Звук к какой звонкий или глухой: Сайт глухих | Информационный сайт глухих, слабослышащих DeafNet

Звонкие и глухие согласные звуки: как отличить, примеры слов

Звонкие и глухие согласные звуки в русском языке различаются не только расположением артикуляционных органов при произношении, но и участием голосовых органов. Согласные в русском алфавите более многочисленны по сравнению с гласными, отличаются от вторых степенью задействования артикуляционного аппарата и голосовых связок, свободой прохождения воздушного потока через ротовую полость.

Содержание

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные звуки — чистый голос. Артикуляционные органы не задействуются, напрягаются только голосовые связки и челюстные мышцы. Воздушная струя беспрепятственно выходит из дыхательных путей через ротовую полость. При таком построении артикуляционного аппарата гласные фонемы можно пропеть, произнести протяжно. А вот согласные звуки проговариваются исключительно отрывисто, коротко. Воздух выходит из дыхательных путей обязательно с шумом, поскольку при прохождении через полость рта наталкивается на препятствия в виде сдвинутых зубных рядов, изменившего форму и положение языка, сжатых щек и губ.

При выговаривании согласных звуков к шуму, создаваемому воздушным потоком, в некоторых случаях может присоединяться колебание напряженных голосовых связок. По этому признаку согласные фонемы делятся на глухие и звонкие. Но, в любом случае, участие голосового аппарата не такое сильное, как при проговаривании гласных. Поэтому согласные всегда звучат тише.

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих

Чтобы лучше понять различия звонких и глухих согласных звуков, нужно представить анатомические особенности человеческого голосового аппарата. При формировании членораздельной речи воздушная струя выходит из легких через дыхательные пути, она направляется в гортань — узкую трубку, снабженную особыми мышечными образованиями — голосовыми связками. Когда человек выговаривает согласные, то рот открыт менее широко, чем при проговаривании гласных. Язык и зубные ряды становятся ближе друг к другу, мешая выходу воздуха.

Столкновение воздуха с преградой всегда сопровождается шумом, но он звучит неодинаково в зависимости от выговаривания конкретной фонемы. В быстрой речи люди не замечают разницы образования звонких и глухих согласных звуков, но она четко заметна, если проговаривать фонемы раздельно, в окружающей тишине. Попробуйте произнести «ш», затем «ж». При произнесении первой фонемы воздух выходит из ротовой полости с шипением, в гортани не чувствуется никакого напряжения. При проговаривании второго звука явно чувствуется напряжение голосовых связок, в гортани словно что-то сжимается, это ощущение даже немного передается в уши. Такие ощущения указывают на дрожание мышц связок.

Дрожание голосовых связок лучше ощущается, если положить ладонь на горло. Проговорите звук «з». Ладонь ощутит легкую вибрацию, передающуюся из глубины горла. Звуки, формирующие голосовую вибрацию, называются звонкими. Теперь произнесите, продолжая держать ладонь на горле, звук «с». Вибрация не чувствуется ни в малейшей степени, шея просто двигается вслед за челюстью и артикуляционным аппаратом. Фонемы, звучание которых исключает голосовую вибрацию, называются глухими.

Парность и непарность согласных

В категории глухости-звонкости согласные фонемы делятся на парные и непарные. Первые имеют глухого либо звонкого «родственника». Вторые лишены пары, звучат только глухо или только звонко. Представить парность и непарность согласных по принципу глухости-звонкости проще и нагляднее в виде таблицы.

глухиекшпфтсчщцх
звонкиерлнмйгжбвдз

Пользуясь таблицей, можно проговорить парные звуки, чтобы убедиться в двойственности их звучания. По таблице видно, что фонемы «родственники» образуют 6 пар. Непарных звонких — 5. А непарных глухих — 4.

Примечательно, что среди непарных глухих согласных почти все шипящие, помимо «ц».

Так называются фонемы, при проговаривании которых воздух выходит с шипением. Также к шипящим относится пара «ж» и «ш» — это твердые фонемы. А «щ» и «ч» всегда мягкие согласные, у них нет твердых «родственников». А вот звук «ц» относится к свистящим. В эту же категорию входит пара «с» и «з». При выговаривании этих звуков воздушная струя выходит из ротовой полости с присвистом.

Звонкие согласные звуки в русском языке

При формировании каждого конкретного звонкого звука артикуляционный аппарат ведет себя определенным образом. Например, при выговаривании «ж» зубные ряды смыкаются, а при произношении «в» верхние зубы упираются в нижнюю губу. В любом случае формируется преграда, оставляющая выдыхаемому воздуху узкую щель, и подключаются голосовые связки.

Звонкие согласные формируют пары по признаку мягкости-твердости. Звук «ж» бывает только твердый вне зависимости от стоящей после него гласной, мягкого «родственника» у него нет. В фонетической транскрипции стоящие после «ж» гласные записываются как твердые: «жизнь» — [жызн’].

Среди звонких согласных выделяются сонорные, при произношении которых голосовое звучание более выражено над шумами. Это фонемы «р», «н», «л», «м», «й». Все звонкие согласные, помимо сонорных, в окончаниях слов выговариваются как глухие «двойники»: «газ» — [гас], «дуб» — [дуп]. Чтобы проверить правильное написание подобных слов, нужно изменить их: применить форму с постановкой гласной после проблемной фонемы, и тогда звук четко послышится: «хлеб» — «хлеба», «порог» — «пороги».

Звонкая фонема в среднем слоге слова выговаривается как глухая, если стоит перед глухим согласным: «кадка» — [катка], «книжка» — [книшка].

Предлог «с» звучит как «з», если поставлен перед словом, начинающимся со звонкой согласной фонемы: «с друзьями» — [з друз’йам’и].

Слова, в которых все согласные звуки звонкие

Одним из школьных и логопедических заданий является определение слов, в которых все согласные являются звонкими. Это задание помогает запомнить, звонкий или глухой согласный звук на конце слова или в его середине. Школьники должны понять, что произношение и написание зачатую не соответствуют друг другу.

Для выполнения задания нужно записать представленные слова в виде фонетической транскрипции, то есть представив буквы фонемами. В этом случае слова заключаются в квадратные скобки.

Вот несколько примеров:

  • «лама» — [лама];
  • «гриб» — [гр’ип];
  • «двор» — [двор];
  • «море» — [мор’э];
  • «глаз» — [глас];
  • «мороз» — [марос].

После фонетического разбора становится понятно, что словами, в которых все согласные звуки звонкие, являются «лама», «двор», «море».

Глухие согласные звуки в русском языке

Глухие фонемы всегда звучат приглушенно, тихо, с шипением, свистом или хрипением. Глухой согласный звук на конце слова имеет приглушенное звучание при связи с сонорными и гласными фонемами. Как в случае со звонкими звуками, для проверки правописания в окончаниях слов нужно поставить после проблемной согласной гласную: «плот» — «плота», «припас» — «припаса».

Глухие фонемы обретают более явное звучание, если за ними стоит звонкий согласный. Такая фонетическая особенность русского языка зовется озвончением. Глухая фонема фактически заменяется парной звонкой: «сделать» — [з’д’элат’], «косьба» — [каз’ба]. Если озвонченная согласная стоит в корневой части слова, то его нужно изменить так, чтобы после проблемной фонемы стояла сонорная или гласная: «косьба» — «косить».

Произношение предлога «в» превращается в «ф», если эта часть речи стоит перед словом, начинающимся с согласной глухой фонемы: «в школе» — [ф школ’э], в поле — [ф пол’э].

Слова с глухими согласными звуками

Как в случае со звонкими фонемами, школьникам можно предлагать задания на определение глухих согласных в словах. Для выполнения задания нужно записать буквы глухих согласных звуков в фонетической транскрипции.

Вот примеры:

  • «степь» — [ст’эп’];
  • «просьба» — [проз’ба];
  • «вокзал» — [вагзал];
  • «хохот» — [хохат];
  • «отбой» — [адбой];
  • «аист» — [аист].

После фонетического разбора понятно, что все согласные звуки являются глухими в словах «степь», «хохот», «аист». В остальных словах отмечается озвончение фонем.

Звонкие и глухие согласные звуки | План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Разработала и провела учитель начальных классов Оюн Саяна Викторовна

Тема: Звонкие и глухие согласные

Цели: формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные, развивать умение анализировать звуковой состав.

Оборудование: таблица, сюжетные картинки, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Всем красиво подравняться,

Начинаем заниматься.

На меня все посмотрели,

И красиво тихо сели.

— Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, потому что пришли учителя нашей школы на наш открытый урок.

  1. Повторение

— Ребята, с какими звуками познакомились на прошлом уроке?

(Звонкие и согласные звуки. Ыыткыр болгаш дулей ажык эвес уннер)

— Сегодня мы продолжим \эту тему.

1) – Послушайте грамматическую сказку. Сказка называется «Парные и непарные»

Как-то король Алфавит устроил сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные – с согласными. Им было весело.

Согласные встали парами: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Причем буквы Б,В,Г,Д,Ж,З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие звуки.

А вот П,Ф,К,Т,Ш,С были глухи к музыке.

Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это М,Н,Р,Й,Х,Ц,Ч,Щ. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. Согласные стали делиться на парные и непарные.

2) Работа с таблицей.

— Назовите парные звонкие и глухие согласные.

— Теперь, назовите непарные звонкие согласные звуки.

— Назовите непарные глухие согласные звуки.

3) На доске запись:

Баба-папа

Ваня-Фаня

Галя-Катя

Дам-там

Жить-шить

Зал-сам

— Прочитайте слова. Чем они похожи между собой? (все они начинаются с согласных звуков)

— Прочитайте первые звуки левого столбика. Какие это звуки? (Это звонкие согласные звуки)

— Как они произносятся? (с шумом)

— Каждый звонкий звук (привлекается внимание учащихся к записи на доске) с глухим образует пару. Поэтому их называют парными.

  1. Работа в тетрадях

— Перед чем как писать, давайте вспомним правило.

Парта – это не кровать

 И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя спокойно.

— Дети сегодня какое число?

— Откройте тетради, будем писать чистописание.

— Тетради положили правильно, сели красиво, спинки прямые.

— Пишем звонкую строчную букву «б»

— Рядом пишем глухую строчную букву «х»

— Пишем очень красиво.

— Дайте мне характеристику.

«б»-звонкий согласный звук, парный

«х»-глухой согласный звук, непарный.

  1. Физминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают.

1,2,3,4,

Полетели, закружились.

— Молодцы, тихо сели.

4) Выполнение упражнения 4, с.58 (по заданию)

  1. Закрепление

— Рассмотрите на картинки. Произноси пары слов. Скажите какие звуки в них разные. Какой звук звонкий, а кокой – глухой.

Коза-коса  ужи-уши

Словарная работа: ужи-шакпас чыланнар

  1. Игра «парный — непарный»

Условие игры: возьмитесь за руки, если звук на конце слова парный, а если непарный, то отвернитесь друг от друга.

Сад, лук, мяч, утюг, бинт, заяц, жар.

  1. Итог урока

— Что узнали нового?

— Назовите парные согласные.

— Назовите непарные согласные.

  1. Домашняя работа

Упражнение 5, с. 58

Изучение того, как глухие люди «слышат» голосовые галлюцинации | Новости ЛЧ

3 июля 2007 г.

Новое исследование UCL, опубликованное в июльском выпуске Cognitive Neuropsychiatry за 2007 год, впервые систематически исследует перцептивные характеристики голосовых галлюцинаций у глухих людей с шизофренией.

Доктор Джоанна Аткинсон из UCL (Центр глухоты, познания и языка) собрала данные о 27 глухих участниках, имевших опыт голосовых галлюцинаций, чтобы попытаться определить, как они испытывают галлюцинации, в зависимости от потери слуха человека и языкового фона.

Предыдущие исследования показали, что люди с полной глухотой от рождения могут испытывать настоящие слуховые галлюцинации. Однако сбор и интерпретация данных полагались на сурдопереводчиков, не являющихся коренными жителями, или на исследователей слуха, использующих сурдопереводчиков. Это исследование открывает новые возможности, используя более экологически обоснованную методологию, чтобы подтвердить, что настоящие слуховые галлюцинации были ограничены глухими людьми, которые в какой-то момент своей жизни слышали.

Доктор Аткинсон, которая сама является глухим пользователем британского языка жестов (BSL), стремилась выяснить разнообразие голосовых галлюцинаций, воспринимаемых глухими людьми: тонкости BSL и глухие концептуализации звуковых явлений. Глухие люди часто используют такие знаки, как «услышанный», «крик», «голоса» и «разговор», не обязательно наделяя слуховыми качествами, предполагаемыми в английском языке. Такие понятия, как «громкий ‘ может быть понято как очень навязчивое и трудно игнорируемое, а не как высокая громкость слуха. Поэтому было необходимо, чтобы вопросы о слуховых явлениях были оценены, чтобы создать точную картину их голосовых галлюцинаций».

У всех участников был первичный медицинский диагноз шизофрения, постоянная глухота (врожденная или приобретенная) и отчетливые воспоминания о голосовых галлюцинациях за последние два года. Потеря слуха среди участников варьировалась от легкой до глубокой. Им показали серию из 94 карточек, описывающих и иллюстрирующих возможное восприятие голосовых галлюцинаций, таких как «голос использует язык жестов» и «голос передо мной», и спрашивали, насколько близко они соответствуют их переживаниям.

Команда доктора Аткинсона затем сопоставила результаты с пятью факторами в соответствии со своим восприятием. Участники, родившиеся глубоко глухими, сообщали о неслуховых, ясных и понятных голосах. Все они были уверены, что не слышали никаких звуков, но знали пол и принадлежность голоса. Они сообщили, что видели в своем воображении образ голосового жеста или движения губ.

Напротив, только участники, у которых был ранний опыт слышания речи, описывали свои переживания в слуховых терминах. Другие с частичным восприятием звука не были уверены, действительно ли они слышат звук, когда присутствовали голоса. Люди с тяжелой языковой депривацией и неполным овладением речью или жестами были примечательны тем, что у них не было ни слуховых характеристик, ни восприятия субвизуальных образов голосовой артикуляции, что позволяет предположить, что овладение языком в критический период может быть необходимо для голосовых галлюцинаций, которые организованы с точки зрения того, как артикулируются произнесенные или подписанные высказывания. Единственные два участника, способные подробно описать слуховые свойства, были частично глухими и могли свободно общаться на разговорном английском языке.

Д-р Аткинсон заключил: «Результаты подтверждают мнение о том, что перцептивные характеристики голосовых галлюцинаций тесно связаны с коммуникативными предпочтениями индивидуума в реальной жизни и опытом языка и звука. Методология демонстрирует, что разнообразие переживаний голосовых галлюцинаций отражает разнообразие опыт с языком и потеря слуха среди глухих.Хотя эти результаты могут показаться интуитивными и неудивительными, они представляют собой значительный отход от неконгруэнтного представления о том, что люди, родившиеся глубоко глухими, могут слышать действительно слуховые голосовые галлюцинации, несмотря на отсутствие опыта со звуком.

Чтобы узнать больше, воспользуйтесь ссылками внизу этой статьи

Изображения: Примеры иллюстрированных карточек утверждений


Ссылки:
  • Когнитивная нейропсихиатрия
  • ДКАЛ

Твиты @uclnews


Интересная ветка на Quora спрашивает: «Слышит ли человек, родившийся с потерей слуха, внутренний голос?» Несколько человек, страдающих потерей слуха, приняли участие в обсуждении, и их ответы представляют собой увлекательное чтение.

Во-первых, чем интересен вопрос? Как я уже упоминал в своем последнем посте, исследователи с новой силой подходят к изучению феномена внутренней речи, или «голоса в голове». Внутренняя речь кажется обычным явлением, и она связана с рядом важных функций, от контроля собственного поведения до развития самоощущения.

Более того, согласно одному из представлений о развитии внутренней речи, она возникает в результате социальных взаимодействий, опосредованных устной речью. Что же тогда делать тому, кто не использует разговорную речь? Существует ли некий «внутренний знак», который делает все то же, что и устная внутренняя речь?

Ряд глухих, ответивших на вопрос Quora, предполагают, что это действительно так. Один участник заявляет: «У меня в голове есть «голос», но он не основан на звуках. Я — визуальное существо, поэтому в своей голове я либо вижу знаки ASL [американский язык жестов], либо картинки, а иногда печатные слова». Для этого респондента звук не является характеристикой опыта. Другой респондент испытывает смесь модальностей: «[Мой] внутренний голос образно говорит со мной, и я слышу его так же, как и читаю по губам». В этом случае опыт имеет как слуховые, так и визуальные свойства.

Возраст, в котором происходит потеря слуха, вероятно, важен для определения модальности внутренней речи/жестов. Один участник, потерявший слух в возрасте 2 лет, говорит, что думает словами, но слова без звука, в то время как другой человек с ранней потерей слуха описывает «слышание» голоса во сне при отсутствии знаков или движений губ.

Что значит слышать «голос», когда кажется, что в переживании нет никакого звука? Один из способов ответить на этот вопрос — спросить о свойствах внутренней речи, сообщаемой слышащими людьми. Согласно теории Выготского, процесс интернализации языкового обмена приводит к тому, что многие акустические свойства языка стираются, что приводит к тому, что я назвал «конденсированной внутренней речью». Возможно, сжатая внутренняя речь звучит как голос, но голос, в котором нет ничего особенно «речевого».

Несколько исследований пролили свет на то, как люди с потерей слуха используют внутренний знак. Имеются данные о том, что внутренний знак опосредует кратковременную память у людей, использующих жесты, точно так же, как внутренняя речь опосредует кратковременное запоминание у слышащих людей. В исследовании нейровизуализации области мозга, связанные с внутренней речью, активировались, когда подписывающие лица думали про себя в жестах, что предполагает общий нейронный путь к мышлению на языке, который не зависит от модальности этого языка.

Частный и внутренний жест также может принести пользу слышащим людям. Один (слуховой) исследователь на форуме Quora сообщает, что личное жестирование помогает ей иногда находить английские слова, и этот внутренний жест может даже появляться в ее снах после того, как она общалась с другими подписчиками.

Эта тема не дает мне покоя с тех пор, как в рамках нашего проекта «Услышать голос» доктор Джоанна Аткинсон из Центра изучения языка и познания глухоты в Университетском колледже Лондона прочитала увлекательную лекцию.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *