Как развивается и что должен уметь ребенок? Таблица по месяцам. ❤️ KIDY.eu
- Социальное развитие
- Развитие речи
- Понимание речи
- Восприятие взаимосвязей
В первые 3 года своей жизни малыш должен научиться очень многому. Не упустите это драгоценное время, дав своему крохе все необходимое и обеспечив его гармоничное развитие. А как узнать, правильно ли развивается ребенок? Что должен знать и уметь делать ребенок в месяц, в 1 год, в 2, в 3 года? Эта таблица, сделанная по материалам мюнхенской функциональной диагностики развития , поможет вам. Здесь подробно описаны умения детей. Только помните: каждый малыш уникален, а мы приводим лишь усредненные показатели. Однако, если вы обнаружите, что ваш ребенок существенно отстает в развитие от других детей по большинству показателей, будет разумным принять меры и обратиться к специалисту.
Социальное развитие
Умение | 50% детей | 90% детей |
Может отклонять просьбу протестом | 8 месяцев | 11 месяцев |
В ответ на просьбу дает матери предмет | 9 месяцев | 1 год 0. 5 месяцев |
Имитирует один жест, например, хлопанье в ладоши, или делает «пока-пока» | 10 месяцев | 1 год 1.5 месяца |
Ласкает куклу или мягкую игрушку | 11 месяцев | 1 год 2.5 месяца |
Катит мяч взрослому | 11.5 месяцев | 1 год 3.5 месяца |
Подражает видам домашней деятельности (вытирает пыль, подметает мусор и т.д.) | 1 год 0.5 месяца | 1 год 4.5 месяца |
Помогает убирать игрушки | 1 год 1 месяц | 1 год 5 месяцев |
Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ему ее показали | 1 год 2.5 месяца | 1 год 7 месяцев |
Выполняет простые поручения по дому | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут) | 1 год 4 месяца | 1 год 9 месяцев |
Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Охотно играет с ровесниками в догонялки | 1 год6 месяцев | 2 года |
Спонтанно обихаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т. д.) | 1 год 7 месяцев | 2 года 2 месяца |
Пробует утешить, если кто-то печален | 1 год 8 месяцев | 2 года 3 месяца |
Вербально выражает чувства | 1 год 11 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Выражает желания в «Я»-форме | 2 года 1 месяц | 2 года 10 месяцев |
Придерживается правила игры: один раз «я», один раз «ты» | 2 года 3 месяца | 3 года |
Развитие речи
Умение | 50% детей | 90% детей |
Копирует звуки (вибрация губами, щелкание) | 8 месяцев | 11 месяцев |
Говорит двойные слоги, например, «ма-ма», «дай-дай» без значения | 8.5 месяцев | 1 год |
Говорит двойные или одинарные слоги со значением | 9. 5 месяцев | 1 год 1 месяц |
Выражает желания определенными звуками, говоря, например: «Э!» | 10 месяцев | 1 год 1.5 месяца |
Использует слова «папа» или «мама» для называния людей | 10.5 месяцев | 1 год 2.5 месяца |
Говорит 2 осмысленных слова | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
Говорит 3 осмысленных слова | 1 год | 1 год 4.5 месяца |
Напевает вместе с кем-либо детские песенки | 1 год 1 месяц | 1 год 6 месяцев |
Говорит осмысленное слово с 2 различными гласными звуками, например, «киса» | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Называет знакомый предмет в ответ на вопрос | 1 год 3 месяца | 1 год 9 месяцев |
Выражает желания словами «дай», «ам-ам» | 1 год 4 месяца | 1 год 9 месяцев |
Повторяет знакомое слово | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Может вербально отклонить просьбу | 1 год 6 месяцев | 2 года 1 месяц |
Говорит первые предложения из 2 слов на детском языке («папа машина») | 1 год 7 месяцев | 2 года 2 месяца |
Называет 8 из 12 предметов на тестовых картинках | 1 год 8 месяцев | 2 года 4 месяца |
Использует свое имя, когда говорит о себе | 1 год 10 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Говорит первые предложения из 3 слов на детском языке («папа машина ехать») | 1 год 11 месяцев | 2 года 8 месяцев |
Называет все предметы из 12 на тестовых картинках | 2 года | 2 года 9 месяцев |
Говорит о себе в «я-форме» | 2 года 1 месяц | 2 года 10 месяцев |
Говорит nepвoe предложение из 4 слов на детском языке | 2 года 2 месяца | 3 года |
Использует численное два для обозначения нескольких предметов | 2 года 3 месяца | 3 года 2 месяца |
Использует слова «мне» или «тебе» | 2 года 4 месяца | 3 года 3 месяца |
Называет предметы на 1 из тестовых картинок во множественном числе | 2 года 5 месяцев | 3 года 5 месяцев |
Говорит первое осмысленное предложение из 5 слов на детском языке | 2 года 6 месяцев | 3 года 6 месяцев |
Использует вопрос «Почему?» (ответ не всегда нужен) | 2 года 7 месяцев | 3 года 8 месяцев |
Πο просьбе взрослого повторяет предложение, состоящее из 5 слов | 2 года 8 месяцев | 3 года 9 месяцев |
Говорит первое осмысленное предложение из 6 слов на детском языке | 2 года 10 месяцев | 4 года |
К 2 прилагательным находит в контексте противоположные по значению слова | 3 года | 4 года 3 месяца |
Понимание речи
Умение | 50% детей | 90% детей |
Ищет отца или мать, если спрашивают, где папа или мама | 8 месяцев | 11 месяцев |
Поворачивается, когда родители называют его имя | 8,5 месяцев | 11,5 месяцев |
Реагирует на похвалу или запреты | 9,5 месяцев | 1 год 0,5 месяцев |
Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне» | 10,5 месяцев | 1 год 2 месяца |
Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку | 1 год | 1 год 4 месяца |
Правильно показывает части тела или направляет взгляд на них | 1 год 1 месяц | 1 год 5 месяцев |
Понимает слово «открыть» и открывает банку | 1 год 1,5 месяцев | 1 год 6 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 2 из 4 тестовых картинок | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека или куклы) | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол» | 1 год 3,5 месяца | 1 год 9 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 4 из 8 тестовых картинок | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 3 части тела | 1 год 6 месяцев | 2 года |
Правильно показывает или направляет взгляд на 8 из 12 тестовых картинок (предъявляются 3 картинки одновременно с последующей заменой одной) | 1 год 7 месяцев | 2 года 1 месяц |
Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их | 1 год 8 месяцев | 2 года 3 месяца |
Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет больший мяч (из двух) | 1 год 9 месяцев | 2 года 4 месяца |
Показывает свою руку или смотрит на нее | 1 год 10 месяцев | 2 года 5 месяцев |
Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет | 1 год 11 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Распознает 2 вида передвижения на тестовых картинках (птица, рыба – летит, плывет) | 2 года | 2 года 8 месяцев |
Понимает 2 из 4 предлогов/наречий (на, под, рядом, за/позади) | 2 года 1 месяц | 2 года 9 месяцев |
Понимает 2 вопроса: «Что делаешь ложкой (расческой, с чашкой)?» | 2 года 2 месяца | 2 года 11 месяцев |
Понимает слово «легкий», берет легкий предмет | 2 года 3 месяца | 3 года |
Понимает 2 вопроса из 3: «Что ты делаешь, когда устал (голоден, грязный)?» | 2 года 4 месяца | 3 года 1 месяц |
В ответ на вопрос показывает свой подбородок | 2 года 5 месяцев | 3 года 3 месяца |
Знает, мальчик он, или девочка | 2 года 8 месяцев | 3 года 7 месяцев |
Показывает дважды правильно на самую длинную из 3 линий | 2 года 10 месяцев | 3 года 9 месяцев |
Восприятие взаимосвязей
Умение | 50% детей | 90% детей |
Находит предмет под чашкой | 8 месяцев | 11 месяцев |
Показывает пальцем в указанное направление | 9 месяцев | 1 год |
Подтягивает к себе игрушку за веревку | 9,5 месяцев | 1 год 1 месяц |
Кладет крышку на банку | 10 месяцев | 1 год 2 месяца |
Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех) | 10,5 месяцев | 1 год 2,5 месяца |
Пробует рисовать карандашом | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
Показывает на что-либо пальцем | 11,5 месяцев | 1 год 4 месяца |
Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех) | 1 год | 1 год 5 месяцев |
Помещает большой круг (диаметр 10 см) на шаблонную доску | 1 год 1 месяц | 1 год 6 месяцев |
Находит предмет под одним из двух стаканчиков | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Вставляет три стаканчика один в один | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка | 1 год 6 месяцев | 2 года |
Помещает большой и маленький круги (диаметр 10 и 6 см) на шаблонные доски | 1 год 7 месяцев | 2 года 1 месяц |
Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг | 1 год 9 месяцев | 2 года 3 месяца |
Строитряд из 5 кубиков (длина ребра 3 см) | 1 год 10 месяцев | 2 года 4 месяца |
Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку | 1 год 11 месяцев | 2 года 5 месяцев |
Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных диаметров — 5,5 см, 8 см, 11 см) | 2 года | 2 года 7 месяцев |
Сортирует 3 из 4 кубиков по цвету | 2 года 1 месяц | 2 года 8 месяцев |
Помещает 3 из 4 кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске | 2 года 2 месяца | 2 года 9 месяцев |
Строит «мост» из трех кубиков по образцу | 2 года 4 месяца | 2 года 11 месяцев |
Складывает квадрат из 4 кубиков | 2 года 6 месяцев | 3 года 2 месяца |
4. 93 / 5 (голоса: 14)
Оцените статью:
Если вам понравилась наша статья, поделитесь ей со своими друзьями:
особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров
В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.
Важно!
В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.
Полезная информация о годовалом малыше
Средний рост | 75-79 см |
Средний вес | 9,6-10,5 кг |
Средняя окружность головы | 45-47 см |
Количество зубов | 8 |
Кризис 1 года | В 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1). |
Гармоничное развитие | Многие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2). |
Взаимосвязь физического и психического развития | В раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3). |
Физическое развитие ребенка в 1 год
Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем.
Развитие тела
У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.
Двигательные навыки
Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.
Психическое развитие ребенка в 1 год
Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.
Общение
Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).
Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».
Психомоторные навыки
Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.
Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».
Социальное развитие ребенка в год
Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери.
У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.
В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.
Речевое развитие ребенка в 1 год
Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.
Словарный запас
Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки.
Автономная речь
Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака.
Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).
Фото: Josh Duncan, unsplash.comКак развивать речь
Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.
Здоровье ребенка в 1 год
Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.
Плановый осмотр в поликлинике
Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.
Прививки
Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции.
Узнать больше
Часто встречающиеся болезни
Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.
Узнать больше
Навыки самообслуживания ребенка в 1 год
Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития.
Гигиена
К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.
А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.
Взаимодействие с одеждой
Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.
Комментарии педиатров
Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.
В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам.
Фото: Alexander Grey, unsplash.comВ этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа.
Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает.
Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность.
Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.
Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:
— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг.
Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.
На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.
Популярные вопросы и ответы
Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.
Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?
Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит.
Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему.
Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.
Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?
Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?
Что понимает ребенок в 1 год?
Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.
Источники
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf - Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf
11 жизненных навыков, которые должен знать каждый ребенок
Готовите ли вы своего ребенка к самостоятельности? Обучение вашего ребенка жизненным навыкам важно не только для самообслуживания и самодостаточности, но также позволяет ему чувствовать себя уполномоченным, работает над социализацией и мышлением, а также помогает развить здоровую самооценку. Хотя вы, вероятно, хотите, чтобы ваш ребенок всегда был маленьким, помочь ему стать ответственным взрослым — это часть нашей работы как родителей.
Этот список жизненных навыков поможет подготовить вашего ребенка к каждому этапу его жизни от дошкольного возраста до того дня, когда он станет летать в курятнике. Вы можете развивать многие из этих навыков в раннем возрасте, но корректируйте ожидания по мере роста вашего ребенка. Чем больше они будут применять навыки на практике, тем более независимыми они станут.
Подробнее: 8 жизненных навыков, которым вы можете научить своих детей дома во время карантина
1. Навыки принятия решений
Возможно, вы не осознавали, что навыкам принятия решений у маленьких детей нужно учиться . Принятие самостоятельных решений — это важный навык, который необходимо иметь, чтобы по мере взросления ваш ребенок мог уверенно принимать решения, не полагаясь на кого-то еще.
Предоставьте детям младшего возраста множество возможностей для принятия решений, например, что надеть в течение дня, что съесть на перекус и т. д. Естественные последствия, такие как выбор пары шорт в зимний день или выбор фруктового перекуса и чувства снова голоден, поможет закрепить правильные решения. Детям нравится чувствовать, что они контролируют ситуацию и когда им предлагают выбор, а не просто говорят, что делать.
К начальной школе дети будут решать, кого иметь в друзьях, в каких мероприятиях участвовать, как проводить время и т. д. Подростки будут решать, как тратить свои деньги, с кем встречаться, чем они хотят заниматься. будущее и т. д. Это приведет к уверенности молодых людей в выборе колледжей, карьеры, партнеров по жизни и т. д.
2. Независимость
Независимость — это еще один навык, о котором вы, возможно, не подозревали, которому необходимо учить детей. Родителям легко выполнять задания за наших детей, потому что это быстрее, менее грязно, менее напряженно и т. д. Но если мы хотим, чтобы наши дети превратились в сильных и независимых взрослых, им нужны возможности для развития этого навыка.
Они должны уметь самостоятельно выполнять задания, заканчивать свою школьную работу, самостоятельно убирать свою комнату и нести ответственность за свои личные вещи. Обеспечьте возможности для независимости, где ваш ребенок может добиться успеха и обрести уверенность в себе. Как правило, к 10–13 годам ваш ребенок готов оставаться дома один в течение небольших периодов времени, поскольку он обретает независимость, а вы обретаете уверенность в том, что он может быть в безопасности сам по себе.
Ваш ребенок должен знать, как содержать себя, когда он уезжает учиться в колледж или переезжает. Отличный способ попрактиковаться в независимости до этой вехи — попросить его записаться на прием к врачу и стоматологу, а также на другие важные встречи, связанные со здоровьем. Прежде чем отправиться в колледж, убедитесь, что ваш подросток может овладеть этими шестью жизненными навыками.
3. Базовая гигиена
Обучение детей гигиеническим навыкам зависит от уровня присмотра в зависимости от возраста вашего ребенка, но в конечном итоге вы хотите, чтобы они могли заботиться о личной гигиене без каких-либо указаний. Основные рекомендации по личной гигиене для детей младшего возраста – одеваться, чистить зубы, умываться, принимать ванну или душ, расчесывать или расчесывать волосы и самостоятельно определять, когда одежду нужно стирать. Подростки и подростки будут иметь дополнительные навыки личной гигиены, которые следует освоить в период полового созревания, например, узнать, когда начинать использовать дезодорант.
4. Уборка и работа по дому
Привлечение детей к работе по дому не должно быть борьбой или наказанием. Когда дети помогают по дому, это не только облегчает жизнь мамы и папы, но также может стать веселым и полезным занятием для детей. Чтобы начать просить своих детей выполнять работу по дому без боя, убедитесь, что вы выбираете задания, соответствующие их возрасту, и поощряйте их, когда они хорошо справляются со своей задачей. Некоторые родители могут захотеть дать своим детям пособие за выполнение работы по дому, но деньги не должны быть единственной наградой.
Вы можете начать с действительно простых работ по дому, которые не только помогут вам по дому, но и научат вашего ребенка тому, что необходимо для поддержания порядка и презентабельного вида в доме. Создайте контрольный список или график работы, чтобы установить ожидания в зависимости от того, какой вклад ваш ребенок должен внести в домашнее хозяйство. Затем пусть ваш ребенок зарабатывает наклейки или дополнительный час игрового времени в зависимости от того, какие задания он выполняет.
Некоторые рекомендации, увеличивающиеся с возрастом, включают: помочь убрать игрушки, положить грязную одежду в корзину, очистить тарелки после еды, помочь накрыть на стол, вытереть пыль в легкодоступных местах, покормить домашнее животное, вымыть посуду, пропылесосить, убрать посуду. собственную кровать, подмести и вынести мусор.
По мере того, как ваш ребенок становится старше, обычно в подростковом возрасте, вы можете знакомить его со стиральной машиной, безопасным использованием бытовых чистящих средств, заправкой бензобака, стрижкой газона и помощью в домашних делах. Обучение детей навыкам из реальной жизни будет означать, что вы сможете уверенно отправлять их, зная, что они могут постоять за себя.
5. Приготовление еды
Умение готовить для себя настроит детей на успех во взрослой жизни. Даже если это что-то элементарное, умение самостоятельно приготовить еду — это огромный жизненный навык. В возрасте от 6 до 7 лет дети могут начать помогать в приготовлении пищи, научиться смешивать, перемешивать и резать тупым ножом, готовить простые блюда, например бутерброды, и помогать раскладывать продукты. Есть много рецептов, подходящих для детей, которые помогут маленьким детям освоить основные кулинарные навыки.
По мере того, как ваши дети станут более уверенными на кухне, помогите им научиться следовать рецепту и приготовить простое блюдо для семейного ужина. Подростки могут помочь с выбором еды, составлением списка продуктов и использованием духовки. Родителям подростков понравится возможность назначить одну ночь в месяц или неделю, когда дети дежурят на кухне.
6. Базовая первая помощь
Базовая первая помощь, в том числе умение звонить в 911, — это огромный жизненный навык, которому следует научиться. Независимо от того, пострадал ли ваш ребенок, когда вас нет рядом, или он стал свидетелем чрезвычайной ситуации, важно иметь навыки и способности, чтобы справиться с ситуацией, пока не прибудет помощь. Прежде чем разрешить ребенку остаться дома одному, убедитесь, что он знает свой адрес и номер вашего телефона. Рассказать о том, что есть в аптечке и где они находятся в доме. Уроки по основам пожарной безопасности, тому, как чистить и перевязывать, — все это основные навыки оказания первой помощи, которые должны знать дети.
Потренируйтесь в ролевой игре, позвоните в 911 и сохраняйте спокойствие, пока не прибудет помощь. Все, что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку чувствовать себя уверенно в стрессовых ситуациях, подготовит его к будущему успеху. Чтобы с уверенностью позволить детям присматривать за младшими братьями и сестрами или соседями, вы должны быть уверены в их способности оказывать первую помощь.
7. Решение проблем и обучение адаптации
Решение проблем и адаптация — это навыки, с которыми могут бороться даже взрослые. Из устойчивых детей вырастут устойчивые взрослые, а в постоянно меняющемся мире это может быть необходимо. Практикуйтесь в решении проблем и правильном решении проблем в повседневных ситуациях. Поначалу дети могут расстраиваться, поэтому научите их справляться со своими эмоциями и шаг за шагом преодолевайте трудности.
Наберитесь терпения и сохраняйте позитивный настрой, чтобы помочь детям научиться стойко переносить трудные времена. Один из лучших способов работы над развитием устойчивости и адаптации — это моделирование соответствующего поведения. Когда дела идут не так, как вы хотите, помните, что ваши малыши следят за каждым вашим шагом. Может быть трудно практиковать то, что мы проповедуем, но сейчас идеальное время для этого.
8. Как правильно взаимодействовать с людьми
Мы живем в такое время, когда непредубежденность, принятие и вежливость могут иметь большое значение. Научите своих детей уважительно обращаться с людьми, особенно соблюдать хорошие манеры (пожалуйста и спасибо), проявлять терпение по отношению к другим, давать чаевые поставщикам услуг, останавливаться и придерживать дверь, предлагать помощь и поддержку, когда они видят, что кто-то борется, и держать себя в руках. ответственный. Поговорка «относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» — идеальный девиз, когда речь идет о надлежащем взаимодействии с другими детьми и всеми людьми.
Обучение детей манерам поможет им произвести впечатление на своих учителей и подготовить их к будущему успеху на работе. Когда вы учите детей правилам поведения за столом, как есть с закрытым ртом и делитесь ими с другими, бабушка и дедушка будут в восторге от того, насколько вежлив ваш ребенок за праздничным столом!
9. Управление деньгами и финансовая грамотность
Вы можете начать понимать финансовые вопросы в раннем возрасте и расширять эти важные жизненные навыки по мере взросления вашего ребенка. Изучение стоимости доллара, траты и сбережения, как идентифицировать купюры и монеты и как зарабатывать деньги — все это полезные навыки. Прежде чем ваш ребенок отправится в колледж, он должен иметь базовые знания о финансах и уметь управлять своим банковским счетом, оплачивать счета и пользоваться кредитной картой. Хотя многие люди и семьи считают тему денег табуированной, чем более открытыми и честными вы будете со своим ребенком, тем более ответственным он станет.
10. Навыки самообороны
Навык, который вы не хотите, чтобы ваш ребенок использовал, но самооборона чрезвычайно важна для детей, чтобы они имели базовое понимание. Уроки самообороны для детей стали более популярными, поскольку родители беспокоятся о том, чтобы защитить своих детей от похищения или похищения. Базовые тактики самообороны, в том числе обучение словесной деэскалации ситуации, также полезны для детей, чтобы защитить себя от хулиганов и чувствовать себя в большей безопасности.
Беспокоитесь ли вы о том, что к вашему ребенку приближается незнакомец, когда идет домой из школы, или о подростке с работой, которая не позволяет ему гулять после наступления темноты, навыки самозащиты успокоят вас и придадут вашему ребенку необходимую уверенность. чтобы оставаться в безопасности.
11. Навыки тайм-менеджмента
Тайм-менеджмент — это навык, который всегда будет важен, поэтому важно начать как можно раньше. Дети в эти дни заняты, от школы, домашних заданий, легкой атлетики, внеклассных занятий, семейного времени и желания быть с друзьями, их тянет в кучу разных направлений. И это не меняется, когда они становятся старше, мы, как родители, знаем, как много нам приходится жонглировать. Работайте над созданием разумных процедур, расписаний блоков, приоритетов и ограничений по времени. Как только ваш ребенок освоится, дайте ему свободу распоряжаться своим временем, а вы будете вмешиваться, когда это необходимо.
Мы разобрали, что должны уметь делать ваши дети. Теперь, как вы получите их там? Ознакомьтесь с нашими пятью советами, чтобы сделать вашего ребенка самодостаточным.
59 важных жизненных навыков, которым вы должны научить своих детей
59 важных жизненных навыков, которым вы можете научить своих детей | MadeForMumsЧто общего между манерами за столом, определением времени и завязыванием шнурков? Ну, все это важные жизненные навыки, которые вы должны передать своим детям, согласно новому опросу, проведенному Chessington World of Adventures.