Артикуляционная гимнастика для детей 2 3 лет: Артикуляционная гимнастика детям в 2-3 года, примеры упражнений

Артикуляционная гимнастика детям в 2-3 года, примеры упражнений

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса. Проводить гимнастику в силу возрастных особенностей малыша и привязанности к маме лучше в домашних условиях. Упражнения для детей 2-3 лет легки в воспроизведении, превращают занятия в игровую деятельность. Ребенок будет увлечённо выполнять действия, если подключить к процессу тренировки артикуляции музыку, актерское мастерство родителя, детские стихи и потешки.

 

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Неверно мнение, что занятия нужны только детям с нарушениями в речи. В возрасте 2 лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится воспроизводить новые звуки, слова. Двух- или трехлетний кроха не может произносить правильно некоторые звуки (р, л, щ, ш), что является нормой. Систематическая артикуляционная гимнастика помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение.

Цель упражнений на развитие артикуляции:

  • усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
  • тренировать четкость произношения звуков;
  • развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
  • подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;
  • обогатить словарный запас детей и кругозор.

Если малыш не умеет говорить в 2 года, артикуляционные занятия в игровой форме необходимы ему для стимулирования говорения. К трем годам кроха должен овладеть словарным запасом до 700-1000 слов.

 

Правила проведения гимнастики

Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения. Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
  2. Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
  3. Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
  4. Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
  5. Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
  6. Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
  7. Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
  8. Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
  9. Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности. Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
  10. Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.

 

 

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

 

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

  • «Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте.
    Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением. Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха. Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
  • «Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
  • «Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

 

Гимнастика

Чтобы малышу было интересно, нужно включать каждый день новые задания в комплекс. Сегодня можно подобрать множество интересных игр и стихотворных заданий на развитие речевого аппарата. Идеальный вариант: распределить упражнения на неделю, ежедневно показывая новые. Со следующей недели снова повторить комплекс. Ниже приведен пример самых популярных упражнений для детей 2-3 лет.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет | Материал по развитию речи (младшая группа):

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме»
— Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
— Сами покажите, как нужно улыбаться.
— Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
— В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
2. «Поцелуй маму»
— Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
— После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

— Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
— Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
— Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

1. «Домик для язычка»
— Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
— Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
— Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
— Убираем язычок, рот закрываем.
— Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Накажем непослушный язычок»
— Попросим малыша приоткрыть ротик.
— Теперь высовываем язычок
— И покусаем его слегка зубками.
3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
— Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
— Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
— Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
— Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»
— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»
— Покажите картинку со снежной крутой горой.
— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
— Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»
— Покажите малышу картинку с лопатой.
— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
— Теперь пробует малыш.
— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите. 
— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты. 
— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

1.«Перед нами елочка:       

сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,        

показывают кулачки

Иголочки,        

указательные пальцы

Шарики,        

пальцы сжимают в круг

Фонарики,        

показывают «фонарики»

Зайчики,        

показывают «ушки зайца»

И свечки,        

прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,         

прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».         

ставят средний и указательный пальцы на колени

2.«Кот на печи         

стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке         

показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята          

поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,        

и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.        

показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».         

щелкают зубками

3.«Мы вот так, мы вот так,                

«мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  

пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                      

широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                      

поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                        

движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                          

руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      

манят к себе

Очень, очень просим!»

4.«Курочка — рябушечка        

не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,        

пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

— Раз, два, три, четыре, пять!      

загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                    

грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»      

загибают пальчики на другой руке

5.«Вот как наши ребятишки          

дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»         

трут ладошкой о ладошку

 

6.«Этот пальчик мой танцует.        

дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.        

делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,        

стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,            

царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                

прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    

сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                  

сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

при повторе выполняются движения другой рукой

7. Как в лесу на кочке                      

выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики,                    

«фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

 

8. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                         кивают головками 

«Падал снег на порог.         дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.         показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.          делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки         грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».         покачивают пальцем из стороны в сторону

9.«Сорока – белобока        

дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                

поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!        

показывают большой палец

Ты воды не носил,        

грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!        

разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,        

сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»        

указательным пальцем показывают на угол

10. «Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!       хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,             одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали — ладушки – ладошки!»             поглаживание рука об руку

     

11.«Девочки и мальчики!                          

вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,                          

наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите,                  

поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите,                

руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

12. «На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                               хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                               руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

13.«Есть у киски глазки              

показывают свои глазки

Есть у киски ушки                  

показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  

сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись        

грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                    

хлопок в ладоши

14. «Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            

руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,              

руки в замок, большие пальцы соединены, остальные

прямые

Подпевают сто ужей,              

соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,                  

«ушки зайчика»

И поют ее лисята,                  

 «лисьи лапки»

Под землею старый крот        

прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,          

руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,              

«лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот          

выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил    

соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

15.Промурлыкала нам кошка    

«кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.        

кладут голову на «лапки»

Слышишь,                                

указательный палец вверх

Как под нашей крышей          

руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?        

«мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

16.«Наши девочки и наши мальчики                        

 руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

         

17.На ладошки мы подуем,

Наши пальчики разбудим                                   шевелят ими

Наши пальчики проснулись                                кисти вверх

— Мы проснулись, мы проснулись                 сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись.                             соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься                                  руки в замок

Стали пальцы целоваться       касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться.                                         фонарики

         

18.Подошла Ладошка                                     выставление ладоней

И сказала: — Крошки!                                   шевелят пальцами

Хватим вам играть, хватит баловаться             взмахи кистями

Надобно трудиться!                                            руки вместе

— А мы хотим резвиться!                                     Фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались                                             кулачки

Молчок                                                               палец к губам

Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Папу-Кулачка  огорчают!

— Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите       руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели            фонарики

— Будем, будем мы трудиться                             руки соединили

А потом, уже резвиться!»                         хлопают по коленям

19. «Ах, как жутко на лесной лужайке           руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке                         «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза                     руки в кулаки,

выставив указательный и      

                                                                       средний пальцы,

быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза.                       «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала,                     приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало.                               руки в кулак, выставление указательного пальца 

И жуки рогатые ползут                                 руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь                                       взяться за голову руками

Загрызут.                                                         пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки                         быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.           «ушки зайчика»

Список использованных источников

«Пальчиковые игры для детей» — С.О.Ермакова, 2009 г.

«Забавы для малышей» — М. Ю .Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

«Озорные пальчики» — муз.занятие И.В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

«Пальчиковые игры для малышей» — Д.А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.  

для маленьких детей – Здоровое питание рядом со мной

Речевые дефекты мешают ребенку. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика для детей 2 лет. Он проходит в игровой форме, поэтому понравится малышу.

Правила гимнастики для детей раннего возраста

Правильная гимнастика укрепит голосовой аппарат малыша и поможет ему говорить четко и отчетливо. Начинать такую ​​гимнастику можно уже с 2 лет.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 2 лет проходит в игровой форме

Вот что нужно знать перед началом занятий:

  • Продолжительность занятия не должна превышать 10 минут. Сначала тренировка должна длиться всего 1-2 минуты, пока малыш не привыкнет к ней.
  • Выполняйте 4-5 упражнений за занятие, не торопите кроху.
  • Во время упражнений посадите ребенка перед зеркалом так, чтобы он мог видеть свой язык.
  • Помогите ребенку выполнять сложные движения с помощью специальной ручки-палочки или чайной ложки.
  • Постоянно следите за техникой выполнения упражнений.

Помните, что гимнастика должна быть систематической. Научите себя и своего ребенка, что вы будете практиковать регулярно. Если делать это время от времени, результата не будет.

Упражнения артикуляционной гимнастики для ребенка 2 лет

Упражнений для развития голосового аппарата много. Вот несколько примеров:

  • Шпатель. Рот широко открыт. Расслабленный язык «упирается» в нижнюю губу. Положение необходимо удерживать в течение 8 секунд.
  • Багажник. Губы сомкнуты трубочкой и сильно вытянуты. Положение необходимо удерживать 5-10 секунд.
  • Часы. Рот открыт, ребенок улыбается. Напряженным языком нужно поочередно касаться правого и левого уголка губ. Смена позиции производится ритмичным счетом.
  • Где конфеты? Рот закрыт. Языком нужно надавить то на одну, то на другую щеку.
  • Мяч. Необходимо надувать и сдувать щеки. Если не получается, помогите легким нажатием на щеки руками. После того, как ребенок освоит это, пусть он поочередно надувает щеки.
  • Дом. Рот — это дом. Пусть ребенок откроет домик, покажет язык и снова спрячет.
  • Спагетти. Попросите ребенка пососать спагетти губами.
  • Чупа Чупс. Пусть ребенок оближет леденец с разных сторон, а затем по кругу.
  • Жезл. Любая палочка, например сладкая соломка, закрепляется между носом и верхней губой, как усы. Положение необходимо удерживать около 10 секунд.

Старайтесь все время чередовать упражнения, менять их последовательность, чтобы ребенок не скучал и продолжал заниматься с удовольствием.

Если развитие речи затруднено, обратитесь к логопеду. Он скорректирует упражнения, которые вы даете ребенку, и при необходимости назначит специальный массаж.

эффективные упражнения и упражнения для детей раннего возраста

Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили четко и красиво говорить, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.

К сожалению, не все дети в возрасте. В 3-4 года дикция хорошая, но это поправимо. Логопед и домашние упражнения могут помочь родителям улучшить артикуляцию. О том, как сделать артикуляционную гимнастику для детей раннего дошкольного возраста, мы расскажем в этом материале.

О методике

Комплекс артикуляционных упражнений — это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то у малыша будут проблемы с произношением. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек и шеи, а также язычка ребенку легче произносить различные звуки и их сочетания. И постепенно правильное произношение становится привычным.

Гимнастика имеет лечебно-профилактическое назначение, т. е. помогает исправить неправильный речевой навык, а также может предотвратить дефекты речи.

В ходе занятий улучшается кровообращение речевых мышц, снижается повышенный мышечный тонус, что не позволяет малышу беспрепятственно произносить определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение голосового аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.

Кому показаны и противопоказаны занятия?

Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, а затем, увы, формируются и дефекты речи. Целесообразно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если ребенок относится к категории первоклассников, то с 2,5 лет.

После трех лет становятся очевидными некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Итак, в этом возрасте ярко проявляется заикание. Многие дети из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «прожевывают» половину алфавита, из-за чего трудно понять, что именно говорит ребенок. Заикание и дизартрия.

Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в налаживании дикции, силы голоса, произношения, увеличат скорость речи, улучшат разборчивость речи.

Однако существуют ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или совсем не стоит.

Противопоказаниями являются врожденные пороки сердца, если гимнастика сочетается с респираторными, психическими расстройствами, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, чего от него хотят.

Больные зубы или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, боли в горле в самом разгаре — все это состояния, при которых артикуляционная гимнастика не рекомендуется.

Общие требования

Если вы решили заниматься этим видом гимнастики с малышом, помните, что начинать нужно с простых заданий и постепенно переходить к более сложным.

Самыми простыми и доступными для начинающих считаются статические упражнения, при которых речевые мышцы необходимо удерживать в заданном положении. С динамическими упражнениями не тороплюсь. В возрасте 2-4 лет эти упражнения еще считаются достаточно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять динамические задания.

Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка быстро утомит малыша и он откажется от выполнения заданий.

Нужна систематичность — гимнастикой нужно заниматься ежедневно в течение довольно длительного времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и быть интересными.

В каждое задание старайтесь включать 2-3 упражнения, не больше. Обязательно повторяйте ранее изученные задания и приемы, и только одно задание во время занятия выбирайте новое, еще не знакомое.

Гимнастика выполняется в положении сидя. Шея и руки ребенка должны научиться расслабляться. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сопоставить их со своей мимикой и расположением губ и языка.

Полезными будут распечатанные или нарисованные карточки с картинками, иллюстрирующими некоторые упражнения. Например, для упражнения «Ежик» нужно иметь картинку с ярким и красочным забавным ежиком. Это позволит ребенку лучше визуализировать задачу.

Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.

Обида и горе только усилят мышечные зажимы, подорвут веру в собственные силы, он начнет отказываться от работы. Голос мамы должен быть мягким и тихим, не требовательным.

Рекомендуемые упражнения

Для конкретного ребенка может быть назначен индивидуальный комплекс. , но среди основных задач для детей указанного возраста можно отметить следующие:

  • «Файф». Попросите ребенка вытянуть губку с соломинкой вперед и удерживать ее как можно дольше. При усложнении упражнения можно попросить ребенка произвести что-то вроде «ду-дууууу».
  • «Завтрак котенка». Покажите малышу фотографию котенка, который пьет молоко из миски. Попросите ребенка открыть рот и продемонстрируйте, как кошки лакируют молоко. Усложните задачу, попросив шире открыть рот, одновременно улыбаясь и поглаживая, когда вы «слизываете» язык с небом.
  • «Ёжик». Это активное упражнение. Покажите малышу карточку с ёжиком и прочитайте стихотворение: «Похож на мячик, милый, добрый, симпатичный ёжик». Ребенок вдыхает в начале стиха, а в конце куплета необходимо активно выдыхать и на выдохе как можно громче произносить «пых-пых»
  • «Гол». Мама читает: «Открываем ворота, всех в гости зовем! «. Задача малыша — широко открыть рот, задержать его в таком состоянии на 5-7 секунд и плавно закрыть.
  • «Воздушные шары». Попросите ребенка надуть щеки, как воздушные шары. Задача – удержать их в таком положении как можно дольше, а затем резко хлопнуть ладонями по щекам, сдуть «шарики».
  • «Часы». Мама показывает карточку, на которой изображены часы с маятником. Он читает: «Молча часы идут, пять минут, семь минут» (с этими словами ребенок высовывает язык и пытается описать круг кончиком в воздухе, как по часовой стрелке). Мама продолжает: «Ну, маятник — кит, тик-так, тик-так! «(Ребенок после круговых движений кончиком языка переходит в движение кончиком языка вправо и влево, как маятник).

«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как дышит щенок в летний день — язык у него вялый, широкий и раскинутый по нижней губе. А потом попросить показать, как это делает змея – язык становится подвижным и «острым».

Если есть дефекты в некоторых звуках, добавьте упражнения для улучшения произношения именно этих «проблемных» звуков:

  • «Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр — «Рр-р». Покажите картинки тех животных, названия которых имеют трудный для малыша звук и попросите озвучить название и показать, как «разговаривает» зверь: к произнесению звука «Р» — тигренок, барсук, рыбка, жираф, потренировать звук «Л» — лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» — жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» — собака, сова, слон, лиса, суслик.

«Читёровки». Вы можете использовать различные стихи. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, прогуляйтесь вокруг двор, ру-ру-ру, ру-ру-ру уже иди домой!». Подобные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не очень хорошо выговаривает ребенок.

Полезные советы

Обязательно введите в программу занятий упражнения из дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой. Считается очень эффективным в развитии речи. В частности, можно взять обычное перышко и попросить ребенка как можно дольше удерживать его в воздухе, делая резкие короткие выдохи. Научите ребенка дышать спокойно и размеренно. На последнем выходе после 5-6 вдохов можно произнести краткие слоги «Ра», «Са», «Ая» и т.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *