Фонетический разбор слова — звуко-буквенный анализ с примерами
Фонетический разбор слова — определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать типы звуков, и как составляется транскрипция.
Содержание
- Особенности звуко-буквенного анализа
- Как научиться делать разбор слов
- Порядок фонетического разбора
- Образец фонетического разбора
Особенности звуко-буквенного анализа
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа.
Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1. При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Будьте внимательны! Фонетический разбор различен для слов с одинаковым написанием и различным ударением: доро́га и дорога́ — различные слова, имеют разные значения, сне́га и снега́ — одно и то же слово, но записано в единственном и множественном числе.
Часто вместо буквы ё пишут букву е: елочный, трехкомнатная. В фонетическом разборе есть разница между буквами. Для получения правильного разбора слова должны быть записаны через букву ё: ёлочный, трёхкомнатная.
Как научиться делать разбор слов
При записи состава слова следует учитывать, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в следующих позициях в слове:
1. в начале слова:
е́дкий [й’ э т к’и й’]
ёмкий [й’ о м к’ и й’]
ю́ный [й’ у н ы й’]
я́сли [й’ а с’ л’ и]
2. после других гласных звуков:
- поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
- поём [п а й’ о м]
- каю́та [к а й’ у т а] мая́к [м а й’ а к]
3. после разделительных «ь» и «ъ»:
- жулье́н [ж у л’ й э’ н]
- въе́хать [в й ‘э х а т’]
- курьёз [к у р’ й’ о с]
- отъём [а т й’ о м]
- рья́ный [р’ й’ а н ы й’]
- изъя́н [и з’ й’ а н]
- вью́нок [в’ й’ у н о к]
- предъюбиле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]
Как видим, в таких словах всегда больше звуков, чем букв.
После согласных звуков буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают их мягкость:
- сел [с’ э л]
- нёс [н’ о с]
- люк [л’ у к]
- пять [п’ а т’]
Записывая звучание слова, следует учитывать, что в русском языке происходит фонетический процесс оглушения звонких согласных, находящихся перед глухим согласным и в конце слова, и, наоборот, озвончения глухих согласных перед звонким согласным, кроме «л», «м», «н», «р», «в», «й»
- ло́жка [ло ш к а],
- ви́тязь [в’ и т’a с’],
- сма́зка [с м а с к а],
- дробь [д р о п’],
- сдви́нуть [з д в’ и н у т’];
- все [ф с’ э],
- пруд [п р у т],
- вокза́л [в а г з а л].
В словах с буквосочетанием «зж» слышится длинный мягкий звук [ж’]
- брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’]
- мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к]
В конце глаголов буквосочетания ‑тся и ‑ться звучат как [ца]:
- бои́тся [б а и ц а];
- стели́ться [с’ т’ и л и ц а].
В словах, в которых есть «ь», который обозначает мягкость предыдущего согласного звука или является морфологическим знаком, указывающим на принадлежность слова к женскому роду, букв насчитываем больше, а звуков меньше:
- знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
- речь [р ‘э ч’] — 4 буквы, 3 звука.
Мягкие согласные звуки могут смягчать предыдущий согласный звук:
- све́чка [с’ в’ э ч’ к а]
- гво́зди [г во з’ д’ и]
- жизнь [ж ы з’ н’]
- зо́нтик [з о н’ т’ и к].
Порядок фонетического разбора слова по школьной традиции:
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):
- характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;
- характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Образец фонетического разбораПример 1. (базовый уровень)
Чернеют — чер-нé-ют
ч [ч’] — согласный, мягкий, глухой
е [и] — гласный, безударный
р [р] — согласный, твердый, звонкий
н [н′] — согласный, мягкий, звонкий
е [э] — гласный, ударный
ю [й’] — согласный, мягкий, звонкий
— [у] — гласный, безударный
т [т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков
Пример 2.
ёлочный [й’ о л а ч’ н ы й’]
ё‑ло-чный — 3 слога. Первый слог ударный.
- буква «ё» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
- [о] — гласный ударный;
- буква «л» — [л] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «о» — [а] — гласный безударный;
- буква «ч» — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
- буква «н»— [н] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «ы» — [ы] — гласный безударный;
- буква «й» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
В слове «ёлочный» 7 букв, 8 звуков.
Пример 3.
шестнадцатью [шыснац:ат’й’у]
ше-стна́д‑цать‑ю — 4 слога. Второй слог ударный.
- ш – [ш] – согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
- е – [ы] – гласный, безударный
- с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
- т – не образует звука в данном слове
- н – [н] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
- а – [а] – гласный, ударный
- д – не образует звука в данном слове
- ц – [ц:] – согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
- а – [а] – гласный, безударный
- т – [т’] – согласный, глухой парный, мягкий (парный)
- ь – не обозначает звука
- ю – [й’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
- [у] – гласный, безударный.
В слове 12 букв и 10 звуков.
Пример 4.
разъезжаться — [разй’иж:ац:а]
разъ-ез-жа́ть-ся или разъ-е-зжа́-ться – 4 слога. Ударение на третий слог.
- р – [р] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
- а – [а] – гласный, безударный
- з – [з] – согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
- ъ – не обозначает звука
- е – [й’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
- [и] – гласный, безударный
- з – [ж:] – согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
- ж – не образует звука в данном слове
- а – [а] – гласный, ударный
- т – [ц:] – согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
- ь – не обозначает звука
- с – не образует звука в данном слове
- я – [а] – гласный, безударный.
В слове 12 букв и 9 звуков.
Читайте также: Артикуляционная в русском языке.
Звуковые устройства. Примеры и определение звуковых устройств
Звуковые устройства. Определение
Звуковые устройства — литературные элементы, используемые в прозе и поэзии для усиления определенных звуков и создания музыкальных эффектов. С помощью этих приемов писатели делают свои тексты яркими, эмоциональными и приятными. Кроме того, они создают точечные и специальные эффекты в своих произведениях, которые помогают читателям понять литературное произведение на более глубоком уровне. Однако авторы намеренно выделяют некоторые слоги, чтобы подчеркнуть звук, который определенным образом привлекает читателей.
Типы звуковых устройств
Существует множество типов звуковых устройств. Например,
- Ассонанс: Ассонанс – это повторение гласных звуков в одной строке.
- Консонанс: Консонанс – это повторение согласных звуков в одной строке.
- Аллитерация: Аллитерация – это повторение согласных звуков в одной строке.
- Метр: Это единица ритма в поэзии, образец ударов.
- Ономатопея: Относится к слову, которое имитирует естественные звуки вещей.
Какофония и благозвучие
Когда во фразе есть резкие и сильные согласные звуки, они кажутся резкими и диссонирующими. Их называют какофониями. У них обычно есть звуки b, d, g, k, p, s и t. Вы также можете использовать сочетания согласных, такие как ch, sh, tch и т. д. Интересно, что эти звуки создают уникальную мелодию, например, когда его пальцы барахтаются, когда берут ягоду. Эти звуки, однако, сливаются с противоположным ему благозвучием и относятся к приятности фразы, которая кажется приятной для слуха. Это может быть любая приятная фраза, а не резкая какофония. Другими словами, он построен на приятности фонетических звуков.
Почему писатели используют звуковые устройства?
Писатели и ораторы в ранний литературный период привлекали своих читателей и слушателей приятностью звуков. Поэтому после изобретения языка они создавали различные звуковые устройства и использовали их для привлечения своей аудитории. Это привело к широкому использованию таких приемов, как аллитерация, какофония, ассонансы или аллитерация. Первоначально традиции были установлены с помощью метрических моделей и схем рифм с большим количеством звуковых приемов, используемых в поэтическом письме.
Изображения и звуковые устройства
Поскольку образы относятся к изображению чего-либо в уме с помощью образного языка, использование звуковых устройств является одной из стратегий создания звуковых образов в уме. Эти звуки также требуют образного языка для создания физических ощущений по поводу этих звуков. Следовательно, звуковые устройства необходимы для создания этих звуковых образов.
Использование звуков в предложениях
- Какая же это жалкая свинья и ужасное существо. (Какофония)
- Уставшая Таша медленно пробовала томатный суп. (Аллитерация)
- Яблоко День не отпугивает доктора. (Ассонанс)
- Прислушайтесь к тихому шелесту и журчанью нежного пения ручья. (Euphony)
- Съешьте лакомство за один удар. (Консонанс)
Примеры звуковых устройств из литературы
Пример #1
Я слышал жужжание мух – Когда я умер Эмили Дикинсон
Я слышал жужжание мух – когда я умер –
Тишина в комнате
Была подобна тишине в воздухе —
Между бушующими бурями —
Глаза вокруг — высушила их —
И Дыхание собиралось твердым
Для того последнего Начала — когда Король
Будь свидетелем – в комнате –
Я завещал свои сувениры – Подписано
Какая часть меня будет
Назначаемая – а потом было
Там вмешалась муха –
«Я слышал жужжание мух, когда я умер» – это простое и понятное стихотворение, отражающее болезненность смерти. Мертвый спикер расшифровывает события, приведшие к ее смерти. Кроме того, она объясняет, что она чувствовала, умирая. Она говорит, что слышала жужжание мух, когда делала последний вздох, а затем подробно описывает моменты, которые привели к этому событию. Эмили использовала звуковые устройства, чтобы сделать его приятным литературным произведением. В первой строке есть ассонанс, где звук /i/ повторяется в той же строке. Например: «Я услышал жужжание мухи — когда я умер». Созвучие используется в шестой строке, где звук /r/ повторяется для создания особого эффекта, например, «Глаза кругом — выжал их досуха». Эмили также использовала звукоподражание «жужжание», которое повторяется в первой и последней строфе стихотворения 9.0005
Пример #2
Посещение Святого Николая Клементом Кларком Муром
‘Это была ночь перед Рождеством, когда весь дом
Ни одно существо не шевелилось, даже мышь;
Чулки бережно повесили у камина,
В надежде, что Святой Николай скоро будет там;
Дети уютно устроились в своих кроватях;
Пока в их головах плясали видения сахарных слив;
И мама в платке, и я в чепце,
Только что приготовили мозги к долгому зимнему сну,
Когда на лужайке поднялся такой грохот,
Я вскочил с постели посмотреть, в чем дело.
Прочь к окну Я пролетел молниеносно,
Разорвал ставни и вскинул створку.
Луна на груди свежевыпавшего снега,
Придала блеск полудня предметам внизу,
Когда явилось то, что на мой изумленный взгляд,
Но миниатюрные сани и восемь крошечных северных оленей,
С маленьким старым водитель такой живой и быстрый,
Через мгновение я понял, что это, должно быть, Святой Ник.
Поэма рассказывает об очень известной традиции Рождества и иллюстрирует радость и волнение семьи по прибытии Святого Николая. Он приходит каждый год с большим количеством подарков и сладостей. Климент сделал это стихотворение уникальным благодаря правильному использованию звуковых устройств. Он использовал звукоподражания, такие как «скакать», «стучать» и «лапать», чтобы создать звук в стихотворении. Точно так же аллитерация используется в начальных строках. Например, в «Когда явилось то, что явилось моим изумленным глазам» поэт повторил согласные /w/, чтобы создать в стихотворении подчеркнутый эффект.
Пример
#3Маленькая Бо-Пип by Матушка Гусыня
Маленькая Бо-Пип потеряла свою овцу,
И не может сказать, где их найти;
Оставьте их в покое, и они вернутся домой,
Волоча за собой хвосты.Маленькая Бо-Пип крепко уснула,
И ей снилось, что она слышит их блеяние;
Но когда она проснулась, она нашла это шуткой,
Ибо они были все еще все мимолетны.
Поэма представляет собой агонию и утрату молодой девушки, которая потеряла свое стадо овец и никогда больше с ним не воссоединится. Она пытается их найти. Вместо этого она находит их хвосты. Этот ужасный инцидент заставляет ее сердце истекать кровью. Поэт использовал звуковые приемы, такие как аллитерация, консонанс, звукоподражание и ассонанс, с идеальным сочетанием визуальных образов, чтобы сделать его превосходным литературным произведением. «Бип» используется как звукоподражание в шестой строке, а аллитерация используется в первой строке 2 -я -я строфа и 3-я -я -я строка последней строфы. Например, звук /f/ в «Маленькая Бо-Пип крепко уснула» и звук /sh/ в «И старалась, что могла, как пастушка».
Звуковые устройства Значение и функции
Звуковые устройства — это ресурсы, которые поэты используют в своих текстах с уникальным сочетанием звуков, ритма и образов. Их умелое использование относится к чувствам и позволяет читателям почувствовать воздействие текста. Они используются различными способами для усиления смысла текста. Поскольку музыка и музыкальные ноты состоят из низких и высоких мелодий и размеров, поэты используют звуковые устройства для создания музыкальных эффектов с помощью этих литературных и поэтических произведений.
Синонимы звуковых устройств
Нет ни близких, ни отдаленных синонимов звуковых устройств. Однако родственные слова попадают в категорию звуковых устройств: созвучия, ассонансы, аллитерации, схемы рифм и метрические узоры.
сообщите об этом объявлении
Звуковые устройства в поэзии — определение и примеры
Звуковые устройства иногда называют музыкальными устройствами и связаны с примерами благозвучия, какофонии, диссонанса и ассонанса. Когда писатель хочет создать звук в произведении, он использует самые разные приемы. Повторение – одно из самых важных. Они могут повторять слоги, слова, звуки отдельных букв и многое другое. Звук – это один из видов образности в поэзии. Он обращается к слуху читателя и должен сделать текст более реальным и интересным.
Изучение звуковых устройств
- 1 Определение звуковых устройств
- 2 Примеры звуковых устройств в поэзии
- 3 Какофония и благозвучие
- 4 Почему писатели используют звуковые устройства?
- 5 Часто задаваемые вопросы
- 6 Связанные литературные термины
- 7 Другие ресурсы
Определение звуковых устройств Именно эти приемы заставляют поэтическое письмо звучать иначе, чем прозу. С помощью примеров анафоры, аллитерации, ассонанса, созвучия и т. д. писатели делают звучание произведения более важным. Звуковые средства могут создавать ощущение единства линий или даже создавать особую атмосферу (беззаботную, мрачную и т.
д.).Примеры звуковых приемов в поэзии
Сонет 130 Уильяма ШекспираРифма — один из самых важных способов, которыми писатели подчеркивают звук в поэзии. Возможно, это лучший способ сделать это. В поэзии существует множество типов рифм, но идеальные конечные рифмы распознать легче всего. В этом шекспировском сонете поэт использует обычную схему рифмовки, которая используется в его 154 сонетах. Рассмотрим следующие строки:
.Глаза моей госпожи совсем не похожи на солнце
Коралл гораздо более красный, чем красный цвет ее губ
Если снег белый, то груди у нее сероватые;
Если бы волосы были проводами, у нее на голове вырастали бы черные провода.
В первых четырех строках «Сонета 130», поэт использует конечные рифмы «солнце» и «серый», «красный» и «голова». Это идеальные конечные рифмы, которые создают остальную часть рисунка. Все стихотворение рифмуется ABABCDCDEFEFGG.
Прочитайте стихи Уильяма Шекспира, в том числе его 154 сонета.
Ворон Эдгар Аллан ПоПри рассмотрении звуковых устройств благозвучие имеет решающее значение для понимания того, как писатели создают определенные чувства. Это литературный прием, который относится к музыкальным или приятным качествам слов. В «Ворон» читатели могут найти несколько хороших примеров благозвучия. Он создается с помощью повторения, рифмы, размера и многого другого. Сюжет стихотворения темный, загадочный и тревожный. Но умелое использование благозвучия По делает стихотворение приятным для чтения. Обратите внимание на следующие строки:
Однажды в тоскливую полночь, пока я размышлял, слабый и усталый,
За многими причудливыми и любопытными томами забытых знаний—
Пока я кивал, почти задремал, вдруг раздался стук,
Как будто кто-то тихонько стучит, стучит в дверь моей комнаты.
— Это какой-то гость, — пробормотал я, — стучится в дверь моей комнаты —
Только это и ничего больше.
В то время как конечные рифмы могут быть эффективными, внутренние рифмы также очень важны для создания рифмы и благозвучия. Например, «тоскливый» и «усталый» в первой строке. Аллитерация также присутствует в качестве важного звукового приема в этом стихотворении. Например, «почти дремать» и «кивать» в третьей строке и «слабый и усталый» в первой строке.
Узнайте больше о стихах Эдгара Аллана По.
Бармаглот Льюиса КэрроллаВ этом знаменитом стихотворении Льюиса Кэрролла поэт использует несколько хороших примеров какофонии, одного из самых важных звуковых приемов. Это его самое известное стихотворение, которое часто называют лучшим примером бессмысленного языка в современных стихах. Рассмотрим эти строки и то, как используется звук:
.Берегись Бармаглота, сын мой!
Челюсти, которые кусают, когти, которые ловят!
Остерегайтесь птицы Джубджуб и избегайте
Яростный Брандашмыг!
Использование им громких и резких слов в этом отрывке создает резкий шум и передает опасность, которую представляет Бармаглот. Во многих случаях использование согласных звуков, таких как «к» и «ч», составляет примеры какофонии.
Читать больше стихов Льюиса Кэрролла.
Какофония и благозвучие
Эти два литературных термина связаны друг с другом, но читатели должны знать, насколько они отличаются друг от друга. Благозвучие относится к качеству звука в письме. Это, наряду с какофонией, является способом описания того, на что похож звук в произведении. В какофоническом произведении отсутствует мелодия или гармония. Часто неприятно слышать/читать. Благозвучное произведение противоположно. Он приятен для слуха и использует единые гласные звуки, повторение и идеальные рифмы.
Почему писатели используют звуковые устройства?
Писатели используют звуковые устройства, когда хотят придать своим стихам особое звучание, сделать их более музыкальными и объединить элементы. Чаще всего они используются в поэзии, но встречаются и в прозе. Обычно именно звуковые приемы и использование синтаксиса отличают стих от прозы. При правильном использовании звуковые устройства могут сделать письмо приятным для чтения. Они создают эмоции с помощью рифмы, ритма, аллитерации, размера и многого другого. Звуковые устройства также являются важной частью способности писателя создавать образы.
Часто задаваемые вопросы
Что такое звуковые устройства?
Звуковые устройства — это приемы, которые поэты используют для того, чтобы их произведение звучало более приятно или неприятно для слуха. Это может создать ощущение единства и сделать стихотворение или даже произведение прозы более музыкальным.
Как используются звуковые устройства?
Звуковые устройства используются, когда автор хочет, чтобы его работа звучала более музыкально. Чаще всего они встречаются в поэзии, но встречаются и в прозе. Звуковые устройства обычно отличают поэзию от прозы.
Почему в поэзии важен звук?
Звук важен, потому что он позволяет читателям лучше представить сцены и почувствовать настроение, которое интересовало автора.