Твёрдые и мягкие согласные звуки
Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке» — тема непростая. Изучать её крайне важно. В дальнейшем это поможет ребёнку не совершать грамматических ошибок при письме. Ребёнку, изучая такую серьёзную тему, важно не только понять и запомнить, но и закрепить полученные знания на практике, чтобы быть грамотным и писать без ошибок. Тогда всё будет получаться интуитивно и легко.
Содержание:
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Как определить твёрдые и мягкие согласные звуки
Парные согласные по твёрдости-мягкости
Закрепление материала на практике
Наша речь состоит из согласных и гласных звуков. Гласные произносятся голосом, напевно, протяжно. Это свободное движение воздуха. Согласные же, наоборот, образуются от движения языка и губ, от встречи с таким препятствием, как зубы.
Давайте вспомним, что гласный звук произносится голосом, его можно пропеть: а-а-а, о-о-о, у-у-у. А согласный звук произносится с препятствием. На его пути стоят и губы, и язык, и зубы: т, м, р.
Согласный звук — это движение воздуха с препятствием.
Только согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
«Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке» — тема непростая. Изучать её крайне важно. В дальнейшем это поможет ребёнку не совершать грамматических ошибок при письме. Ребёнку, изучая такую серьёзную тему, важно не только понять и запомнить, но и закрепить полученные знания на практике, чтобы быть грамотным и писать без ошибок. Тогда всё будет получаться интуитивно и легко.
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Произнесите слова:
лыжи, липа, лук, люк, сын, синь, стол, соль.
Твёрдый согласный звук мы произносим с твёрдостью в голосе, с помощью кончика языка или губ. Попробуйте: [Л], [C], [М], [Д]. Например: [Л] УК, [C] ТОЛ, [Д] ОМ.
А мягкий звук получается произнести ласково, мягко, задействовав весь язык и губы. Итак, произносим: [Л’] , [М’], [С’], [Д’].
Например, [Л’] ЕС, [С’] ЕМЯ, [Д’] ЕТИ.
Как определить, какие согласные мягкие, а какие твёрдые?
- Определить твёрдый согласный помогают стоящие за ним гласные:
Например:
ласточка, сом, рыба, рука.
- Определить мягкость согласных звуков помогают стоящие за ним гласные:
Посмотрим на примере таких слов:
лягушка, метель, лёд, рюкзак, миска.
Что же ещё помогает определить мягкость согласных звуков при письме? Для этого есть специальный знак. Он так и называется мягкий знак — Ь.
Там, где он стоит, любой звук мягко звучит.
Например:
мел – мель угол – уголь шест-шесть полка — полька
Закрепить тему «Твёрдых и мягких согласных» можно на образовательной платформе iSmart. Ей посвящён целый раздел, в котором даны упражнения для отработки знаний. Задания интерактивные, с вариантами ответов. Если ребёнок отвечает неверно, появляются объяснения и подсказки.
Чтобы начать заниматься на платформе iSmart, нужно зарегистрироваться. Cначала пробуйте заниматься вместе с ребёнком. А в будущем он сможет использовать тренажёр самостоятельно.
Парные согласные по твёрдости-мягкости
Чтобы легче было жить, надо парами дружить.
Многие буквы согласные делают это прекрасно!
Одна и та же согласная буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. Согласные звуки бывают парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Прочитайте пример:
[к’] ит — [к] от
[к’] исель — [к] анат
Одна и та же согласная буква обозначает на письме и твёрдый, и мягкий звук.
кит — кот
кисель — канат
Пара образуется по признаку твёрдости и мягкости от одной согласной буквы.
Например:
Например,
белка — булка дерево — дым небо — ноты
Но есть недовольные буквы в строчках —
Они любят ходить по одиночке!
Не всем повезло иметь пару. Это согласные звуки, которым пара не досталась. Запомним их поскорее:
[ж], [ш], [ц] — всегда только твёрдые согласные.
[ч‘], [й‘], [щ‘] — всегда только мягкие согласные.
Попробуем произнести звуки, чтобы проверить их на твёрдость:
жёлтый, жилет, жадина,
шпаргалка, шедевр, шорох,
царь, цвет, ценный.
Обратите внимание!
«Буквы-одиночки» Ж, Ш, Ц независимо от стоящих после них гласных, всегда остаются твёрдыми и без пары. Так как буквы Ж, Ш, Ц не имеют пары по мягкости-твёрдости, они остаются твёрдыми, даже несмотря на наши провокации.
Есть три буквы гордые — они в любом случае твёрдые! Ж, Ш, Ц.
Ещё пример:
шоссе, цапля, шина.
Мы видим, что независимо от гласной, указывающей на мягкость и твёрдость, при письме звуки [ж], [ш], [ц] всегда только твёрдые.
А мягкие [ч‘], [й‘], [щ‘] хоть и старались,
Всё равно без пары остались!
Чайник, йогурт, щи.
Звуки [ч‘], [й‘], [щ‘] всегда только мягкие. Стоящие после букв, которые их обозначают, гласные их совсем не смущают. У них нет «твёрдости».
Сегодня мы говорили о твёрдых и мягких согласных звуках. Узнали:
- как определить твёрдость и мягкость;
- какие согласные ходят парами по твёрдым и мягким дорожкам;
- какие в гордом одиночестве идут только своей дорогой.
А закрепить и усовершенствовать полученные знания на письме можно, многократно упражняясь в написании и проговаривании слов.
Закрепление материала на практике
- В каком слове все звуки мягкие?
Пень, берег.
- В каком слове все звуки твёрдые?
Тепло, работа.
- В каком слове первый согласный звук твёрдый?
Толк, тина.
- В каком слове буква В обозначает твёрдый звук?
Ворота, ставить.
Материал по этой важной теме можно легко закрепить, занимаясь на образовательной платформе iSmart. Там много увлекательных интерактивных заданий. В игровой форме запоминать правила и тренировать умения намного интереснее!
Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.
Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук[л’] – лук – звук [л]
мял – звук [м’] – мал – звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
[б] |
[б’] |
[в] |
[в’] |
[г] |
[г’] |
[д] |
[д’] |
[з] |
|
[к] |
[к’] |
[л] |
[л’] |
[м] |
[м’] |
[н] |
[н’] |
[п] |
[п’] |
[р] |
[р’] |
[с] |
[с’] |
[т] |
[т’] |
[ф] |
[ф’] |
[х] |
[х’] |
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
— Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц];
— Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.
Как надо действовать во время письма слов:
— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
- Русские тексты с аудио
- Диалоги на русском языке
- Видео на русском с субтитрами
- Упражнения по правильному произношению
-
- Общие фразы на русском
- Русские сленговые выражения
- Анекдоты на русском с переводом на английский
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
- Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)
Мы рекомендуем:
- Лучшие репетиторы по русскому
Самое необходимое из теории:
- Грамматика русского языка
Предлагаем пройти тесты онлайн:
- Тест на уровень владения русским
- Тест по лексике русского
- Тесты по грамматике русского
- Какой язык учить?
Рекомендуемые статьи и видео:
- Как успешно пройти собеседование на русском
- ТВ – средство изучения иностранного языка
- Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
- Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
- 5 правил успешного изучения языка
- Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
-
- Видео: «Как улучшить произношение и понимание
Ещё статьи >>>
Курсы английского языка по уровням
Beginner
Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»
Elementary
Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»
Intermediate
Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА
В разработке
Advanced
Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»
Громкие и тихие звуковые занятия для детского сада
ANNABELLE BROWN
CLASS
. .. Rich Legg/iStock/Getty Images
Обучайте учащихся детского сада звукам, изучая громкие и тихие звуки. Покажите учащимся, как хлопать в ладоши громко и как хлопать в ладоши тихо. Познакомьте учащихся с громкой и тихой музыкой. Планируйте творческие уроки и художественные проекты, чтобы научить учащихся различать уровни звука.
Исследуйте эту статью
- Внутри и снаружи. Объясните учащимся, что внутренние голоса — это голоса, которыми люди обычно разговаривают друг с другом, или шепот. Голоса на улице могут быть громче, чем голоса в помещении. Поощряйте учащихся практиковаться в использовании внутреннего голоса в классе и внешнего голоса на игровой площадке. Покажите учащимся изображения разных мест, например классной комнаты, игровой площадки, открытого бассейна и библиотеки, и спросите их, должны ли они использовать внутренний или внешний голос.
2 Создание музыки
Помогите учащимся попрактиковаться в создании громких и тихих звуков с помощью барабана. Соберите пустые контейнеры из-под овсяных хлопьев или орехов с закрытыми крышками и раздайте по одному каждому учащемуся. Раздайте учащимся цветную бумагу и предложите им обклеить барабан бумагой или использовать краску для покрытия любых этикеток. Предложите учащимся вырезать круг из плотной бумаги, чтобы он надевался на верхнюю часть крышки и прикреплялся клеем. Попросите учащихся потренироваться громко бить по барабану, а затем попытаться постучать по нему тихо. Предложите учащимся попробовать постукивать по барабану по-разному, чтобы издавать разные громкие или тихие звуки. Спойте песню и попросите учащихся громко и тихо стучать в барабаны, пока вы поете.
3 Громко и тихо
Попросите учащихся различать громкие и тихие действия, рекомендует веб-сайт Teacher Vision. Нарисуйте черно-белые изображения людей, занимающихся различными видами деятельности, например болельщиц на футбольном матче, оркестра на параде, двух человек, перешептывающихся друг с другом, и студентов, читающих в библиотеке. Скопируйте картинки и раздайте ученикам. Предложите учащимся раскрасить картинки и вырезать их. Дайте учащимся два листа плотной бумаги и попросите учащихся написать слово «громко» на одном листе и «тихо» на другом. Попросите учащихся решить, изображают ли раскрашенные ими картинки громкие или тихие действия, и прикрепить их к соответствующему листу бумаги.
4 Мегафона
Предложите учащимся попрактиковаться в использовании внешнего голоса с помощью мегафонов. Из белого картона вырежьте большие круги и разрежьте их пополам; дайте каждому ученику по одному полукругу. Пусть учащиеся украсят свой полукруг маркерами и наклейками. Покажите учащимся, как свернуть полукруг, чтобы получился большой конус. Приклейте конус на место и обрежьте маленький конец конуса, чтобы сделать отверстие, достаточно большое, чтобы закрыть рот ученика. Выводите учащихся на улицу, чтобы попрактиковаться в использовании мегафонов.
Об авторе
Аннабель Браун, живущая на юго-востоке США, начала писать в 2000 году. Она специализируется на вопросах здоровья, питания, образования и домашних животных. Браун имеет степень бакалавра искусств по английскому языку в Технологическом институте Вирджинии и получает степень магистра наук по английскому языку в Рэдфордском университете и степень магистра образования в Государственном университете Райта.
Статьи по теме
Упражнение: Говорите вместе: Громкие и тихие голоса: Ресурсы для раннего обучения
Материалы
- сотовый телефон или видео (опционально)
Словарь
- громко
- мягкий
- объем
Стандарты
Стандарты MA:
Разговор и аудирование/SL. PK.MA.1: Участвуйте в совместных беседах с разными партнерами во время повседневных дел и игр.
Language/L.PK.MA.1: Демонстрация использования устной речи в неформальной повседневной деятельности.Начальные результаты:
Развитие речи/рецептивный язык: Обращает внимание на язык во время разговоров, песен, рассказов или других обучающих мероприятий. «
Развитие речи/Выразительный язык: Использует язык для выражения идей и потребностей.
Логика и рассуждение/Рассуждение и решение проблем: Классифицирует, сравнивает и противопоставляет объекты, события и переживания.
Социально-эмоциональное развитие/саморегуляция: Распознает и обозначает эмоции.Руководство по обучению PreK:
Английская словесность/язык 2: Активно участвуйте в дискуссиях, прислушивайтесь к идеям других, задавайте соответствующие вопросы и отвечайте на них
Говорите вместе: громкие и тихие голоса
© Содружество штата Массачусетс, Департамент раннего образования и ухода (фотограф Дженнифер Уодделл). Все права защищены.
Ключевые понятия STEM: Звуки имеют источник; Звуки различаются по трем параметрам: громкость, высота тона и тембр
ELA Навыки фокусировки: Речь и аудирование, словарный запас
Обсуждайте различные объекты, которые громкость контролируют, например, телевизор или автомобильное радио. Спроси, Вы когда-нибудь включали звук телевизора погромче? А автомобильное радио?
- Вы можете продемонстрировать разную громкость с помощью звонка мобильного телефона или видео.
- Как вы демонстрируете, скажем, Меняю громкость звонка. Громкость говорит о том, насколько громкий или тихий звук.
Спросите детей, просили ли их когда-нибудь «успокоиться». Затем спросите: Когда кто-то просит вас успокоиться, чего он от вас хочет? (уменьшите громкость голоса) Если они попросят вас говорить громче, чего они хотят? Как это похоже на изменение громкости телевизора или автомобильного радиоприемника?
- Попросите детей попрактиковаться в изменении громкости голоса.