Этапы постановки звука Ш — способы, рекомендации
В норме артикуляция у ребенка складывается к 4 – 5 годам. Однако не всегда картина столь радужная. Распространенное речевое нарушение у детей — неправильное произношение Ш. Это базовый звук в группе шипящих, и его постановка первостепенна, поскольку является базой для освоения правильного произношения остальных фонем. Из статьи вы узнаете о том, как логопеды ставят Ш, с какими трудностями можно столкнуться и что изначально вызывает проблемы с артикуляцией.
Виды и причины нарушений произношения звука Ш
Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:
- межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
- боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
- носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
- губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».
Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:
- физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
- проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
- длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
- повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.
Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.
Диагностика
Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:
- Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть. ;
- Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
- Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
- Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
- Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
- Составление рассказа из предложенных слов и картинок.
По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.
Постановка артикуляции звука Ш
Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).
Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.
Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.
Артикуляционная гимнастика
Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.
На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.
Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:
- «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;
- «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;
- «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;
- «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;
- «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.
Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.
Постановка от других звуков
Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:
- Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
- Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
- Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.
Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.
Дыхательная гимнастика
Положите кусочек ваты на стол и предложите малышу сдуть его воздушной струей на конец стола с помощью одного ровного и сильного выдоха. Важно, чтобы губы были сложены трубочкой, а щеки не напрягались. Более увлекательный вариант — вырезать картонные пчелы и цветы, соединить их нитками и сдувать насекомых.
Такие занятия усиливают эффект от артикуляционных упражнений с логопедом и в комплексе дают отличный результат.
Закрепление произношения
Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:- Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
- Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
- Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
- Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
- Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.
Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.
Игры, стихи, чистоговорки
Чтобы стимулировать проговаривание буквы, предложите логопедические забавы, например, «Змейку в лабиринте». Нарисуйте лабиринт и змейку, предложите малышу помочь ей доползти в домик, ведя пальчиком от старта до финиша и проговаривая Ш. Также можно придумать вариации с мышкой, убегающей от кошки.
В автоматизации звука помогут скороговорки:
- «отыщи ка ушки у нашей лягушки;
- «с мышами во ржи играли ежи, ушли в камыши — и во ржи не души»;
- «вынесла Маришка куклам по коврижке, понравились коврижки Гришке и Иришке»;
- «сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб»;
- «шапка да шубка — вот наш Мишутка»;
- «у Полюшки — шляпка, у Любаши — плюшка, у Илюши — шлюпка, у Павлуши – клюшка»;
- «Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки».
Можно придумать любые другие скороговорки про животных, природу, братьев, сестер. Отличный вариант для постановки Ш — интересное прозвище любимой игрушки, например, «волчишко-хвостишко» или «кукушонок-малышонок», а также частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: зимушка, пятнышко, дядюшка, солнышко.
Но важно строго следить за тем, чтобы малыш правильно произносил Ш в составе часто употребляемых слов — если ошибка войдет в привычку, потом переучивать будет еще сложнее.
Дальнейшие рекомендации
При нарушениях тонуса языковых мышц назначают курс логопедического массажа. Специалисты выполняют его специальным зондом или пальцами. Но при этом не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой. Если вы занимаетесь у логопеда, обязательно повторяйте упражнения дома.
Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста. Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов.
Своевременно посещайте стоматолога и ортодонта, чтобы исключить проблемы, мешающие нормальной артикуляции.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Как научить ребёнка говорить букву ш: занятия дома, выговаривать шипящие
Советы мамам
Упражнения для развития речевого аппарата
При правильном произношении звука «ш» язык должен занимать во рту определённое положение. Он широко распластан, а кончик поднят к твёрдому небу, и образует с ним щель за верхними зубами. Боковые края языка прижимаются к верхним резцам.
Как научить ребёнка говорить букву «ш» дома — делать с ним гимнастику для язычка
- Фото
- Getty
Если малыш не может правильно выговаривать звук, нужна артикуляционная гимнастика. Для домашних занятий используют специальные упражнения, которые тренируют речевой аппарат. Ребёнок должен выполнять их перед зеркалом, чтобы видеть как у него получается повторять то, что показывает мама:
- «заборчик» – малыш должен сомкнуть зубы и показать маме, какой у него получился «заборчик»;
- «трубочка» – ребёнок вытягивает губы вперёд трубочкой, затем быстро чередует упражнение «трубочка» и «заборчик»;
- «ленивый язычок» – язык нужно высунуть изо рта и положить на нижнюю губу, полностью при этом расслабив;
- «ковшик» – расслабленный язычок подгибаем вверх и заводим за верхние зубы, дуем на него, при этом получается звук «ш».
Кроме приведённых основных упражнений, можно использовать и другие. Когда ребёнок будет легко и правильно повторять все задания переходят к постановке звука «ш».
Занятия по постановке звука «ш»
Без игры в обучении малыша не обойтись. Сначала нужно проверить внимательность и чёткость восприятия. Произносите в произвольном порядке слова с буквой «ш» и без неё. Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит слова, в которых есть звук «ш».
Обязательно похвалите малыша за его успехи.
Попросите ребёнка изобразить при помощи руки шипящую змею, которая должна дойти по нарисованному лабиринту к цели.
Вспомните вместе где ещё можно слышать шипящие звуки – шуршание опавшей листвы под ногами, шипение кошки, шорох испуганной мышки, шелест листьев на ветру.
Для закрепления звука используйте сначала слоги и слова, а затем скороговорки, детские стихи и чистоговорки. Большую помощь в автоматизации произношения окажут картинки, изображающие предметы, в названии которых есть буква «ш».
Начинать обучение правильному произношению звука «ш» нужно с артикуляционных упражнений. Затем при помощи игр и занятий можно закрепить достигнутый результат.
Редакция Wday.ru
Сегодня читают
Не по размеру: Волочкова надела слишком обтягивающий наряд — и пуговицы разошлись
Без комплексов: 6 моделей, которые носят «голые» наряды чаще других
Алла Пугачева показала, как изменилась ее 9-летняя дочь — поклонники в восторге
Почему на самом деле нельзя дарить и выбрасывать старые вещи
«Ни стыда, ни совести»: Бритни Спирс показала свое самое популярное «голое» фото — его оценило 4 000 000 человек
Как произносится буква «S» в испанском языке
Быстрый ответ
Буква s в испанском произносится как s в английском языке, например, в таких словах, как звучит как и горчица . Сравните звучание s в sound и горчичный и их испанские переводы sonido и Mostaza .
«S» — согласная
Буква s представляет испанский согласный звук, или фонема , /s/ . При произнесении согласного звука поток воздуха изо рта в какой-то момент частично или полностью перекрывается.
Название этой буквы произносится как ese .
Как произносится «S» на испанском языке
Испанский s — это альвеолярный , что означает, что он произносится, когда кончик языка находится рядом с деснами верхних зубов или касается их. Воздух непрерывно выбрасывается через небольшой зазор между языком и деснами. Чтобы описать этот постоянный поток воздуха в согласном, лингвисты используют термин фрикативный или фрикатива в испанском языке.
Кроме того, голосовые связки не вибрируют при произнесении s , поэтому лингвисты классифицируют это как глухой , или sorda на испанском языке. Посмотрите, как произносится s в следующих словах: saco ( sack ), sí ( yes ), asado ( жареный ), эсперар ( ждать ), энсалада ( салат ) и адемас ( кроме ).
Испанская «S» похожа на английскую «S»?
Да он почти идентичен английскому s такой же или этот . Сравните s в тот же и this с испанским s найденным в их переводах, мисмо и или .
В целом произношение s не меняется в испаноязычном мире, но есть некоторые важные диалектные вариации, такие как с придыханием или молчание s и ceceo . Читайте дальше, чтобы узнать больше!
Придыхательный или тихий «S»
В некоторых регионах, таких как Чили и некоторые районы Карибского бассейна или Испания, вы можете услышать, как носители языка заменяют звук s в конце слога или слова мягким придыханием. звук, похожий на английский ч из привет . В этом случае s в таком слове, как oscuro ( темный ), может произноситься как /ohkúɾo/ с придыханием. В некоторых частях этот звук становится настолько мягким, что полностью теряется, поэтому вы можете услышать слово вроде detrás ( за ), произносимое как /detɾá/ .
Итак, что такое «Ceceo»?
Ceceo — термин, который лингвисты используют для обозначения произношения буквы s по-испански, как -й по вещь по-английски. Этот звук, или фонема, обозначается символом /θ/. Он используется носителями языка из определенных областей Испании, особенно Андалусии (регион на юге Испании). Будьте готовы услышать, как некоторые носители андалузского испанского языка произносят paso ( step ) как /páθo/, а не стандартное /páso/.
Слова, начинающиеся с «S» + согласная
Слова, начинающиеся с s , за которыми следует согласная, не распространены в испанском языке. Обычно это заимствованные слова, которые испанский язык заимствовал из других языков, таких как английский. Поскольку носители испанского языка не привыкли начинать слова таким образом, они обычно помещают воображаемые и перед s , чтобы облегчить их произношение. По этой причине слово sketch ( sketch ) произносится как /eskéʧ/ на испанском языке. Это привело к появлению латиноамериканских вариантов написания некоторых из этих иностранных заимствований, например: спрей ( спрей ).
Примеры
Давайте посмотрим на некоторые примеры слов, содержащих букву s в разных позициях и буквосочетаниях.
wise | beginning of word + vowel | |
mushroom | beginning of word + vowel | |
seven | beginning of word + vowel | |
deaf | beginning of word + vowel | |
to go up | beginning of word + vowel | |
Asia | inside word + between vowels | |
гермосура | красота | внутри слова + между гласными |
таблица | внутри слова + между гласными | |
сумка | внутри слова + начало слога | |
consejo | совет | внутреннее слово + начало слога |
сонриса | улыбка | |
ажусадо | плотный | внутри слова + конец слога |
судьба | судьба | внутри слова + конец слога |
мешать | to block | inside word + end of syllable |
goodbye | end of word | |
chaos | end of word | |
мартес | Вторник | конец слова |
Одна буква, один звук
испаноязычный мир. Не должно быть большой разницы между тем, как soso ( скучно ) звучит в Гвадалахаре, Кали или Арекипе.
Произношение S в английском языке
Произношение S в конце существительных во множественном числе, глаголов в третьем лице и в составе притяжательного падежа иногда вызывает проблемы у не носителей языка, поскольку оно может произноситься тремя разными способами: /ɪz/, /s/или /з/.
(Примечание: всякий раз, когда вы видите буквы или символы между двумя косыми чертами (/ /), это относится к произношению этой буквы или звука)
Произношение зависит от последнего звука глагола или существительного, которое обычно является согласной. Прежде чем мы узнаем, как различаются способы произношения конечного S, мы должны сначала узнать, что такое звонкие и глухие согласные, а также шипящие звуки:
Звонкие согласные и глухие согласные
звонкий согласный (или звук) означает, что он использует голосовые связки, и они производят вибрацию или гудящий звук в горле, когда они произносятся. Приложите палец к горлу, а затем произнесите букву Л. Вы заметите легкую вибрацию в шее/горле. Это потому, что это -голосый -голосый звук.
глухой звук (иногда называемый глухим звуком) — это когда в горле нет вибрации и звук исходит из области рта. Произнесите букву Р. Вы заметите, как она исходит изо рта (фактически возле ваших губ в передней части рта). Звук Р не исходит из вашего горла.
Попробуйте это с другими буквами, и вы «почувствуете» разницу между звонким и глухим согласным (или звуком).
Шипящие звуки
Еще один звук, относящийся к этому, — это свистящий звук , который создается путем выталкивания воздуха к вашим зубам. Он характеризуется шипящим звуком (ссссс), жужжанием (ззззз) или звуком, который издают учителя, когда хотят, чтобы вы замолчали (шшшш!).
- Z как звук пчелы… zzzzzz
- S как звук, который издает змея… sssssss
- SH, как звук, который издает учитель, когда хочет, чтобы вы замолчали. .. ш-ш-ш
Теперь, когда мы знаем разницу между звонкими, глухими и шипящими звуками, мы можем посмотреть на следующие правила правильного произношения S в конце слов в английском языке:
Произношение буквы S в конце слов в английском языке
Произношение конечного S во множественном числе слов и глаголов в третьем лице зависит от конечного согласного звука перед этим S.
Окончание произносится /s/ после глухого звука , произносится /z/ после звонких звуков и произносится /ɪz / или /əz/ после шипящих :
- Безмолвный: помогает /ps/ — сидит /ts/ — смотрит /ks/
- Озвучено: крабы /бз/ — слова /дз/ — перчатки /вз/,
- Шипящий: автобусы /sɪz/ или /səz/, мосты /dʒɪz/ или /dʒəz/, пожелания /shɪz/ или /shəz/
1. Звук /ɪz/ (или звук /əz/)
Иногда этот звук записывается как / əz / и использует символ «schwa» или «перевернутое e» перед z. Для простоты мы напишем этот звук как /ɪz/ или /iz/
.Если последним согласным звуком слова является шипящий звук (шипящий или жужжащий звук), окончание S произносится как /ɪz/. Этот звук /ɪz/ произносится как дополнительный слог. (например, слово автобусы состоит из двух слогов)
Если в звуке есть звук J (/dʒ/ как буква J в начале слова жакет или /ʒ/ как S в слове удовольствие), то окончание S также произносится как /ɪz/.
Примеры слов, оканчивающихся на звук /ɪz/:
- C: гонки (звучит как «гонка-из»)
- S: паузы, медсестры, автобусы, подъемы
- X: исправления, ящики, мистификации
- Z: удивляет, замораживает, призы, викторины
- SS: поцелуи, промахи, передачи, боссы
- CH: церкви, бутерброды, ведьмы, учит
- SH: блюда, пожелания, толчки, сбои
- GE: гаражи, изменения, возраст, судьи
Помните: после глаголов, оканчивающихся на -sh, -ch, -ss и -x, мы добавляем -es в конце глагола (в третьем лице) и произношение /iz/ как дополнительный слог.
2. Звук /с/
Если последняя согласная слова глухая , то S произносится как /s/. Будьте осторожны, чтобы не создать лишний слог.
ПРИМЕЧАНИЕ. Согласные c, s, sh, ch и x глухие, хотя они используют шипящие окончания, показанные выше.
Примеры слов, оканчивающихся на звук /с/:
- P: чашки стопы, спальные места
- Т: шапки, студенты, хиты, пишет
- К: готовка, книги, напитки, прогулки
- F: скалы, вздохи, убеждения, смех, графики (здесь -gh и -ph произносятся как F)
- TH: мифы, скатерти, месяцы (глухой -й )
3. Звук /з/
Если последняя буква слова оканчивается на звонкий согласный (или звук), то S произносится как Z /z/ (без образования другого слога). Этот звук Z похож на звук, который пчела издает зззз.
Мы также используем это окончание, когда слово оканчивается на гласный звук (например, пчелы, мухи и т.