Звуки звонкие и мягкие: Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке» — тема непростая. Изучать её крайне важно. В дальнейшем это поможет ребёнку не совершать грамматических ошибок при письме. Ребёнку, изучая такую серьёзную тему, важно не только понять и запомнить, но и закрепить полученные знания на практике, чтобы быть грамотным и писать без ошибок. Тогда всё будет получаться интуитивно и легко.

Содержание:

Что такое твёрдые и мягкие согласные?

Как определить твёрдые и мягкие согласные звуки

Парные согласные по твёрдости-мягкости

Закрепление материала на практике

Наша речь состоит из согласных и гласных звуков. Гласные произносятся голосом, напевно, протяжно. Это свободное движение воздуха. Согласные же, наоборот, образуются от движения языка и губ, от встречи с таким препятствием, как зубы. 

Давайте вспомним, что гласный звук произносится голосом, его можно пропеть: а-а-а, о-о-о, у-у-у. А согласный звук произносится с препятствием. На его пути стоят и губы, и язык, и зубы: т, м, р.

Согласный звук — это движение воздуха с препятствием.

Только согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

«Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке» — тема непростая. Изучать её крайне важно. В дальнейшем это поможет ребёнку не совершать грамматических ошибок при письме. Ребёнку, изучая такую серьёзную тему, важно не только понять и запомнить, но и закрепить полученные знания на практике, чтобы быть грамотным и писать без ошибок. Тогда всё будет получаться интуитивно и легко. 

Что такое твёрдые и мягкие согласные?

Произнесите слова: 

лыжи, липа, лук, люк, сын, синь, стол, соль.

Твёрдый согласный звук мы произносим с твёрдостью в голосе, с помощью кончика языка или губ.  Попробуйте: [Л], [C], [М], [Д]. Например:  [Л] УК, [C] ТОЛ, [Д] ОМ.

А мягкий звук получается произнести ласково, мягко, задействовав весь язык и губы. Итак, произносим: [Л’] , [М’], [С’], [Д’].

Например, [Л’] ЕС, [С’] ЕМЯ, [Д’] ЕТИ.

Как определить, какие согласные мягкие, а какие твёрдые? 

  1. Определить твёрдый согласный помогают стоящие за ним гласные: 

Например: 

ласточка, сом, рыба, рука. 

  1. Определить мягкость согласных звуков помогают стоящие за ним гласные: 

Посмотрим на примере таких слов: 

лягушка, метель, лёд, рюкзак, миска.

Что же ещё помогает определить мягкость согласных звуков при письме? Для этого есть специальный знак. Он так и называется мягкий знак — Ь.

Там, где он стоит, любой звук мягко звучит. 

Например:

мел – мель   угол – уголь   шест-шесть    полка — полька

Закрепить тему «Твёрдых и мягких согласных» можно на образовательной платформе iSmart. Ей посвящён целый раздел, в котором даны упражнения для отработки знаний. Задания интерактивные, с вариантами ответов. Если ребёнок отвечает неверно, появляются объяснения и подсказки.

Чтобы начать заниматься на платформе iSmart, нужно зарегистрироваться. Cначала пробуйте заниматься вместе с ребёнком. А в будущем он сможет использовать тренажёр самостоятельно. 

Парные согласные по твёрдости-мягкости

Чтобы легче было жить, надо парами дружить.

Многие буквы согласные делают это прекрасно!

Одна и та же согласная буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. Согласные звуки бывают парные и непарные по твёрдости-мягкости

Прочитайте пример: 

[к’] ит — [к] от

[к’] исель  —  [к] анат

Одна и та же согласная буква обозначает на письме и твёрдый, и мягкий звук.

кит — кот

кисель — канат

Пара образуется по признаку твёрдости и мягкости от одной согласной буквы.  

Например: 

Например, 

белка — булка                     дерево — дым                 небо — ноты

Но есть недовольные буквы в строчках —

Они любят ходить по одиночке!

Не всем повезло иметь пару. Это согласные звуки, которым пара не досталась. Запомним их поскорее:

[ж], [ш], [ц] — всегда только твёрдые согласные.

], [й], [щ] — всегда только мягкие согласные.


Попробуем произнести звуки, чтобы проверить их на твёрдость:

жёлтый, жилет, жадина, 

шпаргалка, шедевр, шорох,

царь, цвет, ценный.

