Великая княгиня Александра Петровна Романова, инокиня Анастасия
Лада Елецкая: Здравствуйте. Сегодня у нас в гостях Татьяна Александровна Трефилова, преподаватель истории санкт-петербургской благотворительности на курсах сестер милосердия. Совсем недавно в Николаевском дворце прошел вечер, посвященный великой княгине Александре Петровне, в монашестве Анастасии, основательнице Покровского Княгинина монастыря в Киеве и Покровской общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге. Об этом мы сейчас и поговорим с Татьяной Александровной. Итак, великая княгиня Александра Петровна. Она немка, но, насколько я знаю, родилась в Петербурге. Расскажите поподробнее, откуда, кто она, кто ее родители, как она появилась в Петербурге?
Татьяна Трефилова: Великая княгиня Александра Петровна родилась в центре Петербурга, на Дворцовой набережной, во дворце своих родителей. Известный в годы советской власти под названием Институт культуры имени Крупской раньше всей России и всему Петербургу был известен под другим названием. Это был дворец принцев Ольденбургских. Именно в семье принцев Ольденбургских 2 мая 1838 года родилась будущая великая княгиня Александра Петровна. По своему рождению она была лютеранкой. При крещении ей по традиции дали несколько имен – Александра Фредерика Вильгельмина. Отцом ее был принц Петр Георгиевич Ольденбургский, известный в России благотворитель. На Литейном проспекте стоял памятник ему около Мариинской больницы с надписью «Просвещенному благотворителю Петру Георгиевичу Ольденбургскому». Ее мать, принцесса Терезия Ольденбургская, была также известна своей благотворительной деятельностью. По ее инициативе была основана первая Свято-Троицкая община сестер милосердия в Санкт-Петербурге. Всей России были хорошо известны благотворительные заведения принцев Ольденбургских. Это была целая династия благотворителей. Детство великой княгини Александры Петровны прошло в доме ее родителей на Дворцовой набережной. Совсем маленькой девочкой будущая великая княгиня была свидетельницей того, как по инициативе ее матери создавалась Свято-Троицкая община сестер милосердия. Во дворце принцев Ольденбургских шили одежду и белье для сестер и больных. И шестилетняя Александра Фредерика Вильгельмина подавала работающим ножницы и материю, жалея о том, что пока еще не научилась шить. Она была свидетельницей того, как ее мать уходила на дежурство в больницу общины, где трудилась как простая сестра милосердия, и как уставшей возвращалась домой. Юной принцессе Ольденбургской было всего семнадцать лет, когда она стала невестой великого князя Николая Николаевича, третьего сына императора Николая Первого. Впоследствии он стал фельдмаршалом, и на Манежной площади в Петербурге был поставлен ему памятник.
Лада Елецкая: Это был брак по любви или чисто политический брак?
Татьяна Трефилова: Я думаю, что со стороны принцессы Ольденбургской это был брак по любви. Высокого роста, привлекательной наружности, он сразу понравился юной принцессе. И когда на одном из вечеров в Аничковом дворце он предложил ей руку, она ответила согласием. Еще до венчания юная принцесса Ольденбургская приняла Православие. Вот как пишет в своем дневнике Тютчева, фрейлина императрицы Александры Федоровны: «Сегодня, 26 декабря 1855 года, молодая принцесса Ольденбургская перешла в Православие. Она, по-видимому, понимала значение этого акта, который совершала, и казалась глубоко сосредоточенною. Она была одета в белое атласное платье и очень просто причесана». Выглядела она некрасивой, по мнению фрейлины, волнение дурно отражалось на ее лице, а это единственное, что в ней хорошо. Черты лица у нее грубоваты и очень неправильны, но выражение чистоты, искренности и мягкости привлекают к ней симпатии. Ее крестной матерью и наставницей в Православии стала игумения Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря матушка Феофания Готовцева. Венчание молодой четы состоялось в храме Спаса Нерукотворенного Образа в Зимнем Дворце. На венчании присутствовал император Александр Второй, родной брат жениха, и множество гостей. После венчания молодые жили в Зимнем Дворце, пока достраивали их дворец на Благовещенской площади. И вот в 1861 году молодая княжеская чета переехала в собственный великокняжеский дворец. Однако, несмотря на все внешнее благополучие, брак этот не был счастливым. Очень скоро обнаружилась разность характеров и интересов. Блестящая придворная жизнь не привлекала Александру Петровну. Она старалась избегать шумного общества и старалась присутствовать на балах и приемах только в случаях необходимости, чтобы не нарушать придворный этикет. Одевалась она очень скромно, что даже вызывало неудовольствие ее супруга. Она исповедовала совсем другие идеалы, непонятные и кажущиеся странными придворному обществу. Она принимала странников во дворце, много молилась. В первый же год супружеской жизни организовала в своей усадьбе Знаменка под Санкт-Петербургом медицинский пункт для крестьян. Во второй год супружеской жизни приступила к основанию Покровской общины сестер милосердия на окраине Васильевского острова. Александра Петровна часто посещала Новодевичий монастырь, навещая свою крестную мать, и была щедрой благотворительницей Новодевичьего монастыря. Она также посещала детские приюты и была попечительницей Совета детских приютов в ведомстве Учреждений императрицы Марии.
