все правила умножения дробей, примеры c решениями, советы экспертов, как подготовиться к контрольной работе по этой теме
Как высчитать, чему равно произведение пяти восьмых и трех девятых? Или как умножить семь тринадцатых на четыре? Школьники России учатся этому, проходя одну из основных тем программы по математике – умножение дробей. Разберемся, для чего пригодится это умение, и узнаем у эксперта, как успешно подготовиться к контрольной.
Полезная информация об умножении дробей
Умножение дробей – одна из базовых тем школьной программы по математике | Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) 2022 года, дроби и основные действия с ними изучают в 5 классе. |
Умножение дробей можно изучать на визуальных примерах | Используя счетный материал, рисунки или реальные предметы (например, отрезать две трети от половинки пиццы или четверть от трети торта). |
Дроби умножать удобнее, если их предварительно сократить | При наличии такой возможности перед умножением дробей желательно их сократить (разделить числитель и знаменатель на одно и то же число). |
Умножение обыкновенных дробей
Для умножения дроби на дробь необходимо умножить знаменатель первой дроби на знаменатель второй, а числитель – на числитель. Полученные результаты составят знаменатель и числитель результата соответственно.
Полезные факты:
- Если числитель одной из дробей имеет общий делитель со знаменателем другой, то можно произвести сокращение произведения до выполнения умножения.
- Если одна или обе дроби являются смешанными, то перед выполнением действия можно перевести их в неправильные, либо представить смешанную дробь в виде суммы целого числа и правильной дроби, провести умножение, а после представить результат вновь в виде смешанной дроби.
Примеры
Сначала сократим первую дробь на 5 (числитель и знаменатель поделили одновременно на 5), числа стали меньше, действия с ними уже сделать намного проще. Во втором действии мы также не умножили сразу, а сократили на тройку в числителе и тройку в знаменателе.
В этом примере подробно рассмотрено сокращение дробей, сначала на 5, а затем на 7. Здесь в результате получилась неправильная дробь. Ее, в зависимости от задания, можно либо перевести в десятичную, получится 1,5, либо перевести в смешанное число 1 1/2.
Еще один, более сложный, пример умножения правильной дроби на смешанное число путем представления смешанного числа в виде суммы целого и дроби. После получения произведения дроби на сумму приводим полученные слагаемые к единому знаменателю путем домножения первого слагаемого на три. Далее складываем и выделяем целую часть.
Данный пример вычисляется без сокращения: первым действием перемножаем числители и знаменатели дробей, вторым – выделяем целую часть неправильной дроби, превращая ее в смешанную.
Умножение дроби на натуральное число
Умножение дроби на натуральное число – пожалуй, самый простой вариант умножения дробей. Чтобы выполнить это действие, нужно умножить числитель дроби на это число, а знаменатель оставить без изменений. После подсчета можно выделить целую часть, превратив обыкновенную дробь в смешанную.
Если число-множитель делится нацело на знаменатель дроби, то в результате получится целое число.
Примеры
В первом примере для умножения дроби на целое число проводим умножение числителя дроби на число-множитель, а знаменатель остался без изменений. Во втором примере можем сократить произведение на 4, получив в результате целое число.
Умножение смешанных дробей
Для умножения смешанных дробей необходимо перевести их обе в вид обыкновенных и далее действовать по стандартному алгоритму: произведение знаменателей станет знаменателем результата, произведение числителей – числителем.
Далее производится сокращение и перевод обратно в смешанную дробь.
Примеры
При умножении смешанной дроби на число удобно представить дробь в виде суммы целой и дробной части, произвести умножение и сложить полученные результаты.
Для перемножения двух смешанных дробей переводим обе в неправильные, затем умножаем по стандартным правилам. Вторым действием производим сокращение (делим числитель и знаменатель произведения на 7), а в полученном результате выделяем целую часть.
В данном примере не удалось провести сокращение, поэтому итоговый результат содержит четырехзначные числа. Приводим его к более простому виду, выделив целую часть.
Советы эксперта, как подготовиться к контрольной работе по умножению дробей
Альбина Бабурчина, репетитор по математике, автор курсов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике:
Дроби бывают обыкновенные (с дробной чертой) и десятичные (с запятой). Чтобы умножить две обыкновенные дроби, нужно просто перемножить числитель одной дроби с числителем другой, а знаменатель со знаменателем. Если получится сначала сократить дроби, а потом их перемножить, то это освободит вас от действий с большими числами. Поэтому везде, где можно, сначала лучше упростить и только потом делать основное действие.
Популярные вопросы и ответыОтвечает Альбина Бабурчина
Почему умножение дробей начинают изучать в 5 классе?
Тема дробей раскрывается именно в 5 классе, так как к этому моменту ученики уже имеют в своем арсенале все необходимые для этого знания. Дроби – это азы. Без понимания этой темы дальнейшее изучение математики практически невозможно.
Зачем изучать умножение дробей?
После того как дети в школе изучают дроби, далее ни одна тема не обходится без них. По моему многолетнему опыту могу сказать, что если дроби не усвоены вовремя и на должном уровне, то все следующие темы без исключения будут «хромать». То есть без преувеличения, дроби (сначала обыкновенные, а затем и десятичные) – важнейшая тема в математике. И моя большая рекомендация для ребят в 5 классе – максимально сконцентрировано и детально изучать эту тему, уметь применять в разных ситуациях и задавать учителю все возникающие вопросы и сомнения.
Можно ли научиться умножать дроби в уме?
Все действия с дробями, разумеется, можно выполнять и в уме, все зависит от способностей конкретного ученика. А также существует много лайфхаков, которые упрощают умножение.
Обыкновенные дроби и действия с ними — что это, определение и ответ
Доля – это часть от целого.
Например, пирог разделили на 8 частей, значит каждый кусочек пирога равен одной восьмой доле пирога или просто одной восьмой пирога. Записать такую долю можно в виде дроби\(\ = \frac{1}{8}\).
Если из полученных кусочков забрать три и оставить пять, получится, что забрали три восьмые\(\ –\ \frac{3}{8}\ \)пирога и оставили пять восьмых \(–\ \frac{5}{8}.\)
Число выше черты дроби называется числителем, число ниже черты – знаменателем, а запись вида \(\frac{5}{8}\) – обыкновенной дробью.
Дробь \(\frac{1}{2}\) называется половиной, \(\frac{1}{3}\) – третью, а \(\frac{1}{4}\) – четвертью.
ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ДРОБЕЙ:
Если мы представим пирог, который разделили на четыре части и забрали две из них (\(\frac{2}{4}\)), мы увидим, что забрали ровно половину пирога, то есть \(\frac{1}{2}\).
Значит \(\frac{2}{4} = \frac{1}{2}\). Так получается, потому что дроби можно сокращать (делить) и расширять (умножать). Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно число, то дробь останется такой же.
Например:
\(\frac{1}{2} = \frac{1 \bullet 2}{2 \bullet 2} = \frac{2}{4}\)
\(\frac{28}{77} = \frac{28 : 7}{77 : 7} = \frac{4}{11}\)
\(\frac{5}{12} = \frac{5 \bullet 4}{12 \bullet 4} = \frac{20}{48}\)
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ:
Можно складывать и вычитать только те дроби, у которых одинаковый знаменатель. Тогда знаменатель суммы или разности будет такой же, как и у слагаемых, а числители складываются или вычитаются.
\(\frac{a}{c} + \frac{b}{c} = \frac{a + b}{c}\)
Например:
\(\frac{2}{7} + \frac{4}{7} = \frac{2 + 4}{7} = \frac{6}{7}\)
\(\frac{8}{9}\ –\ \frac{3}{9} = \frac{8\ –\ 3}{9} = \frac{5}{9}\)
Если у дробей разные знаменатели, то нужно привести их к общему знаменателю.
Приведем дробь \(\frac{5}{6}\ \)к знаменателю 42. Чтобы это сделать, нужно знаменатель 6 умножить на \(42 : 6 = 7\), значит и числительно тоже нужно умножить на 7:
\(\frac{5}{7} = \frac{5 \bullet 7}{6 \bullet 7} = \frac{35}{42}\)
Таким образом, мы пришли к новому знаменателю 42 с помощью дополнительного множителя 7.
Общим знаменателем является общее кратное исходных знаменателей. Обычно дроби приводят к наименьшему общему знаменателю. А уже дроби с общим знаменателем можно складывать и вычитать.
АЛГОРИТМ СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ:
Найти наименьшее общее кратное знаменателей дробей. Оно и будет новым знаменателем суммы.
Разделить найденный наименьший общий знаменатель на знаменатели слагаемых. Это будут дополнительные множители для дробей.
Умножить и числитель, и знаменатель каждой дроби на её дополнительный множитель. Получим сумму дробей с одинаковым знаменателем.
Складывать или вычитать дроби как обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.
Например:
\(\frac{3}{4} + \frac{5}{6} = \frac{3 \bullet 3}{4 \bullet 3} + \frac{5 \bullet 2}{6 \bullet 2} = \frac{9}{12} + \frac{10}{12} = \frac{9 + 10}{12} = \frac{19}{12}\)
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДРОБЕЙ:
Обратные числа:
Любая дробь – это действие деления. Один пирог разделили на восемь частей – получили одну восьмую пирога. Если мы видим дробь с единицей в знаменателе, то эту дробь можно представить числом:
\(\frac{a}{1} = a : 1 = a\)
Например: \(\frac{4}{1} = 4\), \(\frac{27}{1} = 27\).
Если дробь «перевернуть», то есть поменять местами числитель и знаменатель, тогда получится число обратное исходному. Например, числа \(\frac{4}{11}\) и \(\frac{11}{4}\) или \(19\) и \(\frac{1}{19}\) – обратные друг другу.
Умножение дробей:
Представим умножение дроби на число как сумму дробей:
\(\frac{3}{5} \bullet 3 = \frac{3}{5} + \frac{3}{5} + \frac{3}{5} = \frac{3 + 3 + 3}{5} = \frac{3 \bullet 3}{5} = \frac{9}{5}\)
Видим, что таким образом при умножении дроби на число перемножается число и числитель без изменения знаменателя:
\(\frac{a}{c} \bullet b = \frac{a}{c} \bullet \frac{b}{1} = \frac{a \bullet b}{c \bullet 1}\)
Деление дробей:
Чтобы разделить дробь на число, представим это число как дробь с единицей в знаменателе. Тогда мы делим дробь на дробь.
Чтобы разделить дробь на дробь, нужно вторую дробь перевернуть и перемножить соответственно числители и знаменатели получившихся дробей:
\(\frac{a}{c} : b = \frac{a}{c} : \frac{b}{1} = \frac{a}{c} \bullet \frac{1}{b} = \frac{a}{c \bullet b}\)
Таким же образом делят дроби на дроби:
\(\frac{a}{c} : \frac{b}{d} = \frac{a}{c} \bullet \frac{d}{b} = \frac{a \bullet d}{c \bullet b} = \frac{\text{ad}}{\text{cb}}\)
Умножение дробей — обучение с видом на горы
Перейти к содержимомуКонверт Facebook-f Инстаграм Pinterest-p
ПоискПоиск
ПоискПоиск
Мы закончили складывать и вычитать дроби прямо перед разрывом, и теперь мы переходим к умножению и делению дробей. Мы начали с умножения дробей и сделали мегаякорную диаграмму. Я преподаю ученикам TAG 4-го класса, поэтому технически я преподаю им стандарты 5-го класса, но им часто нужно пересматривать стандарты 4-го класса, поэтому мы объединили все это в один.
Вот наша большая якорная таблица умножения дробей! Мы рассмотрели умножение целых чисел на дроби, умножение дробей на дроби и умножение смешанных чисел. Вау!
Поскольку часть общего ядра требует, чтобы они использовали модели визуальной области для умножения дробей, мы немного повеселились с калькой! Каждый малыш взял по два кусочка одинаковой кальки и разорвал ее на части. Затем, когда вы наложите их друг на друга, вы увидите, где они образуют модель площади, которая совпадает с умноженными знаменателями, а перекрывающиеся цветные участки — это ваш числитель. Им это понравилось! Мы повесили их на окно, потому что вы действительно могли видеть перекрытие на кальке, когда мы делали это таким образом. (НОВИНКА! Теперь я использую прозрачные стикеры для этой части. Это здорово! Вы можете купить их по моей партнерской ссылке ЗДЕСЬ.)
Дети также копировали записи в свой математический журнал, а затем шаг за шагом показывали модели местности. Для этого они тоже использовали кальку, но они показали шаги, чтобы получить окончательную модель области. Нам было так весело практиковаться в умножении дробей! (Сегодня мой вид на горы был закрыт облаками и туманом! Я был так расстроен.)
Наконец, мы поработали над карточками с заданиями на умножение дробей. Я пишу о них пост в Уголке карточек задач, потому что они являются отличным примером того, как я формирую карточки задач, чтобы различать и удовлетворять потребности учащихся. Но вот краткий обзор на них! Если вам нужны карточки с заданиями «Умножение дробей», вы можете купить их всего за 2,25 доллара в моем магазине TpT.
Если вы ищете еще больше ресурсов для обучения операциям с дробями, загляните в мой магазин, чтобы увидеть Ultimate Fraction Operations Resource Bundle!
Просмотры сообщений: 25 238
ПредыдущаяПредыдущаяОбучение без перерывов!
NextНезависимое чтение Якорные диаграммы ответов Next
Подпишитесь, чтобы получить доступ к десяткам эксклюзивных бесплатных ресурсов.
Бесплатные занятия по морфологии
Готовы ли вы приступить к обучению префиксам и суффиксам? Этот БЕСПЛАТНЫЙ набор для изучения слов может помочь!
Имя
Электронная почта
Умножение и деление дробей с помощью Mental Math – World Mental Calculation
Умножение и деление простых дробей более просто, чем сложение и вычитание дробей. Однако при выполнении этих расчетов в уме возникают некоторые проблемы!
Дробь состоит из числа — числителя — разделенного на другое число — называемое знаменателем . Обычно оба этих числа являются положительными целыми числами (целыми числами).
Например, в \(\frac{4}{15}\) числитель равен 4, а знаменатель равен 15.
Основное умножение на дробьУмножение на дробь \(\frac{ a}{b}\), означает умножение на \(a\) и деление на \(b\). Результат обычно представляет собой дробь:
Базовое умножение дробей\(7 \times \frac{2}{15} = \frac{14}{15}\)
При умножении двух или более дробей числители умножаются вместе, а знаменатели умножаются вместе:
Упрощенные дроби\(\frac{a}{b} \times \frac{c}{d}\times \frac{e}{f} = \frac{a \times c \times e}{b \times d \times е}\)
\(\frac{8}{9}\times \frac{5}{7} = \frac{8 \times 5}{9 \times 7} = \frac{40}{63}\)
Дробь является упрощенной , если нет простых чисел, которые делят на и числитель, и знаменатель на . Например, \(\frac{40}{60}\) — это , а не упрощенное , потому что \(2\) делится как на \(40\), так и на \(60\). На самом деле, то же самое относится и к \(5\), и даже к некоторым большим непростым числам, таким как \(20\). Если вы разделите верх и низ дроби на \(20\), дробь станет \(\frac{2}{3}\), что является упрощенной формой.
На этой странице я предполагаю, что вам нужно умножать или делить уже упрощенные дроби, что обычно для соревнований по ментальной арифметике. В противном случае обычно проще всего сначала упростить их.
Смешанные дробиДробь неправильная , если числитель больше знаменателя. Например, \(\frac{14}{3}\) — неправильная дробь. Неправильные дроби можно записать как смешанных дробей — с целой частью и правильной дробной частью. Например, \(\frac{14}{3} = 4 \frac{2}{3}\)
Чтобы умножить или разделить смешанные дроби, обычно намного проще сначала преобразовать их в неправильные дроби .
Для этого можно использовать формулу:
\(n \frac{a}{b} = \frac{b \times n + a}{b}\)
Например:
\(2 \frac{3}{4} = \frac{4 \times 2 + 3}{4} = \frac{11}{4}\)
Это верно, потому что если мы разделим целую часть — \(n\) — на \(b\) равных частей, то будет \(n \x b\) этих частей. Добавьте это к \(a\) кусочкам, которые уже были представлены дробью, и всего будет \(n \times b + a\).
В соревнованиях по устному счету вы должны давать все ответы в смешанной форме. Неправильные дроби отмечены как неправильные! Поэтому вы также должны знать, как преобразовать неправильную дробь в смешанную дробь .
Для этого разделите числитель на знаменатель и получите остаток. Например:
\(14 \дел 3 = 4\) остат. \(2\)
Целая часть — это результат деления — \(4\) — а остаток — \(2\) — это числитель смешанной дроби.
\(\frac{14}{3} = 4 \frac{2}{3}\)
Полный пример:
Упрощение финальной части\(2 \frac{3}{4} \times 5 \frac{6}{7} = \frac{11}{4} \times \frac{41}{7}\)
\(= \frac{11 \times 41}{4 \times 7}\)
\(= \frac{541}{28} = 16 \frac{3}{28}\)
В соревнованиях по устному счету вы должны давать все ответы в упрощенной форме. Неупрощенные дроби отмечены неправильно! Даже вне формальных соревнований дроби лучше представлять в упрощенном виде.
При умножении и делении дробей всегда нужно проверять, можно ли упростить результат. В примерах, которые мы уже видели, упрощение недоступно, поэтому давайте рассмотрим пример с упрощением. Вы можете выбрать два метода:
Способ 1: Упростить в конце
\(1 \frac{1}{15} \times 4 \frac{3}{8}\)
\(= \frac{16}{15} \times \frac{35}{8}\)
\(= \frac{16 \times 35}{15 \times 8}\)
\(= \frac{560}{120}\)
Числитель и знаменатель имеют разные делители, включая 10, 8 и т. д. Самый большой общий делитель равен 40, поэтому разделите обе половины дроби на 40:
\(\frac{560}{120} = \frac{14}{3} = 4 \frac{2}{3}\)
Метод 2: Отмена множителей из неправильных дробей
Этот метод лучше, когда у вас есть большие числа — больше, чем 560 и 120, указанные выше, — и помогает избежать арифметических операций с этими большими числами. Однако следовать этому методу сложнее.
Начните так же, как и раньше:
\(1 \frac{1}{15} \times 4 \frac{3}{8}\)
\(= \frac{16}{15} \times \frac{35}{8}\)
Затем обратите внимание, что при их перемножении дробь будет иметь множитель 8 внизу (от второго знаменателя, 8), а также вверху дроби (от первого числителя, 16 = 8 × 2). Разделите соответствующие числа на 8:
\(= \frac{2}{15} \times \frac{35}{1}\)
Можем ли мы сделать то же самое с любыми другими числами? Фактически, в этом случае мы можем сделать то же самое снова с 5, так как 5 является множителем числителя (35) и знаменателя (15). Итак, разделите обе половины на 5, проверьте, что упрощение невозможно, и завершите:
.\(= \frac{2}{3} \times \frac{7}{1} = \frac{14}{3} = 4 \frac{2}{3}\)
Обратите внимание: если вы определите все факторы для упрощения до конца, вам гарантированно не придется упрощать окончательную дробь. Но если вы что-то пропустите, например, 5, или если вы разделили на 4, а не на 8, вам придется упростить окончательную дробь.
Также обратите внимание, что часто нет доступного упрощения. В этом случае методы 1 и 2 одинаковы, без шагов упрощения. Во время расчета вы можете столкнуться с большими числами, избежать которых невозможно.
При умножении дробей:
- Преобразование любых смешанных дробей в неправильные дроби.
- При желании на этом этапе (метод 2) можно выполнить некоторое упрощение, найдя числа, являющиеся множителями числителя и знаменателя.
- Умножьте все числители, чтобы получить новый числитель. Перемножьте все знаменатели, чтобы получить новый знаменатель.
- Если возможно, упростите ответ.
- Преобразовать в смешанную дробь.
- Помните, что не следует записывать промежуточные этапы подготовки к соревнованиям!
Деление на неправильную дробь \(\frac{a}{b}\) противоположно умножению на нее.
Следовательно, это означает деление на \(a\) и умножив на \(b\).Следовательно, \(\div \frac{a}{b}\) можно заменить на \(\times \frac{b}{a}\)
Просто переверните дробь «вверх ногами», затем продолжите, используя Что вы знаете об умножении дробей.
Пример: (с использованием метода 2 для упрощения)
\(4 \frac{5}{6} \div 1 \frac{2}{3}\)
\(= \frac{29}{6} \div \frac{5}{3}\)
\(= \frac{29}{6} \times\frac{3}{5}\)
\(= \фракция{29{2} \times\frac{1}{5}\)
\(= \фракция{29}{10}\)
\(= 2 \фрак{9}{10}\)
Помните, конечно, что если вы тренируетесь для умственного счета, вы должны быть в состоянии выполнить все эти шаги, ничего не записывая, кроме окончательного ответа!
Дополнительная литератураВас может заинтересовать:
- Информация о международных соревнованиях по устному счету.
- Более продвинутые методы вычисления в уме.