Произношение согласных звуков | ДИКТОРЫ.com
Если слово оканчивается на звонкий согласный, то он оглушается не только перед паузой, но и при её отсутствии, когда следующее слово начинается с глухого согласного, гласного или согласных [р], [л], [м], [н], [й], [в]. Например, произношение слова снег с глухим согласным в конце происходит в таких сочетаниях:
сне[к] падает (перед глухим согласным [п]), сне[к-ы]дёт (перед гласным [и]), сне[к] рыхлый (перед [р]), сне[к] лёгкий (перед [л]), сне[к] мягкий (перед [м]), сне[к] набухший (перед [н]), сне[к] я принёс (перед [й]), сне[к] ватный (перед [в]).
Данное правило касается и произношения предлогов: близ (звучит бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг и частиц ведь, уж: близ пещеры — бли [с’-п’]ещеры, вокруг Падуи — вокру[к-п]адуи, сквозь изгородь — скво[с’-и]згородь, напротив Арбата — напроти[ф-а]рбата, близ реки — бли[с’-р’]еки, близ Рангуна — бли[с’-р]ангуна, сквозь линзу — скво[с’-л’]инзу, вокруг Лейпцига — вокру[к-л’]ейпцига, против медведя — проти[ф-м’]едведя, близ Мацесты — бли[с’-м]ацесты, напротив нас — напроти[ф-н]ас, вокруг Новосибирска — вокру[к-н]овосибирска.
Таким же образом произносятся имена на звонкий согласный, если они находятся в сочетании с отчествами или фамилиями. Звонкий согласный оглушается перед гласными и перед согласными [р], [л], [м], [н], [й], [в]: Олег Иванович — оле[к-ы]ванович, Всеволод Романович — всеволо[т-р]оманович, Глеб Леонтьевич — гле[п-л’]еонтьевич, Любовь Евгеньевна — любо[ф’-йие]вгеньевна, Леонид Викторович — леони[т-в’]икторович, Глеб Успенский — гле[п-у]спенекий, Леонид Андреев — леони[т-а]ндреев.
Звонкие согласные оглушаются перед глухими в середине слова: трубка — тру[пк]а, травка — тра[фк]а, книжка — кни[шк]а, сказка — ска[ск]а, Ладожское озеро — ладо[шс]кое озеро, Ковпак — ко[фп]ак.
На месте глухих перед звонкими (кроме [в]), по правилам орфоэпии, произносятся соответствующие звонкие согласные. Так, на месте к произносится [г]: вокзал — во[гз]ал, экзамен — э[гз]амен, на месте с- [з]: сгорел — [зг]орел, Солсбери — сбл[зб]ери, Беллинсгаузен — беллин[зг]аузен, Уиледен-уил[ед]ен, на месте т — [д]: отгадать — о[дг]адать, отбросить — о[дб]росить, Атбасар — а[дб]асар и т. д.
Твердые и мягкие согласные
Большинство согласных бывают твёрдыми и мягкими. Это видно при сравнении звучания [л] в словах мел и мель, [р] в словах удар и ударь, [т] в словах тук и тюк.
Отдельные согласные бывают только твёрдыми: [ж], [ш], [ц]. Они не смягчаются ни в положении перед [и] и [э] (жир — [жы]р, Жильбер — [жы]льбер, жесть — [жэ]сть, Жешув — [жэ]шув, ширь — [шы]рь, Шильон — [шы]льон, шерсть — [шэ]рсть, Шелли — [шэ]лли, цирк — [цы]рк, цех — [цэ]х, Цеткин — [цэ]ткин), ни в положении перед мягкими (художник — худо [жн’]ик, награждён — награ[жд’] ён, Жвирка — [жв’]ирка, здешний — зде[шн]ий, промышленный — промы[шл’]енный, Перемышль — перемы[шл’], цвет — [цв’]ет.
Смягчение твёрдых звуков [ж], [ш], [ц] возможно лишь в некоторых иностранных словах: жюри, Жюль, «Жюстис», пшют, пшютоватый, шютте, Шяуляй, Коцюбинский, Цюрих, Цюрупа.
Но в таких словах как: брошюра, брошюрный, брошюровать, брошюровка и других с тем же корнем, а также в словах парашют, парашютизм, парашютировать, парашютист, парашютный произносится твёрдый звук [ш].
Только мягкими бывают — [ч] (поэтому при транскрипции, он не сопровождается знаком мягкости) и долгий [ш’], который обозначается буквой щ.
Отклонением от правил орфоэпии является произношение твёрдых согласных на месте ч и щ, которое появляется под влиянием белорусского языка и некоторых русских говоров.