Лада Елецкая: У нее были дети?
Татьяна Трефилова: Да, у Александры Петровны было два сына, очень разные. Старший сын великий князь Николай Николаевич родился в 1856 году, когда Александре было всего восемнадцать лет. Он впоследствии стал военным, как и его отец. Он и внешне был очень похож на отца, был очень высокого роста. Перед революцией он был командующим Петербургского военного округа. А в Первую Мировую войну был Верховным Главнокомандующим Русской армии. А вот младший сын великий князь Георгий Николаевич был на восемь лет моложе своего брата и не был похож на него ни внешностью, ни характером. Он более походил на мать. Армейская служба не привлекала его. Он в жизни был тихим и скромным человеком, увлекался живописью и архитектурой. По его проекту был построен Смоленский скит на Валаамском монастыре, и был построен храм в честь Николая Чудотворца, в Покровском монастыре в Киеве, основанном его матерью. После рождения второго сына жизнь великокняжеской четы разладилась. Ее муж великий князь Николай Николаевич серьезно увлекся другой женщиной, которая имела яркую привлекательную наружность и была балериной. И это увлечение длилось всю жизнь. Неверность мужа – несчастье для любой женщины и для великой княгини тоже. Александра Петровна очень переживала, а тут еще случилась беда. Опрокинулась карета и она получила тяжелую травму позвоночника и в течение нескольких лет оказалась прикованной к постели. Это случилось в 1879 году, когда ей исполнился сорок один год. И вот, когда становится очевидно, что болезнь долгая и лечению не поддается, она принимает решение покинуть Санкт-Петербург. Сначала она отправляется в долгое морское путешествие-паломничество. Александра Петровна была у подножия Святой горы Афонской, беседовала со старцами и в этом находила большое утешение для себя. Она путешествовала в инвалидной коляске, и придворные сопровождали ее. А вот в 1881 году Александра Петровна поселилась в Киеве.
Лада Елецкая: А как она оказалась в Киеве? Из Петербурга сразу поехала в Киев?
Татьяна Трефилова: При выезде из Петербурга, где она почувствовала себя немножко лишней в этом роскошном великокняжеском дворце, когда муж был увлечен другой женщиной, и от этой женщины рождались дети, она принимает решение покинуть Петербург. Сыновья ее уже выросли. И вот после паломничества на Святую гору Афонскую она принимает решение поселиться в Киеве, который давно уже привлекал ее своими святынями и хорошим климатом. В Киеве она сначала жила в императорском Путевом дворце. Долгие годы она вынашивала план создания женского монастыря и больницы при нем. Она начала подыскивать место для монастыря, и ей предложили купить пустырь, поросший лесом, на окраине Киева. Место это ей понравилось, и она купила его для монастыря. Лишь потом она узнала пророчество. За семьдесят пять лет до основания монастыря, блаженный Феофил, Христа ради юродивый, иеросхимонах, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры, молился на этом месте и говорил, что оно свято, и что здесь будет монастырь и царственная жена будет его правительницей. Предсказание сбылось в точности. И на окраине Киева, на живописном откосе горы, постепенно вырастал городок Покровского монастыря, под личным наблюдением великой княгини. Эскизный проект соборного храма во имя святителя Николая составил ее младший сын великий князь Петр Николаевич. При монастыре постепенно сложилась целая система благотворительных заведений, куда входили: женская больница с отделением для детей, приют для неизлечимо больных женщин, детский приют с училищем для девочек-сирот, лечебница для приходящих больных, отделение для заразных больных, приют для вдов, желающих жить при монастыре, не принимая монашества, приют для слепых и инвалидов. Обязанности сестер милосердия в этом монастыре выполняли монахини и послушницы. Всех лечили бесплатно.
Лада Елецкая: Часто встречается такое мнение, что монастырь это место скорби. Это не место для больниц, школ, приютов, что в монастырь надо приходить только для того, чтобы молиться. Как относилась к этому Александра Петровна?
Татьяна Трефилова: Нужно сказать, что этот вопрос широко обсуждался в обществе в России девятнадцатого века, и в обществе, и в печати. Раздавались голоса, призывающие превратить монастыри в социальные учреждения по типу общин сестер милосердия. Другие же говорили о том, что Церковь должна отойти от всякого социального служения, и монахам и всем верующим необходимо углубляться в молитву. Великая княгиня Александра Петровна считала, что христианский подвиг, как птица, держится на двух крыльях – молитва и труд, что на одном крыле улететь невозможно. Она говорила, что больничное дело не только не отвлекает от молитвы, но и обязано совершаться с непрестанной молитвой, что молитва дарует духовные плоды, которые так необходимы в этом служении. Великая княгиня хотела, чтобы наши монастыри, сохраняя строгие отеческие заповеди, непременно были бы очагами благотворительности и просвещения во всех видах. И вот, в 1888 году произошло чудо. После девяти лет неподвижности великая княгиня получила исцеление, снова смогла ходить и служить людям. Она переехала жить в монастырь, занимая в нем всего лишь одну келью, и питалась пищею из трапезной. Если ей приносили лишнюю порцию, лишнее кушанье, то она требовала, чтобы было только то, что в братской трапезной. В 1889 году, через год после исцеления, она приняла монашеский постриг с именем Анастасии в честь святой Анастасии Узорешительницы, жившей в 4 веке. И с этого времени и до конца своей жизни великая княгиня не снимала с себя монашеского облачения, подражая в полной мере своей святой покровительнице и принося благодарность за исцеление. Простой народ, тысячами посещающий Киев для богомолья, разнес далеко сведения о больнице, устроенной великой княгиней. Покровский монастырь стали называть Княгининым монастырем, а его основательницу стали называть «матушка великая княгиня» или просто «великая матушка», хотя к ней как к великой княгине следовало обращаться «Ваше Императорское Высочество». И вот нужно сказать, что этот монастырь в Киеве посещали и члены Императорской фамилии. Этот монастырь посетил и Император Николай Второй с Императрицей Александрой Федоровной. Во время своего приезда в Киев, осматривая памятные места, Княгинин монастырь посетил и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Для содержания монастыря и больницы великой княгине Александре Петровне приходилось продавать свои великокняжеские драгоценности, вкладывая деньги в строительство и оборудование больницы. Она хотела продать и подарок Александра Второго к ее свадьбе, большой изумруд, но не нашла покупателя, так как стоимость была слишком велика. Узнавший об этом Александр Третий, который очень тепло относился к своей тете, не раз финансово поддерживал Александру Петровну в ее благотворительных делах.
Лада Елецкая: Кого принимали в больницу? Только православных или всех? Каково было отношение к больным людям?
Татьяна Трефилова: В больницу при Покровском монастыре принимали женщин всех национальностей и всех христианских вероисповеданий. В лечебнице для приходящих оказывали помощь и евреям и мусульманам. Все больные, поступающие в больницу, записывались в синодик великой княгини. Она о них молилась. Она полюбила долгие монастырские богослужения. Она сама нередко читала во время службы шестопсалмия, каноны и часы. Замечательно, что, по крови немка, по первоначальному вероисповеданию и воспитанию лютеранка, она так глубоко приняла русское Православие, что стала истинно русским человеком и православной монахиней. В последние годы своей жизни матушка великая княгиня переехала жить в больницу, занимая в ней всего лишь одну палату. Дверь она всегда оставляла приоткрытой и просила будить ее, если что-нибудь случится. Она говорила: «Меня шум никогда не беспокоит, меня будит тишина». Она так привыкла к больничному шуму, что, как только становилось тихо на отделении, она просыпалась и спрашивала, что случилось. Великая княгиня не брезговала никакой, даже самой грязной работой. Она сама мыла больных, дежурила у постели тяжело больных и умирающих. Для неграмотных больных сама писала письма их родственникам. Маленьких детей она брала к себе в келью и следила за тем, чтобы ребенок не повредил повязки. Она следила за питанием больных, за уборкой помещений, сопровождала больных на осмотры. По вечерам сама проводила обходы больных и к утру готовила отчеты врачам об их состоянии. Она записывала в особую тетрадь всех вновь поступивших, всех выписавшихся и умерших, молилась о них.
Рассказывают такой случай из жизни великой княгини Александры Петровны. В больнице Покровского монастыря умирала одна тяжело больная женщина, украинская крестьянка. Спасти ее было уже невозможно. Великая княгиня постоянно заходила к ней, ухаживала, ласкала ее, но однажды чем-то не угодила, и больная сказала: «Отчепись от менэ». И с этих пор матушка все больше стала угождать ей. Она говорила, что это единственный человек, который откровенен и бесцеремонен со мной. Ведь многие обращались к ней по-прежнему «Ваше Императорское Высочество», а тут «отчепись». Эту больную Александра Петровна до конца дней лелеяла, сама закрыла ей глаза после смерти, читала отходные молитвы и всегда поминала ее на своем молитвенном правиле.
Лада Елецкая: Но ведь сама Александра Петровна была очень тяжело больна. Что с ее здоровьем было? Смогла ли она излечиться после столького времени?
Татьяна Трефилова: Нужно сказать, что Великая княгиня Александра Петровна получила исцеление, да, после девяти лет полной неподвижности. Но исцеление это не было полным. Это исцеление позволило ей самостоятельно ходить и ухаживать за больными. И она служила больным, будучи и сама больной. После девяти лет неподвижности она испытывала сильные боли в ногах, постоянно их сама бинтовала. Она очень сострадала больным, так как сама много болела и перенесла две тяжелые операции. Такая подвижническая жизнь великой княгини Александры Петровны, ее жизнь в больнице, ее непрестанное служение больным продолжалась непрерывно в течение последних десяти лет ее жизни, когда она смогла ходить после тяжелой болезни. Такая жизнь продолжалась в течение десяти лет. В больнице Александра Петровна размещалась в палате рядом с больничной церковью, и окно этой палаты выходило в храм. Когда она уже не могла вставать, это окно открывали во время богослужения. Великая княгиня Александра Петровна жила больницей, жила в больнице, работала в больнице и умерла в ней. Она скончалась на третий день Святой Пасхи 13 апреля 1900 года. Перед кончиной к ней в Киев приехали ее сыновья и были с ней последние дни ее жизни. Великую княгиню Александру Петровну похоронили в монастыре у алтаря Покровской церкви под простым деревянным крестом с надписью «Сестра Анастасия». В Киеве ее имя известно.
Лада Елецкая: Александра Петровна пережила своего мужа. Интересно, насколько она его пережила. И как складывались их отношения, может быть, он помогал ей или больнице?
Татьяна Трефилова: Отмечено такое удивительное историческое совпадение, что великая княгиня Александра Петровна умерла ровно через девять лет в один день и даже в один час со своим мужем великим князем Николаем Николаевичем. И хотя с мужем они расстались, и с дозволения мужа она приняла монашество (потому что чтобы принять монашество, требовалось дозволение ее мужа и Государя Императора), и они не жили вместе, он поддерживал финансово и Покровскую общину сестер милосердия в Петербурге, и Покровский монастырь в Киеве.
Лада Елецкая: А сейчас какое отношение в Киеве к памяти Александры Петровны?
Татьяна Трефилова: Известно, что в Киеве ее почитают как местночтимую святую. И даже на иконе святых киевских жен она изображена как святая, среди других жен, в Киеве просиявших. А вот в Петербурге, где она прожила сорок лет своей жизни, имя Великой княгини известно не многим. Улицу у Покровской общины, названную в честь нее Княгининской, переименовали в Детскую. При входе в Николаевский дворец, в котором она прожила почти двадцать лет, висит мемориальная доска, но посвященная не ей, потому что в этом дворце однажды в 1919 году выступал Ленин. Перед зданием Покровской больницы, основанной ею, на Васильевском острове до сих пор стоит памятник Ленину, занимая то место, где мог бы стоять памятник Великой княгине Александре Петровне, в монашестве Анастасии, основательницы Покровской общины сестер милосердия. Но есть в нашем городе следы ее незримого присутствия. В Никольском соборе есть икона Божией Матери «Неопалимая Купина» с ее дарственной надписью, но понятна эта надпись не многим. На иконе «Неопалимая Купина», которая находится совсем рядом от входа налево недалеко от свечной лавки, небольшая металлическая табличка, на которой надпись «Императорскому училищу правоведения от недостойной дщери его незабвенного учредителя 5 апреля 1898 года». Не многие сейчас могут догадаться, что «недостойная дщерь» это великая княгиня Александра Петровна. Я думаю, что пришло, наконец, время восстановить светлую память великой княгини Александры Петровны в нашем городе и в наших сердцах.
Лада Елецкая: Спасибо Вам, Татьяна Александровна. Напомню, что Татьяна Александровна Трефилова, преподаватель истории Санкт-Петербургской благотворительности курсов сестер милосердия, рассказывала нам о великой княгине Александре Петровне, в монашестве Анастасии, основательнице Покровского Княгинина монастыря в Киеве, а также Покровской общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге.
Александра Николаевна, великая княгиня — Русский биографический словарь А.А. Половцова. Том 1
А.А. Половцов
Русский биографический словарь. Том 1
Александра Брячиславна, княгиняАлександра Павловна, великая княгиня
Скачать
Оригинал: pdf59Мб
Александра Николаевна, великая княгиня, принцесса Гессен-Кассельская, третья дочь императора Николая I и императрицы Александры Феодоровны, род. 12 июня 1825 года, умерла 29 июля 1844 года в Царском Селе. Редкая красота, живо напоминавшая как черты лица августейшей матери, так и покойной бабушки, прусской королевы Луизы, соединялась в великой княжне Александре Николаевне с необыкновенной даровитостью. Десяти лет она уже любила слушать Бетховенские сонаты и симфонии, а 13 исполняла классические пьесы с редким пониманием. С 12 лет во всех ее движениях и особенно в танцах начала сказываться пленительная грация, которой неизменно любовались император и императрица. Путешествуя в 1839 году за границей с августейшей матерью, великая княжна в письмах к своим сестрам красноречиво описывала посещаемые страны. «Я нахожусь в сердце Германии Нюрнберге, – писала она в одном письме, – и начинаю понимать величие Средних веков». В другом письме великая княжна восторженно отзывалась о красоте Альп: «Я не нахожу достаточно слов, чтобы выразить наслаждение и счастье видеть Альпы; они оказались еще величественнее и красивее, чем я представляла». По возвращении из-за границы у великой княжны обнаружился замечательный голос, диапазон которого достигал трех полных октав.
Энциклопедический словарь, сост. русскими учеными и литераторами, т. III; Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, т. I; A. Th. von Grimm, «Alexandra Feodorowna, Kaiserin von Russland», zweiter Band, sechstes Kapitel: «Die Grossfürstin Alexandra Nikolaewna»; Портреты великой княгини указаны у Ровинского в «Подробном словаре русских гравированных портретов», т. I, стр. 6–8.
Александра Брячиславна, княгиняАлександра Павловна, великая княгиня
Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. — Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 1. : Аарон — император Александр II. — 1896. — [4], 892, II c.
Кир Великий | Биография и факты
Cyrus II
Смотреть все медиа
- Год рождения:
- около 590 г. до н.э. или около 580 г. до н.э. СМИ Иран
- Умер:
- около 529 г. до н.э. Азия
- Должность/Офис:
- царь (550–529 до н. э.), Персия
- Учредитель:
- Ахеменидская династия
- Дом/Династия:
- Ахеменидская династия
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Почему Кир Великий был «великим»?
Кир Великий был основателем Ахеменидской империи. Его империя, простиравшаяся от Эгейского моря до реки Инд, была самой большой из когда-либо существовавших во времена его правления. Сайрус собрал свое королевство, сочетая завоевания и дипломатию, что свидетельствует о его навыках воина и государственного деятеля. Его репутация «великого», вероятно, была усилена степенью мифологизации его фигуры. Греческий историк Геродот записал одну из самых известных легенд о правителе в своем История .
Династия Ахеменидов
Узнайте больше о династии Ахеменидов.Как Кир Великий стал королем?
В исторически сомнительном рассказе Геродота о воспитании Кира Кир свергает своего деда Астиага и объединяет Мидийское царство последнего с унаследованным им персидским царством. Рассказ Геродота продолжается в узнаваемой мифической манере: царю Астиагу снится сон о том, что его внук Кир узурпирует его власть. Астиаг пытается предотвратить события сна, но вместо этого приводит их в действие. Альтернативные версии жизни Кира можно найти в других классических текстах, таких как работы греческих историков Ксенофонта и Ктесия, живших вскоре после Геродота.
Подробнее читайте ниже: Жизнь и легенда
Астиаг
Узнайте больше об Астиаге, деде Кира.Что завоевал Кир Великий?
Карьера Кира как полководца всерьез началась в 550 г. до н. э., когда он восстал против своего мидийского повелителя (и, по некоторым сведениям, своего деда), царя Астиага. Кир руководил другими мифологизированными кампаниями во время своего правления, такими как завоевание Лидии и Вавилонии. Описание последнего появляется в Библии: Кир — правитель, освободивший еврейский народ от вавилонских поработителей. Наши сведения о его правлении после этого момента расплывчаты, хотя вполне вероятно, что он умер во время походов на свои восточные границы.
Подробнее читайте ниже: Завоевания Кира
Вавилонский плен
Узнайте больше о вавилонском пленении еврейского народа.В каких древних источниках упоминается Кир Великий?
Греческий историк Геродот приводит наиболее известное описание жизни Кира в своей «Истории », работе, которая, вероятно, была настолько же вымыслом, насколько и фактом (если не больше). Более поздние античные писатели также принимали участие в прославлении Кира, жертвуя при этом исторической точностью. В 4 веке до нашей эры Ксенофонт написал биографию, в которой Кир изображен как идеальный правитель; Ктесий также писал о жизни Кира в 4 веке, предлагая отчет, который заметно отличается от рассказа Геродота. Кир также ненадолго появляется в Библии как правитель, освободивший еврейский народ из плена в Вавилонии.
Подробнее читайте ниже: Жизнь и легенда
Геродот
Подробнее о Геродоте.Как умер Кир Великий?
Мало что известно о последних годах жизни Сайруса, и существуют различные противоречивые истории о его смерти. Понятно, что он погиб во время похода на восточной границе своей империи, где-то у рек Оксус (Амударья) и Яксарт (Сырдарья). Геродот предлагает отчет о падении Кира, в котором королева группы кочевников, которую Кир пытается завоевать и чей сын Кир убил, поместила бестелесную голову Кира в мешок с человеческой кровью, чтобы «наполнить [его]».
Однако, по собственному признанию Геродота, это лишь одна из нескольких версий событий, с которыми он столкнулся.Подробнее читайте ниже: Завоевания Кира
Итоги
Прочтите краткий обзор этой темы
Кир Великий , также называемый Кир II , (родился 590–580 гг. до н.э., Мидия или Персида [ныне в Иране] — умер около 529 г., Азия), завоеватель, основавший Ахеменидскую империю с центром в Персии. и включает Ближний Восток от Эгейского моря на восток до реки Инд. Он также упоминается в легенде о Кире — впервые записанной Ксенофонтом, греческим солдатом и писателем, в его Киропедия — как терпимого и идеального монарха, которого древние персы называли отцом своего народа. В Библии он освободитель евреев, находившихся в плену в Вавилонии.
Жизнь и легенда
Кир родился между 590 и 580 г. до н.э. либо в Мидии, либо, что более вероятно, в Персиде, современной провинции Фарс в Иране.
Викторина «Британника»
Викторина «Любитель истории»
Вы знаете основные факты истории от и до. Но как насчет промежуточных деталей? Проверьте свои исторические способности и узнайте, соответствуете ли вы званию любителя истории.
Однако большинство ученых сходятся во мнении, что Кир Великий был как минимум вторым правителем Персии. Один клинописный текст на аккадском языке — языке Месопотамии (современный Ирак) в дохристианскую эпоху — утверждает, что он был
сын Камбиса, великий царь, царь Аншана, внук Кира, великий царь, царь Аншана, потомок Тейспа, великий царь, царь Аншана, из семьи, [которая] всегда [осуществляла] царскую власть.
В любом случае ясно, что Кир происходил из длинной династии правящих вождей.
Наиболее важным источником его жизни является греческий историк Геродот. Идеализированная биография Ксенофонта — это произведение в назидание грекам об идеальном правителе, а не исторический трактат. Однако это свидетельствует о высоком почете Кира не только у его собственного народа, персов, но и у греков и других народов. Геродот говорит, что персы называли Кира своим отцом, в то время как более поздние ахеменидские правители не пользовались таким уважением. Рассказ о детстве Кира, рассказанный Геродотом с отголосками у Ксенофонта, можно назвать легендой о Кире, поскольку он явно следует образцу народных верований о почти сверхчеловеческих качествах основателя династии. Подобные поверья существуют и об основателях более поздних династий на протяжении всей истории Ирана. Согласно легенде, Астиаг, царь мидийцев и повелитель персов, выдал свою дочь замуж за своего вассала в Персии, царевича по имени Камбиз. От этого брака родился Кир. Астиаг, увидев во сне, что младенец вырастет и свергнет его, приказал убить Кира. Однако его главный советник отдал ребенка на воспитание пастуху. Когда ему было 10 лет, Кир из-за своих выдающихся качеств был обнаружен Астиагом, который, несмотря на сон, уговорил оставить мальчика в живых. Кир, достигнув зрелого возраста в Персиде, восстал против своего деда по материнской линии и повелителя. Астиаг выступил против мятежников, но его армия покинула его и сдалась Киру в 550 г. до н. э.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Завоевания Кира
Узнайте о Кире Великом и Ахеменидской империи
Просмотреть все видео к этой статьеЗапад. Крез, царь Лидии в Малой Азии (Анатолия), расширил свои владения за счет мидийцев, когда услышал о падении Астиага, и Кир, как преемник мидийского царя, выступил против Лидии. Сарды , столица Лидии, были захвачены в 547 или 546 году, а Крез был либо убит, либо сожжен заживо, хотя, согласно другим источникам, он был взят в плен Киром и с ним хорошо обращались. Ионийские греческие города на побережье Эгейского моря, как вассалы лидийского царя, теперь стали подчиняться Киру, и большинство из них сдалось после непродолжительных осад. Позднее несколько восстаний в греческих городах были жестоко подавлены. Далее Кир обратился в Вавилонию, где недовольство народа правителем Набонидом дало ему повод для вторжения в низменности. Завоевание было быстрым, ибо даже жрецы Мардука, национального божества великой столицы Вавилона, отдалились от Набонида. В октябре 539 г.до н.э. величайший город древнего мира пал перед персами.
В Библии (например, Ездра 1:1–4) Кир известен тем, что освободил еврейских пленников в Вавилонии и позволил им вернуться на родину. Кир также был терпим к вавилонянам и другим. Он умиротворял местное население, поддерживая местные обычаи и даже принося жертвы местным божествам. Захват Вавилона отдал в руки Кира не только Месопотамию, но и Сирию и Палестину, ранее завоеванные вавилонянами. Правитель Киликии в Малой Азии стал союзником Кира, когда последний выступил против Креза, и Киликия сохранила особый статус в империи Кира. Таким образом, с помощью дипломатии и силы оружия он создал самую большую империю, известную до его времени.
Кажется, у Сайруса было несколько столиц. Одним из них был город Экбатана, современный Хамадан, бывшая столица Мидии, а другим была новая столица империи, Пасаргады, в Персиде, которая, как говорят, находилась на том месте, где Кир выиграл битву против Астиага. Сегодняшние руины, хоть и немногочисленные, вызывают у посетителей восхищение. Кир также оставил Вавилон в качестве зимней столицы.
Не персидский шовинист, Сайрус быстро учился у покоренных народов. Он не только примирил мидян, но и объединил их с персами в своего рода двойную монархию мидян и персов. Киру пришлось заимствовать традиции царствования у мидян, которые правили империей, когда персы были просто их вассалами. Мидянин, вероятно, был назначен советником ахеменидского царя в качестве своего рода главного министра; на более поздних рельефах в Персеполе, столице ахеменидских царей времен Дария, Мидянин часто изображается вместе с великим царем. Эламиты, коренные жители Персиды, также во многом были учителями персов, что можно увидеть, например, в эламитской одежде, которую носили персы, и в эламитских предметах, которые они несли на каменных барельефах в Персеполе. Похоже, что в правительстве и правлении также было мало нововведений, а скорее готовность брать взаймы в сочетании со способностью адаптировать то, что было заимствовано, к новой империи. Кир, несомненно, был ведущим гением в создании не только великой империи, но и в формировании ахеменидской культуры и цивилизации.
Мало что известно о семейной жизни Сайруса. У него было два сына, один из которых, Камбиз, унаследовал его; другой, Бардия (Смердис у греков), вероятно, был тайно казнен Камбизом после того, как стал правителем. У Кира была по крайней мере одна дочь Атосса (вышедшая замуж за своего брата Камбиса) и, возможно, еще две, но они не сыграли никакой роли в истории.
Когда Кир победил Астиага, он также унаследовал мидийские владения в восточном Иране, но ему пришлось вести большую войну, чтобы укрепить свое господство в этом регионе. После завоевания им Вавилонии он вновь повернул на восток, и Геродот рассказывает о его походе против кочевников, живших к востоку от Каспийского моря. По словам греческого историка, Киру сначала удалось победить правителя кочевников, называемого массагетами, женщину, и захватить ее сына. За самоубийство сына в плену его мать поклялась отомстить, победила и убила Кира. История Геродота может быть апокрифической, но завоевания Кира в Центральной Азии, вероятно, были подлинными, поскольку город в самой отдаленной Согдиане греки называли Кирешатой, или Кирополем, что, кажется, доказывает масштабы его восточных завоеваний.
Наследие Кира
Это свидетельство способностей основателя Ахеменидской империи, которая продолжала расширяться после его смерти и просуществовала более двух столетий. Но Кир был не только великим завоевателем и администратором; он занимал место в умах персидского народа, такое же, как Ромул и Рем в Риме или Моисей в сознании израильтян. Его сага во многих деталях повторяет истории героев и завоевателей из других уголков древнего мира. То, как младенца Кира отдали на воспитание пастуху, напоминает Моисея в камышах в Египте, а свержение его деда-тирана находит отголоски в других мифах и легендах. Нет сомнения, что сага о Кире возникла рано среди персов и была известна грекам. Чувства уважения или даже благоговения, с которыми персы относились к нему, передались грекам, и не случайно Ксенофонт выбрал Кира образцом правителя для уроков, которые он хотел преподать своим собратьям-грекам.
Короче говоря, фигура Кира сохранилась на протяжении всей истории как нечто большее, чем просто великий человек, основавший империю. Он стал воплощением великих качеств, ожидаемых от правителя в древности, и принял героические черты завоевателя, который был терпимым и великодушным, а также храбрым и смелым. Его личность, как ее видели греки, повлияла на них и на Александра Македонского, и, поскольку традиция была передана римлянами, можно считать, что она влияет на наше мышление даже сейчас. В 19 году71 января Иран отметил 2500-летие основания монархии Киром.
Ричард Н. ФрайАлександр Македонский [ushistory.org]
Древние цивилизации 1. Откуда мы знаем? а. Археологи и их артефакты b. Антропологи и их люди c. Историки и их время d. Географы и их пространство 2. Доисторические времена а. «Я люблю Люси» б. Еда, одежда и кров c. Страница прямо из истории d. Первые технологии: огонь и инструменты 3. Древний Египет а. Жизнь вдоль Нила b. Социальная структура Египта c. Династии d. Мумии e. Пирамиды f. Женщины Древнего Египта 4. Ранний Ближний Восток а. Жизнь в Шумере b. Вавилон ок. Кодекс Хаммурапи: око за око d. Ассирийцы: конница и завоевания e. Персидская империя f. Финикийцы: отплытие g. Евреи и страна молока и меда з. Рождение христианства I. Мухаммед и вера ислама 5. Древняя Греция а. Возникновение городов-государств: Афины и Спарта b. Рождение демократии c. Боги, богини и герои d. Греческая литература e. Искусство и архитектура f. Мыслители ж. Александр Македонский х. Олимпийские игры 6. Древний Рим а. Римская республика b. Юлий Цезарь ок. Pax Romana d. Жизнь народа e. Гладиаторы, колесницы и римские игры f. Падение Римской империи 7. Африка а. Королевство Гана b. Мали: культурный центр c. Бенин и его королевский двор d. Великий Зимбабве e. Жизнь в пустыне 8. Южная Азия: Индия и не только а. Ранняя цивилизация в долине Инда б. Кастовая система c. Возникновение индуизма d. Рождение и распространение буддизма e. Период Гупта в Индии 9. Китай а. Среднее царство b. Династия Шан — первая зарегистрированная история Китая ок. Династия Хань — Культурные высоты d. Династия Тан — Золотой век e. Даосизм и конфуцианство — древние философии 10. Япония: островное государство а. Японская религия и духовность b. Ранняя история и культура c. Феодальная Япония: эпоха воина d. Боевые искусства e. Жизнь в период Эдо 11. Империи Центральной и Южной Америки а. Кровь королей: мир майя b. Расшифровка глифов майя c. Империя инков: Дети Солнца d. Мир ацтеков e. Столкновение культур: Столкновение двух мировАлександр Македонский был настолько впечатлен использованием индейцами слонов в бою, что немедленно зачислил их в свою армию. Слоны были особенно эффективны против лошадей, которые часто в страхе убегали в присутствии огромных зверей.
Был ли Александр Македонский действительно великим?
Великий завоеватель, за 13 коротких лет он собрал самую большую империю во всем древнем мире — империю, простиравшуюся на 3000 миль. И сделал он это, не пользуясь современными технологиями и вооружением. В его время передвижение войск было в основном пешим, а общение осуществлялось лицом к лицу. Неплохо для парня, ставшего царем Македонии в 20 лет.
Многие достижения Александра стали возможными благодаря его отцу, Филиппу Македонскому. Македония, которая существовала примерно там, где сегодня находится современная страна Македония, была царством, расположенным географически к северу от греческих городов-государств.
В 338 г. до н. э. царь Македонии Филипп вторгся в греческие города-государства и завоевал их. Филипп воспользовался тем, что греческие города-государства были разделены многолетними склоками и распрями. Филиппу удалось сделать то, чего не удавалось за годы борьбы между городами-государствами. Он объединил Грецию.
Завоевание мира
Следующей целью Филиппа было победить древнего врага Греции на востоке: Персию. В течение многих лет огромная Персидская империя угрожала самому существованию греческого образа жизни. Но прежде чем он смог преследовать свою вторую цель, Филипп был убит.
На этой карте показана огромная империя Александра Македонского и путь, по которому он ее завоевал.
Когда его сын Александр взошел на трон в 336 г. до н. э., он поклялся завершить планы своего отца. В 334 г. до н. э. Александр вторгся в Персию, которая находилась за Эгейским морем в Малой Азии (современная Турция).
После трех изнурительных лет войн и трех решающих сражений Александр разбил персидские армии у реки Тигр и завоевал могущественную Персидскую империю, включая легендарный город Вавилон. Для многих греков эта победа стала моментом сладкой мести заклятому врагу.
(© John J. Popovic, 2000, 1stMuse.com)
Александр был выдающимся солдатом, который привел свою армию к завоеванию большей части известного мира.
В этот момент, в возрасте 25 лет, Александр правил обширной империей. Тем не менее его амбиции не были удовлетворены. Воюя с персами, Александр завоевал Египет и основал город в устье реки Нил. Этот город, который он назвал Александрией в честь себя, стал космополитическим, разнообразным, шумным центром торговли, искусства и идей.
Но Александр еще не закончил. Он продолжал свою кампанию, продвигаясь дальше на восток, пока не достиг Индии и реки Инд в 326 г. до н. э. В этот момент его измученные войска отказались от дальнейшего боя. Они сказали Александру, что по-настоящему великий лидер знает, когда пора прекратить борьбу.
Без поддержки своей армии у Александра не было другого выбора, кроме как повернуть назад и начать консолидацию и организацию своей обширной империи. По пути домой Александр умер от болезни в 323 г. до н. э.
Несмотря на то, что он был бесспорно опытным и уважаемым военачальником, окружающие опасались Александра Македонского из-за его паранойи и опасного характера.
Александр в ретроспективе
Наследие Александра Македонского далеко идущее и глубокое. Во-первых, его отец смог объединить греческие города-государства, а Александр навсегда разрушил Персидскую империю. Что еще более важно, завоевания Александра распространили греческую культуру, также известную как эллинизм, по всей его империи.
На самом деле правление Александра ознаменовало начало новой эры, известной как эллинистическая эпоха из-за мощного влияния, которое греческая культура оказала на других людей. Без амбиций Александра греческие идеи и культура вполне могли бы остаться ограниченными Грецией.
Многие историки видят Александра Македонского в ином свете. Хотя Александр был умным и красивым, у него была и темная сторона. Он обладал свирепым характером и время от времени самовольно убивал близких советников и даже друзей.