Старший брат Юлий Алексеевич Бунин. Бунин без глянца
Старший брат
Юлий Алексеевич Бунин
Николай Дмитриевич Телешов:
Старший брат Бунина — Юлий Алексеевич ‹…› был значительно старше Ивана Алексеевича и относился к нему почти как отец. Влияние его на брата было огромное, начиная с детства. Ему, как человеку широко образованному, любившему, ценившему и понимавшему мировую литературу, Иван Алексеевич очень многим обязан в своем развитии. Любовь и дружба между братьями были неразрывные [52, 41].
Вера Николаевна Муромцева-Бунина:
Юлий был на редкость способным, учился блестяще. Например, пока учитель диктовал экстемпорале по-русски, Юлий писал по-латыни. Способен он был и к математическим наукам [35, 27].
Вера Николаевна Муромцева-Бунина. Из дневника:
Скольким ему обязан Ян ‹…› Эти вечные разговоры, обсуждение всего, что появлялось в литературе и в общественной жизни, с самых ранних лет принесли Яну большую пользу.
Иван Алексеевич Бунин. Из дневника:
Чуть не с детства я был под влиянием Юлия, попал в среду «радикалов» и чуть не всю жизнь прожил в ужасной предвзятости ко всяким классам общества, кроме этих самых «радикалов». О проклятие! [54, 156]
Вера Николаевна Муромцева-Бунина:
Есть (в архиве Бунина. — Сост.) интересная запись о зиме 1883 года:
«Как-то зимой приехали в Елец, остановились в „Ливенских номерах“, и, по обыкновению, взяли меня туда отец и мать, потом из Харькова приехал Юлий, и почти тотчас вслед за этим произошло нечто таинственное и страшное: вечером явился его товарищ Иордан, вывел его в коридор, что-то сказал ему, и они тотчас уехали куда-то, бежали».
Легко можно представить себе, какое это произвело впечатление на всех, особенно на мать. Сын их будущего соседа в Озерках Цвеленева, студент-медик, пошел в народ, был схвачен, будучи переодетым в мужицкую одежду, и за пропаганду сослан в Сибирь.
Знали они и о судьбе революционерок, сестер Субботиных, дочерей помещиков в Измалкове, станции Юго-Восточной железной дороги, судившихся по «процессу пятидесяти». И, конечно, когда об этом дошла весть до них, то ужасались до крайности, но им никогда не приходило в голову, что их Юленька, такой тихий, мухи не обидит, принимает участие в революционном движении. ‹…›Юлию пришлось скрываться от полиции. Родители вестей от него не получали. Мать, конечно, все лето была убита горем. ‹…›
В сентябре 1884 года в сильном волнении «прискакали» в Елец родители Вани и, заехав за ним, отправились на вокзал, где уже, в ожидании поезда, сидел Юлий с двумя жандармами. Они в полном смятении рассказали, что накануне в Озерки вернулся Юлий и быстро был арестован, по доносу их соседа Логофета, как им сообщили.
Юлий Алексеевич был арестован потому, что его адрес нашли в подпольной типографии. Он послал приятелю сапоги, а тот забыл разорвать обертку с адресом отправителя.
Юлий Алексеевич принимал участие в народовольческом движении, был на Липецком съезде; его деятельность заключалась в том, что он писал революционные брошюры под псевдонимом Алексеев. Он не был активным деятелем. Очень конспиративный, с мягкими чертами характера, он и на следователя, вероятно, произвел впечатление случайно замешанного в революционное дело, а потому и отделался легко.
И в гимназии, и в университете ему прочили научную карьеру, но он от нее отказался ради желания приносить пользу народу и бороться с существующим строем. Из всей семьи он один обладал абстрактным мышлением, физически тоже был не похож ни на отца, ни на братьев — был неловок, совершенно не интересовался хозяйством, боялся жены. ‹…› Проводы Юлия были очень тяжелы: когда родители с Ваней вошли в зал третьего класса, то увидали Юлия где-то в дальнем углу, рядом сидели жандармы, оказавшиеся добрыми людьми.
Мать смотрела на сына сухими горячими глазами.
По воспоминаниям Ивана Алексеевича, у Юлия было смущенное лицо, очень худое, на нем была отцовская енотовая шуба, за что один из жандармов похвалил:
— В поезде будет холодно; хорошо, что дали шубу.
Мать, услыхав человеческие слова, расплакалась. ‹…›
Ване стало невыносимо, хотя он и вспоминал слова отца:
— Ну, арестовали, ну, увезли и, может, в Сибирь сошлют, — даже наверное сошлют, да мало ли их нынче ссылают, и почему и чем, позвольте спросить, какой-нибудь Тобольск хуже Ельца? Нельзя жить плакучей ивой! Пройдет дурное, пройдет хорошее, как сказал Тихон Задонский, — все пройдет.
Но эти слова еще больнее были для Вани. Ему казалось, что весь мир для него опустел. ‹…› Несколько месяцев жил под этим впечатлением, стал серьезнее.
На Рождестве было особенно грустно. Мать убивалась. Поразило Ваню, что на следующий день, как Логофет донес на Юлия, его убило дерево, которое рубили в его саду [35, 52].
Борис Константинович Зайцев:
Юлий Алексеевич ‹…› был редактором журнала «Вестник воспитания» из Староконюшенного переулка. Знающие говорили, что это лучший педагогический журнал. ‹…› Юлий Алексеевич всегда сидел в своей квартире-редакции — на стене Св. Цецилия, — читает рукописи, пьет чай и курит. Из окна видна зелень Михайловского сада, в комнатках очень тихо, если зайти часов в двенадцать, то весьма вероятно, что там и Иван Бунин и что они собираются в «Прагу» завтракать.
Юлий Алексеевич невысок, плотен, с бородкой клинушком, небольшими умными глазами, крупной нижней губой, когда читает, надевает очки, ходит довольно мелким шагом, слегка выбрасывая ноги в стороны. Руки всегда за спиной. Говорит баском, основательно, точно продалбливает что-то, смеется очень весело и простодушно. В молодости был народовольцем, служил статистиком, а потом располнел и предстал законченным обликом русского либерала.
— Юля, — кричала ему в Литературном кружке веселая молодая дама. — Я вас знаю, вы из либерализма красную фуфайку носите!
Юлий Алексеевич подхохатывал своим скрипучим баском и уверял, что это «не соответствует действительности».
Был он, разумеется, позитивистом и в науку «верил». Жил спокойной и культурной жизнью, с очень общественным оттенком: состоял членом бесчисленных обществ, комиссий и правлений, заседал, «заслушивал», докладывал, выступал на съездах и т. п. Но пошлостей на юбилеях не говорил. Нежно любил брата Ивана — некогда был его учителем и наставником, и теперь жили они хоть отдельно, но виделись постоянно, вместе ездили в Кружок, на «Середу», в «Прагу». На «Середе» Юлий Алексеевич был одним из самых уважаемых и любимых сочленов, хотя и не обладал громким именем. Его спокойный и благородный, джентльменский тон ценили все. Что-то основательное, добротное, как хорошая материя в дорогом костюме, было в нем, и с этим нельзя было не считаться [23, 282–283].
Вера Николаевна Муромцева-Бунина. Из дневника:
Когда я вошла в семью Буниных, Юлию было 48 лет. Он был в то время еще совсем молодым человеком, очень жизнерадостным, но быстро теряющимся при всяком несчастьи. ‹…›
По наружности Юлий Алексеевич был в то время довольно полным и казался еще полнее, благодаря его маленькому росту. Фигурой он напоминал Герцена на памятнике в Ницце. Лицо было тоже несколько велико по росту, но освещалось оно умными иногда печальными глазами.
Волосы были в то время каштановые, без малейшей седины. Голос был резкий, напоминающий коростеля. Ум несколько скептический, по-бунински горестный, но объективный. Математик по образованию, он обладал тем, чем редко обладают общественные деятели — это широтой ума и ясностью мысли. Он умел быстро ориентироваться в самых запутанных вопросах, конечно, отвлеченного характера.Общественная деятельность, журнал, газетная работа — все это было как бы служение долгу, но тяга душевная у него была к литературе. Я думаю, что мало найдется русских, кто бы так хорошо знал всю русскую литературу. ‹…› Он обладал необыкновенно правильным литературным чутьем. Сам никогда ничего не писавший из художественных вещей, он превосходно разбирался во всех вопросах, касавшихся сферы этого творчества. Это свойство его ценили и понимали все знавшие его писатели, а потому он был бессменным председателем «Старой Среды», так же и председателем «Молодой Среды». Был он и председателем вторичной комиссии в Литературно-Художественном кружке, а в последние годы он был одним из редакторов в «Книгоиздательстве Писателей в Москве».
В нем было редкое сочетание пессимистического настроенного ума с необыкновенно жизнерадостной натурой. Он был добр, умел возбуждать к себе добрые чувства людей. К нему шли за советом, за помощью, с просьбой выручить из беды. ‹…› В практической жизни он был до странности беспомощен. ‹…› Он стал редактировать с вместе с др. Михайловым педагогический журнал, потому что ему было вместе с жалованием предложена квартира с отоплением, освещением, и полный пансион. ‹…› Юлий Алексеевич был барин, да, именно барин. ‹…› Делаю потому, что хочу, что считаю нужным [55, 54–55].
Борис Константинович Зайцев:
Надвигались страшные зимы 1919–1920 годов. ‹…› Ни «Русских ведомостей», ни «Вестника воспитания» уже не существовало. Юлий был грустен, недомогал. Пальто его совсем обтрепалось, шапочка тоже. Из Михайловского флигелька его выжили. ‹…› Как и все, жил он впроголодь.
‹…› Нужен был медицинский уход, лечение, правильное питание… в тогдашней-то голодной Москве!
После долгих хождений, обивания порогов его устроили в сравнительно приличный дом отдыха для писателей и ученых в Неопалимовском. Там можно было жить не более, кажется, шести недель. ‹…› Раза два ему срок продлили, но потом пришлось уступить место следующему, перебраться в какой-то приют для стариков в Хамовниках.
Я был у него там в теплый июньский день. Юлий сидел в комнате грязноватого особняка, набивал папиросы. На железных кроватях с тоненькими тюфячками валялось несколько богаделенских персонажей. Мы вышли в сад. Прошлись по очень заросшим аллеям, помню, зашли в какую-то буйную, глухую траву у забора, сидели на скамеечке и на пеньке. Юлий был очень тих и грустен.
— Нет, — сказал на мои слова о брате, — мне Ивана уже не увидеть. ‹…›
Через несколько дней Юлий обедал у меня в Кривоарбатском. Обедал! В комнате, где жена стряпала и стирала, где я работал, а дочь училась, он съел тарелку супа и, правда, кусочек мяса.
— Как у вас хорошо! — все говорил он. — Как вкусно, какая комната!
Больше живым я его уже не видал.
В июле представитель нашего Союза добился от власти, чтобы Юлия Алексеевича поместили в лечебницу. Назначили больницу имени Семашко — «лучшее, что мы можем предложить». Когда племянник привез Юлия Алексеевича в это «лучшее», то врач задумчиво сказал ему: «Да, что касается медицинского ухода, у нас вполне хорошо… но знаете… кормить-то больных нечем».
Юлий Алексеевич, впрочем, не затруднил собою, своей жизнью и питанием хозяев этого заведения: он просто умер на другой же день по приезде.
Мы хоронили его в Донском монастыре… в сияющий, горячий день, среди зелени и цветов. ‹…› Он лежал в гробу маленький, бритый, такой худенький, так непохожий на того Юлия, который когда-то скрипучим баском говорил на банкетах речи, представлял собой «русскую прогрессивную общественность»… или, забравшись с ногами на кресло, подперев обеими руками голову, так что все туловище наваливалось на стол, читал и правил в Староконюшенном статьи для «Вестника воспитания» [23, 283–284].
Вера Николаевна Муромцева-Бунина. Из дневника:
7/20 декабря 1921. Ян из газеты узнал о смерти Юлия Алексеевича. ‹…› После завтрака он пошел отдохнуть, развернул газету и прочел, как он потом рассказывал, «Концерт Юл. Бунина». Перечел, секунду подумал, и решил, что концерт в пользу Юл. Бунина. Подумал: кто такой Юл. Бунин? Наконец, понял то, чего он так боялся. Сильно вскрикнул. Стал ходить по комнате и говорить: «зачем уехал, если бы я там был, то спас бы его».
‹…› Он говорит, что не хочет знать подробностей. Он сразу же похудел. Дома сидеть не может. ‹…› Я его не оставляю. Старается все говорить о постороннем. ‹…› Ян очень растерян. ‹…› Он говорил вечером, что вся его жизнь кончилась: ни писать, ни вообще что-либо делать он уже будет не в состоянии. ‹…›
8 января (26 декабря) 1922. Ян пришел домой очень взволнованный. Стал говорить об Юлии. — «Если бы верить в личное бессмертие, то ведь настолько было бы легче, а то невыносимо. ‹…› Я мучаюсь страшно, все время представляю себе, как он в последний раз лег на постель, знал ли он, что это последний раз? Что он был жалок, что умирал среди лишений. А затем — тяжело, что с ним ушла вся прежняя жизнь. Он вывел меня в жизнь, и теперь мне кажется, что это все-таки ошибка, что он жив» [55, 57–58, 60].
Иван Алексеевич Бунин. Из дневника:
11/24 Января ‹1922›. Я не страдаю об Юлии так отчаянно и сильно, как следовало бы, м. б., потому, что не додумываю значения этой смерти, не могу, боюсь… Ужасающая мысль о нем часто как далекая, потрясающая молния… Да можно ли додумывать? Ведь это сказать себе уже совсем твердо: всему конец.
И весна, и соловьи, и Глотово — как все это далеко и навеки кончено! Если даже опять там буду, то какой это ужас! Могила всего прошлого! А первая весна с Юлием — Круглое, соловьи, вечера, прогулки по большой дороге! Первая зима с ним в Озерках, морозы, лунные ночи… Первые Святки, Каменка, Эмилия Васильевна и это «ровно десять нас числом», что пел Юлий… А впрочем — зачем я пишу все это? Чему это помогает? Все обман, обман [55, 63].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Бунин Иван Алексеевич (1870–1953)
Бунин Иван Алексеевич (1870–1953) Прозаик, поэт, переводчик. Автор повести «Антоновские яблоки» (1900), сборников «Тень птицы», «Темные аллеи», автобиографической книги «Жизнь Арсеньева», воспоминаний о Льве Толстом, Ф. И. Шаляпине, М. Горьком. Первый русский лауреат Нобелевской
VI. Старший брат
VI. Старший брат 1Работая над этой книгой, я время от времени забывал, что она представляет собой эпилог трилогии «Освещенные окна». Между тем это действительно эпилог, из которого читатели должны узнать, что же в конце концов произошло с героями книги. Среди них одно из
СТАРШИЙ БРАТ
СТАРШИЙ БРАТ 1 В Пушкинском театре на святках 1909 года должен был состояться бал-маскарад, и я смутно помню шумную ссору между матерью и братом Львом, который непременно хотел пойти на этот бал-маскарад. Сестры были старше его, но они никогда не посмели бы говорить с матерью
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953)
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953) Иван Алексеевич Бунин родился 10 (22 по новому стилю) ноября 1870 года в Воронеже, в старинной обедневшей дворянской семье. В роду его были такие выдающиеся деятели русской культуры и науки, как В. А. Жуковский, братья И. В. и П. В. Киреевские, великий
ГЛАВА 17 Брат Юлий
ГЛАВА 17 Брат Юлий Еще немало людей на свете, которые хорошо знали моих братьев Альбера, Леонтия, Николая и Михаила; нередко ко мне обращаются особы преклонного возраста, от которых я слышу такие фразы: «я был сослуживцем вашего брата», «я очень любил вашего брата», «я храню
Старший брат
Старший брат Если младшие дети, Василий и Светлана, любимцы отца, унаследовали его неукротимый нрав, честолюбие, упрямство, властность, то Якову ничего не досталось от Иосифа Джугашвили, кроме миндалевидного разреза глаз. И фамилии. Младшие дети с рождения были записаны
СТАРШИЙ БРАТ
СТАРШИЙ БРАТ Старший сын П.М. Бестужева Михаил, как мы убедимся, был не менее одарённым и деятельным дипломатом, чем его младший брат, и тоже оставил заметный след на дипломатическом поприще России. Он родился 7 сентября 1688 года и, согласно сведениям, собственноручно
Старший брат
Старший брат Июль 1884 года. Младшему в семье, Мите, не хватало несколько месяцев до четырех лет. Он еще даже не грезил о заплечном ранце и школьной парте, когда его старший брат Владимир успешно окончил Омскую классическую гимназию.Родителей никогда не беспокоила
СТАРШИЙ БРАТ
СТАРШИЙ БРАТ Старший сын П.М. Бестужева Михаил, как мы убедимся, был не менее одарённым и деятельным дипломатом, чем его младший брат, и тоже оставил заметный след на дипломатическом поприще России. Он родился 7 сентября 1688 года и, согласно сведениям, собственноручно
Брат Евгений Алексеевич Бунин
Брат Евгений Алексеевич Бунин Вера Николаевна Муромцева-Бунина:Отворилась дверь, и вошел полный, с большим брюшком, пожилой человек и внимательно посмотрел на меня своими светло-голубыми глазами, лицом напоминающий старшего брата Юлия. Я сейчас же догадалась, что это и
Старший брат
Старший брат Старший брат для пацана много значит. А мой брат был старше меня на 11 лет. Пользы от него в дворовых, уличных и школьных делах не было почти никакой. Я мог пригрозить в школе, что скажу старшему брату и тогда… Во дворе я этого сказать не мог, потому что все знали
СТАРШИЙ БРАТ
СТАРШИЙ БРАТ Когда братишка появился в их узкой комнате, Андрею было двенадцать лет. Своего отца он не помнил, Валеркиного не знал. Мальчонка целыми днями тихонько попискивал в своей плетеной коляске, похожей на корзину для белья.Сохнущие на батарее пеленки,
С. Сионова, Е. Ляйрих
С. Сионова, Е. Ляйрих Сионова С. А., кандидат филологических наук, доцент, лауреат Бунинской премии, директор дома-музея И. А. Бунина в д. Озёрки Становлянского района Липецкой области; Ляйрих Е. Б. — научный сотрудник музея. |
РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-НАРОДНИКИ ЕЛЕЦКОГО КРАЯ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Юлий Алексеевич Бунин
Юлий Алексеевич Бунин, старший брат Ивана Алексеевича Бунина, оказал мощное влияние на становление личности и писательского таланта Ивана Алексеевича. Скромный, талантливый, получивший образование в МГУ и Харьковском университетах, был увлекающейся натурой, интересной личностью, разделял взгляды революционеров — народников. Несколько неоднозначным является для него, на наш взгляд, увлечение народничеством. Откуда у него, по словам Веры Николаевны Буниной, «…жизнерадостного, но быстро теряющегося при всяком несчастье…» (1, с. 40), было желание переделать мир, сделать его добрее, радостнее? Возлагая надежды на народничество, Юлий Алексеевич был уверен, что он избрал верный путь в жизни. «В Бутырках и не думали, что их Юленька был знаком с этими революционерами, (убившими государя — С. С. А.) и что он совсем иначе переживал те жуткие дна в России…» (1, с. 40). Так ли это?
