Арт терапия занятия для детей: увлекательные техники – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Содержание

увлекательные техники – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня является важной задачей не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.

Расскажем про несколько видов и увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.

Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на наиболее доступных и популярных видах творческой терапии.

Простые советы

  • Не забывайте, что арт-терапия — это творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат.
  • Позвольте вашему ребенку самому выбрать методику и материалы для арт-терапии. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники — гуашь. 
  • Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Изотерапия

Самый популярный вид арт-терапии — это рисование. Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т.д. Существует несколько техник рисовательной терапии.

  • Марания — это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином.
    Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
  • Монотипия — это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
  • Рисование на стекле. Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.

  • Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

  • Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами. 

Для более взрослых детей подойдут такие виды изотерапии, как рисование жидким акрилом или в технике алкогольных чернил.

  • Жидкий акрил или «Fluid Art» — это современный вид творчества, чья главная особенность заключается в том, что человеку не нужно иметь какие-либо навыки рисования, чтобы создать произведение искусства. В процессе задействованы такие чувства, как интуиция и креативность, а техника исполнения настолько проста, что новички учатся ей сразу. Рисование жидким акрилом можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, любит абстрактные картины, мечтает научиться рисовать с нуля и нуждается в релаксации.

  • Алкогольные (спиртовые) чернила — это техника рисования специальными чернилами путем раздувания их феном по поверхности. Создание картин в этой технике похоже на создание причудливых узоров и форм в виде волнообразных геометрических фигур, а переливы краски создаются фактически сами собой. Все, что нужно художнику, — нанести краситель и проявить фантазию.

Песочная терапия

Кто из нас с вами не играл в детстве в песочнице? Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Работу с песком можно использовать как одному, так и в группе, если песочницу разделить на несколько участков. Таким образом достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Для занятий ребенку понадобится небольшая песочница, емкость с водой и множество различных формочек, чтобы малыш мог составив композицию на песке, описать и объяснить свое произведение искусства.

Танцевальная терапия

Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.

Танец может стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности.  
Просто включайте любимую музыку и танцуйте вместе! Не предлагайте ребенку конкретных движений, пусть выбирает их сам. 

Музыкальная терапия

На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии ребенок прослушивает различные музыкальные произведения, соответствующие определенному психологическому и эмоциональному состоянию.

При активной музыкальной терапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Они могут петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Особенно действенным методом является совместная музыкотерапия, которая не только раскрепощает ребенка, но и налаживает межличностные взаимодействия между родителем и ребенком.


Коллаж

Такая модель арт-терапии подойдет абсолютно каждому вне зависимости от возраста.

А в особенности тем, кто не любит рисовать. Создание коллажа при помощи различных вырезок и иллюстраций помогает детям выразить свои желания и развивает креативность. У ребенка есть возможность разобраться в той теме, которая его волнует и кажется ему важной. Коллаж учит нас понимать себя и свои желания и наглядно их демонстрировать. 

Для создания коллажа понадобится большой лист бумаги и разные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии, этикетки, наклейки и все, что поможет образно выразить мысли. Можно определить тему заранее: твои желания, цели, чувства, настроение, мечты, наше лето, воспоминания о школе. 

Мы перечислили лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему ребенку, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.

Арт-терапия для детей: примеры упражнений, техники | Методическая разработка:

Арт-терапия для детей: примеры упражнений, техники

Арт-терапия для детей – одна из самых распространенных форм психотерапии. Существует множество методик, которые помогают диагностировать эмоциональное состояние ребенка, оценить уровень его психического развития, а также скорректировать некоторые отклонения и расстройства. Рассмотрим возможности и виды арт-терапии подробнее.

Содержание

  1. Определение понятия
  2. Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми
  3. Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста
  4. В каких случаях ребенку необходима арт-терапия
  5. Виды арт-терапии
  6. Марания
  7. Штриховка
  8. Монотипия
  9. Рисование на стекле
  10. Рисование пальцами
  11. Рисование песком и другими сыпучими материалами
  12. Организация занятий
  13. Выбор материалов
  14. Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов
  15. 4-5 лет
  16. 8 лет
  17. Мой личный опыт
  18. Заключение

Определение понятия

Арт-терапия – это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии, который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка. Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует самовыражению и развитию личности детей. А разнообразие видов арт-терапии позволяет решать большой спектр задач: от социальной адаптации до проработки различных фобий.