На месте буквы л перед а, о, у, ы, перед буквами, обозначающими согласные, а также на конце слова, произносится твердый [л]: палатка — па[л]атка, лодка — [л]одка, валун — ва[л]ун, лыжник — [л]ыжник, полный — по[л]ный, угол — уго[л], Ларсен — [л]арсен, Полонский — по[л]онский, Луанда — [л]уанда, Чердаклы — чердак[л]ы, Колтуши — ко[л]туши, Оскол — оско[л].
Но в отдельных именах собственных, которые пришли к нам из французского, итальянского, немецкого языков, на месте буквы л, произносится полумягкий звук, средний между [л] и [л’]: «Ла Скала», Ла Валле Пуссен, Ла-Рошель.
Произношение согласных в конце приставок перед разделительным ъ — твердое: объявление — о[б]ъявление, Объячево — о[б]ъячево, отъезд — о[т]ъезд, подъем — по[д]ъем.
Только для приставки с — и приставок, которые заканчиваются на з, допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение перед ъ: съезд — [с’]ъезд и [с]ъезд, изъять — и[з’]ъять и и[з]ъять, безъярусный — бе[з’]ъярусный и бе[з]ъярусный.
Произношение всех согласных перед разделительным ь, кроме [ж] и [ш], — мягкое: бьёшь — [б’]ьёшь, воронье — воро[н’]ьё, пьют — [п’]ьют, семья — се[м’]ья, соловьи — соло[в’]ьи, Кабальерия — каба[л’]ьерия, Сырдарья — сырда[р’]ья, Сьерра-Невада — [с’]ьерра-невада (однако в формах дрожью, брошью согласные [ж] и [ш] не смягчаются).
По правилам орфоэпии, конечный твёрдый согласный звук предшествующего слова не должен смягчаться перед начальным [э] последующего слова, если в произношении они сливаются: в этих — [в-э]тих, с этим — [с-э]тим, к элеватору — [к-э]леватору, в энциклопедии — [в-э]нциклопедии, с энтузиазмом — [с-э]нтузиазмом, в Экибастузе — [в-э]кибастузе. Если согласный перед [з] смягчается — это просторечный стиль.
На месте -мь, -бь, -пь, -вь, -фь произносятся мягкие: семь -се[м’], восемь- восе[м’], дробь — дро[п’], прорубь — прору[п’], накипь — наки[пь], осыпь — осы[п’], вплавь — впла[ф’], любовь — любо[ф’], верфь — вер[ф’].
Произношение твёрдых согласных звуков вместо конечных мягких — недопустимо. Только в словах семьсот, восемьсот губной [м] может произноситься и твёрдо.
В словах иностранного происхождения согласные перед е смягчаются: академия, демократия, декада, интеллект, легальный, мемориал, тенор, терапевт, Непал, Пенджаб, Легар, Рабле, Меринг и др.
Но во многих нерусифицировавшихся иностранных словах согласные перед е не смягчаются. Не всегда смягчаются губные [п], [б], [в], [ф], [м]:
[пэ] — купе, канапе, пери, Пер-Лашез, Лопе де Вега, Шопен, Чапек;
[бэ] — Бердем, Бени-Аббес, Бернард Шоу;
[вэ] — Бове, Веттерхорн, Сольвейг, Эрве;
[фэ] — аутодафе, кафе;
[мэ] — буриме, консоме, люмен, метр (учитель, наставник), реноме, Малларме, Мериме, Сомерсет Моэм.
Чаще сохраняют твёрдость перед е зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].
[тэ] — интервью, компьютер, пантеон, стенд, термос, фортепьяно, эстетика, Ватерлоо, Монтевидео, Пастер, Пестель, Стендаль;
[дэ] — геодезия, демпинг, дельта, кодекс, модель, модерн, тенденция, шедевр. Аден, Баден, Дели, Декарт, Делиб, Мендельсон;
[сэ] — несессер, секста, сенсуализм, сепсис, шоссе, Сен-Готард, Сенека, Мюссе, Сен-Санс, Сент-Экзюпери;
[зэ] — безе, морзе, зейгерование, шимпанзе, Базель, Мозель, Бизе, Дузе, Земмеринг, Жозеф, Зегерс;
[нэ] — анестезия, бизнес, генетика, кибернетика, пенсне, тоннель, турне, Мане, Мони, Нейгауз, Никсе, Нельсон, Неру;
[рэ] — каре, кредо, пюре, регби, рейхсвер, тире, тред-юнион, Альфред, Андре, Дюрер, Крейслер, Прево, Рейснер, Рерих, Торез.
В продолжении темы, читайте — произношение смягчённых согласных перед мягкими. Мягкий согласный перед мягким. Произношение отдельных грамматических форм. Также, посмотрите как произносятся слова с непроизносимыми согласными. После согласных переходите к произношению безударных гласных. Обязательно изучите особенности постановки ударения в русском языке.
Глухие или слабослышащие
Функциональная потеря слуха варьируется от легкой до глубокой. Часто люди, которые плохо слышат или вообще не слышат, называют себя «глухими». Люди с более легкой потерей слуха могут называть себя «слабослышащими». Когда эти две группы объединяются, их часто называют людьми с «нарушениями слуха», с «потерей слуха» или «слабослышащими». Когда речь идет о культуре глухих, слово «глухой» пишется с большой буквы. способности слуха человека. Визуальные приспособления включают в себя сурдопереводчиков, чтение по губам и субтитры. Слуховые приспособления включают в себя устройства усиления, такие как FM-системы.
Слабослышащие
Некоторые слабослышащие учащиеся могут слышать только определенные частоты или звуки в определенном диапазоне громкости. Они могут в значительной степени полагаться на слуховые аппараты и чтение по губам. Некоторые слабослышащие учащиеся могут никогда не выучить язык жестов. У слабослышащих учащихся могут быть нарушения речи из-за того, что они не могут четко слышать собственный голос.
Глухота или слабослышание могут повлиять на учащихся несколькими способами. Им может быть трудно слушать лекции в больших залах, особенно если акустика вызывает эхо или если говорящий говорит тихо, быстро или нечетко. Людям с нарушениями слуха может быть трудно одновременно смотреть демонстрации и следовать словесным описаниям, особенно если они смотрят на сурдопереводчика, экран с субтитрами или губы говорящего. За обсуждениями в малых группах также может быть трудно следить или участвовать, особенно если обсуждение быстро развивается и не модерируется, поскольку между комментариями докладчика и интерпретацией часто возникает задержка.
Слабослышащие учащиеся могут пользоваться слуховыми аппаратами. Учащиеся, использующие слуховые аппараты, вероятно, выиграют от усиления в других формах, таких как вспомогательные устройства для прослушивания (ALD), такие как телефоны, совместимые со слуховыми аппаратами, персональные шейные петли и вспомогательные системы для прослушивания с индукционной петлей. Некоторые учащиеся используют системы усиления FM, которые требуют от ведущего ношения небольшого микрофона для передачи усиленного звука учащемуся.
Глухота
Глухие учащиеся могут говорить слабо или вообще не говорить в зависимости от серьезности потери слуха и возраста, в котором она возникла. Они часто общаются через сурдопереводчика. Американский язык жестов (ASL) широко используется и имеет собственную грамматику и порядок слов. Другие учащиеся могут использовать ручной английский (или жестовый английский), который является языком жестов в английском порядке слов. Для перевода на любой язык используется сертифицированный переводчик. Глухим учащимся также могут быть полезны субтитры в реальном времени, когда устный текст печатается и проецируется на экран.
Важно помнить, что учащийся, использующий переводчика, читающий по губам или читающий субтитры в реальном времени, не может одновременно смотреть вниз на письменные материалы или делать заметки. Таким образом, описание написанного или спроецированного текста полезно для этого ученика. Полезны раздаточные материалы, которые можно прочитать до или после занятия или другой презентации.
Приспособления
Примеры приспособлений для учащихся с нарушениями слуха:
- переводчиков
- системы звукоусиления
- блокноты
- субтитры в реальном времени Электронная почта
- для встреч преподавателей и студентов и обсуждений в классе
- Системы визуального оповещения о чрезвычайных ситуациях в лаборатории
- изменение звуковых сигналов компьютера на мигающие изменения
- видеопрезентаций с субтитрами
Существует также несколько способов изменить свой стиль речи и отрегулировать «темп» обучения, чтобы сделать информацию более доступной для учащегося с нарушением слуха.
- Во время разговора убедитесь, что учащийся может видеть ваше лицо, и избегайте ненужных шагов и движений.
- Во время разговора не закрывайте губы или лицо руками, книгами или другими предметами.
- Повторите вопросы для обсуждения и утверждения, сделанные другими учащимися.
- Напишите вопросы/ответы для обсуждения на доске или проекторе.
- Говорите четко и с нормальной скоростью.
- Используйте наглядные пособия с небольшим количеством слов и крупными изображениями и шрифтами.
- Предоставьте письменные планы, задания, инструкции и конспекты демонстраций и по возможности раздайте их перед классом или другой презентацией.
Проверьте свое понимание
Рассмотрим следующий пример, когда вы думаете о включении учащегося с нарушением слуха в вашу программу. Предположим, вы используете видео на мероприятии в кампусе. Как бы вы разместили ученика с нарушением слуха? Выберите ответ.
- Добавьте субтитры к видео.
- Предоставить сурдопереводчика.
- Скажите ученику, что просмотр видео не так важен.
- Предоставьте учащемуся расшифровку содержимого для чтения.
Ответы:
- Подписывайте видео.
Лучше всего, если видео снабжено субтитрами для слабослышащих учащихся. Узнайте у издателя, доступна ли эта опция. Если нет, предложите им сделать записи с субтитрами для будущего использования. Это может занять некоторое время, но требование, чтобы издатели предоставляли свои продукты в доступных форматах, является лучшим долгосрочным решением. - Предоставить сурдопереводчика.
Это может быть разумным вариантом. Однако учащемуся может быть трудно наблюдать за переводчиком, а также улавливать важный визуальный контент из видео. Переводчик должен стоять близко к проецируемому экрану. Убедитесь, что имеется достаточное освещение, чтобы учащийся мог следить за интерпретацией. Позвольте учащемуся выбрать подходящее место для сидения. - Скажите ученику, что просмотр видео не так важен.
Неразумно отказываться от требования просмотра видеороликов, содержащих важную информацию. Если видеопрезентация не важна, предоставьте ее как вариант для всех учащихся, а не делайте исключение только для глухого ученика. - Предоставьте учащемуся расшифровку содержимого для чтения.
Студенту будет сложно прочитать сценарий, а также извлечь из видео важный визуальный контент. Если используется этот вариант, дайте учащемуся транскрипцию для чтения перед показом видео. Убедитесь, что стенограмма четко отражает визуальное содержание, а также произносимые слова в презентации.
Дополнительные ссылки
Совместная работа: компьютеры и люди с сенсорными нарушениями (брошюра)
Дополнительная информация
Ознакомьтесь с публикациями DO-IT, статьями базы знаний и веб-сайтами по этой теме в разделе Ресурсы по размещению: Глухие или слабослышащие. Чтобы узнать о конкретных приспособлениях для академической деятельности, выберите из списка ниже.
VOICE для глухих и слабослышащих детей
|
Кто мы VOICE — это организация, которая разрабатывает и реализует программы и услуги, охватывающие защиту интересов, поддержку семьи и общественное просвещение. VOICE объединил сотни родителей и семей детей с потерей слуха и стал одной из крупнейших организаций поддержки в своем роде. Подробнее | Наши программы VOICE предлагает несколько программ для родителей, педагогов, подростков, детей и вновь прибывших семей. Мы работаем в рамках программ защиты, поддержки и образования, чтобы помочь людям с потерей слуха добиться успеха в их жизни. См. Все наши программы | |
Программа материнской-ребенка с родительским делом. Присоединяйтесь к нам в четверг утром! Чтобы зарегистрироваться, напишите нашему координатору по телефону Guita по адресу: [email protected] Даты и время: февраль-апрель 2022 г., четверг, 10:00–11:00 «Программа «Родитель-ребенок» использует стишки, песни и рассказы, чтобы научить родителей младенцев и малышей тому, как воспитывать привязанность и обогащать взаимодействие со своими детьми. Это дает мозгу детей правильную стимуляцию в самый критический период развития всей их жизни». Эта программа предназначена для родителей детей в возрасте 0–2 или 2–4 лет Количество мест ограничено, напишите нам сегодня, чтобы забронировать место! Программа Mother Goose бесплатна, однако, если у вас есть возможность, рассмотрите возможность сделать пожертвование, нажав здесь. Все пожертвования имеют большое значение! CC будет предоставлен. | |
Привилегии участника Став участником VOICE, вы сможете внести свой вклад в постоянную поддержку глухих или слабослышащих детей. Вам будет предоставлен доступ к полезным образовательным и финансовым ресурсам, а также возможность посещать специальные мероприятия для дальнейшего общения с глухими или слабослышащими людьми. Связь: Вы связаны с более крупной группой, объединившейся для достижения положительных результатов для людей с потерей слуха. Конференции/мероприятия: Посещая наши конференции, вы получаете качественное образование и возможности общения с родителями глухих или слабослышащих детей, профессионалами и педагогами. VOICE регулярно проводит мероприятия для глухих или слабослышащих детей, чтобы они тоже могли общаться и учиться у других детей. Как участник VOICE, вы также можете посещать эти мероприятия по сниженной цене! Государственная политика / Защита интересов: VOICE ценит мнение своих участников и имеет программы, направленные на то, чтобы ваш голос был услышан. Имея сеть профессионалов Консультативного комитета по специальному образованию (SEAC) и представителей Провинциального родительского комитета (PPAC), VOICE может быстрее находить и делиться важными ресурсами и контактами для участников. Бесплатные информационные услуги: VOICE держит участников на связи друг с другом и сообщает о текущих проблемах через веб-сайт и рассылку новостей по электронной почте о возникающих проблемах, связанных с потерей слуха. Как участник, вы всегда будете в курсе того, что происходит с глухотой и потерей слуха в вашем регионе. Подробнее | Предстоящие события
|