Принадлежность к революционерам — народникам перевернула мир Буниных, стало несчастьем матери, отца, всей семьи. Судьба круто изменила жизнь Юлия Алексеевича. Интересным представляется решение вопроса: где, когда, как увлёкся старший брат писателя идеями народников? Ответ следует искать не только в столице, где получал он высшее образование, но и дома, в Озерках, в Орловской губернии, где «хождение в народ» было повсеместно распространено. Удивительно, но факт, что в самой глубине России возрастало это движение. Несомненно, Юлий Алексеевич впитал в себя те взгляды, которыми владели окружающие имение Буниных в Озерках помещики. Одним из первых был Николай Федорович Цвелинев.
Николай Фёдорович Цвиленев. Личность, общественный деятель, сосед Буниных по Озерскому имению
Николай Фёдорович Цвиленев — помещик, сосед Чубаровых-Буниных по имению в д. Озерки Елецкого уезда, Орловской губернии. По образованию он врач, учился в Петербургской медико-хирургической академии. Судьба сложилась так, что этот состоятельный человек был увлечён революционной деятельностью. Насколько она была плодотворной, результативной, какова была конкретная деятельность его, трудно сказать. Но он был осуждён и приговорён к десяти годам лишения свободы. Отбывал наказание в Сибири вместе с женой. Имел троих детей. Жена, одна из сестёр Субботиных, разделяла взгляды мужа, была революционеркой — народоволкой, завещала себя похоронить на мужицком кладбище, что и было исполнено. Могила её неизвестна, стёрлась временем. Субботины были хорошо известны в округе, т. к. имение их было частью села Измалково, что в 20 км от Озерок.
Во время фольклорно-краеведческих экспедиций 70-х годов по бунинским местам, а именно в Озерках, часто упоминалась фамилия Цвиленева (произносилась она Синелев — С. С. А.) как человека уважаемого. По словам И. Н. Красова (1899 г. р.), жителя Бунино-Каменки, «он ребятёнков учил грамоте вначале у себя дома, потом построили школу на его земле». Школа до сих пор стоит, успешно работает всё в том же здании, которое возводилось при Цвиленеве. С фамилией «Синелев» мы встретились в Озерках в обиходной лексике: «Во-он сад большой, яблони, вишенник — это Синелев сад. А синель (сирень — С. С. А.) у яго тоже была, да шиповник на валу. Мы там до сих пор яблоки рвём да вишни собираем», — рассказывала нам с Софьей Васильевной Красновой коренная жительница Озерок Красова Наталья (1920 г. р.) (2, с. 81—102).
Мы с Софьей Васильевной задумались над народной интерпретацией фамилии Цвиленев и предположили, что она происходит от слова «сирень», является «цветущей» фамилией. Интересно, что сам Иван Алексеевич Бунин задумывался над произношением этой фамилии. Он отмечал в своих фольклорных записях эту речевую особенность озерских крестьян: «И трудно должно быть мужикам. Не Цвиленев, а Синелев, Твиленев» (3, с. 410).
Озерская школа, попечителем которой был Н. Ф. Цвиленев, была открыта в 1892 году. Он слыл либералом, принимал горячее участие в земской деятельности. Являлся членом многих комиссий в Елецком уезде.
Н. Ф. Цвиленев сыграл не последнюю роль в судьбе бунинских Озерок. Именно он купил у Алексея Николаевича Бунина (отца писателя — С. С. А.) в 1892 году старинный дубовый дом на «слом», дом был разобран по брёвнышку, он остался только в памяти писателя и воспроизведён в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева».
Имение Цвиленевых, жизнь зимней деревни с её страданиями, горечью и сиюминутной, редкой радостью воспроизведены И. А. Буниным в одном из ранних рассказов «Танька» (1892 г.), (4, с. 10—19), в котором автор запечатлел Николая Фёдоровича в колоритном образе Ивана Антоновича, деревенского барина, пожалевшего Таньку и доставившего ей минуты счастья. Помня отношение Цвиленева к детям, заботу о них, автор выделяет именно эту черту в личности своего героя. Рассказ не насыщен яркими событиями, он запечатлевает обыденность деревенской жизни, сложной голодной России 900-х годов. В автобиографической заметке 1915 года Бунин писал: «…Первый же рассказ (без заглавия) послал в «Русское богатство», руководимое тогда Кривенко и Михайловским. Михайловский написал, что из меня выйдет «большой писатель», и рассказ под чьим-то заглавием — «Деревенский эскиз» был напечатан…» (5, с. 530). Впоследствии рассказ получил название «Танька», Татьяна, по тексту «Словаря русских личных имен», в переводе из греческого языка обозначает «устанавливать, определять, назначать». Именины 12 января, 25 января — можно сказать, вполне «зимнее имя» (6, с. 630).
Это художественное произведение имеет ещё одну особенность — образу Ивана Антоновича приданы отдельные черты отца писателя — Алексея Николаевича Бунина, героическая юность которого всегда пленяла сына, удивляла своей романтичностью, идеальностью отношений между людьми. Художественный образ Ивана Антоновича получился жизненным, цельным, интересным в решении проблемы характеров «елецких помещиков», он является своеобразным дополнением к рассказам о «Елецких помещиках», так талантливо изображённых писателем в рассказах о мелкопоместных дворянах из-под Ельца (7, Т. 2, с. 342—372; с. 372—388). Более широко и многогранно отражены образы помещиков, в том числе Н. Ф. Цвиленева, А. Н. Бунина, в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева».
Находясь на чужбине, писатель часто вспоминал об Озерках, их близком соседе по имению Цвиленеве: «Часов в 10 вечера ходил с М. (Маргой — С. С. А.) и Г. (Галиной — С. С. А.) запирать часовню. Лунная ночь, дивился, среди чего приходится жить — эти ночи, кипарисы, чей-то английский дом, горы, долины, море… А когда-то Озерки» (8, Т. 6, с. 458—459). Дневниковые записи от 12.04.40 г. свидетельствуют о воспоминаниях Бунина об озерской жизни: «Продолжаю просматривать «Отечественные записки» за 82 год (…). Всё это читал тысячу лет тому назад в Озерках 15—16 лет с Юлием — всё забыл, а оказалось, что помню кое-что чуть не наизусть. Дремучие, снежные сумерки. Цвиленевская усадьба, где жил Евгений, эта девка (уже забыл, не помню имени)» (9, Т. 6. с. 458). И в конце жизни безысходно звучит боль расставания с жизнью, родным домом, его окружением, природой, со всем, что было дорого и свято для Бунина всю жизнь.
Логофет
Другой интересной личностью был Логофет Борис Борисович. Имение Логофетов когда-то принадлежало Чубаровым, родственникам матери писателя. Оно всегда покоряло своей поэтичностью, красотой, первозданностью, желанием возвратить его в свою семью. Дневниковые записи Бунина свидетельствуют о чувствах писателя: «3 октября (1917). Вчера в три часа с Колей в Осиновые Дворы (деревня, расположенная в нескольких километрах от логофетовской усадьбы — С. С. А.) Скородное издали — какой-то рыже-бурый медведь. Ехали через ремерский лес. Дубки все бронзовые. Сквозь него — изумительный пруд, в одном месте в зеркало льётся отражение совершенно золотое какого-то склонённого деревца… Были в Польском (деревушке). Два совершенно синих пруда — сзади нас, как въезжали на гору — предвечернее солнце. Поразили живописность и уединение Логофетовской усадьбы. Сад да и ближе деревья — главное рыже-бронзовое, бронзовое. Наше, родовое. Охватила мысль купить. Стёкла горят серебряной слюдой, лучезарными звёздами в доме, издали». (10, Т. 6, с. 383). «12 октября. Опять восхитила логофетовская усадьба. Только миновали дом, луна за дубами, горизонт под ней — розовый. Потом быстро ехали, светало, ветреная ночь. Приехали домой в семь» (11, Т. 6, с. 390).
Осиновые Дворы, Юдино — так стала называться логофетовская усадьба после её продажи учителю Фёдору Ивановичу Юдину, располагалась в 5—7 километрах от Озерок. О жизни уже далёкого времени, второй половине XIX века, сохранились воспоминания крестьян, записанные в фольклорно-краеведческих экспедициях 60—80-х годов прошлого века. Интересными были воспоминания братьев Бекетовых, уроженцев однодворческой деревни Осиновые Дворы. Старший брат Василий Дмитриевич (1880) сохранил в своей душе самые тёплые воспоминания об Иване Алексеевиче. Познакомился он с Буниным в ночном, когда тот возвращался с охоты. Шел с Ромашковки с собаками, пешком. Бекетов был не охотник, близко познакомился с Иваном Алексеевичем, когда стерёг лошадей, и показал ему стайку куропаток.
Бунин выстрелил удачно и после этого «так и привязался к нему». Писатель не проходил мимо, когда бывал в этих местах: «Был разов пять после охоты». Запомнилась особо значимая для крестьянина помощь Бунина. Он выручил его из беды. «Амбарушка совсем развалилась», и писатель попросил у Логофета леса для ремонта избы и амбара. После этого события писатель запросто заходил к Бекетову выпить молока, «а иногда и чай водили». Мужики удивлялись этой дружбе. На Кирики, престольный праздник, бывало, «увидит Бунин Бекетова в толпе, окликнет, приветствуя его: «Василий!» — подойдёт, пожмёт руку. «Ого, с кем знаком, — скажут мужики, — с помещиком, это не так-то просто!». У Логофета Иван Алексеевич был довольно часто, состояли они в дружбе. Часто Иван Алексеевич ночевал у соседа по имению. По словам Бекетова, Бунин — очень русский человек. Он не занимался политикой, в то время как Борис Борисович был народник.
Как вспоминал В. Д. Бекетов, в 1905 году он отдал землю (продал по льготным ценам) крестьянам Польского, Круглого и Осиновки (Осиновым Дворам — С. С. А.). Сам Василий Дмитриевич был тесно связан с Логофетом, работал подпольно, возил революционную литературу: «Андрей Кожухов», «С нами ничего не поделаешь», «Невмоготу», брал для него эти книги в Ельце и распространял всё по крестьянам. Это продолжалось с 1905 по 1909 годы. В Ельце получал их от Ростовцева и конторщика на лесном складе Щукина, Владыкина (студента). «У них брал революционные книжки. В 1904 году «зашёл» в партию искровцев и впоследствии был выслан на 10 лет, а в ссылке пробыл 3,5 года. Логофет же был против царизма, но близок к эсерам. Он помер директором молочной фермы в Плотах, хотя сначала после революции работал в Ефремовском уезде по животноводству. Дом его в имении одного этажа, не очень большой. Всё был холостым, а потом на Вере Дмитриевне Поповой женился, революционерке; жену его сослали за политику, она была подпольщицей и в тюрьме сидела с Бухариным. Логофет любил народ». В семье Логофета были сестры: Евгения Борисовна и Лидия Борисовна, был сын Дима. А жена его не дворянка, жила в Ельце на Песковатской улице. В революцию Логофет был на должности. Внешне русый, конопатый.»
Федор Дмитриевич Бекетов (1884), младший брат Василия Дмитриевича, дополнил рассказ старшего брата. Борис Борисович Логофет был богатый помещик, который по своим революционным взглядам отказался от земли, оставил себе лишь 100 десятин. Остальную землю передал крестьянам на льготных условия.
Из подробного и обстоятельного рассказа нашего собеседника мы узнали, что Б. Б. Логофет был большим демократом не только во взглядах, но и во всей своей жизни, в быту. Отец его, Борис Маркович, проявлял жестокость к крестьянам, порол их. А мать, Екатерина Васильевна, была по профессии доктором. Борис Борисович Логофет в памяти Ф. Д. Бекетова остался как революционер, связанный со всеми прогрессивными личностями в округе, например, с «елецкой учительницей на Озерках, которая из города приносила ему журналы, прокламации, не боялась ходить по ночам с наганом.
По соседству с Логофетом жил помещик-крепостник Ремер, владелец села Знаменки, Жилого и других окружающих деревень. Сохранилась легенда о его жестокости: он приказывал вскармливать породистых щенков со своей псарни женским грудным молоком.
По протекции Бунина, Бекетовым «амбарушку» построили, где он пиво держал, «водчонкой» торговал и прятал запретные книги. Бунин, бывало, на крыльце амбара сядет с собаками: «Давай из самовара выпьем вдвоем». Пил со мной чай, он тоже любитель чая, пили и у Логофета. Борис Борисыч не наказывал, когда кто воровал, а Ремер не пускал даже в церковь».
Вспоминает Федор Дмитриевич и революционные песни, которые пели у Логофета: «Марсельеза», «Замучен тяжелой неволей». «По пыльной дороге телега несётся», «Смело, товарищи, в ногу», «Дубинушка», тюремные песни, а «древние крестьяне сады наряжали и сейчас наряжают и поют старинные песни». «Наряжать сады» — это на языке нашего собеседника, «играть свадьбы, петь на них старинные величальные песни».
Ремер, Рышков, Бунин, Логофет бывали в Осиновых Дворах. Когда Ремер умер, то опекуном его имения и хозяйства стал Логофет, был им два года, до самой революции. Логофет работал и в Ельце в «Потребсоюзе».
Но не только в Осиновых Дворах надолго сохранилась память о Логофете. В деревне Воскресеновка от Иванова Семена Егоровича (1897) услыхали мы подлинный сказ о Борисе Борисовиче Логофете: «Борис Борисович Логофет был социалист-народник. Он учился в Варшаве. И поскольку жизнь шла вперёд, обозначились резкие противоречия, он осознал беду народа». Такое вступление к своему рассказу обнадёживало, мы ждали значительных подробностей. И не ошиблись. Его мать была крепостной Логофетов. Семён Егорович воспитывался у помещиков, поэтому близко знал характер Бориса Борисовича. В памяти он остался как добрый человек: «На привет и собачка бежит». С семи или восьми годов начал верхом ездить на лошадях, кататься, потом возить солому и привык к труду. Так и жил у барина. В 1908 году стал стеречь скотину. Логофет приплачивал три рубля в месяц. Постепенно — выше, прибавлялась зарплата. В 1916 году ушёл в армию из имения барина. Логофет помогал отцу скосить три десятины, «а тут непогода, рожь большими кучами проросла. Логофет отцу насыпал хлеба. Оказывалась большая помощь и другим крестьянам. Он болел за народ, так как был политическим. К нему в имение приезжали из Ельца подпольщики. Жена Логофета — дочь священника, сидела в тюрьме. Они сделали большое дело — гнёт свели. Были обыски, не раз рисковал жизнью.
Однажды Семен Егорович, который отвозил почту на Становую, привез телеграмму, пишут: «Боря, встречай гостей!». Вскоре появились «гости». Потребовали брошюры, «пузаны» стали шукать по чердакам и по шкапам. Ну, барин поугощал их, и они уехали. Допрашивали и Иванова, но он всё скрывал. «Жена Логофета сидела в тюрьме в одиночке, сидела три года и ослепла, вышла из тюрьмы уже при Советской власти. Землю он распродал, себе оставил немного. Работники жили у него хорошо, даже чай давал: два фунта сахару и осьмушку чаю. В 1910 году Логофет устроил коммуну. Собрались активисты, из политических, семей пятнадцать. Механик был из рабочих. Логофет руководил коммуной. Прошло два года. Всё было распределено: кто за скотом ходит, кто косит, кто ведал пчёлами. Питались так: дети в отдельной столовой (была кухня и поварская). У каждого была тарелка, ложка, кружка. Мужики были довольны. У жён же пошли ссоры. Тут были семейные дела. Рабочих порассчитали. Доходы все проедали. Через самопоедание и артель распалась, хотя Логофет сам работал, руководил как директор, имел канцелярию. Это была какая-то практика, опыт социалистического уклада еще в 1910 году. Земли оставил себе десятин двести, остальное распродал крестьянам через банк в рассрочку. Некоторые покупали по двадцать пять, по десять, меньше пяти десятин никто не покупал. Отец тоже хотел земельки купить. «Ты, Егор Андреевич, — сказал Логофет, — не гонись. Она скоро бесплатная будет». А дело было в 1908 году. Отец всё же взял пять десятин. Годов на пятьдесят в рассрочку. Логофету предлагали вступить в большевистскую партию, но он не вступал. Работал в Грунино по молочному делу ассистентом, а в Березовке в Ефремовском уезде был на племзаводе. Посяганий на него не было. В 1915 году продал и последнее имение Федору Ивановичу Юдину».
Из воспоминаний крестьян о Борисе Борисовиче Логофете становится понятно, что это был интересный человек, увлечённый преобразованиями в жизни народа, на практике применяющий новые идеи в крестьянской жизни. Новое время конца XIX — начала XX веков в России обозначалось идеями революционеров-народников. Примером мог служить Борис Борисович Логофет. Он отличался от своего отца Бориса Марковича, ведущего жизнь богатого помещика, своевольного барина-крепостника, устраивающего для себя «забавы». Федор Дмитриевич Бекетов вспоминал своего деда Афанасия, крепостного крестьянина Бориса Марковича Логофета, прожившего сто лет и сохранившего светлую память:
«Старый Логофет, Борис Маркович, устроил свадьбу крестьян. Он выменял на жеребца распашонок, девок у Смоленске. («Распашонки» были бойкие, пришлые из других губерний рабочие девки, которых покупали при крепостном праве. Они славились ловкостью и силой в работе; носили короткие кофты-распашонки, поэтому в народе получили прозвище «распашонки» и сами носившие их крестьянки). У Лемера (Ремера) «распашонок» из Калуги и Смоленска было больше. Старики пришли к старому Логофету просить позволения женить сыновей. Он собрал двенадцать ребят и в деревне Круглое, около бунинских Озерок, женихов расставил с одной стороны, девок поставил с другого краю. А ребятам приказал бежать «кто какую захватит». Дед Афанасий облюбовал одну из «распашонок» и хотел её захватить. Но — незадача: оборка (верёвка, на которой держались штаны) лопнула, холстинные штаны чуть не побежали, а круглянский жених настиг и захватил облюбованную Афанасием девку. Ему досталась кривая невеста. А кривая была плясуха, работать ловкая, и тем не менее дед всю жизнь вспоминал с горечью свою неудачу: «Чтоб табе не сгнить, не могла оборку новую подвязать», — говорил он о матери. Подобные «развлечения» старшего Логофета остались надолго в памяти жителей окружающих сел и деревень (12). Семья Логофетов оставила свой след в жизни Буниных. В статье «Происхождение моих рассказов» Иван Алексеевич Бунин отмечает: «Верстах в трёх от нашей усадьбы, в сельце Озерки, в Елецком уезде, было имение, принадлежащее когда-то моей матери. (…). Я изредка бывал у него, был однажды лунным зимним вечером, в доме, освещённом только луною, — это почему-то всегда бывает неизвестно почему, — вспомнил какой-то момент этого вечера и всё хотел что-то присочинить к нему, вставить его в какой-то рассказ…» (13, Т. 7, с. 570).
По воспоминаниям жены писателя, Веры Николаевны Муромцевой-Буниной, запечатлевшей встречу с Борисом Борисовичем Логофетом, он предстаёт интересным во всех отношениях человеком: «Около нашей усадьбы мы встретили господина в брюках, засунутых в сапоги, в люстриновом пиджаке и белом картузе. Мои спутники с ним раскланялись и познакомили его со мной. Коля (Пушешников) пригласил его к обеду. Это был помещик Борис Борисович Логофет, немного странный, замкнутый холостяк, хорошо игравший на рояле и очень левый по убеждениям» (14, с. 391). «Я слышу, как упрашивают Логофета сыграть на пьянино. Раздаются бетховенские звуки…» (15, с. 394).
Жизнь помещиков глубинной России не отличалась разнообразием: хозяйство, охота, личные интересы, семейные заботы — всё это составляло естественный ход бытия. Но политическая атмосфера того времени, новые веяния необходимых преобразований дошли и до этого уголка России. Не случайно идеи революционеров-народников прижились в нашем крае. Не могли они пройти мимо Юлия Бунина, потому что рядом жили Цвелиневы (практически вся семья: отец, мать, сын — все революционеры-народники), Борис Борисович Логофет, организатор первой коммуны в здешних местах, непосредственная связь с революционерами-народниками из Ельца, литература, прокламации, революционные песни — всё это составляло неотъемлемую часть жизни того времени. Поэтому старший брат писателя, мягкий, необыкновенно добрый, глубоко порядочный человек впитал эти новые идеи и остался верен им до конца.
Литература
- Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. 1870—1906. Беседы с памятью. М., 1999. С. 40.
- Краснова С. В., Сионова С. А. (Текст). «…День мой догорел, но след мой в мире есть… И. Бунин». Елец, 2009. С. 81—102.
- Бунин И. А. Литературное наследство. Иван Бунин. (Текст). Книга первая. М., 1973. С. 410.
- Морозов С. Н. (Текст). Летопись жизни и творчества И. А. Бунина. Том первый. 1870—1909. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 1.
- Словарь личных имён. М., 1995. С. 630.
- Бунин И. А. Собр. соч. в 8 т. Т. 2. М., 2000. С. 530.
- Бунин И. А. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. М., 1988. С. 458—459.
- Там же. С. 459.
- Там же. С. 459.
- Там же. С. 383.
- Там же. С. 390.
- Сионова С. А. Личный архив. Записи 1967—1976 гг.
- Бунин И. А. Собр. соч. в 8 т. Т. 7. М., 2000. С. 570.
- Муромцева-Бунина В. Н. Беседы с памятью. М., 1990. С. 391.
- Там же. С. 394.
Жизнь и творчество Бунина. Темы творчества Бунина
Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, поэт, публицист, литературовед и переводчик прозы. Именно в этих словах отражена деятельность, достижения и творчество Бунина. Вся жизнь этого писателя была многогранной и интересной, он всегда выбирал свой путь и не слушал тех, кто пытался «перестроить» его взгляды на жизнь, он не был членом какого-либо литературного общества, а уж тем более политическим партия. Его можно отнести к тем личностям, которые были уникальны в своем творчестве.
самое раннее детство
10 октября (по старому стилю) 1870 года в городе Воронеже родился маленький мальчик Иван, творчество которого в будущем оставит яркий след в русской и мировой литературе.
Несмотря на то, что Иван Бунин происходил из старинного дворянского рода, его детство прошло вовсе не в большом городе, а в одном из родовых имений (это был небольшой хутор). Родители могли позволить себе нанять домашнего учителя. О том времени, когда Бунин рос и учился дома, писатель вспоминал не раз в жизни. Об этом «золотом» периоде своей жизни он отзывался только положительно. С благодарностью и уважением вспоминал он об этом студенте Московского университета, который, по словам писателя, пробудил в нем страсть к литературе, ведь, несмотря на столь юный возраст, который маленький Иван читал, были и «Одиссея», и «Английские поэты». Даже сам Бунин потом говорил, что это был самый первый толчок к поэзии и письму вообще. Иван Бунин достаточно рано проявил артистизм. Творчество поэта нашло выражение в его таланте чтеца. Он превосходно читал собственные произведения и интересовал самых тупых слушателей.
Учеба в гимназии
Когда Ване было десять лет, родители решили, что он достиг того возраста, когда уже можно отдавать его в гимназию. Так Иван стал учиться в Елецкой гимназии. В этот период он жил вдали от родителей, у родственников в Ельце. Поступление в гимназию и сама учеба стали для него своего рода переломным моментом, ведь мальчику, всю жизнь до этого прожившему с родителями и практически не имевшему ограничений, было очень трудно привыкнуть к новой городской жизни. В его жизнь вошли новые правила, строгость и запреты. Позже он жил на съемных квартирах, но и в этих домах ему было некомфортно. Учеба в гимназии длилась недолго, потому что через 4 года его отчислили. Причиной стала неуплата за обучение и неявка с каникул.
Внешний путь
После всего пережитого Иван Бунин поселяется в имении умершей бабушки в Озерках. Руководствуясь наставлениями своего старшего брата Юлия, он быстро проходит курс гимназии. Некоторые предметы он преподавал более усердно. И даже прошел университетский курс. Юлий, старший брат Ивана Бунина, всегда отличался образованностью. Поэтому именно он помогал младшему брату в учебе. У Юлии и Ивана были достаточно доверительные отношения. По этой причине именно он стал первым читателем, а также критиком самого раннего произведения Ивана Бунина.
Первые строки
По словам самого писателя, его будущий талант сформировался под влиянием рассказов родных и друзей, которые он услышал в месте, где прошло его детство. Именно там он познал первые тонкости и особенности родного языка, прослушал рассказы и песни, которые в дальнейшем помогли писателю находить в своих произведениях неповторимые сравнения. Все это наилучшим образом сказалось на таланте Бунина.
Он начал писать стихи в очень раннем возрасте. Творчество Бунина зародилось, можно сказать, когда будущему писателю было всего семь лет. Когда все остальные дети только учились читать, маленький Иван уже начал писать стихи. Он очень хотел добиться успеха, мысленно сравнивал себя с Пушкиным, Лермонтовым. С увлечением читаю произведения Майкова, Толстого, Фета.
В самом начале профессионального творчества
Иван Бунин впервые появился в печати, тоже в довольно юном возрасте, а именно в 16 лет. Жизнь и творчество Бунина вообще всегда были тесно переплетены. Ну а началось все, конечно, с малого, когда были опубликованы два его стихотворения: «Над могилой С. Я. Надсона» и «Деревенский нищий». В течение года были опубликованы десять его лучших стихотворений и первые рассказы «Два странника» и «Нефёдка». Эти события стали началом литературно-писательской деятельности великого поэта и прозаика. Впервые была определена главная тема его произведений — человек. В творчестве Бунина ключевой до последней строки останется тема психологии, тайны души.
В 1889 году молодой Бунин, под влиянием революционно-демократического движения интеллигенции — народников, переехал к брату в Харьков. Но вскоре он разочаровывается в этом движении и быстро отходит от него. Вместо сотрудничества с народниками он уезжает в город Орел и там начинает свою работу в «Орловских ведомостях». В 1891 году вышел первый сборник его стихов.
Первая любовь
Несмотря на то, что на протяжении всей жизни темы творчества Бунина были разнообразны, практически весь первый сборник стихов пропитан переживаниями юного Ивана. Именно в это время у писателя случилась его первая любовь. Жил в гражданском браке с Варварой Пащенко, ставшей музой автора. Так впервые любовь проявилась в творчестве Бунина. Молодые люди часто ссорились, не находили общего языка. Все, что происходило в их совместной жизни, каждый раз заставляло его разочаровываться и задаваться вопросом, а стоит ли любовь таких переживаний? Иногда казалось, что кто-то сверху просто не хочет, чтобы они были вместе. Сначала это был запрет отца Варвары на свадьбу молодых людей, потом, когда они все-таки решили жить в гражданском браке, Иван Бунин неожиданно находит массу минусов в их совместной жизни, а потом и вовсе в ней разочаровывается. Позже Бунин делает для себя вывод, что они с Варварой не подходят друг другу по характеру, и вскоре молодые люди просто расстаются. Практически сразу Варвара Пащенко выходит замуж за друга Бунина. Это принесло много переживаний молодому писателю. Он полностью разочаровался в жизни и любви.
Продуктивный труд
В это время жизнь и творчество Бунина уже не так похожи. Писатель решает отказаться от личного счастья, всецело отдаваясь работе. В этот период в творчестве Бунина ярче проявляется трагическая любовь.
Почти в то же время, спасаясь от одиночества, переехал к своему брату Юлию в Полтаву. В литературной сфере наблюдается подъем. Его рассказы публикуются в ведущих журналах, в писательстве он набирает популярность. Темы творчества Бунина в основном посвящены человеку, тайнам славянской души, величественной русской природе и беззаветной любви.
После посещения Петербурга и Москвы Буниным в 1895 году он постепенно начал входить в большую литературную среду, в которую очень органично вписался. Здесь он познакомился с Брюсовым, Сологубом, Куприным, Чеховым, Бальмонтом, Григоровичем.
Позже Иван начинает переписываться с Чеховым. Именно Антон Павлович предсказал Бунину, что он станет «великим писателем». Позже, увлекшись нравоучительными проповедями, он делает из него своего кумира и даже некоторое время пытается жить по его советам. Бунин попросил аудиенции у Толстого и имел честь лично встретиться с великим писателем.
Новый шаг на творческом пути
В 1896 году Бунин пробует себя в качестве переводчика художественных произведений. В том же году был опубликован его перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло. В этом переводе творчество Бунина увидели все с другой стороны. Современники признали его талант по достоинству и высоко оценили творчество писателя. Иван Бунин получил за этот перевод Пушкинскую премию первой степени, что дало писателю, а теперь и переводчику, повод еще больше гордиться своими достижениями. Чтобы получить такую высокую оценку, Бунин проделал буквально титаническую работу. Ведь сам перевод подобных произведений требует усидчивости и таланта, а для этого писателю еще и пришлось самостоятельно выучить английский язык. Как показал результат перевода, ему это удалось.
Вторая попытка женитьбы
Оставшись так долго на свободе, Бунин решил снова жениться. На этот раз его выбор пал на гречанку, дочь богатого эмигранта А. Н. Цакни. Но этот брак, как и последний, не принес писателю радости. Через год супружеской жизни от него ушла жена. В браке у них родился сын. Маленький Коля умер совсем молодым, в возрасте 5 лет, от менингита. Иван Бунин очень переживал потерю единственного ребенка. Дальнейшая жизнь писателя сложилась так, что детей у него больше не было.
зрелые годы
Первая книга рассказов под названием «На край света» вышла в свет в 1897 году. Почти все критики очень положительно оценили ее содержание. Через год вышел еще один поэтический сборник «Под открытым небом». Именно эти произведения принесли писателю популярность в русской литературе того времени. Произведение Бунина было кратко, но в то же время емко представлено публике, высоко оценившей и принявшей талант автора.
Но по-настоящему большую популярность бунинская проза приобрела в 1900 году, когда был опубликован рассказ «Антоновские яблоки». Это произведение создано на основе воспоминаний писателя о его сельском детстве. Впервые в творчестве Бунина ярко изображена природа. Именно беззаботная пора детства пробудила в нем самые лучшие чувства и воспоминания. Читатель с головой погружается в ту прекрасную раннюю осень, которая манит прозаика как раз в пору сбора антоновских яблок. Для Бунина, по его словам, это были самые дорогие и незабываемые воспоминания. Это была радость, настоящая жизнь и беззаботность. И исчезновение неповторимого запаха яблок — это как бы угасание всего, что доставляло писателю массу удовольствия.
Упреки в дворянском происхождении
Многие неоднозначно расценили значение аллегории «запах яблок» в произведении «Антоновские яблоки», так как этот символ очень тесно переплелся с символом дворянства, которое в силу бунинского происхождения , было ему совсем не чуждо. Эти факты заставили многих его современников, например М. Горького, критиковать творчество Бунина, говоря, что антоновские яблоки приятно пахнут, но вовсе не демократично пахнут. Однако тот же Горький отмечал в произведении изящество литературы и талант Бунина.
Интересно, что для Бунина упреки в его дворянском происхождении ничего не значили. Ему было чуждо чванство или высокомерие. Многие в то время искали подтексты в произведениях Бунина, желая доказать, что писатель сожалел об исчезновении крепостного права и нивелировании дворянства как такового. Но Бунин преследовал в своем творчестве совсем другую идею. Ему было жаль не смены строя, а того, что вся жизнь проходит, и что мы все когда-то любили всем сердцем, но это тоже в прошлом… Ему было грустно, что его больше нет наслаждается своей красотой.
Странствия писателя
Иван Бунин всю жизнь был в его душе. Вероятно, по этой причине он нигде подолгу не задерживался, любил путешествовать по разным городам, где часто черпал идеи для своих произведений.
Начиная с октября 1900 года он путешествовал с Куровским по Европе. Побывал в Германии, Швейцарии, Франции. Буквально через 3 года с другим своим другом — драматургом Найденовым — он снова был во Франции, посетил Италию. В 1904 году, заинтересовавшись природой Кавказа, он решает отправиться туда. Путешествие не было напрасным. Эта поездка спустя много лет вдохновила Бунина на целый цикл рассказов «Тень птицы», связанных с Кавказом. Эти истории мир увидел в 1907-1911, а много позже появился рассказ 1925 года «Много вод», также навеянный дивной природой этого края.
В это время природа наиболее ярко отражается в творчестве Бунина. Это была еще одна грань писательского таланта — путевые очерки.
«Найди свою любовь, сохрани ее…»
Жизнь свела Ивана Бунина со многими людьми. Одни проходили и уходили, другие оставались надолго. Примером тому была Вера Николаевна Муромцева. Бунин познакомился с ней 19 ноября.06, в доме друга. Умная и образованная во многих областях женщина действительно была его лучшим другом и даже после смерти писателя готовила к печати его рукописи. Она написала книгу «Жизнь Бунина», в которую поместила самые важные и интересные факты из жизни писателя. Он не раз говорил ей: «Без тебя я бы ничего не написал. Ушел бы я!»
Здесь любовь и творчество в жизни Бунина снова находят друг друга. Наверное, именно в этот момент Бунин понял, что нашел ту, которую искал долгие годы. Он нашел в этом женщина его любимая, человек, который всегда поддержит его в трудную минуту, товарищ, который не предаст. Поскольку Муромцева стала его спутницей жизни, писателю хотелось с новой силой творить и сочинять что-то новое, интересное, безумное, это придавало ему жизненных сил Именно в этот момент в нем снова просыпается путник, а с 1907 Бунин объехал пол-Азии и Африки.
Мировое признание
В период с 1907 по 1912 год Бунин не переставал творить. А в 1909 году за «Стихи 1903-1906» ему была присуждена вторая Пушкинская премия. Здесь мы вспоминаем человека в творчестве Бунина и сущность человеческих поступков, которую пытался понять писатель. Отмечалось также множество переводов, которые он делал не менее блестяще, чем сочинял новые произведения.
9 ноября 1933 года произошло событие, ставшее вершиной писательской деятельности писателя. Он получил письмо, в котором сообщалось, что Бунину присуждается Нобелевская премия. Иван Бунин – первый русский писатель, удостоенный этой высокой награды и премии. Его творчество достигло своего пика – он получил всемирную известность. С тех пор его стали признавать лучшим из лучших в своей области. Но Бунин не прекращал своей деятельности и, как действительно известный писатель, работал с удвоенной энергией.
Тема природы в творчестве Бунина продолжает занимать одно из главных мест. Писатель много пишет о любви. Это был повод для критиков сравнить творчество Куприна и Бунина. Действительно, в их произведениях много общего. Они написаны простым и искренним языком, полны лирики, легкости и естественности. Очень тонко (с психологической точки зрения) прописаны характеры героев. Здесь, в меру чувственности, много человечности и естественности.
Сравнение творчества Куприна и Бунина дает основание выделить такие общие черты их произведений, как трагическая судьба главного героя, утверждение о том, что за всякое счастье будет возмездие, возвеличивание любви над всеми другими человеческими чувствами. Оба писателя утверждают в своем произведении, что смысл жизни в любви, и что человек, наделенный талантом любить, достоин поклонения.
Заключение
Жизнь великого писателя оборвалась 8 ноября 1953 в Париже, куда он и его жена эмигрировали после переезда в СССР. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Кратко описать творчество Бунина просто невозможно. Он многое создал за свою жизнь, и каждая его работа достойна внимания.
Трудно переоценить его вклад не только в русскую, но и в мировую литературу. Его произведения популярны в наше время как среди молодежи, так и среди старшего поколения. Это действительно та литература, которая не имеет возраста и всегда актуальна и трогательна. И сейчас популярен Иван Бунин. Биография и творчество писателя вызывают у многих интерес и искреннее почтение.
Рождение Бунина. Краткая биография Бунина — это самое главное. В Париже и Грасе
Бунин Иван Алексеевич (1870 — 1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 году эмигрировал. В лирике он продолжил классику. традиции (сборник «Листопад», 1901). В своих рассказах и новеллах он показал (иногда с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910, Суходол, 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубл. 1925). автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагизм человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Темные аллеи» , 1943).Мемуары.Перевод «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло (1896). Лауреат Нобелевской премии (1933).
Большой энциклопедический словарь, М. — СПб., 1998
Биография
Родился 10 октября (22 н.с.) в г. Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии, среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине» под присмотром учителя и воспитателя, «странного человека «увлекший своего ученика живописью, от которой у него было довольно долгое помешательство», иначе мало что дал.
В 1881 году поступил в Елецкую гимназию, которую через четыре года покинул по болезни. Следующие четыре года он провел в селе Озерки, где окреп и возмужал. Его образование закончилось не совсем обычно. Его старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, был сослан в Озерки и вместе с младшим братом прошел весь гимназический курс, изучал с ним языки, читал азы философии, психологии, социальные и естественные науки. Оба были особенно увлечены литературой.
В 1889 г. Бунин покинул имение и вынужден был искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование (работал корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничал в газете). Он часто переезжал — жил в Орле, потом в Харькове, потом в Полтаве, потом в Москве. В 1891 г. вышел его сборник «Стихотворения», насыщенный впечатлениями от родного Орловского края.
В 1894 году в Москве он познакомился с Л. Толстым, который любезно принял юного Бунина, а в следующем году познакомился с А. Чеховым. В 1895 был опубликован рассказ «На край света», хорошо встреченный критиками. Окрыленный своим успехом, Бунин целиком обратился к литературному творчеству.
В 1898 г. был издан сборник стихов «Под открытым небом», в 1901 г. — сборник «Листопад», за который он был удостоен высшей премии Академии наук — Пушкинской премии (1903 г.). В 1899 году познакомился с М. Горьким, который привлек его к сотрудничеству в издательстве «Знание», где появились лучшие рассказы того времени: «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» и «Новая дорога» (1901), «Чернозем» (1904). Горький напишет: «…если про него скажут: он лучший стилист нашего времени, тут не будет преувеличения». В 1909 году Бунин стал почетным членом Российской академии наук. Повесть «Деревня», опубликованная в 1910 году, принесла своему автору широкую читательскую аудиторию. В 1911 году — повесть «Суходол» — хроника вырождения сословного дворянства. В последующие годы появился ряд значительных рассказов и новелл: «Древний человек», «Игнат», «Захар Воробьев», «Хорошая жизнь», «Владыка из Сан-Франциско».
Встретив Октябрьскую революцию в штыки, писатель в 1920 году навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь он эмигрировал во Францию и поселился в Париже. Все, что он писал в эмиграции, касалось России, русских людей, русской природы: «Кости», «Лапти», «Далекое», «Митина любовь», цикл рассказов «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева», 1930 г. и др. В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Написал книги о Л. Толстом (1937) и об А. Чехове (изданы в Нью-Йорке в 1955), книга «Воспоминания» (издана в Париже в 1950 г.).
Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париже, радовался победе над ним.
Иван Алексеевич Бунин — последний классик дореволюционной России и первый российский обладатель главной литературной премии — Альфреда Нобеля. Его произведения, ставшие золотым фондом художественной культуры, переведены на все европейские языки, неоднократно экранизированы. Среди них: «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Джентльмен из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки».
Детство
Будущий литературный гений родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Его отец, помещик, обедневший из-за отсутствия деловых навыков, пристрастия к картам и алкоголю, принадлежал к старинному дворянскому роду, давшему его родине немало выдающихся умов, в том числе корифея русского слова Василия Жуковского. Алексей Николаевич Бунин был щедрым и художественно одаренным человеком.
Мать, Людмила Александровна Чубарова, происходила из княжеского рода (по семейному преданию), отличалась уступчивым, поэтичным и мягким характером, в отличие от вспыльчивой и бесшабашной супруги.
Всего у пары было 9 детей, но выжило четверо: Юлий, Женя, Мария и Иван. Когда Ване исполнилось 4 года, по финансовым причинам семье пришлось вернуться в свое обедневшее «дворянское гнездышко» — Бутырки Орловской области.
Ванечка слыл маминым любимцем, обладая таким же нежным и впечатлительным характером. Он рано научился читать, поражал воображением, любознательностью, сочинил первый стих в 7-8 лет.
В 1881 году его отправили в Елецкую гимназию, где он проучился 5 лет, не заработав аттестата: юноша так тосковал по дому, что плохо учился и в конце концов был отправлен домой.
Впоследствии отсутствие формального образования угнетало его, но не помешало ему прослыть великим писателем. Гимназическую программу юноша усвоил под руководством своего брата Юлия, которому было 10 лет, который с отличием окончил университет и оказал особое влияние на формирование личности брата. Среди литературных кумиров Ивана были Пушкин, Фет, Тютчев, Лермонтов, Семен Надсон.
Начало пути
В 1887 году началась литературная деятельность Бунина. В издании «Родина» были опубликованы его стихи «Над могилой С. Я. Надсона» и «Деревенский нищий». В 1889 г.он покинул имение, получив из Орла предложение занять место редактора местной газеты. Раньше он ездил в Харьков к своему брату Юлию, где работал в земском учреждении, а затем побывал на юге в Крыму.
За время сотрудничества с «Орловским вестником» издал дебютный поэтический сборник «Стихи», опубликованный в журналах «Обозреватель», «Нива», «Вестник Европы», получив одобрительные отзывы именитых писателей, в том числе Чехова.
Иван Бунин — Стихи
В 1892 году писатель переехал в Полтаву, где по протекции Юлии устроился на работу в статистический отдел губернского органа самоуправления. Он много общался с вольнодумцами-народниками, посещал толстовские слободы, в 1894 году познакомился с их основателем Львом Толстым, отразив его идеи в рассказе «На даче».
Творческие достижения
Через год вошел в литературные круги Петербурга, затем Москвы, сблизился с Александром Куприным, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, познакомился с Антоном Чеховым, Николаем Телешовым, плодотворно работал. Среди его близких знакомых также было много художников и музыкантов, в том числе Сергей Рахманинов. Искусство всегда привлекало Ивана Алексеевича. Он с детства был наделен повышенной чувствительностью и восприимчивостью к звукам, цветам, что сказывалось на особенностях творчества, его выразительной живописности.
В 1896 году свет увидел его перевод «Песни о Гаявате» Генри Лонгфелло, который до сих пор признан непревзойденным. Позднее он переводил Саади, Т. Шевченко, Ф. Петрарку, А. Мицкевича. В 1900 году появляются «Эпитафия» и знаменитые «Антоновские яблоки», которые обеспечили ему настоящую литературную славу. Тепло был принят и «Листопад», принесший в 1903 году престижную Пушкинскую премию Академии наук (точнее, половину ее, присужденную вместе с Петром Вайнбергом).
Иван Бунин — Листопад
Через 6 лет писатель снова был удостоен этой литературной премии (за 3 и 4 тома Собрания сочинений в 5 томах), разделив ее на этот раз с Александром Куприным. Почти одновременно он стал самым молодым (39-летним) обладателем ученого звания «Почетный академик» Санкт-Петербургской Академии наук.
Развитие творческой деятельности
После революционных событий 1905 года господствующей темой в произведениях мастера пера вместо «реквиема» усадебной жизни стала драма исторической доли страны. Но он остался верен своему стилю и заветам большой литературы, отвергнув всякий авангард и модернизм, — по-прежнему писал реалистично, емко, поэтично отражая природу и раскрывая психологические тонкости характеров. К бесспорным шедеврам этого периода относятся «Деревня», «Суходол», где автор шокировал читателей ужасающими картинами крестьянской жизни без прикрас, а также рассказы, наполненные философским смыслом: «Хорошая жизнь», «Братья», « Иоанна Вептала», «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Грамматика любви».
В 1907 году писатель и его жена совершили свое заветное первое «путешествие», посетив Египет. Позже он с удовольствием много путешествовал по разным странам (Турция, Цейлон, Румыния, Италия, Сирия, Палестина). Коллеги-участники литературно-художественного кружка «Среда», членом которого он стал, даже дали ему прозвище «Непоседа». Впечатления от поездок нашли отражение в книге «Тень птицы», изданной в 1931 году в Париже.
Не жаловал большевиков и их лидеров, переворот воспринимал как начало гибели родного государства и как личную трагедию, запечатлев непрекращающийся террор в дневнике «Окаянные дни». В 1918 лет он уехал из Москвы, переехав в Одессу, а через два года был вынужден навсегда покинуть родину.
За границей
В 1920 году писатель поселился во Франции, проводя теплое время года на юго-востоке страны в средневековом городе Грассе, а зимние месяцы в Париже. Разлука с родным краем и душевные страдания парадоксальным образом положительно сказались на его творчестве.
В ссылке он написал десять новых книг, настоящих жемчужин мировой литературы. Среди них: «Иерихонская роза», в которую вошли стихи и проза, основанные на путешествиях на Восток, «Митина любовь» о юноше, погибшем от несчастной любви, «Солнечный удар», в котором описывалась страсть, возникшая как наваждение и вдохновение. Его короткие новеллы, вошедшие в сборник «Божье дерево», также стали уникальными произведениями.
«Митина любовь» — И. Бунин
В 1933 году писатель, достигший литературного Олимпа, получил премию Альфреда Нобеля. На выбор Комитета во многом повлияло появление его гениального произведения «Жизнь Арсеньева», где он лирично, смело и глубоко воссоздал свое прошлое и родину.
Во время Второй мировой войны писатель жил в Грассе, терпя финансовые трудности. Он не поддерживал идею определенной части русской эмиграции, готовой приветствовать нацистов, способных уничтожить большевизм; напротив, он приветствовал достижения советских вооруженных сил. В 1943 года вышел сборник рассказов «Темные аллеи» о мыслях, чувствах и любви, окрашенных грустью, признанный вершиной малой прозы писателя.
После войны писатель снова переехал в Париж, где получил предложение от главы советского посольства А. Богомолова, выехать в СССР. По словам К. Симонова, писатель очень хотел поехать, но возраст и привязанность к Франции остановили его.
Личная жизнь Ивана Бунина
Полудетской любовью писателя была Эмилия, юная гувернантка соседей. Описанию этого чувства он посвятил несколько глав в «Жизни Арсеньева». А его первой гражданской женой стала Варя Пащенко, дочь довольно состоятельного врача, выпускница Елецкой гимназии, корректор «Орловского вестника». Она завоевала 19-летний Иван с ее умом и красотой. Но девушке хотелось иметь рядом более состоятельного спутника жизни, и в 1894 году она ушла от него.
Следующая муза, гречанка Анна Цакни, дочь одесского владельца «Южного обозрения», познакомилась с писателем в 1898 году. Они поженились, но совместной жизни у молодых не получилось вне. Он хотел творить в Москве, а жена решила вернуться в родную Одессу. Когда она, уже беременная, уехала, писатель сильно настрадался. В 1900 у них родился сын Коленька, который умер в возрасте 5 лет от скарлатины.
Следующей избранницей писателя стала Вера Муромцева, высокообразованная красавица, племянница главы Государственной Думы. Молодые люди познакомились в Москве в 1906 году. Поскольку Цакни сначала не соглашался дать развод, они смогли пожениться только в 1922 году и прожили вместе 46 лет. Она называла мужа Яном, очень любила его и даже прощала измены.
Последней возлюбленной писателя была русская поэтесса Галина Кузнецова. Их бурный роман начался в 1926 году. Через год юная пассия ушла от мужа и стала жить в семье Буниных, эпатируя общество русских эмигрантов. Но в 1933 году она преподнесла окружающим очередной сюрприз – вступила в любовную связь с Маргаритой, сестрой философа и литературоведа Федора Степунова. В связи с таким поворотом событий писатель, по воспоминаниям современников, находился в состоянии абсолютного отчаяния.
В возрасте 84 лет писатель умер. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Иван Бунин родился в 1870 году в семье дворянина, бывшего офицера Алексея Бунина, разорившегося к тому времени. Из своего имения семья была вынуждена переехать в Орловскую область, где прошло детство писателя. В 1881 году поступил в Елецкую гимназию. Но получить образование не удается, после 4 класса Иван возвращается домой, так как у разорившихся родителей просто не хватает средств на его образование. Окончить весь курс гимназии дома помог старший брат Юлий, успевший окончить университет. Биография Бунина, человека, творца и созидателя, полна неожиданных событий и фактов. В 17 лет Иван опубликовал свои первые стихи. Вскоре Бунин переехал в Харьков к старшему брату, пошел работать корректором в газету «Орловский вестник». В ней он публикует свои рассказы, статьи и стихи.
В 1891 году вышел первый сборник стихов. Здесь молодой писатель знакомится с Варварой — родители девушки не хотели их брака, поэтому молодая пара тайно уезжает в Полтаву. Их отношения продлились до 1894 года и стали писать роман «Жизнь Арсеньева».
Биография Бунина удивительна, полна встреч и интересных знакомств. 1895 год становится переломным в жизни Ивана Алексеевича. Поездка в Москву и Петербург, знакомство с Чеховым, Брюсовым, Куприным, Короленко, первый успех в литературном обществе столицы. В 1899 Бунин женился на Анне Цакни, но этот брак был недолгим. 1900 г. — повесть «Антоновские яблоки», 1901 г. — сборник стихов «Листопад», 1902 г. — в издательстве «Знание» выходит сборник произведений. Автор — Иван Бунин. Биография уникальна. 1903 г. — присуждена Пушкинская премия! Писатель много путешествует: Италия, Франция, Константинополь, Кавказ. Лучшие его произведения – это истории любви. О любви, необычной, особенной, без счастливого конца. Как правило, это мимолетное случайное чувство, но такой глубины и силы, что ломает жизни и судьбы героев. И здесь сказывается непростая биография Бунина. Но его произведения не трагичны, они наполнены любовью, счастьем от того, что это великое чувство случилось в жизни.
В 1906 году на литературном вечере Иван Алексеевич познакомился с Верой Муромцевой,
тихой барышней с огромными глазами. И снова родители девушки были против их отношений. Вера училась на последнем курсе, писала диплом. Но она выбрала любовь. В апреле 1907 года Вера и Иван вместе отправляются в путешествие, на этот раз на восток. Для всех они стали мужем и женой. Но поженились они только в 1922 году во Франции.
За переводы Байрона, Теннисона, Мюссе в 1909 Бунин вновь получил Пушкинскую премию, стал почетным академиком Петербургской Академии наук. В 1910 году появился рассказ «Деревня», вызвавший много споров и сделавший автора популярным. Побывав у Горького в 1912-1914 гг. в Италии Бунин написал свой знаменитый рассказ «Джентльмен из Сан-Франциско».
Но Иван Алексеевич Бунин год не приветствовал. Биография писателя непроста. В 1920 году в семье он был принят на Западе как крупный русский писатель, стал главой Союза русских писателей и журналистов. Публикуются новые произведения: «Митина любовь», «Дело корнета Елагина», «Солнечный удар», «Божье дерево».
1933 — Биография Бунина снова удивляет. Он становится первым русским. К тому времени писатель очень популярен в Европе. Бунин был противником нацистского режима. В годы войны, несмотря на потери и лишения, он не опубликовал ни одной работы. Во время оккупации Франции он написал цикл ностальгических рассказов, но опубликовал их только в 1946 году. В последние годы жизни Иван Алексеевич не писал стихов. Но он начинает с теплотой относиться к Советскому Союзу, мечтает вернуться. Но его планы нарушила смерть. Бунин умер в 1953, как Сталин. И только через год его произведения стали издаваться в Союзе.
В этом материале мы кратко рассмотрим биографию Ивана Алексеевича Бунина: только самое главное в жизни известного русского писателя и поэта.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) — известный русский писатель и поэт, один из главных писателей русского зарубежья, лауреат Нобелевской премии по литературе.
10 (22) октября 1870 года в знатной, но в то же время бедной семье Буниных родился мальчик, которого назвали Иваном. Почти сразу после рождения семья переехала в имение в Орловской губернии, где и прошло детство Ивана.
Основы образования Иван получил дома. В 1881 году юный Бунин поступил в ближайшую гимназию Елецкую, но не смог ее окончить и вернулся в имение в 1886 году. В воспитании Ивану помогал его брат Юлий, который учился отлично и окончил университет как один из лучших в его потоке.
Вернувшись из гимназии, Иван Бунин усиленно увлекся литературой, и первые его стихи были опубликованы уже в 1888 году. Через год Иван переехал в Орел и устроился корректором в газету. Вскоре вышла первая книга с простым названием «Стихотворения», в которой, собственно, и были собраны стихи Ивана Бунина. Благодаря этому сборнику Иван получил известность, а его произведения были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» и «Листопад».
Иван Бунин увлекался не только стихами — он писал и прозу. Например, рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны». И это неспроста, ведь Иван был лично знаком с Горьким (Пешковым), Чеховым, Толстым и другими известными писателями того времени. Проза Ивана Бунина была опубликована в сборнике «Полное собрание сочинений» в 1915 году.
В 1909 году Бунин стал почетным академиком Академии наук в Петербурге.
Иван довольно критически отнесся к идее революции и уехал из России. Вся его дальнейшая жизнь состояла из путешествий — не только по разным странам, но и континентам. Однако это не мешало Бунину заниматься любимым делом. Наоборот, он написал свои лучшие произведения: «Митина любовь», «Солнечный удар», а также лучший роман «Жизнь Арсеньева», за который в 1933 года он получил Нобелевскую премию по литературе.
Перед смертью Бунин работал над литературным портретом Чехова, но часто болел и не мог его закончить. Иван Алексеевич Бунин скончался 8 ноября 1953 года и был похоронен в Париже.
Иван Алексеевич Бунин. Родился 10 (22) октября 1870 г. в Воронеже — умер 8 ноября 1953 г. в Париже. Русский писатель, поэт, почетный академик Петербургской Академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).
Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже. С 1867 года семья Буниных снимала квартиру в усадьбе Германовских (проспект Революции, 3), где родился и прожил первые три года жизни будущий писатель. Отец — Алексей Николаевич Бунин (1827—1906), в молодости был офицером, мать — Людмила Александровна Бунина (урожденная Чубарова; 1835—1910).
Позже семья переехала в имение Озерки в Орловской губернии (ныне Липецкая область). До 11 лет воспитывался дома, в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию, в 1886 году вернулся домой и продолжил образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики. В 17 лет он начал писать стихи, в 1887 году — его дебют в печати. В 1889 г.переехал в Орел и пошел работать корректором в местную газету «Орловский вестник». К этому времени завязываются его длительные отношения с сотрудницой этой газеты Варварой Пащенко, с которой, вопреки воле родственников, они переехали в Полтаву (1892 г.).
Сборники «Стихотворения» (Орел, 1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
«Была Россия, был великий дом, ломившийся от всего скарба, населенный могучим родом, созданный благодатными трудами многих и многих поколений, освященный поклонением Богу, памятью о былом и всем то, что называется культом и культурой. Что они с ним сделали? экономки полным разрушением буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всей той кошмарной кровавой балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы… Планетарный злодей, затененный знаменем с насмешливым призывом к свободе, братству, равенству, высоко сидел на шее русского «дикаря» попирал совесть, позор, любовь, милосердие. .. Выродок, моральный идиот от рождения, Ленин явил миру нечто чудовищное, удивительное, как раз в разгар своей деятельности он погубил величайшая страна в мире и убил миллионы людей, и среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?»
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года за «неукоснительное мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Вторую мировую войну (с октября 1939 по 1945 год) провел на арендованной вилле «Жаннет» в Грассе (департамент Приморские Альпы).
Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одним из главных деятелей Русского Зарубежья.
В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925) и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933) и цикл рассказов «Темные аллеи» (1938). -40). Эти произведения стали новым словом в творчестве Бунина и в русской литературе в целом. По словам К.