Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Фонетический разбор слова»
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме
«Фонетический разбор слова»
Подготовил учитель
русского языка и литературы
Матвеева Мария Викторовна
Цель урока: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по твердости — мягкости; глухости — звонкости в ходе фонетического разбора. Сформировать навык устного и письменного фонетического разбора. Проверить знания по фонетике и графике.
Тип урока: урок обобщения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор.
Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и организовать её достижение; самоанализ и самооценка.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: доска, учебник.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент:
Пусть сегодняшними подарками будут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места.
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семейных ценностях и традициях вашей семьи. ЭТА ТЕМА НЕИЧЕРПАЕМА. СЕМЬЯ –ЭТО САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ У человека
Семья это где… .
Любят тебя без особых причин
За то, что ты — внук, За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
2. Предлагаю наш урок начать с игры «Угадай звук». Вы слушаете аудиозапись и пытаетесь угадать, что это за звук.
Журчание ручья
Шум ветра
Пение птиц
Шум грома
Тысячи звуков окружают человека. Но окружают нас и особые звуки – звуки речи.
Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?(фонетика)
3. Посмотрите на доску и скажите, как представленная запись связана с фонетикой?
[фхарошэйсимйэхарошыйэдэтирастут]
Да, это затранскрибированное предложение. Расшифруйте его и запишите в тетради.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В чем особенность этого предложения? К какому жанру фольклора относится? Как вы понимаете эту пословицу?
Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, выполните транскрипцию этих слов
Счастье, терпение, дети, уважение
Найдите слово, где все согласные звонкие? (уважение)
Найдите слова, где все согласные мягкие?
А теперь давайте соберем два букета для нашей мамочки. В 1 букет входят цветы, в названиях которых буквы е е ю я обозначают 1 звук, во 2 – 2 звука
Подснежник, сирень, орхидея, фуксия, лилия, георгин, магнолия, гортензия
Молодцы, ребята! У вас получились замечательные букеты!!!
Изучение нового материала:
Ребята, для какого разбора нам понадобятся эти знания?
(Для фонетического разбора слова).
— Сформулируйте тему урока. «Фонетический разбор слова
— Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».
— Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?
(Научиться выполнять фонетический разбор слова).
Работа в группах
Перед вами такая задача. Вам необходимо составить алгоритм фонетического разбора. Работаем в группах
Напиши транскрипцию слова
Укажи количество слогов
Запиши в столбик буквы и звуки
Охарактеризуй каждый звук
Определи количество букв и звуков
— Давайте рассмотрим схему фонетического разбора в учебнике на с. 146
Записываем предложение и выполним фонетический разбор
В семье самый важный винт – это любовь. А.П.Чехов
ЛЮБОВЬ – ЛЮ-БОВЬ (2 слога, второй слог ударный)
[Л’УБОФ’]
л- [л’] – согл., звонк., непарн; мягк.,парн.[л]
у- [у] – гласн., безуд.
б- [б] – согл., звонк., парн.[п]; тверд., парн.[б’]
о- [о] – глас., ударн.
в- [ф’] – согл., глух., парн.[в]; мягк., парн.[ф].
ь- [-]__________
6б., 5зв.
Физминутка. (С помощью звукотерапия-этих простых упражнений можно улучшать свое здоровье.)
1. Звук «ш» — расслабляет тело, снимает напряжение («Змея»).
2. Самый расслабляющий звук — «с». Представить себя на берег)’ моря. Закрыть глаза. Слышите, как набегает волна. Произнести звук «сссс»
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зелёный жук
Ж – ж – ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш – ш — ш
И опять настала тишь.
Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:
–звук «И» – прочищает нос, лечит глаза;
–звук «У» – укрепляет горло и голосовые связки;
–звуки «В», «Н», «М», «Э» – улучшают работу головного мозга;
–звуки «Ц», «К», «Щ», «И» – лечат уши;
–звуки «У», «Ы», «X», «Ч» – улучшают дыхание;
–звуки «О», «А», «С», «М», «И» – лечат заболевания сердца. Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые «мантры». В частности, созвучие:
–»ОМ» – снижает кровяное давление;
–»АЙ», «ПА» – снимают боли в сердце;
–»АП», «АМ», «АТ», «ИТ», «УТ» – исправляют речь.
Звук «ш» — расслабляет тело, снимает напряжение («Змея»).
2. Самый расслабляющий звук — «с». Представить себя на берег)’ моря. Закрыть глаза. Слышите, как набегает волна. Произнести звук «сссс»
3. Звук «в» — при насморке. – в — в — в
4. Произнесем звук, который не у всех сразу получается — «р — р — р».
— делайте это упражнение в конце дня, чтобы снять усталость. Вот злится лев, напрягся всем телом «ар — р — р — р».
5. Звук «н» — положить руку на макушку головы и очень высоким голосом произносить «н». Это помогает снимать головную и зубную боль.
6. Низкий звук «м — м — м — м» — мычит корова. Если его произносить после еды, то лучше усваивается пища. Кроме того, м — особый звук. С него начинается слово «мама».
С помощью этих простых упражнений можно улучшать свое здоровье.
Тренировочные упражнения:
Давайте выполним фонетический разбор слов. За основу возьмем этот текст. Всегда,счасье,семья
Сначала его прочитаем.
Ребята, а вы согласны с этим утверждением?
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегдасвоих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержкунайдем,
Пусть будет всегда полной чашей наш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья– это главное! Через года
Сумеем мы счастьесвоё пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Закрепление темы: Для закрепления пройденного материала по теме «Фонетика» предлагаю выполнить следующую работу
Работа в паре
1.Расставьте слова в алфавитном порядке. Запишите их в тетрадь. (Доброта, доверие, дружба, забота, любовь, понимание, согласие, уважение).
2. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв. Докажите свой ответ.
(понимание, уважение, согласие)
3. Выписать слово, в котором звуков меньше, чем букв. Докажите свой ответ
(Любовь – [Л’уБОФ’] – 6б. 5зв.
4.Подчеркните слова, в которых буквы е, е, ю, я обозначают два звука.
Итоги урока
Рефлексия
Итак, ребята, наш урок заканчивается.
Чему мы научились на уроке
Достигли ли мы цели, которую ставили
Принцип Микрофон
На уроке я работал…
Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
За урок я…
Мое настроение…
Я научился…
12. Домашнее задание:
1.сделать фонетический разбор слов: дружба, забота, доброта
2.сделать фонетический разбор слов: семья, доверие, уважение
3.написать рассказ на тему: «Семейные ценности» и сделать фонетический разбор слова понимание
13.Перед вами цифра 5. Вы должны ее разукрасить под цвет своего настроения.
Пусть ваша жизнь течёт рекою,
В пути не знающей преград!
И пусть над вашею семьёю
Лишь три созвездия горят:
Одно созвездие – Любви.
Другое – Верности и Счастья,
А третье – просто Доброты.
Пусть над семьёй они искрятся,
Чтобы исполнились мечты!
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегдасвоих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержкунайдем,
Пусть будет всегда полной чашей наш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья– это главное! Через года
Сумеем мы счастьесвоё пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Использование словообразования для обучения фонетике
Словообразование является критически важным занятием по фонетике. Учащиеся будут развивать навыки понимания слов, изучая и играя со звуками букв, чтобы составлять слова. Обязательно загрузите карточки для построения букв и задания по построению слов в этом посте.
Что мне нравится в преподавании, так это то, что всегда есть возможность учиться, расти и становиться лучше. В прошлом году я провел много времени, читая работы Уайли Блевинса. Я так много узнал об обучении фонетике и пришел к выводу, что некоторые аспекты того, как я преподавал фонетику, теперь я хотел бы изменить и улучшить.
Один из моих главных выводов из книги Блевинса «Свежий взгляд на фонетику» заключается в важности предоставления студентам множества возможностей для повторения и повторения, чтобы убедиться, что они действительно овладевают навыками, которым мы учим!
Я понял, что в своем собственном обучении (и я признаюсь!) я был виновен в том, что знакомил своих учеников с фоническим навыком, проводил их через еженедельную программу изучения слов, а затем переходил к следующему навыку на следующей неделе. Боюсь, я не давал им достаточно практики, чтобы гарантировать мастерство.
Даже если вы знаете, что вам нужно обеспечить эту дополнительную практику, может быть проблемой придумать действия, которые эффективно удовлетворят ваши потребности. В своей книге «Фоника от А до Я» Уайли Блевинс предлагает использовать сортировку слов и упражнения по построению слов, чтобы позволить учащимся исследовать и играть со звуками букв.
В моем последнем сообщении в блоге я рассказал все о типах слов, поэтому сегодня я рад предоставить вам информацию о занятиях по построению слов и поделиться некоторыми ресурсами, которые помогут вам начать работу с этими важными процедурами.
Что такое словесные упражнения?При составлении слов учащимся дается набор карточек с буквами, и их просят составить ряд слов в заданной последовательности. Обычно каждое новое слово отличается только на одно звукописание от предыдущего слова. Например, учащиеся могут последовательно построить следующие слова: сат, шляпа, хоп, швабра . Каждое новое слово отличается от предыдущего только на одно звукописание.
Существует два типа занятий по словообразованию, каждое из которых имеет свою учебную цель.
- Составление слов: смешивание фокуса В этом типе построения слов учащихся просят составить слово, например cat . Затем их попросят заменить букву c на s и прочитать образовавшееся новое слово. Цель здесь состоит в том, чтобы они смешали или произнесли новое слово. Вы можете включить много слов в новый целевой фонический навык, а также включить ранее изученные навыки.
- Составление слов: Фокус распознавания слов В этом примере учащихся просят составить такое слово, как кот, , а затем изменить его на шляпа. Это требует гораздо больше размышлений, чем работа, ориентированная на смешивание. Студенты должны подумать о том, чем отличаются два слова и какой звук нужно изменить, чтобы образовать новый.
Оба этих словарных задания можно выполнять с одним и тем же набором слов, поэтому включение обоих в вашу неделю дает вашим ученикам хорошую практику и экономит ваше время на планирование!
Процедуры построения слов
Процедура построения слов проста! Во-первых, представляет задачу, назвав ее и объяснив цель.
Далее, МОДЕЛЬ! Поместите карточки с буквами в карманную тележку, чтобы сформировать первое слово, которое вы строите. Модель озвучивает слово. Когда вы создаете новые слова, не забудьте включить новое целевое произношение, а также слова с повторным произношением. Используйте минимальные контрасты, чтобы учащиеся полностью проанализировали слова и заметили их уникальные различия. Например, сб/шляпа, швабра/карта, безумный/сделано, раскладушка/пальто.
Загрузите набор этих карточек с большими буквами для карманной карты здесь!
Наконец, предоставьте возможности для управляемой и независимой практики. Продолжайте менять одну или несколько букв в слове и попросите учащихся хором смешать образовавшееся новое слово.
Перед уроком обязательно подготовьте список слов, чтобы не отставать от ранее изученных навыков концентрации и повторения.
Если вы работаете над пониманием слов (вместо смешивания), скажите учащимся, какое слово будет следующим в последовательности, и попросите их составить его самостоятельно. Дав им время, составьте новое слово на карманной таблице и смоделируйте свои мысли вслух.
Если у вас достаточно хорошо развита система словообразования и сортировки слов, то увлекательным упражнением для дальнейшего развития восприятия слов является «Лестница слов».
Словесные лестницы — это веселое и сложное словесное задание для учащихся, которое можно использовать ближе к концу недели, когда они познакомятся со словосочетанием. Поскольку словесные лестницы обеспечивают самопроверку, они идеально подходят для использования в независимом центре обучения грамоте.
Сегодня я очень рада поделиться с вами моими собственными занятиями по акустическому словообразованию! Эти задания DIFFERENTIATED доступны как для печати, так и в цифровом виде, поэтому вы можете использовать их в классе или для дистанционного обучения с помощью Google Classroom & Seesaw!
Учащиеся будут слушать указания АУДИО (искренне ваш!) и затем составлять слова в заданной последовательности. Каждое новое слово отличается только на один звук от предыдущего слова. Учащиеся нажимают кнопку аудио, чтобы услышать, как я произношу слово для построения, смешиваю фонемы слова, повторяю слово и использую его в предложении для расширения словарного запаса.
Этот ресурс включает в себя:
- 31 Учительные уроки построения слов, направленные учителями
- 31 образец:
- Короткие гласные (CVC) Слова
- Диграфы
- Смеси
- Долгие гласные
- Дифтонги
- R-управляемые гласные
- Сложные гласные
Начните прямо сейчас, загрузив БЕСПЛАТНЫЕ задания по построению слов по фонетике здесь:
Этот ресурс включает в себя как печатных , так и цифровых лестниц слов , которые требуют от учащихся критического мышления, чтобы понять, какое слово нужно построить, используя буквенные или графические подсказки для поддержки! Студенты заменят только одну букву, чтобы построить новое слово.
В этот ресурс включены 42 словесных задания — этого хватит на весь год!
Included Phonics Patterns:
- CVC Words
- Digraphs
- Blends
- Long Vowels
- Diphthongs
- R-Controlled Vowels
- Complex Vowels
Both of the Phonics Word Building activities and the Word Ladders предоставить студентам явную и систематическую практику. Все действия в обоих ресурсах основаны на рекомендованном Уайли Блевинсом объеме и последовательности для учащихся K-2. Вы можете быть уверены, что они подходят для развития и обеспечивают учащимся строительные леса, необходимые для мастерства.
ЛЕГКО ПОДГОТОВИТЬ И УПРАВЛЯТЬ!Одна из основных ловушек с некоторыми типами слов заключается в том, что для них часто требуется много маленьких кусочков бумаги, букв или карточек со словами. Их подготовка, распространение и сбор могут занять много времени!
Но НЕ эти действия! Печатные части требуют очень мало сокращений для студентов. НЕТ ВРЕМЕНИ, потраченного на материалы!
Цифровые версии были ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЗАГРУЖЕНЫ для вас. Одним щелчком мыши вы добавляете их в свою библиотеку Seesaw или на Google Диск, а затем можете назначать их своим ученикам для дистанционного обучения или отдельных центров!
Еще один БОНУС заключается в том, что структура каждого действия в обоих этих ресурсах остается одинаковой. Это избавляет вас от необходимости объяснять и моделировать каждый раз, когда вы его назначаете! После того, как ваши учащиеся успешно завершат один из них, вы можете быть уверены, что они смогут самостоятельно работать с остальными в любом темпе, который вы им назначите!
Я надеюсь, что занятия по звукообразованию и словесные лестницы, которыми я поделился сегодня, помогут вам предоставить вашим ученикам содержательную практику, которая поможет им развить понимание слов и овладеть навыками фонетики!
– ПИН-код для ПОЗЖЕ –
-SHOP THIS POST-
Как научить детей произносить трехбуквенные слова (слова CVC) курортный сезон начался! Мой класс начал разучивать песни для нашего музыкального спектакля «Пряничный человечек», который мы любим делать, и хотя мы работаем над ним всего неделю, дети уже звучат как знатоки большинства песен! Я начала готовить некоторые из своих праздничных проектов и даже начала думать о том, что я могла бы подарить своим родителям-волонтерам! Но об этом я расскажу на следующей неделе.
А пока я хочу рассказать вам о новом способе проведения урока, который, кажется, очень хорошо работает для моего класса, по крайней мере, в области произнесения слов CVC.
Сопоставление слов и изображений CVC1. Как научить детей произносить слова CVC вслух
В моем округе всех учителей отправили на тренинги по написанию «Планов уроков с прямой инструкцией, совместимых с мозгом». Название компании, которая предоставляет нам эти внутренние услуги, — RISE, которая недавно отделилась от другой компании, известной как TESS. Несмотря на то, что просмотр этих внутренних услуг занимает много времени и может показаться утомительным, хорошая вещь, которую они заставляют вас делать, — это сосредоточиться на создании анализ задач для каждого урока. То есть формат заставляет вас сконцентрироваться на том, чтобы разбить каждый навык на мельчайшие шаги для детей и обучать их этому шаг за шагом.
При этом я решил поделиться с вами сегодня уроком, который я придумал, чтобы научить детей произносить слова! Я думаю, что все прошло очень хорошо, и мои ученики на самом деле становятся очень опытными в этом! Я действительно очень горжусь ими, так как многие из них, кажется, действительно довольно хорошо осваивают этот новый навык без особых проблем.
Карточки взяты из моей книги CVC. Конечно, мы определенно потратили очень много времени на то, чтобы заложить основу фонематического восприятия, чтобы подготовить их к этому важному шагу — озвучиванию и чтению слов. Этот фундамент необходим для успеха этого урока, потому что он закладывает основу для навыка, который они пытаются освоить. Эти базовые занятия включали в себя обучение сочетанию начала и паузы, например, /mmmm/ /at/ = mat. Мы также работали над смешиванием трех звуков (без букв, на которые нужно смотреть — только звуки!), таких как /s/ /a/ /t/. Эти занятия закладывают основу, чтобы помочь детям подготовиться к произношению слов, глядя на буквы и произнося звуки, которые они видят, а не просто смешивая звуки вместе, которые говорят другие. Конечно, когда вы добавляете стресс, когда ребенок сам произносит буквы, это еще больше нагружает рабочую память, так что
Дети должны сформулировать вышеприведенную «Большую идею».1. Скажите, как звучит буква.
2. Растяните звуки.
3. Смешайте звуки вместе. (Произнесите их немного быстрее.)
4. Произнесите слово.Неудивительно, что дети справились с заданием гораздо лучше, когда я давала каждому шагу движение!
По моему мнению и моему опыту, движение всегда помогает детям лучше учиться. Поэтому, когда они говорили, что буква звучит, многие из них делали сигналы Zoo-Phonics. Затем мы развели руки, чтобы растянуть звуки. Мы разводили руки в стороны, когда смешивали их вместе, а затем я заставил их вытянуть руки перед собой, когда они сказали последнее слово. Чем больше мы это делали, тем лучше у детей получалось, и тем быстрее у них получалось! Если вы хотите увидеть короткий видеоклип о том, как я учу свой класс делать это с помощью движений, я разместил его на своей странице HeidiSongs в Facebook! Кликните сюда.После того, как мы произнесли все слова, мы сопоставили картинки на карточках из книги CVC с правильными словами. Позже, в качестве самостоятельной практики, мы сделали один из рабочих листов CVC из этого семейства слов из той же книги.
Мне было интересно наблюдать, как некоторые дети, когда их просили прочитать слово, опускали шаги или сокращали их до одного-двух шагов почти сразу, в то время как другие придерживались всех четырех шагов все время, пока мы практиковались. ! Я позволил каждому ребенку решить, сколько шагов ему или ей нужно, чтобы правильно прочитать слово. Единственное, на чем я настаивал, это на том, чтобы каждый ребенок назвал мне все звуки букв, которые он или она увидел первыми, потому что, если они начнут с неправильного звука, то они не будут правильно читать слово. Кроме того, если ребенок колебался или просто беспомощно стоял и говорил, что он или она не знает, что делать, я настаивал, чтобы он или она начали с самого начала и прошли каждый шаг, чтобы прийти к ответу.
На уроке, совместимом с мозгом «RISE», они рекомендуют формат обучения, который они называют «Model Sandwich». В модельном сэндвиче учитель сначала моделирует навык, затем обучает шагам, а затем снова моделирует навык. Итак, следуя этому формату, я смоделировал произношение одного слова CVC. Затем я прочитала детям шаги и научила их распознавать значки-картинки, которые шли с каждым из них, поскольку они, конечно же, не умеют читать! Таким образом, графические подсказки к шагам очень важны для того, чтобы этот метод обучения работал для тех, кто не умеет читать. Наконец, я снова смоделировал произнесение слова CVC. Это формирует модельный сэндвич: модель, обучение шагам, модель.
Это модель сэндвич-диаграммы!Еще одна вещь, которую я сделал, чтобы помочь им в обучении, это обучил их песням с смешиванием звуков с моего компакт-диска/DVD с песнями для смешивания звуков для семейств слов. Эти песни ДЕЙСТВИТЕЛЬНО помогают им научиться произносить слова! Я заметил это совсем немного, когда попросил их сказать мне, какие шаги были в конце урока. Больше детей рассказывали мне шаги так, как они были сформулированы в песне, чем так, как они были сформулированы на моем уроке, LOL! Я думаю, это довольно удивительно, что почти ВСЕ мои дети теперь могут произносить и читать четыре слова, которые мы произносим в песне, а именно «ан», «фургон», «фанат» и «ран». Я думаю, что это действительно здорово! Проверьте это ниже.
А вот как сейчас выглядит DVD Word Families!
Кажется, школьные округа стали довольно распространенным требованием, чтобы учителя публиковали цели обучения, над которыми дети работают в своих классах, и готовили детей к тому, чтобы они могли рассказать, в чем заключается эта цель, если они будут спросил. Однако предполагается, что на уроке RISE дети должны быть в состоянии сформулировать как «большую идею» урока (основную идею того, чему вы учите), так и цель. По общему признанию, это может быть немного сложно различить и сформулировать даже учителям! Поэтому, чтобы помочь в этом, я решил разместить «Большую идею» на своей карманной карте вместе с шагами, и пусть дети прочитают ее вместе со мной. (Я полагал, что это, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, поможет МНЕ вспомнить, что это было, LOL!) Дети должны начинать и заканчивать урок, повторяя как цель обучения, Большую идею, так и шаги. Итак, вот цель обучения в сравнении с основной идеей этого урока, изложенная в понятных для детей терминах, как того требует наша администрация:
На фотографии вы можете увидеть мою ежедневную «Доску задач», где я размещаю информацию о том, над чем мы работаем, в понятной для детей форме. Я также стараюсь включать рисунок, так как большинство детей в детском саду не могут его ПРОЧИТАТЬ.Цель обучения: «Сегодня мы будем учиться произносить слова вслух».
Большая идея: «Озвучивание слов — это произнесение звуков букв, которые вы видите, а затем их смешивание в слово».
Этот рабочий лист CVC является примером листа из книги CVC.
Я действительно не знаю, сколько маленькие дети получают от попыток повторить эти вещи, но я решил, что я мог бы также попытаться посмотреть на светлую сторону: это не плохой вызов, чтобы дать тем, у кого есть языковые навыки, чтобы попробовать! Для самых маленьких с очень ограниченными языковыми навыками, таких как мои ученики, изучающие английский язык, мои ученики, которые имеют право на речевые услуги, или даже те, кто немного незрел, эта задача кажется совершенно загадочной! Возможно, со временем у них это станет лучше.