Урок 1: Гласные, похожие на русский И
Первым делом разберёмся со звуками, которые мы ассоциируем с нашим звуком «и». Звуков таких в английском два с половиной — [ɪ
], [iː
] и [i
]. «С половиной», потому что короткий звук [i
] выделяется отдельным звуком не во всех словарях (т.е. отличается этот звук несущественно), и к тому же, встречается он в основном либо в конце слова («happy» — [ˈhæpi
]), либо в конце слога перед другим гласным («alien» — [ˈeɪ.li.ən]
). Главное же для нас понять различие между [ɪ
] и [iː
].
Фундаментальное отличие между произношением русского «и» и английских звуков [ɪ
] и [iː
], как ни странно, проще всего понять, обратив внимание на другие звуки, а именно — на согласные звуки, стоящие перед ними. Мы чётко знаем, что в русском языке согласные перед «и» произносятся мягко (за исключением всегда твёрдых «ж» и «ш»). Такое смягчение согласных (палатализация) в английском языке отсутствует. Вместо пар твёрдых и мягких согласных мы имеем нечто нейтральное. Необходимое условие для палатализации — это приподнятое положение языка, которое — мы говорили об этом раньше — для английской речи нехарактерно.
Если мы забываем об этом принципиальном отличии и держим в голове русскую «и», мы автоматически получаем приподнятый язык и сразу два неправильно произнесённых в слоге звука (гласный и предшествующий ему согласный). Поэтому, как и с большинством английских звуков, начинается всё с правильного исходного положения, т.е. задняя половина языка прижата вниз к нижней челюсти, расплющена и упирается по бокам в коренные зубы.
[
ɪ
] — kit, spotted, sitНачнём с короткого звука [ɪ
]. При общении с англичанами, мне сразу бросилось… в ухо(?) :), что для нашего слуха звук [ɪ
] звучит ближе к «э» или «е», чем к «и». То есть, скорее «офес», чем «офис» («office») или «лэрекс» вместо «лирикс» («lyrics»). Что нужно сделать, чтобы у вас этот гласный звучал с тем же качеством?
- Первым делом приготовьтесь произнести наш звук «э», только слегка прикрытый, как мы иногда произносим в словосочетании «все эти».
- Теперь, не меняя положения речевого аппарата, вместо «э» скажите «ы». У вашей «ы» должно быть аналогичное ощущение «прикрытости». Имейте ввиду, что это короткий расслабленный гласный, а потому не пытайтесь его тянуть.
- Наконец, вспоминаем про корень языка, прижимаем его вниз и пробуем произнести тот же звук ещё раз. В отличие от русского звука «ы», который резонирует в задней части ротовой полости, на этом шаге вы должны почувствовать, как ваш звук резонирует впереди, почти на уровне передних зубов.
Поначалу можете делать это прямо в три шага: прикрытая «э» — «ы» — корень языка. И следите за ощущениями. В конце концов вы чётко уловите особенность произношения этого звука. Это может произойти не сразу, т.к. языку, как и любой другой мышце, требуется время, чтобы освоить новое положение. Но понять, как правильно произносится этот звук, очень важно. Во-первых, у вас автоматически исчезнет большинство трудностей с произношением согласных, предшествующих этому звуку. Для этого достаточно «приготовиться» произнести гласный звук, в соответствии с тем, что описано выше, перед произношением ведущего согласного. Во-вторых, освоить длинный [iː
] после этого вам будет гораздо проще. В-третьих, разобравшись с [ ɪ
], вы заложите крепкий фундамент для освоения дифтонгов (двойных гласных), в которых участвует звук [ɪ
].
[
iː
] — fleece, see, meatНачнём с того, что исходное положение при произношении длинного звука [iː
] то же самое, что и при произнесении короткого [ɪ
], который мы только что рассмотрели. Отличие же в том, что при произнесении длинных звуков, которые ещё называют «напряжёнными» (в отличие от расслабленных коротких), корень и середина языка растягиваются, создавая ощущение напряжения. Главное, следите, чтобы язык оставался плоским и ни в коем случае не выгибался к нёбу, как при русском «и». Такое растяжение возникает постепенно, начинаясь с полностью расслабленного корня языка (как при коротком [ɪ
]). Для иллюстрации этого русскоговорящим студентам иногда предлагают произнести этот звук, растягивая от «ы» к «и». Обратите внимание, что мы не тянем этот гласный специально. Просто растяжение требует времени, и потому звук получается длиннее.
Обязательно послушайте как произносятся эти два звука в сравнении в электронных словарях, хоть в том же Lingvo Live. Могу предложить вам несколько словарных пар:
- Ship — sheep
- Bit — beat
- Live — leave
И ещё парочка примеров. Их-то вы точно не захотите перепутать в разговоре с приличным англичанином.
- Piss — peace
- Shit — sheet
[
i
] — happy, cityКак уже было сказано, слово «city», например, может записываться в транскрипции и как [ˈsɪtɪ
], и как [ˈsɪti
]. Хотя оба гласных короткие, во втором случае подразумевается некое качественное отличие между гласными в первом и во втором слогах. Если хотите, можете думать об этом звуке, как о длинном [iː
], произнесённом короче обычного, из-за чего корень языка не успевает напрячься в полной степени. На самом же деле, этот нюанс настолько незначителен, что специально беспокоиться по этому поводу не стоит.
В следующем уроке мы рассмотрим гласные, похожие на русский «А».
Структура ОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Вводная часть ( 4 мин) Создание мотивации | Раздается звон колокольчика. Ребята подойдите все ко мне, сейчас м с вами поздороваемся друг с другом, только мы это сделаем необычно, повторяйте за мной: Встанем рядышком друг с другом Скажем, здравствуйте друг другу. Нам здороваться не лень Всем привет и добрый день. Если каждый улыбнется Утро доброе начнется. Все поздоровались друг с другом, все улыбнусь друг – другу? Молодцы! Ребята, а теперь послушайте, я расскажу вам одно стихотворение, но оно не простой. В нем спрятался один очень необычный звук, слушайте внимательно: Вот мраморная арка Ребята, вы нашли что за звук спрятался в этом стихотворение? Правильно, это звук А. | Основная часть (23 мин) Игр. упр. Игр. упр. Игр. упр.
Дидактическая игра «4 лишний» Физкультминутка «Аист». Игр. упр. Игр. упр. Игр. упр. | Все эти слова: Арка, Аллея, Автобус, Апельсин, Арбуз и Ананас – начинаются с одного звука А. А – это очень интересный и важный звук, без него нам не обойтись никак. Уже только лишь с его помощью можно многое рассказать. А сейчас я предлагаю поиграть со звуком А. Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них только с помощью звука «а». — Ребята, представьте себе, что вы укололи иголкой палец. — Вам что-то сказали, а вы не расслышали. (А) — Вы долго думали над загадкой и отгадали ее — Вы очень испугались. Во как много можно сказать одним звуком А А теперь я буду петь разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши только тогда, когда услышите звук А (пою разные гласные звуки.) Молодцы, ни разу не ошиблись. Ребята, попробуем спеть звук А. Легко его петь? Что-нибудь мешает вам петь этот звук? Ребята, звуки, которые легко поются, которые не встречают во рту преград, называются гласными. Давайте скажем это слово вместе: гласные. А теперь скажите это слово громко, а теперь очень тихо. Ребята, гласные звуки обозначаются красным квадратом. Значит и звук А мы тоже будем обозначать во таким красным квадратом. Зная это мы сыграем с вами в одну интересную игру. Ребята, перед вами лежат таблички с квадратиками, 1 квадратик это начало слова, 2 середина, а 3 конец слова, я буду называть слова, а в должны узнать где же прячется звук А, в начале, в конце или в середине слова и положить красный квадрат в табличку. Будте внимательны! Чтобы не ошибиться. — Автобус, так посмотрим все ребята справились, все, молодцы! — Корова — Букашки — Апельсин — Бумажник — Варенье Ух какие вы внимательные ,не разу не ошиблись, молодцы ребята! А сейчас мы поиграем в игру 4 лишний, посмотрите внимательно на доску, там висят картинки, посмотрите внимательно что здесь лишнее? Маша, что здесь лишнее? Правильно здесь лишний костер, а почему он лишний, да действительно, потому что все остальное начинается на звук А. Молодцы ребята, правильно нашли лишние картинки! А сейчас мы встанем из-за столов и немного поиграем, повторяйте за мною — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (шагаем на месте ребята) — Топай правою ногою, (топнем правою ногой) Топай левою ногою, (топнем левою ногой) Снова — правою ногою, (топнем правою ногой) Снова — левою ногою. (топнем левою ногой) После — правою ногою, После — левою ногою. (топнем левою ногой) И тогда придёшь домой. (пошагали не месте) Ребята, а сейчас аккуратно, не торопясь, перейдите к своим местам за столами Ребята, каждый звук в русском языке живёт в своей собственной квартире, которая называется буквой. Звук А живёт в квартире под названием буква «А». Вот она, посмотрите на картинку: А – шалашик, и смотри Есть скамеечка внутри. А ещё: А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко. А сейчас нарисуем букву А в воздухе пальчиком. Вот смотрите на меня и повторяйте. Молодцы, у всех получилось. Ребята, как вы думаете, на что похожа буква А? А из каких элементов, из чего состоит буква А? Сколько палочек в букве А? Посмотрите внимательно, все ли палочки одинаковые? Да, длинные палочки – это шалашик, а короткая – это скамеечка, как в нашем стихотворении. Посмотрите, у вас на столах лежат коробочки со счётными палочками. Как вы думаете, сколько нужно взять палочек, чтобы получилась буква А? (3 – нет, 5 – да) Возьмите по 5 палочек и попробуйте выложить на столе букву А. Молодцы, аккуратно положите палочки обратно в коробочки. Ребята, но так выглядит большая буква А , заглавная, посмотрите, а маленькую букву А мы сможем выложить из палочек? Правильно, не сможем. А кто мне скажет почему? Правильно потому что палочки прямые, и не гнутся. Ребята, посмотрите внимательно, у вас на столах лежат веревочки, а из них м сможем выложить маленькую букву А? Правильно сможем, сначала сделаем кружок из веревочки, а затем сделаем хвостик из другой веревочки. У всех получилось? Молодцы, вот какие буквы А у вас получились аккуратные и красивые. А теперь уберите веревочки на поднос. Ребята, а сейчас мы проверим какие вы внимательные! На ваших столах лежат таблички с буквами, на них много разных бук и среди них спрятались буквы А. Я предлагаю вам их найти и обвести их. Так, так, посмотрим, вот как быстро вы находите буквы, молодцы какие! Все справились, я сейчас проверю, ну-ка поднимите таблички, ага, все справились, вот какие молодцы! | Отвечают на вопросы и выполняют действия. | Заключительная часть (3 мин) Анализ Похвала | Ребята, с какими звуком и буквой мы сегодня познакомились? Правильно! А какие звуки мы обозначаем красным квадратом? Правильно, гласные. Ребята, а как мы понимаем что звук А гласный? Чем отличаются звуки от букв? Ребята, а кто помнит на что похожа буква А? Ребята, а кто помнит чем отличаются большая буква А от маленькой? Ребята, вот какие вы внимательные, все запомнили, быстро справлялись с заданиями, только вот Саша был не совсем внимателен, но я уверена что на следующем занятие она будет внимателен и активен. | Отвечают на вопросы |
Гармоническое содержание гласных звуков
Гармоническое содержание гласных звуковИллюстрация гармонического содержания трех гласных является лишь единичным примером и может быть нетипичным — оно просто служит для иллюстрации того, что существуют измеримые различия в гармоническом содержании. Эти различия могут быть обнаружены ухом как различия в тембре.Данные были получены с помощью MacScope и недорогого микрофона. Амплитуды гармоник были возведены в квадрат, чтобы сделать их пропорциональными интенсивности звука, а затем был взят логарифм по основанию 10, чтобы более точно представить реакцию уха на эту интенсивность звука. Теория восприятия высоты звука по месту дает некоторое представление о том, как ухо различает разницу между гласными звуками. Поскольку разные частоты возбуждают базилярную мембрану внутреннего уха в разных местах, эта модель указывает на то, что проиллюстрированные гласные звуки действительно вызывают совершенно разные паттерны возбуждения во внутреннем ухе. Ухо рассматривается как звуковой анализатор, способный обнаруживать очень тонкие различия в тембре звука.
| Индекс Понятия теории места Понятия слуха Понятия голоса | ||||
| Назад |
Согласно теории места для восприятия высоты тона, звуки разной частоты возбуждают базилярную мембрану внутреннего уха в разных местах. Высокие частоты избирательно возбуждают волосковые клетки вблизи точки входа в овальное окно, а низкие частоты вызывают максимальный ответ вблизи меньшего конца сужающейся мембраны. Так как гармонический состав разных гласных звуков различен, то и характер возбуждения рецепторных клеток различен.
| Index Понятия теории места Понятия слуха Понятия голоса | |||
| Вернуться назад |
Интенсивность гармоник в зависимости от частоты для одного и того же гласного звука, воспроизводимого на разных высотах:
| Index Понятия теории места Понятия слуха Понятия голоса | ||||
| Назад |
Интенсивность гармоник в зависимости от частоты для различных гласных звуков, воспроизводимых на одной высоте:
| Индекс Понятия теории места Понятия слуха Понятия голоса | ||||
|
Одинаковый гласный звук разной высоты Сравнение спектров гармоник Заданный гласный звук имеет узнаваемый тембр, независимо от его высоты. Разные гласные звуки одинаковой высоты. Различные гласные звуки имеют совершенно разные тембры даже на одной высоте.
| Index Концепции теории мест Слуховые концепции Голосовые концепции | ||
| Вернуться назад |
Связывание согласных с гласными
В разговорном английском особенно важно связывать согласные в слова, начинающиеся с гласных, потому что это делается всегда. Мало того, что ваши слушатели ожидают услышать это, и если они этого не сделают, они могут немного запутаться, но вы будете звучать прерывисто и роботизированно, если не будете ссылаться на слова, начинающиеся с гласных звуков.
Чтобы проиллюстрировать, как работает связывание согласных и гласных, давайте посмотрим на следующую фразу со страницы «Введение в связывание»: «на» и «отчет» начинаются с гласных звуков.
Имейте в виду, что звук — это то, что связано, так что пусть вас не смущает написание. Например, слово «пожалуйста» имеет на конце гласную «е», но произносится оно /плиз/. Ниже звук /z/ связан со словом «опустить», потому что он начинается с гласного звука.
Связывание согласных может быть полезно, если у вас возникают проблемы с произношением определенных звуков в конце слов, таких как /n/, /ŋ/ или /l/, поскольку при этом сложный звук перемещается в начало слова.
Вот еще несколько примеров фраз. Прослушайте каждое и повторите несколько раз.
Помните: Звук — это то, что связано, поэтому не запутайтесь в написании.
«Вход-выход» | «i na nout» (буква /d/ пропущена) |
«Такой⎵приятный⎵вечер». | «Су ча ни вечер» |
«Элвин⎵здесь? | «Я туда не залви?» |
«Я уже здесь». | «Я уже там». |
«Моя цель — путешествовать по Америке». | Моя цель — путешествовать по Америке. |
«Можно спеть песню на уроке бухгалтерского учета?» | Ca nI s inga so ngi nou raccounting class? |
Практика 1
Попробуйте попрактиковаться в связях в каждой из этих распространенных идиом. Вы можете сначала попробовать, а затем прослушать запись для сравнения или сначала прослушать запись.
1. Попробовать⎵собственное лекарство. (жестокое или неприятное обращение, похожее на то, как вы относитесь к другим людям) | 2. Скрытое благословение. (то, что сначала казалось негативным, но на самом деле имело положительный эффект) |
3. Ходить⎵по⎵яичной скорлупе (быть очень осторожным в том, что вы говорите или делаете, обычно чтобы кого-то не рассердить) |
4. Однажды⎵в⎵голубую луну (редко) |
5. Иметь⎵чип⎵на плече. (гневное или неприятное отношение или поведение, вызванное убеждением, что в прошлом с вами обращались несправедливо) |
6. Иметь⎵много⎵на своей тарелке (быть очень занятым, даже перегруженным из-за большого количества задач и обязанностей) |
7. Звонить⎵это⎵день. (Чтобы остановить деятельность до конца дня) |
8. Вставать⎵не с той стороны⎵кровати. (Начать день в плохом настроении или с плохим настроем) |
Практика 2
Часть 1: Посмотрите на короткий диалог ниже. Определите места, где, по вашему мнению, может возникнуть связь согласных. Затем прослушайте диалог, пока вы читаете сценарий ответа ниже, чтобы услышать связь согласных. Вы были правы?
Тифф: Здравствуйте, могу я поговорить с мисс Эллой Мартинес, пожалуйста?
Джэ: Извините, она на совещании. Могу ли я принять сообщение?
Тифф: Конечно. Меня зовут Тифф Маркова. Меня интересует вакансия, которую она опубликовала в воскресенье. 903:05 Джэ: Хорошо. Какой у тебя номер?
Размолвка: Пять-пять-пять семь-восемь-четыре-восемь.
Джэ: Хорошо, она тебе перезвонит.
Тифф: Спасибо!
Щелкните, чтобы получить ответы
Тифф: Привет, могу ли я поговорить с мисс ⎵ Эллой Мартинес, пожалуйста?
Джэ: Извините, она на совещании. Могу ли я принять⎵ сообщение?
Тифф: Конечно. Меня зовут Тифф Маркова. Меня ⎵интересует⎵ вакансия, которую она опубликовала ⎵ в воскресенье.
Джэ: Хорошо. Какой у тебя номер?
Размолвка: Пять-пять-пять семь⎵восемь-четыре⎵восемь.
Джэ: Хорошо, она тебе перезвонит. 903:05 Тифф: Спасибо!
Часть 2: Прослушайте каждую строчку в приведенном выше диалоге, а затем потренируйтесь повторять ее с согласной связью. Запишите себя и сравните свои записи с оригиналами.
Практика 3
Ниже приведены еще несколько фраз, в которых встречается связь согласных. Прочтите типичные варианты написания и запишите, как вы пытаетесь произносить фразы плавно и плавно, со связкой согласных, где это уместно. Затем сравните свои записи с оригиналами здесь.
Эта книга немного дешевле, чем я думал.
Я планирую после колледжа устроиться на работу.
Можно ли будет встретиться в нашем классе?
Невозможно исправить.
Чем ты сейчас занимаешься?
Сначала , обратите внимание на связь согласных, которая встречается в лекциях по вашей специальности. Вероятно, есть общие фразы или «фрагменты» слов, которые вы можете научиться легко распознавать, что улучшит ваши навыки восприятия на слух.
Второй , мы настоятельно рекомендуем включить отслеживание практики в вашу ежедневную практику произношения и разговорной речи. Затенение — это максимально близкое и быстрое воспроизведение образца речи. С расшифровкой или без нее вы следуете «сразу за» записью.