Вычитание и сложение десятичных дробей правило 5 класс: Сложение, вычитание десятичных дробей — урок. Математика, 5 класс.

как с разными знаками, основные правила, примеры для 5 класса

Вычитание десятичных дробей в математике

Определение 1

Десятичная дробь — это вид дроби, является методом записи действительных чисел в таком виде:

±dm…d1d0,d-1d-2…,

± — знак дроби: + или -;

, — десятичная запятая, отделяет целую часть от дробной части числа;

dk— десятичные цифры.

Последовательность чисел, которые стоят до запятой, является конечной. Последовательность чисел после запятой конечна или бесконечна.

Пример 1

Число 123,45 является конечной десятичной дробью.

Число π можно записать, как бесконечную десятичную дробь: 3,1415926535897…

Десятичная дробь ±dm…d1d0,d-1d-2… имеет значение в виде действительного числа:

±dm·10m+…+d1·101+d0·100+d-1·10-1+d-2·10-2+…,

Такое действительное число равно сумме конечного или бесконечного числа слагаемых.

Представлять действительные числа, как десятичные дроби, — значит, обобщать записи целых чисел в десятичной системе счисления. Когда целое число записывают в виде десятичной дроби, после запятой не будет других цифр, кроме нулей:

±dm…d1d0,

что соответствует записи данного числа в десятичной системе счисления.

Правило 1

Сложение и вычитание десятичных дробей выполняется путем записи их друг под другом, чтобы запятая была под запятой. Далее действия аналогичны операциям с обычными числами. В ответ нужно перенести запятую.

Как вычитать десятичные дроби в столбик

В процессе вычитания десятичных дробей, как и сложения, необходимо руководствоваться правилами, согласно которым вычитают в столбик натуральные числа. Последовательность действий:

  1. Уравнение числа знаков, расположенных после запятой, дописыванием необходимого количества нулей.
  2. Запись десятичных дробей в столбик, то есть друг под другом — запятая под запятой.
  3. Вычитание десятичных дробей без учета запятых, исходя из правил, по которым вычитают в столбик натуральные числа.
  4. Запись в ответе запятой под запятыми.

Источник: math-prosto.ru

Альтернативный способ

Существует другой способ вычитания десятичных дробей. При этом не требуется записывать их в столбик, а действия следует выполнять, опираясь на следующие правила:

  1. Вычитание десятичных дробей нужно проводить справа налево, то есть началом будет самая правая цифра после запятой.
  2. Вычитание выполняют по цифрам разрядов. Целые вычитают из целых, десятые вычитают из десятых, сотые вычитают из сотых и так далее.
  3. Если требуется большую цифру отнять от меньшей, то у соседней цифры слева нужно занять десяток.
Пример 2

Разобрать этот способ можно на примере:

15,21 – 8,31 =

Проводим вычитание, двигаясь с правой стороны в левую. Самой правой цифрой в обеих дробях — сотые. 1 — в первом числе, 1 — во втором. Найдем их разность:

1 – 1 = 0

В результате получен 0, который следует записать на месте сотых в разности:

15,21 – 8,31 = … 0

Далее следует из десятых вычесть десятые. 2 — в первом числе, 3 — во втором числе. Заметим, что из 2 (меньшего) нельзя отнять 3 (большее), поэтому нужно занять десяток у соседа с левой стороны для 2. В данном случае, это 5. Получается, что 3 вычитается из 12:

12 – 3 = 9

В десятые нового числа можно записать 9. Важно помнить о необходимости вычитания единицы из 5, так как был занят десяток из 5.

15,21 – 8,31 = … 90

Переходим к вычитанию целых частей. 14 — в первом числе, 8 — во втором числе.

14 – 8 = 6

15,21 – 8,31 = 6,90

Правило 2

Десятые допускается вычитать лишь из десятых, сотые из сотых, тысячные из тысячных и так далее. Когда одна из десятичных дробей не имеет цифру необходимого разряда, ее можно заменить нулем.

Пример 3

Рассмотрим вычитание десятичных дробей:

6,9 – 2,52 =

Второе число в крайнем правом положении имеет 2 (сотые), а в первом числе сотые отсутствуют. В этом случае необходимо к первому числу с правой стороны от 9 дописать ноль и выполнить вычитание по стандартному алгоритму.

6,9 = 6,90

6,90 – 2,52 = 4,38

Вычитание десятичных дробей с разными знаками

Вычитать обычные дроби, имеющие неодинаковые знаки, следует по правилам:

  1. Разность дробей представляет собой дробь.
  2. В процессе вычитания дробей, разность нужно заменить сложением уменьшаемого и числа, которое противоположно вычитаемому.

6,90 — (-2,52) = 6,90 + 2,52 = 9,42

Как вычесть десятичную дробь из смешанного числа или обыкновенной дроби и наоборот

Правило 3

Когда нужно вычислить разность десятичной дроби и целого натурального числа, в конце последнего необходимо дописать запятую, а после нее проставить нули в количестве, равном количеству знаков после запятой в десятичной дроби. Затем нужно выполнить вычитание.

Правило 4

Если необходимо найти разность десятичной дроби и простой дроби, то следует рассмотреть 2 варианта и выбрать наиболее подходящий:

  1. Простую дробь перевести в десятичную. Затем нужно выполнить вычитание.
  2. Перевести десятичную дробь в обыкновенную. В результате действие сводится к вычитанию простых дробей.

В качестве примеров можно рассмотреть вычитание десятичных дробей:

Источник: microexcel.ru

Примеры вычитания числа, которое является целым и натуральным, из десятичной дроби, а также обратный случай:

Источник: microexcel.ru

Правило 5

Вычитание десятичной дроби из смешанной, или наоборот, выполняют путем приведения дроби к единому виду дробей.

Данное правило распространяется на все виды дробей при их вычитании и сложении. Рассмотреть действие можно на примере:

125–0,3

Важно заметить, что десятичная дробь в любом случае можно перевести в обычную дробь. С другой стороны, обычную дробь не всегда получается перевести в десятичную, к примеру, 13.

В первую очередь требуется проверка возможности перевода знаменателя смешанной дроби в число, кратное 10, 100 и так далее. Другими словами, необходимо какое-либо из перечисленных чисел разделить на знаменатель. В этом случае при умножении на знаменатель 5 числа 2 получается 10.

Далее следует отделить единицу, то есть целое, умножить дробь на 2. Умножение предусмотрено для числителя и знаменателя. Так как множитель одинаковый, то значение дроби не меняется:

2×25×2=410=0,4

После возврата единицы получим:

1 + 0,4 = 1,4

Выполним вычитание:

1,4 – 0,3 = 1,1

Правило 6

Вычитание смешанной дроби из десятичной выполняют путем перевода десятичной дроби в смешанную.

Рассмотрим действие на примере:

2,5-125

Отделим целые части от дробных:

2+510

1+25

Далее следует определить минимальный единый знаменатель. Это число 10. Умножим вторую дробь на 2:

2×25×2=410

Анализируя дроби, которые необходимо отнять 510 и 410, можно заключить, что первая дробь превышает вторую. В этом случае не потребуется занимать, а можно сразу перейти к вычитанию целых частей:

2 – 1 = 1

Далее нужно вычесть дробные части:

510-410=110

Сложим целую и дробную часть, чтобы получить ответ:

1+110=1110

Примеры решения задач для 5 класса

Первая задача

Требуется вычислить:

7,353 – 3,1

Решение

В данном случае количество цифр после запятой разное. Поэтому к 3,1 после единицы нужно дописать пару нулей: 3,100. Далее нужно записать выражение в столбик и выполнить вычисления:

Источник: spacemath.xyz

Ответ: 4,253

Вторая задача

Нужно найти разность:

3,46 – 2,39

Решение

Запишем выражение в столбик:

Источник: spacemath.xyz

Начать следует с вычитания самостоятельных сотых частей: 6-9. При этом необходимо занять единицу у соседнего разряда:

16 – 9 = 7

Полученный ответ нужно записать на место сотой части:

Источник: spacemath.xyz

Далее можно приступить к вычитанию десятых частей. Следует помнить, что ранее была занята единица. Таким образом, в десятых вместо 4 осталась цифра 3. Выполним вычисления в десятых:

3 – 3 = 0

Полученный результат нужно записать в десятые:

Источник: spacemath.xyz

Затем можно вычесть целые части:

3 – 2 = 1

Единицу, которая получилась в результате, следует записать в целой части ответа:

Источник: spacemath. xyz

Целую часть нужно отделить от дробной:

Источник: spacemath.xyz

Ответ: 1,07

Третья задача

Требуется решить выражение:

3 – 1,2

Решение

Выражение необходимо записать в столбик:

Источник: spacemath.xyz

Следует сравнять количество цифр после запятой путем постановки запятой после 3 и записи одного нуля:

Источник: spacemath.xyz

Далее можно приступить к вычитанию десятых частей: 0 – 2. При этом необходимо занять единицу у соседнего разряда:

Источник: spacemath.xyz

Затем требуется вычесть целые части с учетом того, что была занята единица, и отделить с помощью запятой дробную часть:

Источник: spacemath.xyz

Ответ: 1,8

Четвертая задача

Определить разность:

37,505 – 17

Решение:

Требуется отделить целую часть от дробной и вычесть из нее указанное число:

37,505 – 17 = 20,505

Ответ: 20,505

Почему дроби так трудно выучить?

You are here: Home → Статьи → Обучение дробям

Как известно многим учителям и родителям, изучение различных операций с дробями может быть трудным для многих детей. Трудно не понятие дроби, а различные операции: сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение, упрощение, и т. д. дробей

И простой причиной, по которой изучение этих операций оказывается трудным для многих студентов, является как их обычно учат . Просто посмотрите на количество правил , чтобы узнать о дробях!

1. Сложение дробей — общие знаменатели Сложить числители и использовать общий знаменатель
2. Сложение дробей – разные знаменатели Сначала найдите общий знаменатель, взяв наименьшее общее кратное знаменателей. Затем преобразуйте все слагаемые, чтобы иметь этот общий знаменатель. Затем добавьте, используя правило № 1.
3. Нахождение эквивалентных дробей Умножить числитель и знаменатель на одно и то же число.
4. Преобразовать смешанное число в дробь Умножьте целую часть числа на знаменатель и добавьте числитель, чтобы получить числитель. Используйте общий знаменатель, как в дробной части смешанного числа.
5. Преобразовать неправильную дробь в смешанное число Разделите числитель на знаменатель, чтобы получить целую часть числа. Остаток будет числителем дробной части. Знаменатель тот же.
6. Упрощение дробей Найдите (наибольший) общий делитель числителя и знаменателя и разделите на него оба.
7. Умножение дробей Умножьте числители и знаменатели.
8. Дробное деление Найдите обратную величину делителя и умножьте на нее.
9. Сравнение дробей Преобразуйте дроби, чтобы они имели общий знаменатель. Затем сравните числители.
10. Преобразование дробей в десятичные Деление в длинное деление или с помощью калькулятора.

Если учащиеся просто попытаются запомнить эти правила, не зная, откуда они взялись, они, вероятно, будут кажутся бессмысленными джунглями . Они, вероятно, не будут связаны ни с чем, касающимся операции, но вместо этого будут работать как «волшебство»: вы умножаете, делите и делаете разные вещи с числителями и знаменателями, чтобы получить ответ.

После этого ученики могут слепо следовать правилам, подбрасывая числа туда и сюда, вычисляя то и это — и получая ответы, не имея ни малейшего представления, разумны они или нет. Кроме того, эти правила довольно легко забыть или неправильно запомнить, особенно через 5-10 лет.


Решение: манипулятивные и визуальные модели

Вместо того, чтобы просто представить правило, лучше использовать визуальные модели или манипуляции во время изучения арифметики дробей. Таким образом, дроби становятся для студента чем-то конкретным, а не просто числом поверх другого без смысла. Учащийся сможет оценить ответ перед расчетом, оценить обоснованность итогового ответа и проделать многие простейшие операции в уме, не применяя заведомо какое-либо «правило».

Типичные учебники ДЕЙСТВИТЕЛЬНО показывают наглядные модели для дробей, и они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО показывают один или два примера того, как определенное правило связано с изображением. Но этого недостаточно! Нам нужно, чтобы дети решили

множество задач, используя либо визуальные модели, либо дробные манипуляции . Другой способ состоит в том, чтобы попросить их НАРИСОВАТЬ дробные изображения для решения задач. Таким образом, учащиеся сформируют ментальную визуальную модель и смогут продумать картинки.

Например, в этом видео показан визуальный метод эквивалентных дробей: дальнейшее разделение частей на определенное количество новых частей:

Если вы продумаете картинки , то легко увидите необходимость умножения или деления и числителя, и знаменателя на одно и то же число. Но прежде чем озвучить это правило, лучше, чтобы дети получили много «практического» опыта с изображениями дробей,

которые они рисуют сами. Они могут даже развлекаться, разделяя части дальше или, наоборот, объединяя части вместе. Они могут найти правило даже сами — и это будет иметь смысл. Если они позже забудут правило, они всегда могут вернуться к размышлению о разделении на части и заново открыть его.

Еще один пример — тема сложения разных дробей (см. видео). Учитель может показать, как нужно разделить части в дробях, чтобы все они были одинаковыми, а затем вы можете добавить. Сначала (скажем, в 4-м классе) не нужно обсуждать «наименьший общий знаменатель». Вы можете просто использовать картинки или манипуляторы.

Затем дети будут складывать разные дроби, используя манипуляторы или рисуя картинки. Через некоторое время некоторые ученики могут обнаружить правило об общем знаменателе, или на какие части нужно разделить дроби. В любом случае, они наверняка лучше запомнят правило, когда смогут сами проверить его на многочисленных наглядных примерах.

Я не говорю, что правила не нужны — потому что они есть. Вы не сможете справиться с алгеброй, не зная правил работы с дробями. Но при широком использовании визуальных моделей на начальных этапах правила обретут больше смысла, и если через 10 лет учащийся забудет правила, он все равно сможет «вычислять» с картинками в уме, а не рассматривать их. дроби как то, что он просто «не умеет».


Вам нужна помощь с дробями?

Посмотрите эти бесплатные уроки фракций!

  • Понимание дробей
  • Дробная часть группы
  • Смешанные номера
  • Дроби к смешанным числам и ст.
  • Сложение одинаковых дробей
  • Эквивалентные дроби
  • Сложение разных дробей 1
  • Сложение разных дробей 2: Нахождение общего знаменателя
  • Добавление смешанных чисел
  • Вычитание смешанных чисел
  • Вычитание смешанных чисел 2
  • Размер в дюймах
  • Сравнение дробей
  • Упрощение дробей
  • Умножение дробей на целые числа
  • Умножение дробей на дроби
  • Умножение и площадь
  • Упростить перед умножением
  • Деление дробей на целые числа
  • Разделение дробей: установка делителя
  • Деление дробей: обратные числа
  • Деление дробей: с помощью сочетания клавиш

Меню уроков математики


Открытые учебники | Siyavula

Загрузите наши открытые учебники в различных форматах, чтобы использовать их так, как вам удобно. Нажмите на обложку каждой книги, чтобы увидеть доступные для загрузки файлы на английском и африкаанс. Лучше, чем просто бесплатные, эти книги также имеют открытую лицензию! См. различные открытые лицензии для каждой загрузки и пояснения к лицензиям в нижней части страницы.

Математика

    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • 7A PDF (CC-BY-ND)
          • 7B PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • 7A PDF (CC-BY-ND)
          • 7B PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • 8A PDF (CC-BY-ND)
          • 8B PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • 8A PDF (CC-BY-ND)
          • 8B PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • 9A PDF (CC-BY-ND)
          • 9B PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • 9A PDF (CC-BY-ND)
          • 9B PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)

Наука

    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителей

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 7А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 7Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 7А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 7Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 8А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 8Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 8А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 8Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 9А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 9Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 9А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 9Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 4А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 4Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 4А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 4Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 5А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 5Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 5А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 5Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителей

      • Английский

        • Класс 6А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 6Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 6А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 6Б

          • PDF (CC-BY-ND)

Лицензирование наших книг

Лучше, чем просто бесплатные, эти книги также имеют открытую лицензию! Один и тот же контент, но разные версии (фирменные или нет) имеют разные лицензии, как объяснено:

CC-BY-ND (фирменные версии)

Вам разрешается и поощряется свободное копирование этих версий.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *