ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 5-7 классов
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 5-7 классов1. Игра «НАЙДИ ПАРУ!»
Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].
2. Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить. Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка от добавить).
Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?
3. Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?
1). Длинный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом ткнет,
Там черту проведет.
2). Два брюшка,
Четыре ушка.
3). Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут.
4). На ложке сидит Митрошка,
Свесив ножки.
5). Вся дорожка
Усеяна горошком.
6). Сидит бабка на грядке,
Вся в заплатках.
Кто ни взглянет – тот заплачет.
4. Вспрюшкин – такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?
5. Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг.
– Ишь ты! – сказал Бутузов с любопытством. – Видно иностранец писал.
Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:
– А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это – Вова Бут?
Вова взглянул и руками всплеснул.
Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.
6. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:
Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.
«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.
Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю)
7. Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение) и слово с тремя «е» на конце (длинношеее).
8. Игра «ПРОСТОЕ – СЛОЖНОЕ».
Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).
Вместо слова полотенце – …………………., ключ – ………………………, кнопка – ………………. .
9. Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух», т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)
10. Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)
11. Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:
Т – ты – местоимение
Р – разве – частица
У – удивляться – глагол
Д – десять – числительное
О – ох – междометие
Л – легко – наречие
Ю – юла – существительное
Б – без – предлог
И – или – союз
Е – еловый – прилагательное
Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.
Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но не подсказывать, где ошибка.
12. Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».
В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото – только единственное; щипцы, шахматы – только во множественном.
Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая – существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.
Слова для диктовки: часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.
После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая – первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.
13. Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».
Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например: Единственное число
И. Дело шуток не любит.
Р. От слова до дела целая верста.
Д. Не по сути дело, а по делу суть.
В. Ты за дело, а дело за тебя.
Т. Велик телом, да мал делом.
П. И умен, и пригож, и в деле тож.
Множественное число
И. Дела как сажа бела.
Р. Всех дел не переделаешь.
Д. По твоим делам о тебе судят.
В. Жизнь дана на добрые дела.
Т. Языком не спеши, а делами не смеши.
П. Умен на словах, да глуп на делах.
14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?
15. Игра «КТО БОЛЬШЕ»Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.
Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.
16. Ответьте на шуточные вопросы:
– какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)
– какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он – но)
– какую букву надо спрятать за местоимение,чтобы получить название животного?(За/ я/ц
обучение русскому языку для школьников
Чему ребёнок научится на курсе
Найдено 5 курсов
Показать больше уроков
🌐 Онлайн
📚 Репетитор
📝 3 урока
3 индивидуальных онлайн-урока
Увидеть первый прогресс
- Занятия с репетитором по уникальной программе
- 📆 Онлайн-уроки по 60 минут
- 👩🏫 Персональная программа с учетом целей ученика
- 📚 Онлайн-модуль с теорией и домашними заданиями
- 🧐 Выбор преподавателя и доступ к чату
🌐 Онлайн
📚 Репетитор
📝 8 уроков
8 индивидуальных онлайн-уроков
Подготовиться к контрольной работе
- Занятия с репетитором по уникальной программе
- 📆 Онлайн-уроки по 60 минут
- 👩🏫 Персональная программа с учетом целей ученика
- 📚 Онлайн-модуль с теорией и домашними заданиями
- 🧐 Выбор преподавателя и доступ к чату
🌐 Онлайн
📚 Репетитор
📝 16 уроков
16 индивидуальных онлайн-уроков
Закрыть пробелы в программе
- Занятия с репетитором по уникальной программе
- 📆 Онлайн-уроки по 60 минут
- 👩🏫 Персональная программа с учетом целей ученика
- 📚 Онлайн-модуль с теорией и домашними заданиями
- 🧐 Выбор преподавателя и доступ к чату
🌐 Онлайн
📚 Репетитор
📝 32 урока
32 индивидуальных онлайн-урока
Сделаем из «тройки» твердую «четверку»
- Занятия с репетитором по уникальной программе
- 📆 Онлайн-уроки по 60 минут
- 👩🏫 Персональная программа с учетом целей ученика
- 📚 Онлайн-модуль с теорией и домашними заданиями
- 🧐 Выбор преподавателя и доступ к чату
🌐 Онлайн
📚 Репетитор
📝 48 уроков
48 индивидуальных онлайн-уроков
Сэкономим на домашке 100 часов вашего времени
- Занятия с репетитором по уникальной программе
- 📆 Онлайн-уроки по 60 минут
- 👩🏫 Персональная программа с учетом целей ученика
- 📚 Онлайн-модуль с теорией и домашними заданиями
- 🧐 Выбор преподавателя и доступ к чату
О чем должны знать родители?
Как проходят онлайн-уроки?
Ответственность за результаты каждого ученика
- Наш центр заключает с клиентами официальный договор на оказание услуг
- Кроме того, мы имеем необходимую государственную лицензию, которая разрешает вести образовательную деятельность
Способы оплаты
Математические программы для средней школы
РАСПИСАНИЕ ОЦЕНКИ
Учебник по классической алгебре и геометрии
Наши учащиеся средних классов свободно овладевают алгеброй и геометрией, становятся уверенными в себе и готовы преуспеть.
Как это работает
Мы проводим наших студентов через глубокое изучение алгебраических понятий, помогая им решать сложные математические задачи. Геометрия преподается с упором на формальные доказательства, что является ключом к дальнейшему развитию логики и навыков рассуждения.
Абстрактное мышление
Мы вводим элементы алгебры более высокого уровня и геометрии, основанной на доказательствах, оттачивая ум наших студентов и способность рассуждать на основе сложных идей.
Умственная гибкость
Учащиеся совершенствуют свои знания, регулярно решая нестандартные интересные задачи, заставляя их применять существующую математическую основу для получения новых концепций.
Вызов
Учащиеся выходят из своей зоны комфорта, чтобы решить сложные задачи, которые углубят их понимание и подготовят к тестам и математическим соревнованиям, которые могут их ожидать.
Классная среда
Учащиеся погружены в научный дискурс и дебаты, должны представить логические аргументы в поддержку своих идей и регулярно участвуют в здоровом соревновании друг с другом.
I — Ускоренный уровень
Эта учебная программа, часто лучше всего подходящая для новых учащихся, разработана для того, чтобы помочь учащимся достичь того уровня, на котором они находятся, и вывести их на уровень международных стандартов.
II — Продвинутый уровень
Большинство учащихся переходят на этот уровень, где мы предлагаем сложную учебную программу по математике, которая обеспечивает глубокое понимание, навыки рассуждения и уверенность, необходимые для успеха от начальной до средней школы с отличием и далее.
III — Уровень с отличием
В этой строгой учебной программе очень подробно рассматриваются темы, изучаемые на продвинутом уровне, и регулярно используются задачи соревновательного уровня, которые побуждают учащихся расширять границы своих способностей. Многие учащиеся с отличием также предпочитают участвовать в математических олимпиадах.
Конкурсные программы
Успех в математических олимпиадах прежде всего зависит от глубокой и широкой основы, которая лучше всего реализуется на наших основных занятиях. Для тех, кто заинтересован в более целенаправленном изучении конкурсных материалов, мы предлагаем программу выборочных соревнований, которая готовит как новичков, так и опытных участников к полному спектру национальных и международных математических соревнований.
Узнать больше
Узнать больше
2–3,5 часа в неделю
Учащиеся могут выбрать алгебру, геометрию или и то, и другое, при этом продолжительность занятий варьируется от 2 до 3,5 часов.
Класс
Атмосфера в классе является ключом к нашей методологии. Классы состоят в среднем из 12 учеников, а опытный учитель ведет интерактивный урок.
Домашнее задание
Домашнее задание задается каждую неделю, чтобы закрепить то, чему учили в классе.
Уникальная учебная программа
Наша учебная программа, совершенствовавшаяся в течение двух десятилетий командой талантливых ученых, вдохновлена элитными математическими школами бывшего Советского Союза и адаптирована для образовательной среды США.
1st
Лучшая школа мира по версии Центра талантливой молодежи Джонса Хопкинса!
4-й
Каждый 4-й студент RSM, участвовавший в программе, попал в 5% лучших на AMC8!
21к
21 000 победителей Math Kangaroo по всей стране!
50k+
Выпускники RSM поступают в лучшие университеты мира
Читать далее
Просмотреть все результаты
icon.openЦитатаДорогая мисс Р.! С вами я обрел уверенность в математике, которой раньше не было. Вы помогли мне получить отличные оценки в школе и развить сильную трудовую этику. Вы были таким замечательным учителем.
RSM Студент
7 класс
Почему вас называют «русской» математической школой?
«Русский» происходит от нашего подхода, который основан на элитных математических школах бывшего Советского Союза, адаптированных к условиям США. По русской традиции изучение математики является важнейшим средством умственного развития. Мы преподаем математику таким образом, чтобы не только развивать математические способности, но и развивать интеллект и характер.
Откуда взялась ваша учебная программа?
Мы предлагаем одну непрерывную учебную программу, начиная с K-12. Наша учебная программа и методология, совершенствовавшиеся в течение 20 лет нашей командой талантливых ученых, вдохновлены элитными математическими школами бывшего Советского Союза и адаптированы к американской образовательной среде.
Насколько велики ваши классы? Каково соотношение учителей и учеников?
В нашем классе в среднем 12 человек, и с тремя уровнями в классе мы можем гарантировать, что каждый ребенок будет помещен в класс, который будет достаточно сложным. Классы являются неотъемлемой частью нашей методологии и учебной программы, поскольку окружающая среда позволяет учащимся озвучивать и обсуждать свои идеи и знакомит их с различными способами мышления.
Как долго длятся ваши занятия?
В средней школе продолжительность занятий зависит от того, изучает ли учащийся алгебру, геометрию или и то, и другое. Курсы алгебры проходят раз в неделю по 2,5 часа, геометрии по 1,5 часа.
Зачем моему ребенку геометрия?
Математическое образование не обходится без геометрии. Это новый язык, на освоение которого уходят годы, как с точки зрения продвинутого логического, так и пространственного мышления. Большинство государственных школ предлагают геометрию не более одного года, а некоторые даже меньше, но невозможно полностью выучить геометрию менее чем за три года. Если ваш ребенок увлекается олимпиадами, подготовка по геометрии также необходима, так как регулярно встречаются задачи по геометрии.
Сколько домашних заданий я должен ожидать?
Целью домашнего задания является закрепление того, что было изучено в классе. Наши учителя задают ровно столько, чтобы закрепить навыки, полученные в классе. Домашнее задание — отличный инструмент для оценки знаний вашего ребенка. Это должно занять примерно половину продолжительности урока вашего ребенка. Если домашнее задание занимает неоправданно много времени или слишком мало, это может быть красным флажком, указывающим на то, что ваш ребенок не находится на соответствующем уровне.
Кто ваши учителя?
Все наши учителя имеют опыт работы в области математики или смежных областях и страстно увлечены этим предметом. Они также проходят обширную подготовку, чтобы преподавать в соответствии с нашей специальной методологией и учебным планом.
В каком возрасте лучше всего присоединиться?
Требуется много лет, чтобы разработать глубокую математическую основу, а также тип мышления, на формировании которого мы сосредоточены. С математикой, как с языком или спортом, чем раньше ребенок начнет, тем лучше. Наши ученики начинают рассуждать абстрактными понятиями в начальной школе, а к средней школе они не только знакомы с основными элементами алгебры, но и могут легко применять их при решении задач.
Какова ваша плата за обучение?
Для получения подробной информации об обучении посетите раздел «обучение» в выбранном вами отделении RSM.
Подходит ли ваша программа для моего ребенка?
Мы разработали несколько уровней для каждого класса специально для того, чтобы способствовать развитию каждого ребенка на основе его знаний и способностей. Мы рекомендуем запланировать бесплатную оценку, так как эти занятия позволяют нам понять потребности каждого ребенка и порекомендовать класс, который лучше всего подходит для него или нее.
Не будет ли ваша программа путать моего ребенка в школе?
Концепции, которые мы рассматриваем, являются фундаментальными, и мы изучаем их глубоко. Дети видят понятия с разных сторон. Это не приводит к путанице, а скорее расширяет возможности учащихся, углубляя их понимание. Поскольку наша учебная программа, как правило, опережает общеобразовательную школу, дети часто сначала изучают понятия в RSM. Как только они освоят их, мы обнаружим, что они могут адаптироваться к любому школьному формату.
проблем с домашним заданием в России и за рубежом
Реферат
В статье анализируются домашние задания школьников в России и за рубежом. Она рассматривается как самостоятельная внеурочная образовательная деятельность школьников, разработанная и сопровождаемая учителем для достижения запланированных результатов обучения. В меняющихся условиях жизни встает вопрос о пересмотре основ домашнего задания, решении проблемы его эффективности, что требует выявления трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при планировании домашнего задания и его выполнении. Проведенное исследование позволяет решить вопросы о том, можно ли обойтись без домашних заданий, как для этого нужно строить образование и какова специфика домашних заданий в России и за рубежом.
Ключевые слова: Домашнее заданиедизайнорганизацияпедагогическое сопровождение
Введение
Одной из целей школьного образования в XXI веке является формирование личности, способной профессионально и жизненно адаптироваться к быстро меняющемуся миру, готовой к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, владеющей современными способами и средствами приобретение знаний и опыта.
В настоящее время активно обсуждается необходимость домашнего задания, его функции и возможности изменения для успешного достижения целей, поставленных перед школьным образованием.
В нашем исследовании под домашним заданием понимается «самостоятельная внеурочная образовательная деятельность школьников, разрабатываемая и сопровождаемая учителем в целях достижения ими запланированных результатов обучения» (Ускова, 2019, с. 38). Домашнее задание — специально подобранное или разработанное преподавателем учебное задание, предназначенное для самостоятельного выполнения обучающимися во внеаудиторное время.
Домашнее задание, как форму самостоятельной деятельности учащихся в общеобразовательных школах, можно рассматривать как промежуточный этап между классной работой, проводимой под руководством учителя, и этапом, на котором умения и навыки самостоятельной работы уже сформированы у учащегося и активно используется в дальнейшем обучении и самообразовании.
В отечественной педагогике домашние задания школьников изучались в 50-70-х годах ХХ века, в настоящее время эти исследования являются классическими и служат базой для всех последующих. Так, домашняя работа в эти годы рассматривалась как неотъемлемая часть учебного процесса (И.П. Подласый, Л.П. Крившенко), форма организации обучения (Поспелов Н.Н., Лихачев Б.Т.), средство формирования у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности. (Данилов М. А., Есипов Б. П., Скаткин М. Н., Колбаско И. И., Громцева А. К.), преодоление неуспеваемости учащихся (Аракелян Г. А., Данилов М. А.), развитие творческой самостоятельности (Степанова Л. В., Филоненко Л. А.), формирование навыков самоконтроля (Оробей И. С. , Сотова И. А.).
Практически все исследователи того времени выделяют основную проблему выполнения домашних заданий — проблему перегрузки учащихся домашними заданиями и предлагают пути нормализации нагрузки (Вивюрский В. Я., Мендлина С. Л., Поспелов Н. Н., Скаткин М. Н., Сухомлинский В. А.), способы регулирования объема домашних заданий (Гаршина Е. А., Мендлина С. Л., Монахов В. М.), внедрение комплекса здоровьесберегающих технологий обучения (Дзятковская Е. Н., Скокова Л. В.).
В 70-е годы ХХ века изучение практики проектирования домашних заданий стало развиваться в частных методах, а после 90-х годов ХХ века проблема организации домашних занятий с учетом обновления социокультурных условий, нормативно-правовой базы в сфере образования и развития информационно-коммуникационных технологий не исследовалась.
За рубежом достаточно активно обсуждается проблема домашней работы, в том числе вопросы ее эффективности. В ряде стран домашние задания значительно сокращены, так как результаты некоторых исследований показали, что домашние задания не улучшают успеваемость школьников, а способствуют развитию стресса у учащихся и их родителей, росту социального неравенства. Это значительно сокращает время, которое учащиеся тратят на спорт, развитие своих талантов и отдых, особенно в начальной школе (Alfie, 2006; Cheung & Leung-Ngai, 19 лет).91; Галлоуэй и др., 2012).
Домашняя работа за рубежом основывается на конструктивистском и социокультурном подходах, из которых первый поддерживает домашнюю работу, выделяя ее важные для личностного развития аспекты, а второй ставит под сомнение ее необходимость, отмечая отрицательные стороны. Так, конструктивисты Вуд и Брунер считали, что домашнее задание способствует развитию у учащихся самостоятельного и критического мышления. Вуд (1988) пришел к выводу, что помощь родителей играет огромную роль не только в качестве выполнения домашних заданий, но и в развитии у учащихся саморефлексии. Родители, которые помогают детям с домашним заданием, развивают у них навыки «условного обучения», благодаря которым школьники могут подстраивать учебные задачи под свой темп и прогресс в обучении (Вуд, 19 лет).88, с. 79). Такой подход предполагает, что каждое домашнее задание родители обсуждают с ребенком, думают и обсуждают с детьми, как подойти к заданию, что нужно сделать.
Конструктивисты Лайт и др. (1991) в своих исследованиях подчеркивали важную роль домашних заданий детей в социализации. Благодаря тесному общению с родителями в процессе выполнения домашних заданий меняется восприятие окружающего — от восприятия себя одиноким мыслителем к восприятию себя как участника образовательного процесса, встроенного в социальные отношения.
Конструктивисты обратили внимание на положительную роль домашних заданий в развитии мотивации учащихся к обучению. Важное значение они придавали поощрению детей и развитию у учащихся чувства удовольствия от умения контролировать свою учебную деятельность, которое формируется, прежде всего, в процессе выполнения домашних заданий с участием родителей (Harlen & Qualte, 2004).
Социокультурный подход подчеркивает необходимость рассмотрения образовательной деятельности в социальном и культурном контексте. Современные школьные коллективы учащихся – это дети, принадлежащие к разным образовательным культурам, с разными физическими и умственными возможностями. Главный тезис против домашних заданий состоит в том, что они способствуют социальному расслоению учащихся. Не все семьи могут организовать рабочее место ученика, не все родители могут помочь с домашним заданием, не все семьи могут пригласить репетиторов и т. д.
В Испании почти полностью отказались от домашних заданий. В Норвегии, Финляндии и Нидерландах домашнее задание выполняется крайне редко. Так, в среднем домашнее задание в Финляндии занимает 2,8 часа в неделю. В Бразилии и Аргентине 3,3 и 3,7 соответственно. В Японии, Гонконге, Тайване и Израиле домашние задания недоступны в начальной школе, а в начальной школе их очень мало. В Японии на выполнение домашних заданий уходит 3,8 часа в неделю, а в Израиле — 4,6. (Домашнее задание по всему миру, 2017; Минке, 2017).
Постановка проблемы
Изменившиеся бытовые условия, а соответственно и требования к образованию, вызывают необходимость пересмотра основ выполнения домашнего задания, внесения изменений в его конструкцию и организацию. Для этого, прежде всего, необходимо выяснить, какие проблемы стоят перед учителями при оформлении домашнего задания и перед учащимися при его выполнении.
Исследовательские вопросы
Насколько эффективна домашняя работа, при каких условиях можно обойтись без нее;
В чем специфика выполнения домашних заданий в нашей стране и за рубежом;
Какие проблемы возникают при организации и научно-педагогическом сопровождении домашних работ.
Цель исследования
Проанализировать исследования зарубежных и российских ученых по организации домашнего задания школьников, а также педагогической практики выявить проблемы педагогов в разработке, организации и выполнении домашнего задания в России и мире, описать трудности его реализации учащимися.
Методы исследования
Анализ и обобщение результатов педагогического исследования, анализ нормативных документов и локальных актов организаций образования, педагогическое наблюдение за обучающимися на уроках и внеурочной деятельности, анкетирование школьников и их родителей, беседы с учителями.
Находки
Изучение зарубежной литературы показало, что существуют три основные цели домашней работы: закрепление знаний и умений; подготовка к введению нового учебного материала и формирование умений использовать уже полученные знания и умения в новой образовательной ситуации.
При закреплении знаний и умений в процессе выполнения домашних заданий выполняются уже введенные в классе задания для повышения скорости их выполнения, оттачивания навыков, закрепления конкретных навыков.
Подготовка к ознакомлению с новым учебным материалом направлена на подготовку учащихся к следующему уроку. Учащиеся просматривают материалы, которые будут представлены на следующем уроке, пользуясь, как правило, учебником и выписывают основные идеи, чтобы легче было воспринимать новые знания.
Формирование умений использовать уже полученные знания и умения в новой образовательной ситуации способствует более легкому переходу учащихся к новым учебным задачам. Учителя используют эту форму домашнего задания, чтобы побудить учащихся сотрудничать со сверстниками и проявлять творческий подход в процессе обучения (Rosário et al., 2015).
Для того чтобы домашнее задание выполнялось эффективно, по мнению ряда зарубежных исследователей, необходимо конкретизировать учебные цели. По мере того, как их определение становится более ясным, дизайн инструментария для домашних заданий становится более целенаправленным. На данном этапе определяется минимальный уровень знаний и умений, которыми должны овладеть студенты. Следующий этап планирования домашнего задания предполагает четкое определение времени, необходимого для его выполнения. Времени должно хватить на всех учащихся, включая слабых и отстающих (Cooper et al., 2006).
Ваттеротт в своей книге «Переосмысление домашних заданий: передовой опыт, отвечающий различным потребностям» (2018 г. ) показывает, как современные проблемы образования меняют роль домашних заданий в обучении. Он отмечает, что традиционный подход к домашнему заданию, а именно предложение рассматривать одинаковые проблемы для всех учащихся и наказание школьников за невыполнение домашнего задания, не способствует учебным достижениям всех учащихся. Ваттеротт выделяет ряд факторов, которые учителям необходимо учитывать при разработке современных домашних заданий: 1) развитие стиля мышления; 2) использование передового опыта исследований в области когнитивных наук; 3) разработка на основе новых знаний домашних заданий, способных побудить учащихся выполнять домашнее задание, не нарушая баланса между школой и жизнью (Rosário et al., 2015; Vatterott, 2018).
Зарубежные исследования показывают некоторые современные стратегии обучения, которые когнитивные психологи рекомендуют для успешной домашней работы. Это приемы поиска, интервальные приемы и приемы чередования. Как следует из названий, «поиск» — это извлечение информации из памяти без использования заметок или учебника; «Интервал» — это количество времени, необходимое учащемуся между домашними заданиями. Действия, направленные на извлечение информации, синтез и анализ, более эффективны, чем перечитывание. Практика чередования условий выполнения учащимися домашнего задания предполагает, что учащийся на какое-то время откладывает домашнее задание, переключаясь на другое задание; позже, как правило, он находит более интересное решение своей проблемы. Такой стиль работы способствует развитию долговременной памяти, а учебные достижения становятся намного выше по сравнению с теми, что получены при зубрежке (Boaler, 2015).
Чередование домашних заданий также является современной стратегией обучения, при которой учащиеся объединяют или чередуют несколько тем или задач в течение одного дня выполнения домашнего задания. Исследования показывают, что такие домашние задания особенно эффективны для развития навыков категоризации и логики (Ellis et al., 2015).
Зарубежная педагогика в новых условиях предлагает разнообразные методические подходы к организации и проведению домашних работ. Одним из них является так называемый «двухцветный подход к еженедельному домашнему заданию»: 1) первоначально учащиеся работают над заданиями вне аудитории, записывая в учебном материале свои мысли о том, чего они не понимают; 2) вернувшись в класс, учащиеся обсуждают и выясняют непонятные им вещи, исправляют ошибки и записывают замечания учителя по выявленным ими проблемным местам.
Методика «Перевернутый класс» представляет собой систему домашних заданий, в которой урок в школе меняется местами с домашним заданием. Учебник в данном случае выступает в роли учителя и является источником первого контакта учащихся с материалом. При такой системе несколько заданий охватывают одну и ту же тему, и только часть из них выполняется в рамках групповой работы на уроке. При этом изначально учащиеся должны ориентироваться не на конкретный материал, задачи, примеры, а на концептуальное осмысление общей тематики задач (Greenwald & Holdener, 2019).; Хёке, 2017).
Отметим, что элементы вышеуказанных стратегий применяются и в российских школах. При этом важно отметить, что в российском образовании формирование у учащихся умений обучаться, то есть самостоятельно приобретать знания, осмысливать, внедрять в существующую систему, применять для решения возникающих задач. В связи с этим должна произойти перестройка домашней работы, ее направленность на формирование учебной деятельности, расширение ее функций. Однако на практике такой реструктуризации еще не произошло.
В результате исследования, проведенного в общеобразовательных школах России, выявлено, что домашнее задание является традиционной составляющей учебного процесса и дается учащимся практически на каждом уроке ежедневно (Виноградова, 2019; Ускова, 2019; Жданов, 2019).
Обобщение и систематизация результатов исследования позволили сделать выводы о проблемах выполнения домашних заданий, к которым относятся:
1. Единообразие домашних заданий, составляющих домашнее задание учащихся. Домашнее задание по форме и содержанию является традиционной составляющей учебного процесса: большинство домашних заданий представляют собой упражнения из учебника или печатной рабочей тетради. Однако ежедневное выполнение монотонных домашних заданий приводит к снижению учебной мотивации, утрате интереса к изучаемому предмету, избирательности в выполнении домашних заданий.
2. Целью домашнего задания является в основном повторение и закрепление изученного на уроке материала, а также завершение классной работы. При постановке целей при оформлении домашнего задания учителя руководствуются, в первую очередь, повторением и закреплением полученных на уроке знаний, нередко содержание самостоятельной работы учащихся становится частью классной работы, которую они не успели выполнить на уроке. урок.
3. Студенты перегружены домашним заданием. Проблема переутомления школьников домашним заданием поднимается в педагогической литературе с середины 19 в.ХХ века и до сих пор не решен. В то же время с введением новых учебных предметов, расширением содержания образовательных программ и развитием корпуса дополнительных средств обучения и учебной литературы быстро растет объем домашних заданий.
Проблема перегрузки учащихся домашними заданиями тесно связана с проблемой обучения учителей-предметников планированию современного урока в вузах и на курсах повышения квалификации, в которых знания по организации домашнего задания преподносятся как несущественные. Именно поэтому зачастую учителя не придерживаются норм времени, изложенных в санитарно-эпидемиологических требованиях, отводимых учащимся на подготовку домашнего задания, и не всегда могут правильно рассчитать время на выполнение набора с учетом возраста и психофизиологического этапа развития учащихся.
4. Плохая организация этапа проверки домашнего задания. В связи с объемом домашнего задания, поставленного перед учащимися, преподаватель не всегда имеет возможность организовать проверку качества каждого выполненного домашнего задания. Однако отсутствие систематического контроля домашних заданий приводит к тому, что учащиеся перестают выполнять домашнее задание или делают его нерегулярно.
5. Отсутствие единых требований к выполнению и оценке домашних заданий. В образовательных организациях не существует единого регламента домашних заданий. Так, у учителей математики или русского языка, работающих в одной школе, могут быть разные требования к оформлению самостоятельно выполненной работы в тетради.
Оценка домашних заданий не регламентирована в части выставления оценок в журнале. На окончательную оценку и текущую успеваемость влияет оценка, поставленная в электронном или традиционном журнале. Но при выполнении ежедневных домашних заданий по русскому языку, математике и другим предметам ученик получает только поставленную в тетради оценку. Инициатива учащегося, тщательность выполнения задания, последовательность выполнения, аккуратность и аккуратность не поощряются и не поддерживаются хорошей оценкой.
6. Недостаточная реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Домашняя работа – это такая работа, в которой в полной мере может быть реализован индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Однако в общеобразовательной школе типичным примером реализации дифференцированного подхода учителя называют дополнительные одно-три задания из учебника, добавленные к основному домашнему заданию для слабоуспевающих учащихся. При этом чаще всего задается одно домашнее задание на весь класс.
7. Неадекватное использование ресурсов образовательной информационной среды в практике проектирования домашних заданий. В практике проведения уроков современными учителями используются различные виды электронных средств обучения и компьютерных программ, учебные материалы демонстрируются на экранах, однако в процессе организации домашних занятий практически не учитываются новые возможности информационно-образовательной среды. использовал. Анализ электронных дневников школьников показал, что они используются только для записи домашних заданий.
8. Проблема списания ответов на задания из учебника. Организация домашних заданий на основе учебника становится малоэффективной в современном мире в связи с тем, что практически во всех учебно-методических комплектах теперь есть готовые ответы на все задания, распечатанные в традиционной форме или размещенные на интернет-сайтах. Таким образом, учащиеся не выполняют поставленную задачу, а просто переписывают ответы, которые часто предлагаются с существенными ошибками.
Заключение
Исследование позволяет сделать несколько выводов:
на современном этапе развития русской школы полная отмена домашних заданий нецелесообразна;
необходимо изменить практику проектирования, организации и сопровождения надомной работы учителями;
правомерно расширить функции домашнего задания от повторения и закрепления изученного на уроке материала до формирования умений учиться, самостоятельно приобретать и обрабатывать знания, применять их для решения новых познавательных задач.
Благодарности
Работа выполнена в рамках государственного задания Института стратегии развития образования РАО по теме «Научно-педагогическое обеспечение выполнения домашних заданий школьников» (интернет-номер АААА-А20-120012300059-1).
Ссылки
- Алфи, К. (2006). Миф о домашнем задании. Да Капо Пресс.
- Боалер, Дж. (2015). Математическое мышление: раскрытие потенциала учащихся с помощью творческой математики, вдохновляющих сообщений и инновационного обучения. Уайли. https://doi.org/10.1080/14794802.2016.1237374
- Ченг, С. К., и Леунг-Нгай, Дж. М. Ю. (1991). Влияние домашней нагрузки на физическое и психологическое самочувствие детей. Журнал Гонконгской медицинской ассоциации, 44(3), 146-150.
- Купер, Х., Робинсон, Дж. К., и Паталл, Э. А. (2006). Улучшает ли домашнее задание успеваемость? Обобщение исследований, 1987-2003 гг. Обзор образовательных исследований, 76 (1), 1-62. https://doi.org/10.3102/00346543076001001
- Эллис, Дж., Хэнсон, К., Нуньес, Г., и Расмуссен, К. (2015). Помимо plug and chug: анализ домашнего задания по исчислению I. Международный журнал исследований в области математического образования бакалавриата, 1 (2), 268–287. https://doi.org/10.1007/s40753-015-0012-z
- Галлоуэй, М. , Коннер, Дж., и Поуп, Д. (2012). Неакадемические эффекты домашних заданий в привилегированных, высокоэффективных средних школах. Журнал экспериментального образования, 81 (4), 490-510. https://doi.org/10.1080/00220973.2012.745469
- Гринвальд, С. Дж., и Холденер, Дж. А. (2019). Создание и выполнение эффективных домашних заданий. Проблемы, ресурсы и проблемы в области математических подземных исследований, 29 (2), 103–110. https://doi.org/10.1080/10511970.2018.1553809
- Харлен, В., и Куальт, А. (2004). Преподавание естественных наук в начальной школе. Дэвид Фултон. https://doi.org/10.4324/9781315398907
- Hoeke, CH (2017). Практика домашних заданий: восприятие учителем и родителями эффективности и цели (магистерская диссертация). Государственный университет Восточного Теннесси.
- Домашнее задание по всему миру (2017). https://teach.com/blog/homework-around-the-world
- Лайт П., Шелдон С. и Вудхед М. (1991). Учимся думать. Рутледж. https://doi. org/10.4324/9781315824758
- Минке, Т. А. (2017). Типы домашних заданий и их влияние на учащихся. Кульминационные проекты в области развития учителей, 39. https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.2000.tb01993.x
- Росарио, П., Нуньес, Дж. К., Вальех, Г., Кунья, Дж., Нуньес, Т., Мурао, Р., и Пинто, Р. (2015). Имеет ли значение дизайн домашнего задания? Роль цели домашнего задания в успеваемости учащихся по математике. Современная педагогическая психология, 43, 10-24. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2015.08.001
- Ускова И. В. (2019). Дидактические основы домашней учебной работы в основной школе в условиях современной информационно-образовательной среды. Отечественная и зарубежная педагогика, 2(59), 35-49. https://doi.org/10.24411/2224-0772-2019-10004
- Ваттеротт, Калифорния (2018). Переосмысление домашнего задания: передовой опыт, отвечающий различным потребностям (2-е издание). АССД.
- Виноградова, Н. Ф. (2019). Нужны ли домашние задания, и если нужны, то какие? [Нужна ли вам домашняя работа, и если да, то какая?].