Законы произношения гласных и согласных звуков в русском языке -Орфоэпия в журналистике -Практическая стилистика
Законы произношения гласных и согласных звуков в русском языке -Орфоэпия в журналистике -Практическая стилистика- Информация
- Контакты
- Карта сайта
Обычная версия Версия для слабовидящих
AAA
Обычный Черный
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись: Законы произношения гласных и согласных звуков в русском языке. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/orfoepiya-v-zhurnalistike/zakony-proiznosheniya-glasnyx-i-soglasnyx-zvukov-v-russkom-yazyke/ (дата обращения: 19.02.2023)
Содержание
Звуковые законы (в том числе и законы произношения) – это регулярно осуществляющиеся в современном русском литературном языке звуковые фонетические изменения. Укажем основные законы произношения гласных и согласных звуков.
- Закон редукции гласных звуков. Произношение гласных звуков определяется позицией: под ударением гласные звуки выступают в своем основном качестве [а], [э], [и], [о], [у], [ы]; в безударных позициях происходит количественная и качественная редукция.
- Закон оглушения согласных. Звонкие согласные в конце слов оглушаются, т. е. заменяются глухими парными согласными: друга – друг [другъ] — [друк], берега – берег [б’эр’ьгъ] — [б’эр’ьк].
- Закон ассимиляции согласных по звонкости-глухости. Шумные глухие согласные звуки сочетаются только с шумными глухими согласными, т. е. звонкие согласные перед глухими позиционно меняются на глухие: берё[ск]а, ла[фк]а, мо[ск], бли[ск]ий, за[фт]рак, ме[тк]арта.
Шумные звонкие согласные звуки сочетаются только с шумными звонкими согласными, т. е. глухие согласные звуки перед звонкими позиционно меняются на звонкие: про[з’б]а, [зг]орел, [зб’]ежал, во[гз]ал, о[дб]орный. Исключение представляет звонкий согласный звук [в], перед которым мена не происходит: [св’]ил, [к-в]ам, пло[тв]а. Указанным трем законам подчиняется произношение любого слова и любой грамматической формы русского литературного языка.
Закон ассимиляции согласных по твердости-мягкостиТвердые согласные звуки перед мягкими заменяются на мягкие:
- а) твердые зубные согласные звуки [т], [д], [з], [с], [н] перед мягкими зубными [т’][д’][з’][с’][н’][л’] закономерно заменяются мягкими: [з’д’]есь,
- бе[з’- д’]ела, [т’л’]эть, пе[н’с’]ия, о ба[н’т’]е, шер[с’т’];
- б) зубные согласные звуки [т], [д], [з], [с], [н] перед мягкими альвеолярными [ч’], [ш:’] закономерно заменяются на мягкие: ба[н’ш:’]ик, сме[н’ш:’]ик.
- в) твердый губной согласный звук [м] перед мягким губным [м’] смягчается: га[м’м’]е, су[м’м’]е.
Отличается вариативностью смягчение зубных перед мягкими губными согласными. Норма в данном случае требует смягчения зубного звука, но в реальном произношении этого не происходит. В начале XX века эта норма произношения была прочной, но в настоящее время она свойственна в большей степени старшему поколению, чем младшему. Таким образом, одни произносят [с’в’]ет, [з’в’]ерь, другие – [св’]ет, [зв’]ерь. М.В. Панов в «Фонетике» писал, что только в некоторых словах является обязательным произношение мягкого зубного согласного перед мягким губным, например, ра[з’в’]е. Исследование современного произношения (на материале речи младшего поколения) свидетельствует о том, что и в этом слове ассимиляции по мягкости не происходит. Очевидна тенденция в современном литературном произношении: ассимиляция по мягкости потеряла силу закона и постепенно утрачивается.
В начале XX века перед [j] согласные могли быть только мягкими: су[д’j]а, дру[з’j]а, [с’j]ем, по[д’j]ом, о[т’j]езд. В настоящее время в одних словах мягкость прочно сохраняется (судья, друзья, адъютант и др.), а в других нет, произносят и по[д’j]езд и по[дj]езд. Таким образом, перед [j] также представлено разрушение старой нормы.
Особенности в произношении некоторых согласных звуков и сочетаний звуков- В русском литературном языке звук [г] смычно-взрывной по способу образования. На территории распространения южнорусского наречия (к югу от Москвы), в том числе Белгородской, Воронежской, Липецкой, Курской, Тамбовской областей, а также в Сибири широко употребляется фрикативный звук [g]. Этот звук представлен не только в речи диалектоносителей или носителей городского просторечия. Его употребляют люди, владеющие нормами русского литературного языка. В позиции оглушения используется [х], например: но[g]а – но[х], сапо[g]и – сапо[х]. Наличие звука [g] в словах и формах литературного языка противоречит современной орфоэпической норме.
- Согласные [ж], [ш], [ц] в русском литературном языке всегда твердые. Перед гласными переднего ряда они произносятся твердо: [жы]знь, [жэ]сть, [шэ]рсть, [цэ]лый. Исключением являются некоторые слова, заимствованные из французского языка, например, жюри, Жюль, а также некоторые фамилии, например, Цявловский. Обратите внимание на произношение слов бро[шу]ра, пара[шу]т.
- В произношении сочетаний звуков [стн], [здн], [вст], [лнц], [стл], [рдц], [рдч], [стц], [здц] и др. обычно происходит выпадение одного из звуков: со[нц]е, ле[сн’]ица, чу[ст]во, пра[зн’]ик, се[рц]е, и[сц]а (истца) и др.
- Сочетания звуков [сч’], [зч’], [жч’], [стч’], [здч’] произносятся как [ш:’ч’] на стыке приставки или предлога с корнем: с чем [ш:’ч’]ем, бесчестный ,бе[ш:’ч’]естный; в остальных случаях эти сочетания звуков произносятся как [ш:’]: возчик — во[ш:’]ик, объездчик – объе[ш:’]ик.
В словах на месте сочетаний чн в одних случаях произносится [чн] или [чн’], а в других – [шн] или [шн’]. В некоторых словах допускается двоякое произношение: и [чн] и [шн]. Чтобы правильно произносить слова с указанными сочетаниями, следует обратиться к орфоэпическому словарю. «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова дает при словах с сочетанием
- а) [шн] произносится в словах: скворечник, девичник, горчичник, яичница, пустячный, тряпичник, шапочное знакомство, к шапочному разбору, сердечный друг, скучно, конечно, нарочно;
- б) [шн] и доп. [чн] в словах: булочная, молочница ‘торговка молоком’, двоечник, троечный, чуточный;
- в) [шн] и [чн] произносится в словах: копеечный, порядочный, спичечный;
- г) [чн] и доп. [шн] в словах: молочный, яичный, яблочный, булавочный;
- д) [чн] и доп. устар. [шн] в словах: шуточный, пряничный, горничная, шапочный, лоточник, будочник, лавочник.
В некоторых случаях произношение [шн] отражается и в написании: раешник, двурушник, дотошный, рушник, городошник, Столешников переулок, а также в некоторых фамилиях Прянишников, Рукавишников и др.
Произношение слов с [э] или [о]В современной речи можно услышать: [жэ]лчь и [жо]лчь, бе[л’э]сый и бе[л’о]сый, голо[в’э]шка и голо[в’о]шка, поб[л’э]кнуть и поб[л’о]кнуть, отц[в’э]тший и отц[в’о]тший и т. п. Общая тенденция заключается в установлении произношения [о] вместо [э] даже в книжных словах. Сравните старую и новую формы произношения: коленопреклоненный – коленопреклонённый, перекрестный – перекрёстный, поднесший – поднёсший, разношерстный – разношёрстный, звездный – звёздный.
Наряду с этим имеются многочисленные факты сохранения [э] в условиях, казалось бы, обеспечивающих переход [э] в [о], например, отёкший, но истекший, разноплемённый, одноплемённый, но одноплеменник.
Орфоэпические словари строго устанавливают норму произношения [э] в следующих русских и заимствованных словах: атлет, афера, валежник, головешка, леска, опека, оседлый, склеп, хребет, шлем.
Предпочтительная норма произношения [о] отмечается в словах: белёсый (доп. белесый), жёлчь (доп. желчь), манёвр (доп. маневр), поблёкнуть (доп. поблекнуть). Только [о] произносится в словах слёзный, разношёрстный. Варианты произношения [э] и [о] выполняют смыслоразличительную функцию: железка и желёзка, падеж и падёж, небо и нёбо, узнает и узнаёт, крестный ход и крёстный отец, истекший год и истёкший кровью.
Произношение заимствованных словОбщий процесс русификации (освоения заимствованных слов русским языком) постепенно ведет к подчинению иноязычной лексики произносительным нормам русского литературного языка. Однако приспособление произношения заимствованных слов к фонетической природе русского языка происходит неравномерно и создает трудности при произношении такой лексики.
Важной особенностью современного литературного языка является унификация произношения и написания множества иноязычных слов. Например, в XVII – XVIII вв. слово кофе имело несколько вариантов произношения и написания: кофий, кофей, кохвай, кохвий, кохвей, кафа, кафе, кафо.
В XIX – начале XX века вариантность была еще весьма значительной: амбра и амвра, анфилада и амфилада, паспорт и пашпорт, госпиталь и гошпиталь, бивак и бивуак, галстук и галстух, шнур и снур, штора и стора, шхуна и шкуна, шкаф и шкап. Сейчас количество подобных вариантов сократилось до минимума и закреплено в словарях: галоша и калоша, матрац и матрас, тоннель и туннель, ноль и нуль, хамса и камса.
Произношение [о] в безударных позициях
Процесс освоения иноязычных слов продолжается и в настоящее время. Еще в 1915 году В.И. Чернышев писал, что в речи образованных людей недопустимо произношение иноязычных слов с аканьем: поэт, роман, бокал, вокзал, команда. Акающее произношение было характерно для просторечия. В настоящее время произношение [о] без редукции в безударных позициях относят к манерной, уместной лишь в декламации, торжественной, возвышенной речи. Устойчивое произношение безударного [о] допустимо лишь в некоторых словах: рококо, боа, болеро, какао, кредо, радио, барокко, трио, фойе и др., а также в устаревших, редко употребляющихся словах: бомонд, бонтон, бонвиан и др. Нередко [о] произносится и в именах собственных: Флобер, Борнео, Шопен.
Звук [э] в безударных слогах
В заимствованных словах в соответствии с [э] в безударном положении произносятся различные звуки в зависимости от степени освоения слова русским языком. В словах, сохраняющих книжно- литературный характер, в начале слова и после твердого согласного произносится [э]: экю, эолова арфа, экслибрис, эвенк, экипировка, экскаватор, экстракт, эмбрион, астероид, бизнесмен, анданте. В иноязычных словах, полностью освоенных русским языком, в начале слова возможно произношение звука, среднего между [ы] и [э], т. е. [ыэ]: [ыэ]мигрант, [ыэ]нтузиаст, [ыэ]таж. В словаре под редакцией Р.И. Аванесова имеется предупреждение: На месте буквы э не должен произноситься звук [и] или близкий к нему. [Указ. словарь, 2000. С. 646]. После твердого согласного в первом предударном слоге (в первой безударной позиции) произносится [ыэ]: ат[ыэ]лье, бут[ыэ]рброд, синт[ыэ]тический; в других безударных слогах (во второй безударной позиции) – [ъ]: альт[ъ]рнатива, мод[ъ]рнизация, т[ъ]ннисист.
Произношение мягких и твердых согласных перед [э]
Для произношения слов русского языка характерна закономерность: перед [э] могли быть только мягкие согласные. Поэтому в заимствованных словах перед [э] твердые согласные заменялись мягкими. Сейчас эта закономерность утрачена: во многих заимствованных словах произносятся только твердые согласные: ант[э]нна, бут[э]рброд (здесь и в следующих примерах мы указываем звук [э] независимо от его позиции в слове), т[э]рмос, т[э]мп, кабар[э], каф[э], код[э]кс, кокт[э]йль, мод[э]ль, парт[э]р, паст[э]ль, шат[э]н, р[э]квием, тир[э], экз[э]ма. В некоторых словах допустимо двоякое произношение – с твердым и мягким согласным: [дэ]дукция и [д’э]дукция, [дэ]кан и [д’э]кан, конг[рэ]сс и конг[р’э]сс, к[рэ]до и к[р’э]до, [тэ]ррорист и [т’э]ррорист, [дэ]по и [д’э]по. Во многих словах произносится только мягкий согласный: бассейн, беж, брюнет, музей, пионер, рельс, термин, шинель, фанера.
Произношение двойных согласныхВ соответствии с написанием двух одинаковых согласных может произноситься и долгий согласный, и краткий. Долгому произношению двойных букв для согласных фонем способствует их положение в слове:
- а) в начале слов: [c:оръ], [в’:иэд’эн’ииь], [к — кDму];
- б) между гласными, первый из которых под ударением: [ван:ъ], [г’эт:о], [кас:ъ];
- в) на стыке приставки с корнем или предлога со словом: [б’иэс:ов’ьсныи][б’иэс — сов’ьс’т’и];
- г) в редко употребляемых словах, в словах, ощущаемых как заимствованные: [д’ил’эм:ъ], [пDс:’иф].
Двойные согласные не произносятся как долгие:
- а) в конце слов: [м’иэтал], [клас];
- б) рядом с другим согласным [руск’ии]; однако в некоторых прилагательных, особенно образованных от слов при помощи суффикса
- в) в первой части сложных слов: машинно-тракторный [мDшынътрактърныи].
Редко бывает долгим произношение рр.
Многие слова допускают двоякое произношение, например, телеграмма, панно. Обращаясь к орфоэпическому словарю, необходимо учитывать, что двоякое произношение в нем часто не отражается.
Особенности произношения имен и отчествИмена и отчества, которые употребляются в функции обращения по преимуществу в устной речи, отличаются некоторыми произносительными особенностями, восходящими к разговорному языку. Многие из этих произносительных особенностей из разговорной речи перешли в кодифицированный литературный язык, в том числе и публичную речь.
Сочетание «имя + отчество» употребляется в самых различных ситуациях в письменной и устной речи: в официальных документах – указах, приказах, списках; в официальной и частной переписке, в обращении к собеседнику в различных ситуациях общения, в именовании третьих лиц. При этом степень расхождения произношения с написанием зависит от того, насколько неподготовленна, эмоциональна или интимна речь. Рассмотрим некоторые особенности произношения имен и отчеств в современном русском языке:
- —еевич в отчествах произносится как [э(и)ич’], [эич’], —еевна – как [эвнъ]: Алексеевич — Алек[с’эич’], Алексеевна — Алек[с’эвнъ];
- -аевич произносится как [аич’]: Николаевич — Никол[аич’], —аевна – как [авнъ]: Николаевна – Никол[авнъ];
- —иевич, -ьевич произносятся как [ич’]: Дмитриевич – Дмит[р’ич], Юрьевич – Ю[р’ич’]. При более отчетливой речи может произноситься [иич’]: Юрьевич – Ю[р’иич’]; -иевна, -ьевна – как [ьвнъ] в официальной обстановке: Дмитриевна – Дмит[р’ьвнъ], в неофициальной обстановке – как [нъ]: Васильевна – Васи[л’нъ], Евгеньевна – Евге[н’нъ], Афанасьевна – Афана[с’нъ];
- — мужские имена на -а (я) склоняются по женскому склонению и образуют мужские отчества на –ич [ич’]: Савва – Саввич [сав:’ич’], Илья – Ильич [ил’ич’]; женские отчества на –ична произносятся как [ишнъ]: Ильинична – Ильи[н’ишнъ];
- —ович (-евич) не под ударением произносятся как [ыч’], [ич’] или как [ъч’]: Максимович Максим[ыч’], Игоревич Иго[р’ич’], Павлович – Пав[лъч’]; -овна произносится как [н:ъ] или [нъ]: Александровна – Алекса[н:ъ], Михайловна – Михал[нъ], иногда такие отчества произносятся со слоговостью предшествующего сонорного: Михайловна – Миха[лн]а. Отчества Яковлевич, Александрович обычно произносятся как [jак(ъ)л’ич’], [Dл’иэксанъч’]. Формы отчеств [саныч’] и [сан:ъ], [палыч’] и [пал:нъ] являются разговорными и используются только в неофициальных ситуациях общения.
В редко употребляемых отчествах и в официальной речи указанные стяжения гласных и целых слогов в последнее время воспринимаются как неуважительные. В связи с этим желательно более полное произношение отчеств на –еевна, -ьевна в официальной речи, а редких отчеств – и в нейтральном стиле речи: Алексеевна – [Dл’иэкс’эивнъ], Ермолаевна – Ермола[ьвнъ]. Форма на –ович сохраняется в официальной речи лишь в самых редких отчествах: Иосифович, Олегович, а на –овна (-евна) – во всех случаях: Ивановна, Игоревна.
Диалектное и просторечное влияние на произношениеДавайте прислушаемся к своей речи и речи окружающих нас людей. Мы заметим, что в безударном положении произносятся звуки, не всегда соответствующие нормативному произношению. Причина этого в том, что диалекты и просторечие оказывают влияние на литературный язык, в том числе и на произношение. Наиболее частые отклонения от нормы наблюдаются в следующих случаях.
В области произношения гласных звуков:
- 1. Речь носителей русского литературного языка может иметь отклонения в произношении гласного первого предударного слога после твердых и после мягких согласных:
На территории южнорусского наречия в первой безударной позиции после твердых согласных на месте [а], [о] и [э] произносится гласный [а], а не слаборедуцированные звуки [D], [ыэ], характерные для литературной нормы: в[а]да, ст[а]кан. В курско-орловских, брянских, смоленских и некоторых других (в том числе и воронежских) говорах наблюдается диссимилятивное аканье, т. е. произношение в указанной позиции гласного, близкого к [ы] или [ъ], например: ст[ъ]кан, д[ъ]рога.
В современном московском просторечии в первом предударном слоге может произноситься долгий гласный, если в слове имеется два или более предударных слогов. В этом случае во втором предударном слоге происходит редукция гласного до нуля звука, за счет чего гласный первого предударного слога удлиняется: за ворота [з-ва:ротъ], полечили [пл’и:ч’ил’и]. Исследователи современного московского просторечия отмечают также сильную редукцию в первом предударном слоге: была [бъла], сказал [скъзал], прошли [пръшл’и].
Вместо нормативного слаборедуцированного звука [D] в первом предударном слоге (и других безударных слогах) может сохраняться и звук [о], т. е. отмечается оканье, характерное для севернорусских говоров. На территории Воронежской области звук, близкий к [о], может произноситься у лиц, связанных с украинскими говорами, где также отсутствует редукция: [хорошо], [gолова], [дороgа].
После мягких согласных в первом предударном слоге в литературном языке на месте звуков [а], [э], [о] произносится [иэ]: [л’иэгу`шкъ]. Под влиянием южнорусских говоров в некоторых словах отмечается диалектный звук [’а], т. е. яканье: [л’агушкъ], [зъиавл’эн’ииь]. На территории севернорусского наречия (к северу от Москвы) возможно произношение [э], т. е. еканье, отражающее влияние севернорусских говоров: [л’эгушкъ], [жэлат’].
- На месте ударного звука [а] может произносится [о] и наоборот: пл[о]тит, упл[о]чено, в[о]рит, а также л[а]вишь, л[а]вит и др.
В области произношения согласных звуков:
Много отклонений от произносительной нормы наблюдается в области согласных звуков. Отметим наиболее распространенные явления:
- На территории южнорусского наречия широкое распространение получил фрикативный звук [g]: город — [g]ород, гений — [g’]ений. Он используется не только в диалектной речи и просторечии. От этого звука не свободна и речь интеллигенции. В позиции оглушения (в конце слов) произносится [х]: мозг — мо[сх], снег – сне[х].
- У носителей русского литературного языка, чье происхождение связано с южнорусской территорией (украинскими говорами), может не отмечаться оглушение звонких согласных в конце слов: колхо[з], горо[д].
- Замена [ф] на [х] или [хв]: ко[х]та, [хв]изика. Возможно произношение [ф] вместо [хв]: [ф]атит, [ф]астать.
- В некоторых словах закрепляется просторечное произношение с диссимиляцией согласных, например: лабо[л]атория, ко[л]идор, тра[н]вай, бо[н]ба, [л]егулярный. Влияние просторечия отмечается и в произношении слов с интервокальным [в]: ради[в]о, как[а]во, а также – твердым [р]: ск[ры]п, г[ры]бы, к[ры]нка.
- Широко распространено произношение с твердыми губными и губно-зубными согласными в конце слов и в глаголах повелительного наклонения перед постфиксом –те: се[м], голу[п], пригото[ф]; насы[п]те, пригото[ф]те, познако[м]тесь.
- Произношение групп согласных с упрощением допускается только в неофициальной речи; в официальных ситуациях общения такое упрощение является нарушением норм: скорость – скоро[с’], жизнь – жи[с’].
В области морфологии:
Отметим некоторые особенности в произношении форм слов, которые вызваны влиянием диалектной речи и просторечия:
- Произношение [т’] вместо [т] в окончаниях глаголов 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени, например: сделае[т’], сделаю[т’], скаже[т’], скажу[т’].
- Произношение фрикативного [g] в окончаниях имен прилагательных мужского рода родительного падежа единственного числа: красно[g]о, общественно[g]о.
- Произношение постфикса –ся [c’] после гласных звуков как [с’а]: купала[с’а], встречала[с’а].
В современном русском произношении некоторые особенности обусловлены возрастом носителей русского литературного языка. Отметим наиболее распространенные из них:
- зж, жж не на стыке морфем в речи лиц старшего возраста произносятся как мягкий долгий [ж:’]: е[ж:’]у, дро[ж:’]и, во[ж:’]и, по[ж:’]е. Младшее и среднее поколение произносят, как правило, твердый долгий [ж:]: е[ж:]у, дро[ж:]и, во[ж:]и, по[ж:]е.
- В речи младшего поколения наблюдается тенденция к утрате ассимилятивного смягчения согласных: к бо[мб’]е, а[мб’]иция, ра[зв’]е, ко[см’]етика, во[зл’]е, е[сл’]и и др.
- После шипящих и ц в первом предударном слоге в речи старшего поколения произносится звук [ыэ]: ж[ыэ]леть, ж[ыэ]кет, ж[ыэ]смин, двадц[ыэ]ти, лош[ыэ]дей; младшее поколение предпочитает произносить здесь обычный для литературного языка звук [D]: ж[D]леть, лош[D]дей.
23.08.2016, 60665 просмотров.
Произношение согласных
В отличие от гласных звуков, которые воспроизводятся исключительно нашим голосом, согласные звуки чаще всего состоят из шума, который иногда возникает с участием голоса, а иногда – без него.
В немецкой речи на слух преобладают глухие согласные звуки. Во-первых, из-за того, что даже звонкие согласные звуки в немецком языке не настолько звонкие, как звонкие согласные звуки в русском языке, и во-вторых, глухие согласные звуки произносятся более напряжённо, поэтому их лучше слышно.
Данная статья рассматривает все согласные буквы и основные варианты их произношения.
<Dd>
Воспроизводится на другом месте, чем русский аналог <Д>. В отличие от русскоговорящих, которые прижимают кончик языка между верхними и нижними зубами, у немцев кончик языка вообще не прикасается к зубам, а идёт на нёбо, откуда растут верхние зубы.
[d]
→ da [daː] (там, здесь)
→ baden [ˈbaːdən] (купать(ся))
→ öde [ˈøːdə] (скучно, скучный)
<Tt>
Глухой вариант согласной буквы <D>, который, соответственно, произносится таким же образом, а именно прижимая кончик языка не к зубам, а к нёбу. Кроме того, эта буква произносится с сильным придыханием.
[t]
→ Tante [ˈtantə] (тётя)
→ tot [toːt] (мёртвый)
→ bitten [ˈbɪtən] (просить)
<Nn>
Третья буква в этом обзоре, которая воспроизводится, прикасаясь не к зубам, как в русском языке, а к нёбу.
[n]
→ Nuss [nʊs] (орех)
→ nennen [ˈnɛnən] (называть)
→ Nina [ˈniːna] (Нина)
<Ll>
Произносится гораздо мягче, чем русский аналог в слове «лампа», но чуть-чуть твёрже, чем в слове «лес», т. е. получается некий средний звук, который ближе к мягкому звуку. Воспроизводится он на том же верхнем нёбе, как и [d], [t] и [n].
[l]
→ Linde [ˈlɪndə] (липа)
→ alt [alt] (старый)
→ Müll [mʏl] (мусор)
<Ss>
Произносится в большинстве случаев, а именно перед гласными или в начале слова/слога, как русская буква <З>, однако менее звонко. В других случаях данная буква произносится как [s].
[z]
→ Sonne [ˈzɔnə] (солнце)
→ lesen [ˈleːzən] (читать)
→ Nase [ˈnaːzə] (нос)
<ẞß>
В отличие от буквы <S>, данная буква произносится исключительно глухо, т. е. она является её глухой версией.
[s]
→ süß [zyːs] (сладко, сладкий)
→ Soße [ˈzoːsə] (соус)
→ Maß [maːs] (мера)
<Zz>
Воспроизводится, собственно говоря, двумя звуками подряд, а именно [t] и [s].
[ʦ]
→ Zoo [ʦoː] (зоопарк)
→ Holz [hɔlʦ] (древесина)
→ tanzen [ˈtanʦən] (танцевать)
<Gg>
Произносится как русская буква <Г>, но менее напряжённо и менее звонко.
[ɡ]
→ Gold [ɡɔlt] (золото)
→ sagen [ˈzaːɡən] (говорить)
→ gut [ɡuːt] (хорошо, хороший)
<Kk>
Произносится, как и буква <T>, с сильным придыханием и более напряжённо.
[k]
→ kennen [ˈkɛnən] (знать)
→ Wolke [ˈvɔlkə] (облако)
→ Fakt [fakt] (факт)
<Bb>
Произносится как русский аналог <Б>, но, опять же, менее звонко и менее напряжённо.
[b]
→ Bombe [ˈbɔmbə] (бомба)
→ böse [ˈbøːzə] (злой)
→ geben [ˈɡeːbən] (дaвать)
<Pp>
После <T> и <K> – третья и последняя согласная буква, которая произносится с сильным придыханием, а также напряжённее, чем её аналог в русском языке.
[p]
→ Post [pɔst] (почта)
→ tippen [ˈtɪpən] (печатать, ставить (ставку))
→ Papa [ˈpapa] (папа)
<Mm>
Произносится практически как русский аналог, только менее напряжённо. Данный звук имеет общее место артикуляции с предыдущими звуками [b] и [p].
[m]
→ Mann [man] (мужчина)
→ Oma [ˈoːma] (бабушка)
→ malen [ˈmaːlən] (рисовать)
<Ww>
Произносится также менее звонко, чем русская буква <В>, как, в принципе, и все звонкие согласные в немецком языке.
[v]
→ wann [van] (когда)
→ Löwe [ˈløːvə] (лев)
→ Wut [vuːt] (злость)
<Vv>
В немецких словах эта буква обычно произносится как русская буква <Ф>, только с большей напряжённостью. В словах иностранного происхождения (напр. «Video», «Virus», «Vase» и т. д.) она, в свою очередь, произносится как предыдущая буква <W>.
[f]
→ Vati [ˈfaːti] (папа)
→ von [fɔn] (от)
→ Volk [fɔlk] (народ)
<Ff>
В отличие от предыдущей буквы <V>, буква <F> произносится как [f] всегда (!).
[f]
→ Fall [fal] (случай, падение, падеж)
→ finden [ˈfɪndən] (находить)
→ Neffe [ˈnɛfə] (племянник)
<Jj>
Согласная буква <J> является аналогом русской буквы <Й> и, соответственно, произносится более-менее одинаково.
[j]
→ Juli [ˈjuːli] (июль)
→ jede [ˈjeːdə] (каждая)
→ Tanja [ˈtanja] (Таня)
<Yy>
В качестве согласной буквы она произносится как предыдущая буква <J>.
[j]
→ Yoga [ˈjoːɡa] (йога)
→ Yeti [ˈjeːti] (снежный человек)
→ Yen [jɛn] (иена)
<Rr>
В стандартном немецком языке есть три возможности воспроизведения этой буквы, т. е. три равноправных звука, которые могут взаимозаменяться, не меняя смысл самого слова: [ʁ], [ʀ] и [r]. Звук [ʁ] – чаще всего встречающийся среди немцев вариант, потому он здесь и рассматривается. Т. к. этот звук является звонким и его глухой вариант [χ] для русскоязычных намного проще выговорить, рекомендуется сначала научиться выговаривать именно глухой вариант. Он немного похож на звук [x] в русском слове «хорошо», однако немецкий звук произносится глубже в горле и намного напряжённее. При произнесении звука [χ] просто включите/добавьте свой голос и получится звук [ʁ].
[ʁ]
→ reden [ˈʁeːdən] (разговаривать)
→ Brot [bʁoːt] (хлеб)
→ Haare [ˈhaːʁə] (волосы)
<Hh>
Чтобы научиться произносить основной звук данной буквы, напомните себе звуки [t], [k] и [p], которые произносятся с сильным придыханием. Буква <H>, если она вообще произносится, а именно в начале слова/корня, является самим придыханием, т. е. речь идёт просто о слабом выдохе.
[h]
→ haben [ˈhaːbən] (иметь)
→ Hund [hʊnt] (собака)
→ helfen [ˈhɛlfən] (помогать)
<Xx>
Воспроизводится двумя звуками подряд, а именно [k] и [s].
[ks]
→ Max [maks] (Макс)
→ boxen [ˈbɔksən] (боксировать)
→ Luxus [ˈlʊksʊs] (роскошь)
<Cc>
В истинно немецких словах данная буква встречается только в качестве буквосочетаний, таких как <ck>, <ch> или <sch>. В качестве отдельной буквы она, в принципе, присутствует только в словах иностранного происхождения, где она произносится по-разному.
→ circa [ˈʦɪɰka] (около, приблизительно)
→ Café [kaˈfeː] (кафе)
→ Cent [sɛnt] (цент)
→ Cello [ˈʧɛlo] (виолончель)
Примечания: ► В сфере оперного пения буква <R>, как правило, произносится кончиком языка, как в русском языке, т. е. как [r]. Это связано с вокальной техникой и с тем, что этот звук так лучше поётся и поддается различным вариациям в процессе пения. ► Согласный <Qq> никогда не встречается в качестве отдельной буквы, а только в качестве буквосочетания <qu>. ► Данные варианты произношения согласных являются литературными. Во многих районах Германии и в других немецкоязычных странах встречаются и диалектические отклонения касательно некоторых звуков. ► Данные варианты произношения согласных касаются слов исключительно немецкого происхождения, т. е. в словах иностранного происхождения согласные, представленные выше, могут произноситься по-другому. ► Данная статья рассматривает основное произношение немецких согласных, т. е. на самом деле, у большинства согласных, представленных здесь, есть, в зависимости от позиции в слове, больше вариантов произношения. Они составляют исключения либо особые случаи, информацию о которых Вы найдёте в других статьях текущего раздела (Фонетика) и других разделов. |
Вам необходима эта статья в PDF-формате? Информацию об этом Вы найдёте здесь.
Желаете приобрести полную версию упражнений? Для подробной информации нажмите сюда.
Есть замечания, пожелания или отзывы относительно этой статьи? Пишите!
Есть вопросы по грамматике, лексике, фонетике или правописанию? Задавайте их на форуме.
<<< Назад по списку | Далее по списку >>>
<<< Назад по разделу | Далее по разделу >>>
►Посмотреть этот урок на YouTube
Научитесь читать по-русски | Amazingrussian
Вы уже знаете русский алфавит? Как вы думаете, каким будет ваш следующий шаг?
Я предлагаю вам начать изучать правила произношения и читать родственные слова, фразы и простые предложения, которые легко понять. Эти видео помогут вам сделать первые шаги в чтении.
Чтение первых слов и предложений
Начальный русский язык. Русская Звуковая Система: Стресс. Ударные и безударные гласные
Это видео для студентов, которые только начали изучать русский язык. Знакомит с основными аспектами русской звуковой системы: ударением и произношением гласных. В нем подробно объясняется, как произносить ударные и безударные гласные. Он включает в себя несколько фонетических упражнений. Рекомендуется для начального уровня. Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://4213297653016850.sellfy.store/p/duMD/
Начинающий русский язык. Звуковая система русского языка: звонкие и глухие согласные
Это видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он знакомит с существенными аспектами русского звукового строя: звонкими и глухими согласными. Он дает подробное объяснение правил произношения, влияющих на согласные: окончательное озвучивание и ассимиляция согласных. Он включает в себя несколько фонетических упражнений. Рекомендуется для начального уровня. Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://4213297653016850.sellfy.store/p/duMD/
Начинающий русский язык. Звуковая система русского языка: твердые и мягкие согласные
Это видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он знакомит с основными аспектами русской звуковой системы: мягкими (палатализованными) и твердыми (непалатализованными) согласными. В нем подробно объясняется, как определять и произносить твердые и мягкие согласные. Он включает в себя несколько фонетических упражнений. Рекомендуется для начального уровня. Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://4213297653016850.sellfy.store/p/duMD/
Начальный русский язык. Давайте прочитаем-1: Чтение первых слов
Это видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он обеспечивает практику чтения первых слов — однокоренных. Рекомендуется для начального уровня. Смотреть дальше: Начало рус. Давайте прочитаем-2: Чтение первых слов https://youtu.be/sdVwklJ3rOA Начало рус. Давайте прочитаем-3: Чтение простых предложений https://youtu.be/D7CRgt-d_V0 Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://www.amazingrussian.com/buy-kupit
Начало русского языка: Читаем-2.
Reading First WordsЭто видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он обеспечивает практику чтения родственных слов. Рекомендуется для начального уровня. Предыдущее видео: Читаем-1: Чтение первых слов https://youtu.be/5_4nMpSdY_k Смотрите дальше: Давайте прочитаем-3: Чтение простых предложений https://youtu.be/D7CRgt-d_V0 Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://www.amazingrussian.com/buy-kupit
Начальный русский язык. Let’s Read-3: Чтение простых предложений
Это видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он обеспечивает практику чтения простых предложений с однокоренными словами. Рекомендуется для начального уровня. *** Несколько примеров в этом видео также похожи на примеры из учебника 5 элементов: уровень А1 (элементарный). — СПб.: Златоуст, 2008. Есмантова Т.Л. Предыдущие видео по чтению слов: Начало рус. Давайте прочитаем-1: Чтение первых слов https://youtu.be/5_4nMpSdY_k Начало рус. Давайте прочитаем-2: Чтение первых слов https://youtu.be/sdVwklJ3rOA Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://www.amazingrussian.com/buy-kupit
Разница между звуками и буквами в русском языке. Чем звуки отличаются от букв? В чем разница между гласными и согласными
Буквы обозначают звуки речи на письме. Письмо нельзя произнести или услышать, мы можем только написать его. Одна буква может обозначать один или несколько звуков, поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуки, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.
Стоит помнить, что сами по себе буквы не имеют никакого значения. Это всего лишь обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу. Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем учить ребенка алфавиту, следует подумать, правильно ли вы понимаете значение звуков и букв. Ведь некоторые родители, сами того не желая, неправильно учат детей, что потом вызывает путаницу в сознании младших школьников.
Придя в школу, они узнают, что сами по себе буквы ничего не значат и их нельзя произносить. Много вопросов возникает относительно того, что такое звуки и откуда они взялись, ведь буквы учили в азбуке, а оказалось, что их нельзя произносить без звуков. Ведь взрослые понимают все эти тонкости на подсознательном уровне, а детям так сложно разобраться во всей этой путанице.
Звуки
Звуки — это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а пишутся с помощью специального знака — транскрипции «[…]». Различают звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — [т], к — [к] и т. д. Другими словами, одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также слова, в которых написанные буквы как бы выпадают при произнесении. Это значит, что они есть на письме, но не произносятся в речи. Бывают случаи, когда сочетание двух и более букв дает только один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые сочетают в себе сразу два звука. Это такие буквы, как: ю, и, е, е, ю.
Звуки производятся с помощью воздуха. Когда воздух вибрирует и работает речевой аппарат, возникает звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе нет препятствия для воздуха, поэтому гласные звуки такие четкие и их можно пропеть. Согласные же образуются, когда на пути выдыхаемого воздуха есть препятствие.
Основные отличия:
- Букву нельзя произнести, а звук написать.
- Буква обозначает звук.
- Количество звуков значительно превышает количество букв.
Результаты
Можно сделать вывод, что звуки не могут существовать без букв, как не могут существовать буквы без звуков. Нам нужно не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т. е. издавать звуки, и только потом их учат записывать сказанное, т. е. производить графическую запись произносимых звуков. Иногда детям трудно понять разницу между буквой и звуком; чтобы было проще, есть транскрипция, в которой слово подписывается звуками. Это значит, что каждая буква пишется в соответствии со звуком, который мы слышим в речи. Тогда детям становится легче видеть тонкую грань между буквой и звуком.
Звуки и буквы не могут существовать поодиночке. Нет смысла писать буквы, если их невозможно произнести, и какой смысл произносить, если невозможно будет записать сказанное.
Ведь человек не может запомнить всю информацию, которую он слышит за свою жизнь, на помощь приходят письма. Также невозможно определить, что важнее звук или буква, потому что снова приходит в голову мысль, что их существование друг без друга невозможно и просто не имеет смысла.
При изучении языка могут возникнуть различные трудности, во избежание их необходимо различать устную и письменную речь. Для этого необходимо определить, что мы называем звуком и что понимаем под буквой, в чем их отличия.
Звуки — это волны, которые мы воспринимаем ушами. Среди всех звуков мы также улавливаем звуки, связанные с речью. Мы называем их звуками речи. Такие звуки отличаются тем, что могут образовывать слова.
звук мы называем наименьшую основную единицу звучащей речи. Языковые единицы, такие как фонема и слово, имеют семантическое значение, а звук не несет никакой смысловой нагрузки. Другими словами, звук — это мельчайшая неделимая единица речевого потока. Звуки различаются:
- По способу образования — на гласные и согласные,
- звонкий/глухой,
- мягкость/твердость.
Звуки делятся (в зависимости от соотношения в них голоса и шума):
- гласные [а], [о], [у], [и], [и], [э] — в таких звуках в образовании участвует только голос
- согласных:
- звонкий —
- Сонорный — [м], [м»], [н], [н»], [л], [л»], [р], [р»], [й»]. Эти звуки всегда звонкие, непарные.Голоса в своем построении больше шума
- шумный — [б], [б»], [в], [в»], [ж], [г»], [д], [д»], [з], [з»], [ г] . В отличие от сонорных, эти звуки содержат больше шума, чем голоса. Это парные звуки.
- шумные — [н], [р»], [ф], [ф»], [к], [к»], [т], [т»], [с], [с»] , [ш], [щ»], [х], [х»], [ц], [ч»] . Такие звуки можно произвести только с помощью шума.
Для того, чтобы как-то обозначать звуки на письме, были придуманы буквы.
Письмо — это символ любого алфавита. Это графический знак, которым на письме обозначаются звуки речи. Звуки и буквы могут соответствовать в одних словах, а в других такого совпадения может не наблюдаться. В нашем алфавите 33 буквы:
- 10 обозначают гласные звуки — а, у, о, с, э, и, ю, э, я, э.
- 21-я буква обозначает согласный звук — б, в, г, е, г, з, д, к, л, м, н, р, р, с, т, ж, х, в, ч, ш, ю .
- б, б — 2 буквы в алфавите, не обозначающие звук.
Эти два понятия, «звук» и «буква», не следует путать. Слова различаются звуками, а не буквами. Букву нельзя произнести, но и услышать. Все эти характеристики мы приписываем звукам, они звуковые единицы, буквы принадлежат алфавиту. Звуки есть во всех существующих языках, и в тех, которые не имеют письменности. Именно качество звука определяет выбор буквы.
Соотношение букв и звуков.
Мы называем буквы гласными или согласными, потому что они обозначают гласный или согласный звук.
- В некоторых словах все звуки могут соответствовать буквам: стул [ стул ]
- Одна буква может обозначать разные звуки в разных словах: фрукты [плот ] и фрукты [ плейды ]. В этих словах пишется буква д, но слышатся два разных звука — [д][т]
- В языке есть две буквы — б, б, которые не обозначают звуки, а пишутся для того, чтобы правильно произносить слова.
- В некоторых словах при слиянии гласных некоторые звуки не произносятся, а буквы пишутся. К таким звукам относятся: [в], [д], [т], [л] Например, счастливый [радостный] рад [радостный]
- Один звук может передаваться разными буквами. Например: слова компас и улыбка звук [ц] будет передаваться буквами ц и ц [компас»] [улыбка]
- Одна буква в письме может означать и два звука. В русском языке нет таких звуков: е, е, ю, и. Поэтому при наличии в начале слова мягкого или твердого знака такие буквы будут обозначаться двумя звуками: [й»э] [й»о] [й»й] [й»а]
Основные отличия звуков от букв:
- Звук слышим и произносим, букву нет.
- Буква — это графическое изображение звука.
- В русском языке такое количество звуков и букв: звуков — 44, букв — 33
Создание среды для совместной работы
(TO) Проверь, приятель
Готовы начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке?
Книга, ручка и блокнот?
Вы проверили? Садиться!
Работай усердно!
Обновление жизненного опыта. Постановка целей.
(Воспитатель берет резиновый шарик с вставленной в него трубкой. Шар надувается, а затем позволяет воздуху свободно выходить из шарика. Звуков нет.
Прикрывая трубку мизинцем, выпускает воздух, при выходе создается шум.)
(К) Вместе с детьми узнайте, что они слышат.
Его не видно
В руки не брать
Но слышно (звук)
Какие там звуки? (вербальные и невербальные)
Приведите примеры звуков речи.
Эй, крючки и точки
тире, кружочки,
Соберитесь
Встаньте в очередь.
И ходить в гармонии
По листу бумаги, (буквы) Измайлова Е.
Довожу до того, что сегодня на уроке будут изучать звуки и буквы.
Работа по обобщению знаний по теме.
Учебник.
(К) Квест № 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.
(ТО) Просмотр видео (развивающий мультфильм «Звуки и буквы»),
Что мы говорим, когда говорим? (звучит) Когда мы пишем? (буквы)
(К) Угадай, какие звуки издают дети.
Как называются эти звуки? (гласные) Почему?
Как мы можем их записать?
(K) Задание #2 Послушайте или прочитайте стихотворение об алфавите. Назовите буквы, которые вы знаете.
(К) Квест №3. Слепите любую из них и расскажите другу, что это за письмо.
Можем ли мы видеть, ослепить звук?
Письменная работа.
(I) Квест № 1. Помните, что вы говорили о своей школе, и список, Чем современная школа отличается от древней? Школа раскраски.
Прописывание элементов «большого овала» (по линиям предыдущего урока).
Динамическая пауза.
(Д, ТО) Я называю звук, а вы показываете руками: А — руки в стороны, О — руки над головой в кольцо, У — руки в трубочку, Я — руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Е — руки перед собой, С — руки сложены перед собой
Работа по учебнику.
(Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».
Дикое животное с ценным мехом – лиса.
Домашнее животное — собака, корова.
Кондитерские изделия — торт.
Овощи — огурцы.
Предмет из школьных принадлежностей — пенал.
Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение в каждом слове.
(Г) Расскажите мне о каждом звуке отгаданного слова.
(К) Задание № 5. R Посмотрите на картинки в учебнике и руками покажите, как вы будете выполнять эти действия.
Папа берет книгу со стола.
Бабушка поднимает мяч.
Мама переставляет вазу.
Вопросы детям: Улавливаешь звук? Ты можешь сделать это?
Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различных материалов и написать.
(Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву картинку и подписать свое имя.
(немного теории)Уже в детском саду на логопедических занятиях детям дают термины, в том числе «звук» и «буква». В чем разница между звуками и буквами?
Сначала ребенок слышит звуки. Он слышит речь других и начинает говорить сам. И только в период обучения чтению и письму дети знакомятся с буквами — учатся читать и писать. Буква – это особый знак, обозначающий звук в письме. Таким образом, звуки — мы слышим и произносим, буквы — пишем и читаем.
В русском языке 42 звука. 6 гласных и 36 согласных. Для их письменного обозначения имеется 33 буквы — 10 гласных, 21 согласная и еще две специальные буквы, не читаемые — «б» и «б».
Как отличить гласную от согласной? Гласные можно петь свободно, на пути воздуха нет препятствий. Невозможно петь согласные звуки, на пути воздуха стоит препятствие. Например, губы — звуки [р], [б] и др., язык — звуки [к], [ж] и др., зубы — звуки [с], [ц] и др.
Согласные твердые и мягкий. Это определяется на слух!
Например, слова «кон» и «лошадь»
[примерно n ] [примерно n ’ ]
Важно научить ребенка определять твердость/мягкость согласного звука, т.к. это понадобится в дальнейшем при обучении грамоте (твердость и мягкость обозначаются на письме последующей гласной буквой или «б» и «б»).
В русском языке всегда мягких согласных: [h] [u] [th]
всегда твёрдых согласных: [w] [g] [c]
Помните, в русском языке 6 гласных: [а] [о] [у] [и] [э] [с]
10 гласных: а о у е с и я ё е ю
или как 2 звука: я — [я ]
Зависит от положения буквы в слове.
Самое главное перед обучением чтению и письму — научить ребенка отчетливо слышать и различать все звуки в слове, определять их последовательность и количество.
Обычно родители говорят, что ребенок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины нельзя смешивать!
Звук — это минимальная, неделимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке 42 звука речи.
Буквы — Это графические знаки, которыми обозначаются звуки речи при письме. Всего 33 буквы.
Произносим и слышим звуки, видим и пишем буквы .
Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит его как «П», а не «эр», «л», и не «эль», «ш», а не «ша» и т. д.
Родителям, детям старшего дошкольного возраста и первоклассникам необходимо знать о звуках и буквах гораздо больше.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки — при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая препятствий. В русском языке 10 гласных ( а, у, о, д, с, д, д. я, ю, я). Гласных звуков всего 6 — [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные ее. ю, и в некоторых позициях обозначают 2 звука:
ё — [й»о], э — [й»э], ю — [й»у], я — [й»а].
Гласные звуки обозначены красным кружком. Гласные звуки не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни звонкими, ни глухими. Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.
Согласные звуки — при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образованные языком, зубами или губами.
Согласные звуки :
— твердые – произносится твердо. Отмечен синим кругом. Например: [р], [к], [д] и т.д.;
— мягкий — произносится мягко. Отмечен зеленым кружком.
Например: [р»] = (р), [к»] = (к), [д»] = (д).
Большинство согласных имеют пару твердость-мягкость. Например: [б] — [б»], [т] — [т»], [л] — [л»] и т. д.
Но есть согласные звуки, не имеющие пары твердость-мягкость.