Адаптация к детскому саду | Выбираем сад для ребенка | Forbes Education
Н.К.: Адаптация – принципиально важный момент, от которого зависит все последующее пребывание малыша в детском саду. Решающее значение имеют два фактора: поведение родителей и действия учебного заведения. При условии слаженной работы взрослых абсолютно любого ребенка можно адаптировать, и этот опыт будет позитивным. Детский сад обязан быть экспертом в адаптации.Анастасия Миронова: Мы начинаем адаптацию с очень короткого периода пребывания в саду (от 30 минут до нескольких часов в день в зависимости от возраста ребенка), а затем постепенно увеличиваем время. Это делается для того, чтобы избежать эмоциональных перегрузок. Дело в том, что в первые дни малыш может испытывать очень сильное возбуждение от занятий – они ему нравятся, все интересное, новое и такое увлекательное! Но это эмоциональное состояние очень быстро пойдет на спад, когда детский сад превратится в рутину, возникнет так называемая поздняя адаптация: ребенок больше не захочет идти в сад, ведь он уже все там видел, был на всех занятиях, поиграл во все игрушки. В этот момент родители часто начинают искать причину во внешних факторах – думают, что что-то случилось.
Для того, чтобы избежать поздней адаптации, важно делать все постепенно и максимально спокойно. Например, мы договариваемся, что родители заберут ребенка после занятия танцами. После танцев все остальные дети идут на рисование, и он тоже хочет пойти, но мы говорим: «Сегодня тебе пора домой, а завтра пойдешь рисовать вместе со всеми». На следующий день после рисования все идут на прогулку, а его забирают, мы обещаем: «Выйдешь завтра на прогулку». И ребенок каждое утро рад идти в сад, потому что знает, что сможет остаться дольше, он сам хочет продолжать. У него не возникает переизбытка эмоций, его желание ходить в детский сад более стабильное и постоянное.
Второй фактор успеха – сопровождение ребенка одним и тем же специалистом на протяжении всего периода адаптации. Детям проще, когда в новой среде у них есть знакомый взрослый, который помогает налаживать контакты, знакомит с преподавателями и новым помещением. До начала регулярного посещения сада мы просто играем вместе: ребенок, мама (папа, няня или другой близкий человек) и сотрудник детского сада. Так мы устанавливаем связь, ищем подход к малышу, выбираем человека, который будет помогать привыкнуть к новой среде. Впоследствии, приводя ребенка в детский сад, родители передают его именно тому педагогу, который проводит адаптацию. Таким образом, рядом с детьми всегда находятся «их» взрослые.
Н.К.: Есть еще один ключевой фактор, без которого адаптация может пройти неудачно. Между ребенком и родителями существует очень тесная взаимосвязь и детский сад должен работать не только с детьми, но и с мамой и папой. Родители должны точно знать, что именно будет происходить, как и почему. Только так можно построить отношения, основанные на доверии и взаимопомощи. Родителям нужно собственными глазами увидеть, что все действительно профессионально.
А. М.: Мы проводим очень детальный разговор с родителями, задаем много вопросов, рассказываем все до мельчайших подробностей. По их реакции понимаем объем предстоящей работы. Мы точно знаем, что детям у нас понравится – в этом нет сомнений. Самое сложное, быть с родителями на одной стороне, помочь им, если они переживают. У нас даже есть шутка про то, что мы проводим адаптацию не детей, а их родителей.
Можно сколько угодно рассказывать, как ребенку будет хорошо, но мамам и папам самим нужна поддержка. Для них это тоже изменение, тоже разлука. Возможно, решение отдать ребенка в детский сад далось им непросто. Информации очень много и не всегда легко разобраться, как правильно поступить и что лучше. Помимо собственных страхов и сомнений, значительно влияние родственников: у кого-то бабушки и дедушки считают, что надо в ясли детей сдавать в 1,5 года на целый день, а у кого-то, наоборот, родственники против детского сада.
Важно сказать родителям: «Мы будем с вами, будем помогать, давать советы». Честно говоря, очень многие в этот момент облегченно выдыхают, потому что им не хватает поддержки.
почему не всегда все гладко
Дети
Елена Бурьевая
детский психолог
Профиль автораЮлия Скопич
задавала вопросы
Профиль автора64,5% дошкольников в России посещают детские сады: при этом процесс адаптации не у всех из них проходит гладко.
Поговорили с детским психологом Еленой Бурьевой о том, как помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке, что делать, если возникают конфликты, и как реагировать, если после детского сада ребенок ведет себя хуже, чем обычно.
Что вы узнаете
- Изменилась ли атмосфера в детских садах
- Как понять, что ребенок готов к детскому саду
- Как проходит нормальная адаптация
- Как облегчить адаптацию
- Как помочь проживать утреннее расставание с мамой
- Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется
- Можно ли делать сюрпризы после возвращения
- Как узнать, что было в садике
- Что не стоит говорить
- Как реагировать, если ребенка обижают
- Что делать, если агрессором является ваш ребенок
- Как помочь адаптироваться при переводе в другую группу или другой детский сад
Изменилась ли атмосфера в детских садах
Изменился мир. Мы стали больше думать, как не травмировать детей и как правильно их воспитать.
В государственных садах группы, как правило, большие, поэтому речи об индивидуальном отношении к каждому ребенку не идет. Однако и там воспитатели относятся к детям гуманно. Бывают случаи некорректного поведения, но они единичны.
Родители могут снизить риски того, что это произойдет с их детьми. Когда они приводят ребенка в детский сад, им было бы неплохо пообщаться с воспитателем. Узнать, как у него настроение, возможно, сделать комплимент или рассказать какую-то веселую историю про ребенка. Такой разговор поможет понять, не выгорел ли воспитатель.
Что должно быть в безопасном детском саду и школе
Человек с эмоциональным выгоранием по-другому общается, не радостен, раздражен, апатичен. Заметив подобные признаки, стоит пойти к заведующей. Ни один руководитель не заинтересован, чтобы с детьми что-то случилось, и, скорее всего, на подобный сигнал отреагируют. Воспитателя как минимум направят к психологу.
Но, к сожалению, в наше время родители не всегда находят время на общение с воспитателем.
Как понять, что ребенок готов к детскому саду?
Детский сад — это услуга, но необязательная, в отличие от школы. Родители должны четко понимать, для чего им надо водить туда ребенка. Если семье необходимо, чтобы мама и папа работали, бабушка далеко, а нанять няню невозможно, детский сад — это неплохой вариант. Тогда он подходит в любом возрасте.
Родителям важно избавиться от своих страхов. Если мама не хочет выходить на работу и ждет, что ребенок плохо отреагирует на сад или будет часто болеть, — тогда возникнут проблемы. То, насколько адаптация будет успешной, во многом зависит от настроя родителей.
До трех лет на нее также влияет то, насколько удачно у ребенка выстраиваются взаимоотношения со взрослыми, поэтому важно наладить контакт с воспитателем. В этом возрасте дети не умеют играть вместе, у них идет параллельное взаимодействие, которое продолжается, пока интересы не сойдутся на одном объекте. Дальше в силу своего развития дети не смогут решить конфликт и начнут проявлять агрессию, а взрослый, который находится рядом, учит их разбираться экологичным и социально приемлемым способом.
Как устроены монтессори-сады для детей
Ребенок психологически готов к отделению от мамы, когда он может самостоятельно придумывать сюжетно-ролевые игры, когда ему интересны сверстники, то есть в три с половиной-четыре года. При необходимости можно отдавать в сад и раньше, но именно в этом возрасте можно говорить о важности социализации.
Если родители понимают, что детский сад неизбежен, а у ребенка задержка развития, хорошо бы научить его каким-то сигналам — например, имитировать снятие штанов, когда хочется в туалет. И, конечно, рассказать воспитателям о подобных сигналах. Тогда воспитатель и ребенок смогут понимать друг друга, и в целом адаптация будет проходить нормально. Конечно, будет немного сложнее, но использование подгузников или плохая речь — это не те факторы, которые сильно ее усугубят и из-за которых стоит отказываться от детского сада.
Единственное: если детский сад запланирован из-за переезда, рождения другого ребенка или, к примеру, развода, желательно пройти адаптацию заранее, чтобы избежать наложения стрессов друг на друга.
Как проходит нормальная адаптация?
Поход в садик для ребенка — стресс, так как его привычный образ жизни кардинально меняется. Он должен много времени проводить без мамы, его окружает много детей, а еще нужно жить по распорядку и определенным правилам.
Во время адаптации организм приспосабливается к меняющимся условиям, и у ребенка могут появиться следующие признаки:
- нарушение сна;
- снижение аппетита;
- регресс умений;
- отсутствие познавательного интереса;
- апатия или агрессия;
- резкие перемены настроения;
- частые респираторные заболевания или обострение хронических.
Адаптационный процесс запускается не в первые дни, а через 3—5 недель после того, как ребенок пошел в сад. Если за это время родители не заметили существенных изменений и ребенок ведет себя в саду как дома, у него легкая адаптация. Она длится 2—4 недели и встречается у многих.
Как я помогла своему ребенку адаптироваться в детском саду
При адаптации средней тяжести ребенок играет со сверстниками, ест, спит, ходит в туалет, но с трудом расстается с мамой по утрам. Главное правило: важнее то, как ребенок уходит из детского сада, чем то, с каким настроением туда идет. Как правило, по вечерам дети со средней адаптацией прощаются и говорят, что завтра снова придут, или вовсе не хотят домой. Такая адаптация считается самой распространенной. Она длится до двух месяцев.
Если через месяц у ребенка не наступает никакого прогресса — он не хочет ходить в сад, плохо спит, ест, появляется заикание, рвота, нервный тик, — вероятно, у него тяжелая адаптация. Она может длиться до нескольких лет и является единичной. Здесь важно приостановить хождение в детский сад и обратиться к неврологу и психологу: возможно, не была пройдена сепарация с мамой или есть особенности развития.
Но не стоит все списывать на адаптацию. На протяжении жизни ребенок растет, меняется, и на адаптацию к детскому саду вполне могут наложиться другие факторы.
Как облегчить адаптацию?
Подготавливать к детскому саду лучше заранее, примерно за год. Вот что советую делать.
Общаться со сверстниками. Мы существа социальные, и даже с учетом того, что до трех лет дети не умеют играть вместе, им важно видеть друг друга, чтобы привыкать к реакциям и эмоциям других детей, взрослых. Если пропустить этап параллельного взаимодействия, ребенку будет сложнее влиться в коллектив.
Иногда расставаться с ребенком. Ребенка надо периодически оставлять с родственниками или аниматорами в игровой комнате, потому что дети, у которых был опыт расставания с мамой, легче адаптируются к детскому саду. Главное — перед уходом сказать, что обязательно придете и заберете его.
Научить самостоятельности или определенным сигналам и предупредить о них воспитателя. Важно показывать ребенку, как одеваться и раздеваться, держать ложку, и давать возможность самостоятельно это делать, не торопя и не критикуя. А еще обязательно научить просить помощи воспитателей и ждать.
Подстроиться под режим садика. Если ребенок днем засыпает в разное время, в саду ему может быть тяжело. Сложнее будет и в том случае, если он привык питаться пиццей и бутербродами. Лучше предварительно разнообразить домашнее меню наиболее распространенными блюдами из детского сада, приготовив с ребенком запеканку или омлет.
Рассказывать о детском саде: подходить к нему во время прогулок, знакомиться с помещением, территорией. Можно показывать мультфильмы, читать сказки о детском саде, то есть ребенок должен знать о нем как можно больше. Вот книги, которые я советую:
- Анна Дьюдни, «Лама в садике без мамы».
- Татьяна Рабцева, «Вовка идет в детский сад».
- С. Петрова, А. Ласточкина, «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!».
- Ирина Зартайская, «Енотик идет в детский сад».
- Елена Бурьевая, «Легкая адаптация ребенка к садику за 30 дней».
- Бет Шошен, «Всегда вместе».
- Сэм Макбратни, «Знаешь, как я тебя люблю?».
- Деби Глиори, «Что бы ни случилось».
- Пржемислав Вехтерович, «Мамина улыбка».
- Одри Пенн, «Поцелуй в ладошке».
Что не так с питанием в детских садах
Еще рекомендую посмотреть на сайте «Сказки».
А вот мультфильмы, которые можно посмотреть:
- «Пеппа идет в садик».
- «Дед Мороз и лето».
- «Как Петя Пяточкин слоников считал».
- «Про Веру и Анфису».
- «Жила-была Царевна — не хочу в садик!».
Когда родители пойдут в детский сад, чтобы отнести заведующей документы, стоит взять с собой ребенка. На территории детского сада вести себя спокойно, обратить внимание на выставку поделок и рисунков.
Можно сделать фотографии, а потом распечатать их и составить план-схему территории, куда наклеить снимки. Пусть ребенок покажет другому взрослому эту карту — это поможет ему настроиться на новый жизненный этап. Чем чаще ребенок будет видеть, вспоминать то место, куда ему предстоит ходить, тем быстрее к нему привыкнет. Рисовать план-схемы, карты, распечатывать фотографии, просматривать видео помещения — это все про помощь в привыкании.
Поговорить с заведующей и воспитателем. Чтобы снизить свою тревогу в отношении детского сада, когда принесете документы, поинтересуйтесь у заведующей режимом, меню, альтернативой дневному сну, нормативами, если ребенок заболеет или в группе с ним случится чрезвычайное происшествие. У каждого родителя список вопросов может отличаться в зависимости от того, что важно лично для него.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться, я предлагаю родителям рассказать воспитателю об особенностях ребенка: его привычках, умениях, страхах, о том, как его лучше утешать и какие блюда не ест. Расскажу, что стоит делать, когда ребенок уже пошел в сад.
Помочь подружиться. В современном мире родители несут ответственность за друзей сверстников-детей, потому что дети дошкольного возраста редко гуляют одни. Как правило, в детских садах есть чаты родителей, их можно использовать, чтобы узнать, кто, где, когда и с кем гуляет, и присоединиться. Так дети смогут ближе познакомиться и, возможно, подружиться. Если у ребенка будет друг в саду, адаптация пройдет легче.
Адаптировать постепенно. Сначала ребенка стоит оставлять на несколько часов в день, затем — до обеда, через 2—4 недели забирать сразу после сна и только потом оставлять на весь день. Если оставить сразу на день, могут появиться сложности. Ребенок, который раньше нормально отходил от мамы, вдруг начнет цепляться за нее, бояться, что его бросят.
Как помочь проживать утреннее расставание с мамой?
Вот несколько способов, которые в этом помогут.
Доверить проводы другому взрослому. Если ребенок плачет только с мамой, возможно, он будет менее эмоционально реагировать на расставание с папой.
Посочувствовать. Стоит сказать примерно следующее: «Ты не хочешь ходить в детский сад, так как надо рано вставать. Но идти туда надо, потому что маленькие дети не могут находиться дома одни, а взрослые должны ходить на работу. В детском саду следят за маленькими детками».
Многие родители боятся подобных фраз, но если семья точно знает, что сад нужен, важно научиться отражать чувства ребенка, сочувствовать ему.
Расставаться максимально быстро. Говорить что-то вроде этого: «Тебе грустно, ты не хочешь расставаться, но маме нужно идти на работу. Давай я поставлю будильник, мы обнимаемся, прощаемся еще минуту, а когда будильник прозвенит, ты пойдешь в игровую, а я — на работу».
Когда время вышло, важно не убегать незаметно, а попрощаться. Иначе у ребенка появится недоверие, ощущение того, что его могут бросить.
Дать с собой вещь из дома: футболку с фотографией мамы, фотографию семьи, любимую игрушку или книжку. Когда ребенок начнет скучать, это поможет ему справиться с тем, что мамы нет рядом.
Попросить воспитателя позвонить, если ребенок будет плакать дольше обычного. Как правило, воспитатели исполняют эту просьбу, так как никому не хочется слушать плач весь день. Если приходите за ребенком раньше по причине его продолжительного плача, важно сказать: «Я все сделала и пришла». Для этого желательно, чтобы в период адаптации у мамы была возможность при необходимости прийти посреди рабочего дня.
Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется?
Когда ребенок идет в детский сад, в его жизни наступают большие перемены, которые сказываются на эмоциональной и нервной системах. Эмоциональная система — это то, как человек реагирует на какую-то ситуацию. У каждого эта реакция будет своей. Дома ребенок снимает накопившееся за день напряжение — это говорит лишь о доверии к родителям.
Остается посочувствовать ему и проявить заботу, например помочь обуться и одеться. Часто стремление к самостоятельности доводится до фанатизма. Но если ребенок научился обуваться и мама один раз поможет надеть сандалии, то ничего страшного не произойдет.
После сада лучше всего снимают напряжение физическая нагрузка и арт-терапия. Можно вместе поиграть с водой, манкой, песком, полепить, порисовать, сделать ребенку массаж. Телевизор советую включать не сразу: за гаджетами эмоции на какуе-то время забываются, но позже всплывают опять. Лучше дать ребенку их пережить и не бояться плача. Помните: у детей только формируется эмоциональная и нервная системы. Задача родителей — быть заботливыми взрослыми, которые всегда рядом.
Английский с носителем и ранняя профориентация: 10 детских садов Москвы с нетипичной программой
Можно ли делать сюрпризы после возвращения?
Если материальное положение семьи позволяет, почему бы нет? Главное — не попрекать потом ребенка и не ожидать, что он будет вести себя определенным образом, так как в этом случае родители утрачивают умение договариваться, которое пригодится в дальнейшем.
Но лучше после детского сада не идти в магазин за новой игрушкой, а погулять или сделать ребенку массаж. В процессе адаптации важно минимизировать любые эмоции, в том числе положительные. Нервной системе все равно, от чего перевозбуждаться.
Бывает и такое, что раньше семья могла себе позволить каждый день покупать игрушку, но потом ситуация изменилась. Тогда важно сказать ребенку правду, принять его грусть. Да, он поплачет, но это никак не травмирует его и не значит, что вы плохие родители. Так бывает.
Как узнать, что происходит с ребенком в садике?
Примерно до шести лет каждый ребенок думает, что все видят мир так, как он, поэтому рассказы о происходившем чаще всего невнятные, невпопад.
Узнать о взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями можно с помощью диагностики, о которой я рассказывала ранее. Детям старше четырех лет можно предложить нарисовать себя в детском саду, а когда рисунок будет готов, спросить, кто на нем изображен, что каждый персонаж делает и так далее.
Еще советую задавать вопросы с выбором ответа: «Вы вечером пили молоко или чай? На ужин ели гречку или капусту?»
Надо понимать, что в силу своего развития ребенок в одну единицу времени сопоставляет абсолютно все происходящее. Например, в саду рассказывали сказку про волка, который укусил за бочок, воспитательница сказала: «Соня, прекрати», — а Вася толкнул Мишу. На вопрос, что было в саду, ребенок может ответить, что воспитатель укусила Соню, то есть рассказать такую небылицу, которая испугает. Главное правило взаимоотношений: реакция родителей всегда закрепляет поведение ребенка.
Услышав, что кто-то кому-то сделал больно, родитель цепляется за эти слова и начинает расспрашивать дальше. Ребенку приходится фантазировать, хотя, скорее всего, история даже произошла не с ним. Потом его рассказы будут становиться еще фантастичнее, поэтому реакция родителей должна быть ровной. А если какая-то информация насторожила, имеет смысл уточнить ее у воспитателя — разумеется, без ребенка.
По вечерам я бы сместила фокус с детского сада. Когда взрослые приходят с работы, не каждый готов ее обсуждать — то же самое и с детьми. Рекомендую сконцентрироваться на взаимоотношениях с ребенком здесь и сейчас, найти точки соприкосновения вне детского сада: вместе поиграть, полепить, порисовать.
Как понять, что ребенку плохо?
Заведите дневник поведения, в который будете записывать тревожные симптомы. Допустим, раньше ребенок спал хорошо, но, когда пошел в сад, стал засыпать поздно и спит беспокойно — записали, сколько ночей так продолжается. Или начал заикаться, стал более капризный. Возможно, вам нечего будет писать, симптомы будут наблюдаться по одному дню, но так проще отследить изменения в состоянии ребенка.
Проведите самостоятельную диагностику. Вот какие есть варианты:
- поиграйте с мягкими игрушками в детский сад, обратив внимание на ход игры. Скорее всего, если волк-воспитатель постоянно говорит детям-животным замолчать, «Марь Ивановна» тоже так делает;
- сделайте аппликации, предложив ребенку вырезать на каждого ребенка и воспитателя по персонажу. Это могут быть мишка, машинка, цветок, Человек-паук и так далее. Затем дайте ватман и попросите прикрепить всех по очереди. Если ребенок, к примеру, прикрепит всех животных рядом, а себя представит маленькой серой мышью и приклеит ее в стороне, вероятно, у него не складываются отношения со сверстниками — нужна ваша помощь.
Чего не стоит говорить ребенку, который ходит в детский сад?
Иногда родители сами создают у ребенка негативный образ сада — даже неосознанно. Вот некоторые фразы, которые так работают.
«Тебе нравится в детском саду?» Родителям, которые с первых дней задают такой вопрос, стоит спросить себя: «Что вы хотите услышать?» Вам важно услышать «Нет, не нравится» и подкрепить свою значимость? Это вопрос о родительской тревожности, о недоверии к системе, которого быть не должно.
«Марь Ивановна, наверное, злая». Нельзя обсуждать воспитателей и других детей в присутствии ребенка, так как предполагается, что ему должно быть с ними комфортно.
«Будешь плохо себя вести, пойдешь в сад». Желательно не запугивать ребенка тем, что, предположительно, он должен любить, доверять этому. К тому же отношения между родителями и детьми должны оставаться честными. Вы говорите правду, когда угрожаете, что при плохом поведении в понедельник утром ребенок пойдет в сад?
Как реагировать, если ребенка обижают?
Обнаружив на теле синяк, можно спросить причину его появления у ребенка — желательно без трагической интонации, — но лучше уточнить у воспитателя. Стоит иметь в виду, что если ребенок дома бегает, падает, бьется, то, скорее всего, в саду он ведет себя так же. Воспитатели, конечно, следят за поведением, но иногда происходят падения и драки.
Если у ребенка действительно есть конфликт с кем-то и он возникает регулярно, можно поговорить с мамой драчуна, предложив запретить детям общаться. Причин детской агрессии много, и это наиболее простой способ решения проблемы.
В крайнем случае есть вариант перевести ребенка в другую группу или другой детский сад, сделать это можно даже при адаптации средней тяжести. Большую роль играет отношение родителей к той или иной ситуации. Если они думают, что во всем виноват воспитатель или другой конкретный ребенок, возможно, перемена пойдет на пользу.
Что делать, если агрессором является ваш ребенок?
На детской площадке ребенок учится различать, какие игрушки его, какие — чужие, какие — общие. В саду он должен понимать, что там почти все общее и что кто первый взял, тот и играет, надо ждать своей очереди. Если ребенок не знает этих правил, он будет отбирать силой. Рассказать о них можно, к примеру, разыгрывая сценки с мягкими игрушками. Ребенка можно обучать ждать, просить, предлагать поменяться, играть вместе.
Еще ребенок часто кусается, толкается, дерется, когда кто-то другой нарушает его границы, а отстоять их иначе он не может. Родители должны этому научить.
У меня есть своя методика борьбы с агрессией — «гога». Вот что означает каждая буква:
- «Г» — границы: ребенок бьет и кусает вас, ломает мебель, тянет шторы и так далее.
- «О» — отражение, озвучивание: «Ты злишься, поэтому бьешь меня».
- «Г» — границы правил: «Меня нельзя бить» или «Людей не бьют».
- «А» — альтернатива: «Можно бить подушку».
Так ребенок учится экологично проживать эмоции. Желательно, чтобы воспитатель тоже отслеживал эти моменты и реагировал подобным образом, потому что научить чему-то задним числом сложно.
Еще иногда бывает, что родители дома позволяют ребенку себя кусать и бить, переводя это в игру. Потом он пытается вести себя аналогичным образом в саду, не понимая, почему папу бить можно, а мальчика — нельзя. В идеале не нужно разрешать подобное поведение дома.
Как помочь адаптироваться при переводе в другую группу или другой детский сад?
Здесь советы почти такие же, как при первичной адаптации.
Адаптировать постепенно. В идеале — одну неделю оставлять ребенка на два часа и дальше постепенно увеличивать время его пребывания в саду.
Использовать родительские чаты. Спросить, кто, где и когда гуляет, и присоединиться, чтобы дети познакомились поближе. Если ребенок скучает по старым друзьям, желательно поддерживать отношения и с ними. Чем старше ребенок, тем сильнее он может привязываться к сверстникам.
Вовлекаться в жизнь группы. В некоторых садах есть специальные дни, когда родители приходят и рассказывают что-то про свою профессию. Можно узнать, есть ли у вас нечто подобное, и, если есть, принять участие. Так ребенок будет в центре внимания, и это тоже поможет ему быстрее влиться в коллектив.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.
О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.
Адаптация детей и родителей в детском саду
10.05.2022
Адаптация ребенка к детскому саду – это период привыкания к новому месту и коллективу. Процесс адаптации может длиться от двух недель до месяца, поэтому в этот период родителям рекомендуется быть особенно внимательными и терпеливыми к ребенку, а специалисты Академии счастья LeapKids всегда готовы вам помочь.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду?
Адаптация к детскому саду в Академии Счастья LeapKids проходит легко и беззаботно, ведь здесь созданы все условия для комфортного пребывания малыша, работают лучшие в мире специалисты, оказывается психологическая поддержка в период адаптации не только для младенцев, но и для их мам и пап. ведь мы понимаем, что это довольно длительный процесс и очень важно, как к нему относятся родители. Если мать чрезмерно переживает, прощается с ребенком со слезами на глазах, то и малыш будет переживать. Поэтому наберитесь терпения и уверенности в том, что вы действуете на благо ребенка, а мы вам в этом поможем.
Адаптация в LeapKids — первый шаг к удовлетворению ребенка пребыванием в детском саду. От того, как пройдет адаптация, зависит, как долго родители будут спокойны на работе. Мы понимаем, что адаптация – это сложный процесс адаптации ребенка на всех уровнях – эмоциональном, физиологическом, социальном, психологическом, психическом. У детей раннего возраста есть свои, специфические этапы психологического и эмоционального развития, присущие только этому периоду. Из них:
- сенсомоторная деятельность (ощущение и восприятие)
- преувеличенное свойство процессов возбуждения над торможением
- повышенная эмоциональность
- подражание взрослым
- ранимость
Поэтому их экологическая адаптация к новым условиям означает заботу о своем физическом и психическом здоровье.
Вот уже 5 лет новый учебный год мы начинаем с адаптации – сначала знакомим родителей и ребенка с помещениями детского сада, игровыми площадками и воспитателями, затем воспитатели устанавливают контакт с ребенком в присутствии его родственники (это продолжается до тех пор, пока ребенок не отпустит «своих» взрослых – день, неделя или несколько недель). Постепенно время пребывания ребенка в детском саду увеличивается с нескольких часов до отхода ко сну, а затем и до ужина.
Наша главная задача в это время – поддерживать интерес ребенка и дать ему возможность справиться со своими переживаниями. И в детском саду у ребенка может быть много переживаний и о разлуке, и о дружбе, и о необходимости соблюдения норм и правил, и о нежелании других делиться или уступать, и о тоске по дому, и о разных детских страхах. .
Пошаговая стратегия адаптации ребенка к детскому саду займет не менее двух недель и выглядит так:
В первую неделю оставляйте ребенка в детском саду на 2-3 часа для игр с другими детьми и, если ребенок хочет, для еды, постепенно увеличивая это время.
Когда малыш немного привыкнет, на следующей неделе предложите ему поспать в группе, предупредив, что вы его обязательно заберете сразу после сна (и ни в коем случае не нарушайте своего слова!) после того, как малыш согласится спать в детском саду считают, что в основном путь его адаптации пройден.
Во время адаптации к детскому саду постарайтесь оградить малыша от стрессов и перемен – ему сейчас важна стабильность. Поэтому лучше не совмещать переезд, поход к стоматологу, в новую спортивную секцию, отдых, экскурсии и другие мероприятия, возбуждающие нервную систему ребенка, с адаптационным периодом.
Старайтесь не оставлять ребенка в группе на целый день. Придет время, когда он начнет доверять воспитателям, найдет друзей в детском саду и скажет себе, что вы пришли за ним пораньше.
По возможности окружите ребенка привычными вещами. Пусть спит в самодельной пижаме с любимой игрушкой, берет на прогулку комплект любимой детской одежды.
Отличный способ помочь нежному вхождению малыша в детский коллектив – сказкотерапия. Придумайте малышу сказку о том, как крольчонок боялся идти в детский сад, не хотел отпускать маму. Но потом он подружился с белкой и ёжиком и понял, что играть в саду очень интересно и весело!
Адаптироваться в Академии счастья LeapKids легко и приятно. Помимо адаптации детей, мы адаптируем их родителей к детскому саду. Потому что когда мать очень взволнована и напугана, то у ребенка возникает ощущение, что его отправляют в очень опасное место. Облегчение страхов родителей и избавление от чувства вины – основная задача психолога детского сада. Приходите к нам и посмотрите, как это работает.
Остались вопросы? — Заполните форму на сайте или позвоните нам по телефону +38 (044) 364 0 444, мы подробно проконсультируем и предложим время для экскурсии по детскому саду!
назадАдаптация к детскому саду | Тапочки Rolly
Независимо от того, сопровождаем ли мы нашего ребенка в детский сад в первый раз, или он только что вернулся после летних каникул, сентябрь полон перемен и поэтому также напряжен и беспокоен. Возможно, даже больше для нас, родителей, чем для наших детей. Темп жизни меняется, и у нас снова появляется больше обязанностей, работы и более четкого распорядка дня. До сентября нужно уладить многое, а потом надо привыкнуть к новым будням и сохранять спокойствие.
Именно это заставит ребенка чувствовать себя хорошо и принимать все происходящие с ним изменения как можно лучше. Для кого-то это знакомство с садиком, для кого-то смена группы детского сада, новый воспитатель и новые сверстники, может быть, даже смена отделения детского сада.При этом самое главное для родителей — сохранять спокойствие и предлагать детям стабильность, безопасность, много любви и понимания. Мы лучше всех знаем своего ребенка, поэтому знаем, что ему нужно в данный момент, и сможем за это постоять. Некоторым детям требуется чуть более длительное знакомство с детским садом, а другие практически сразу привыкают к новой обстановке и людям. Некоторым детям лучше, когда их знакомит их мать, в то время как другим может понадобиться поддержка отца. Я считаю важным, чтобы мы заранее общались и решали такие вещи вместе и чтобы была достигнута какая-то договоренность о введении и посещении детского сада, которая будет лучшей для ребенка.
Общение очень важно в этом процессе. Общение, которое родители имеют со своим ребенком и перед ребенком, имеет решающее значение. Независимо от возраста ребенка важно говорить о детском саду в присутствии ребенка положительно, избегая любых суждений и чрезмерного комментирования происходящего. Наше восприятие ситуации повлияет на восприятие ребенка, поэтому очень важно, чтобы мы старались принять обстоятельства с помощью вербального и невербального общения вокруг ребенка. Рекомендуется заранее поговорить и договориться о том, как будет проходить знакомство. Таким образом, мы сможем мысленно подготовиться к курсу, который даст нам чувство контроля и, следовательно, успокоит нас.
В каждом детском саду есть свой список вещей, которые ребенок должен взять с собой в детский сад. Обычно необходимо подготовить:
- Рюкзак с запасной одеждой. Чем младше ребенок, тем больше нужно иметь запасной одежды. В дополнение к боди, футболкам и брюкам не забывайте кормить слюнями, если ваш ребенок находится в периоде, когда он много пускает слюни. Не так важно, соответствует ли одежда последней моде, важно, чтобы она была удобной и позволяла беззаботно играть.
- Тапочки. Важно, чтобы детские тапочки были удобными, мягкими, дышащими, а также безопасными, так как в детском саду они будут носить их полдня.
- Подгузники и влажные салфетки.
- Постельное белье и постельный мешок.
- Если ребенок использует соску , то не забудьте положить в сумку еще одну. Бутылка воды и плюшевая игрушка для сна , если ребенок к этому привык. Все это облегчит им трудные времена и засыпание.
Не забывайте маркировать все вещи именем и фамилией ребенка. Также отмечаем верхнюю одежду, которую они должны взять с собой в зависимости от погоды (кепка, куртка, куртка, обувь и т.д.).
Мы также можем подготовиться к поступлению в детский сад или другим изменениям посредством беседы с нашим ребенком, которая должна соответствовать его возрасту. Кратко рассказываем ребенку, что его ждет, как будет выглядеть распорядок дня, кто с ним будет в детском саду и чем он там будет заниматься. Давайте упомянем как можно больше хороших сторон детского сада, но также упомянем, что мы тем временем будем на работе и приедем забрать их, как только закончим. Младшие дети еще не смогут этого понять и только что осознают, что родители всегда возвращаются за ними, и именно поэтому рекомендуется, чтобы время, когда мы возвращаемся за ребенком, постепенно удлинялось, по возможности с более медленным введением.
В качестве подготовки к вступлению рекомендую:
- Прежде чем приступить к знакомству, пройдитесь несколько раз мимо детского сада и взгляните на здание, двор, и каждый раз коротко говорите ребенку, что он будет ходить в детский сад здесь. Если есть возможность, устройте совместную встречу с учителем, чтобы они могли познакомиться друг с другом до начала сентября.
- Подготовьте все заранее, и утром вы не будете торопиться.
- Подумайте об утренней рутине, которая будет одинаковой каждое утро и станет безопасным маршрутом для детского сада.
- Вы также можете прочитать книжку с картинками, в которой показано, что происходит в детском саду.
- Когда наступает момент, когда вы передаете ребенка учителю, важно сделать это быстро. Чем медленнее вы делаете это, тем больше вероятность того, что ваш ребенок будет плакать. Поверьте, что учитель точно знает, что делать в этот момент.
- Я думаю, что важно указать на честность. Иногда родитель крадется из игровой комнаты, пока ребенок не смотрит, но это может быть плохо для ребенка, потому что он не понимает, что только что произошло. Вы сами решаете для себя, исходя из характера и возраста ребенка, наиболее подходящий план. Я решил всегда обнимать их немного крепче, прежде чем они попрощались. Даже если они прольют слезу, я не хочу, чтобы у них было (еще большее) чувство покинутости.