Преимущество арт-терапии в том, что дети воспринимают занятия как интересную игру и легко идут на контакт в процессе творчества.

Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия способствует решению следующих задач:

  • помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
  • пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
  • развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
  • повышает самооценку;
  • синхронизирует работу полушарий головного мозга;
  • оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
  • корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста

Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:

  • помогает создать положительный эмоциональный настрой;
  • способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;
  • позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;
  • развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.

В каких случаях ребенку необходима арт-терапия

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития. К показаниям для проведения арт-терапии относят:

  • проявления агрессии, упрямства, негативизма и др. ;
  • тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;
  • возбудимость, резкая смена настроения;
  • апатичность, медлительность;
  • задержка психического и речевого развития;
  • трудности адаптации и социализации в школе;
  • подготовка и адаптация к детскому саду;
  • смена места жительства;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • проблемы с поведением и послушанием и т.д.

Виды арт-терапии

В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.

Марания

Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.

Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).

Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).

Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Монотипия

Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др. ) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.

Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).

Рисование на стекле

Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т.к. работу всегда можно начать заново.

Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.

Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.

Рисование пальцами

Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.

Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.

Рисование песком и другими сыпучими материалами

Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.

Новый способ рисования помогает выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие. Ребенок начинает чувствовать себя увереннее и свободнее. Такая техника рисования хорошо подходит детям с зажатостью, негативизмом и недостаточно развитой координацией движений.

Организация занятий

Чтобы арт-терапевтическое занятие было успешным, необходимо соблюдать несколько условий его организации.

  1. Приемы и техники арт-терапии для детей дошкольного возраста должны подбираться так, чтобы результат был успешным. Они не должны испытывать особых трудностей в процессе работы, техника должна быть достаточно простой.
  2. Процесс и результат работы должны быть привлекательными. Дошкольник должен испытывать удовольствие в течение занятия и после него, в этом заключается терапевтическое действие творчества.
  3. Техники и материалы арт-терапии должны быть необычны для детей. Лишь в таком случае им будет настолько интересно, что контроль и тревожность ослабнут, а свобода самовыражения проявится в полную силу.

Выбор материалов

Выбор материалов для арт-терапии ограничен лишь фантазией, ведь творчеством можно заниматься в любой форме. Можно ограничиваться лишь бумагой, краской, кистями, карандашами и мелками, а можно добавлять и необычные материалы. Например, песок (с небольшой песочницей), крупы, макароны, сухие листья, стекло, мыло, фольга, пластилин, тесто и даже фрукты и овощи (для создания отпечатков). Лучше всего, если у детей будет возможность выбрать технику и материл, с которыми хочется поработать.

При этом важно, чтобы взрослый учитывал, что у каждого вида такого творчества свое терапевтическое действие.

Например, в работе с гиперактивными детьми лучше отказаться от красок и пластилина. Их чрезмерная активность приведет не только к разбрызгиванию и размазыванию, но и может вызвать агрессию и разочарование. Лучше предложить таким детям рисование карандашами или фломастерами, прорисовывание тонких линий и точек потребует от них контроля и координации.

Детям с тревожностью и зажатостью напротив лучше работать с материалами, которые требуют свободных движений и фантазии. Отлично подойдет рисование пальцами, марания и монотипия. Также важно обращать внимание на размер кистей и бумаги, они должны быть большими, чтобы дети не боялись выйти за привычные рамки и могли совершать широкие движения.

Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов

Существует множество упражнений, которые носят арт-терапевтический характер. Их можно разделить на группы не только по технике выполнения, но и в зависимости от возраста детей. Рассмотрим примеры.

4-5 лет

  • Бабочка сновидений. Это упражнение помогает справиться с детскими страхами по поводу плохих снов. Взрослый предлагает детям готовый шаблон крыльев бабочки и рассказывает сказку о том, как она летала и приносила разные сны. Дети должны нарисовать свои сны на ее крыльях: на одном – плохой, а на другом – хороший. Рисунки обсуждаются. Закончить занятие нужно обязательно хорошим сном, чтобы дошкольник не зацикливался на том, что его тревожит.
  • Конверты радости и огорчений. В беседе с детьми взрослый выясняет, что каждый день происходят плохие и хорошие события, поэтому предлагает проверить, чего больше. Дети рисуют события, которые приходят в голову и раскладывают в два конверта. В конце занятия они должны проверить, каких событий больше, чтобы убедиться, что хорошее случается чаще, чем плохое.
  • Рисунок в круге. Детям выдаются круги из бумаги и предлагается нарисовать с двух сторон два противоположных понятия. Например, день и ночь, добро и зло, белое и черное, радость и слезы и др. Такая работа способствует развитию рефлексии, а готовые образы могут рассказать о переживаниях ребенка.

8 лет

  • Прогулка по лесу. Детям предлагается изобразить картину, которая представляется им при описании леса, деревьев, тропинок, животных и птиц и т. д. После завершения работы необходимо обсудить рисунки и поработать над их интерпретацией. Информация о том, как ребенок чувствовал себя в этом лесу, какие чувства вызывает рисунок и что особенно запомнилось, поможет понять его эмоциональное состояние.
  • Моя планета. Детям предлагается закрыть глаза и представить планету в космосе. Какая она? Что на ней особенного? Живет ли там кто-нибудь? Легко ли до нее добраться? и т.д. После этого каждый изображает ее на бумаге в любой из техник так, как представлял.
  • Каракули. Дети рисуют любые незамысловатые изображения в произвольном порядке без особого смысла, а затем обмениваются рисунками и обсуждают, какие чувства и ассоциации возникают при взгляде на эти фигуры. Затем партнер должен пофантазировать и превратить каракули в какой-либо образ.

Мой личный опыт

В своей практике арт-терапию я применяю чаще именно для налаживания контакта с ребенком. Такие занятия помогают раскрыться даже самым замкнутым и стеснительным детям, это очень помогает увидеть их внутреннее состояние, внутреннее «я».

Арт-терапия также хорошо показывает себя и в работе с учениками, отличающимися гиперактивностью и агрессией. Они сами не замечают, как меняются в процессе: становятся более сосредоточенными, спокойными и готовыми беседовать на серьезные темы.

Еще один существенный плюс арт-терапии, который я всегда отмечаю, — это результативность. Не только дети довольны своим итогом, но и родители всегда могут посмотреть на их рисунки. Наглядно можно показать им, что происходит с ребенком, что он чувствует, в чем нуждается и какие проблемы нужно корректировать и решать.

Заключение

Арт-терапия – это мягкий метод работы, который позволяет корректировать большой спектр детских проблем. Игровой характер методики терапии способствует раскрытию творческого потенциала и содействует успешной адаптации детей в обществе.

Дети — Американская ассоциация арт-терапии

Преодоление через творчество: история мамы о детском раке

Когда моей дочери Майли было 11 месяцев, у нее диагностировали рак. Я сразу погрузилась в ее заботу… И как только ее лечение закончилось, мы позвонили в звонок — и все закончилось. Это самая умопомрачительная вещь, к которой вас никто не готовит. У моей дочери не было рака, но у меня остались боевые шрамы, которые никто не мог увидеть. Тогда я обратилась к арт-терапии.

Спроси меня о чем угодно! С участием доктора Шерил Доби-Коупленд

6 марта 2019 г. | #WeAreArtTherapists

Шерил Доби-Коупленд, доктор философии, ATR-BC, LPC, LMFT, HLM, присоединяется к нам в Национальном офисе AATA, чтобы ответить на ваши вопросы и рассказать о своих взглядах на практику арт-терапии, решение проблемы многообразия, работу с травмой и более.

Студенческая художественная галерея в международном аэропорту Майами распространяет информацию о роли арт-терапии в государственных школах

8 ноября 2018 г. | Дети | Образование

Арт-терапевты, приехавшие со всего мира в Майами на 49-ю ежегодную конференцию Американской ассоциации арт-терапии, получили теплый прием, начиная с их прибытия в международный аэропорт Майами (MIA). В дополнение к рекламному щиту и вывескам в аэропорту, приветствующим посетителей, MIA разместила галерею студенческих работ из отделения клинической арт-терапии государственной школы округа Майами-Дейд.

Подведение итогов месяца психического здоровья 2018 г.

Автор  Клара Кин | 31 мая 2018 г. | Дети | События

С 1949 года в Америке май отмечается как месяц осведомленности о психическом здоровье. Каждый год как нация мы удваиваем усилия по борьбе со стигмой и просвещаем общественность, поддерживаем тех, кто борется с психическими заболеваниями, и продвигаем политику, основанную на доказательном лечении и методах.

Голоса арт-терапии: психическое здоровье детей

Клара Кин | 10 мая 2018 г. | Дети | Травма | #МыАртТерапевты

В честь Национального дня осведомленности о психическом здоровье детей 10 мая 2018 года мы делимся историями, написанными арт-терапевтами, работающими с детьми и подростками. Процесс создания искусства позволяет выразить себя без слов, помогает установить безопасность, создает возможности для преодоления трудностей и предлагает способ управления чувствами, мыслями и переживаниями для будущих исследований и понимания.

Благодарность специализированному учебному вспомогательному персоналу: вот что это значит для арт-терапевтов

Лида Сандерленд | 19 апреля 2018 г. | Адвокация | Дети | Образование | #WeAreArtTherapists

16-20 апреля 2018 года Неделя благодарности специализированному учебному персоналу (SISP)! Ознакомьтесь с Резолюцией Конгресса (H. Res. 823), представленной 12 апреля в честь арт-терапевтов и других коллег SISP в течение этой особой недели.

Хорошее искусство: плохой город

Автор  Лиз ДеллиКарпини | 22 февраля 2018 г. | Дети | Сообщество

Стремясь укрепить межличностные и институциональные ресурсы, доступные для молодежи, вовлеченной в систему ювенальной юстиции, программа Школы визуальных искусств (SVA) MPS в арт-терапии сформировала партнерство с Artistic Noise, независимой некоммерческой организацией, которая «существует чтобы дать свободу и силу художественной практики молодым людям, находящимся в заключении, на испытательном сроке или иным образом вовлеченным в систему правосудия» («Artistic Noise», 2018).

Как изображения и искусство помогают психическому здоровью детей: объясняет иллюстратор и арт-терапевт

Клара Кин | 6 июля 2017 г. | Дети

Гиора Карми — арт-терапевт и иллюстратор детских книг и других жанров. AATA взяла у него интервью о его опыте работы с детьми как в качестве клиентов арт-терапии, так и в качестве потребителей детских книг. В следующем интервью Карми рассказал о своей книге «Круг друзей» (Carmi, 2003) в контексте того, как дети могут научиться сочувствию с помощью образов, и поделился своим опытом работы с детьми в арт-терапии.

Молодежная художественная выставка в Организации Объединенных Наций: образы идентичности, дома и культурного обмена

By  Clara Keane | 29 июня 2017 г. | Дети | События | International

AATA сердечно поздравляет Эйлин П. МакГанн, ATR-BC, LCAT, директора и основателя программы «Искусство и творческая терапия» в MercyFirst, одном из ведущих некоммерческих агентств Нью-Йорка, за ее работу по координации недавней молодежи. художественная выставка «Надежда не знает границ: детское искусство сострадания и вовлеченности» в Организации Объединенных Наций.

Эксперт по арт-терапии в школах объясняет, как арт-терапия помогает детям понять бессознательное

Клара Кин | 11 мая 2017 г. | Дети | Education

В течение мая, начиная с мероприятия, посвященного открытию Национального дня осведомленности о психическом здоровье детей, организованного Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA), AATA освещает темы, связанные с психическим здоровьем детей, в Art Therapy Today.

Эксперт по школьной арт-терапии объясняет, как арт-терапия помогает детям осмыслить бессознательное

Клара Кин | 11 мая 2017 г. | Дети | Образование

НАЗАД НА ГЛАВНЫЙ БЛОГ

Девушка чувствует себя дезориентированной и безнадежной в семейном и социальном окружении. Это изображает ее одну в лесу, стоящую в луже в разгар бури и приближающуюся к зыбучим пескам под темным небом.

В течение мая, начиная с мероприятия, посвященного Национальному дню осведомленности о психическом здоровье детей, организованного Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA), AATA освещает темы, связанные с психическим здоровьем детей, в Art Therapy Today. Дети получают пользу от арт-терапии разными способами: например, дети с аутизмом часто находят искусство жизнеспособным способом общения; у детей с синдромом дефицита внимания улучшается способность концентрироваться; детей в онкологических отделениях успокаивает арт-терапия. У этого списка нет конца.

Однако арт-терапия полезна не только для детей с особыми потребностями. Один из способов сделать арт-терапию доступной для каждого ребенка — привнести ее в школы. Сотрудник AATA воспользовался возможностью взять интервью у эксперта по школьной арт-терапии, как в классе, так и при разработке программы, чтобы обсудить, как дети могут использовать арт-терапию для примирения и обработки хаоса как внешнего мира, так и их внутренние Я.

Мэригрейс Берберян, LCAT, ATR-BC, LCSW, клинический доцент программы арт-терапии для выпускников и директор программы арт-терапии Нью-Йоркского университета в школах Нью-Йоркского университета. Мэригрейс уже почти 20 лет проводит школьные инициативы по арт-терапии по всему Нью-Йорку для детей и семей из групп риска. В настоящее время Мэригрейс возглавляет пропагандистскую деятельность по включению художественно-творческой терапии в государственные школы штата Нью-Йорк и учится в докторантуре по художественно-творческой терапии в Университете Дрекселя. Мы задали Мэригрейс четыре вопроса о ее работе с детьми в школе. Вот что она сказала:

Q1: Как школьные программы арт-терапии в государственных школах приносят пользу обществу?

 

A1: Когда учащийся борется с когнитивными, эмоциональными или поведенческими проблемами, школы часто первыми выявляют симптомы, а затем берут на себя ответственность за проведение вмешательства. Доступ к службам охраны психического здоровья часто является слишком сложным и дорогостоящим для перегруженных семей из группы риска. Школьные учреждения все чаще становятся единственными поставщиками психиатрической помощи.

Службы арт-терапии в школах эффективно реагируют на разнообразные и постоянно меняющиеся потребности учащихся. Способность художественного творчества помочь учащимся восстановить здоровое функционирование и обеспечить мастерство в условиях чувства беспомощности. Арт-терапия представляет собой эффективное средство для решения этих проблем, поскольку учащимся предлагается направить свою тревогу и агрессию в процесс создания искусства. Создаваемые символические образы позволяют учащимся выражать чувства и идеи относительно психологических конфликтов и жизненного опыта, которые слишком эмоционально нагружены для вербального общения. Когда эти проблемы исследуются на начальном этапе лечения, обычно возникают более важные проблемы, лежащие в основе проявлений, наблюдаемых в школьной среде. Часто обнаруживают, что студенты молча борются с тревогой, депрессией, социальными трудностями и низкой самооценкой. Искусство помогает учащимся упорядочить хаос своего внутреннего мира и свою часто неблагоприятную реальность.

Так как студенты являются «захваченной» аудиторией, лечение может быть последовательным и долгосрочным. Кроме того, арт-терапевт может служить связующим звеном между родителями и учителями, способствуя более всестороннему и инклюзивному взгляду на прогресс и существующие препятствия. Полная интеграция услуг арт-терапии с другими школьными услугами помогает учащимся, учителям и семьям преодолевать препятствия и восстанавливать функционирование.

Ребенок чувствует себя уязвимым после 9 лет/11 в своем нью-йоркском сообществе снаряжает себя оружием и армией для битвы.
Фантазия и воображение используются, чтобы представить реконструкцию после разрушений 11 сентября. На этом изображении верхние плоскости теперь отмечают развитие новых зданий.
Трассировка тела с выставки «Выстоять в полный рост». В школах-участниках были проведены послешкольные семинары по арт-терапии для повышения устойчивости.

Q2: Как изображения помогают детям понимать и передавать свой опыт окружающего мира?

 

A2: Создание произведений искусства способствует последовательному мышлению и организации мышления для тех, кто сталкивается с непреодолимыми чувствами, но не имеет механизмов преодоления, чтобы должным образом их обработать. Это может быть невероятно обременительным для детей. Я живо помню свои наблюдения за детьми после событий 11 сентября. Искусство часто было единственным способом, которым дети могли понять бесчувственное. Искусство может служить способом изобразительного отображения того, что не может быть исследовано словесно. Порядок можно визуально установить посреди психологического хаоса. Художественное творчество помогает регулировать аффекты и может превратить ребенка, находящегося в бедственном положении, в увлеченного художника. Совсем недавно дети пытаются понять разделение в своих классах и семьях. Лояльность ставится под сомнение, и среди этой неопределенности возникает тревога. Примечательно, что все больше дискуссий на сессиях перекликаются с темами «мы» и «они». Личность врага «они» взаимозаменяема для любого, кто угрожает их чувству безопасности. Больше детей чрезмерно возбуждены и бдительны, чтобы защитить свои собственные уязвимые места.

Q3: Учитывая нынешний политический климат, как искусство может помочь детям передать свои тревоги взрослым?

 

A3: Конкретизация интернализированных чувств посредством художественного производства может стать отправной точкой для обсуждения и предоставить визуальную запись для дальнейшего обсуждения. Взрослым важно эмпатически реагировать на тревоги ребенка, что проявляется в их рассказах и образах. Создание безопасного и ограниченного пространства (как визуально, так и динамически) приведет к более аутентичному самовыражению. Простая бумага с рамкой придает бумаге некоторую визуальную ограниченность. Для детей старшего возраста рисунки полярности часто помогают выделить различия и сходства в противоположных точках зрения.

Рассказ о битвах с динозаврами помогает ребенку описать опыт виктимизации дома и в школе.
Ребенок пишет: «Никогда не шути с добром», чтобы подтвердить свою способность защищаться от агрессивного сверстника.

Вопрос 4: Как арт-терапия может помочь развить эмпатию и, возможно, ограничить издевательства в школьной системе?

 

A4: Искусство в своем континууме от более контролируемого к менее контролируемому выражению может позволить экспериментировать, чтобы справиться с невзгодами. В безопасных пределах терапевтических отношений и посредством невербального выражения дети могут репетировать альтернативные парадигмы родственности. Расширение прав и возможностей невербального творческого процесса, являющегося ключевой основой нашей работы как профессионалов в области арт-терапии, позволяет клиентам «визуально говорить» о своем самовыражении, тем самым опосредуя и сдерживая внутреннюю борьбу. Часто ребенок, над которым издеваются, создает сцены, в которых он является яростно смелым супергероем. Фантазия о преодолении невзгод сначала визуализируется и репетируется в арт-терапии, чтобы она могла стать более реальной.

Арт-терапия на базе школы также является богатой ареной для продвижения «критического сознания», как постулирует Паоло Фрейре (2005). В арт-терапии студенты могут глубоко задуматься о себе в связи с их социальным климатом, исследовать внутренние противоречия в этих отношениях и получить возможность решать проблемы. Осознание, расширение прав и возможностей и подотчетность работы Фрейре в контексте угнетения весьма актуальны для нашей нынешней работы арт-терапевтов.

В заключение, искусство дает детям возможность передавать мысли или чувства, которые могут показаться слишком опасными или слишком сложными, чтобы их можно было выразить словами. Наличие услуг арт-терапии в одном из самых привычных для детей мест — в школе — может способствовать безопасности в периоды неопределенности, травм или конфликтов.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *