Ы разбор фонетический разбор слова: Фонетический разбор слова и звуко-буквеннный анализ

Содержание

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова онлайн

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова онлайн

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слов онлайн. Транскрипция, слоги и цветовые схемы. Справочные материалы.

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Освоив их, вы сможете делать фонетический разбор слова.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Фонетический разбор слова — определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки, и как составляется транскрипция. Если вы не знакомы с этими понятиями, советуем прочитать материалы о звуках русского языка и правила фонетики. Фонетический разбор помогает определить состав слова с точки зрения букв и звуков, поэтому его ещё называют звуко-буквенным разбором.

Сайт phoneticonline.ru содержит примеры фонетического разбора слов русского языка всех частей речи. Воспользуйтесь формой поиска для просмотра фонетического разбора нужного слова. Разбор слова делается с помощью программы в автоматическом режиме. Советуем использовать фонетический разбор исключительно для самопроверки, так как он может быть неверным либо используемые нами правила могут отличаться от правил вашей учебной программы.

Будьте внимательны! Фонетический разбор различен для слов с одинаковым написанием и различным ударением: доро́га и дорога́ — различные слова, имеют разные значения, сне́га и снега́ — одно и то же слово, но записано в единственном и множественном числе.
Часто вместо буквы ё пишут букву е: елочный, трехкомнатная. В фонетическом разборе есть разница между буквами. Для получения правильного разбора слова должны быть записаны через букву ё: ёлочный, трёхкомнатная.

Смотрите план фонетического разбора с примерами в устной и письменной форме. Примеры также можно найти среди слов, которые проверяли посетители сайта: крупненький, каретка, копуша, томагавк, неплатёж, Русалочке, раздробление, смешу, серединочка, сквернее, Замякина, фразовая, разграничительной, фонетическим, сглаживатель, закадычные, голубеньких, остуженной, беспокоясь, надруб и другие. За всё время посетители запросили более 700 тысяч слов в разных склонениях и формах. Среди них часто запрашиваемых — 197664 слова.

phoneticonline.ru — фонетический (звуко-буквенный) разбор слов

Фонетический разбор слова. Начальная школа.

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

Фонетика – раздел науки о языке,  в котором изучаются звуки речи.

Буквы –  это  графические   знаки,  с  помощью которых  звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова,  мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

  • А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща  [ч’ащ’а], часы  [ч’асы].
  • Я,  Ё,  Ю,  И, Е –  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются  всегда твердыми:
    мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли  [м’усли], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].

 

  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е – йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и  дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э] :
      Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [пэна].
    • Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный [й’] и соответствующий гласный,  если они  стоят
      • в  начале  слова: яма  [й’aма ], ёлка  [й’олка],  юла  [й’у ла ],  ель  [й’э л’];
      • после гласных: маяк [май’ак],  поёт  [пай’от],  поют [пай’ут],  поел [пай’эл];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ],  объём [абй’ом], вьюга [вй’уга],  съезд [сй’эст].

 

  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи [ч’й’и],  лисьи  [лис’й’и]
  • [й’] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”

Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.    На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы,  зубы и язык)  в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    • Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке),  всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’],  [з’],  имеют парные звуки по звонкости/глухости.
    •   Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С  –  глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’]  имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ  –  [х], [х’], [ц], [ч’],  [щ’] – всегда глухие,  не имеют парных по звонкости/глухости .
    • Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
      •  «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
      • Фока, хочешь поесть щец?

Для того чтобы определить,  звонкий или глухой согласный, ребёнок  закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

  • Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
  • Мягкие:   [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].  При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно  различать для правильного произношения и написания слов:  мол [мол]  – моль [мол’],  угол [угол] – уголь [угол’], нос [нос] – нёс [н’ос].

 

  • Л, М, Н, Р, Й –  всегда звонкие.
  • Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
  • X, Ц, Ч, Щ –  всегда глухие  согласные.
  • Ч,  Щ,  Й  –  всегда мягкие  согласные.
  • Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
  • Ж, Ш,Ч, Щ –  шипящие.

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ  (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ  СЛОВА

  1. Запишите слово.
  2. Поставьте ударение.
  3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.
  6. Опишите звуки:
    • Гласный, ударный или безударный.
    • Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  7. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв.
К [к] согл., глух., тв.
О [а] глас, безудар.
Л [л’] согл.,  звон., мягк.
Е [э] глас, удар.
Ч [ч’] согл., глух., мягк.
К [к] согл., глух., тв.
О [а] глас, безудар.
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв.
Е [й’] согл.,  звон., мягк.
[э] глас, удар.
Л [л’] согл.,  звон., мягк.
Ь  [-] не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л

Обратите внимание !

  • Для гласных.

    1. Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е  – йотированные.
      • Если  эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
        • Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]:   Лён –  [л’ о н] –  3  буквы,  3  звука.
      • Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
        • Я – [й’а], Ё – [й’о], Ю – [й’у], Е – [й’э]: Ёлка –  [й’  о л к  а] –  4 буквы,  5  звуков. Поёт [пай’о т  ] – 4 буквы, 5 звуков.
    2. Буква И
      • после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и],  лисьи  [лис’й’и];
      • после согласных Ж, Ш, Ц   даёт звук [ы]:
        • зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
    3. гласная О  под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
      • кОтик – [ кОт ‘ и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
    4. гласная Е  под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
      • лес [л’эс],  лесА [л’исА] (см.   лисА [л’исА]), весна [в’исна];
    5. в некоторых  иноязычных словах перед гласной Е  согласный произносится твёрдо:
      • кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
    6. гласная Я под ударением даёт звук [а],  а без ударения [э], [и]:
      • мяч – [м’ач’], рябина – [р’эб’ина], пятно – [п’итно].
  • Для согласных.

    1. парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
      • гриб – [гр’ и п], лавка – [л а ф к а];
    2. Й, Ч, Щ  – [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие;
    3. Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
    4. Если в слове рядом стоят несколько  согласных, то  в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но  буквы в,д, л, т пишутся:
      • чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
    5. сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН – [зн]:
      • звёздный – [з в’ о з н ы й’], лестница – [л’ эс ‘н’и  ц а].
    6. иногда на месте буквы Г  перед глухой согласной произносятся звуки [к],  [х]:
      • когти –  [к о к т’ и], мягкий –  [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
    7. иногда буква С  в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
      • сделал – [з’ д’  э л а л].
    8. между  корнем  и  суффиксом  перед мягкими согласными согласные  могут  звучать  мягко :
      • зонтик – [з о н’ т ‘и к];
    9. иногда  буква  Н  обозначает  мягкий  согласный  звук  перед  согласными Ч, Щ:
      • стаканчик – [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик – [см’э н’ щ’ и к];
    10. Удвоенные  согласные располагаются
      •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа [ груп:а],  вАнна [ ван:а];
      • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
    11. сочетания ТСЯ, ТЬСЯ   (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
      • бриться – [бр’ иц:а];
    12. иногда   сочетание  ЧНЧТ  произносится  как   [ш]:
      • конечно  – [ кан ‘ эшна ], скучно  – [ скушна ],  что –  [ш т о], чтобы –  [штобы];
    13. буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ  обозначают звук [щ’]:
      • щавель  [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый  [ щ ‘асливый ‘ ],  извозчик  [извощ ‘ик], перебежчик  [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
    14. в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г  произносится как [в]:
      • белого – [б’ Э л а в а].

Фонетический разбор слова «пчёлы»

Чтобы выпол­нить фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «пчё­лы», раз­де­лим его на фоне­ти­че­ские сло­ги и поста­вим уда­ре­ние. Запишем зву­ча­ние суще­стви­тель­но­го и оха­рак­те­ри­зу­ем каж­дый звук.

Фонетический, или звуко-буквенный, раз­бор сло­ва «пчё­лы» выпол­ним в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти. С этой целью вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом фоне­ти­че­ско­го разбора.

Фонетический разбор

Прочитаем сло­во и установим

  1. сколь­ко в нем име­ет­ся сло­гов, кото­рые обра­зу­ют глас­ные звуки;
  2. опре­де­лим удар­ный слог;
  3. назо­вем зву­ки, из кото­рых оно состоит;
  4. оха­рак­те­ри­зу­ем каж­дый звук. Если это глас­ный, то уста­но­вим, удар­ный он или без­удар­ный; если это соглас­ный звук, то ука­жем: твер­дый или мяг­кий, звон­кий или глу­хой; уста­но­вим, какой бук­вой обозначен.
  5. Подытожим, сколь­ко в сло­ве содер­жит­ся зву­ков и сколь­ко букв.

Звуко-буквенный разбор слова «пчёлы»

В нём содер­жит­ся два глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же слогов:

пчё-лы.

В рыжих тель­няш­ках пчёлы

Снова коман­дой весёлой

Вдоль по цве­точ­ной реке

Утром плы­вут налегке.

И воз­вра­тят­ся с добычей

В улей род­ной, как обычно,

Мёд при­не­сут золотой

С реч­ки цве­точ­ной домой.

                                                   Л. Слуцкая

При про­из­но­ше­нии в сло­ве «пчё­лы» удар­ным явля­ет­ся пер­вый слог. Следующий шаг фоне­ти­че­ско­го раз­бо­ра — запи­шем зву­ча­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го в виде транскрипции:

[п ч’ о л ы].

Затем вер­ти­каль­но рас­по­ло­жим зву­ки и оха­рак­те­ри­зу­ем каж­дый из них:

  • бук­ва «п»  обо­зна­ча­ет звук [п] соглас­ный глу­хой пар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ве «ч» соот­вет­ству­ет звук [ч’]  соглас­ный глу­хой непар­ный, мяг­кий непарный;
  • бук­ва «ё» пере­да­ёт звук [о] глас­ный ударный;
  • бук­ва «л» — это звук [л] соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «ы» обо­зна­ча­ет звук [ы] глас­ный безударный.

Завершающий шаг фоне­ти­че­ско­го, или звуко-буквенного, раз­бо­ра — под­счет коли­че­ства букв и зву­ков ана­ли­зи­ру­е­мо­го слова.

          В сло­ве «пчё­лы» содер­жат­ся 5 букв и 5 зву­ков.

О том, как выбрать бук­ву «ё» или «о» в этом сло­ве, поин­те­ре­су­ем­ся в ста­тье «Написание букв «ё» («е»), «о» после шипя­щих в корне слов».

Скачать ста­тью: PDF

Примеры и комментарии / Фонетический разбор / Русский на 5

Мы многое делаем по образцам. Поэтому здесь приводятся примеры и комментарии. Кроме этого, на сайте есть Фонетический словарь. Познакомься и с ним: он содержит слова,  которые посетители сайта включают в свои поисковые запросы. Списки слов постоянно пополняются. Можно оставить заявку на разбор слова.

Внимательно изучи образцы фонетического разбора:

Ель 

ель — слово из одного слога.







е [й’] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
[э] — гл. ударн.
л [л’] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
ь [–]  

3 б., 3 з.

 

Комментарий: 

  • буква е в начале слова обозначает два звука: [й’] и [э]
  • буква ь обозначает мягкость предшествующего согласного
  • звук [й’]  — непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости
  • звук [л’] — непарный по глухости-звонкости, сонорный 

 

Высокий

 вы-со´-кий — слово из трёх слогов, 2-ой слог ударный. 










в [в] — согл. , зв., тв.
ы [ы] — гл. безуд.
с [с] — согл., глух., тв.
о [о´] — гл. ударн.
к [к’] — согл., глух., мягк.
и [и] — гл. безуд.
й [й’] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

7 б., 7 з.

 

Комментарий:

  • гласные [ы] и [и] — в безударном положении произносятся короче, слабее, но не меняют своего качества
  • звук [й’] — непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный

 

Объезд 

объ-е´зд — слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.










о [a] — гл. безуд.
б [б’] — согл., зв., тв.
ъ [–]  
е [й’] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[э´] — гл. ударн.
з [с] — согл., гл., тв.
д [т] — согл., гл., тв.

6 б., 6 з.

 

Комментарий:

  • буква е после разделительного твёрдого знака обозначает два звука: [й’] и [э] 
  • звук [т] — пример оглушения звонких на конце слова
  • звук [c] — пример оглушения звонкого в позиции пред глухим
  • слово может произноситься и по-другому: [абй’эст], т. е. с твёрдым произношением [б]

 

Лыжи 

 лы´-жи — слово из двух слогов, 1-й слог ударный. 







л [л] — согл., зв. непарн., тв.
ы [ы´] — гл. ударн.
ж [ж] — согл., зв., тв. непарн.
и [ы] — гл. безуд.

4 б., 4 з.

 

Комментарий:

  • звук [л] — непарный по глухости-звонкости, сонорный
  • звук [ж] — непарный по твёрдости-мягкости, написание после него буквы и — это традиционное написание
  • буква и обозначает звук [ы], согласный [ж] — твёрдый, написание и после ж традиционное. 

 

Вьюга

вью´-га — слово из двух слогов, 1-й слог ударный.









в [в’] — согл., зв., мягк.
ь [–]  
ю [й’] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[у´] — гл. ударн.
г [г] — согл., зв., тв.
а [ъ] — гл. безуд.

5 б., 5 з.

 

Комментарий:

  • буква ь здесь разделительный мягкий знак
  • буква ю после разделительного мягкого знака обозначает два звука: [й’] и [у]
  • звук [й’] — непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный
  • конечный гласный звук в слабой заударной позиции подвергается редукции: [ъ] 

 

Его 

 е-го´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.







е [й’] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[и] — гл. безуд.
г [в] — согл., зв., тв.
о [о´] — гл. ударн.

3 б., 4 з.

 

Комментарий:

  • Буква е в начале слова обозначает два звука: [й’] и безударный [и]
  • буква г пишется по традиции в окончаниях прилагательных, числительных местоимений: ого, его – нового, синего, первого. Пишем г, произносим [в]

 

Праздный 

пра´-здный – слово из двух слогов, 1-й слог ударный.











п [п] — согл., глух., тв
р [р] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
а [а´] — гл. ударн.
з [з] — согл., зв, тв.
д [–]  
н [н] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы] — гл. безуд.
й [й’] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

8 б., 7 з.

 

Комментарий:

  • звуки [р] и [н] непарные по глухости-звонкости, сонорные
  • буква д пишется, потому что в сильной позиции в корне праздн есть [д]: празден (краткая форма прилагательного, ед. ч., м.р.)
  • звук [й’] непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный

 

Вести´ 

 ве-сти´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.








в [в’] — согл., зв., мягк.
е [и] — гл. безуд.
с [с’] — согл., глух., мягк.
т [т’] — согл., глух., мягк.
и [и´] — гл. ударн.

5 б., 5 з.

 

 Комментарий:

  • Звук [с’] – пример позиционного изменения согласных по твёрдости-мягкости
  • Буквы е и и показывают, что согласные перед ними мягкие

 

Везти

ве-зти´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.








в [в’] — согл, зв., мягк.
е [и] — гл. безуд.
з [с’] — согл., глух., мягк.
т [т’] — согл., глух., мягк.
и [и´] — гл. ударн.

5 б., 5 з.

 

  • Звук [c’] – пример позиционных изменений согласных по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости
  • Буквы е и и показывают, что согласные перед ними мягкие

 

Революция 

ре-во-лю´-ци-я — слово из 5 слогов, 3-й ударный.













р [р’] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
е [ь] — гл. безуд.
в [в] — согл., зв., тв.
о [а] — гл. безуд.
л [л’] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
ю [у´]  — гл. ударн.
ц [ц] — согл., глух. непарн., тв. непарн.
и [ы] — гл. безуд.
я [й’] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[a] — гл. безуд.

9 б., 10 з.

 

Комментарий:

  • звуки [р’] и [л’] — непарные по глухости-звонкости, сонорные
  • звук [ь] — так обозначается безударный гласный, произносимый в заударных и предударных слогах (кроме 1-го предударного) после мягких согласных
  • звук [ц] — непарный по обоим признакам: по твёрдости-мягкости и по глухости-звонкости
  • буква и обозначает звук [ы], потому что в корне слова после буквы ц пишется и: революция – [р’ьвал’уцый’а] .
  • буква я после гласных произносится как два звука: [й’] и [a]. Гласный находится в слабой позиции, заударном слоге, подвергается редукции. 

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова, транскрипция.

Онлайн сервис

{{ info }}