Есенин. Описание типа в соционике
Каждый соционический тип задаётся при помощи восьми комбинаций аспектов и функций. Так, Есенин является обладателем базовой БИ, творческой ЧЭ, ролевой БС, болевой ЧЛ, суггестивной ЧС, активационной БЛ, ограничительной ЧИ и фоновой БЭ. Благодаря свойствам, которыми обладают его функции, Есенин «по-своему» воспринимает, обрабатывает и усваивает информацию.
Также говорят, что Есенин — это «интуитивно этический интроверт» (ИЭИ), поскольку ему соответствуют признаки «интуиция», «этика», «интроверсия» и «иррациональность». Также он является динамиком, тактиком, эмотивистом, предусмотрительным, уступчивым, решительным и весёлым.
Рассмотрим образное описание данного типа с позиции каждой из его функций:
Базовая (1) белая интуиция
Сильная сторона Есенина — умение чувствовать развитие ситуации во времени и согласно этому делать прогнозы на будущее. В круг его интересов обязательно входит что-нибудь, связанное с изучением динамики событий в прошлом, настоящем или будущем. Его деятельность зачастую несёт описательный характер, где от него не требуется быть одним из участников происходящих событий: например, он может посвятить себя исследованию колебаний курсов валют на фондовых рынках.
Есенину свойственна предусмотрительность и он не любит, когда его планы срываются по тем или иным причинам. От него часто можно услышать фразы наподобие “я всё рассчитал: чтобы успеть на поезд, нам нужно выйти ровно в восемь — не забудь!”. В этом плане он любит подстраивать всех под свой ритм жизни — считает, что лучше знает, когда удачнее начинать или заканчивать любое дело.
Творческая (2) чёрная этика
Есенин не особо переживает по поводу того, как вести себя при тех или иных обстоятельствах. Он не любит следовать общепринятым правилам поведения, вроде соблюдения формальностей в рабочем коллективе или этикета за праздничным столом. Для каждого случая он придумывает что-то новое: главное, чтобы это помогало создавать новые или поддерживать уже имеющиеся отношения с людьми.
Есенин — хороший рассказчик: он любит описывать поведение людей в различных ситуациях (например, пересказывать фильмы или писать книги), легко подбирает нужные слова и придумывает (как ему кажется) удачные аналогии. Также он хороший советчик в вопросах отношений: к нему можно обращаться с вопросами вроде “как понять, что он твой друг” или “как мне следует поступить, чтобы ей понравиться”.
Ролевая (3) белая сенсорика
Есенину нравятся приятные ощущения: например, он любит вкусно поесть или послушать красивую музыку. При этом он не особо разбирается во всех этих оттенках чувств (запахах, вкусах, цветах, звуках, тактильных ощущениях) и зачастую старается ограничиться знаниями из детства и нормами, взятыми у других людей. Следует заметить, что у Есенина могут быть специфические требования к материальному миру (вроде “я не ем мясо такой прожарки” или “это кресло недостаточно мягкое для меня”), которые без необходимости он предпочтёт лишний раз не обсуждать.
Есенин может быть раздражителен, если его ощущения не соответствуют ожиданиям, так как ему особенно трудно абстрагироваться от них (например, от боли в спине). Ему важно, чтобы “болезнь” особо не вредила здоровью — в таком случае он постарается привыкнуть к неприятным ощущениям и забыть о своей проблеме. Когда же наступит выздоровление, Есенин продолжит жить так, словно ничего и не было.
Болевая (4) чёрная логика
Есенин испытывает трудности с освоением новых навыков: зачастую, чтобы чему-нибудь научиться, ему нужно глубоко в этом покопаться. Инструкции, которые дают Есенину, должны быть чёткие и однозначные, поскольку, разбираясь в процессе самостоятельно, он не всегда понимает, что и как нужно делать. По этой причине представители данного типа отдают предпочтение методичкам с уже проработанными инструкциями. С другой стороны, если Есенин разобрался во всех задействованных принципах, он сам может заняться написанием подобных руководств.
Суггестивная (5) чёрная сенсорика
“Есенин” как никто другой понимает, что у всех происходящих с ним событий есть свои причины: это может быть человек, животное, природное явление или некая вещь. Сталкиваясь с ними (особенно, если это что-то новое и необычное), Есенин всегда старается оценить их потенциал — другими словами опасность, которую они несут. И так сложилось, что у него это вызывает трудности. Например, попав в шумную компанию, он сможет предвидеть несколько вариантов развития назревающего конфликта, но не понять, кто станет зачинщиком и на чьей стороне лучше всего оказаться. По этой причине Есенин особенно ценит людей, способных оказать ему поддержку в данных вопросах.
Активационная (6) белая логика
Есенин — не тот тип, который получает удовольствие от прикладной работы. Вместо этого его привлекает процесс познания закономерностей, заложенных в те или иные процессы. Например, интересуясь кулинарией, вместо работы на кухне он предпочтёт изучать особенности блюд различных стран или устройство вкусовых рецепторов человека.
Есенину нравятся теоретические науки, дающие понимание сути вещей. Чем больше он разбирается в том, что для него важно, тем выше расценивает своё превосходство над другими людьми. В сочетании с отличным пониманием течения глобальных процессов, из Есениных получаются превосходные исследователи и философы.
Ограничительная (7) чёрная интуиция
Есенин любит фантазировать и придумывать что-то новое: например, что бы могло случиться, если бы события обернулись иным образом. Он может проявить богатое воображение в ходе объяснения своих идей, увидеть мир, находящийся за гранью обывательского понимания. И всё же он старается быть приземлённым: представлять развитие событий в реальном мире, а не воображаемом, исследовать существующие тенденции, а не изобретать что-то принципиально новое. Из-за этого его может раздражать тот тип фантазёров, что вечно думают о чём-то невозможном и недостижимом: “Если мы отчётливо видим, куда ведут тенденции, зачем нам заниматься этой бессмыслицей?” — типичный вопрос от Есенина.
Фоновая (8) белая этика
Есенину важно понимать, как к нему относятся люди, в компании которых он проводит время: исходя из замечаемых им изменений он корректирует своё поведение. Есенину трудно портить отношения с окружающими и зачастую он старается поддерживать их на одном уровне: с друзьями не ссориться и с врагами лишний раз не пререкаться.
Помимо этого он хорошо замечает разногласия, возникающие между людьми. Есенин не любит тех, кто вносит раздор, но часто становится на их сторону, если видит несправедливость. По возможности он старается разрешить конфликт и наладить отношения между его участниками. Из-за этого Есенин часто играет роль миротворца. Хотя он и не любит навязывать окружающим свои ценности, но считает, что общий взгляд на вещи пошёл бы всем на пользу.
Автор: Сергей Кутузов
Как Вам это описание по соционике? Находите себя в нём? Поделитесь своим мнением через страницу во Вконтакте (или в Facebook) ниже в комментариях:
Соционический клуб. Есенин (ИЭИ, Лирик) и разрушители мифов: ru_psiholog — LiveJournal
Не то чтобы я планировала переходить с описаний отношений на описания ТИМов вот так внезапно. Но как-то разговор зашёл, и мы решили — почему бы нет.Почему именно Есенин?
Во-первых, это ТИМ, в который хоть раз типировался по тестам каждый интроверт. (И немалая доля экстравертов). Во-вторых, о нём, на мой взгляд, больше всего неверных стереотипов (этого вопроса я ещё коснусь). Ну и в-третьих, я знаю немало Есениных, чтобы как-то попробовать обобщить. Правда, у меня с ними сложные отношения — я в них ревизор… и они за что-то на меня часто обижаются. Буду надеяться, что этот текст никого не обидит))
И я начну с мифов. Для начала — с главного мифа о ТИМах. Люди, знакомые с соционикой, но не одобряющие её, приводят такой аргумент: дескать, все люди разные, особенные, а соционика запихивает их в какие-то рамки. С другой стороны, сторонники соционики утверждают, что чем ярче в человеке просматривается тип, тем ярче просматривается и личность. И знаете, на своём опыте и опыте наблюдения за людьми (в том числе вообще не знакомыми с соционикой) я могу сказать, что это так. Знание своих сильных и слабых сторон помогает раскрыть себя, а незнание заставляет человека следовать каким-то образцам, которые могут не подходить ему, или очень долго искать себя — возможно, тоже не там, где ему на самом деле хорошо.
Итак, очень часто ошибочно попадают в тип ИЭИ люди, которые ведут себя как… ну скажем, как типичная «девочка-девочка» или типичный эмо-бой, если речь о мальчике. То есть — люди задумчивые, лиричные, витающие в облаках, загадочные и внезапные (но не слишком, те попадают в Гамлеты), а то и просто капризные и инфантильные, этакие персонажи анекдотов «про блондинок» (простите меня, феминистки) — или люди, желающие такими казаться. А также люди, не желающие такими казаться, но воспринявшие это поведение как правильное — в силу традиций, окружения или профессии. «Настоящая девушка» должна быть воздушной, нелогичной и даже вести себя как ребёнок. Поэт должен быть «юношей бледным со взором горящим». Может, вам лично такого и не говорили, но стереотипы знакомые, ведь правда?
Так вот, товарищи, это всё — не Есенин.
То есть может быть и да, но вовсе не обязательно. Я бы вообще сказала, что бОльшая часть этих стереотипов — просто признаки незрелой личности, инфантильной, или разыгрывающей такой образ. Впрочем, разыграть такой образ Есенин может. (И извлечь из этого такой профит, что Джек в моём лице кусает локти).
На мой взгляд, цельного, актуализированного Интуитивно-этического интроверта отличает одна характерная черта. Это человек, который идеально фиксирует свою эпоху, причём не в виде сухих фактов, а вместе с эмоциями, присущими только ей. И это не просто «личные» эмоции, они прекрасно узнаются со стороны, они всеобщие.
Собственно, сам Есенин в этом смысле просто эталон, но людям этого типа даже не нужно быть гениями, чтобы уловить тенденции времени или того или иного периода. Не только революции или эпохи видеосалонов, а даже «тех прекрасных выходных на рыбалке два года назад» или «30 лет это такой возраст, когда…»
Так проявляется сильная функция Есенина — базовая интуиция времени. Это тип, которому времени хватает всегда. Это тот самый человек из мемов, который звонит на работу/друзьям/родственникам со словами «я не смогу прийти, у меня важные дела» и садится читать книжку в компании котиков. И пусть весь мир подождёт! И что характерно, мир действительно ждёт, потому что деваться ему при таком подходе некуда. Когда присутствие Есенина действительно будет нужно, интуиция ему сама об этом скажет. (Интуиция возможностей, которая тоже не дремлет).
По этой же причине я бы сказала, что ИЭИ — лучший собеседник для разговоров о смерти. (Нет, есть ещё Бальзак, но он просто лучший собеседник на любителя). Тот факт, что время когда-нибудь кончится, этих людей как будто не тревожит. Наверно, потому что они знают, что потратят каждую секунду своей жизни наилучшим образом. А в сочетании с творческой этикой эмоций получается, что Есенин ещё и способен настроить другого на этот философский лад и спокойно поговорить о печальных вещах.
Однако сильные функции — это палка о двух концах. Их можно использовать и в благородных целях, и во зло. (И я сейчас говорю о тех людях, которые умеют пользоваться своими сильными функциями, о тех, кто не умеет — первые абзацы). И если базовая ещё как-то идёт по накатанной, то с творческой можно развернуться по полной вполне сознательно.
ИЭИ может превосходно создать настроение, атмосферу. Любую атмосферу. Вдумайтесь! Я это видела в исполнении разных ИЭИ, и знаете — может, никто больше мне так настроение не создавал, но никто больше так его и не портил! При этом, поскольку этика отношений у Есенина тоже сильная (хоть и неосознаваемая), это значит, что всё, что вы сказали, может быть использовано против вас. С оговоркой, разумеется: если вам попался не очень хороший человек, что от ТИМа не зависит. Но некоторым может быть неприятно осознавать, что такие вот манипуляции используются на нём, пусть и в благородных целях. (Я вот от такого нервничаю слегка, а кто-то — не слегка).
В общем, Гуленко употребляет выражение «настройка на собеседника», и это точная формулировка. Сильное и полезное умение, в общем.
Считается, что ИЭИ — эстеты. Мой опыт это подтверждает, хотя возможно, здесь сыграло роль моё окружение. По идее, так проявляет себя нормативная белая сенсорика: приятные ощущения вызывает то, что «красиво» (или наоборот, красивым считается то, что вызывает приятные ощущения? У меня-то с БС вообще провал, так что присутствующие ИЭИ, поясните, на чём вы строите свои эстетические предпочтения). При этом с организацией быта у них не очень. Вообще, по моему опыту создаётся ощущение, что эти люди внутренне всегда готовы к ситуации, когда кто-то другой будет их содержать или хотя бы обслуживать. Они не скучают без работы и легко могут в фантазиях вписать себя в образ жизни аристократа, у которого нет никаких бытовых обязанностей. Моя мама мне всё детство расписывала такие фантазии, а я недоумевала: так, ну а делать-то там что? Чего в этом интересного? Как, вообще ничем не заниматься? Это как?))
И собственно, тут мы переходим к слабым функциям. Есенин работать обычно не любит (хотя работу любить может, это же не только сам рабочий процесс), потому что это его тяготит. Когда у нас в каком-то из прошлых постов говорилось о слабых функциях, были рассуждения типа «ну, готовить-то я умею, значит не такая уж у меня БС и болевая». Как я убедилась уже по себе и окружающим, редко когда человек прямо вот вообще ничего не может по болевой. Всё-таки нам всем надо как-то самостоятельно выживать, все взрослые люди. Но силы, затраченные на болевую функцию, до обидного непропорциональны результату. А вот уже с этим фактом каждый обходится по-своему. (Но как говорит соционика — лучше всего это делегировать дуалу)) Итак, болевая деловая логика — это проблема Есенина: заставить себя работать ему очень трудно. Но что ещё печальнее, это проблема окружающих: Есенин очень не любит принимать решения и брать на себя ответственность. Самое неприятное, что и делегировать решение он тоже не может: ведь решение делегировать — это тоже решение. Поэтому обычно ИЭИ ждёт, пока проблема разрешится сама собой.
Надо сказать, обычно это работает. Но я как ребёнок мамы-Есенина, просидевший всё детство без еды и с матерью, постоянно в панике вопрошающей «ах, что же мне делать» — вижу все проблемы этого подхода.
(С другой стороны, если говорить об этом конкретном случае: мама лишена была возможности развивать свои сильные функции и самой отбирать себе окружение с помощью этики отношений и эмоций. В итоге использовать экстренный есенинский способ решения проблем — обратиться за помощью — у неё не выходило).
Собственно, в случае обращения за помощью всплывает суггестивная функция ИЭИ — волевая сенсорика. Не считая сильным себя, Есенин восхищается силой, причём в самом прямом смысле силой — агрессией, возможностью кого-то подавить. По идее, это помогает ему найти дуала Жукова, у которого с чёрной сенсорикой всё в порядке. К сожалению, я мало знаю Жуковых и ещё меньше пар Есенин-Жуков (только одну и неблизко), поэтому не могу точно сказать, как это происходит. Кстати, Есенину признать себя слабым не стыдно и не трудно (та самая разыгранная роль «девочки-девочки») — потому что так можно рассчитывать на помощь. И ни у кого другого это так хорошо не получается.
Вообще говоря, это может изрядно бесить, особенно тех, кто привык к честности. С другой стороны, благодаря этой способности (плюс развитая интуиция) этот тип текуч, как вода, и гибко обходит препятствия там, где другим приходится идти напролом.
Структурная логика — не самая сильная сторона ИЭИ (активационная функция). В принципе, активационная функция — это как раз тот случай (для любого ТИМа), когда что-то не является сильной стороной человека, но если его сильные стороны хорошо прокачаны, то она не особо и нужна, тех же целей можно добиться другими способами. Я не сказала бы, что мои знакомые Есенины часто используют логику, чтобы что-то объяснить. Вообще не используют обычно: убедить они и этикой могут. С другой стороны, к «убеждению этикой» относятся не только ораторские качества и игра с образами, но и внезапный переход на личности. Тут опять-таки всё зависит от человека.
Стратиевская утверждает, что убедить в чём-то Есенина с помощью структурной логики может только Жуков. Возможно. Я не могу.
Об интуиции возможностей я уже говорила, но я пишу о Есениных, можно сказать, «снаружи», я плохо их понимаю при всём опыте общения, поэтому многие вещи для меня или чисто теоретические, или выглядят совершенно иначе. Когда я читаю у Стратиевской о том, как работает ЧИ у Есенина, я вдруг понимаю, почему все знакомые мне Есенины делят людей на «интересных» и «неинтересных». Они видят в человеке перспективы! Или нет. И это становится решающим. Забавно, что у меня-то ЧИ тоже в сильной позиции, но я применяю это деление к ситуациям, «сценариям», а к людям применять считаю. .. кощунственным, что ли. А Есенин — нет. В общем, если вы тоже делите людей на интересных и неинтересных, возможно, вы Есенин.
Об этике отношений у Есенина мне говорить трудно, потому что у меня самой-то с этой этикой отношений не очень, а пересказывать чужие описания я смысла не вижу. По моему опыту, этика отношений «размазана ровным слоем» по всему, что делает ИЭИ. (Я лично не считаю это всегда уместным, но с другой стороны, для кого-то то, что сделано без участия ЧЭ, не окрашено личным отношением — сделано «без души»). Личные отношения учитываются всегда, как составляющая любой работы, любой дискуссии и даже фактов.
Что получается в итоге? ИЭИ — вовсе не тот легкомысленный инфантильный человек, не могущий найти себе места в жизни. Если это и так, то либо это «не тимные» психологические проблемы, либо намеренно созданный образ, либо вы Штирлиц. Есенин — также вовсе не обязательно коварный манипулятор, собирающий на вас компромат. Это возможно, но либо вы сильно ему насолили, либо вам попался такой экземпляр.
Главное — что это человек с потрясающим чувством момента, который никогда не будет зря напрягаться, но при этом везде успеет. Он умеет слушать и говорить о чувствах, и ваши чувства будут ему интересны — как и вы, раз уж он начал общаться с вами.
Как распознать Есенина в себе: вы не очень любите работать, но зато вас не пугает неотвратимая конечность бытия. Вы умеете использовать тон голоса и как камертон для настройки собеседника на нужный лад, и как аргумент в дискуссии. А ещё вы эстет, и если вам скажут, что вы наследник древнего графского рода и подадут карету для поездки в родовое имение, вы знаете, чем там заняться.
С кем водил дружбу Сергей Есенин?
Сергей Александрович Есенин, поэт из Рязанской губернии, сыграл значительную роль в русской литературе. Кем были близкие друзья Есенина? Кто помог ему проложить путь в литературу? С кем поэт перестал общаться, а кто был с ним до гробовой доски? Кто был другом Есенина, а кто был рядом из-за выгоды? Рассмотрим взаимоотношения знаменитого поэта с другими не менее известными личностями. Ведь среди друзей Сергея Есенина было множество знаменитых писателей, поэтов и других творческих людей.
Это далеко не полный список друзей Есенина, но в разное время эти люди были очень близки поэту, помогли ему стать тем, кем он являлся, раскрыть его творческий потенциал.
- Григорий Панфилов.
- Александр Блок.
- Сергей Городецкий.
- Николай Клюев.
- Всеволод Иванов.
- Анатолий Мариенгоф.
- Сергей Коненков.
- Всеволод Мейерхольд.
- Андрей Белый.
Дружба Сергея Есенина и Григория Панфилова
Пожалуй, первым лучшим другом Есенина можно назвать Григория Панфилова. Молодые люди вместе учились в семинарии в Спас-Клепиках. Несмотря на то что Панфилов был старше Есенина, молодые люди быстро нашли общий язык. Именно Григорию Сергей показывал свои первые стихи и прислушивался ко всем советам своего товарища. Панфилов умер рано от туберкулеза. Есенин очень тосковал о нем.
Знакомство Сергея Есенина с Александром Блоком
Тогда еще малоизвестный девятнадцатилетний юноша Сергей Есенин передал Александру Блоку незамысловатую записку с просьбой о встрече, на которую тот согласился. Это было решающим событием в жизни молодого таланта. Блок не смог остаться равнодушным к творчеству поэта, его мыслям. Александр лично отобрал несколько стихотворений Есенина и направил рекомендательное письмо Сергею Городецкому.
Дружба с Сергеем Городецким
Поэзия Есенина привлекла Городецкого тем, что выражала поэтические идеалы последнего. Городецкий многим помог Есенину: отравлял рекомендательные записки в знакомые журналы, приглашал на литературные вечера, даже поселил у себя на некоторое время. Разлад между поэтами произошел, когда Городецкий покинул общество «Страда» из-за ссоры с Ясинским, а Есенин, уже тогда находившийся под влиянием Николая Клюева, вместе с последним встал на сторону Ясинского. Для Сергея Городецкого это было сродни предательству. Однако в 1921 году все обиды забылись и поэты вновь сблизились.
«Учитель» поэта — Николай Клюев
Клюев, будучи таким же крестьянским поэтом, быстро нашел общий язык с Есениным и взял на себя идейно-художественное руководство и покровительство над Сергеем. В те времена Сергей с Николаем практически не расставались: Клюев поселил Есенина в своем петербургском доме на набережной. Неоднозначно стоит вопрос о дружбе между мужчинами. Клюев стремился разобщить Есенина с Городецким и многими другими литераторами, подчеркивая, что их, крестьянских поэтов, мало что сближает с лирическими поэтами столицы. Однако сам Есенин называл Клюева своим учителем.
Дружба Сергея Есенина и Всеволода Иванова
Всеволод Иванов также был творческим человеком — писателем. Познакомившись в двадцатых годах, мужчины любили выпить в компаниях. Из всех друзей Есенина Иванов был одним из немногих, с кем поэт поддерживал связь до самой смерти.
Сергей Есенин и Петр Чагин
Чагин познакомился с Есениным в 1924 году на приеме у артиста Качалова. После шумной вечеринки выяснилось, что мужчины перепутали калоши. Такой курьез положил начало близкой дружбе. Петр, второй секретарь ЦК Компартии Азербайджана и главный редактор местной газеты, пригласил Сергея к себе в гости в Баку. Прием оказался радушный: семья Чагина очень полюбила поэта и относилась к нему как к родному.
Приезд поэта выпал на шестилетнюю годовщину гибели 26 комиссаров. Попросив у Чагина материалы дела, Есенин за одну ночь написал «Балладу о 26». Вдохновленный Кавказом, поэт много писал, предаваясь мечтам о восточной поэзии и Персии, в которую его не пустили по соображениям безопасности. Летом 1925-го уже семья Чагина гостила в Москве у Есенина. Второй приезд Есенина к Чагину ознаменовался свадьбой поэта.
Дружба Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа
Еще одной интересной личностью среди друзей Есенина был Анатолий Мариенгоф. Поэты стали близки в 1918 году, тогда они даже жили вместе, делили бюджет. Друзья-поэты вместе с Ивневым и Шершеневичем, а также присоединившимися к ним вскоре Грузиновым, Кусиковым, Эрдманом и Ройзманом составляли вместе оплот нового направления в советской литературе — имажинизма, в котором художественный образ был самоцелью творчества.
В то время Есенин и Мариенгоф владели кафе, издательством и книжным магазином. Уезжая за границу, Сергей оставлял все дела на Анатолия. В 1923 году выяснилось, что дела идут плохо. Сергей вызвал Анатолия на разговор, но между друзьям произошел разлад, и многочисленные попытки примирения так и не смогли спасти отношения. В созданном тандеме люди видели превосходство талантов Есенина над Мариенгофом, что очень ранило последнего.
После смерти Есенина Мариенгоф написал «Роман без вранья», рассказывающий историю дружбы с Есениным. Критики встретили книгу с негодованием, назвав «вареньем без романа»: Анатолий высказывался о Сергее очень нелестно.Сергей Коненков и Есенин
В студию скульптора Коненкова поэт пришел в сопровождении литератора Клычкова. Знакомство со скульптором в 1915 году перешло в дружбу, после возвращения Есенина в столицу в 1918 году мужчины сблизились еще сильнее. Коненков любил слушать, как Есенин читает стихи, а поэту нравились скульптуры Коненкова и исполнение народных песен на гармони и гуслях. В конце 1918 года друзья, заручившись поддержкой других мастеров пера, попытались создать крестьянский кружок.
В том же году скульптор делает мемориал павшим борцам революции и просит Клычкова и Есенина создать стихотворение для открытия мемориала. Поэты согласились на предложение, таким образом появилась «Кантата».
В 1923 год скульптор переехал в США, и больше друзья не виделись. Смерть поэта просто ошеломила Коненкова. Как и многие другие друзья Есенина, Коненков признавал, что последние произведения поэта были наполнены драмой и предвещали приближающуюся трагедию.
Дружба Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда
Всеволод Мейерхольд был руководителем театра. Когда у него возникла идея создать трагедию, сюжет он поручил Есенину, который с удовольствием за него взялся. С этого и началась дружба поэта и Мейерхольда. Зная о влюбленности Всеволода в Зинаиду Райх, Сергей без сожалений уступил ее товарищу.
Позже, вместе с новой женой Зинаидой, Всеволод Мейерхольд принял участие в гражданской панихиде по поэту. На фото друзья Есенина — Всеволод и Зинаида.
Сергей Есенин и Андрей Белый
Знакомство двух поэтов произошло в 1917 году в Царском Селе. Есенин всегда подмечал, что Андрей оказывал на него необычайное влияние не только произведениями, но и беседами. Белый, в свою очередь, высоко ценил творчество Есенина. В 1918 году поэты организуют издательство. Доказательством близкой дружбы является и тот факт, что крестным сына Сергея Есенина стал Андрей Белый.
Поэт писал: «Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности».
Несмотря на большое количество друзей Есенина, которые позже, перечитав последние драматичные произведения поэта, высказали мнение, что Сергей был в затруднительной жизненной ситуации, предотвратить трагедию не удалось.
Сергей Александрович Есенин | Русский поэт
Есенин Сергей Александрович
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 3 октября 1895 г. Россия
- Умер:
- 27 декабря 1925 г. (30 лет) Санкт-Петербург Россия
- Известные работы:
- «Радуница»
- Механизм/стиль:
- Имажинизм
- Известные члены семьи:
- супруга Айседора Дункан
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Есенин Сергей Александрович , Есенин также пишется Есенин , (род.
3 октября [21 сентября по старому стилю] 1895, Константиново, Рязанской губернии, Россия — ум. 27, 19 декабря.25, Ленинград), самозваный «последний поэт деревянной России», чей двойственный образ — набожного и простого крестьянского певца и буйного и кощунственного эксгибициониста — отражает его трагическую неприспособленность к изменчивому миру революционной эпохи. .Сын крестьянской старообрядческой семьи, в 17 лет уехал из деревни в Москву, а затем в Петроград (впоследствии Ленинград, ныне Санкт-Петербург). В городах он познакомился с Александром Блоком, крестьянским поэтом Николаем Клюевым, революционной политикой. В 1916 г. вышла его первая книга, характерно названная для религиозного праздника Радуница («Обряд по умершему»). Он воспевает в церковно-книжных образах «деревянную Россию» его детства, мир, освященный святыми в написанных иконах, где аисты гнездятся в трубах, а небо над березами — ярко-синим платком.
Викторина «Британника»
Любимые литературные произведения: правда или вымысел?
Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.
Есенин приветствовал Революцию как социальное и духовное преобразование, которое должно было привести к крестьянскому тысячелетию, которое он предвидел в своей следующей книге « Инония » (1918; «Другая земля»). Его розовое утопическое представление об Иноземье по-прежнему основывалось на простой идее — защите «деревянных вещей» от мерзкого мира железа, камня и стали (городская индустриализация). В 1920–21 годах он написал свою большую поэтическую драму « Пугачев, », прославляющую бунтаря XVIII века, возглавившего массовое крестьянское восстание в царствование Екатерины II. В 1919 он подписал литературный манифест группы русских поэтов под названием имажинисты ( см. Имажинизм). Вскоре он стал ведущим представителем школы. Он стал завсегдатаем литературных кафе Москвы, где давал поэтические вечера и много пил. Брак с Зинаидой Райх (впоследствии жена актера-режиссера Всеволода Мейерхольда) закончился разводом. В 1922 году он женился на американской танцовщице Айседоре Дункан и сопровождал ее на гастролях, во время которых в пьяных угарах громил апартаменты в лучших отелях Европы. Они посещали Соединенные Штаты, их ссоры и публичные сцены должным образом освещались в мировой прессе. После их разлуки Есенин вернулся в Россию. Некоторое время он писал заведомо циничные, чванливые кабацкие стихи, появившиеся в Исповедь хулигана (1921; «Исповедь хулигана») и Москва кабацкая (1924; «Москва кабацкая»). Его стих едва скрывал охватившее его чувство самоуничижения. Он снова женился на внучке Толстого, но продолжал сильно пить и принимать кокаин. В 1924 году он снова попытался вернуться домой, но застал деревенских крестьян, цитирующих советские лозунги, тогда как сам он не смог прочитать и пяти страниц Маркса. Терзаемый чувством вины за то, что ему не удалось выполнить мессианскую роль народного поэта, он старался идти в ногу с национальным течением. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» (1925; «Пустынный и бледный лунный свет»), он дошел до того, что восхвалял камень и сталь как секрет грядущей силы России. Но в другом стихотворении «Обманул меня суровый Октябрь» прямо выразилось его отчуждение от большевистской России. Его последнее крупное произведение, поэма-исповедь «Черный человек», представляет собой безжалостное самобичевание за свои неудачи. В 1925 году он был ненадолго госпитализирован из-за нервного срыва. Вскоре после этого он повесился в ленинградской гостинице, написав свои последние строки собственной кровью.
Плодовитый и несколько неровный писатель, Есенин обладал настоящим песенным даром. Его острые короткие тексты полны ярких образов. Он был очень популярен как при жизни, так и после смерти. Не одобряемый коммунистическими критиками и партийными лидерами, опасавшимися изнурительного воздействия «есенинизма» на гражданскую самоотверженность молодежи, он долгое время был более или менее не в фаворе у официальных лиц. Выпуски его работ, которые стали доступны (1956–60), свидетельствовали о его неизменной популярности. Полное собрание его сочинений было опубликовано в 1966–68.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.
Подборка стихов Сергея Есенина в переводе Антона Яковлева — Да, поэзия
Примечание переводчика. В этом сборнике собран ряд стихов, охватывающих всю его литературную деятельность, с 1910 года, когда ему было 15 лет, до последнего года его жизни. жизни (1925).
Как вы увидите, многие стихотворения не имеют названий, что необычно для русских стихов, и отмечены стандартными тремя звездочками (и обозначены первой строкой в оглавлениях, беседах или исследованиях). Я включил годы написания под каждым стихотворением, так как это может помочь добавить некоторый исторический контекст (который, конечно же, включает Первую мировую войну и большевистскую революцию 19-го века).17).
* * *
Половодье слизало
Ил с дымом.
Луна опустилась
Ее желтые поводья.
Гребля на плоскодонке,
Я натыкаюсь на берега.
Красные стога у ограды
Похожи на церкви.
С горестным карканьем
В тишине болот
Тетерев
На вечерню зовет.
В голубом мраке роща
Окутывает нужду…
Тайно буду молиться
За твое будущее.
<1910>
* * *
Разве я виноват, что я поэт
Тяжелых страданий и горькой судьбы?
В конце концов, это был не мой выбор —
Я просто так появился на свет.
Разве я виноват, что не дорожу жизнью,
Что я всех люблю и одновременно ненавижу,
И знаю о себе то, чего пока не вижу—
Это мой подарок от музы.
Я знаю, что нет в жизни счастья,
Жизнь — сумасшествие, мечта больной души,
И я знаю, мои мрачные напевы всем наскучили,
Но я не виноват — такой поэт Я.
<1911—1912>
Береза
Белая береза
Под моим окном
Закуталась в снег
Как будто в серебро.
Словно снежные бордюры
На ветках пушистых,
Белые бахромы кистей
Расцвели.
И стоит береза
В апатичной тишине,
И горят снежинки
В огне золотом.
И рассвет, лениво
Прогулка,
Опрыскивает ветки
Новым серебром.
<1913>
* * *
Вышел Господь, чтобы испытать человеческую любовь,
Вышел в нищий в поле.
Старик сидел на пне в дубовой роще
Беззубым ртом жевал сухую лепешку.
Старик увидел нищего, идущего
По дорожке с железной тростью
И подумал: «Какой бедняга, больной —
Бьюсь об заклад, это голод заставляет его шататься».
Господь подошел к нему, скрывая свою печаль и боль,
Думая, что он не может разбудить чье-либо сердце…
И старик протянул руку,
«Вот, пожуй это.. Вы почувствуете себя немного сильнее.
<1914>
* * *
В стране желтой крапивы
И засохшего плетня
Деревенские избы, как сироты,
Цепляются за ивы.
В полях, за синей чащей оврага,
Среди зеленых озер,
Песчаная дорога тянется до
Сибирские горы.
Заблудился где-то в Мордове и Чуде,
Россия не знает страха,
И народ, народ в кандалах
Иди по этой дороге.
Все они убийцы или воры,
Волею судьбы.
Я влюбился в их грустные глаза
И в их впалые щеки.
В убийцах столько зла и радости.
Их сердца просты.
Но их синие рты ухмыляются
На почерневших лицах.
Втайне я лелею одну мечту:
Что я чист сердцем.
Но и я кого-нибудь зарежу ножом
Одна свистящая осень.
И по ветреной дороге,
Быть может, по этому самому песку,
Меня поведут, веревку на шею,
Влюбиться в тоску.
И когда я мимоходом улыбнусь,
Растянув грудь,
Непогода лизнет дорогу моей жизни
Языком.
<1915>
* * *
Устал я жить в родной земле,
Тоска по бескрайним полям гречихи.
Я покину свою лачугу
Чтобы быть бродягой и вором.
Я пойду по белым кудрям дня
Искать какой-нибудь убогий ночлег.
И, увидев меня, мой лучший друг
Наточит свой сапожный нож.
Желтая дорога переплетается
Весной и луговым солнцем,
И та, чье имя мне дорого
Прогонит меня от своего порога.
Снова вернусь я в дом своего рождения,
Радостью чужой утешаюсь,
И в какой-нибудь зеленый вечер повешусь
На рукаве под окном.
Седые ивы у плетня
Нежнее склонят головы.
Меня закопают, немытого,
Под лай собак.
И будет плыть луна,
Опуская весла в озера…
И будет жить Россия,
Танцевать и плакать у забора.
<1916>
* * *
Плавание в синей пыли,
Луна бодает тучу рогом.
Этой ночью никто не догадается
Почему кричали цапли.
Этой ночью она бежала через камыши
К зеленой заводи.
Ее белая рука провела взлохмаченными волосами
По тунике.
Она подбежала, взглянула на быструю пружину
И села на пенек от боли.
В ее глазах увяли ромашки
Как гаснет болотный свет.
На рассвете, сквозь клубящийся туман,
Она уплыла и исчезла вдали…
И луна, купаясь в синей пыли,
Кивнул ей из-за холма.
<1916>
* * *
Ваш задумчивый взрыв звонит мне
на теплый свет, на мой родной порог
, где дедушка и дедушка и дедушка сидят на Porch
, где дедушка и дедушка и дедушка поедет на Porch
, где дедушка и дедушка и дедушка.
В ожидании энергичного внука в возрасте подсолнуха.
Их внук стройный и белый, как берёза,
С медовыми волосами и бархатными руками.
Только, друг мой, я вижу по его голубым глазам —
Они только мечтают о его мирской жизни.
Светлая Богородица в иконном углу
Светит радостью в их мрак.
С тихой улыбкой на тонких губах
Она держит их внука на руках.
<1917>
* * *
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами, выходящими в сад.
Закат тихо плывет
В пруду красным лебедем.
Здравствуй, золотая тишина
С твоей тенью березы в воде.
Стая ворон на крыше
Держит вечерню за звезду.
Где-то за садом, робко,
Там, где цветет калина,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
В сизом тумане ночь прохладная
Проносится с поля.
Глупое, сладкое счастье.
Свежий румянец щек.
<1918>
* * *
Страна, о моя страна!
Осенняя дождливая жесть.
Дрожащий уличный фонарь отражает
Свою безгубую голову в черной луже.
Нет, лучше не смотреть,
А то похуже увижу.
Я так и буду щуриться
На всю эту ржавую дымку.
Так теплее и менее болезненно.
Смотри: между остовами домов
Колокольня, как мельник, несет
Мешки медные с колокольчиками.
Если вы голодны, вас накормят.
Если ты несчастен, ты обретешь радость.
Только не смотри на меня слишком открыто,
Мой неведомый земной брат.
Как я подумал, так и сделал. Но увы!
Каждый раз одно и то же!
Похоже, мое тело слишком привыкло к
Ощущению этого пронизывающего холода.
Ну и что! Есть много других,
Я не единственный живой в мире!
Что касается уличного фонаря, то он мигает,
В следующий миг смеется безгубой головой.
Только сердце, под поношенной одеждой,
Шепчет мне, побывавшему на твердой земле:
«Мой друг, мой друг, глаза, видевшие
Только смерть может закрыть».
<1921>
* * *
Не мучайте меня своим ледяным видом
И не спрашивайте меня, как я стар.
У меня тяжелая форма падучей болезни;
Моя душа — желтый скелет.
Было время, когда родом с окраины
В дыму моих мальчишеских грез,
Я мечтал о богатстве и славе,
И быть всеми любимым.
Да! Я богат, я богат без слов.
У меня был цилиндр; теперь нет.
У меня осталась только одна манишка
И пара стоптанных модных туфель.
И слава моя не хуже:
Из Москвы в Париж
Мое имя внушает ужас
Словно громкое ругательство, нарисованное на заборе.
Что касается любви — разве это не смешно?
Ты целуешь меня, но губы как олово.
Знаю, мое чувство перезрело
А твое не сможет расцвести.
Ну ладно, я слишком молод, чтобы размышлять,
А если мне грустно — что с того?
Свежая трава, покрывающая холмы
Шуршит золотом больше, чем твои косы.
Я бы хотел вернуться в то место
Где, слушая шелест золотой травы,
Я мог бы навсегда уйти в небытие
В дыму моих мальчишеских снов.
Но на этот раз я мечтаю о чем-то новом,
Что-то, чего земля и трава не могут понять,
Что-то, что сердце не может выразить словами
И ни один человек не может назвать.
<1923>
* * *
Синий май. Вечернее тепло.
Кольцо у ворот беззвучно.
От полыни исходит липкий запах.
Вишневое дерево спит в белом платье.
Сквозь деревянные створки окна,
Луна причудливая плетется
Кружевной узор тонких занавесок
И оконные рамы на пол.
Наша гостиная может быть маленькой,
Но она чистая. Я здесь на досуге…
Этой ночью я наслаждаюсь жизнью
Как приятная мысль о друге.
Сад пылает, как пенный огонь,
И луна, напрягая все свои силы,
Хочет, чтобы все дрожали
От пронзительного слова «милая».
В этом цветении, в этой глади,
Слыша майскую веселую гармошку,
Я единственный, кто ничего не желает,
Кто принимает все как есть.
Принимаю — приходи и появляйся,
Все, что приносит боль и облегчение…
Мир тебе, пронесшаяся жизнь.
Мир тебе, голубой холодок.
<1925>
Последний поэт села , книга переводов Антона Яковлева избранных стихов Сергея Есенина, издана в 2019 г. издательством Sensitive Skin Books (http:// senseskinmagazine.com/books/the-last-poet-of-the-village). Последний сборник стихов Яковлева Chronos Dines Alone (SurVision Books, 2018) получил премию Джеймса Тейта за поэзию. Он также является автором Ordinary Impalers (Kelsay Books, 2017) и две предыдущие главы: The Ghost of Grant Wood (Finishing Line Press, 2015) и Neptune Court (The Operating System, 2015). Его стихи появились в The New Yorker, The Hopkins Review, Prelude, Measure, Narrative Northeast и других изданиях. Родился в Москве, Россия, окончил Гарвардский университет и директор по образованию Bowery Poetry Club.
Один из самых значительных русских поэтов всех времен, Сергей Есенин (1895-1925) был одним из основателей недолговечного, но влиятельного движения имажинистов, которое противостояло футуризму и было связано с имажинизмом в английском языке. Родом из деревни Константиново Рязанской области, Есенин провел большую часть своей взрослой жизни в Петрограде (позже Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге), но большая часть его поэзии по-прежнему была сосредоточена на природе и традиционной сельской жизни. В 1922 году он женился на американской танцовщице Айседоре Дункан, но их брак был недолгим. Хотя изначально он поддерживал большевистский режим, поэт разочаровался в нем, осознав посягательство и разрушительное воздействие советской индустриализации на крестьянское население. По официальной версии, в ночь с 27 на 19 декабря25 декабря он повесился после того, как написал свое последнее стихотворение собственной кровью, хотя многие эксперты, родственники и друзья поэта оспаривают официальную версию.
Поэма Есенина о юношеской любви. Любовная лирика Есенина
Сергей Есенин много писал о любви. О любви к родному краю, природе, но главная тема стихов, конечно, чувство к женщине. Чаще всего поэт использует в них грустные, мелодичные интонации, и не случайно, ведь в жизни автор так и не узнал простого семейного счастья.
- «Я помню, любовь моя, я помню» . Стихотворение поэта пропитано тоской и грустью по тем временам, когда он был влюблен в актрису Миклашевскую. Девушка не воспринимала Сергея всерьез, несмотря на его ухаживания. Тем не менее она произвела на него огромное впечатление и надолго осталась в сердце романтика. И несмотря на то, что Есенин уже состоит в отношениях с другой, он до сих пор мечтает о той милой даме, с которой когда-то проводил все свои дни и ночи… Прочитайте текст стиха…
- «Похоже, так было всегда.» Довольно грустное стихотворение, по смыслу похожее на расставание с любимым человеком. Упоминается от свадьбы и тридцатилетней жизни… можно попробовать предположить, что написано до женитьбы на Софье Толстой. Возможно, поэт чувствовал приближение скорой смерти и этим посланием хотел проститься со своей последней любовью. Прочитайте текст стиха…
- «Дорогая, давай присядем.» Спокойные, размеренные и честные — такими представлялись поэту отношения, хотя сам он нередко превращал их в пьяный угар и в жестокий ад ревности и подозрительности. Но все, как ему казалось, в чем нуждалось его сердце, он нашел в прекрасной актрисе — Августе Миклашевской. И все же этому роману не суждено было длиться вечно. До встречи с девушкой Сергей Есенин уже смирился со своей судьбой «одинокого повесы», о большем и не мечтал. С появлением Августы пришла и надежда на светлое и счастливое будущее… Но, увы, это были лишь мечты. Прочитайте текст стиха…
- «Ты меня не любишь, ты меня не жалеешь…» Поэт осознает свою оторванность от мира, здесь прослеживается мотив одиночества. Стихотворение написано незадолго до смерти автора и основано на своеобразном самоанализе, подведении итогов. В последние месяцы Сергей был особенно одинок: пил, бил и оскорблял жену, уходил из дома. Единственными его спутницами-слушательницами были девушки легкого поведения, одна из встреч с которыми описана в этом стихотворении. Поэт пишет, что их встреча случайна, и вскоре дама забудет о его существовании, будет развлекаться с другим. Прочитайте текст стиха…
- «Мне грустно тебя видеть.» Это стихотворение также посвящено Августе Миклашевской и входит в цикл «Любовь хулигана». Он вспоминает счастливый месяц август — когда они действительно встречались, но уже в сентябре вынуждены были расстаться. Вот почему поэт принимает за первый месяц осени — закат жизни, приближение смерти. Сентябрь следует за августом, как остывание страсти следует за безумной любовью. Прочитайте текст стиха…
- «Не смотри на меня укоризненно.» Стихотворение написано, когда поэт был женат на Софье Толстой. По строчкам видно, что Сергей не испытывал к девушке любовных чувств, но в то же время она ему мила внешне. Истинные чувства лирического героя остались в прошлом, его сердце было полностью роздано разным женщинам, и больше ничего не осталось. Прочитайте текст стиха…
- «Пой, пой. На чертовой гитаре». Ярко представлено неоднозначное отношение поэта к женщине, к которой он явно неравнодушен. Во второй строфе мы наблюдаем восхищение, преклонение перед красотой дамы. Он буквально в любовь своими запястьями, плечами, волосами… Затем происходит резкая смена настроения лирического героя. К нему приходит осознание того, что эта, такая прекрасная дама, вовсе не достойна сильных чувств, полного внутреннего дар поэта.Он понимает, что девушка не принесет ему счастья, а лишь обречет его на смерть. Считается, что произведение посвящено Айседоре Дункан.Читать текст стиха…
- «Что за ночь, я не могу.» Поэт понимает, что жизнь сложилась совсем не так, как ему хотелось бы, и уже поздно что-либо исправлять. Героиня поэмы, которой она посвящена, выступает в роли нелюбимой и нежеланной женщины. Но автор уже не надеется на счастье, он доволен этой девушкой, а что еще нужно, чтобы скоротать последние дни своей жизни? Ведь Сергей, когда писал это стихотворение, уже думал о своей скорой смерти. Прочитайте текст стиха…
- «Ну, поцелуй меня, поцелуй меня» . Ощущение скорой смерти не покидает поэта ни на минуту. Для него единственная цель – насладиться пылкой страстью, он хочет окунуться в омут любви, но не тут то было. Девушка, по уши влюбленная в поэта, Софья Толстая, обладала очень романтичной и скромной натурой. Она мечтала о высоких чувствах, о счастливом замужестве. В результате два человека, страстно желающие своего, не получают желаемого. Прочитайте текст стиха. ..
- «Отойди от окна.» Поэма построена в форме монолога молодой девушки, которая обращается к своему пылкому возлюбленному с просьбой оставить ее в покое. Можно предположить, что поэт пишет здесь о своей односельчанке, в которую он был когда-то безответно влюблен, Анне Сардановской. Героиня признается, что не любит Сергея и не хочет связывать с ним свою жизнь, напрочь лишая его всякой надежды. Но, несмотря ни на что, светлые чувства к девушке поэт проносит через всю свою недолгую жизнь. Прочитайте текст стиха…
- «Руки милой — пара лебедей.» Это стихотворение написано под впечатлением обаяния армянской учительницы арифметики Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуме во время своего путешествия по Кавказу. Образ лебедя здесь ассоциируется с женщиной невероятной красоты, ее стройными и грациозными движениями. Для Есенина Шаганэ — милая дама, верная, нежная, ласковая, способная унять тревогу в душе лирического героя. Прочитайте текст стиха.. .
Интересно? Сохраните себе на стену!
С. А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Как никакая другая тема любви звучит очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, грустно. Особенность любви в том, что она показывает две стороны чувств: счастье и следующие за ним печаль и разочарование. Многим женщинам любвеобильный поэт посвящал стихи, каждая из них была для него неповторима, поэтому каждое стихотворение звучит по-особенному.
Предметы любовных стихов
Своеобразие любовной лирики Есенина невозможно понять, не узнав о женщинах, которым поэт посвящал свои стихи. Есенин имел репутацию не только разгульного хулигана, но и донжуана, у которого было много женщин. Конечно, поэтическая натура не может жить без любви, и Есенин был таким. В собственных стихах он признавался, что ни одна женщина его не любила, и он тоже был влюблен не раз. Одним из первых ярких увлечений поэта была Анна Сардановская. Потом еще 15-летний Сережа влюбился и мечтал, что, достигнув определенного возраста, женится на ней. Именно о доме Анны поэт сказал: «Низкий дом с голубыми ставнями, я тебя никогда не забуду».
Следует сказать, что не всегда можно было точно определить, какая женщина стала адресатом из лирики поэта. Например, у героини поэмы «Анна Снегина» сразу три прототипа: Анна Сардановская, Лидия Кашина, Ольга Сно. С именем последнего у Есенина остались очень яркие воспоминания о его первых шагах на литературном поприще. Поэт посещал салон этого писателя, где участвовал в прениях и спорах, постепенно привыкая к столичной жизни писателей.
Нельзя не сказать о жене поэта, Ее образ стал важен не только при создании любовных стихов. Ей также была посвящена поэма «Инония». Зинаида упоминается в стихотворении Есенина «Письмо от матери»: «Я легко отдал свою жену другому». Именно Райх является лирической героиней поэмы «Собака Качалова».
Пожалуй, самым ярким и противоречивым чувством в судьбе поэта является его любовь к. До сих пор не все могут понять, что привлекло совсем юного светловолосого красавца в уже зрелой женщине Айседоре. Результатом отношений с известной танцовщицей стал трактирный цикл. «Я искал счастья в этой женщине, но случайно нашел смерть», — восклицает поэт.
Поэтический анализ
Уже в первых же стихах проявляется главная черта любовной лирики Есенина: любовь к любому человеку есть трагедия. Примером может служить стихотворение «Хороша была Танюша». Легкий стиль подчеркивает дерзкую юную жизнь, но его финал противоречит звучанию стиха. Танюша убивает себя из-за несчастной любви. Конечно, ранняя лирика поэта – это, прежде всего, гимн Родине. Большинство работ этого периода посвящено России, деревне, животным. Но уже в последующие годы Есенин осознал себя истинным певцом любви.
Стихи 20-х годов
Удивительно, но тема любви стала одной из главных именно в то время, когда поэт стал называть себя хулиганом. В цикле стихов «Любовь хулигана» отчетливо слышны мотивы быстротечности любви, ее хрупкости, но в то же время чувство описывается как очень светлый момент жизни, к которому человек готов для всего. В некоторых текстах Есенин использует вульгарную, грубую, иногда даже нецензурную лексику. Несмотря на это, они полны чувств, глубокой боли, они слышат крик души, жаждущей любви, потерянной и запутавшейся в рутине жизни («Сыпь на гармошке», «Пой, пой»).
Анализ стихотворения «Пронесся голубой огонь»
В этом тексте ярко проявилась такая особенность любовной лирики Есенина, как использование ярких метафор и эпитетов. Поэт выражает сожаление, что много времени тратил на разгул и скандалы, забывая о главном в жизни. Есенин произносит следующую мысль: он бы и от поэзии отказался, лишь бы прикоснуться к нежной руке и волосам «осеннего цвета». Пожалуй, никто из поэтов не смог бы так трогательно описать чувства дерзкой хулиганки. Стихотворение демонстрирует все важные черты любовной лирики Есенина (сочинение на эту тему обязательно должно содержать ее анализ), одна из которых — жизнелюбие. Прежде всего, это связано с автобиографией. Каждое описываемое чувство было пережито самим поэтом.
«Пусть тебя напьют другие»
Поэма полна благородной печали о прошлом. Автор выражает сочувствие ко всему, что было раньше, и ко всему, чего никогда не было. Особенность любовной лирики Есенина в том, что любовь всегда грустна. Поэт акцентирует внимание на том, что в жизни человека все происходит иначе, чем во сне. Это происходит из-за человеческой глупости, стремления к мелочным ценностям, беспечности. В этом тексте поэт признается своей лирической героине: только она одна могла быть его истинным другом и женой, но оба они не спасли друг друга.
Цикл «Персидские мотивы»
Это настоящая жемчужина любовной поэзии. Красивый восточный стиль, особая музыкальность и яркие образы — вот черты любовной лирики Есенина в этом цикле. Одна из самых ярких работ «Шагане ты моя, Шаганэ». Он необычен своим составом. Первые строки стиха звучат как рефрен и повторяются в последней строфе. Но главная особенность в том, что каждая строфа построена по принципу кольцевой композиции.
В этом тексте наиболее ярко воплотились черты любовной лирики Есенина. Сочинение по литературе, написанное на эту тему, непременно должно включать в себя рассмотрение средств художественной выразительности, ведь здесь поэт добился потрясающей красоты именно благодаря необычным оборотам речи. Как странно и в то же время сильно звучит строчка «Готов подарить тебе поле». Обилие эпитетов позволяет автору выразить любовь к родной стране и тоску по ней.
«Я сегодня спрашивала у менялы…»
В этом мне удалось прямо выразить свое отношение к такому загадочному чувству, как любовь. Лирический герой узнает от менялы-перса, что любовь не может быть выражена никакими словами, она может быть выражена только прикосновениями, взглядами и поцелуями. Опять необычная композиция. Первая строка повторяется в каждой строфе, создавая особый ритм.
Особенности любовной лирики Есенина (кратко)
Рассмотрим основные черты любовных стихов поэта:
- Любовь как наваждение, болезнь, описание чувства, разрушающего человека — таковы особенности любовной лирики Есенина. И Маяковский, и некоторые другие поэты того времени. В начале 20 века такой взгляд на это чувство был очень актуален среди писателей.
- Чувство любви способно на мгновение вырвать человека из повседневной рутины, но, к сожалению, оно не длится вечно. И после этого остаются только приятные, но в то же время болезненные воспоминания, ноющая грудь.
- Использование ярких поэтических образов (сравнений, метафор и эпитетов). Кстати, в этом особенности любовной лирики Есенина, Блока, Маяковского и других поэтов Серебряного века, искавших новый стих, новую форму и слово.
Таковы особенности любовной лирики Есенина. В кратком эссе должны быть отражены все три пункта, и они должны быть подтверждены конкретными примерами. Это легко сделать, ведь почти каждое стихотворение так или иначе затрагивает эту тему. В качестве материала для создания произведения на тему «Особенности любовной лирики Есенина» (сочинение или сочинение) можно взять такие памятные тексты, как «Руки возлюбленной – пара лебедей», «Письмо женщине», «Качаловское собака», «Я никогда не был на Босфоре».
Сергей Есенин
Стихи о любви
Екатерина Маркова. «Я люблю другую…»
Свет такой таинственный
Как будто для единственного
Ту, в которой такой же свет
И которого нет на свете.
С. Есенин
Трудно найти у Сергея Есенина стихи, которые не были бы о любви. Любовь — это мировоззрение Есенина. Он пришел в мир, чтобы любить, жалеть и плакать над каждым теленком, сломанной березкой, деревней, задушенной стальными дорогами городов…
Его любовь к Земле, породившей каждое дерево, чувственна. Под небом, обняв землю, берёза задирает юбку… Всеобъемлемость эротического чувства, доходящая до религиозности… Есенину чужд пантеизм, он православный крестьянин, только христианство его другое на вольном ветру Рязани. Он подставляет правую щеку метели, урагану. В его творчестве разлита жалость, жалость к каждой собаке…
У Есенина гораздо меньше стихов, адресованных женщине. В этих стихах Сергей Есенин как бы переигрывает свою натуру. В селе не принято, глубоко, исторически не принято, показывать свои чувства… От невесты до жены — расстояние, как от неба до земли.
Он не мог, например, как Блок, называть Россию своей женой, для крестьянского уха — это почти кощунственно по отношению к Родине…
Не смотри на меня с упреком
Я не скрываю презрения к тебя,
Но я люблю твои глаза с вуалью
И твою лукавую кротость.
Да, ты мне кажешься поверженным,
И, быть может, я рад видеть
Как лиса, притворяющаяся мертвой
Ворон и ворон ловит.
Ну-ну, лови, я не боюсь.
Но как же не угаснуть твой пыл?
На мою леденящую душу
Много раз попадались такие.
Я не люблю тебя милый
Ты просто эхо, всего лишь тень…
Есенин сравнивает женщину с хитрой лисой, лиса ему ближе и понятнее, чем женщина. В деревне все ясно, вот невеста девица, век у нее короткий, как ранняя весна. А вот и мать семейства, быстро теряющая свои юные черты в круговых заботах о доме. Невеста — это девственность в самом сакральном смысле этого слова. Мариенгоф пишет в своей книге: «Зинаида (Райх, мать двоих детей Есенина. — ЕСТ. ) сказала ему, что он у нее первый. И она солгала. Этого — по-мужски, по темной крови, не по мысли — Есенин никогда не мог ей простить. Трагически, обреченно он не мог… Каждый раз, когда Есенин вспоминал Зинаиду, судорога сводила его лицо, глаза багровели, руки сжимались в кулак: «Зачем ты солгал, гадина!»
В городе, да еще начала ХХ века, да еще и в богемной среде невеста остается чуть ли не на всю жизнь. Манит, жениха ищет, а невесту скорее от лукавого…
Поэтический дом Есенина расширен до мироздания, где «звезды льются в уши… вода — символ очищения и крещения во имя нового дня».
Муза Есенина помнит «тайну древних отцов утираться листвой…долг жизни на солнце», «отношение к вечности, как к родительскому очагу» — вот для Есенина благо жизни. Такова его «избитая Литургия».
Другого, чуждого его мироустройству, восприятия, душа Есенина не принимает и не потерпит. Его бунт в самоуничтожении, бунт не просто против стальной конницы, это бунт против разрушенной вселенной, созданной предками…
Там, где капустные грядки
Восход солнца льет красную воду,
Кленовое маленькое лоно
Зеленое вымя сосет.
Стихи 1910 года, написанные в 15 лет, Есенин так и остался до самой могилы… Он не мог жить взрослой прагматичной жизнью, по словам Есенина, ибо душа — это гроб. Его проклятия против женщин исходят от большой любви, от недостижимого Образа, созданного в ранней юности воображением поэта…
Сыпь, губная гармошка. Скука… скука…
Гармонист складывает пальцы волной.
Выпей со мной, паршивая сука
Выпей со мной.
Любил тебя, бичевал —
Невыносимо.
Почему ты так смотришь на синие брызги?
Хочешь Али в морду?
В огороде бы тебя чучело,
Ворон пугать.
Измучила меня до печени
Со всех сторон.
Сыпь, губная гармошка. Сыпь, моя частая.
Пей, выдра, пей.
Лучше бы я была вон той грудастой, —
Глупая…
Но вот и конец поэмы, —
Твоей стае собак
Пора прощать.
Любимая, я плачу
Прости, прости…
В глубоко чужом месте, где только гармонь чиста, которая оживает, поэт, видя святую женскую природу, говорит: «Дорогая, я плачу…»
Если перенестись назад во времени и пространстве, то вспомним известную сцену с Марлоном Брандо в фильме «Последнее танго в Париже», где герой посылает проклятия уже на гроб любимой, но изменяющей жене…
У Есенина скандал — почти всегда Плач, тот же Народный Плач, с большой буквы…
В детстве он пережил свою первую любовь (это была Анна Сардановская), как гетевский Вертер — трагически, он напился на уксусной эссенции, но испугалась и выпила много молока… Анна — дочь родственников Константиновского священника, приехавших на лето. Два лета девушка увлеклась поэтичным Сергеем с конфетной внешностью Леля, они уже считались женихом и невестой, а на третье она выросла выше крестьянского мальчишки и влюбилась в другого. ..
За эти годы было написано:
Сплел на озере алый свет зари.
Глухари плачут в лесу с колокольчиками.
Где-то плачет иволга, прячась в дупле.
Только я не плачу — на душе светло.
Я знаю, что вечером ты выйдешь за кольцо дорог,
Посидим в свежих кочках под соседним стогом сена.
Я поцелую тебя пьяным, я умру, как цвет,
Нет сплетен пьяных от радости…
Любовь — это слишком больно… Сергей Есенин, похоже, решил заглушить в себе саму возможность влюбиться — эта боль не сочеталась с желанием стать известным поэтом…
В Москве он познакомился с нелюбимой, но удивительно чуткой и культурной барышней Анной Изрядновой, родился сын… Есенин презирал себя за нелюбовь, за некоторый расчет в этих отношениях, что делало не укладывается в его понятие о чести… «Моя самость есть позор личности. Я выдыхался, лгал и, можно даже сказать, с успехом, хоронил или продавал душу дьяволу — и все за талант. Если я уловлю и буду иметь наметившийся мною талант, то он будет у самого подлого и самого ничтожного человека, — у меня… Если я гений, то наряду с этим я буду и грязным человеком…» — пишет он. своей подруге Марии Бальзамовой. Подпись в письме — «негодяй Сергей Есенин».
Душа нуждалась в покаянии… Город, украшенный полупустыми, осмеянными церквями, мог подарить только богемную обстановку и откровения в «Бродячей собаке»…
С неугомонностью жезла-медведя пробудившегося от прекрасного сна слившись с природой, он разрушил чужие жизни, жизни любивших его женщин. Поспешный брак с Зинаидой Райх, которую он оставил в конце концов с двумя детьми, оставил в растерянности и недоумении на всю жизнь… Увлечение Айседорой Дункан, связанное с экзотическим характером отношений. В возрасте уже всемирно известной танцовщицы испытывала к нему материнские чувства…
Нечто похожее на первую любовь проявилось у актрисы Августы Миклашевской, но ее спас, видимо, платонизм есенинской любви. ..
Любовная лирика Есенина собирательная, она посвящена какой-то другой, невстреченной женщине..
Прототипом Анны Снегиной считается Лидия Кашина, соседская дочь толстосума, замужем, имеет двоих детей. Но в поэме просвечивают черты Анны Сардановской и других… Есенин не встретил на земле ни одной женщины, родной, как творец Екклесиаста…
Любовь Есенина из другого измерения. В этом и есть загадка его неслыханной популярности. До сих пор бродяги ночуют на его могиле и перечитывают: «И глухо, как из подачки, / Когда в нее со смеху бросят камень, / Собачьи глаза закатили / Золотые звезды на снегу…»
И сколько подражателей. В бараках, в тюремных камерах и сразу за студенческой скамьей Литинститута… На сердце татуировка «Не жалею, не женюсь, не плачу»… Есенин такой случайность в плеяде поэтов, даже лучших. Он другой, он внучка Велеса.
И под плачущую панихиду, под кадильную пушку,
Все, что мне снилось, это тихий, раскованный звон.
Тема любви в лирике Есенина занимает особое место. Истинные ценители русской литературы не могут остаться равнодушными к этим проникновенным строкам, наполненным живым светлым чувством. Читаешь их и, кажется, прикасаешься к вечности, ведь они пробуждают в душе самые сокровенные чувства. Адресаты любовной лирики Есенина – женщины, которыми он восхищался и боготворил. Следует отметить, с какой искренней нежностью он к ним обращается, какие очаровательные эпитеты подбирает. Стихи Есенина о любви невероятно мелодичны и красивы. Им хочется читать вслух, обдумывая каждое слово.
Эти удивительные строки никого не оставят равнодушным. В этой статье мы рассмотрим тему любви в лирике Есенина. Как это отличается? Что можно найти в нем поистине удивительного для обычного человека?
Особенности любовной лирики Есенина
Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, кажется, что они затрагивают каждую струнку твоей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникающих линий. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина в том, что она очень легко ложится на музыку.
Именно поэтому так много красивых и душевных песен появилось на стихи этого замечательного поэта. Литературоведы справедливо называют Сергея Есенина «поэтическим певцом», умевшим многое сказать, выражая свои чувства рифмой.
«Голубой огонь пронесся»
Одно из красивейших лирических произведений. Стихотворение проникнуто нежными чувствами и отражает переоценку ценностей, происходящую в душе лирического героя. Кажется, он готов полностью подчиниться судьбе, отказаться от вредных привычек и даже «перестать скандалить». Сердце лирического героя наполняется светлыми эмоциями, он чувствует в себе возможность многое изменить в жизни, исправить ошибки прошлого.
Сергей Есенин использует очень красивые средства художественной выразительности для выражения своего состояния: «голубой огонь», «золотисто-русый водоворот», «осенний цвет волос». Все показывает, что переживание чувства пробуждает в его душе чувства, ведущие к изменению. Стихотворение оставляет приятное ощущение нежной грусти по несбывшимся мечтам и помогает вспомнить о настоящих целях.
«Ты меня не любишь, не жалей меня»
Стихотворение довольно известное и красивое. Эти строки пленяют воображение, заставляют душу сжиматься от восторга. Лирический герой находится в состоянии растерянности. Ключевой здесь является строчка «Кто любил, тот любить не может». Сердце лирического героя еще не готово испытать новую любовь. В душе слишком много шрамов, которые не дают возможности почувствовать себя по-настоящему счастливым. Может показаться, что он слишком замкнут и опасается наступления дополнительных переживаний. Моральные терзания приносят много душевной боли, от которой порой невозможно найти избавление. Лирический герой несколько разочаровался в жизни.
Он одновременно и хочет что-то изменить, и боится принять значимые события в своей судьбе, поэтому в стихотворении появляются слова: «Кто любил, тот не может любить». Ведь всегда есть вероятность того, что вас обманут и бросят. Именно эти чувства испытывает лирический герой, опасаясь наступления нового разочарования.
«Руки милой — пара лебедей»
Стихотворение невероятно нежное, трепетное и полное тепла. Лирический герой Сергея Есенина восхищается женской красотой, пленяется ею. Он хочет найти свое истинное счастье, но конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые мешают ему чувствовать себя счастливым. Особое внимание уделяется переживанию субъективных ощущений.
«Я не знаю, как прожить свою жизнь» — выражение растерянности, беспокойства и невидимого одиночества. Лирического героя тревожит мысль о том, что большая часть его жизни прожита зря. Ему сложно определиться с выбором направления, в котором ему нужно следовать. Чувство любви манит его к покорению неведомых высот, но он боится разочароваться, боится быть обманутым. Лирический герой часто обращается к своему предыдущему опыту, чтобы что-то сопоставить, понять, что делать.
«Пой, пой. На проклятой гитаре.
..Поэма невероятно чувственная и посвящена переживанию страстного чувства. Лирический герой чувствует себя безоружным рыцарем, отправившимся в захватывающее приключение. Его манят красивые порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.
«Я не знала, что любовь — это зараза» — эта строчка показывает, как мы иногда не готовы жить чувством любви. Многих это пугает, ведь им предстоит столкнуться с чем-то доселе неизведанным, отправиться в неизведанные дали. Лирический герой понимает любовь как «смерть», которая неизбежно приходит, когда речь идет о красивой женщине. Он уже внутренне готов к разочарованию.
«Глупое сердце, не бей»
Поэма отражает состояние лирического героя, переживающего экзистенциальный кризис. Лирический герой не верит в любовь, называет ее обманом, потому что само чувство всегда заставляет его страдать. Он уже прошел через многочисленные испытания в результате прошлых отношений и не желает повторять однажды допущенные ошибки.