Рекомендации по адаптации детей в детском саду: Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду

Содержание

Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду

Главная \ Наши группы \ Группа 2 «Капельки» \ Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду

Совет первый —  Неполный день

Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно.

Совет второй — Правила личной гигиены

Целесообразно узнать все правила, которые существуют в садике, особенно те, что касается личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их дома – тогда ребенку легче будет привыкнуть к требованиям садика. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое и сухое.

Совет три — Еда

Не приучайте детей к перекусам, а соблюдайте режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам и в саду ему этого может не хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет.

Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно пользуется ложкой и вилкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от воспитателей. Расскажите о вашихпожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться с вашим малышом.

Совет четыре — Сон

Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложишь. В детском саду дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщена, и после обеда дети просто валятся с ног от усталости.

Совет пять — Одежда

Одежда должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее — чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся испачкаться и помять одежду? Обратить внимание на удобство застежек. Пусть маленький человек  чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку.

Совет шесть — Игрушки

Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский  сад только те игрушки, с которыми он готов поделится, и пропажа или порча которых не вызовет бурю слез.

Помните сейчас идет адаптация к детском саду. Это и так тяжело для вашего ребенка, и лишние потрясения ему совсем ни к чему.

Совет семь — Расставание

Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным. Узнайте, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит то, скорее всего, причина в ритуалерасставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить.

Совет восемь — Никогда не обманывайте ребенка 

Обман — даже если у вас изменились планы — может стать очень тяжелой правдой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание — лучше забрать ребенка раньше,  без предупреждения — это станет для него приятным сюрпризом.

НАСТРОЙТЕСЬ ПОЗИТИВНО

Часто родители спрашивают, сколько времени длится адаптационный период? Конечно, многое зависит от самого ребенка. Но если вас ждут на работе, то начинайте приучать малыша к условиям дошкольного учреждения за 4-6 месяцев до выхода на работу.Замечу, как мы, взрослые, порой бываем, черствы к нашим детишкам. В этот трудный для малыша период, когда все незнакомо ему в дошкольном учреждении, мы начинаем отсчитывать, в какой временной отрезок уложился малыш, привыкнув к новым условиям жизни. Одни считают: ровно 128 дней. Другие дают месяц-два, иначе приговор: «Не детсадовский   ребенок». Да не бывает таких! Такими бывают сами   взрослые. Если мама с ужасом вспоминает свое детство в стенах неудачного детского садика, она неосознанно закладывает в сознание ребенка негативный образ детского учреждения. В сердцах такая мама восклицает: » Почему   не ешь сам? Вот отдам тебя в детский сад, останешься голодным — никто кормить тебя   там не будет! Тогда живо возьмешься за ложку! «, «Убирай игрушки сам! Вот пойдешь в детский сад, там тебе спуску не дадут!».

А еще печальнее, когда начинают пугать темной  комнатой, углом.

Важно позитивно настроить ребенка на грядущие перемены в его жизни.

Постарайтесь, как можно больше рассказывать, как вы сами ходили в детский сад, что было там интересно, занимательно. Можно даже придумывать истории с детьми, которые ходят в детский сад. А еще лучше говорить: «Научишься одеваться сам, тогда тебя примут!», » Ты сегодня толкнул своего приятеля Ромку, зачем такие дети детскому саду? Там все добрые, приветливые дети. Пора исправляться! Времени осталось мало».

Адаптация – что это!?

Пришло время и малышам отправиться в детский сад.  Многие и поверить не могут, что их кроха, буквально вчера лежавший в колясочке, останется наедине с другими детьми и воспитателями. Но время идет, и приходится смириться с мыслью, что трехлетний человечек постепенно становится социально активным и уже вполне способен проводить часть времени в детском коллективе. Все равно, без переживаний не обойтись. Как морально подготовить ребенка к посещению детского сада?

Прежде всего, не должно быть никакого давления. Одним детям можно представить это как продвижение вперед: «Ты теперь большой и скоро пойдешь в садик, у тебя будут друзья, как у твоей сестры (или брата), воспитательница научит вас рисовать, и ты покажешь нам свои рисунки». Другим — детский сад лучше представить как место, где все играют (что, впрочем, верно): «Ты найдешь там новые игрушки, книги, вы будете слушать музыку и, может быть, смотреть фильмы или кукольные спектакли». И уж, конечно, не должно быть угроз такого типа: «Вот увидишь, воспитательница быстро заставит тебя слушаться… Если не будешь есть, я оставлю тебя в детском саду».

Если ребенок плачет. В первый день отвести ребенка в детский сад должен кто-то из родителей, даже если в другие дни это будет делать соседка или няня. Если при расставании он заплачет, это обычное явление, почти нормальное. Смело уходите. Если вы останетесь, ребенок начнет жалеть себя (а вы — его). Когда вы уйдете, новая обстановка отвлечет его. Забирайте непременно сами, на первых порах это действительно необходимо.

Если же по прошествии 2 недель ребенок по-прежнему плачет при прощании, обсудите с воспитательницей дальнейшую линию поведения. Возможно, он еще не созрел для детского сада. Заведующая скажет вам, сможет ли она принять его позже в течение года.

Вполне возможно, что это вы, его мать, еще не созрели для разлуки с ребенком и своей тревожностью затрудняете его адаптацию к детскому саду. В таком случае эстафету может принять отец, который будет встречать и провожать ребенка до тех пор, пока он не привыкнет. Если же ребенок быстро адаптируется к новым условиям, тем лучше. Однако следует знать, что иногда трудности появляются через 3 недели, даже через месяц. Однажды утром без всякой видимой причины ребенок может расплакаться перед уходом; иногда он видит кошмарные сны; или еще: просидев 2 дня дома с легкой простудой, на 3-й — он отказывается утром вставать.

Что происходит? В первые 2-4 недели оказывали свое действие и притягательность новизны, и радость общения с другими детьми; он был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети.

Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе или посторонним (например, соседка отводит его утром или забирает вечером), или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства, небольшая группа детей, с которыми он находился вместе у няни или в яслях, прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не ждали.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.

Появление у ребенка желания подарить воспитательнице цветы (что вполне естественно) или пригласить к себе нового-товарища по детскому саду свидетельствует о том, что для него больше не существует резкой границы между жизнью дома и в детском саду, отныне одна является продолжением другой.

Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитательницей. Она наверняка расскажет вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитательница поможет вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы. Со своей стороны вы, беседуя с ней, можете помочь ей лучше понять реакции ее маленького воспитанника.

Детский сад — важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками. Пропускать этот этап крайне нежелательно: ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.

 

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. — Детский сад № 62 Таганрог

Педагог-психолог Чурсина Е.Г.

 

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша и его близких. Это замечательный ни с чем несравнимый период психологического единения матери и ребёнка. Но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад.

Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

-Отсутствие близких, родных людей.
-Появляется необходимость соблюдать режим.
-Ребенку приходиться вступать в постоянный контакт со  сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В  результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым  условиям, что является необычной ситуацией в жизни Вашего ребёнка, следовательно, стрессовой, требующей более внимательного, терпеливого отношения к ребёнку.

Необходимо учитывать: адаптационный период может протекать до 128 дней.

Адаптация ребёнка к новым обстоятельствам жизни — сложный процесс, как для детей, так и для взрослых (родителей, воспитателей). Ребёнок пока ещё не способен выразить свои чувства словами, поэтому появляются значительные перемены в его поведении. Но если отнестись к малышу внимательно и без раздражения, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для Вас и ребёнка.

В нашем детском саду работают опытные специалисты, которые  к  детям  проявляют индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим. В группе создаётся благополучный эмоциональный климат. Воспитатели —  хорошие актеры: умеют вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знают много произведений устного народного творчества: потешеки, пестушеки, колыбельные песенки, чтобы при случае отвлечь ребенка; используют игры-забавы в качестве сюрпризного момента.  Игры-занятия, проводит педагог-психолог. Проходят они  продолжительностью до 15 минут. Первые игры проводятся фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, социуму в целом. Дети двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

По длительности выделяют три вида адаптации:

Легкая адаптация: от 8 до 16 дней.

У ребенка  на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает  есть.
Настроение преобладает  бодрое, заинтересованное, в сочетании с     утренним плачем.
Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых. К концу первого месяца восстанавливается  активная речь.
Ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Адаптация средней тяжести: от 17 до 32 дней.

Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.
Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.
Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям,  как правило, безразличное, но может быть и  заинтересованным
Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.
Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.  Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение  1,5 – 2 недель. Адаптация тяжелой степени: от 32 и болеее дней. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,  просыпается со слезами. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет. Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в  ДОУ. Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное,     лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет     агрессию. Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода. Заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию.
Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Советы родителям

1. В первую очередь родители должны познакомиться с воспитателями.

2. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически — рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться — не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно — обычно детей приводят рано утром, а забирают в 6 вечера, тихий час — с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать рано утром, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

4. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище — супам, кашам, салатам и т.д.

6. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания.

7. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.

8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать — держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени — гулять, играть, разговаривать.

11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

Адаптационный период для каждого ребёнка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребёнка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребёнка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.

Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, психолог детского сада всегда ждёт вас.

Страничка педагога — психолога

 

Что надо знать о своем ребенке?     

Советы педагога-психолога

Адаптация ребёнка к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

                       

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

 

— Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей), и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

— Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и, вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

— Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

— Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

— Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

— Личное неприятие контактирующих с вашим малышом взрослых. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребёнка.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям.

Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

— В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут у вашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным образом скажется на его поведении.

 — Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая все положительные моменты.

— В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.

По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его на целый день в ДОУ.

— Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного больше. Но будьте внимательными – не стоит самим «расчувствоваться», ведь дети на интуитивном уровне чувствуют какое настроение у родителей. Этим вы сами можете навредить своему малышу.

— Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (если ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Типичные ошибки родителей.

Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

 В первую очередь это психологическая неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

 Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

 В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

 Ещё одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Забота об общественном мнении, внутренний дискомфорт, волнение, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни.

Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

 Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Мы рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё также рядом.

 Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к  дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.

1) Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

2) Заранее спланируёте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

 3) С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

 4) Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

 5) Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

6) Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

7) Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе.

Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

8) Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу.

Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

9) Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

 

Что надо знать о своем ребенке?  

   

 

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

   Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

 

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема.

А чему? Потому что многие родители не способны сказать себе: Это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!

 Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно.

 Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда же у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты сами.

 

Чтобы воспитать человека

 НУЖНО!

 1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

 2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

 

3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать. 

4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ!

1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов бабушек и дедушек.

Как отвечать на детские вопросы?

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

 2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос.

 

Помощь детям в адаптации к дошкольному учреждению или опекуну

Маленькие дети остро нуждаются в доступе по крайней мере к одному объекту привязанности, человеку, с которым они чувствуют себя привязанными и связанными, который заботится об их заботе и наилучших интересах и сердце. Им нужно знать, что о них заботится кто-то, кто может удовлетворить их потребности, будь то глоток воды, помощь в решении проблемы или объятие. Детям обычно требуется существующая фигура привязанности (как правило, их родитель), чтобы быть мостом, чтобы они присутствовали, пока они адаптируются к новому опекуну и новой среде.

Детям легче формировать новые связи, когда их поддерживает их родитель/основной опекун. В присутствии родителей ребенок может постепенно начать развивать чувство знакомства и доверия с новым человеком в своей жизни. По мере развития этой связи и доверия родители могут следовать сигналам ребенка и давать ему больше пространства и свободы, чтобы начать с большей уверенностью идти вперед, больше взаимодействовать со своим новым опекуном или другом, а также сближаться с новым окружением. Ребенку необходимо понять, что новый человек в его жизни будет продолжать быть теплым и отзывчивым в самых разных ситуациях. Все это время ребенок учится верить, что, если он проведет некоторое время отдельно от своего родителя/основного опекуна, это не окажет негативного влияния на эту связь.

Чем лучше учитель понимает привязанность, тем лучше он готов помочь детям чувствовать себя в безопасности. Когда я работаю с учителями дошкольного образования, я даю им (или напоминаю им) некоторую справочную информацию о науке привязанности и о том, насколько важно, чтобы потребность ребенка в формировании надежной привязанности была в центре внимания родителей и опекунов, и какими незащищенными и даже потерянными они могут чувствовать себя без этой прочной надежной связи.

Несмотря на то, что все дети разные, большинство детей, как правило, очень быстро находят общий язык со взрослым, который проявляет теплоту, заботу, сочувствие, уверенность и готовность общаться с ребенком в увлекательной игровой форме! Веселье может сделать взрослых менее пугающими и более привлекательными для детей.

Однако было бы несправедливо возлагать всю ответственность за установление этих связей на ребенка, который все еще в значительной степени плохо знаком с развитием этих социальных навыков (в более широкой картине).

Лучше всего это работает, когда учитель объединяется с родителем , работая вместе, чтобы помочь ребенку, который впервые посещает их центр, обрести твердую почву. Родителям легко запугаться и заставить согласиться с процессом обустройства или его отсутствием, который им не нравится. У большинства родителей есть некоторые давние проблемы с властью с детства и подросткового возраста в школе, и они могут изо всех сил пытаться высказаться, чтобы представить потребности и интересы своего ребенка, тем не менее, наша работа как родителей состоит в том, чтобы защищать наших детей и помогать учителю в их часто сложных задачах. роль помощи ребенку в интеграции.

Развиваются ли у вашего ребенка положительные ассоциации с учебным окружением?  Важно, чтобы родители выбирали центры, праздничные программы или другую среду для своих детей, где персонал понимает и ценит эмоциональные потребности ребенка в отношении связи и развития эмоциональной безопасности, а также проявляет терпимость и поддержку родителя в течение всего времени, пока это необходимо ребенку. , будь то 15 минут утром, все утро или любой другой период времени, когда ребенок находится в центре в первые дни, пока он не начнет чувствовать себя в большей безопасности.

В нашем обществе часто считается, что дети должны уверенно осваиваться в новых условиях.  Хотя ситуация постепенно меняется по мере того, как проникает все больше знаний о науке о привязанности, тем не менее, многие центры раннего детства (и учителя начальных классов детей, поступающих в школу) склонны полагать, что присутствие родителя только поощряет зависимость ребенка от родителя и препятствует развитие самостоятельности ребенка. Тем не менее, снова возвращаясь к тому, что мы узнали из науки о привязанности, именно удовлетворение потребности ребенка в зависимости помогает ему построить доверие и безопасность, которые в конечном итоге приводят к более здоровой независимости.

Некоторые ценные идеи от эксперта в области науки о привязанности:  В этом интервью Джон Г. Аллен, доктор философии, психолог и психиатр, который много писал на тему привязанности, делится некоторыми замечательными жемчужинами о ценности ребенка. быть связанным с фигурой привязанности:

«Привязанность — это наш основной способ почувствовать себя эмоционально защищенным и защищенным, это лежит в основе психического здоровья и чувства благополучия».
«Если вы чувствуете связь с кем-то, с кем вы чувствуете себя в безопасности и кому доверяете, это снимает с вашего мозга огромную нагрузку».
«Наш самый действенный и эффективный способ справиться с эмоциональным дистрессом — установить связь с другим человеком, которому вы доверяете. »
«Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он более способный.»
«Надежная база (подключение к фигуре привязанности) обеспечивает своего рода платформу для младенца или малыша, чтобы выйти и исследовать свой мир. Поэтому, когда ребенок чувствует себя в безопасности, он более способен выходить на улицу в познавать мир и исследовать. Их привязанность к опекуну способствует независимости».
«Дети с надежной привязанностью, как правило, наиболее независимы.»

Должен ли я бросить их и бежать или подождать некоторое время? Я призываю родителей присутствовать, пока ребенок привыкает, по крайней мере, в течение первых получаса или около того утром, даже если это означает уход из дома раньше (если родитель должен идти на работу). Родитель может поощрять своего ребенка участвовать в мероприятиях с другими детьми или персоналом, поскольку они выступают в качестве моста, помогая наладить какое-то общение или играть вместе, а затем отходят на задний план, достаточно далеко, чтобы у ребенка была возможность привыкнуть. ощущение того, что вы находитесь немного в стороне, находясь в пространстве, но родитель находится достаточно близко, чтобы быть легко доступным.

Вы являетесь защитником своего ребенка. Родители также могут поддержать переход своего ребенка в новые групповые ситуации, убедившись, что новый опекун понимает, что их ребенок нуждается в дополнительной связи, заботе и дружелюбии, чтобы помочь ему чувствовать себя в безопасности, и предоставив воспитателю больше информации о конкретных симпатиях, антипатиях и потребностях своего ребенка. помочь опекуну в переходе от связи с ребенком. Родители могут помочь своему ребенку рассказать учителю обо всем, что им нравится делать дома, или дать всю эту важную информацию от имени своего ребенка в теплом треугольнике отношений с родителем, ребенком и учителем. Роль родителя/основного опекуна заключается в том, чтобы быть защитником своего ребенка в первые годы его жизни. Будем надеяться, что со временем ваш ребенок будет лучше представлять свои чувства, симпатии, антипатии и потребности, надеюсь, он станет лучше выражать границы или спрашивать о том, что ему нужно, но это долгий и медленный процесс. который развивается на протяжении всего их детства. Чем больше их родители помогают им в этом процессе общения или защищают их уважительно и инклюзивно, тем больше у ребенка будет возможностей продолжать улучшать свою способность представлять себя и, следовательно, чувствовать себя в большей безопасности, когда вдали от дома или с другими взрослыми и друзья.

В школу или в новый класс — Волнение или страх?

Helping children adapt to change

Женевьев Симперингем — консультант по психосинтезу, инструктор по воспитанию и коуч, оратор, правозащитник, писатель и основатель The Институт мирных родителей. Ознакомьтесь с ее статьями, электронными курсами по мирному воспитанию, форумами и годовым курсом инструкторов по мирному воспитанию на этом веб-сайте или присоединитесь к более чем 90 000 подписчиков на ее странице в Facebook «Путь мирного родителя».

Советы по подготовке детей к поступлению в детский сад

Образовательный фонд Джорджа Лукаса

Edutopia

Edutopia

Поиск

Социально-эмоциональное обучение (SEL)

В связи с потерей дошкольного времени за последний год многие дети, поступившие в детский сад, выиграют акцент на навыках исполнительной функции.

Мишель Куломб В дополнение к потере времени, проведенного за играми, общением с друзьями и обучением, дети дошкольного возраста также потеряли обучение, которое они обычно получают, чтобы подготовить их к детскому саду. Ожидания могут варьироваться от одного класса детского сада к другому, но в целом детский сад сильно отличается от дошкольного, даже в эпоху пандемии.

Длительные периоды обучения, больше академических требований и меньше внимания к свободной игре. Так как же помочь детям легко попасть в детский сад? Одна важная вещь, которую вы можете сделать, это научить их исполнительным функциям.

Исполнительная функция — это термин, используемый для описания навыков памяти, гибкости и способности человека регулировать свое поведение. Маленькие дети, в частности, нуждаются в большом количестве практики, укрепляющей каждую из этих областей. Хорошей новостью является то, что есть много игр и простых в исполнении занятий, которые вы можете выполнять с детьми, чтобы помочь им развить эти навыки.

Укрепление навыков памяти

Развитие сильных навыков памяти поможет детям в детском саду, где им даются более многоступенчатые инструкции (например, «Нарисуйте в своем дневнике понравившуюся часть истории. Затем напишите об этом. Дон не забудьте написать свое имя вверху страницы»). Вот несколько способов укрепить их навыки памяти.

Рассказывайте сказки вместе: Начните рассказ и попросите детей повторить то, что вы сказали, а затем дополните его. Затем вы делаете то же самое и продолжаете узор. Например, вы можете начать рассказ так: «Я пошел на пляж и увидел акулу!» Тогда один ребенок может сказать: «Я пошел на пляж и увидел акулу. Акула помахала мне». Не забывайте поддерживать игривость. Начните новую историю, когда первая станет слишком длинной, чтобы дети могли ее вспомнить.

Play Match Me: Сделайте два движения подряд (хлопайте в ладоши и прыгайте) и попросите детей повторить их. Добавьте больше движений, если дети могут. Вы также можете делать это со звуками (скажите «бип-буп») или хлопками в ладоши (дважды хлопните в ладоши и один раз похлопайте себя по коленям).

Перескажи истории: Дети любят перечитывать книги. Если у них есть любимая история, попросите их пересказать ее по памяти. Скажи: «Что было вначале?… Что потом?… Чем закончилась история?» Чтобы поддержать их пересказ, откройте определенные страницы в книге и предложите детям освежить свою память.

Введение занятий, поддерживающих гибкость

Способность адаптироваться и изменить свое мышление очень важна в детском саду, где у детей может быть более структурированный график и меньше выбора. Помогите детям развить гибкость следующими способами:

Найдите предметы: Собирайте предметы на прогулке на природе или используйте переработанные материалы, такие как рулоны бумажных полотенец или ткань, и исследуйте их применение. Спросите детей, например, что, по их мнению, может быть палкой. Как врач использует палочку? Фермер? Пожарный? Как мы могли бы использовать его на кухне? Спросите: «Что еще это может быть?» поощрять дивергентное мышление.

Изменить правила: Когда вы приглашаете детей поиграть в классики, начните с 10 и двигайтесь назад. Устройте день «Наденьте рубашку наизнанку». Любые вариации стандартных упражнений или правил игры помогают детям увидеть, что гибкость может удивлять и приносить забавные результаты.

Ролевая игра: Во время ролевой игры вы предлагаете детям провести мозговой штурм по множеству решений общих проблем. Куклы — это естественный и увлекательный метод вовлечения детей в ролевые игры. Например, вы можете использовать марионетку, чтобы описать распространенную проблему («Наша марионетка хочет пойти в парк, но на улице идет дождь»). Дети могут сопереживать марионетке, а затем предлагать различные решения, узнавая, что не существует единственного способа решить проблему.

Моделируйте и обучайте саморегуляции

Саморегуляция или способность контролировать свое поведение — это не та черта, с которой люди рождаются. Для детей важно видеть, как это моделируется взрослыми в их жизни, получать поддержку в обучении саморегуляции и много практиковаться. В детском саду обычно предъявляют более высокие требования к способности детей к саморегуляции. Вот несколько стратегий, которые вы можете использовать, чтобы помочь детям развить эти навыки:

Чередование: Чередование — отличный способ для детей научиться самоконтролю. Например, если класс вместе готовит закуску, пусть они по очереди перемешивают или добавляют ингредиенты. Если вы играете на улице, по очереди бросайте или пинайте мяч. Большинство настольных игр также включают в себя элемент очередности.

Назовите эмоции: Способность определять и называть чувства открывает дверь к их регулированию. Например, читая книги, говорите о персонажах на иллюстрациях. Спросите детей, что, по их мнению, чувствует персонаж. Самое главное, спросите их, откуда они знают. «Герой улыбается? Хмурится? У них скрещены руки?»

Учить позитивному разговору с самим собой: Дети многое могут делать сами, но иногда они могут расстраиваться, если не могут. Смоделируйте и научите детей говорить с самим собой, например, говоря: «Я могу это сделать». Таким образом, они учатся укреплять доверие и заботиться о себе.

Выполнение даже некоторых из этих действий в начале учебного года поможет детям лучше подготовиться к суровым условиям детского сада.

Поделись этой историей

Рубрика:

  • Социальное и эмоциональное обучение (SEL)
  • Стратегии обучения
  • Pre-K
  • K-2 Начальная школа
  • 1 готовы

    1? Три шага к успешной адаптации в детской комнате

    В течение первого года жизни у ребенка выстраивается первичная связь с самыми близкими членами семьи (обычно с матерью и отцом). Отношения с близким взрослым дают детям чувство безопасности, позволяют им заниматься новыми задачами и идти на риск. Это означает, что для того, чтобы ребенок мог открыться социальным контактам и новым людям, он или она должны находиться в правильных условиях и иметь время для создания вторичной связи — привязанности к опекуну.

    Невозможно заранее предсказать, сколько времени потребуется конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к условиям дошкольного образования. В среднем это занимает около 2 недель. Но может быть и так, что на третий день ребенок помашет маме на прощание и охотно останется в группе. Также может случиться так, что через три недели ребенка нужно будет сопровождать родитель. Это зависит от темперамента ребенка, его или ее опыта в новых ситуациях, типа отношений с родителем, чувствительности и компетентности воспитателей и группы детей, частью которой он или она является. [1,2].

    Многие родители и опекуны разделяют «народное поверье», что в начале пребывания в учреждении ребенок будет плакать, потом перестанет и как-то привыкнет к новой обстановке. Этот плач — это «нормальная» вещь. Такая адаптация не идет на пользу детям, она вызывает у многих из них большой стресс, а также трудна для воспитателей и родителей, беспокойство которых часто способствует стрессу ребенка.

    Как всем сторонам — родителям, опекунам и детям — пройти процесс адаптации мягко?

    Что говорят исследования?

    Исследования показывают [3], что дети в период адаптации в течение 2-3 недель более раздражительны, чем обычно, и их общее настроение хуже (уровень кортизола – гормона стресса – выше), поэтому присутствие родителей очень важны для них [4]. Дети старшего возраста (старше года) дольше испытывают стресс, больше протестуют, особенно на второй неделе адаптации, когда проходит любопытство к новому, и они особенно чувствительны к тому, как проходит адаптация. Оставление ребенка в яслях на длительное время с самого начала (в исследовании указано на пребывание более 4 часов с первого дня) вызывает не только значительное ухудшение его настроения, но и влияет на качество его отношения с матерью – есть ограниченное чувство безопасности. Мягкая адаптация детей к яслям (т. е. кратковременное пребывание — первоначально по 2-3 часа в день) не приводила к ослаблению надежной связи между детьми и их матерями, хотя и сопровождалась мощными колебаниями настроения.

    Другое исследование [5], проведенное с участием 70 детей в возрасте 11–20 мес, показало, что уровень кортизола значительно повышался у детей, перенесших внезапную/раннюю разлуку с матерью (на 75–100 % выше, чем дома), и оставался на сбалансированном уровне. (хотя тоже выше, чем дома), когда матери проводили время с ребенком в яслях, т. е. когда фаза адаптации перед разлучением была более продолжительной.

    Процесс разлуки включает в себя не только физическое отсутствие, но и чувство одиночества. Это нормально, когда дети чувствуют себя некомфортно и испытывают стресс, разлучаясь со своими близкими. Исследования показывают, что в первую, а иногда и во вторую неделю разлуки уровень стресса достаточно высок, чтобы проявлять признаки стресса в течение дня (наивысшее значение наблюдается примерно через час после разлуки) [6]. Кроме того, у детей наиболее сильная реакция на разлуку на первом этапе (в первые дни). С течением времени стресс постепенно снижается и стабилизируется примерно к 4-й неделе адаптации. Помните, однако, что стресс — это не только грусть или потеря, это также волнение, радость и новые вызовы.

    Признаки недовольства отъездом родителя встречаются довольно часто. Исследования показывают, что даже дети с «сильной личностью», с надежной связью (привязанностью) со своими родителями и со своим опекуном и интересующиеся тем, что предлагает учреждение, часто разочаровываются в первую неделю разлуки [5]. ]. Но со временем, однако, ощущение дискомфорта проходит.

    Три шага к детской адаптации

    Адаптация — это процесс, который обычно длится около 10 дней (но его продолжительность всегда должна соответствовать потребностям ребенка!), и состоит из нескольких этапов, которые можно обозначить как «Первый этап». встреча», «Доверие» и «Доверие» [6].

    Первая встреча

    На этом этапе ребенок узнает о новой среде (например, о пространстве, людях, звуках, запахах, привычках, вкусах), родители знакомятся с устройством и его работой, воспитатели знакомятся с ребенка и родителей. Вот несколько практических советов о том, как плавно реализовать этот этап:

    • Обмен информацией об обстановке – письменная информация для родителей о том, как работает учреждение (часы работы, время приема пищи, виды деятельности, организация отдыха, миссия и видение учреждения). удобство и развитие ребенка).
    • Индивидуальные встречи в сочетании с визитами родителей в учреждение – полезны формы интервью с открытыми вопросами о привычках, потребностях и любимых играх ребенка.
    • Проведение мастер-класса – встреча с группой родителей новоиспеченных детей непосредственно перед началом года (знакомство, обсуждение возможных опасений родителей, напоминание родителям о правилах их пребывания в учреждении).
    • Первое пребывание детей с родителями в учреждении – в небольшом количестве групп (если группа многочисленная, то в адаптационный период она может делиться – одни дети могут прийти с родителями утром, другие – в полдень, третьи во время чаепития). В некоторых учреждениях в Польше существует правило, что в неделю появляется не более пяти новых детей – это означает, что адаптация растягивается на несколько недель.
    • В первые дни дети не должны находиться в обстановке более нескольких часов (за это время воспитатель познакомится с ребенком, выслушает его, понаблюдает за его любимой игрой, отреагирует на сложные ситуации и проверит как он/она реагирует на попытки включить его/ее в ритм групповой жизни).

    Trust

    Дети и родители, опираясь на положительный первоначальный опыт (первый этап), начинают чувствовать себя в учреждении в безопасности. Дети доверяют своим воспитателям, готовы играть, получать помощь и, как следствие, устанавливать с ними безопасные отношения.

    8 советов по поддержанию отношений между воспитателем и ребенком:
    1. Дайте ребенку время понаблюдать, создайте условия, чтобы ребенок мог в любое время самостоятельно присоединиться к занятиям (например, вы можете оставить пустой стул у стола, лишнюю подушку на ковре).
    2. Приспособьте программу и пространство к свободе действий и самостоятельности ребенка – возможность самостоятельного приема пищи, дидактические пособия, доступные игрушки (не должно быть слишком много), полотенца и салфетки в пределах досягаемости детей.
    3. Ограничьте количество визуальных раздражителей и шума (это тоже стресс!) — например, проводите как можно больше времени в саду.
    4. Обеспечить привлекательные, малоизвестные игры и дидактические пособия, например. изготовление торта, строительство горки для машин, строительство башни из крупных блоков, полосы препятствий для детей (тоннели, барьеры, игрушки-качалки), обливание водой сенсорного уголка (стол или миска с водой на террасе).
    5. Инициировать контакт: визуально, на уровне ребенка, с помощью языка тела. Затем опишите, что делает ребенок («о, я вижу, ты насыпаешь фасоль в большую чашку, может быть, тебе нужна ложка?», «я вижу, ты строишь башню, я принес тебе еще кубики») .
    6. В сложных ситуациях – выражайте понимание, обозначайте чувства (печаль, разочарование, гнев, трудности в ожидании и т. д.). Договоритесь с родителями, что постепенно воспитатель будет более активно помогать ребенку, а мать или отец просто будут рядом.
    7. Не заставляйте ребенка есть или пить. Время приема пищи является чувствительным моментом для многих детей, особенно на втором году жизни.
    8. В первый и второй день родитель более активен и сопровождает ребенка в осмотре комнаты, туалета, приема пищи и т. д. Затем желательно показать родителю удобные места для сидения в комнате, что позволит ребенок понимает: «Я здесь сижу, я не выйду, если хочешь, можешь играть. Я буду здесь». Такая информация дает ребенку чувство безопасности, а также пространство и выбор.

    Доверительное управление

    Доверительное управление подразумевает разлучение с ближайшим(и) родителем(ями). Только на этом этапе ребенок будет готов оставаться в учреждении без присутствия родителей – сначала на короткое время, затем на более длительный.

    Как родители могут помочь ребенку привыкнуть к яслям самостоятельно? Они могут сделать следующее:

    • Запланировать отъезд ребенка на короткое время («Я хотел бы пойти за покупками прямо сейчас и вернусь через 15 минут. Вы будете играть с детьми»).
    • Расскажите ребенку об изменениях: «Кася, мне через десять минут на работу. Я поцелую тебя и уйду. Я вернусь после……»  Не уходи тайком!
    • Провести ритуал прощания, например. целовать в ушко, махать в окно, обнимать любимый талисман, петь песенку.
    • Не оставлять ребенка надолго первые несколько недель.
    • Вместо «Отпусти маму на работу» нужно конкретное сообщение: «Мама идет на работу и вернется через 4 часа».

    Педагоги могут помочь родителям, которым тяжело расстаться с ребенком, например, отправив текстовое сообщение с информацией о том, как ребенок играет. Ведь отдать ребенка кому-то, даже если доверие уже есть, — очень сложная ситуация.

    Мы можем заключить, что ребенок адаптировался, когда, среди прочего, он/она:

    • охотно входит в комнату, здоровается с воспитателем ,
    • знает, где его личные вещи (своя чашка, талисман),
    • участвует в играх, инициированных воспитателем и/или другими детьми,
    • смотрит на воспитателя и принимает от него/нее помощь, тянется к своим любимым игрушкам,
    • частей с родителем без слез.

    Gracjana woźniak

    Этот пост основан на 2 сообщениях блога, написанных Моникой Рошчевишка-Вуценик:

    Adaptacja a Nie Separja-oceSie akcectewania żlaranie. Wskazówki dla wychowawców i rodziców

     

    Источники:

    1. https://www.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *