Звуки и буквы чем отличаются: Звуки речи и буквы – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД

Звуки и буквы. Особенности звуков и букв – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Русский язык

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    развитие умений:

    — различать звук и букву;

    — правильно произносить звуки и называть буквы.

Виды деятельности

    — понимание различия между звуками и буквами

    — выделение особенностей звуков и букв

    — запись предложений, правильное оформление на письме

    — списывание (выборочное списывание) слов и предложений

    — проверка напи­санного (самопроверка и взаимопроверка).

Ключевые понятия

    Звук, буква, речь устная и письменная.

План урока

Название этапаМетодический комментарий
11. Актуализация имеющихся знанийВспоминаем материал предыдущего урока: учащиеся устно отвечают на вопрос: когда мы пользуемся устной, а когда — письменной речью?
22. Актуализация имеющихся знанийДалее один учащийся у доски выполняет интерактивное задание, выбирая, какой знак нужно поставить в конце предложения.
33. Проверка домашнего заданияПроверка домашнего задания. Учащиеся по очереди читают придуманные дома предложения и называют, какой знак поставили в конце. Можно попросить нескольких учащихся записать по одному предложению на доске.
44. Основной этап урокаПостановка учебной задачи. Учащиеся отвечают на вопрос Почемучки: Как обозначаются звуки на письме? Чем отличается звук от буквы? Затем учащиеся выполняют интерактивное задание.
Один из них работает у интерактивной доски.
55. Основной этап урокаФормулируется тема изучаемого раздела: Звуки и буквы.
66. Основной этап урокаВыполнение упражнения № 26: работа с загадкой. Выполнение звуко-буквенного разбора слова-отгадки (гриб).  Учащиеся отгадывают загадку, называют, из каких звуков состоит слово-отгадка, какими буквами обозначаются эти звуки на письме. Учитель спрашивает учащихся о том, какая орфограмма есть в слове гриб, учащиеся называют её («обозначение парных глухих и звонких согласных на конце слова»).
77. Основной этап урокаИспользуя интерактивный объект в качестве подсказки, учащиеся доказывают, что орфограмму в слове гриб можно проверить — грибы, грибной, грибочек.
88. Основной этап урокаСписывание загадки с отгадкой (Упр. 26). Перед списыванием учащиеся повторяют памятку о том, как подготовиться к списыванию.
99. Основной этап урокаСопоставление слов, различающихся одной буквой: учащиеся выполняют интерактивное задание, сравнивают лексическое значение, произношение и написание слов (Упр. 27), а затем списывают текст упражнения и выполняют взаимопроверку.
1010. РефлексияОбобщение (сведения на с. 16, 17). Игра в слова (выполнение упражнения № 29). Один учащийся работает у интерактивной доски. Затем тот же учащийся записывает на доске пары слов: двери — звери, раки — маки, майки — чайки. Остальные учащиеся работают в тетрадях.
1111. Домашнее заданиеЯнтарь — это застывшая смола. Замените в слове «янтарь» одну букву так, чтобы получилось название месяца. Запиши новое слово. Подберите пары слов, различающихся одной буквой. Составьте с ними стихотворные строки, как в упр. 29.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

в избранное

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.

Войдите, пожалуйста.

Гласные и согласные звуки и буквы

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы

Тип урока: урок повторения и совершенствования знаний и умений

Цель урока:

систематизировать и обобщить знания о звуках и буквах русского языка.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить понятия о гласных звуках и буквах;

  • закрепить знания о произношении гласных и со­гласных букв;

  • уточнить представления о существенных призна­ках гласных и согласных звуков.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение наблюдать за произношением слов, проводить их звукобуквенный анализ;

  • развивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам;

  • развивать фонематический слух на материале изучаемых гласных и согласных звуков ([а], [у], [и]; [э], [ы] [о] и т. д.).

Воспитательные:

  • закреплять умение слушать друг друга, работать вместе;

  • воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий.

Оборудование: алфавит, картинки, буквы, домики: гласные, согласные, «пустой алфавитный».

Ход урока:

  1. Повторение. Игра «Звук называй – букву выбирай».

На доске выставляются несколько букв. Вызванный ученик берёт из стопки картинку с изображенным на ней предметом (животное, игрушка и т.п.), называет и проговаривает, что на ней изображено, определяет пер­вый звук слова

и устанавливает картинку под соответствующей буквой.

  1. Проверка домашнего задания.

Конструирование букв из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Ученики должно были написать буквы, включая заданные элементы. Лучшим признается ученик, который записал больше букв с данными элементами.

  1. Актуализация опорных знаний.

Вспомните, что звуки нельзя увидеть, потрогать, поймать и подержать в руках. И вот человек придумал буквы! Тут же свершилось невероятное – мир звуков стал видимым! Человек «написал и прочитал» звук!

Звук – это то, что мы слышим.

Буква – это знак для записи звука на письме.

Гласные звуки образуются только при помощи голоса.

Согласные звуки образуются при помощи шума и голоса.

Две буквы в русском алфавите не обозначают никаких звуков. Они так и называются – знаки — твёрдый (Ъ) и мягкий (Ь).

А) Коллективная работа

Учитель предлагает всем учащимся выйти к доске. На доске прикреплены два больших домика: красный – для гласных букв, синий – для согласных. У всех учащихся карточки с буквами. Учитель рассказывает сказку про буквы, учащиеся дополняют сказку необходимыми словами. Во время сказки каждый учащийся произносит звук, буква которого изображена на карточке у него в руках.

Сказка про звуки

В одной волшебной стране жили звуки, невидимые, но хорошо слышимые. Была эта страна большая, дружная. Одни звуки были певцами. Они то и дело распевали волшебные песни: -Аааа, Оооо, Ууу, Ииии, Ээээ, ыыыы…(учащиеся называют звуки, подпевают). Эти звуки называют –…(ответ учащихся: гласными, потому что они получаются от голоса).

Другие звуки пыхтели: П- п-п или стучали: Т-т-т, немного мычали: М-м-м или даже рычали: Р-р-р. Им очень хотелось петь, но не получалось! Звуки рассердились, засопели: С-с-с, захрипели:Х-х-х, зацокали:Ц-ц-ц… И… разошлись в разные стороны, не поладили звуки гласные и …(ответ учащихся: согласные). Учащиеся расходятся в разные стороны: учащиеся с гласными буквами подходят к красному домику, с согласными — к синему..

Сбились согласные в кучку и решили поговорить. Кашлянули: Кх! (Учащиеся повторяют.) Чихнули: Пчх! (Учащиеся повторяют.) Хмыкнули: Хм… (Учащиеся повторяют.) Зачем-то рассердили тигра: Ррр! (Учащиеся повторяют.) И заскучали… Вдруг: Тсс! (Учащиеся повторяют.) Показалось им, что-то где-то рыдает… Прислушались.

— А-а-а! О-о-о! — кричали гласные. (Учащиеся повторяют.) Они плакали как малыши: Уа! Уа! (Учащиеся повторяют.) Аукались, словно заблудились: Ай! Ау!.. (Учащиеся повторяют.)

И согласные крикнули им — вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание: БДМ ВСГД ВМСТ! (Учащиеся повторяют.)

И услышали радостное, но тоже непонятное: У – Е Е — А Е — Е! (Учащиеся повторяют.)

Заплакали звуки согласные, зарыдали звуки гласные. И решили, что будут всегда помогать друг другу. Заключили мир, снова стали рядом и сказали: БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! (Учащиеся повторяют.) И с тех пор никогда больше не разлучаются, крепко дружат. (Учащиеся помещают карточки с буквами в «пустой алфавитный» домик. Каждую карточку-букву ставят на предназначенную данной букве место в алфавите. )

— Мы с вами убедились, если в слове будет отсутствовать хоть одна буква, будет трудно читать. Самое важное и главное, чтобы согласные и гласные буквы были вместе, дружили.

— Ребята, кто из вас догадался, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (о звуках и буквах)

— На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

— Тема нашего урока: … (Гласные и согласные звуки и буквы!)

Б) Ответы на вопросы

— Назовите любые звуки.

— На какие две группы делятся звуки в русском языке?

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается….. гласный.

Эти звуки нам согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… — змеиный слышен свист.

Шшш… — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр… — моторы тарахтят.

На преграду натыкаются.

Очень сильно удивляются …согласные

— Звуки, при произнесении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными.

— В звучащей речи человека есть звуки, которые образуются через преодоление выдыхаемым воздухом препятствий в виде губ, зубов и языка. Из-за этого мы слышим шум. Это согласные звуки.

— Из шума состоят все согласные звуки. Но в образовании некоторых согласных звуков кроме шума участвует и голос. Поэтому различают звонкие и глухие согласные звуки.

В) Физкультминутка

А – А – А – А – закачалась голова, (качать головой вправо-влево)

О – О – О – О – закрутилось колесо, (сложить руки кольцом перед собой,

слегка вращать вправо-влево)

У – У – У – У – у машины руль держу, (вытянуть руки вперед, «держать

руль»)

И – И – И – И – руки выше потяни, (тянуть руки вверх)

Ы – Ы – Ы – Ы – моем в доме мы полы. (опустить руки вниз, отводить

вправо-влево)

Э – Э – Э – Э – две руки на голове. (поднять руки за голову).

  1. Закрепление изученного.

А) Минутка чистописания

Б) Упражнение «Добавляй-ка»

На доске записаны слова и буквы в скобках, если необходимо, то рядом картинки-подсказки:

ро…а (з, с, щ, т, х)

ко…а (з, р, б, ж, л)

…очка (т, к, б, п, н)

— Какие буквы из скобок нужно добавить, чтобы получились слова? Какую букву вставили? Какой звук она обозначает?

— Запишите получившиеся слова:

= выделите в них гласные буквы,

= подчеркните те буквы, которые изменялись.

В) Упражнение в выделении гласных и согласных звуков и букв

— Прочтите слова, записанные на доске.

рожки-ложки, дым-дом, тень-день, шагал-шакал

— Что интересного вы заметили?

— Какими звуками/буквами одно слово отличается от другого?

— Прочтите первую пару слов. Какие гласные звуки вы услышали? Какие согласные звуки вы услышали? Какими буквами они отличаются? (Буквами р-л. ) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, затем согласные, которыми они отличаются.

— Прочтите вторую пару слов. Какими буквами отличаются? (Буквами ы-о.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, которыми они отличаются, затем подчеркните согласные.

— Прочтите третью пару слов. Какими буквами отличаются? (Буквами т-д.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, затем согласные, которыми они отличаются.

— Прочтите четвертую пару слов. Что вы можете сказать об этих словах? Какими буквами отличаются? (Буквами г-к.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, затем согласные, которыми они отличаются.

— В каком домике живут гласные/согласные звуки? Назовите любые гласные/согласные звуки. Почему эти звуки называют гласными/согласными?

— Гласные звуки образуются только при помощи голоса.

— Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык), называются согласными.

— Помните, звуки мы произносим и слышим, а буквы — видим и пишем.

  1. Итог урока.

— Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

— Назовите гласные звуки. Почему они называются гласными?

— Сколько гласных букв в алфавите?

— Назовите согласные звуки. Почему они называются согласными?

— Чем гласный отличается от согласного?

— Есть ли буквы в русском алфавите, которые не обозначают никаких звуков?

— Оцените свою работу на уроке.

Произношение групп букв (сочетаний букв) в английском языке

В отличие от некоторых языков, в которых одна графема (одна буква) соответствует одной фонеме (одному звуку), в английском языке используется сложная (и в значительной степени нерегулярная) система правописания, в которой представлено большинство звуков группами из нескольких букв.

Среди всех неправильностей есть несколько моделей произношения, которые можно выучить, и в этой статье описаны наиболее распространенные из них (упорядочены таким образом, чтобы группы, которые я считаю наиболее важными для учащегося, были написаны первыми). Примечание: описанные здесь правила действуют только в том случае, если соответствующая группа находится в пределах одного слога. Например, «ee» всегда произносится /iː/, но не в «упреждающем» /priˈemptɪv/ (pree- emp -tiv), просто потому, что слоги являются «приоритетными» (соответственно «pre-emp-ti-ve» согласно орфографическим правилам), а не «приоритетными». Произношение дается на британском английском, если не указано иное.

wh как в wh ere, wh ich часто учат произносить так же, как /w/ (т. е. что «где» и «были», «что» и «ведьма» звучат одинаково). Однако среди британцев также довольно распространено произношение его как /hw/, то есть с «h», как в h перед «w». (Роуэн Аткинсон — хороший пример такого произношения. ) Лингвисты также обозначают этот звук отдельным символом: /ʍ/. Есть пара слов, в которых молчит именно «ж», а не «ч», например wh o, wh ole, wh ore (но не все, что начинаются на «кто», относятся к этому роду, например, оборот, ва произносятся с молчаливым «ч»).

oo в основном произносится двумя разными способами: //, как в f оо л, с оо л, или / ʊ /, как в б оо к, л оо к (тот же звук, что и в р у т, ф у 90 006 лл). Нет никакого правила, чтобы решить, какой из них является правильным. Иногда произносится также / ɔː /, когда пишется как «оор», как в d oor , fl oor , или / ʌ / (как «u» в «но»): «bl oo d» и «fl oo d». Гораздо больше об «оо» вы можете прочитать в моей статье о длинном и коротком «оо» в английском языке.

ow можно произносить как / au / , как в c ow , h ow , или / əu / в британском английском соответственно. / ou / в американском английском, как в l ow , sn ow . Нет правила, определяющего, когда какой из них использовать; есть даже 4 слова, которые могут произноситься двояко с разным значением: лук, ряд, сеять, косить.

ng обычно произносится как /ŋ/, например, ng , поэтому ng (как будто говорят «г», но вместо того, чтобы «выдувать» воздух, просто касаются верхнего неба). Это верно, даже если за ним следует «ing», например si ng ing /ˈsɪŋɪŋ/, lo ng ing /ˈlɒŋɪŋ/, или «er», когда это означает человека, делающего что-то, например si ng er /ˈsɪŋə(r)/, gunsli ng er /ˈɡʌnslɪŋə/. В других подобных случаях произносится /ŋg /, например lo ng er («длиннее») /ˈlɒŋɡə/, stro ng est /strɒŋɡɪst/. Это также может быть / ŋk /, когда следует «st», но таких слов всего два: a ng st и amo ng st.

nk произносится как /ŋk/, как в thi nk , bli nk . Его нужно произносить с «к» на конце, чтобы его можно было отличить от «нг»! «Думать» и «вещь» звучат неодинаково.

ch чаще всего произносится как / k /, как в ch aracter, ch ord, или как //, как в ch icken, ch est Почти все слова, содержащие «чи» или «че», произносятся с /tʃ/ (но обратите внимание на «хиропрактик» /ˈkaɪərəʊpræktə/ ( kaay -roh-præk-tə) и «химия /ˈkemɪstri/ ( kem -ist-ree), но надежного правила для «cha», «cho» и «chu» нет. В некоторых словах французского происхождения оно произносится как /ʃ/ (sh) , например ch ef, ch ic.

ps произносится так же, как / s / (p молчит), например пс иххология, пс алм.

eu произносится как / / или / juː / (yoo), как в n eu ter, l eu kaemia. Разница в основном зависит от диалекта; это не имеет никакой разницы в значении (/uː/ используется в основном в британском английском и /juː/ в американском английском). Тем не менее, обычно это просто /uː/ после «l» и «r». Также обратите внимание, что слово «нейрон» произносится как /ˈnjʊərɒn/ ( nyoo -ə-ron) UK, /ˈnʊrɑːn/ ( ноо -раан) США.

au произносится как / ɔː / (как «aw» в слове «ястреб»), напр. c au tion, au ra.

th имеет два возможных произношения: / θ /, как в th ink, au th or, и / ð /, как в th 90 006 ат, ал ой. Не существует общего правила, чтобы решить, какой из них является правильным.

ш произносится как /ʃ/, как в ш вл, фи ш .

aw произносится как / ɔː /, как в h aw k, p aw .

ee произносится как //, как в n ee d, s ee n.

ur , er и ir обычно произносятся / ɜː / в Великобритании (звук, похожий на долгий / ə /) и / ɝː / в США (просто длинный американский / р/), как в с ур ве, стр ур гэ, ч эр д, с эр вэ, б ир д, ст ир .

В каком порядке учить буквы и звуки в детском саду?

В детском саду учащиеся проводят значительное количество времени, изучая алфавит, включая согласных и гласных звука, названия букв и формирование букв . Это основа чтения и письма, и очень важно, чтобы каждый учащийся закончил год обучения в детском саду со знаниями алфавита, необходимыми для овладения будущими звуковыми навыками.

Не существует единого «правильного» порядка обучения буквам, и разные фонетические программы используют разные последовательности.

Однако некоторые буквы алфавита выучить легче. Вы также захотите потратить больше времени на одни письма, чем на другие.

Вот несколько советов по выбору порядка обучения буквам и звукам в детском саду: 

Начните с букв, которые имеют непрерывные звуки

Непрерывные звуки могут воспроизводиться без остановки. Например, скажите /мммммммммм/. А теперь попробуйте со звуком на букву «д». (Это невозможно! /d/ не является продолжительным звуком. )

Ученикам обычно немного легче воспроизводить непрерывные звуки. Примерами непрерывных буквенных звуков являются Ss, Mm, Ll, Nn, Ff и все краткие гласные звуки.

Вы можете начать год с обучения учеников некоторым буквам с непрерывными звуками. Познакомить с названием буквы, звуком и способом ее написания (почерк).

Переход к стоповым звукам

После того, как учащиеся освоят пару букв с непрерывными звуками, можно ввести некоторые стоповые звуки. Остановите звуки, поместите зубы или язык так, чтобы воздух блокировался при формировании звука. Примерами стоп-звуков являются Pp, Tt, Kk, Dd, Gg и Bb.

Советы по темпу

Выбирая буквы, которые вы собираетесь представить, планируйте уделять больше времени буквам, которые наиболее «полезны». Буквы с высокой полезностью — это те, которые учащимся чаще всего понадобятся при чтении и письме (подумайте, например, о том, как часто буква «s» встречается в словах, а не буква «v»).

Выучите полезные письма в начале учебного года и часто повторяйте их.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *