Воспитание детей в россии: Воспитание детей в России

История воспитания детей в России


Традиции воспитания детей в России формировались на протяжении многих веков, они уходят корнями в историю, которая богата событиями, сменой правителей и длительным периодом становления великой державой.

Содержание

  • 1 Воспитание детей в Древней Руси
  • 2 Воспитание детей при Петре I
  • 3 Воспитание детей в период царствования Екатерины II в XVIII веке
  • 4 Воспитание детей в СССР
  • 5 Воспитание детей в современной России

Воспитание детей в Древней Руси

Российский взгляд на воспитание детей не однозначный, так как формируется еще с Древней Руси. В основе воспитания детей на Руси заложены церковные и народные традиции. Система воспитания представляло собой четкое следование Библии, ветхого и нового завета. В основном это суровая до жестокости домашняя дисциплина, с неоспоримым авторитетом отца. Он был главой семейства, в распоряжении которого были все члены семьи, мнение которых не учитывалось, или было ничтожно. Одним словом полный родительский эгоизм, унижение детской воли, подавление личности. Образование на Руси в века Христианства заключалось в умении читать Священные писания, светских наук тогда еще не знали. Несмотря на мрачность бытия, надо отдать должное, что именно в Древней Руси появились колыбельные, потешки, песни – прибаутки. Такой детский фольклор был лучшим учителем Русского языка.

Воспитание детей при Петре I

Существенные реформы в образовании пришли во время правления Петра I. Петр Великий сделал обязательным изучение светских наук, иностранных языков, математики, латыни. Учителей по этим предметам катастрофически не хватало, поэтому богатые дворяне отдавали своих детей учится за границу, с большой неохотой. Особого желания учится, не у кого не было, поэтому учеников набирали силой. Тем временем Петр I знакомит Российское общество с Европейской культурой, детей воспитывают на заграничный манер.

После Петровских реформ улучшилось светское образование, но стало падать нравственное и духовное. Женщины Петербургской знати стали не только женами и матерями, чтившими авторитет мужа, а светскими дамами у которых на Западный манер могли быть любовники и покровители. Главным занятием были танцы, пение, изучение иностранных языков. Воспитание детей уходило на задний план, кормление грудью считалось совсем не модным, этим занимались специальные кормилицы. У мужчин сфера обучения включала в себя обучение танцам, верховой езде на лошади, фехтование, уроки этикета, иностранные языки. В моду вошли парики и заграничные платья.

Воспитатели для детей были в основном немцы и французы, люди, знавшие свою науку, но нисколько не разбиравшиеся в детской психологии, часто руководствуясь только розгой. В домах знатных людей детям не разрешали общаться с прислугой в доброжелательной форме, при них было принято разговаривать на иностранном языке.

Воспитание детей в период царствования Екатерины II в XVIII веке

Новый виток в воспитании детей наступил после знакомства с Французской литературой и философией при царствовании Екатерины II. Наконец — то в общество проникает понятие естественности, которое изменило взгляд на воспитание детей. Женщины снова стали кормить детей грудью, заботится о ребенке, ценить детство. Появляются такие понятия как детская комната, одежда, игрушки, детские книги. Очень многие советы по воспитанию детей взяты именно с Екатерининской эпохи. Например: рано ложиться и вставать, пища простая без излишеств, за учебу не бранить, а за хорошую учебу похвалить, учить детей самостоятельности, но не ослаблять внимания к нему.

Воспитание детей в СССР

В XX веке появляются первые детские кроватки, коляски, соски, памперсы. Но все эти «блага цивилизации» были доступны далеко не всем. Особенно дефицит таких товаров ощущался в СССР, их можно было достать только, что называется по блату. Тем ни менее это не мешало Советским мамам воспитывать и растить детей, водить в детские сады и школы. Воспитание детей в Советском союзе основывалось на любви к своей Родине и патриотизме. Семья – ячейка общества, главный девиз СССР. Садики и школы были однотипные, поэтому все дети воспитывались в одинаковых условиях. Дети разных национальностей абсолютно не ощущали своих отличий, все были детьми Советского союза. В школе делался упор на развитие таких качеств, дисциплина, ответственность, трудолюбие, уважение старших, взаимопомощь.

Воспитание детей в современной России

На смену Советскому воспитанию пришло современное Российское воспитание детей. Система Российского воспитания не однозначна. Все зависит от дохода семьи, и к какому классу она относится. Семьи в России заводятся рано, средний возраст составляет 23-25 лет, по сравнению Европой и Америкой 30-35 лет.
Если брать в расчет среднестатистическую семью, то в воспитании детей участвуют не только сами родители, но и бабушки, дедушки, иногда тети и дяди и т.д. Иногда на плечи бабушек ложится практически все воспитание внуков, это может быть связано с тем, что мама и папа вынуждена работать, что бы поправить финансовое положение семьи. Многие женщины выходят на работу чуть ли не сразу после родов, просто из-за боязни потерять свое рабочее место.

Воспитанием детей в России занимается в основном женщина, хотя встречаются семьи, где, так же как и в Европейских странах вместо жены в декрет уходит муж. Он следит за ребенком, гуляет с ним, водит на прием к педиатру, но это скорее исключение, чем правило. Услуги няни в среднестатистической семье особой популярностью не пользуются. Здесь может сыграть не только финансовый фактор, но и тотальное недоверие к няням.

Российские дети ходят в садики, школу, кружки, студии, спортивные секции, участвуют в различных мероприятиях, заканчивают высшие учебные заведения, в прочем, так же как и дети других стран. В настоящее время в нашу жизнь активно вошел интернет. Специальность IT специалиста стала очень востребованной. Получить знания по данной специальности можно здесь https://itvdn.com/ru/channel

В образовательную систему обязательно входят народные сказки, пословицы, поговорки, народные песни. К ребенку относятся в стиле «кнут и пряник», то есть родители могут наказать ребенка, поставив в угол или даже дать «хорошего ремня», а через минуту обнять, расцеловать и приняться выполнять любой его каприз. Золотая середина, как правило, встречается редко. Скорее всего, модель поведения «кнут и пряник» это отголоски предков. Слияние двух православных культур – Ветхий завет, где главным аспектом в воспитании детей являлось наказание и розга, и Новый завет – ответственность, любовь и самоотдача.

Так же нет определенной тенденции и в отношении формирования самостоятельности. С одной стороны родители опекают детей своим чрезмерным вниманием, даже когда он становится взрослым и заводит свою семью. Живут вместе с ними, следят за внуками, продолжают обеспечивать материально. В пример, Европейские пенсионеры живут от детей отдельно в свое удовольствие, путешествуют по миру, и встречаются со своими детьми и внуками только по праздникам. А с другой стороны Российские родители спокойно могут отпустить детей в детский лагерь, километров так за 1000, или на учебу в другой город или страну. Российская мама в сельской местности на вопрос о том, где ее дети? совершенно спокойно может ответить: Да бегают где-то, есть захотят, к обеду прибегут.

Если к воспитанию ребенка подключается папа, то в основном это заключается в обучении постоять за себя, или ответить обидчику крепким словцом. В некоторых странах за такое воспитание родителям может грозить суд или лишение родительских прав. Но это — Россия, и не смотря на то, что некоторые методы кажутся не совсем педагогичными, Российские дети отличаются от сверстников других стран сильным характером и выносливостью. Дети успешно проходят процесс самореализации в обществе, становятся образованными, открытыми, успешными личностями.

Основные черты русского народа: Интересы своей семьи, уважение к родителям и старшим, сострадание, милосердие, голос совести, тяга к справедливости, терпение, прямолинейность, простота, великодушие, гостеприимство, одним словом Широкая Русская душа.

Автор — С. Марина источник: www.ixtira.tv

© Использование информации без гиперссылки на источник запрещено!

Большинство россиян воспитывают детей не строго, а «по-человечески»

02. 07.2013 23:21

Рубрика:

Общество

Россияне не стремятся муштровать детей

Екатерина Добрынина

Есть три сферы, в которых каждый считает себя специалистом: футбол, политика и педагогика. Особенно третья из них: о том, как надо и как не надо воспитывать детей, люди могут рассуждать часами. Такая возможность россиянам в очередной раз выпала с подачи социологов Фонда «Общественное мнение» (ФОМ).

В ходе телефонного опроса 1000 человек из различных городов страны исследователи попытались выяснить, какие методы воспитания у нас больше в ходу — строгие или либеральные, что сейчас запрещают и что разрешают детям. Взрослые россияне, кроме того, оценили усилия своих собственных родителей и их воспитательные методы.

Споры по поводу воспитания детей возникают в четверти российских семей (24%), но нечасто. Постоянно спорят на этот счет лишь каждые двадцатые родители (5%). Треть россиян придерживаются единства мнений (32%). Выяснилось, что пряник в России более популярен, чем кнут. Половина родителей выступает за нестрогое воспитание и считает, что с ребенком надо налаживать доверительные отношения. Однако треть граждан настроена жестко и детей всячески, как говорится, «шкурит» мелким и не очень мелким наждаком. Для чего? А чтобы «выработать мораль» и чтобы «послушными были».

Правда, далеко не все дети, вырастая, одобряют отцовские и материнские методы воспитания. Хотя чаще родителям все же благодарны и за жесткость, и за ее отсутствие.

Сначала социологи «договорились о терминах» — что вообще люди считают строгим воспитанием, а что нет. Каждый пятый россиянин понимает под этим словом физические наказания и крики: «ремень и угол», «орать, заставлять через силу» и пр. Еще 14% думают, что даже без шлепков можно создать ребенку карцер в отдельно взятом отчем доме, если не давать ему свободу действий, ограничивать в его желаниях, постоянно одергивать — «туда не лезь, это не делай». Для каждого десятого (9%) строгость — это держать ребенка в четко установленных рамках, но не бить. Но требовать, чтобы дитя выполняло «установленные требования». И при всей разнице трактовок 9% россиян полностью одобряют воспитание в форме муштры. 6% требуют от ребенка беспрекословного подчинения старшим, еще столько же предпочитают действовать личным примером и «убеждать морально» в «серьезном разговоре» (иногда ребенок боится таких бесед еще больше, чем подзатыльника). Следующие 6% — категорические противники излишних строгостей. По их мнению, главное в воспитании — любовь и взаимопонимание, иначе «в итоге плохо получается». Каждый двадцатый во главу угла в воспитании детей ставит то, чтобы воспитать в них какие-то определенные положительные черты — вежливость, честность, уважение к законам, сила воли в противодействии вредным привычкам, моральную устойчивость, ответственность и пр.

4% россиян — маленькие Аракчеевы или императоры Павлы I в собственном доме. «День ребенка должен быть распланирован», а в семье должна быть дисциплина, считают они. Трое из ста россиян уверены, что строгое воспитание — это жесткий и неослабный контроль над непослушными отпрысками. Минимум доверия, максимум проверок — и можно быть спокойными.

Правда, лишь 2% сказали, что баловать детей нельзя. Сердце все-таки не камень. И вообще три четверти россиян (76%) думают, что сейчас не девятнадцатый век и детей у нас воспитывают уже не строго, а «по-человечески». Противоположного мнения придерживаются лишь 7%.

А вот раньше нравы были иными. 43% россиян сказали, что их-то воспитывали в строгости. 49%, то есть почти половина — плоды нестрогого воспитания. При этом особо либеральными проявили себя родители нынешней молодежи до 30 лет, а самыми жесткими — те, чьим детям сейчас от 45 до 60. Причем большинство (38%) благодарны родителям «за науку», если те не слишком либеральничали, и считают, что именно строгость воспитания помогла им вырасти самостоятельными, порядочными, удержаться от курения и выпивки и приучиться к труду. Чьи-то родители, кстати, к строгости добавляли уважение — и это дети тоже оценили. А вот «подавление личности», ремень, окрики и связанные с этим комплексы — нет.

Но и те, кого в детстве не муштровали, считают это благом (42%). Такое воспитание дало им «свободу выбора», самостоятельность, помогло добиться успеха, способствовало взаимопониманию и с родителями, и со сверстниками. Разве что некоторые честно признавали: «я лентяем вырос», «разбаловали меня».
Главное же, что россияне от своих детей сейчас требуют, — это вовремя приходить домой (28%), слушаться старших и прилично себя вести (22%), хорошо учиться, быть вежливым (по 14%), помогать по хозяйству (12%), не пить и не курить (12%), не врать (7%), не брать чужое (7%), не драться и не обижать слабых (4%) и т.д. Не так уж и много. Можно и выполнить, с ребенка не убудет.

Опрос «РГ»

Российская газета — Федеральный выпуск: №142(6118)

Поделиться:

СоциологияСемья и детиФонд «Общественное мнение» (ФОМ)Тесты и опросыСоциология с Екатериной Добрыниной

Как воспитывать детей по-русски

Я жил в России четыре года и заметил, что мои соседи относятся к воспитанию детей иначе, чем я. Здесь, в Москве, нужна деревня, чтобы вырастить ребенка, и ты часть этой деревни, хочешь ты этого или нет. Каждый раз, когда моя семья выходит за дверь, нас оценивают, и мы часто не соответствуем российским стандартам. Оказывается, мы расходимся во мнениях по более важным вопросам, чем вопрос о том, является ли сметана приемлемым соусом к овощам. Вот несколько способов быть русским родителем:

Получите самые важные новости для родителей за неделю, без каких-либо скучных очевидных вещей, в информационном бюллетене Time for Parents . Подпишите здесь.

Нет такой вещи, как чрезмерная одетость: Горе американской родительнице, которая позволяет своему маленькому ребенку выходить на улицу в шортах и ​​футболке в ветреный день середины 60-х. Вас будет ругать бабушка или две, пока вы пробираетесь по городу. Я так понимаю, если моему ребенку холодно, она наденет свитер. Если нет, то и она не будет. Ее выбор, да?

Нет, если верить русским, которые закутывают своих детей от холода еще до того, как остальные из нас заметят смену времен года. Мои русские друзья все твердят, что если не оденешься теплее, то простудишься. Так что их дети ходят в школу в снежных шапках, а мои все еще в летних шортах.

Не замораживайте яйца, замораживайте детей: У россиян необычное отношение к холоду. Здесь, в Москве, не просите холодный напиток в холодный день. И никогда не садись на холодную каменную ступеньку. Эти вещи просто опасны, и вам не нужно спрашивать, почему. (В случае, если вы это сделаете: если вы сделаете первое, вы заболеете. Если вы сделаете второе, ваши яичники замерзнут.) Тем не менее, крошечных русских младенцев обычно одевают в зимние комбинезоны, сажают в коляски, а затем вывозят на улицу одних на крыльцо и балконы, чтобы вздремнуть даже в самые холодные зимние дни. Видите ли, им нужен свежий воздух, поэтому родители укутывают их от непогоды и выбрасывают на улицу, чтобы они могли дышать всем этим.0003

На вопрос, зачем они это делают, мои друзья пожимают плечами и отвечают: это традиция. Мои американские друзья всегда ищут способы сделать что-то лучше, по-другому. Мои русские друзья чаще довольствуются тем, что делают все так, как делали всегда. Они имеют дело с простудой уже 1000 лет, так что, может быть, они что-то знают.

Танцуй как Все смотрят Мои дочери хотели надеть розовые пачки с оборками и кружиться во время балетного класса. У их русского учителя балета были другие планы, в том числе подъемы ног, скручивания живота и принудительная растяжка. Он сказал им — и другим ученикам, всем младше 8 лет — не есть перед уроком, потому что от этого у них выпячивается живот, и это «некрасиво выглядит». Моим девочкам не потребовалось много времени, чтобы понять, что балет — это не только развлечение и игра. Они ушли. У российских студентов такой возможности не было.

Опять же, есть традиция: дети учатся балету, потому что все остальные занимаются балетом, и они всегда так делали. Американцы склонны считать, что мы правим миром в поп-культуре; мы гордимся тем, что лидируем в кино и музыке. Россияне гордятся своим прошлым — они рассказывают своим детям о художниках и писателях, которые являются частью их культурного наследия. Они хотят, чтобы их дети хорошо разбирались в балете и других внешних признаках культуры, таких как поэзия, театр и музыка.

Ожидается, что даже дети дошкольного возраста смогут смотреть полнометражные театральные представления, многие из которых представляют собой высококачественные постановки, созданные специально для детей. Однажды вечером мы повели наших детей в кукольный театр и были удивлены, обнаружив полный зал — в 7 часов вечера в школьный вечер. Родители приводили своих детей, одетых в свои самые причудливые наряды, с лентами или галстуками (правило 1, по-видимому, применимо во многих отношениях), потому что хороший театр для них важнее, чем регулярная рутина перед сном.

Время сна? Что такое время сна? Кстати, о времени сна: российские дети поздно ложатся спать. Моя коллега сказала мне, что ее 3-летний ребенок не ложится спать после 23:00. каждую ночь, компенсируя это двухчасовым сном каждый день в детский сад — русский детский сад. «Вы, американцы, находите время для себя после того, как ваши дети ложатся спать», — с тоской сказала она мне. «К тому времени, когда мои дети ложатся спать, у меня остается время только на то, чтобы сделать кое-какую работу по дому, прежде чем я засну».

Поздний отход ко сну распространяется на детей всех возрастов. Русские ученики начальной школы в школе моих детей часто возвращаются домой после 10 вечера. – они заняты внеклассными занятиями по языку и спортом до позднего вечера. И они по-прежнему должны закончить всю домашнюю работу перед сном. Русские ценят образование не как средство для достижения цели, а как саму цель. И, честно говоря, я думаю, что они немного запуганы учителями. Учителя, как правило, пользуются здесь большим уважением, и ни один родитель не хочет, чтобы его вызывали в школу, потому что его ребенок не выполняет работу.

Воспитание детей — это групповая деятельность Просто сядьте в московское метро, ​​и вы увидите, как это работает. Будучи беременной мамой малыша в Вашингтоне, округ Колумбия, я могла сосчитать по пальцам одной руки, сколько раз кто-то предлагал мне или моему ребенку место в метро. Здесь, в Москве, ни одному ребенку никогда не придется стоять в вагоне метро — каждый взрослый в вагоне будет двигаться, чтобы освободить место для детей (и их мам). Это положительная сторона русской деревни.

Недостатки? Если бабушка , русская бабушка, увидев, что вы или ваши дети делаете что-то, что ей не нравится, она без колебаний скажет вам, что именно она думает о вашем воспитании. Она прожует тебя так громко, как только сможет, прямо на глазах у всех на участке. Именно тогда я выхожу из деревни, широко улыбаясь, как иностранец, которым я и являюсь, делая вид, что не понимаю ни слова из того, что она мне говорит.

Мы, американские родители, постоянно сомневаемся в себе, всегда внося коррективы на лету. Иногда я думаю, что было бы неплохо принимать больше решений, основываясь на том, как поступали мои родители и их родители. Однако здесь, в Москве, я создаю свои собственные традиции, украв некоторые идеи из собственного детства, в других случаях руководствуясь своей интуицией и заимствуя у русских родителей ровно столько, чтобы безопасно оставаться в границах моей новой деревни.

Донна Скарамастра Горман — автор книги «Я умру с голоду?»: Руководство по выживанию для супруга дипломатической службы . Она, ее муж и их четверо детей были командированы в Россию, Армению, Казахстан, Китай, Иорданию и США. В настоящее время они живут в Москве.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Кабель Кеннана № 59: Бум воспитания в России показывает признаки социальных изменений

Однажды вечером в июне прошлого года около сотни женщин и мужчин собрались в актовом зале в центре Москвы, чтобы послушать популярного российского психолога и эксперта по воспитанию детей.[ 1] После того, как Людмила Петрановская закончила лекцию, взволнованные родители засыпали ее вопросами. Как помочь подростку выполнить домашнее задание вовремя и без слез? Как мотивировать ребенка читать «Гарри Поттера»? Художественная студия после школы или тхэквондо?

Россия переживает родительский бум. Книжные магазины кишат детской и родительской литературой. Лекции и занятия в Москве и других городах изобилуют педагогическими и психологическими советами. Русскоязычный интернет наводнен родительскими сообществами, блогами и шоу. Никогда прежде россияне не вкладывали столько сил, сил и беспокойства в воспитание детей.

Этот вид интенсивного всестороннего воспитания появился в 2000-х годах. После десяти лет лишений, последовавших за распадом СССР в 19В 1991 году экономический бум, вызванный нефтью, дал российским родителям дополнительные ресурсы для инвестиций в своих детей, говорит Мария Майофис, историк культуры из Высшей школы экономики в Москве. А поскольку политические и гражданские свободы продолжают сокращаться при президенте Владимире Путине, некоторые россияне видят в воспитании детей выход для творческой энергии и самореализации.

Развивается детское книгоиздание, образовательные и внешкольные программы для детей.

«Мы уходим от модели жесткой экономии, выживания, голода или преодоления бесконечных трудностей и препятствий к месту, где у людей есть возможность радоваться жизни и радоваться детям», — сказала Ольга Безрукова, социолог из Санкт-Петербурга. Государственный университет, изучающий российское воспитание. — И это прекрасно.

Меньше дисциплины, больше объятий
Современные молодые родители, мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет, выросли в дни заката Советского Союза или вскоре после него. Они выросли в системе образования, ориентированной на дисциплину и соответствие. В детском саду их часто насильно кормили супом. В школе левшей заставляли заново учиться писать правой рукой. Дома и в школе существовала строгая иерархия, а с родителями и учителями нельзя было спорить или задавать вопросы.

«Это иерархические отношения, когда родитель — начальник, а ребенок — работник», — сказала Безрукова. «Родитель всегда прав, он на высоте. А ребенок всегда слабее, а родитель сильнее».

Петрановская задела за живое, когда предложила другой подход: принять и полюбить своего ребенка таким, какой он есть; уважать свободу ее индивидуальности; больше обниматься, меньше читать лекции. «Готовность ребенка слушать определяется не лекциями и проповедями, наказаниями и наградами, а качеством его привязанности», — пишет Петрановская в своем бестселлере 9.0005 Секретная колонна.

[2] «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок умел справляться с жизнью? Тогда обними его, успокой его, прими его чувства все его детство».

Петрановская начала свою карьеру в качестве терапевта, работая с детьми-сиротами, и со временем основала Школу приемных родителей[3], которая занимается подготовкой и поддержкой семей во время усыновления. Во многом благодаря Петрановской количество усыновлений, которые в советское время носили клеймо, резко возросло в России за последние два десятилетия. Именно во время консультирования этих детей, глубоко травмированных отсутствием или пренебрежением родителей, Петрановская осознала ценность глубокой эмоциональной связи между ребенком и его опекуном.

Она начала вести блог, публиковать книги и выступать с докладами на эту тему и стала ведущим авторитетом в области воспитания детей. Один веб-сайт для родителей сравнил Петрановскую с величайшей национальной русской иконой, чей портрет висит почти в каждой российской школе: 19-й-й век поэт Александр Пушкин. «Людмила Петрановская для современного воспитания — то же, что Пушкин для русской литературы и поэзии: наше все», — говорится на сайте[4].

«Я хочу гуманизировать родительство в России», — сказала Петрановская в интервью прошлым летом в офисе своей организации. Пока она говорила, на гигантской доске высветились имена десятков детей, усыновленных за последние годы благодаря помощи Петрановской: Аня, Никита, Илья.

«Раньше речь шла о том, как заставить этого сопляка убирать за собой и делать уроки», — сказала Петрановская. «Сейчас речь идет о том, чтобы ребенок развивался и верил в себя, о том, чтобы стараться не ранить его».

Углубленное исследование более 100 российских детей и молодежи в возрасте 8-22 лет и их родителей, проведенное исследовательской фирмой Validata в 2016 году в Москве и двух других городах, иллюстрирует этот сдвиг. [5] Исследование показало, что сегодняшние родители склонны практиковать более либеральный подход, предоставляя своим детям больше свободы выбора, что носить, как выглядеть и как проводить свободное время. Они также готовы договариваться со своим ребенком на равных и вырабатывать компромиссы.

«Фокус сместился с дисциплины, с повиновения старшим, на следование строгим правилам без обсуждения того, нравится тебе это или нет; к пониманию того, что нужно заниматься тем, что нравится, что мнение ребенка имеет значение, что если ты так поступаешь, то можно построить равноправные отношения, и это ценно», — рассказала Лариса Шпаковская из Социологического института РАН. наук.

Любовь Борусяк, социолог Московского городского университета, занимающаяся вопросами воспитания и воспитания, соглашается: «Плох не ребенок, а родители, которые не нашли правильного подхода, особенно когда речь идет о подростках. Вы должны принять ребенка таким, какой он есть, и постараться воздействовать на него как можно мягче».

Этот новый подход особенно популярен среди городских родителей из среднего класса. Евгения Сафоненкова, 42-летний экономист из Москвы, говорит, что научилась смотреть на своих детей как на самостоятельных личностей. Она вспоминает, что когда Сафоненкова росла, ее родители ожидали, что она будет нянчиться с младшим братом, даже если это означало пропускать вечеринки с друзьями. Напротив, она редко поручает своей шестнадцатилетней дочери Александре присматривать за своим семилетним братом Семеном; и когда она это делает, она рассматривает это как просьбу об одолжении.

«У нее своя жизнь в детстве, в подростковом возрасте, и это было не ее решение иметь брата, это было мое решение», — сказала Сафоненкова. «Дети — такие же личности, как и родители», — добавила она. «И мы не должны игнорировать их взгляды».

40-летняя Виктория Годунова, специалист по рекламе из Москвы, чей четырехлетний сын Марк говорит, что она очень осторожна, чтобы не задеть его самооценку и не ранить его, критикуя его. «Не надо говорить ребенку, что он плохой. Если он сделал что-то нехорошее, если он что-то сломал — надо сказать, что это было плохо», — сказала Годунова. «Я всегда следую этому правилу, потому что не хочу, чтобы мой ребенок думал, что он плохой только потому, что он сделал что-то плохое».

«Даже если я сейчас злюсь на тебя, я все равно люблю тебя», — говорит она ему.

Екатерина Лещенко, 35 лет, агент по недвижимости в Москве и поклонница творчества Петрановской, рассказала, что научилась ценить сильные стороны и особенности своего сына и помогать ему развивать навыки, которых ему пока не хватает, например тайм-менеджмент. Когда ее девятилетний сын Владимир боролся с художественным проектом в школе, она позволила ему пропустить крайний срок сдачи, пока он продолжал работать над своим рисунком и в конце концов сдал задание. «Я мог бы просто заставить его, но что бы я выиграл? Он был бы послушным, да, но раненым и обиженным», — сказал Лещенко. «Нужно быть терпеливым и нежным».

Авторитетная забота
В то же время Петрановская предостерегает родителей от того, чтобы не давать детям волю и не сползать в анархию. Она говорит, что детям нужны границы и что нужно уважать родительские ценности. Детям нужна «авторитетная забота, забота сильного и ответственного, доминирование, которое используется не ради подчинения и подавления, а ради помощи и защиты», — пишет Петрановская в своей книге.

Агент по недвижимости Лещенко говорит, что всегда ищет баланс между своей волей и желаниями ребенка. Когда Владимир, известный под ником Вова, отказался посещать внеклассную программу английского языка, на которую она его записала, Лещенко настояла на своем. «Тебе разрешено не есть огурцы или помидоры, но когда дело доходит до твоего образования, я твоя мать, и последнее слово за мной. Точка», — вспомнила она. — Ты еще слишком молод, чтобы понять, насколько это важно.

Во время одной из лекций Петрановскую попросили совета по воспитанию подростка, который засоряет дом своими вонючими носками. «Если носки в его комнате, то просто не ходите туда и вы их не почувствуете», — ответила Петрановская, расшевелив аудиторию. «Но если вы найдете их в своей комнате, вы имеете право защищать свою территорию и поднимать шум из-за того, почему они там».

Петрановская считает, что изменение родительских практик означает больший либеральный сдвиг в российском обществе: углубление социальных связей, большее внимание к своему здоровью, большую заботу об окружающей среде, более сильное гражданское общество.

— Это часть более широкого процесса, — сказала Петрановская. «Когда люди перестают получать удары по голове или едва выживают, они начинают подниматься по пирамиде Маслоу и начинают работать над улучшением своей жизни на более высоких уровнях».


[1] «Людмила Петрановская», Прияма Речь, https://www.pryamaya.ru/lyudmila_petranovskaya

[2] «Людмила Петрановская: Тайная поддержка. Любовь в жизни ребенка», Лабиринт, https://www.labirint.ru/books/514671/

[3] Институт развития организации семьи, https://irsu.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *