Звонкие и глухие согласные — Уроки Русского
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Звонкие состоят из шума и голоса, глухие только из шума. Сравните произнесение звонкого звука [в] и глухого [ф]:
[в] – голосовые связки дрожат, вибрируют
[ф] – голосовые связки в спокойном состоянии
Запомнить все глухие звуки поможет пословица:
— Стёпка, хочешь щец? — Фи
Если звука нет ни в одном слове этой пословицы – он звонкий.
| Парные | Непарные |
Звонкие | [б], [б’],[в], [в’], [г],[г’],[д],[д’],[ж],[з],[з’] | [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’] |
Глухие | [п],[п’],[ф],[ф’],[к],[к’],[т],[т’],[ш],[с],[с’] | [х], [х‘], [ц],[ч’],[ш’] |
Согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости:
[б]-[п], [б’]-[п’], [в]-[ф], [в’]-[ф’], [г]-[к], [г’]-[к’], [д]-[т], [д’]-[т’], [ж]-[ш], [з]-[с], [з’]-[с’]
Некоторые согласные звуки не образуют пару по глухости-звонкости. Такие согласные называют непарными:
Непарные звонкие (всегда звонкие): [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’].
Непарные глухие (всегда глухие): [х], [х‘], [ц],[ч’],[ш’].
Звуки [ж], [ш], [ч’], [ш’] называются шипящими.
Звуки [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’] называются сонорными.
Сильная позиция для согласных по глухости-звонкости – это позиция для парных согласных, в которой звук слышится отчетливо и соответствует букве на письме:
- перед гласными звуками. Например:
луга
В слове луга согласный [г] стоит перед гласной А, отчетливо произносится и соответствует букве на письме. Он стоит в сильной позиции.
перед [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’], [в], [в’]. Например:
слой
В слове слой согласный [с] стоит перед Й, отчетливо произносится и соответствует букве на письме. Он стоит в сильной позиции.
Слабая позиция для согласных по глухости-звонкости – это позиция для парных согласных, в которой звук не слышится отчетливо и может не соответствовать букве на письме:
луг
В слове луг согласный [г] стоит на конце слова в слабой позиции и произносится как [к]
сдача – [здач’а]
В слове сдача согласный [с] стоит перед звонким [д] в слабой позиции. Согласный озвончается и произносится как парный ему звук [з] — [здач’а]
сказка – [скаска]
В слове сказка согласный [з] стоит перед глухим [к] в слабой позиции. Согласный оглушается и произносится как парный ему звук [с] – [скаска]
Если согласный стоит в слабой позиции, его написание необходимо проверить, поставив в сильную позицию.
Повторим
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Все глухие звуки в пословице: — Стёпка, хочешь щец? – Фи
Парные | Непарные | |
Звонкие | [б], [б’],[в], [в’], [г],[г’],[д],[д’],[ж],[з],[з’] | [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’] |
Глухие | [п],[п’],[ф],[ф’],[к],[к’],[т],[т’],[ш],[с],[с’] | [х], [х‘], [ц],[ч’],[ш’] |
Согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости:
[б]-[п], [б’]-[п’], [в]-[ф], [в’]-[ф’], [г]-[к], [г’]-[к’], [д]-[т], [д’]-[т’], [ж]-[ш], [з]-[с], [з’]-[с’]
Некоторые согласные звуки не образуют пару по глухости-звонкости:
- непарные звонкие [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’];
- непарные глухие [х], [х‘], [ц],[ч’],[ш’].
Звуки [ж], [ш], [ч’], [ш’] называются шипящими. Звуки [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’] называются сонорными.
Сильная позиция для согласных по глухости-звонкости:
- перед гласными звуками;
- перед [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[й’],[р],[р’], [в], [в’].
Слабая позиция для согласных по глухости-звонкости:
- на конце слова;
- перед звонкими согласными для глухих. Наблюдается озвончение глухих;
- перед глухими согласными для звонких. Наблюдается оглушение звонких.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся | УУД | ||||||
1. Актуализация знаний. Повторение изученных знаний | Организует работу по актуализации и повторению знаний, полученных уч-ся в начальной школе. | Формулируют тему и цель урока. Сказка о глухих и звонких согласных. Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают. — Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели? — Может и заболели, — проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается? На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными. Может, звук З простудился и голос теряет? — А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС. Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ: — Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай! Улыбнулся Алфавит: — Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга. — О каких звуках идёт речь в сказке? — О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.) Записывают тему. | Задание 1. Чем различаются данные слова? Сформулируйте тему урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? | Метапредметные: Регулятивные: определять цель учебной деятельности. Познавательные: выполнять анализ слова, выбирать основания для сравнения | ||||||
2.Введение нового знания | Организует работу учащихся по открытию нового знания Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг. Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её. Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме? (учащиеся: парные звонкие и глухие) — Прочитаем, как нужно. — Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким? (учащиеся: искажается смысл слов и фразы) | 1. Анализируют результаты наблюдений, делают выводы. 2. Формулируют правило 3. Подбирают проверочные слова. 4.Осуществляют самопроверку знаний. | Параграф 12 стр 42 Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных. Кто сможет разгадать его?
(уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими) Задание: прочитайте предложения. Какой звук слышится на месте пропуска? Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо. $11. У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки. $12. У хорошей ска..ки хорошая развя..ка. $13. Ло..ь всегда опередит $14. Людоеда людое.. | Познавательные: выполнять анализ, выделять признаки; представлять информацию в виде краткой записи. 2.Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций. | ||||||
3 Закрепление нового знания. | 1.Организует деятельность по применению новых знаний с последующей самопроверкой | 1. Выполняют задание, отрабатывают навык различения глухих и звонких согласных, определения процессов оглушения и озвончения. 2.Осуществляют контроль своей деятельности | Перепиши следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых только звонкие согласные, и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные. Упр 68 Упр69, распределите слова на 2 столбика: с буквой ж, с буквой ш | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности | ||||||
4.Рефлексия | 1.Организует деятельность учащихся с целью рефлексии их деятельности на уроке. | 1.Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | На какие вопросы мы ответили в течение урока? д/з упр69 |
фонетика — Как различаются звонкие и глухие согласные при шепоте?
спросил
Изменено 6 лет, 7 месяцев назад
Просмотрено 2к раз
Когда я шепчу, ни одна из моих согласных не озвучивается. Но я могу отличить звонкие и глухие согласные. Как это возможно?
- фонетика
5
Шепот связан с низкоамплитудным непериодическим источником шума в голосовой щели. Это труднее услышать, чем модальное звучание, но этого достаточно, чтобы различать фонемы. В английском языке голос кодируется несколькими способами, иногда с вибрацией голосовых связок, но также с продолжительностью, стремлениями и размером сужения. Вероятно, наиболее заметной чертой является придыхание, и это на самом деле дает некоторые доказательства в поддержку утверждения о том, что глухие фрикативные звуки в английском языке имеют придыхание, поскольку «sue» и «zoo» все еще различимы (пока в комнате тихо). Кроме того, существует ряд аллофонических различий, которые все еще применяются, например, повышение гласных перед глухими (9).0019 Rapid
имеет более высокую и короткую гласную; бешеный имеет более длинную нижнюю гласную, и это сохраняется при шепоте). Было бы интересно посмотреть, как шепот проявляется в интональных языках и в языках с контрастом между звонкими и глухими остановками с незначительной задержкой голоса.1
Человеческая речь устроена очень, очень прочно, чтобы обеспечить взаимное понимание, поэтому очень редко только одна функция выражает какое-то значение. Обычно есть другие функции, которые каким-то образом совпадают с ней, и если исходная функция отсутствует, их присутствие указывает на то, что она должна быть там.
Для звонких/глухих согласных это типичная категория напряжённых/слабых, где глухие имеют тенденцию быть более напряжёнными, в английском языке практически до придыхания (в германских языках это настолько важно, что на самом деле фонологи обычно даже не используют классификация звонкий/глухой, но на самом деле выбирайте напряжённый/слабый или с придыханием/без придыхания).
Еще одна важная вещь заключается в том, что мы обычно недооцениваем экстралингвистические факторы в понимании — когда два человека говорят, на самом деле удивительно много чтения по губам (до такой степени, что в фильмах или видеоиграх людей сильно беспокоит плохой язык).
sync), что дополнительно помогает идентифицировать звуки, и снова напряженные/слабые могут иметь сильные визуальные подсказки.Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.фонетика — В чем разница между звонкими и глухими смычными согласными?
Поскольку вы спрашивали об этой конкретной таблице и голосовых образцах, я взял образцы и разместил их в Praat, инструменте, предназначенном для анализа речи.
Верхняя половина визуального представления, которое вы видите, представляет собой форму волны, визуализацию давления воздуха по оси Y и времени по оси X. Это реальная энергия, которую улавливает ваше ухо и интерпретирует как звук.
Нижняя половина представляет собой спектрограмму, представляющую собой математическое преобразование формы волны в составляющие ее частоты. По оси Y откладывается частота (от 0 Гц до 5000 Гц), а по оси X — время. Темная область на частоте 3000 Гц в определенное время X означает, что акустический сигнал в этот момент имел сильную «энергию» в области 3000 Гц.
Красные и синие линии и области объясняются позже.
Примечание для тех, кто не слышал рассматриваемые сэмплы. Они находятся в среде /a/ /a_a/
.
Вот результаты (аннотации по мере продвижения):
Двугубные
Соответствующие образцы речи:
- [p]
- [б]
Важным отличием между [b] вверху и [p] внизу является относительно низкоамплитудная вибрация перед красными линиями. Эта вибрация видна на форме волны как типичная волна и видна на спектрограмме как «полоса» энергии на более низких частотах. Эта вибрация является результатом вибрации голосовых связок.
В обоих случаях время до красной линии характеризуется полным закрытием речевого тракта губами (отсюда термин «двугубная остановка»). В [б] в это время вибрируют голосовые связки. В [p] в это время их нет.
Velars
Соответствующие образцы речи:
- [k]
- [г]
Здесь вы видите точно такую же картину. Участки «стоп» (период непосредственно перед красными линиями) имеют плоские формы волны и не имеют полосы голоса на спектрограммах.
Альвеолярные
Соответствующие образцы речи:
- [t]
- [д]
Возможно, вы ожидали, что шаблон продолжится и здесь. Я тоже. Я полагаю, что спикер ошибся в произношении [d] здесь. Как видите, в стоп-периодах нет озвучивания.
Я озвучил свой вариант [д] в том же кадре, и вот результирующая спектрограмма и звук:
Звук: [д] вариант 2
Глухие остановки с придыханием
Вот три глухие остановки с придыханием (то, что мы привыкли видеть в английском языке как /ptk/, когда они встречаются как простые начала в начале ударных слогов):
Обратите внимание, что во всех этих примерах наблюдается значительная задержка между красной линией и синей областью.
Соответствующие звуковые образцы:
- [p] с придыханием
- [т] без наддува
- [k] без наддува
Спектр
Чтобы вам не пришлось разбирать сэмплы сверху, вот сравнение между [p] без наддува, [p] без наддува и [b]:
Начало звучания ( синий) происходит после отпускания упора (красный).
Начало озвучивания совпадает со стоп-релизом.
Начало озвучивания происходит задолго до отпускания остановки и также заполняет интервокальную (между гласными) длительность остановки.
Соответствующие образцы речи:
- [p] без наддува
- [р]
- [б]
Выводы
Итак, что это значит для вас. Как носитель английского языка, вы когда-либо сталкивались только с [p] с придыханием и [p] без придыхания. Вы понимаете, что первое будет /p/, а второе — /b/.
Когда вы слышите звук, который вы никогда раньше не слышали в данной конкретной фонетической среде, ваш мозг просто связывает его с ближайшим совпадением. Ваш мозг не обращает внимания на голос перед стоп-релизом и замечает, что нет длительности придыхания, сразу же делая вывод, что это тоже /b/. Этому во многом способствует то, что даже в слегка быстрой речи английский звук /b/ появляется не как бездыханное [p], а на самом деле как полностью звонкий [b] (например, в слове 9).