Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения — МАДОУ №156
- Главная
- Информация для родителей
- Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения
- Сведения об образовательной организации
- Противодействие коррупции
- Для родителей
- Условия приема воспитанников
- Психологическая поддержка и сопровождение в МАДОУ
- Публичные отчеты руководителя
- Методическая работа
- Профстандарт педагога
- Службы социальной поддержки
- Фотогалерея
- Полезные сайты
- Обратная связь
- Консультативный пункт
- Аттестация
- Сенсорная комната
- Карта сайта
Форма выражения мнений
Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза.
Работа над развитием зрительно-моторной координации — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество — игру, изодеятельность, способствуют повышению самооценки ребенка. Зрительно-моторная координация – это такая функция, которую можно считать школьнозначимой, она занимает важное место в формировании навыка письма. Поэтому в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Поэтому, учитывая исследования о наличии связи между успешностью формирования навыков письма и уровнем развития зрительно-моторной координации, с детьми, имеющими нарушение зрения, должна обязательно проводиться работа, включающая систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, что в свою очередь будет способствовать развитию зрительного восприятия.
Лепка, рисование и другие виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук, но просто развитая моторика без координации со зрением малоэффективна! Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые виды упражнений по развитию зрительно-моторной координации.
ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ
Выкладывание разных узоров из мозаики по образцу |
Выкладывание рисунков из палочек по образцу |
Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу. |
Рисование по клеточкам по образцу |
Копирование по точкам |
«Продолжи ряд» (рисование различных бордюров) |
«Дорисуй левую (правую) половинку рисунка» |
Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам |
Графические диктанты |
Штриховка |
Рисование по трафаретам, шаблонам
|
Рисование линий разной конфигурации по точкам |
Обведение или копирование цифр, букв, фигур |
Обведение по контуру через пленку, кальку, копирку |
Складывание квадратов из частей по образцу |
Выкладывание узоров (фигур) по образцу |
Собирание картинок по образцу |
Срисовывание, рисование по схемам |
Занятия с ребенком, развивающие зрительно-моторную координацию, должны быть систематическими (лучше ежедневными), но непродолжительными. Помните, что длительность непрерывной работы в 5-7 лет может составлять не более 15 минут.
Занимаясь с ребенком, помните о следующих правилах:
1. Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний.
2. Не торопите ребенка, пусть работает медленно.
3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка.
4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
6. Не спешите получить результат – успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.
7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т. к. ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку, но избегайте слов: «ты делаешь не так», «это неправильно».
8. Не отвлекайтесь во время занятий с ребенком. Если не можете найти полчаса для такой работы, помочь ребенку будет невозможно.
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает зрительно-моторную координацию у ребенка и позволяет формированию у детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности. Ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
Материал подготовил учитель — дефектолог 1 квалификационной категории: Напалкова Елена Николаевна
МАДОУ №156
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»Работаем с 09.12 1964г.
680045, г. Хабаровск, ул. Космическая, 15А
(4212) 36-06-52
И.о.заведующего
Борзых Марина Владимировна
Наши контакты
680045, г. Хабаровск ул. Космическая, 15А
+7 (4212) 36-06-52
Режим работы
Понедельник-пятница: 07:30 — 19:30
Суббота-воскресенье: Выходной
Наши контакты
Отправить сообщение. Все поля, отмеченные звёздочкой, являются обязательными.
Нажимая на кнопку «Отправить сообщение», я даю согласие на обработку персональных данныхПолезные ссылки
Памятка по развитию зрительно – моторной координации у старших дошкольников | Консультация (подготовительная группа):
Памятка по развитию зрительно – моторной координации у старших дошкольников.
Одним из средств развития зрительно — моторной координации являются упражнения для укрепления работы мышц глаз у детей.
Сюда входят упражнения в виде разнообразных движений глаз: это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.
После выполнения этих упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. В основе положительного эффекта лежат межфункциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга. Мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаз, требуют особой тренировки и коррекции. Начинать надо с небольшого массажа рук. Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения желательно проводить по 3 — 5 минуты, 4-5 раз в день.
Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания, точечный массаж. Ребенок быстро усваивает этот массаж и через некоторое время выполняет его самостоятельно. После массажа можно приступать к выполнению гимнастики для мелкой мускулатуры пальцев. Гимнастика может быть:
· без речевого сопровождения;
· с речевым сопровождением.
Развитию зрительно – моторной координации способствуют графо – моторные игры и упражнения:
· «Дорисуй круги на картинках»;
· «Обведи фигурки точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги»;
· «По морям, по волнам»;
· «Машина на дороге» Цель: развивать зрительно – моторную координацию, закреплять умение вести линию, не касаясь заданных краёв. Ход: Помоги машине доехать до гаража, линию веди точно по центру дороги, чтобы не было аварии.;
· «Дети заблудились»; Цель: учить детей работать одновременно двумя руками, вести линии в разных направлениях, не касаясь заданных краёв; развивать внимание, точность, мелкую моторику. Ход: Маша и Петя заблудились, помоги им выйти из леса и добраться каждому в свой дом. Петю веди в правую сторону, а Машу – в левую сторону. Но вести их нужно одновременно двумя карандашами. До краёв дороги касаться нельзя!
· «Листья». Цель: продолжать учить детей находить нужные предметы среди изображений, наложенных друг на друга; обводить предметы точно по контуру, закрашивать их не выходя за края; развивать графо-моторные навыки. Ход: Раскрась кленовый лист красным карандашом, березовый желтым, а рябиновый лист обвести по контору зеленым карандашом:
Для развития зрительно – моторной координации эффективно использовать настольные игры: «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд»; «Хоккей», «Настольный теннис». Игры на прослеживание движения объектов (на развитие глазодвигательной функции)
· «Прокати шар в ворота»;
· «Попади в цель»;
· «Позвони в колокольчик»;
· «Набрось кольцо»;
· «Поймай мяч»;
· «Проследи за движением флажка (фонарика, султанчика)»;
· «Лабиринты».
Таким образом, развитие навыков зрительно-моторной координации важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.
Что такое зрительно-моторная координация в раннем детстве?
- Поделиться
- Электронная почта
Что такое зрительно-моторная координация и как ее развивать у маленьких детей?
Что такое зрительно-моторная координация?
Зрительно-моторная координация — это способность выполнять движения руками, руководствуясь глазами.
Также называемая зрительно-моторной координацией, это перцептивно-моторный навык – совместная работа сенсорной системы (зрение) и двигательных навыков.
Некоторые примеры других перцептивно-моторных навыков включают:
- Зрительное и слуховое восприятие
- Крупная и мелкая моторика
- Осознание тела
- Пространственная осведомленность
- Координация глаз-нога
- Пересечение средней линии
Примеры зрительно-моторной координации
Вот несколько примеров зрительно-моторной координации:
- Строительство башни из блоков
- Ловля мяча
- Резка по линии
- Написание букв и цифр
- Еда с посудой
Любая деятельность, при которой глаза и руки должны работать вместе, требует такой координации. Глаза используются во многих видах деятельности, но не всегда необходимы.
Было бы сложно поймать летящий на вас маленький мячик, если бы у вас не было отличной зрительно-моторной координации, но вы, вероятно, обнаружите, что мыть руки с закрытыми глазами относительно просто.
Можно ли научить зрительно-моторной координации?
Зрительно-моторная координация является частью развития ребенка и представляет собой навык, который развивается естественным образом, когда младенцы и дети младшего возраста исследуют окружающую среду и играют с предметами.
Хотя вы не «учите» этому как таковому, очень важно, чтобы у детей было достаточно возможностей для игр и свободного исследования, начиная с младенчества и вплоть до дошкольного возраста.
У ребенка, который всегда ограничен в своем окружении и которому говорят «нет», меньше возможностей для развития этого навыка, чем у ребенка, чья среда создана для обучения с относительной свободой.
Младенцы и дети младшего возраста очарованы всевозможными предметами — с пластиковыми контейнерами на кухне так же весело играть, как и с любыми их игрушками, и они любят переносить вещи с места на место.
Это увлечение вещами и экспериментирование с ними — это то, как они начинают развивать зрительно-моторную координацию.
Малыши с удовольствием наливают воду в чашки в ванне, складывают кубики, едят столовыми приборами и пытаются собрать деревянные кусочки пазла.
Они начинают бросать мячи и пытаются их поймать, учась складывать руки вместе и внимательно смотреть, следя за траекторией полета мяча в воздухе.
Дошкольники занимаются такими видами деятельности, как рисование и рисование, вырезание, нанизывание бисера, шнуровка, забивание гвоздей в дерево, шитье, сборка пазлов, установка колышков на доску и многое другое.
Обучение через игру является ключом к развитию зрительно-моторной координации в раннем детстве.
Преимущества зрительно-моторной координации
Дети, у которых развита зрительно-моторная координация, имеют множество преимуществ как дома, в школе, так и в дальнейшей жизни.
- Они могут выполнять такие задачи по уходу за собой, как одевание, завязывание шнурков, самостоятельное питание и т. д.
- Хорошая координация необходима для того, чтобы писать и копировать буквы и цифры. Таким образом, это жизненно важный навык для академических способностей.
- Дети чувствуют себя более успешными, когда они могут выполнять такие задачи, как ловля мяча в игре, успешное выполнение задания в классе и вообще справляться с задачами, требующими координации рук и глаз.
- Многие виды физической активности, а затем и организованные виды спорта зависят от отличной зрительно-моторной координации.
- Есть много профессионалов, таких как игроки в крикет и хирурги, которые в значительной степени полагаются на этот навык. [источник]
Как улучшить зрительно-моторную координацию у детей
Несмотря на то, что в определенных ситуациях в упражнениях, например во время спортивных занятий, можно выполнять упражнения на зрительно-моторную координацию, лучше всего предлагать маленьким детям возможность естественным образом развивать этот навык с помощью играть.
Эти виды деятельности лучше всего подходят для упражнений на зрительно-моторную координацию:
- Игра с мячами всех размеров – бросание, ловля, подпрыгивание, катание или любые действия с мячом (даже рисование мяча).
- Блочная игра — складывать блоки в башни и создавать всевозможные блочные конструкции.
- Игра с другими конструкторами, такими как Lego, магнитные звенья, блоки Duplo и другие конструкторы.
- Завинчивание и отвинчивание крышек на банках любых форм и размеров.
- Самостоятельное питание, в том числе обучение резке ножом, безопасным для детей.
- Веселье в ванне с чашками, контейнерами всех размеров, воронками, пластиковыми бутылками, лодочками и другими игрушками для купания.
- Втыкание колышков в перфорированную доску.
- Игра с карточками для шитья.
- Одежда, включая застегивание и расстегивание молний, а также застегивание шнурков и пуговиц.
- Нанизывание бус на нить или выполнение аналогичной деятельности по нанизыванию нити, например изготовление ожерелья из пуговиц или ожерелья из макарон.
- Забивание гвоздей в деревянную доску и игра с другими игрушками для работы с деревом, включая шурупы.
- Сборка пазлов различного типа и количества деталей (скачайте БЕСПЛАТНО набор пазлов для печати в конце поста).
- Игра с мешками с фасолью – бросание и ловля, а также другие действия с мешками с фасолью.
- Свободное рисование и раскрашивание на разных поверхностях — на столе, за мольбертом, на полу — и разными инструментами.
- Выполнение всех видов вырезания и склеивания, включая создание коллажей.
- Копирование фигур, букв и цифр (подходит для детей старшего возраста).
Источники:
«Маленький ребенок в контексте: психосоциальная точка зрения», автор Марике де Витт.
«Обучение через игру: руководство для родителей в первые пять лет», Ян Натансон.
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!
Зарегистрируйтесь, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.
Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко и позволяет вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .
- Поделиться
- Электронная почта
Занятия по координации глаз и рук для детей
ByHeather Greutman ЧасыПартнерские и реферальные ссылки используются ниже для продвижения продуктов, которые я люблю и рекомендую. Я получаю комиссию за любые покупки, сделанные по этим ссылкам. Пожалуйста, ознакомьтесь с моей политикой раскрытия информации для получения более подробной информации.
Выполнение упражнений на координацию глаз и рук может улучшить зрительное восприятие и навыки координации у детей. Это важная часть развития мелкой моторики, и вот несколько простых способов помочь детям улучшить этот навык.
Содержание для координации глаз-рука
- Мероприятия по развитию координации глаз-рука
- Что такое координация глаз-рука?
- Развитие координации глаз-рука
- Трудности координации глаз-рука
- Что вызывает плохую зрительно-моторную координацию?
Вот краткий список упражнений на координацию глаз и рук, которые помогут вашим детям развить мелкую моторику:
Летучая мышь на воздушном шаре
Пни или лови мяч
Игра в теннис
Игра в прыжки со скакалкой
Игра и сборка из кубиков
Соедини точки
Нанизывание бус
Игра Саймон говорит
Собирай пазлы
Эстафета гонки
Вязание крючком или спицами
Воспроизведение видео игры
Карточки с кружевами
Спорт, например, баскетбол
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, почему зрительно-моторная координация является важной частью развития ребенка.
Что такое координация глаз и рук?
Этот навык называется зрительно-моторной координацией. Это скоординированный контроль и движение глаз и рук, которые направляют наши движения, хватание и т. д.
Он использует систему проприоцепции в руках и/или ногах и зрительную систему для координации этих движений.
Развитие координации глаз-рука
Координация глаз-рука начинает развиваться в возрасте от 4 до 14 месяцев, когда ребенок начинает использовать свои ручки и ножки для исследования окружающего мира. Наряду с визуальным вводом и развитием мелкой моторики ребенок начинает хватать и удерживать предметы, а по мере взросления корректировать эти движения.
Зрительная система состоит не только из остроты зрения, она способна различать то, что видят глаза. Это также включает в себя способность фиксироваться на объектах, способности к движению глаз, фокусировку, прицеливание глаз (конвергенция) и объединение глаз (бинокулярность), а также контроль движений глаз и рук.
Мелкая моторика требует движения и координации мелких мышц кисти и руки для выполнения задач и действий.
Давайте рассмотрим некоторые навыки координации глаз и рук, которыми овладевают дети в разном возрасте.
От рождения до 3 лет
- Развивает зрение, необходимое для того, чтобы начать следить за объектами глазами
- Начать основные действия глаз и рук, такие как хватание, дотягивание, кормление и одевание
- Начинает распознавать направления, такие как вверх, вниз, внутрь и наружу
- Начинает манипулировать меньшими предметами, используя мелкую моторику
От 3 до 5 лет
- Начинает отдавать предпочтение правше или левше
- Понимает такие понятия, как направление и место, например вверху, внизу, под, рядом
- Лазание, прыжки, бег, галоп, толкание, подтягивание и восхождение по лестнице по одной ступеньке за раз
- Тонкая настройка координации глаз/рук/тела и их совместной работы, а также восприятия глубины
Дети старше 5 лет продолжают совершенствовать все эти навыки, а также учатся зрительному вниманию и концентрации во время школьных занятий в классе или дома. Они также имеют тенденцию решать, быть ли им правшой или левшой в возрасте от 5 до 7 лет (рукопожатие).
Проблемы координации глаз и рук
Координация глаз и рук важна для различных задач, включая письмо, участие в спортивных состязаниях, хватание и перемещение предметов и т. д.
Проблемы с координацией глаз и рук могут выглядеть как отсутствие рисования или навыки письма, неспособность оставаться в пределах линий для раскрашивания или трудности с ловлей или ударом по мячу.
Не забудьте проверить, когда эти навыки соответствуют возрасту вашего ребенка. И, как всегда, если у вас есть проблемы, поговорите с врачом вашего ребенка.
Что вызывает нарушение зрительно-моторной координации?
Проблемы с координацией глаз и рук могут возникать из-за того, как взаимодействуют мозг и глаза. Наиболее распространенной причиной возникновения этих проблем являются проблемы со зрением и двигательные расстройства.
На координацию глаз и рук также могут влиять нарушения зрения и/или потеря или двигательные проблемы, такие как атаксия (отсутствие координации произвольных движений) или гипертония (аномально повышенный мышечный тонус, влияющий на способность мышц к растяжению).
Плохая зрительно-моторная координация может сопровождать такие диагнозы, как церебральный паралич, нарушение координации развития, расстройство аутистического спектра и некоторые нарушения зрения, такие как атаксия зрительного нерва.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть проблемы с зрительно-моторной координацией, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка и попросите пройти обследование по трудотерапии. Также важно пройти комплексное обследование глаз, чтобы исключить любые физические проблемы с глазами или проблемы со зрением.
Эрготерапевты также будут работать с вашим ребенком, чтобы улучшить его координацию и движение глаз и рук вместе для выполнения повседневных задач.
Ресурсы и источники по этой теме перечислены ниже:
- Координация рук и глаз – здоровье детей
- Упражнения на зрительно-моторную координацию – обучающие занятия для мам OT
- Координация глаз-рука – педиатрическая терапия North Shore
Вам также могут понравиться:
- Упражнения для укрепления рук для детей
- Манипуляции руками для детей
- Улучшение навыков двусторонней координации для детей
- 5 советов по преодолению трудностей с навыками владения ножницами для детей
СОДЕРЖАНИЕ ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Хизер Гротман является сертифицированным ассистентом трудотерапии.
Вся информация на Веб-сайте предназначена только для информационных целей и не заменяет консультацию врача или педиатра. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом, если вы подозреваете какие-либо проблемы со здоровьем или развитием у вашего ребенка. Информация на Веб-сайтах не заменяет отношения между терапевтом и клиентом на сеансе лечения один на один с индивидуальным планом лечения, основанным на их профессиональной оценке. Информация, представленная на Веб-сайте, предоставляется «как есть» без каких-либо заявлений или гарантий, явных или подразумеваемых.
Не полагайтесь на информацию на веб-сайте в качестве альтернативы совету вашего медицинского работника или поставщика медицинских услуг. Вы никогда не должны откладывать обращение за медицинской помощью, пренебрегать медицинской консультацией или прекращать лечение в результате любой информации, представленной на Веб-сайте. Вся медицинская информация на Сайте предназначена только для информационных целей.
Все действия, описанные на Веб-сайте, предназначены для выполнения под присмотром взрослых.