Умножение и деление с числами 1 и 0. Деление нуля на число.
Урок математики в 3 классе
УМК: «Школа России»
Тема: Умножение и деление с числами 1 и 0. Деление нуля на число.»
Тип урока: изучение нового материала, повторение пройденного.
Цель: познакомить с приёмом деления нуля на число; обобщить и закрепить знания таблицы умножения
Задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
· ориентация на достижение успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
· развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
· коммуникативных УУД:
· формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
· формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
· развитие навыков сотрудничества;
· регулятивных УУД:
· формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
· формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
· познавательных УУД:
· формирование навыков работы с учебной информацией;
· формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений;
· развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
· способствовать формированию понимания смысла умножения и деления с числами 1 и 0;
· создать условия для совершенствования вычислительного навыка;
· создать условия для отработки учащимися умения применять в практической деятельности изученные математические правила;
Оборудование: картонные домики, магнитные цифры, листочки с формулами, карточка с таблице для заполнения краткого условия к задаче; проектор, электронное приложение к учебнику на диске.
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, дифференцированная, фронтальная.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся умножать и делить на 1 и 0; закрепят знания таблицы умножения, умения решать составные задачи
Ход урока
1. Организационный момент
— Мы за парты дружно сели
Друг на друга посмотрели
А теперь читаем вслух:
«МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК» (запись на доске)
— Почему так говорят?
+ (Варианты ответов).
— Сегодня нас ждут жители математической страны. А какие, вы узнаете отгадав загадки.
Сколько лет в яйце
цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…(ноль) (Выставляю домик цифры 0 на доске)
Сколько солнышек
за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и гордится собой,
Цифра-столбик… (единица). (Выставляю домик цифры 1)
— Пригласим их на минутку чистописания. (Минутка чистописания)
2. Устный счет.
— Итак, давайте вспомним, какие правила умножения на 1 и 0 мы уже изучили.
+(При умножении любого числа на 1 получается тоже самое число. При умножении любого числа на нуль получается нуль.)
— Формулы-подсказки я повешу на доске.
а ∙ 1 = а а ∙ 0 = 0
— Молодцы! А теперь пользуясь этими и другими правилами, поиграем в игру «Верни ответ на место». (Примеры записаны на доске. Магнитные цифры хаотично расположены справа. Дети по одному выходят к доске и подставляют верный ответ к примеру.)
7 ∙ 0 = 7 0 8
7 + 0 = 5 9
9 ∙ 1 =
45:9= 0
0 ∙ 9 = 7 4
1 ∙ 8 = 0 8
4 ∙ 0 =
24:3=
12 ∙ 0 = 9 4 8
4 ∙ 1 =
64:8= 5 6 3
3. Сообщение темы и целей урока.
— На прошлых занятиях мы с вами изучили темы « Умножение на 1» и «Умножение на 0». Что же будем делать сегодня?
+ (Закреплять полученные знания).
— Верно, сегодня мы проверим и закрепим ваши знания. А еще нам предстоит познакомиться и с другими правилами, которые существуют в домиках единицы и нуля! Может вы их знаете?
( + Варианты ответов)
— Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим приёмы деления нуля на число, закрепим знания таблицы умножения, умение решать составные задачи.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
— Давайте проверим, все ли мы верно вспомнили! Я предлагаю посмотреть на экран.
(Работа с электронным приложением к учебнику «Математика» под ред. Моро и др. 3 класс)
— Итак, что вы узнали?
— Выберите нужные правила и прикрепите их рядом с домиками наших гостеприимных хозяев.
1 ∙ а = а 0 : а = 0
а : 1 = а
а : а = 1 а : 0
— А теперь давайте проверим, как вы поняли и усвоили новую тему. Выполняем упражнение из учебника
Стр. 85 №1 (Громыко Полина и Александрова Арина. Дети выставляют оценки по результатам проверки).
Стр. 85 № 2 (устно. 3-5 человек приводят свои примеры).
Стр. 85 под чертой (устно).
5. Первичная проверка понимания изученного.
-К какому выводу мы пришли?
+ (При делении нуля на любое другое число, получается нуль.)
ПОМНИ, делить на нуль нельзя!
А) Коллективная работа с заданиями из электронного приложения
-Выполним задание из электронного приложения. Задание № 1 устно. (Коллективная работа. Пока шарик в зоне видимости нужно успеть сказать ответ.)
— Задание №2: запишите выражения в тетради, выполните решение. Вместе проверяем правильность выполнения задания. (У стола за компьютером ученик, который справился с работой раньше остальных.)
Б) Работа с учебником.
Стр. 85 №6 (У доски Кристина Виноградова (1, 2 ст.) и Григорьев Саша 1, 3 ст.). Дима З., Руслан Е., Денис Б. решают 1 и 2 столбики, Ксюша Б., Вероника Г. 3 столбик. Остальные дети выполняют полностью задания № 6 (1). Для детей, выполнивших задание раньше других № 6 (2). Коллективная проверка. Хлопком дети сигнализируют о наличии ошибки. Оценку выставляет желающий ученик.)
6. Физкультминутка.
Вдох глубокий, руки шире –
Потянитесь (три-четыре).
Выдох сделайте, наклон,
Благодарственный поклон.
Улыбнитесь мне, гостям
И присядьте по местам.
7. Закрепление полученных на уроке знаний.
— Наши гостеприимные хозяева 0 и 1 с удовольствием наблюдали за вашей работой. Им будет приятно получить от нас подарок. По одному (по вариантам) выходим быстренько к доске и записываем пример на изученное правило с ответом 0 или 1 под соответствующим домиком – правильно выполненное задание и будет нашим подарком.
8. Работа над пройденным материалом.
— Теперь вернемся к изученному ранее материалу. Потренируемся решать задачи.
А) Коллективная работа над задачей.
Стр. 85 № 5, решение задачи коллективно.
Чтение условия, разбор.
— О чем задача?
+ О сливах и грушах.
— В чем привезли фрукты?
+ В ящиках.
— Что известно про сливы?
+ Привезли 48 кг по 8 кг в каждом ящике.
— Что сказано про груши?
+ Столько же ящиков по 9 кг в каждом.— Отразим это в таблицах?
(Одна карточка на парту. Работа в парах. Один ученик у доски)
Количество ящиков | Вес одного ящика | Общий вес продукта | |
Г. | ? | 8 кг | 48 кг |
С. | одинаковое | 9 кг | ? |
— Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу на него ответить?
+ Мы не можем ответить на вопрос задачи, т.к. для этого нужно знать, сколько ящиков со сливами привезли.
— Можем ли мы это узнать?
— Каким действием? (Делением. Мы разделим 48 на 8 и узнаем сколько ящиков с грушами привезли. Со сливами привезли столько же ящиков).
— Сколько всего действий в задаче? (Два)
— Приступайте к решению самостоятельно. Ксюша выполнит запись решения с пояснением и ответа на доске. (Помогаю слабоуспевающим ученикам с решением и записью задачи)
Коллективная проверка.
Б) Самостоятельное решение задачи.
Стр. 85 № 3
— Можем мы сразу решить задачу?
— Дополним условие … по 5 и еще 10 р.
(Возможные варианты предлагают дети. Выбираем один общий. Взаимопроверка).
Дима Б., Кристина В., Максим П. дополнительно выполняют № 8 (решение уравнений). Для самопроверки на доске цифры 1, 0, 1, 9.
8. Подведение итогов занятия.
— Что нового мы узнали на уроке?
— Что получится при делении нуля на любое число?
— Какое важное правило должны запомнить?
— Ребята, вам понравился урок?
— Что на уроке понравилось больше всего?
9. Домашнее задание.
— Откройте дневники, запишите домашнее задание:
Стр. 85 №6 (2) и № 7 или № 3 и № 7.
— Урок окончен. Спасибо за урок!
возможно ли оно, что будет, если поделить на ноль на механическом калькуляторе
Умножение и деление на ноль – классические математические правила, с противоположным результатом, во всех смыслах. Если в первом случае любое число, в прямом смысле слова, обнулится, то вторая операция строжайше запрещена в математическом мире. А если вы хотите своими глазами увидеть настоящую агонию старой техники, тогда попытайтесь разделить на ноль на механическом калькуляторе Facit ESA-01 — и наблюдайте за тем, как он медленно сходит с ума.
Василий Макаров
Почему деление на ноль запрещено
Каждый школьник знает, что на ноль делить нельзя. Простое (но далеко не идеальное) объяснение этому правилу заключается в том, что при подобном делении результат стремится к бесконечности.
Чтобы понять это – призовём логику. Если умножение числа на ноль всегда даёт ноль, то получается возможным такое равенство:
x × 0 = y × 0
Однако если мы захотим найти x или y, нам нужно будет делить на ноль. Тогда получится что x=y, что изначально является абсурдом и наглядно показывает ошибку деления на 0. Ведь, если бы неизвестные числа были равны, то и обозначались бы одной буквой.
При этом нет разницы что делить на 0: целые числа, дробные, отрицательные. В таком случае, вместо x и y могут находится совершенно любые числа, что и приводит к тому самому стремлению результата к бесконечности.
Почему значения деления на 0 могут свести с ума людей и машин
Несмотря на то, что при делении на 0 возникает ошибка, причём логическая, некоторые современные электронно-вычислительные программы могут её выдавать.
Так отечественные бухгалтеры, в начале года, получают при расчете начисления зарплаты ошибку «деление на 0» в программе учёта 1С. И хотя решается она простым заполнением графиков работы сотрудников, деление на 0 иногда ставит в тупик даже опытных счетоводов.
Но если в большинстве случаев современные калькуляторы сразу выдают невозможность проведения подобной операции, то в случае с механическим калькулятором, ошибка деления на 0, является отличной иллюстрацией принципов того, как работают подобные машины в целом.
youtube
Нажми и смотри
Механический калькулятор использует набор зубчатых колес и зубьев разного размера — дифференциальное соотношение между передачами и помогает осуществлять вычисления. Канал Numberphile объясняет аномалию при делении на ноль на простом примере:
Если вы захотите разделить 20 на 4, то калькулятор просто использует механику вычитания пять раз подряд:
20 — 4 = 16
16 — 4 = 12
12 — 4 = 8
8 — 4 = 4
4 — 4 = 0
Все просто! Но если любое число каждый раз вычитает из себя ноль, то такой цикл деления столбиком на 0, превращается в дурную бесконечность:
20 — 0 = 20
20 — 0 = 20
20 — 0 = 20
20 — 0 = 20
20 — 0 = 20
Так, медленно, но верно, машина сходит с ума, что наглядно и демонстрируется в видеоролике. А всё из-за повторяющихся значений при делении на 0.
Кстати, у «TechInsider» появился новый раздел «Блоги компаний». Если ваша организация хочет рассказать о том, чем занимается — напишите нам
Деление на ноль
Не делите на ноль, иначе это может случиться!
Шучу. |
|
На самом деле:
Деление на ноль равно undefined .
Разделение
Чтобы понять, почему, давайте посмотрим, что подразумевается под «разделением»:
Разделение — это разделение на равные части или группы.
Это результат «справедливого распределения».
Пример: есть 12 шоколадок, и 3 друга хотят их разделить, как они поделят шоколадки?
12 конфет | 12 конфет разделить на 3 |
---|
Получается по 4 штуки: 12/3 = 4
Деление на ноль
Теперь попробуем разделить 12 шоколадок на ноль человек, сколько получает каждый человек?
Этот вопрос вообще имеет смысл? Нет, конечно.
Мы не можем делиться между нолью людей, и мы не можем делить на 0.
Еще одна веская причина
Можем ли мы после деления умножить, чтобы получить обратно?
Но умножение на 0 дает 0, так что это не сработает.
И снова деление на ноль вызывает у нас трудности!
Представьте, что мы можем разделить на ноль
Ладно, давайте представим мы можем поделить на ноль и посмотрим что получится.
Это означает, что такие числа, как 1 / 0 и 0 / 0 , будут вести себя как обычные числа.
Попробуйте умножить на ноль
Итак, давайте попробуем использовать наши новые «числа».
Например, мы знаем, что ноль умножить на любое число равно нулю:
Пример: 0×1 = 0, 0×2 = 0 и т. д.
Так что это также должно быть верно для 1 / 0 :
0 × ( 1 / 0 ) = 0
, но мы также могли изменить это немного похоже на это:
0 × ( 1 /91919924 0 × ( 1 /919919924 0 × ( 1 /91919191919924 0 ×. ) = ( 0 / 0 ) × 1 = 1 (Осторожно! Я , а не , говоря, что это правильно! Мы , предполагая , что мы можем делить на 0 ноль, поэтому может делить на ноль, поэтому должно работать так же, как 5/5, то есть 1). Арргх! Если мы умножим 1 / 0 нулем мы могли бы получить 0 или 1. На самом деле у нас не может быть обеих возможностей, поэтому мы не можем определить 1 / 0 как число. Итак, это undefined . 0/0 — это все равно, что спросить «сколько нулей в 0?» В нуле вообще нет нулей? А может быть, в нуле ровно один ноль? Или много нулей? Итак, 0/0 — это неопределенное (это может быть любое значение). Когда мы пытаемся делить на ноль, все теряет смысл Вот и все. Существует специальный метод, с помощью которого мы приближаем к , а приближаем к нулю. .. просто прочитайте Пределы (Введение), чтобы узнать больше. Если любое число, умноженное на ноль, равно нулю, и любое число, деленное само на себя, равно единице, и любое число, деленное на ноль, равно бесконечности, что такое ноль, деленный на ноль? Айвор Этерингтон, Исдейл, Аргайл. Джек Белк, США ([email protected]) Дэйв Донахи, Бат ([email protected]) (д-р) Саймон Эванс, Лондон ([email protected]) Так что же такое 0/0?
В заключение:
Но подождите…
Если любое число, умноженное на ноль, равно нулю, и любое число, деленное само на себя, равно единице, и любое число, деленное на ноль, равно бесконечности, чему равно ноль, деленный на ноль? | Примечания и вопросы
Категории Уголки и закоулки Прошлый год Семантические загадки Тело красивое Бюрократия, белая ложь Спекулятивная наука Этот остров со скипетром Корень зла Этические загадки Эта спортивная жизнь Сцена и экран Птицы и пчелы СПЕКУЛЯТИВНАЯ НАУКА