Обратите внимание!

«Буквы-одиночки» Ж, Ш, Ц независимо от стоящих после них гласных, всегда остаются твёрдыми и без пары. Так как буквы Ж, Ш, Ц не имеют пары по мягкости-твёрдости, они остаются твёрдыми, даже несмотря на наши провокации. 

Есть три буквы гордые — они в любом случае твёрдые! Ж, Ш, Ц.

Ещё пример: 

шоссе, цапля, шина.

Мы видим, что независимо от гласной, указывающей на мягкость и твёрдость, при письме звуки [ж], [ш], [ц] всегда только твёрдые. 

А мягкие ], [й], [щ] хоть и старались,

Всё равно без пары остались!

Чайник, йогурт, щи.

Звуки ], [й], [щ] всегда только мягкие. Стоящие после букв, которые их обозначают, гласные их совсем не смущают. У них нет «твёрдости». 

Сегодня мы говорили о твёрдых и мягких согласных звуках. Узнали: 

  • как определить твёрдость и мягкость;
  • какие согласные ходят парами по твёрдым и мягким дорожкам;
  • какие в гордом одиночестве идут только своей дорогой.

А закрепить и усовершенствовать полученные знания на письме можно, многократно упражняясь в написании и проговаривании слов.

Закрепление материала на практике

  • В каком слове все звуки мягкие?

Пень, берег.

  • В каком слове все звуки твёрдые?

Тепло, работа.

  • В каком слове первый согласный звук твёрдый?

Толк, тина.

  • В каком слове буква В обозначает твёрдый звук?

Ворота, ставить.

Материал по этой важной теме можно легко закрепить, занимаясь на образовательной платформе iSmart. Там много увлекательных интерактивных заданий. В игровой форме запоминать правила и тренировать умения намного интереснее!

Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

 

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

 

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

 

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали

мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.

 

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

 

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

 

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

 

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

 

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

 

[б]

[б’]

[в]

[в’]

[г]

[г’]

[д]

[д’]

[з]

[з’]

[к]

[к’]

[л]

[л’]

[м]

[м’]

[н]

[н’]

[п]

[п’]

[р]

[р’]

[с]

[с’]

[т]

[т’]

[ф]

[ф’]

[х]

[х’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

 

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц];

 

Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].  

 

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

 

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

 

Как надо действовать во время письма слов:

 

— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

 

— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

 

— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

 

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Курсы английского языка по уровням

Beginner

Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»

Elementary

Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»

Intermediate

Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА

В разработке

Advanced

Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»

Громкие и тихие звуковые занятия для детского сада

ANNABELLE BROWN
CLASS

. .. Rich Legg/iStock/Getty Images

Обучайте учащихся детского сада звукам, изучая громкие и тихие звуки. Покажите учащимся, как хлопать в ладоши громко и как хлопать в ладоши тихо. Познакомьте учащихся с громкой и тихой музыкой. Планируйте творческие уроки и художественные проекты, чтобы научить учащихся различать уровни звука.

Исследуйте эту статью

  • Внутри и снаружи. Объясните учащимся, что внутренние голоса — это голоса, которыми люди обычно разговаривают друг с другом, или шепот. Голоса на улице могут быть громче, чем голоса в помещении. Поощряйте учащихся практиковаться в использовании внутреннего голоса в классе и внешнего голоса на игровой площадке. Покажите учащимся изображения разных мест, например классной комнаты, игровой площадки, открытого бассейна и библиотеки, и спросите их, должны ли они использовать внутренний или внешний голос.

    2 Создание музыки

    Помогите учащимся попрактиковаться в создании громких и тихих звуков с помощью барабана. Соберите пустые контейнеры из-под овсяных хлопьев или орехов с закрытыми крышками и раздайте по одному каждому учащемуся. Раздайте учащимся цветную бумагу и предложите им обклеить барабан бумагой или использовать краску для покрытия любых этикеток. Предложите учащимся вырезать круг из плотной бумаги, чтобы он надевался на верхнюю часть крышки и прикреплялся клеем. Попросите учащихся потренироваться громко бить по барабану, а затем попытаться постучать по нему тихо. Предложите учащимся попробовать постукивать по барабану по-разному, чтобы издавать разные громкие или тихие звуки. Спойте песню и попросите учащихся громко и тихо стучать в барабаны, пока вы поете.

    3 Громко и тихо

    Попросите учащихся различать громкие и тихие действия, рекомендует веб-сайт Teacher Vision. Нарисуйте черно-белые изображения людей, занимающихся различными видами деятельности, например болельщиц на футбольном матче, оркестра на параде, двух человек, перешептывающихся друг с другом, и студентов, читающих в библиотеке. Скопируйте картинки и раздайте ученикам. Предложите учащимся раскрасить картинки и вырезать их. Дайте учащимся два листа плотной бумаги и попросите учащихся написать слово «громко» на одном листе и «тихо» на другом. Попросите учащихся решить, изображают ли раскрашенные ими картинки громкие или тихие действия, и прикрепить их к соответствующему листу бумаги.

    4 Мегафона

    Предложите учащимся попрактиковаться в использовании внешнего голоса с помощью мегафонов. Из белого картона вырежьте большие круги и разрежьте их пополам; дайте каждому ученику по одному полукругу. Пусть учащиеся украсят свой полукруг маркерами и наклейками. Покажите учащимся, как свернуть полукруг, чтобы получился большой конус. Приклейте конус на место и обрежьте маленький конец конуса, чтобы сделать отверстие, достаточно большое, чтобы закрыть рот ученика. Выводите учащихся на улицу, чтобы попрактиковаться в использовании мегафонов.

    Об авторе

    Аннабель Браун, живущая на юго-востоке США, начала писать в 2000 году. Она специализируется на вопросах здоровья, питания, образования и домашних животных. Браун имеет степень бакалавра искусств по английскому языку в Технологическом институте Вирджинии и получает степень магистра наук по английскому языку в Рэдфордском университете и степень магистра образования в Государственном университете Райта.

    Статьи по теме

    Упражнение: Говорите вместе: Громкие и тихие голоса: Ресурсы для раннего обучения

     

    Материалы

    • сотовый телефон или видео (опционально)

    Словарь

    • громко
    • мягкий
    • объем

    Стандарты

    Стандарты MA:

    Разговор и аудирование/SL. PK.MA.1: Участвуйте в совместных беседах с разными партнерами во время повседневных дел и игр.
    Language/L.PK.MA.1: Демонстрация использования устной речи в неформальной повседневной деятельности.

    Начальные результаты:

    Развитие речи/рецептивный язык: Обращает внимание на язык во время разговоров, песен, рассказов или других обучающих мероприятий. «
    Развитие речи/Выразительный язык:
    Использует язык для выражения идей и потребностей.
    Логика и рассуждение/Рассуждение и решение проблем: Классифицирует, сравнивает и противопоставляет объекты, события и переживания.
    Социально-эмоциональное развитие/саморегуляция: Распознает и обозначает эмоции.

    Руководство по обучению PreK:

    Английская словесность/язык 2: Активно участвуйте в дискуссиях, прислушивайтесь к идеям других, задавайте соответствующие вопросы и отвечайте на них

    Говорите вместе: громкие и тихие голоса

    © Содружество штата Массачусетс, Департамент раннего образования и ухода (фотограф Дженнифер Уодделл). Все права защищены.

    Ключевые понятия STEM: Звуки имеют источник; Звуки различаются по трем параметрам: громкость, высота тона и тембр

    ELA Навыки фокусировки: Речь и аудирование, словарный запас

    Обсуждайте различные объекты, которые громкость контролируют, например, телевизор или автомобильное радио. Спроси, Вы когда-нибудь включали звук телевизора погромче? А автомобильное радио?

    • Вы можете продемонстрировать разную громкость с помощью звонка мобильного телефона или видео.
    • Как вы демонстрируете, скажем, Меняю громкость звонка. Громкость говорит о том, насколько громкий или тихий звук.

    Спросите детей, просили ли их когда-нибудь   «успокоиться». Затем спросите:  Когда кто-то просит вас успокоиться, чего он от вас хочет? (уменьшите громкость голоса) Если они попросят вас говорить громче, чего они хотят? Как это похоже на изменение громкости телевизора или автомобильного радиоприемника?

    • Попросите детей попрактиковаться в изменении громкости голоса.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *