Жители по составу разобрать слово: «жители» — корень слова, разбор по составу (морфемный разбор слова)

Содержание

Разобрать слово жители по составу

371 начиная с Цветёт

Спишите, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложений, составьте схемы предложений.1. Ночью выпал снег и овцы рассыпались … в беспорядке по склону4.2. С востока задул ветер снежинки понеслись в западную сторону.43. Перед рассветом1 разлаялись3 собаки когда услышали топот лошадей4.​

вставьте пропущенные буквы ,обозначьте орфограммы Ж…лудь, ц…рк, свеж(?), прил…гательное, акац…я, параш…т, обл…ко, испеч(?),чес…ный, рю.. … .зак, ф…олетовый, опас…ость, уд…вительный, ч…дный, ш…рокий. горяч(?), р..стение, предпол…жить, под(?)езд.​

Глоток молока. Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа. Она не пила. Я присел. Собака подняла голову и завиляла хвостом. Я погладил её. От … ласки жизнь заиграла в её глазах. Я подвинул чашку. Лада стала пить молоко. Моя ласка прибавила ей силы .Эти несколько глотков молока спасли ей жизнь. План. 1.Лада заболела. 2.Встреча с хозяином. 3.Спасение собаки. Слова: глоток, возле её, не пила, подняла, завиляла, жизнь, прибавила, несколько.

Глоток молока. Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа. Она не пила. Я присел. Собака подняла голову и завиляла хвостом. Я погладил её. От … ласки жизнь заиграла в её глазах. Я подвинул чашку. Лада стала пить молоко. Моя ласка прибавила ей силы .Эти несколько глотков молока спасли ей жизнь. План. 1.Лада заболела. 2.Встреча с хозяином. 3.Спасение собаки. Слова: глоток, возле её, не пила, подняла, завиляла, жизнь, прибавила, несколько.

Глоток молока. Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа. Она не пила. Я присел. Собака подняла голову и завиляла хвостом. Я погладил её. От … ласки жизнь заиграла в её глазах. Я подвинул чашку. Лада стала пить молоко. Моя ласка прибавила ей силы .Эти несколько глотков молока спасли ей жизнь. План. 1.Лада заболела. 2.Встреча с хозяином. 3.Спасение собаки. Слова: глоток, возле её, не пила, подняла, завиляла, жизнь, прибавила, несколько.

Каой крень сиффикс и оканчание в слове памятников

Каой крень сиффикс и оканчание в слове памятников

В каком времени эти словосочетанием? Прошедшем или в настоящем. 1. Потрескавшаяся стена 2. Смеющаяся девочка 3. Увядший цветок 4. Вылетевший из гнезда … 5. Добравшийся до финиша 6. Набухшие почка

Замени будущее время глаголов прошедшим.запиши предложения.наступяттеплые весенние дни.

как и за что боролись жители Башкирии в столкновении на Куштау

Жители местных сел возле шиханов – особый костяк его защитников. Среди них есть известный многим защитник горы Торатау «Торатау-бабай». Торатау отстояли, но пришла очередь Куштау. В прошлом году в селе Урняк, что у подножия этого шихана, был создан Совет по сохранению Куштау. Туда вошли все жители села, а это около 200 человек, плюс защитники Торатау, в том числе дедушка Харисов – а он, к слову, живёт в селе Ишеево между двумя шиханами. 

– Урняковцы говорят, что защищают свою силу, – рассказывает дед Харисов. – «Урняк» переводится как «бери с него пример». Старейшина там – Федор Федорович. Раньше он работал на «Соде», он химик-профессионал. Сейчас на пенсии, но выступает против завода. Еще есть среди активистов-урняковцев Рузина, Любовь Михайловна, их все знают, уважают и любят. Все они защищают гору.


Баррикады на подходе к лагерю Куштау / Фото: Рияз Исхаков

«Дело не только в горе»

В конце прошлого года, когда Куштау был отдан в разработку содовой компании, начались флешмобы, где всегда присутствовало несколько сот человек. Пошитый еще для Торатау башкирский флаг почти обхватывал гору, но не полностью. Пригодился флаг и на Куштау – при флешмобах люди выстраивались с ним в цепочку, насколько хватало.

В начале августе 2020 года появились сообщения, что на гору Куштау заехала техника БСК, на священной горе начали рубить деревья.

Чтобы это остановить, люди экстренно создали лагерь защитников – он даже отмечен геометкой в GoogleMaps. Защитники Куштау готовы были жить на шихане в палатках. Они приезжали со всей Башкирии, в том числе из отдаленных его городов и районов — Учалов, Баймака, Аскарово. Состав лагеря постоянно менялся, были женщины, дети.


Равиль Харисов. Фото: Иван Жилин / «Новая газета» 

– Я так скажу, – продолжает Харисов. – Дело не только в горе. Многие молодые люди после того страшного противостояния, когда было нападение на лагерь, получили штрафы, аресты, вынуждены были пропустить работу. Вот, например, я познакомился с парнем, 30 лет, работает на севере, на Ямале. У него зарплата 80 тысяч, а он приехал, ничего не побоялся. Он говорил: «У меня все хорошо, но я беспокоюсь за своих детей – ложь и воровство меня достали».

Большую часть протестующих составили совершенно разные по социальному составу жители Башкирии. Основная масса экозащитников – молодежь от 20 до 35 лет.


Фото: Рияз Исхаков

«По пути мы пели «Шаймуратов – генерал»

Утром 15 августа, в 10 часов, Харисов приехал в лагерь. На подъезде к горе увидел на дороге шлагбаум, вокруг – колючую проволоку. Стояла охрана, на машине не проехать. Поэтому он пошел к горе пешком – а это километра 4. С горы издалека был слышен людской гул: «Куштау, живи!». Творилось что-то невообразимое.

Возле горы и на дороге стояло много машин. Рядом люди, которые не знали, что им делать – они были растеряны. Харисов предложил им просачиваться через лес – группой в 7 человек они прошли и стали подниматься в гору. «По пути мы пели «Шаймуратов – генерал». Дух у нас поднялся еще сильнее», – вспоминает он.

Однако как раз на полпути они увидели митинг сотрудников БСК. «Работу!», «БСК, живи» — эти лозунги кричали в громкоговоритель, и их повторяли механически, без эмоций. Сотрудников на склоне было много, вспоминает Харисов.

– Я рядом с ними прошел, а они прятали лицо. Я им кричал, что наших детей там бьют, а вы стоите. Но они стыдливо прятали лица.

Когда мы подошли к месту столкновения, увидели ОМОН – здоровых ребят, которые шли на наших. Многие наши уставали, сидели, лежали возле деревьев без сил. Противостояние там было страшное.

Фото: Фотограф: Рияз Исхаков

Братания


Митинг сотрудников БСК тем временем продолжался. Все происходило рядом.

– Метров в 6 от меня стояла женщина, – говорит Харисов. – Мне показалось, что она пьяна, крыла всех матом. Это было так некрасиво, что наши даже посмеялись над ней.

Еще один сотрудник БСК, с которым пересекся Харисов, оказался электриком с зарплатой в 20 тысяч. С ним у него произошла перепалка, перешедшая в разговор, и фактически братанию (доброжелательное отношение между противоборствующими сторонами).

– Кем работаешь?

– Я электрик.

– И я тоже электрик.

– Приходи к нам работать.

– А сколько ты получаешь?

– 20 тысяч получаю.

– Смотри, тут люди стоят, чтобы ты 80 получал.

– Батя, мы все хотим хорошую зарплату, но они не поднимают же.

– Они и не поднимут никогда.


Тем временем защитники сдавали позиции шаг за шагом.

– Они побеждали, ряды наши уменьшались, – продолжает рассказ Харисов. – Следом за охраной шел трактор. ОМОН уходил, подходила охрана БСК – разбирали наши баррикады. Миллиметр за миллиметром мы сдавали позиции и отступали наверх, на гору.

Когда оказались у лагеря, там стояла последняя баррикада. Как только ее стали разбирать, из леса появились какие-то спортсмены, мы их назвали «бандюги».

 

«Хватайте деда»

В этот момент и началось самое что ни есть избиение защитников. К тому времени лагерь уже был разбит – Харисов слышал от людей, что крушил палатки лично глава Ишимбайского района – Азамат Абдрахманов. Сам он не видел этого, так как пришел позже.

– Когда из леса вышли спортсмены, началось избиение, – вспоминает он. – Эти люди просто выхватывали нас из толпы, избивали их и передавали полиции. Слева от меня стоял татарин, ему было лет 30 – его схватили, и очень сильно испинали, полиция стояла, – затем повернулись к стражам порядка и сказали: «Забирайте». Потом ткнули на меня и сказали: «Хватайте деда». Меня выхватили из толпы, я почувствовал несколько ударов, на мне порвали куртку и меня отдали Росгвардии, те заломили руки и повели в автозак.


Было 12 часов дня. В тот день арестовали больше 80 человек. Харисов говорит, что в автозаке парни сидели побитые, в разорванной одежде, у кого-то шла кровь. А один из них, с порезанной рукой, сбежал.

– Он убежал через маленькую форточку, – удивляется Харисов, – как пролез вообще? Я только ноги увидал, он прыгнул на ходу – нет его, исчез и все. Полиция даже абтырак (удивилась). В форточку увидели только, что парень пробрался через колючую проволоку, оставив на ней свою куртку, – ушел обратно.

Всех остальных благополучно довезли до Стерлитамака и завели на площадку. Не обошлось без эксцессов – один из парней стал снимать все на камеру – его ударили.

«Гора – символ нашего объединения»

– Следом я видел, что приехал второй автозак, там тоже было еще 15-20 парней. Меня долго держали – допрашивали. Составили протокол по статьям: 19.1 «Неповиновение законным требованиям полиции» и 19.3 «Самоуправство». Когда запротоколировали, вывели на улицу, там уже толпа стояла, которых задержали, но я видел Фаиля Алчинова там, мы успели обмолвиться парой слов – он сказал мне: «Равиль-агай, победа будет за нами. Мы все равно победим», – и его увели. В час ночи меня отпустили, потому что мне стало плохо. Подошел я к майору, говорю, мол, лечь хочу. Он подвел меня к охране и говорит: «Дед, ты больше на Куштау не лазь, а то я тебя закрою, если еще раз увижу». А я ему в ответ: «Я завтра же туда пойду». С меня взяли подписку, чтобы я явился в суд 16 августа, в воскресенье, и отпустили.

Говорите, почему я на гору хожу? Мне надоели ложь, обман, воровство – все это надоело. Это не только «Сода». Россию разворовывают и говорят, что это законно. А еще нам говорят, что нами руководят экстремисты, которые, мол, кричали «Башкирия для башкир». Не было такого! Там никто никогда такого не кричал. Воздух там был так наэлектризован на объединение наций – башкир, татар, русских. Там такое доверительное отношение было между людьми… Меня оскорбляют слова, что «мы – ваххабиты на горе». Я думаю, что это умно придуманный политический ход, чтобы внести раскол… Но мы знали, что на самом деле это не так, поэтому мы шли. И хочу сказать, что сегодня, если не будут услышаны политические требования народа – завтра могут быть услышаны другие слова. Народ обозлен – экономически, социально, политически. Гора – символ нашего объединения.


Продолжение следует…

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу | Начальная школа

Этапы урока

Содержание учебного материала каждого этапа

Деятельность обучающихся

Деятельность

учителя

Самоопределение.

Цель – настроить на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Чистописание (цепочка из букв м, р, ф и петли с закруглением вверху и внизу).

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Выполняют письмо по образцу.

Разгадывают шараду.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Организует письмо по образцу.

Актуализация знаний

Разгадать какое слово спряталось (морфема).

Вспоминают, что такое морфема, морфология.

  • формулировку понятий.

 

Постановка учебной задачи, целей урока.

Цель – закрепить знания о составе слова.

Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну по имени «Морфема».

Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.

Вы готовы к этому?

В путешествие мы отправимся на волшебном корабле.

Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.

Чтобы попасть на волшебный корабль, выполним словарную работу.

 

Дети записывают число и классная работа, словарь. (Берег, до свидания, весело, вместе, интересный, погода, коллектив, ветер).

Организует работу, управляет диалогом и ведет к верному ответу на вопросы. Управляет процессом определения уровня знаний.

Работа по теме урока

1 остров.

В стране «Морфема» живут части слова.

Догадайтесь, какой первый островок?

С чего начнем, друзья, урок?

Нас приглашает окончание?

И у него для нас задание?

А что такое окончание?

(Ответы детей)

Что такое окончание? Какую роль окончание выполняет в нашей речи?

 

— А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

 

— Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн.

— Жители острова «Окончание» задали вам задачу.

 

В, гости, хорошо, а, дом, лучше.

 

— Прочитайте. Получилась ли у вас пословица?

 

— Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении?

( Ответы детей и составление пословицы)

 

Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.

Запишите в тетрадь эту пословицу.

Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу.

( Работа в тетради).

Дети отвечают на вопросы и выполняют задания

1.Выделить в словах окончания.

Вода, море, палуба, земля.

2.Корабль, ветер, мотор.

3.Радио, кино, пальто.

(Индивидуальная работа).

Через подводящий диалог приводит в формулировке понятий.

2 остров.

Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

 

Кто догадался, к какому острову мы приближаемся?

Что такое корень слова?

(Ответы детей)

 

А вот и новая задачка от местных жителей. От данных слов образуйте однокоренные слова.

1 ряд: Лень – (ленивый, леность, лентяй.)

2 ряд: Боль — (больной, заболеть, переболеть.)

3 ряд: Соль –( соленый, посолить, пересолить.)

Что такое однокоренные слова?

Запишите эти слова и выделите корень.

( Работа в малых группах).

 

Через подводящий диалог приводит в формулировке понятий.

 

Физкультминутка.

«Морская звезда».

 

 

 

 

(Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз).

 

3 остров.

А теперь глаза закрыли!

С вами дальше мы поплыли.

 

Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?

 

«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»

Как вы думаете, на каком острове мы оказались?

Почему так решили?

Что такое приставка?

Какую роль выполняет приставка?

А вот и следующее задание от островитян.

Какие слова получились?

Запишите их в тетрадь и выделите приставку.

( Работа в тетради)

Молодцы, и с этим заданием вы справились!

 

Ответы детей.

Выполнение задания.

Какие прставки вы знаете?

 

 

(Работа в парах).

Через подводящий диалог приводит в формулировке понятий.

4 остров.

Продолжается наше путешествие.

Закрыли глаза.

Мы приближаемся к следующему острову.

 

Водичка тепленькая

Погодка чудесненькая.

А не сбились мы в пути?

Что за остров впереди?

 

Почему вы так решили?

А что такое суффикс?

Давайте поиграем!

Назовите детенышей: козы, утки, льва, гуся, слона, кошки.

 

( Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.)

При помощи какой части слова образовались эти слова?

Какой оттенок дал слову суффикс?

(Ответы детей)

Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, и выделите суффикс.

( Работа в тетради)

Ребята, жители последних островов спрашивают, для чего нужны суффиксы и приставки?

(Ответы детей)

 

Ответы детей на вопрос

« Для чего нужны суффиксы? Какие суффиксы вы знаете?».

 

 

 

Через подводящий диалог приводит в формулировке понятий.

Определение задачи на следующий урок.

Молодцы, справились и с этой задачей!

Но мы ещё должны узнать одну морфему, чтобы правильно выполнять морфемный анализ слова.

 

 

 

 

 

Этап самостоятельной работы.

Вот мы и вернулись домой.

Мы повторили все, что знали о частях слова.

  1. А сейчас, в завершении, поупражняемся в самостоятельном

разборе слов по составу.

 

Горка, полет, слово, садик, расписка.

( Работа в тетради)

2.Составьте новые слова, используя выделенные части данных

слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролирует выполнение задания.

Рефлексии.

Оценивание.

Молодцы, ребята! Вы показали, чему научились!

Что вам понравилось на уроке?

А что не понравилось?

Что бы вы хотели изменить?

Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете — и тогда каждый урок будет для вас не скучным, а веселым.

 

Участвуют в учебном диалоге.

 

Домашнее задание.

Карточка.

 

 

 

Разобрать предложение по частям речи

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как сделать разбор предложения по частям речи?


Как подчёркиваются части речи?

Правила и примеры разбора предложения по частям речи:

На выставке экскурсовод рассказывал о современных художниках.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее