Умственно отсталая семья: Что такое умственная отсталость?

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость – это задержка в развитии психики, которая проявляется в виде нарушения интеллекта и ведет к социальной дезадаптации. В отличие от других психических расстройств, например, депрессии или аутизма, это заболевание настолько тяжелое, что в психиатрии его называют “болезнью”. Умственная отсталость может быть как врожденной, так и приобретенной.

Симптомы умственной отсталости

Умственная отсталость в основном проявляется в нарушении интеллекта и, как следствие, в отсутствии или ухудшении функционирования в социуме. Чем легче форма умственной отсталости, тем менее нарушены когнитивные функции ребенка и тем более он самостоятелен и может адекватнее общаться с другими людьми. При глубокой умственной отсталости человек даже во взрослом возрасте может ходить в памперсах, его речь так и не разовьется и есть он сможет только при помощи других. Такие люди всегда должны находиться под постоянным присмотром специалистов и сопровождающих.

Дети со всеми формами умственной отсталости, кроме пограничной, содержатся в специальных заведениях. На Западе это хостелы или интернаты, в которых за ними следят и стараются по возможности развивать их интеллект. Но у каждого такого ребенка есть свой “потолок”, выше которого когнитивные функции развить уже нельзя. Чем глубже умственная отсталость и чем позже начать развивать ребенка, тем меньше возможностей развития. Если ребенок с глубокой умственной отсталостью хотя бы не дерется и не кусается – это уже большое достижение.

Чем глубже умственная отсталость, тем серьезнее физиологические нарушения, и тем больше такие дети и взрослые страдают различными физическим заболеваниями.

В ряде случаев, ориентируясь на определенные признаки и симптомы, умственную отсталость можно спутать с аутизмом. При этом отличие больных с умственной отсталостью от страдающих РАС в том, что первые всегда общительны и идут на контакт. Однако этот контакт не соответствует общепринятым нормам.

Очень часто в первую очередь умственно отсталых детей учат правилу “вытянутой руки”: никто не имеет права приближаться к ним ближе расстояния, равного вытянутой руке. Кроме, например, мамы или медсестры и врача. Такие дети настолько не чувствуют границ в общении с другими, что этим могут воспользоваться люди с плохими намерениями, и например, совершить над ними насильственные действия. Такой ребенок может подойти к совершенно незнакомому взрослому человеку, сесть к нему на колени, поцеловать его и обнять.

Читайте также

Мифы об аутизме  

При легкой или пограничной степени умственной отсталости внешние физические изменения не всегда очевидны, но уже при средней и глубокой форме можно заметить дисморфизм – нарушение симметрии тела и лица. Чем глубже умственная отсталость, тем серьезнее физиологические нарушения, и тем больше такие дети и взрослые страдают различными физическим заболеваниями.

Одна из основных причин возникновения умственной отсталости – это генетические мутации. Есть предположение, что они оказывают влияние и на физиологию, и на интеллект человека. Физиологические нарушения начинают наиболее выраженно проявляться в подростковом возрасте – одна за другой у ребенка появляются болезни. У таких людей очень часто неправильно растут зубы, снижен иммунитет и часто возникают простудные заболевания. Чем старше становится человек, страдающий умственной отсталостью, тем больше он болеет. Также есть предположение, что дело не только в генетике, но и в нарушении развития плода при беременности. У будущей матери может родиться ребенок с умственной отсталостью, в особенности, если во время беременности она курила, употребляла алкоголь или наркотики.


Диагностика умственной отсталости

Учитывая определенные внешние признаки, свойственные пациентам с умственной отсталостью, в некоторых случаях специалист может довольно быстро определить, есть ли у человека это заболевание. Диагностировать эту болезнь можно в первые два года жизни, кроме, пожалуй, пограничного уровня умственной отсталости – на данном этапе заболевание обнаружить немного сложнее. Умственную отсталость часто путают с расстройствами аутистического спектра, так как аутизм в ряде случаев сопровождается задержкой в развитии когнитивных функций. До 9-10 лет диагностика происходит с помощью различных клинических наблюдений, а после этого возраста – уже можно определить заболевание по шкале IQ. В соответствии с этой шкалой, уровень IQ от 0 до 70 определяет разные степени умственной отсталости: пограничную, легкую, среднюю и тяжелую.

Специалисты выявляют у ребенка умственную отсталость по тестам и методикам, которые ребенок должен уметь выполнять в определенном возрасте, например, строить башню из трех кубиков или интересоваться играми.

Чаще всего умственную отсталость диагностируют именно в детстве. Во взрослом возрасте ее могут выявить только в том случае, если до этого момента человек не находился в социуме и его не показывали врачу. Были случаи, когда людей, проживших много лет в джунглях, привозили на диагностику и выявляли у них умственную отсталость в возрасте 30 лет. При некоторых видах генетических заболеваний это расстройство можно диагностировать и до рождения при помощи проверки околоплодных вод у матери.

Читайте также

Чем синдром Аспергера отличается от аутизма?  

Для диагностики этого заболевания используется специальный набор психологических тестов. Когда психиатр или невролог видит признаки умственной отсталости и ставит общий диагноз, он направляет пациента на психологическую проверку для окончательной постановки диагноза. Только после окончательного диагноза, поставленного психиатром и психологом, пациенту могут дать инвалидность.

Специалисты выявляют у ребенка умственную отсталость по тестам и методикам, которые ребенок должен уметь выполнять в определенном возрасте, например, строить башню из трех кубиков или интересоваться играми. Если ребенок не справляется с заданиями тестов по диагностике умственной отсталости в определенном возрасте, но при этом всегда идет на контакт с другими детьми, что исключает РАС, ему ставят диагноз «умственная отсталость». После этого специалисты начинают наблюдать за ребенком и вести его лечение.


Лечение умственной отсталости

Лечение, а точнее, коррекция умственной отсталости заключается в том, чтобы как можно раньше начать развивать когнитивные функции ребенка и как можно выше поднять его показатели IQ. Способы развития когнитивных функций у детей с умственной отсталостью очень похожи на работу с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра. При аутизме коррекция в основном направлена на улучшение навыков взаимодействия в социуме, а у умственно отсталых детей – на развитие когнитивных функций и как можно более близкое к норме функционирование в обществе. С ними работают логопеды, эрготерапевты, ABA-терапевты.

Самое главное в коррекции умственной отсталости – не пропустить так называемые “окна развития”, когда только до определенного возраста можно развить конкретные когнитивные функции – чтение, письмо, речь,

Каждый из специалистов ставит перед собой задачу по развитию определенных функций: счета, чтения, письма, речи, ежедневного поведения дома, в школе, в садике. Например, на определенном этапе лечения целью может быть возможность самостоятельно ходить в туалет, а на следующем – научиться говорить пять слов.

Подобные функции развивают при помощи специальных обучающих инструментов, игр и игрушек. Специалисты также развивают умение мыться в душе, отличать своих от чужих, правильно себя вести с другими детьми. Самое главное в коррекции умственной отсталости – не пропустить так называемые “окна развития”, когда только до определенного возраста можно развить конкретные когнитивные функции – чтение, письмо, речь, понимание цветов, счет и так далее. И если пропустить эти временные отрезки, то развить определенные навыки и функции уже не получится. Например, когда детей-маугли находили в лесу после 14-ти лет, то их когнитивные функции уже не удавалось развить старше психологического возраста 12 лет. В этом случае у ребенка появляется приобретенная умственная отсталость, ведь вполне возможно, что изначально он родился здоровым, но в силу обстоятельств вырос оторванным от цивилизации.

Если вовремя показать ребенка врачу, провести диагностику заболевания и начать коррекцию с квалифицированными специалистами, есть возможность развить его когнитивные функции до определенного уровня, заложенного природой, и повысить интеллектуальные способности.

  • Заболевания и расстройства

Поделиться:

помощь выпускницам интернатов VII – VIII вида //Психологическая газета

На основе опыта работы кризисного центра

«Смоленский дом для мамы» рассмотрены особенности подопечных с диагнозом «умственная отсталость легкой степени» и найдено практическое решение для сохранения детей в кровной семье на постоянной основе.

Как показывает наблюдение за подопечными кризисного центра, особенности диагноза отражаются на роли родителя следующим образом:

Мама может покормить ребенка один раз в день (Подопечная: «Я сегодня его уже кормила!». Психолог: «Когда это было?». Подопечная: «Недавно! Было еще темно.». Разговор состоялся в 12 часов дня). Также отсутствует понимание продуктов, которые можно и нельзя давать ребенку: малышу любого возраста может быть предложена газированная сладкая вода, кормление с общего стола, например, с месяца после рождения суп, мясо, целый фрукт. Трудности в приготовлении пищи.

Подопечная не понимает сезонность в одежде. Ребенок может быть одет в то, что нравится маме – летний сарафан и весенняя куртка при минус 20 градусах, зимний комбинезон при плюс 15 градусах.

При купании ребенка возникают трудности в понимании оптимальной температуры воды: на практике работы отмечается чаще всего слишком горячая вода. Обычно у подопечных с подобными особенностями психического развития дети «не любят мыться, кричат», вероятнее всего, как раз по этой причине.

При необходимости принимать лекарства по назначенному доктором лечению большую трудность вызывает самостоятельное понимание и определение количества и периодичности приема лекарств. В центре совместно с психологом в виде таблицы досконально прописывается график приема (количество таблеток и сколько раз в день принимать), после приема лекарства подопечная обязательно фиксирует это в таблице.

Непонимание возрастных возможностей ребенка. Мама может отчитать ребенка полутора лет за то, что он не оделся самостоятельно. Или за то, что ребенок из любопытства рассматривает розетку – мама отругает его за то, что он непонимает опасности (при том, что ребенок только научился ходить).

В целом, умственная отсталость (малоумие, олигофрения) — приобретенное либо врожденное отсталое развитие психики, по причине патологии мозга. Умственная отсталость ведет к социальной дезадаптации. Симптомы умственной отсталости – это, в первую очередь, патология разума, малоумее в отношении эмоций, воли, речи, моторики. Включает в себя задержку умственного психического развития.

Характеризуется следующими особенностями:

  • снижение интеллекта,
  • общее системное недоразвитие речи,
  • нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость),
  • нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия),
  • конкретность, некритичность мышления,
  • малопродуктивность памяти,
  • недоразвитие познавательных интересов,
  • нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность).

Чаще всего подопечные имеют диагноз умственной отсталости лёгкой степени (F70), которая соответствует традиционному понятию «дебильность», IQ 50—69.

При возникновении любой трудности подопечная, нуждаясь в поддержке и не имея возможности ее получить, эмоционально, вспыльчиво реагирует на проблемную ситуацию: злится и кричит на ребенка, применяет физическое наказание, уходит от попытки разрешения конфликта. В такие моменты необходим рядом человек, способный стабилизировать эмоциональное состояние посредством принятия и поддержки с последующим совместным анализом и планированием действий для разрешения имеющейся ситуации. Ситуация угрозы разлучения с ребенком является огромным стрессом для мамы, и ее состояние отражает процесс переживания горя.

Ситуация подопечной N: в период карантинного режима подопечной маме запрещают навещать дочку, которая находится на полном стационаре в социальном реабилитационном центре. Подопечная в состоянии эмоционального срыва звонит психологу, в растерянности и тревоге просит объяснить причину запрета видеть ребенка, уточняет не отберут ли у нее дочь с лишением родительских прав по причине непосещения и безынициативности в жизни ребенка. В процессе разговора, начиная со снижения эмоционального напряжения и подробного объяснения ситуации, психолог мягко и детально объяснил подопечной безосновательность возможности изъятия ребенка, снизив тревожность и закрепив ресурсное состояние подопечной.

Это была острая эмоциональная реакция подопечной на угрозу разлучения с ребенком по ею же вымышленным причинам. В данном случае работа психолога строилась на эмпатическом и успокаивающем присутствии рядом, на безоценочном и безусловном принятии эмоционального состояния, и привела в результате к совместному анализу сложившейся ситуации.  

В целом сотрудники центра оказывают поддерживающую помощь, которая заключается в организации, подсказывании, совместном планировании.

Основная задача – это помочь сделать самостоятельно, но не сделать за подопечную.

При этом основой взаимодействия является безусловное принятие, безоценочное отношение, дружелюбие, поддержание эмоционального состояния на положительно-стабильном уровне, с обязательным наглядным практическим выполнением той или иной операции для объяснения и обучения.

Подопечные остро реагируют на критику и не принимают шутливые высказывания в их сторону (неумение абстрагироваться и понимать высказывания не в прямом смысле, является одной из главных причин в разрыве отношений), прекращают взаимоотношения по единичному случаю.

В результате работы мамы становятся мягче к своим детям, реже кричат на детей, овладевают навыками и знаниями в приготовлении пищи для себя и своих детей, формируют представление о необходимости сезонности в одежде малышей, получая благоприятный опыт взаимоотношений, начинают доверять окружающим и строят новые (насколько это возможно) взаимоотношения, становятся увереннее в себе (то, что раньше самостоятельно было сделать невозможно, теперь не вызывает страха и ожидания безусловной неудачи).

Результаты работы с подопечными отражаются в статистике деятельности центра: 90-93% подопечных сохраняют детей в семье после выхода из центра.

По выбытию из центра подопечные также нуждаются в поддержке, и дистанционное сопровождение продолжается долгое время. К сожалению, не все вопросы можно решить по телефону или по результатам разовой встречи, поэтому им необходим долгосрочный патронат для сохранения приобретенных и накапливания новых знаний и навыков. Наличие постоянного человека, к которому можно обратиться в любой момент за помощью, который готов к безусловному принятию и поддержке, может обеспечить высокую вероятность поддержания продуктивных детско-родительских отношений. Таким образом, возможно сохранение семьи, исключая изъятие ребенка и помещение его в детский дом.

Услуги для родителей с ограниченными возможностями

Родители с ограниченными возможностями сталкиваются со многими проблемами и могут получить поддержку и помощь. На этой странице освещаются актуальные политические и социальные вопросы, затрагивающие родителей-инвалидов, а также доступность необходимого лечения и услуг.

Проект воспитания инвалидов
Предоставляет родителям с ограниченными возможностями онлайн-сеть для обмена опытом, советами и беседами, а также доступ к исследованиям, информационным бюллетеням и учебным ресурсам, помогающим решать проблемы дискриминации и неравенства.

Пересечение защиты детей и инвалидности: в центре внимания родителей, осень 2013 г. (PDF — 1380 КБ)
Университет Миннесоты, Центр перспективных исследований в области защиты детей (2013 г.)
CW360: Всесторонний взгляд на распространенную проблему защиты детей
Изучает распространенность родителей с инвалидностью и психическими заболеваниями в системе защиты детей, а также то, что происходит с этими родителями и их семьями, когда они получают услуги.

Планирование, ориентированное на родителей, для родителей с ограниченными возможностями (PDF, 387 КБ)
Лайтфут и ДеЗелар (2020)
Практические заметки , 36
Представляет новую модель, ориентированную на родителей, чтобы помочь родителям с ограниченными возможностями планировать воспитание своих детей. Модель включает четыре этапа, которые помогают родителям работать со специалистами по защите детей, чтобы установить долгосрочные цели воспитания и предпринять шаги для достижения этих целей.

Воспитание детей с инвалидностью: комплект материалов «Знай свои права» (PDF — 1012 КБ)
Фонд Кристофера и Даны Рив и Национальный совет по делам инвалидов (2016 г.)
Содержит краткий обзор законов об инвалидности, защищающих права семьи, а также информацию об усыновлении, опеке, посещении, семейном праве и системе защиты детей.

Родители с ограниченными возможностями в органах по защите детей и судах
Национальная сеть ADA (2016)
Предоставляет данные о родителях с ограниченными возможностями в Соединенных Штатах и ​​рисках, с которыми они сталкиваются в связи с системой защиты детей, а также информацию о Законе об американцах с ограниченными возможностями.

Родители с умственной отсталостью (PDF — 496 КБ)
Арка (2011)
Объясняет права родителей с ограниченными возможностями и обеспечивает доступ к ресурсам и информации по теме.

Ресурсы для людей с ограниченными возможностями
Усыновить детей США (2017)
Предоставляет список интернет-ресурсов и организаций, связанных с усыновлением и опекой, которые поддерживают родителей с ограниченными возможностями.

Поддержка родителей с ограниченными возможностями и их семей в обществе
Национальный совет по делам инвалидов (2012 г.)
Исследует соответствующую поддержку, чтобы помочь родителям с ограниченными возможностями и их семьям процветать.

Зазеркалье
Предоставляет информацию, обучение и консультации родителям с ограниченными возможностями, членам семьи и специалистам на национальном и международном уровнях.

(В начало)

Что такое умственная отсталость?

Интеллектуальная инвалидность

Существует множество видов умственной отсталости и множество причин. Умственная отсталость является наиболее распространенным нарушением развития.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость (или умственная отсталость) — это термин, используемый, когда у человека есть определенные ограничения в когнитивных функциях и навыках, включая навыки общения, общения и самообслуживания. Эти ограничения могут привести к тому, что ребенок будет развиваться и учиться медленнее или иначе, чем обычно развивающийся ребенок. Умственная отсталость может произойти в любое время до того, как ребенку исполнится 18 лет, даже до рождения.

Умственная отсталость является наиболее распространенным нарушением развития.

По данным Американской ассоциации интеллектуальных нарушений и нарушений развития, человек имеет умственную отсталость, если он или она соответствует трем критериям:

  1. IQ ниже 70-75
  2. Имеются значительные ограничения в двух или более адаптивных областях (навыки, которые необходимы для жизни, работы и игр в обществе, например для общения или самообслуживания)
  3. Заболевание проявляется в возрасте до 18 лет

Как проявляется умственная отсталость?

Умственная отсталость — ранее известная как умственная отсталость — может быть вызвана травмой, заболеванием или проблемой в головном мозге. Для многих детей причина их умственной отсталости неизвестна.

Некоторые причины умственной отсталости, такие как синдром Дауна, фетальный алкогольный синдром, синдром ломкой Х-хромосомы, врожденные дефекты и инфекции, могут возникнуть до рождения. Некоторые случаются во время рождения ребенка или вскоре после рождения.

Другие причины умственной отсталости не проявляются, пока ребенок не станет старше; они могут включать тяжелую травму головы, инфекции или инсульт.

Каковы наиболее распространенные причины?

Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:

Генетические заболевания . Иногда умственная отсталость вызвана аномальными генами, унаследованными от родителей, ошибками при комбинировании генов или другими причинами. Примерами генетических состояний являются синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы и фенилкетонурия (ФКУ).

Осложнения во время беременности . Умственная отсталость может возникнуть, когда ребенок не развивается должным образом внутри матери. Например, может быть проблема с тем, как делятся клетки ребенка. У женщины, употребляющей алкоголь или заразившейся краснухой во время беременности, также может родиться ребенок с умственной отсталостью.

Проблемы во время родов . Если во время родов возникают осложнения, например, ребенок не получает достаточного количества кислорода, у него может быть умственная отсталость.

Болезни или отравления . Такие заболевания, как коклюш, корь или менингит, могут вызывать умственную отсталость. Они также могут быть вызваны крайним недоеданием, отсутствием надлежащей медицинской помощи или воздействием ядов, таких как свинец или ртуть.

Мы знаем, что умственная отсталость не заразна: умственной отсталостью нельзя заразиться ни от кого другого. Мы также знаем, что это не тип психического заболевания, как депрессия. Лекарств от умственной отсталости не существует. Однако дети с ограниченными интеллектуальными возможностями могут научиться делать многие вещи.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *