Вычитание дробей с разными знаменателями – примеры, правила (5 класс, математика)
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 254.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 254.
Вычитание дробей само по себе достаточно сложная задача, а уж вычитание дробей с разными знаменателями и вовсе порой ставит учеников 5 класса в ступор. Поэтому стоит разобраться в этой теме подробнее раз и навсегда.
Вычитание дробей
Вычитание дробей возможно только при одинаковых знаменателях.
Если вычитаемое больше уменьшаемого, то результатом станет отрицательное число.
При вычитании дробей мы создаем новую дробь, в числителе которой будет разность числителей изначальных дробей, а знаменатель останется прежним.
Следующим преобразованием будет вычисление разности в числителе.
Вычитание дробей с разными знаменателями
Если у дробей разные знаменатели, то необходимо первым делом привести дроби к общему знаменателю. Для этого нужно воспользоваться правилом дробей.
Основное свойство дробей заключается в том, что при умножении числителя и знаменателя дроби на одно и то же число, значение дроби не изменится. Это обусловлено тем, что по факту дробь является не законченной операцией деления, а умножение делителя и делимого на одно и то же число не изменит частное.
Как найти общий знаменатель?
Общей знаменатель это НОК или наименьшее общее кратное. Наименьшее общее кратное двух и более чисел, это число, которое делится на каждое из них.
Для нахождения наименьшего общего кратного ряда простых чисел, нужно просто перемножить их между собой.
$$НОК=3*5*7=105$$
Но что будет, если в ряде будет три сложных числа?
18,15,25 – найдем для этого ряда НОК.
Для этого, каждое из чисел нужно разложить на простые множители.
$$18=2*3*3$$
$$15=3*5$$
$$25=5*5$$
Для того, чтобы найти НОК нужно перемножить простые множители чисел, которые еще не встречались.
Начнем с числа 2. Двойка встречалась только в простых множителях числа 18, вычеркнем ее.
$$НОК=2*…$$
Следующее число 3. Вычеркиваем одну тройку из разложения числа 18 и из разложения числа 15.
$$НОК=2*3…$$
У нас осталась еще одна тройка в разложении числа 18.
$$НОК=2*3*3…$$
Теперь посмотрим, какое число осталось в разложении 15. Это 5:
$$НОК=2*3*3*5…$$
Вычеркиваем одну 5 из разложения числа 15 и одну из разложения числа 25. Осталось одно число, множители которого не зачеркнуты: это 25, где осталась одна 5. Добавим ее в НОК и получим окончательное значение:
$$НОК=2*3*3*5*5=450$$
Так нужно действовать с любым рядом чисел, для которых необходимо найти НОК.
Пример
Теперь рассмотрим пример вычитания дробей с разным знаменателем. Найдем следующую разность:
$${37\over{81}}-{91\over{180}}$$
- Первым шагом нам нужно найти будущий общий знаменатель, который будет являться НОК(81,180)
Разложим на простые множители число 81
81=3*3*3*3
Разложим на простые множители число 180
180=2*2*3*3*5
Значит, для того, чтобы получить НОК нам необходимо домножить 81 на 5*2*2 или домножить 180 на 3*3. Второй вариант немного проще, поэтому используем его:
180*3*3=180*9=1620
Для того, чтобы сложное число умножить на 9 необязательно умножать. Можно упростить вычисления следующим образом: умножить число на 10 и вычесть это же число. То есть: 180*9=180*10-180=1800-180=1620
- Теперь приведем каждую из дробей к общему знаменателю:
$${37\over{81}}={{37*20}\over{81*20}}={{740}\over{1620}}$$
$${91\over{180}}={{91*9}\over{180*9}}={{809}\over{1620}}$$
- Вычтем получившиеся значения:
$${{740}\over{1620}}-{{809}\over{1620}}={{740-809}\over{1620}}=-{{69}\over{1620}}$$ – получилось отрицательно число, но в этом нет ничего страшного. Просто изначально уменьшаемое было меньше вычитаемого
Что мы узнали?
Мы узнали, как правильно вычитать дроби с разными знаменателями, поговорили о том, как находить НОК и решили небольшой пример.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Милана Черникова
7/10
Никита Свирский
10/10
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 254.
А какая ваша оценка?
6 класс. Математика. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сравнение дробей — Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сравнение дробей
Комментарии преподавателяВспомним, что мы уже знаем об обыкновенных дробях.
1. Любая дробь представляет количество – часть от какого-то числа. Эту часть мы умеем вычислять. Например, от 100 – это .
2. Одну и ту же часть можно выразить эквивалентными дробями (см. рис. 1). Эквивалентные дроби имеют разную запись, однако выражают одно и то же количество, равны друг другу.
Рис. 1. Пример эквивалентных дробей
3. При сложении/вычитании дробей с одинаковыми знаменателями складываем/вычитаем числители.
4. При сравнении двух дробей с одинаковыми знаменателями большая та, у которой числитель больше (см. рис. 2).
Рис. 2. Пример сравнения дробей с одинаковым знаменателем
Теперь перейдем к вопросу: что делать, если у дробей будут разные знаменатели. Например, как нам сложить и (см. рис. 3)?
Рис. 3. Иллюстрация к примеру
Если мы заменим одну из дробей на эквивалентную, то их сумма, очевидно, не изменится.
Для дроби существует бесконечное множество дробей, которые ей эквивалентны. Давайте будем домножать числитель и знаменатель этой дроби на 2, 3, 4 и т.д. Тем самым мы получим цепочку эквивалентных дробей.
Аналогично поступим и со второй дробью:
Мы можем заменить дробь эквивалентной. Нам нужно найти такие две дроби, у которых знаменатель одинаковый, тогда мы сможем выполнить сложение. Одинаковый знаменатель у дробей и , заменим исходные дроби на них.
Рассмотрим еще несколько примеров.
Необходимо сложить дроби.
1)
Решение
1) Несложно заметить, что дробь легко превращается в эквивалентную дробь со знаменателем 4. Для этого нам нужно домножить ее числитель и знаменатель на 2.
Определите разность.
1) 2) 3)
Решение
1) Несложно увидеть, что мы вторую дробь может превратить в дробь со знаменателем 8, для этого умножим ее числитель и знаменатель на 2.
2) Обе дроби мы можем заменить эквивалентными дробями со знаменателем 6. Числитель и знаменатель первой дроби домножим на 3, а второй – на 2.
3) Общим знаменателем для этих дробей является число 30. По образцу решаем последний пример.
Таким образом, для сложения/вычитания двух дробей с разными знаменателями дроби необходимо свести к общему знаменателю.
Сравните дроби в примерах. Выполните действия.
1) 2)
Решение
1) Общий знаменатель слагаемых должен получаться из чисел 15 и 18 умножением на какие-то числа. Например, знаменатель 270 получается при умножении 15 и 18 друг на друга, а значит, может выступать в качестве общего знаменателя для исходных дробей. Теперь необходимо умножить первое слагаемое на 18, а второе – на 15. Полученные дроби после умножения можно сравнить:
Следовательно, первое слагаемое меньше второго: .
Определим сумму дробей: .
2) Подобным образом решаем второй пример. Вначале приводим дроби к общему знаменателю. Сравниваем получившиеся значения.
Логично, что уменьшаемое больше вычитаемого. В этом мы убедились при сведении дробей к одинаковому знаменателю: .
Выполним вычитание до конца: .
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/slozhenie-i-vychitanie-drobej-s-raznymi-znamenatelyami/slozhenie-i-vychitanie-drobey-s-raznymi-znamenatelyami-sravnenie-drobey
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=7pdDvmttTlM
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=bCtDS1tTmSk
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=vpzGhncogSE
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=Xh9qs-6aw6A
источник презентации — http://ppt4web.ru/matematika/sravnenie-slozhenie-i-vychitanie-drobejj-s-raznymi-znamenateljami0.html
источник теста — http://testedu.ru/test/matematika/5-klass/slozhenie-i-vyichitanie-obyiknovennyix-drobej.html
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Результаты обучения
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, которые содержат переменные
- Определять и использовать дробные операции
После того, как мы преобразовали две дроби в эквивалентные формы с общими знаменателями, мы можем складывать или вычитать их, добавляя или вычитая числители.
Сложение или вычитание дробей с разными знаменателями
- Найдите ЖК-дисплей.
- Преобразуйте каждую дробь в эквивалентную форму с ЖК-дисплеем в качестве знаменателя.
- Сложение или вычитание дробей.
- Запишите результат в упрощенной форме.
Пример
Добавить: [latex]\Large\frac{1}{2}+\Large\frac{1}{3}[/latex]
Решение:
[латекс]\Большой\фракция{1}{2}+\Большой\фракция{1}{3}[/латекс] | |
Найдите ЖК-дисплей [латекс]2[/латекс], [латекс]3[/латекс]. | |
Преобразование в эквивалентные дроби с помощью ЖК-дисплея [латекс]6[/латекс]. | [латекс]\Large\frac{1\cdot\color{red}{3}}{2\cdot\color{red}{3}} +\Large\frac{1\cdot\color{red}{2 }}{3\cdot\color{red}{2}}[/latex] |
Упростите числители и знаменатели. | [латекс]\Большой\фракция{3}{6}+\Большой\фракция{2}{6}[/латекс] |
Доп.![]() | [латекс]\большой\фрак{5}{6}[/латекс] |
Помните, всегда проверяйте, можно ли упростить ответ. Поскольку [латекс]5[/латекс] и [латекс]6[/латекс] не имеют общих множителей, дробь [латекс]\большой\фрак{5}{6}[/латекс] нельзя сократить.
Попробуйте
Посмотрите следующее видео, чтобы увидеть больше примеров и пояснений о том, как сложить две дроби с разными знаменателями.
Попробуйте
Пример
Добавить: [latex]\Large\frac{7}{12}+\Large\frac{5}{18}[/latex]
Показать решение
Попробуйте
Вы также можете сложить более двух дробей, если сначала найдете для них общий знаменатель. Пример суммы трех дробей показан ниже. В этом примере вы будете использовать метод простой факторизации, чтобы найти LCM.
Подумай об этом
Добавить [латекс]\Большой\фрак{3}{4}+\Большой\фрак{1}{6}+\Большой\фрак{5}{8}[/латекс]. Упростите ответ и запишите в виде смешанного числа.
Чем этот пример отличается от предыдущих? Используйте поле ниже, чтобы записать несколько мыслей о том, как бы вы сложили вместе три дроби с разными знаменателями.
Показать раствор
Вычитание дробей
Когда вы вычитаете дроби, вы должны думать о том, есть ли у них общий знаменатель, как и при сложении дробей. Ниже приведены примеры вычитания дробей, знаменатели которых не совпадают.
Пример
Вычесть: [латекс]\Большой\фрак{7}{15}-\Большой\фрак{19}{24}[/латекс]
Показать решениеПопробуйте
В следующем видео приведены еще два примера вычитания двух дробей с разными знаменателями.
Пример
Добавить: [latex]-\Large\frac{11}{30}+\Large\frac{23}{42}[/latex]
Показать решение
Попробуйте
Пример
Вычесть: [латекс]\Большой\фракция{1}{2}-\влево(-\Большой\фракция{1}{4}\право)[/латекс]
Показать решение
Сложение и вычитание дробей, содержащих переменные
В следующем примере одна из дробей имеет в числителе переменную. Выполняем те же действия, что и в случае, когда оба числителя являются числами.
Пример
Добавить: [latex]\Large\frac{3}{5}+\Large\frac{x}{8}[/latex]
Показать решение
Попробуйте
Посмотрите следующее видео, чтобы увидеть больше примеров сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, которые содержат переменные.
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Обучение сложению и вычитанию дробей с разными знаменателями
Поделись с друзьями!
11 акции
- Поделиться
- Твит
Этот революционный метод значительно облегчит детям изучение сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Если вы когда-нибудь пытались научить сложению и вычитанию дробей с разными знаменателями, вы, вероятно, хотели биться головой о стену. Это очень сложная концепция для понимания детьми. Он не только включает в себя несколько шагов, но также требует, чтобы дети понимали, почему они не могут сразу складывать числа.
Почему трудно объяснить. Хорошей новостью является то, что есть метод, который заставит эту концепцию щелкнуть.
Понимание эквивалентных дробейПрежде чем вы начнете обучать сложению и вычитанию дробей с разными знаменателями, ваши ученики должны понять, как составлять эквивалентные дроби. Вы захотите использовать манипуляции, чтобы показать, что дроби могут быть эквивалентны: 2/4 совпадает с 1/2.
Ваши учащиеся должны иметь твердые навыки составления эквивалентной дроби. (Вам нужно умножить или разделить числитель и знаменатель на одно и то же число. ) 1/2 становится 2/4, когда вы умножаете числитель на 9.0169 и знаменатель на 2. Одна равнозначная дробь не больше и не меньше другой; они равны.
При обучении сложению и вычитанию дробей с разными знаменателями начинайте с демонстрации. Вы можете нарисовать фрукты или использовать настоящие фрукты (2 яблока и 1 апельсин). Скажите: «Представьте, что я продавец яблок. В конце дня продажи яблок мне нужно подсчитать, сколько яблок осталось в моих корзинах. Я нахожу одно яблоко в урне слева от себя, а другое яблоко — в урне справа». (Покажите яблоки или нарисуйте их на доске.) «Сколько у меня яблок?» (2) «Точно. 1 яблоко плюс 1 яблоко равно 2 яблокам».
«На следующий день я смотрю в свои закрома, чтобы посмотреть, сколько яблок у меня осталось. Я смотрю в мусорное ведро слева и вижу 1 яблоко. Я смотрю в мусорное ведро справа от себя и, что удивительно, вижу апельсин!» (Покажите фрукты или нарисуйте их на доске. ) «Сколько яблок у меня осталось? Это все, что меня волнует, потому что я продавец яблок». (1) «У меня есть только одно яблоко. Несмотря на то, что у меня есть апельсин, я не могу добавить яблоки и апельсины и получить больше яблок. Это просто не работает».
Сортировка дробей по именам
Напишите на доске четыре дроби: ¼, ⅚, ⅙ и ¾. Скажите учащимся, что эти дроби подобны апельсинам и яблокам. Как вы можете сказать, какие из них какие? Вы смотрите на номер кнопки, на знаменатель. Это название фракции. На доске два названия дробей (два знаменателя): 4-я и 6-я.
Нельзя складывать две дроби с разными именами. Чтобы добавить их, они должны иметь одинаковое имя, точно так же, как вы можете добавлять яблоки только к яблокам, чтобы получить больше яблок. Чтобы добавить дроби с разными именами, вам нужно изменить название одной или нескольких дробей, чтобы они совпадали.
Пример задачи на сложение дробей с разными знаменателями
Проиллюстрируйте эту концепцию, написав эту задачу: ½ + ¼ = __.