударению в ˌслучайно. Аналогично, «удовлетворение» связано с «удовлетворение». Но этот метод работает только тогда, когда есть родственное более короткое слово, и вы знаете положение основного ударения в этом слове.


*Запоминать не важно, но главный известный мне пример слова, которое может иметь ударение /ə/ для некоторых говорящих, это just в смысле «только», в отличие (для этих говорящих) от / ʌ /, используемого в прилагательном just. Однако я не думаю, что это различие распространено: многие говорящие имеют регулярный образец использования / ʌ / в только всякий раз, когда на нем стоит ударение, и / ə / только когда оно безударное.

фонетика — Блог — Лаборатория языковой грамотности

Наша хорошая подруга и коллега Бет Гродзин этим летом должна стать ассистентом преподавателя курса фонетики в Университете штата Юта. Мы попросили ее вести гостевой блог для нас в течение следующих двух недель, предоставив нам некоторые предложения по основам фонетики и ресурсы для SLP.

1) Ударные и безударные слоги
Не забудьте использовать правильный символ в ударных и безударных слогах:  

  • Дифтонг /eɪ/ используется в ударных слогах и в конце слов независимо от ударения. Таким образом, слова «поздно» (односложное слово — ударный слог), «дебаты» (двусложное слово — ударный слог) и «автострада» (двусложное слово — безударный слог) транскрибируются с помощью /eɪ/—/leɪt/, /dibeɪt/, /friweɪ/. Использование дифтонга / eɪ / является результатом удлинения гласных. Символ /e/ используется в безударном слоге.
    Например, поворот и декада транскрибируются как / roʊtet / и / dɛked /.
  • Дифтонг /oʊ/ также используется в ударных слогах и на концах слов независимо от ударения, поэтому слова пальто, в одиночку и на цыпочках транскрибируются с помощью /oʊ/—/koʊt/, /əloʊn/, / tɪptoʊ/. Символ /o/ используется в безударных слогах. Например, домен и телефон транскрибируются как /domeɪn/ и /tɛlɛfon/.
  • Символ /ʌ/ встречается в ударных слогах, например, в словах bud и under—/bʌd/, /ʌndɚ/. Символ / ə / используется в безударных слогах, например, в словах «одинокий» и «резервная копия» — / əloʊn /, / bækəp /.
  • В то время как /ɝ/ является напряжённой гласной, /ɚ/ считается слабой. В словах грязь и препятствие используется символ ударных слогов / ɝ / — / dɝt /, / hɝdl /. В словах «банкир» и «гендер» используется символ безударных слогов / ɚ / — / beɪŋkɚ /, / dʒɛndɚ /.

Приведенные выше правила применяются только к отдельным словам. В связной речи вам нужно будет оценить, является ли односложное слово ударным или безударным в предложении, чтобы определить правильное использование символов гласных.

2) R-цветные гласные
Держите гласные цвета r прямо с помощью этой удобной таблицы:

3) The Tap

Tap (ɾ) используется по двум основным причинам. Во-первых, используйте постукивание в словах, где ударение падает на первый слог и есть интервокальные «т» или «д». Например, лестница и масло будут транскрибироваться как /læɾɚ/ и /bʌɾɚ/. Во-вторых, используйте постукивание, когда интервокальное «т» стоит в конце ударного слога. Например, «подождал и надулся» будет транскрибироваться как / weɪɾɪd / и / paʊɾɪd /.

  Фонетические ресурсы

1) Ввод фонетических символов

Если вы похожи на меня и не заинтересованы в настройке фонетической клавиатуры на каждом из ваших устройств, вот ресурс для вас. На http://ipa.typeit.org/ вы можете напечатать любые фонетические символы, а затем вырезать и вставить их в свой документ.

2) Практика транскрипции

Вот веб-сайт практики, рекомендованный доктором Соней Мануэль-Дюпон, профессором Университета штата Юта: http://linguistics.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *