Батик техника выполнения для начинающих: техника выполнения росписи для начинающих по мастер-классу

Содержание

техника выполнения росписи для начинающих по мастер-классу

Чтобы получить цветную и раскрашенную вещь, в современном мире существует уже достаточно много способов, красок, материала для создания различных расцветок и вещей. Особое место занимает декоративная ручная разрисовка красками по древним китайским традициям батика; техника выполнения росписи ткани является не только ремеслом, но и особенным видом искусства, так как нанесение изображения требует еще и некоторого художественного таланта.

Виды батика

Самый первый способ, который существовал еще в древнем Китае — горячий батик. В наши дни, в домашних условиях также используют это метод для росписи изумительными рисунками шелковых шарфов, блузок и панно для декоративного украшения помещения. Принцип создания узоров лежит в основе работы с растопленным воском и емкостями с красителями. На ткань капают и наводят линии воском, затем ткань окрашивается красителями, так действия с воском могли неоднократно повторяться с различными красителями.

Холодный батик распространен в наше время и пришел на замену горячего с развитием химических составов, которые способны удерживать ткань от окрашивания. Такое резервирующее средство также продается в художественных магазинах наряду с красками по тканям. Шелк и его натуральные разновидности все же расписывают чаще анилиновыми красителями, они не утяжеляют легкую структуру тонкой ткани и оставляют воздушность изделия. Холодный батик чаще применяется в художественном творчестве и, конечно же, декорировании шелковых платков, шарфов и блузок.

Узелковая роспись — самая незамысловатая из всех видов батиков, родом из Индии. Рисовать кистями практически ничего не требуется, для работы нужны только емкости для краски и толстые нитки, которыми связывают изделие в различные узлы, чтобы получились спирали или пестрые звезды. Ткани сворачивают нитками, связывают между досок для получения повторяющихся узоров и окунают в красящую жидкость.

Свободный батик немного отходит от своих традиций, он выполняется без резервирующих веществ, это полностью ручная раскраска кистями. Рисунки получаются с воздушными и туманными стилями рисования.

Смешанная разрисовка ткани включает в себя все методы батика, но доступна в выполнении опытными мастерами, знающими все особенности и художественные приемы.

Модный шарфик

Рассмотрим наглядный мастер-класс для начинающих по росписи на ткани своими руками на примере нетрудной работы.

Чтобы сделать платок своими руками, нам потребуются такие материалы:

  1. Рамка из деревянных реек;
  2. Кусок шелка желаемого размера;
  3. Резервирующий состав, предназначенный для холодного батика, прозрачного цвета;
  4. Спринцовка;
  5. Стеклянная трубка для резерва;
  6. Краски для батика по шелку;
  7. Кисти;
  8. Эскиз рисунка на бумаге;
  9. Канцелярские гвозди с шляпками.

Шаг 1. Кусок ткани нужно предварительно отстирать в горячей воде без добавления моющих средств. В мокром состоянии плотно натянуть на рамку с помощью кнопок, подложить под низ эскиз рисунка, навести карандашом на ткани, если это нужно.

Шаг 2. Набираем в стеклянную трубку резервирующий состав. Для этого нужно опустить трубку в емкость с жидкостью, сжать спринцовку и плотно прижать сопло сверху трубки, постепенно отпуская грушу, втянуть половину мини-бака трубки. Достаньте трубку соплом вверх и вытрите лишнее салфеткой, осторожно не повредив тонкое стекло.

Чтобы навести очертания рисунка, леечку ставят перпендикулярно поверхности ткани и проводят линии, следя за непрерывностью рисунка.

Шаг 3. Начинаем наносить краску. Возьмите ее мокрой кистью, когда вы начнете заполнять внутренности получившихся островков из резерва, краска не будет вытекать наружу. Нанесение растворенной водой краски позволит сделать водные разводы. Оттените места неразведенной краской. Позволено применять несколько цветов в одном островке для плавных переливов.

Шаг 4. По завершении окрашивания ждем высыхания несколько часов и проглаживаем горячим утюгом. После чего работу оставляют на сутки, затем простирывают и сушат.

Помните, что резервирующий состав тоже может иметь цвет и вы можете использовать его в качестве контура. Он также не смываемый.

Идеи для творчества

Современные хозяйки хотя бы раз прибегали к окрашиванию одежды в домашних условиях. Роспись по ткани хоть и требует определенных затратных покупок и инструмента, но в современном мире индивидуальность стала доступной. Многие материалы достаточно упростились в применении, а чтобы разрисовать вещь, самое трудное — это выбрать рисунок или узор.

Видео по теме статьи

техника выполнения и материалы для росписи, мастер-класс

Если вы хотите создать красоту из ничего, почувствовать себя волшебником, создающим удивительные вещи, тогда обязательно нужно обучиться росписи холодный батик. Холодный батик, техника выполнения которого заинтересует не только взрослого, но и ребенка старшего дошкольного возраста, — это роспись ткани специальными красками.

История возникновения

Слово «батик» пришло к нам из Индонезии. В переводе читается как «капля воска». Этот стиль росписи на ткани получился благодаря особенностям нанесения рисунка.

В начале XX века к увлечению ручной росписью тканей привело появление в Европе восточных тканей. Батик пережил второе рождение. Развитие европейского батика происходило по схеме: Голландия, Великобритания, Германия.  Германия в настоящий момент остается лидером в сфере «необычного вида прикладного искусства». Европейцам было сложно воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика, поэтому появился довольно простой, доступный и удобный в выполнении вид росписи: холодный резерв и другие технологии крашения. В России метод холодного батика стал популярным в промышленности с 1936 года. Таким способом стали изготавливать шарфы, платки, галстуки, скатерти, салфетки, абажуры.

Позднее возникла живопись на ткани, декоративное панно и картины. Во многих странах  широкое распространение батик получил в 70-80-е годы.

Необходимые инструменты

Для новичков подойдет простая техника холодный батик. Вам не нужно будет тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы нужно подготовить все необходимые инструменты.

  • Стеклянная палочка.

Это главный прибор для работы с жидкостью. Она представляет собой  полую прозрачную соломинку длиной 15-20 сантиметров, на конце которой  с круглый резервуар, из которого выходит закругленный острый носик. Во время работы палочку нужно слегка отклонить, прижать носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. Нужно следить, чтобы  жидкость не вылилась обратной стороны.

  • Кисти.

Для работы с красками вам понадобятся кисти разного размера и диаметра. Лучше выбрать кисточки с натуральным ворсом. Тонкие кисти используйте для обработки мелких деталей, более широкие подойдут для нанесения основных цветов. Для окрашивания широких фоновых пространств вам могут пригодиться и ватные диски.

Обычно холодный батик выполняется на хлопке, шелке, шерсти, редко — синтетической материи. Сейчас многие художники подбирают новые рабочие материалы —  более толстые и грубые ткани.

Если вы выбрали для работы плотный материал, советуем обводить рисунок более широким резервирующий контуром как с лицевой, так и с изнаночной сторон.

Также приобретите специальный набор красок для батика, состоящий из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

Обратите внимание на свойства красителя — некоторые виды универсальны, другие подходят для крашения одних определенных видов ткани. Не забудьте о резервирующем составе – выбирайте  вещество с резиной, бензином, воском или вазелином в составе.

Техника выполнения

Технология выполнения холодного батика проста. Изначально нужно растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка. Для этого желательно использовать водорастворимые карандаши.

Дальше с помощью специального резервирующего состава по основным линиям рисунка наносится сплошной контур. Основная задача в том, чтобы в контуре не было разрывов и зазоров и  краска, нанесенная на следующем этапе, не растеклась.

Запомните одну маленькую хитрость. С помощью воды можно проверить правильность нанесения резервирующего состава. Для этого несколько капель воды брызгают на обратную сторону ткани в каждую ячейку, которая образованна резерватором.

Вода не должна просачиваться сквозь резерв в элемент рисунка.

В противном случае нужно подсушить это место, добавить еще каплю вещества, замкнув контур.

Далее идет непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков! Для одной ячейки можно применять несколько разных красок. Готовое изделие нужно полностью высушить. Для закрепления цвета рекомендуют запарить работу и с помощью утюга закрепить рисунок на ткани.

Вариант на платке

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, предлагаем вам мастер-класс по созданию  расписного шелкового платка. Для этого понадобится квадратный шелковый платок без рисунка.

  1. Нарисуйте эскиз будущего узора на листах формата А4.

  1. На специальный подрамник натяните платок и закрепите его с помощью степлера.

  1. Поверните платок изнаночной стороной к себе. С помощью простого карандаша перенесите рисунок на ткань. Контур обведите черным резерватором.

  1. Распишите рисунок в цветных тонах, при этом оставив фон белым.

  1. Возьмите ватный диск и затонируйте фон, создавая плавный переход от одного цвета к другому. После полного высыхания фона нанесите изображение с помощью черного резерва на нем.

  1. Далее затонируйте части изображения в контуре и переверните платок на лицевую сторону. С помощью быстрых движений нанесите тонкие завершающие детали.

Желательно запарить работу, чтобы закрепить цвет изделия. Для этого замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Заготовку нужно свернуть трубочкой, а потом — бубликом. Подвесьте сверток над кастрюлей с водой. В таком положении вещь париться часа два. После этого снимите, разверните и постирайте при тридцатиградусной температуре платок. Сухое изделие нужно осторожно прогладить утюгом на минимальной температуре. Красивый и стильный аксессуар готов!

Вот несколько вдохновляющих картинок и трафаретов для создания холодного батика:

Видео по теме статьи

Смотрите и вдохновляйтесь!

техника выполнения и мастер класс из ткани

Батиком называют ручную роспись по ткани с использованием специальных резервирующих составов и красителей. Эта очень древняя техника росписи появилась в Китае как способ окрашивания натурального шелка, а затем распространилась по всему миру. В технике батик выполнены красочные индийские сари, русские сарафаны, замысловатые китайские и японские кимоно. В зависимости от вида резервирующего состава различают горячий и холодный батик. В горячем батике в качестве резерва используется воск, который наносят с помощью специального инструмента – чантинга. После завершения росписи воск удаляется с поверхности ткани. В технике горячего батика получают многослойные картины с эффектом росписи. Батик довольно прост в своей технике выполнения, так давайте сделаем эту поделку!

Учимся работать в технике батик своими руками: техника выполнения

При росписи в технике холодного батика используются специальные резервирующие составы, которые наносятся с помощью специальной стеклянной трубочки. Холодная роспись применяется в основном на шелковых тканях и предполагает более аккуратное и тщательное нанесение, как резерва, так и красителя, так как создается однослойный рисунок и исправить потеки и стыки краски практически невозможно.

В зависимости от способа нанесения красителя различают технику свободной росписи, сибори и бандан. Свободная роспись или свободный батик заключается в использовании солевого раствора, которым или пропитывают ткань, или добавляют в краситель, после чего расписывают. В результате краситель не растекается по ткани, что дает возможность получать очень красивые свободные мазки. В работах, как правило, применяется смешанная форма свободной росписи и холодного батика, когда некоторые фрагменты четкого рисунка дорабатываются свободными мазками.

Техника сибори или шибори, как ее еще называют, имеет японские корни и заключается в определенном складывании ткани перед окрашиванием.  Эта древняя технология немного схожа с техникой оригами.

Техника бандан, как и шибори является разновидностью узелкового батика, но отличается тем, что ткань для окрашивания не складывается, а перевязывается мелкими узелками или нитями различной толщины по определенной схеме. Узелки после окрашивания удаляется и в результате получается узор из окрашенных и неокрашенных участков. При необходимости ткань можно окрашивать несколько раз, убирая старые узелки и добавляя новые.

В настоящее время узелковая роспись встречается в более простых вариантах – в виде окрашенных одного или нескольких кругов с плавными или более резкими границами переходов в зависимости от способа окрашивания. Очень красиво смотрятся шарфы, футболки и платья, выполненные в технике узелкового батика.

Несмотря на такое разнообразие способов росписи тканей, самым простым и в тоже время необыкновенным остается техника свободного батика, так как его техника выполнения позволяет проявить себя даже начинающему художнику без особых художественных навыков.

Для тех, кому интересна ручная роспись по ткани в целом и техника свободной росписи в частности представляем мастер-класс по окрашиванию обычной футболки, который подойдет даже для начинающих художников.

Этапы росписи футболки.

Возьмите футболку темного цвета и разложите на ровной горизонтальной поверхности и при помощи воска в стике нанесите рисунок на лицевую сторону изделия. в данном случае это надпись на английском языке, вы же можете нанести любой узор в зависимости от ваших навыков рисования.

В емкости с пульверизатором смешиваем отбеливатель с водой в соотношении 3:1 и начинаем опрыскивать футболку сверху вниз. После того как смесь хорошо впитается переверните футболку и хорошо опрыскайте ее заднюю часть.

Дожидаемся заметного изменения цвета ткани и тщательно ополаскиваем футболку в теплой воде (не забудьте надеть перчатки), остатки воска удаляем с помощью обычного кухонного ершика. Затем простирываем футболку в стиральной машине с небольшим добавлением стирального порошка, просушиваем ее и наслаждаемся результатом.

Подобным образом можно расписать абсолютно любой предмет одежды, а также текстильные сумки и даже обувь. Вместо отбеливателя можно использовать различные красители в зависимости от вида ткани, которую собираетесь расписывать. Помимо росписи уже готовых изделий в технике батик можно окрасить любую ткань и уже из нее сшить определенное изделие, например платок или шарф.

Видео по теме статьи

В заключение несколько видео сюжетов об основных способах ручной росписи по тканям, после просмотра которых вы самостоятельно сможете создавать не только оригинальные предметы гардероба в технике батик, но и различные панно и картины для украшения интерьера или в качестве оригинального подарка родным и близким.

Батик для начинающих | Экзотическое искусство Индии

Список желаний Прошлые заказы

Включая НДС

Количество

12345678121314151617181920

 Доставка в течение 1-3 дней

Сообщите мне, когда этот товар будет доступен

90 Код: 90 ИДК715 Автор: Шанта Дешпанде Издатель:
Бхаратия Видья Бхаван Издание: 2003 Страниц: 32 (9 цветных иллюстраций) Крышка: Мягкая обложка Прочие детали 8,5″ X 5,5″ Вес 60 г

Полностью застрахован

Поставляется в 153 страны

Более 1 млн клиентов по всему миру

100% сделано в Индии

23 года в бизнесе

Предисловие

«Батик» — это индонезийское слово, происходящее от «титик» или «тик», означающее немного или каплю. Это относится к крошечным каплям расплавленного воска, используемым в дизайне, чтобы противостоять краске.

Батик – редкое искусство. Очень немногие люди практикуют это искусство, так как оно требует большого терпения и постоянных усилий, чтобы овладеть им. И все же конечный результат доставляет художнику огромную радость и волнение.

Поскольку книги по батику не так легко найти на рынке, я подумывал написать одну в течение последних трех или четырех лет; и я очень рад, что мои усилия наконец принесли плоды. Мой сын Шириш, художник-график, очень помог мне в придании этой книге конкретной формы.

Способы выполнения батика могут быть различными; но я дал в этой книге два метода, которые я практиковал в течение последних десяти лет.

Первый метод проще для новичков, а необходимые для него красители легко доступны на рынке. Нетерпеливые и любознательные художники, желающие овладеть этим редким искусством, могут легко следовать первому методу и испытать острые ощущения от создания разнообразных дизайнов батика.

Во втором методе используются кислоты. Кислоты делают батик более привлекательным и ярким. Поскольку кислоты вредны, при обращении с ними следует соблюдать осторожность, чтобы они не попали на руки и чтобы их пары не попали в глаза или нос.

Считается, что эта очень древняя техника батика зародилась в Индонезии давным-давно в I-II веках нашей эры, а художники-индусы, поселившиеся там, развили это искусство. Но батик процветал в основном под властью королей Восточной Явы между 13 и 16 веками. Теперь яванцы сделали батик очень своим.

В Индии батик был впервые представлен в Шантиникетане в Западной Бенгалии; особенно Калькутта славится батиками. Многие художественные учреждения теперь включили это в свои программы.

Студенты и любители искусства могут вначале следовать простому и легкому первому методу батика, для которого готовые цвета доступны на рынке.

Я надеюсь, что эта книга, безусловно, поможет любознательным, нетерпеливым художникам, занимающимся батиком самостоятельно. Я с ними всяческих успехов.

О книге

«Батик для начинающих» очень полезен для художников, которые заинтересованы в изучении техники искусства батика, но не имеют доступа к простой книге «научи себя», чтобы побудить их сделать решительный шаг. Даже те, кто пробовал себя в этом виде искусства, будут вдохновлены на дальнейшие эксперименты.

Книга дает подробный пошаговый процесс батика простым языком, а также различные сочетания цветов и простой дизайн для практики. Также доступна версия книги на маратхи.

Об авторе

Шанта Дешпанде, в возрасте семидесяти одного года, до сих пор занята изготовлением различных изделий из батика, поздравительных открыток. Настенные ковры и т. д. различных размеров и цветовых сочетаний и экспонирует их на групповых художественных выставках.

С детства она увлекается творчеством, таким как рисование, живопись, вышивка, вязание спицами, крючком и вышивка.

Она выпускница S.N.D.T. Колледж, Пуна (1954 г.) с рисованием и живописью в качестве добровольного предмета. Она B.Ed. Университета Карнатаки (1971 г.), а в 1971 г. прошла курс Advanced Drawing & Painting. Примерно в 1970 г., когда краски для ткани только появились на рынке, она проводила занятия по росписи ткани в Белгауме.

Будучи учителем-предметником в средней школе для девочек в течение девятнадцати лет и домохозяйкой, у нее было очень мало шансов попрактиковаться в своем искусстве. Но в этот период она часто посещала художественные выставки при каждом удобном случае. Она столкнулась с искусством батика на некоторых выставках, которые пробудили в ней большое любопытство к этому редкому искусству. Она собрала информацию об этом искусстве из разных источников и начала экспериментировать самостоятельно. Только после выхода на пенсию у нее появилась свобода заняться этим серьезно и всем сердцем.

В 1993 году она провела свою первую индивидуальную выставку батика, картин маслом (портреты) и картин на ткани в художественной галерее Milieu в Пуне, одна из которых прошла в художественной галерее Balgandharva в 1996 году, а другая — в Ravindra Kala Kunj в 1998 году под ее брендом. название «Выбор матери». Затем, в июле 2000 года, она имела честь продемонстрировать свое искусство батика в выставочном зале Shyam Ahuja в Пуне под эгидой Nag Foundation в Пуне.

Посетители высоко оценили ее работы по батику и выразили желание узнать больше о батике. Она часто чувствовала нехватку книг по батику и подумывала написать книгу, которая была бы полезна любознательным любителям искусства, которые хотят научиться этому захватывающему, редкому искусству и хотели бы поэкспериментировать дома. Эта мысль развила в ней желание написать эту книгу. Недавно Чханда кала Вардхини из Пуны опубликовала видео компакт-диск с демонстрацией ее батика на маратхи.

Содержимое

Глава I.
Предисловие 7
Сообщение 8
Предисловие 9
Подтверждение 10
1. Что такое батик? Краткое введение 11
2. Материал, используемый для батика 13
3. Химические вещества, используемые для батика 15
4. Краски Нептол 17
5. Подготовка ткани к окрашиванию 19
6. Нанесение воска 21
7. Приготовление красителя (Метод-I) 23
а) Базовое решение — Процесс
б) Солевой раствор — Процесс
8. Удаление воска 25
9. Красящие препараты (Метод-II) 27
10. Нептоловые красители, используемые в Method-II 29
11. Применение батика 31
Примеры страниц

Карамель и черное батик-сари ручной работы из Мадхья-Прадеша с принтом в виде роз

Блузка/нижняя юбка на заказ по размеру

184,50 €

БЕСПЛАТНАЯ доставка

246 € (скидка 25%)

Разноцветное батик-сари из Мадхья-Прадеша с принтом пейсли и цветами

Блуза/нижняя юбка на заказ по размеру

95 €

Нет в наличии

Ткань Salwar Kameez, окрашенная в цвет батик Green-Oasis, с белыми цветами

Индивидуальный заказ по размеру

69 €

Нет в наличии

Разноцветное батик-сари из Мадхья-Прадеша с изображением Кришны и коров (Гопала)

Блузка/нижняя юбка на заказ по размеру

107 €

Нет в наличии

Ткань Salwar Kameez, окрашенная в технике батик, с цветочным принтом

Индивидуальный заказ по размеру

69 €

Нет в наличии

Пламя-красно-бежевое батик-сари с принтом из Мадхья-Прадеша с окрашенной каймой и анчалом

Блузка/нижняя юбка на заказ по размеру

71,25 €

БЕСПЛАТНАЯ доставка

60006 60005 9039 €

  • Эластичная юбка лавандового цвета с батиковым принтом

    Длина 39 дюймов, эластичная талия до 42 дюймов

    14 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Best Seller

    06 305 28 909 € (50% скидка)

  • Черно-белый кафтан, окрашенный в технике батик, с принтом в виде слонов

    Свободный размер

    32 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Бестселлер

    Другие цвета

    Длинная юбка с запахом, окрашенная в цвет батик

    Длина 43 дюйма Талия до 42 дюймов

    25 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Бестселлер

    Другие цвета

  • Окрашенное в батик платье с нитками и принтом деревьев по краю

    Свободный размер

    32 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Бестселлер

    Другие цвета

    Платье с принтом, цветами батик и вышивкой нитью

    Свободный размер

    38 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Бестселлер

    Платье цвета батик горько-красного и сливового цвета с дори на спине

    Размер # L

    44 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Другие цвета

    Черный короткий кафтан батик из Кашмира с вышивкой нитками

    Свободный размер

    44 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Рубиново-винное батик-сари из Мадхья-Прадеша с окрашенной каймой

    Блузка/нижняя юбка на заказ по размеру

    95 €

    Нет в наличии

    Батик: для подготовительных курсов (учебно-практическое руководство)

    Координатор Nalini

    Сокровища культуры: текстиль малайского мира

    Автор R. D. Choudhury

    37 €

    Нет в наличии

    Ручные ткацкие станки и ремесла Мадхья-Прадеша

    Свати Митра

    27 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Хануман

    Анант Пай

    17 €

    Бестселлер

    Шримад Деви Бхагаватам 2 части (бд.в 1)

    По пер. на английский Свами Виджнянананда, псевдоним Хари Прасанна Чаттерджи

    70 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Бестселлер

    Боги и богиня Индии: Дурга

    Б.К.Чатурведи

    Кали Мать

    Сестра Ниведита

    12 €

    Бестселлер

    दमा: Астма (гомеопатия и аюрведическое лечение)

    By अरविन्द सोढानी (Арвинд Содани)

    24 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    30 € (скидка 20%)

    Шива-Парвати

    Ашиш Кхокар

    14 €

    Нет в наличии

    Культура индиго в Айсе (растение, продукт и сила)

    Капила Ватсьяян и Гопалкришна Ганди

    52 €

    БЕСПЛАТНАЯ доставка

    Основы текстиля и ухода за ним (пятое издание)

    Сушила Дантяги

    Добавить отзыв

    Задать вопрос

    Комментарий *

    Полное имя *

    Электронная почта *

    Мобильный

    Если вас беспокоит конфиденциальность, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности

    .

    Категории книг

    Эстетика (115)

    Архитектура (1467)

    Буддизм (225)

    Народ (39)

    Богиня (55)

    Боги (117)

    ИСТОРИЯ (784)

    Иконография (145)

    Ислам (45)

    Ювелирные изделия (47)

    Modern (63)

    (349)

    Sculptpt (221)

    Тантра (186)

    Отправить как бесплатную онлайн-поздравительную открытку

    Примечание (опционально)

    Отправить другу по электронной почте

    Что такое техника окрашивания батик и что она включает?

    Узнайте о загадочном происхождении этой древней техники окрашивания тканей воском

    Хотя большинство людей ассоциируют батик с движением хиппи и эстетикой, связанной с восточными культурами, мало кто знает правду об истории этой техники.

    На протяжении веков батик восхищал своей сложностью и богатством, а в деревнях Юго-Восточной Азии он даже стал признаком местной идентичности. Ассоциируемый с духовностью и самобытностью, батик — это текстильное искусство, полное истории.

    В этом посте мы делимся некоторыми удивительными подробностями о его происхождении.

    Рисунок южноамериканской серой лисы в стиле батик, выполненный художником Икаро Батик.
    Что такое батик?

    Батик — одна из старейших в мире техник окрашивания тканей. Горячий воск наносится на ткань перед пропиткой ее красителями. Участки, покрытые воском, сохраняются и сопротивляются краске, в то время как остальная часть ткани впитывает ее. Воск препятствует тому, чтобы ткань впитывала краску. Зная, как работает окрашивание воском, вы сможете создать свой собственный уникальный эффект.

    Какие материалы и инструменты мне нужны?

    Прежде чем вы начнете опробовать эту технику на себе, вам необходимо собрать следующий список основных материалов и научиться использовать каждый предмет:

    — различные типы тканей, такие как лен, бежевый или белый креа, бежевый или белая оснабург, и переработанные ткани
    — различные виды воска, такие как парафин или пчелиный воск.
    — красители
    — различные инструменты, в том числе тянтинг (похожий на ручку, используемый для нанесения воска) и горшки

    Аристократки, занимающиеся батиком в Юго-Восточной Азии.
    Таинственное происхождение батика

    Одна из самых любопытных особенностей батика заключается в том, что до сих пор остается множество вопросов о том, откуда он взялся. Некоторые исследования предполагают, что он существует уже более тысячи лет, доказательства чего были найдены в Египте. Там были найдены остатки тканей, окрашенных воском, которые, как полагают, пришли из Индии или Персии. Этот метод также был найден в Азии, Африке и Латинской Америке.

    Некоторые теории предполагают, что батик восходит к 200 г. до н.э. в Китае, в провинции Гуйчжоу, а оттуда он мигрировал в Юго-Восточную Азию. Именно в последней части мира он стал настолько популярным и получил название, под которым мы его теперь знаем.

    Отреставрированный кусок ткани, окрашенной батиком, найденный в Египте.
    Эволюция техники и ее расцвет

    Батик — слово, происходящее от термина «амбатик». «Амба» означает «писать», а окончание «тик» означает «небольшое место, капля». Таким образом, этот термин относится к рисунку, состоящему из маленьких капель.

    Когда техника впервые появилась в Юго-Восточной Азии, только аристократки могли практиковать ее по очень простой причине: только у них было достаточно времени для этого. Когда они начали просить, чтобы их слуги помогали им в выполнении задачи, их сотрудники также изучили эту технику, и именно поэтому она стала популярной. Со временем они помогли искусству развиваться и распространяться.

    Использование саронга, длинного куска ткани, который оборачивают вокруг тела и носят как мужчины, так и женщины, популяризировало рисунки батика.

    Чем больше распространялась техника батика, тем больше она развивалась. Он охватывал знания и новые обычаи, в результате чего символы, связанные с духовностью и повседневной жизнью людей из разных областей и социальных слоев, были включены в дизайн.

    Батик стал настолько важной частью культуры Юго-Восточной Азии, что люди начали создавать изделия с особыми узорами и символами, которые идентифицировали группы. Даже использование определенных цветов стало ассоциироваться с принадлежностью к определенным социальным классам и географическим районам. Другими словами, символика, узоры и цвета выражали местную идентичность владельца.

    Мужчины из Юго-Восточной Азии в саронгах.
    Индустриализация против консервации

    Техника батика стала настолько популярной в прошлом столетии – периоде глобализации – что со временем ее стали производить в промышленных масштабах с использованием штампов. Эта техника называется батик кепка и отличается от техники батик тулис , которая выполняется вручную.

    Батик тулис выполняется с помощью инструмента под названием tjanting . Тантинг обычно делается из меди, похож на ручку и используется для нанесения горячего жидкого воска на ткань.

    Тантинг похож на шариковую ручку.
    Восстановление оригинальной техники

    Сегодня эта техника стала популярной во многих частях мира, но те, кто относятся к ней с уважением, стремятся прославить ее историю. Многие из этих художников начинают с более традиционной техники резервного окрашивания, которая выполняется путем связывания определенных участков ткани или сохранения их перед тем, как ткань подвергнется воздействию красителей.

    Если вы заинтересованы в более глубоком изучении традиционного метода батика, запишитесь на курс Batik Illustration: Wax-Resist Dyeing. Под руководством художника по текстилю и иллюстратора Икаро Батика вы научитесь создавать дизайн, вдохновленный природой, полный цветов, контрастов и текстур, которые часто ассоциируются с этой техникой.

    Английская версия @eloiseedgington.

    Вам также может понравиться:

    — Учебное пособие по окрашиванию текстиля: пигменты на растительной основе
    — Учебное пособие по окрашиванию галстуков: техника смятия для начинающих
    — Материалы, необходимые для блочной печати на ткани

    Что такое батик? – THE CRAFT ATLAS

    Батик – это техника окрашивания, устойчивая к воску, наносимая на всю ткань или на ткань, изготовленную с использованием этой техники. Батик изготавливается либо путем рисования точек и линий резиста с помощью инструмента с носиком, называемого с наклоном или путем печати резиста с медным штампом, называемым колпачком . Нанесенный воск устойчив к красителям и, следовательно, позволяет мастеру выборочно окрашивать ткань, пропитывая ткань одним цветом, удаляя воск кипящей водой и повторяя, если требуется несколько цветов.

    Традиция изготовления батика существует в различных странах, включая Индонезию, Сингапур, Малайзию, Индию, Бангладеш, Шри-Ланку и Нигерию; однако батик Индонезии является самым известным. Индонезийский батик, сделанный на острове Ява, имеет долгую историю аккультурации, с разнообразными узорами, на которые повлияли самые разные культуры, и является наиболее развитым с точки зрения узора, техники и качества изготовления. В октябре 2009 г., ЮНЕСКО назвала индонезийский батик шедевром устного и нематериального наследия человечества.+

    Слово батик имеет яванское происхождение. Оно может происходить либо от яванского слова amba («писать») и titik («точка»), либо может происходить от гипотетического протоавстронезийского корня *beCík («татуировать»). Это слово впервые упоминается на английском языке в Британской энциклопедии 1880 года, где оно пишется как battik . Это засвидетельствовано на Индонезийском архипелаге во время голландского колониального периода в различных формах: мбатек , мбатик , батек и батик .

    Батик традиционно продается отрезками по 2,25 метра, используемыми для каин панджанг или саронг. Его носят, оборачивая вокруг бедра или превращая в шляпу, известную как блангкон. Полотно может быть заполнено сплошным единым узором или разделено на несколько секций.

    Определенные узоры используются только на определенных участках ткани. Например, ряд равнобедренных треугольников, образующих 9Для головы обычно используется мотив 0909 пасунг , а также диагональные цветочные мотивы, называемые дхлоронг . Однако иногда в организме обнаруживаются пасунг и дхлоронг . Другие мотивы, такие как buketan (букет цветов) и птицы, обычно используются либо в голове, либо в теле.

    Поскольку каждый регион имеет свой собственный традиционный узор, батик обычно различают по региону, в котором он был создан, например, батик Соло, батик Пекалонган и батик Мадура. Батики с Явы можно разделить по их общему рисунку и цветам на батик педаламан (внутренний батик) или батик песисир (прибрежный батик). Батики, которые не попадают ни в одну из этих двух категорий, обозначаются только по своему региону. Картирование рисунков батика из всех мест Индонезии показывает сходство и отражает культурную ассимиляцию в рисунках батика.

    Яванский батик

    Внутренний батик или батик кратон (яванский придворный батик) — старейшая форма традиции батика, известная на Яве. Внутренний батик имеет землистые цвета, такие как черный, индиго, коричневый и соган (коричнево-желтого цвета из дерева Peltophorum pterocarpum ), иногда на белом фоне, с символическими узорами, в основном свободными от внешнего воздействия. Некоторые узоры зарезервированы для королевской семьи, а другие носят в особых случаях. Например, на яванской свадьбе невеста носит определенные узоры на каждом этапе церемонии. Известные внутренние батики производятся в Соло и Джокьякарте, городах, традиционно считающихся центром яванской культуры. Батик Соло обычно имеет фон соган и хранится судом Сусухунан и Мангкунегаран. Batik Jogja обычно имеет белый фон и хранится в султанате Джокьякарты и дворе Пакуаламан.

    Прибрежный батик

    Прибрежный батик производится в нескольких районах северной Явы и Мадуры. В отличие от внутреннего батика, прибрежные батики имеют яркие цвета и узоры, вдохновленные широким спектром культур в результате морской торговли. Повторяющиеся мотивы включают европейские цветочные букеты, китайский феникс и персидских павлинов. Известные прибрежные батики производятся в Пекалонгане, Чиребоне, Ласеме, Тубане и Мадуре. В Пекалонгане самая активная индустрия батика. [1]

    Известный подтип прибрежного батика под названием Jawa Hokokai не относится к конкретному региону. Во время японской оккупации Индонезии в начале 1940 года производство батика сильно сократилось из-за нехватки материалов. Тем не менее, мастерские, финансируемые японцами, смогли производить чрезвычайно прекрасные батики под названием Jawa Hokokai . [1] Общие мотивы Hokokai включают цветы японской вишни, бабочек и хризантем.

    Другой прибрежный батик под названием tiga negeri (батик трех земель) относится к трем регионам: Ласем, Пекалонган и Соло, где батик окунали в красный, синий и соган красители соответственно. По состоянию на 1980 год батик tiga negeri производился только в одном городе. [1]

    Суданский батик

    Суданский или прианганский батик — термин для обозначения батика из Прианганского региона Западной Явы и Бантена. [34] Хотя прианганский батик может быть окрашен в широкий спектр цветов, в некоторых его вариантах предпочтение отдается индиго. Натуральный краситель индиго из Indigofera является одним из старейших известных красителей на Яве, и его местное название tarum дало название реке Цитарум и королевству Таруманагара, что предполагает, что древняя Западная Ява когда-то была основным производителем природного индиго. Известный прианганский батик производится в Чиамисе, Гаруте и Тасикмалая. Другие традиции включают батик Кунинган под влиянием батика Чиребон, батик Бантен, который развивался совершенно независимо, и более старую традицию батика Бадуй.

    Батик Бантен выполнен в ярких пастельных тонах и представляет собой возрождение утраченного искусства султаната Бантен, вновь обнаруженного в ходе археологических работ в 2002–2004 годах. Было идентифицировано двенадцать мотивов из таких мест, как Суросован и некоторых других мест.

    Батик Бадуй использует только цвет индиго в оттенках от иссиня-черного до темно-синего. Его традиционно носят как iket , тип суданского головного убора, похожий на балийский udeng , народом Внешнего Бадуя из Регентства Лебак, Бантен.

    Суматранский батик

    Торговые отношения между королевством Мелаю в Джамби и прибрежными городами Явы процветают с 13 века. Следовательно, прибрежный батик с северной Явы, вероятно, повлиял на Джамби. В 1875 году Хаджи Махибат из Центральной Явы возродил приходящую в упадок индустрию батика в Джамби. Деревня Мудунг Лаут в районе Пелаянган известна производством батика Джамби. Батик Джамби, как и яванский батик, оказал влияние на малазийский батик.

    Народ минангкабау также производит батик под названием batiak tanah liek (глиняный батик), в котором глина используется в качестве красителя для ткани. Ткань погружают в глину более чем на 1 день, а затем украшают мотивами животных и растений. Батик из Бенгкулу, города на западном побережье Суматры, называется Батик Бесурек , что буквально означает «батик с буквами». они черпают вдохновение в арабской каллиграфии.

    Балийский батик

    Изготовление батика на острове Бали — относительно новая, но быстрорастущая отрасль. Многие узоры вдохновлены местными узорами, которые нравятся местным балийцам и местным туристам. Предметы природы, такие как цветы франжипани и гибискуса, птицы или рыбы, а также повседневные занятия, такие как балийская танцовщица и нгабен процессии или религиозные и мифологические существа, такие как баронг , кала и крылатый лев, являются обычным явлением. Современные мастера батика свободно выражают себя в самых разных темах.

    Современный батик на Бали не ограничивается традиционным или ритуальным ношением. Некоторые дизайнеры продвигают балийский батик как элегантную ткань, из которой можно сделать повседневную или формальную одежду. Использование батика высокого класса, такого как батик ручной работы tulis , может показать социальный статус.


    Малайзия

    Батик упоминается в малайских анналах XVII века. Легенда гласит, что Лаксамана Ханг Надим получил приказ короля Малакки Султана Махмуда отплыть в Индию, чтобы купить 140 кусков ткани (батик) serasah с 40 видами цветов, изображенными на каждом. Не найдя ничего, отвечающего объясненным ему требованиям, он составил свое собственное. По возвращении, к сожалению, его корабль затонул, и ему удалось привезти только четыре предмета, что вызвало недовольство султана. [41] [42]

    Метод изготовления малайзийского батика отличается от метода изготовления индонезийского яванского батика, узор крупнее и проще, лишь изредка используется кантинг для создания сложных узоров. Он в значительной степени зависит от рисования кистью для нанесения цветов на ткани. Цвета также имеют тенденцию быть светлее и ярче, чем яванский батик насыщенного цвета. Самые популярные мотивы – это листья и цветы. Малазийский батик часто изображает растения и цветы, чтобы избежать интерпретации изображений людей и животных как идолопоклонства в соответствии с местной исламской доктриной. [43] Тем не менее, тема бабочки является распространенным исключением.

    Индия

    Известно, что индийцы используют резистивный метод печати рисунков на хлопчатобумажных тканях, который существует уже 2000 лет. Изначально для печати на тканях использовали воск и даже рисовый крахмал. До недавнего времени батик производился только для платьев и сшитой на заказ одежды, но современный батик применяется во многих предметах, таких как фрески, настенные ковры, картины, домашнее белье и шарфы, с более живыми и яркими узорами. [16] Современным изготовлением батика в Индии также занимаются глухие женщины из Дели. Эти женщины свободно говорят на индийском языке жестов, а также работают в других профессиональных программах. [44]

    Шри-Ланка

    За последнее столетие изготовление батика в Шри-Ланке прочно утвердилось. Индустрия батика в Шри-Ланке — это небольшая отрасль, в которой могут быть задействованы индивидуальные дизайнерские таланты, и в основном она работает с иностранными клиентами с целью получения прибыли. В настоящее время это самое заметное из ремесел острова с галереями и фабриками, большими и малыми, которые возникли во многих туристических зонах. Ряды небольших киосков, продающих изделия из батика, можно найти вдоль всей полосы Галле-роуд в Хиккадуве. С другой стороны, Махавева славится своими фабриками по производству батика. [45] [46]

    Китай

    Батик делают этнические народы юго-запада Китая. Народы мяо, буйей и гэцзя используют метод стойкости к краске для своих традиционных костюмов. Традиционные костюмы состоят из декоративных тканей, которые получаются путем плетения узоров и вощеной стойкости. Почти все мяо украшают коноплю и хлопок, нанося горячий воск, а затем погружая ткань в краску индиго. Затем ткань используется для юбок, вставок на куртках, фартуков и детских переносок. Как и у яванцев, их традиционные узоры также содержат символику, узоры включают дракона, феникса и цветы.

    Африка

    В Африке, куда батик первоначально был импортирован голландскими купцами из Индонезии (тогда Нидерландская Ост-Индия), паста, сделанная из крахмала или глины, используется в качестве резиста вместо воска. Наиболее развитые навыки резистивного окрашивания можно найти в Нигерии, где йоруба изготавливают восхитительные ткани. Используются два метода резиста: adire eleso , в котором используются связанные и сшитые узоры, и adire eleko , в котором используется крахмальная паста. Паста чаще всего изготавливается из крахмала маниоки, риса и других ингредиентов, сваренных вместе для получения однородной густой пасты. Йоруба в Западной Африке используют пасту из маниоки в качестве резиста, а народы сонинке и волоф в Сенегале используют рисовую пасту. Жители Бамана в Мали используют грязь в качестве сопротивления.

    Саронг, Северная Ява, Индонезия, 1900-1910 гг., хлопок Фото: DaderotСовременный внутренний батик из Соло, Индонезия, с узором сидха-дражат. Фото: AlteavenImage предоставлено MartijL / CC-BY-SA-3.0-nl Изображение предоставлено Яном Александром / CC BY-SA 3.0

    Техника

    Сначала ткань стирают, замачивают и отбивают большим молотком. Узоры рисуются карандашом, а затем перерисовываются с помощью горячего воска, обычно изготавливаемого из смеси парафина или пчелиного воска, иногда смешанного с растительными смолами, которые действуют как устойчивые к красителю. Воск можно наносить различными инструментами. Наиболее распространенным является похожий на ручку инструмент, называемый кантингом, который иногда пишется старой голландской орфографией tjanting. Тантинг делается из небольшого медного резервуара с носиком на деревянной ручке. Резервуар содержит резист, который течет через носик, создавая точки и линии при движении. Для больших рисунков можно использовать жесткую кисть. В качестве альтернативы для более эффективного покрытия больших площадей используется штамп из медного блока, называемый колпачком.

    После того, как ткань высохнет, резист удаляют кипячением или соскабливанием ткани. Участки, обработанные резистом, сохраняют свой первоначальный цвет; когда резист удаляется, контраст между окрашенными и неокрашенными областями образует узор. Этот процесс повторяется столько раз, сколько требуется цветов.

    Самый традиционный вид батика, называемый батик тулис, рисуется только с помощью кантинга. Ткань нужно прорисовать с обеих сторон и три-четыре раза окунуть в ванну с красителем. Весь процесс может занять до года; он дает значительно более тонкие узоры, чем штампованный батик.

    Заявка

    Популярность батика в Индонезии различна. Исторически сложилось так, что он был необходим для церемониальных костюмов, и его носили как часть платья кебая, которое обычно носили каждый день. Использование батика было зарегистрировано уже в 12 веке, и ткань стала сильным источником идентичности для индонезийцев, пересекающих религиозные, расовые и культурные границы. Также считается, что этот мотив сделал батик знаменитым.

    Значение и символы

    В индонезийском языке многие узоры батика являются символическими. Младенцев носят в перевязях из батика, украшенных символами, призванными принести ребенку удачу, а определенные рисунки батика предназначены для невест и женихов, а также их семей. Некоторые дизайны зарезервированы для гонораров и даже запрещены для ношения простыми людьми. Следовательно, ранг человека можно было определить по рисунку батика, который он носил. Дальнейшее изучение геометрии символизма в индонезийском батике показало применимость фрактальной геометрии в традиционных рисунках.

    Одежда из батика играет центральную роль в некоторых яванских ритуалах, таких как церемониальное бросание королевского батика в вулкан. Во время яванской церемонии налони митони будущую мать заворачивают в семь слоев батика, желая ей всего хорошего. Батик также занимает видное место в церемонии tedak siten, когда ребенок впервые касается земли.

    В октябре 2009 года ЮНЕСКО присвоила индонезийскому батику статус шедевра устного и нематериального наследия человечества. В рамках признания ЮНЕСКО настояла на том, чтобы Индонезия сохранила свое наследие. День, 2 октября 2009 г.был объявлен правительством Индонезии Национальным днем ​​батика, а также в то время, когда карта разнообразия индонезийского батика, созданная Хокки Ситунгкиром, была впервые открыта для публики Министерством исследований и технологий Индонезии.

    Происхождение

    Индустрия батика на Яве процветала с конца 1800-х до начала 1900-х годов, но пришла в упадок во время японской оккупации Индонезии. С ростом предпочтения западной одежды индустрия батика еще больше пришла в упадок после обретения Индонезией независимости. Батик несколько возродился на рубеже 21 века благодаря усилиям индонезийских модельеров по внедрению инноваций в батик за счет включения новых цветов, тканей и узоров. Батик стал модным предметом для многих индонезийцев, и его можно увидеть на рубашках, платьях или шарфах в повседневной одежде; это предпочтительная замена пиджаку и галстуку на некоторых приемах. Традиционные саронги батик до сих пор используются во многих случаях.

    После того, как 2 октября 2009 года индонезийский батик был признан ЮНЕСКО, администрация Индонезии попросила индонезийцев носить батик по пятницам, и с тех пор ношение батика каждую пятницу поощряется в государственных учреждениях и частных компаниях. 2 октября также отмечается Национальный день батика в Индонезии. Батик помог улучшить местную экономику малого бизнеса, продажи батика в Индонезии достигли 3,9 трлн рупий (436,8 млн долларов США) в 2010 году, что больше, чем 2,5 трлн рупий в 2006 году. Тем временем экспорт батика увеличился с 14,3 млн долларов в 2006 году до 22,3 млн долларов в 2010 году9.0005

    Батик также популярен в соседних странах Сингапура и Малайзии. Он производится в Малайзии методами, аналогичными тем, которые используются в Индонезии, но не идентичными. До признания ЮНЕСКО и после спора о Пендете в 2009 г. Индонезия и Малайзия оспаривали право собственности на культуру батика. Однако доктор Фиона Керлог из музея Хорнимана утверждала, что малазийские набивные восковые ткани, изготавливавшиеся около века, совершенно отличаются от «очень качественных» традиционных индонезийских батиков, производившихся на протяжении многих веков.

    Батик изображен на униформе национальных авиакомпаний трех стран, представленных батиковыми принтами, которые носят бортпроводники Singapore Airlines, Garuda Indonesia и Malaysian Airlines. Женская униформа бортпроводников Garuda Indonesia представляет собой современную интерпретацию кебая в стиле Картини с мотивами паранг гондосули.

    Окрашивание ткани воском – древний вид искусства. Он уже существовал в Египте в 4 веке до нашей эры, где им заворачивали мумии; белье было пропитано воском и процарапано стилусом. В Азии эта техника практиковалась в Китае во времена династии Тан (618-619 гг.).07 г. н.э.), а также в Индии и Японии в период Нара (645-794 гг. н.э.). В Африке его первоначально практиковали племена йоруба в Нигерии, сонинке и волоф в Сенегале. Однако в этой африканской версии вместо пчелиного воска в качестве резиста используется крахмал маниоки, рисовая паста или грязь.

    Искусство батика наиболее развито на острове Ява в Индонезии. На Яве легко доступны все материалы для этого процесса — хлопок, пчелиный воск и растения, из которых делают различные растительные красители. Индонезийский батик появился раньше письменных источников: Г. П. Руффаер утверждает, что эта техника могла быть завезена в 6 или 7 веке из Индии или Шри-Ланки. С другой стороны, голландский археолог Дж.Л.А. Брандес и индонезийский археолог Ф. А. Сутджипто считают, что индонезийский батик является местной традицией, поскольку в других регионах Индонезии, таких как Тораджа, Флорес, Хальмахера и Папуа, которые не находились под прямым влиянием индуизма, существуют вековые традиции изготовления батика.

    Руффаер сообщил, что рисунок грингсинга был известен уже в 12 веке в Кедири, Восточная Ява. Он пришел к выводу, что этот тонкий узор можно создать только с помощью кантинга, инструмента для травления, который содержит небольшой резервуар с горячим воском, и предположил, что кантинг был изобретен на Яве примерно в то время. Детали резьбы на одежде, которую носили восточно-яванские статуи праджняпарамиты примерно 13 века, демонстрируют замысловатые цветочные узоры на закругленных полях, похожие на современный яванский традиционный мотив джлампранг или чеплок батик. Считается, что этот мотив представляет собой лотос, священный цветок в индуистско-буддийских верованиях. Эти данные свидетельствуют о том, что замысловатые узоры ткани батика, нанесенные с помощью кантинга, существовали на Яве 13 века или даже раньше.

    В Европе эта техника впервые была описана в «Истории Явы», опубликованной в Лондоне в 1817 году Стэмфордом Раффлзом, бывшим британским губернатором Бенгкулу на Суматре. В 1873 году голландский купец Ван Рейкеворсел передал собранные им во время поездки в Индонезию предметы этнографическому музею в Роттердаме. Сегодня в Tropenmuseum находится самая большая коллекция индонезийского батика в Нидерландах. Голландские и китайские колонисты активно развивали батик, особенно прибрежный батик, в конце колониальной эпохи. Они представили новые узоры, а также использование колпачков (штампов из медных блоков) для массового производства батика. Выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1919 г.00 индонезийский батик впечатлил публику и художников.

    В 1920-х годах яванские мастера батика, мигрировавшие в Малайю (ныне Малайзия), начали использовать воск и медные блоки на восточном побережье.

    В странах Африки к югу от Сахары яванский батик был представлен в 19 веке голландскими и английскими торговцами.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *