Звук «ц» твёрдый или мягкий, звонкий или глухой? — «Семья и Школа»
Содержание
Согласные звуки речи -Звонкие и глухие (парные и непарные). -Твердые и мягкие (парные и непарные).
Перегляд файлу
Попередній слайд 1 / 38 Наступний слайд
Зміст слайдів
Номер слайду 1
Согласные звуки:-Звонкие и глухие (парные и непарные).-Твердые и мягкие (парные и непарные).
Номер слайду 2
Звук речи – минимальная единица произносимой речи.
Номер слайду 3
Номер слайду 4
В современном русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]) и 10 гласных букв (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один звук, если: стоят после согласных (например, м[а]со, м[и]сной). И два звука, если: стоят в начале слова ([й’а]корь, ([й’э]сли), после разделительных ъ и ь (вь[й’у]н, съ[йʼэ]л), после гласной (по[й’о]т, ма[й’а]к).
Номер слайду 5
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Под ударением различаются все шесть гласных звуков: например, воды [в о´д ы], мишка [м ʼи´ш к а]. В безударном положении гласные отчётливо не произносятся (кроме [у]). Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [в а д а´]. Именно гласный звук образует слог, поэтому сколько в слове гласных, столько и слогов.
Номер слайду 6
Номер слайду 7
Подбери проверочное слово, впиши безударную гласную: Ч..сать-Хл..стать-Тр..петать-Х..хетать-Гр..хотать-Щ..бетать-Упражнение 1
Номер слайду 8
Чесать – чешет.хлестать — хлесткий, трепетать — трепет, трепещет, хохотать — хохот, хохочет, грохотать — грохот, грохочет, щебетать — щебет, щебещет. Давай проверим!
Номер слайду 9
Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова. С…сна — ( сосновый, сосенка, сосны )ш…рокий — ( шире, широко, ширь )зв…зда — ( звездочет, звёздочка, звёздный )з…лёные — ( зеленеть, зелень, зелёнка )х…лода — ( холодный, холод, холодильник )г…лова — ( головушка, головы, головка )л…нейка — линейный, линия, разлинованный.
Упражнение 2
Номер слайду 10
Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.к…рмушка- ( о,а) — …………………………. д…ревья- (е,и) — …………………………….уг…щать- (а,о) — ……………………………..ст…рожить- ( а,о) — …………………………ш…лестеть- (е,и) — ……………………………… ш…рстяной- (е,и) — …………………………ж…стянка- (е,и) — ………………………………. м…рской- (о,а) — ………………………т…пло- (е,и) — …………………………. ж…мчужина- (и,е) -………………………Упражнение 3
Номер слайду 11
Напиши проверочные слова:село — ……………………………. дрова — ……………………………..стена — ……………………………. страна — ……………………………..волчонок — ……………………… морской — …………………………….ленивый — .
……………………… весёлый — ……………………………скрипучий — ……………………. мастерить — ………………………….удивительный — ………………. менять — …………………………….
Номер слайду 12
Согласные звуки речи
Номер слайду 13
Что такое твёрдые и мягкие согласные? Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками. Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные звуки речи произносятся с шумом. Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки. Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими.
А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»: пар [п а р] пир [п’ и р].
Номер слайду 14
Номер слайду 15
Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие. как произносится согласный звук, в русском языке зависит от его позиции в слове и от того, какие звуки идут после него. Так, если он стоит перед гласными а, о, у, ы, э, перед другой согласной или в конце слова (и после него нет мягкого знака), то звук произносится твердо.
Номер слайду 16
В русском языке есть три согласных звука, которые всегда остаются твердыми, независимо от того, какой звук идет после них и какую позицию в слове они занимают – в начале слова, в середине или в конце. Это ж, ш и ц. Так что даже когда пишется жи и ши, то произносится [жы], [шы].
Номер слайду 17
Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.
Номер слайду 18
В русском языке мягкость согласных в письменной речи можно показать двумя способами. Первый способ – это буква «мягкий знак» (Ь). Буква «мягкий знак» — особенная. Она не обозначает звука! Но она может показать мягкость согласного звука на письме. Запомните! Мягкий знак – это орфограмма. Второй способ – это гласные буквы Е, Ё, И, Ю, Я. Эти буквы гласных звуков – большие труженицы. Они выполняют сразу две работы обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Номер слайду 19
Номер слайду 20
В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ.
Номер слайду 21
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, тыква, огурец.
Номер слайду 22
Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.
Номер слайду 23
Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова. Возит – возить Трактор сено _____________ . Далеко ему ______________ . Говорит – говорить Ира по телефону _____________ . _______________ долго нельзя. Шест – шесть Вове ______________ лет. Петя взял _______________ . Жар – жарь От печки идёт _______________ .
Скорее ______________ рыбу. Удар – ударь Раздался ______________ . Ваня, _______________ в барабан.
Номер слайду 24
Прочитай слова. В некоторых словах забыли поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку. Подчеркни все мягкие и твердые звуки.лист окун карас пыл рол денрул нос сом бол сол мирлос крик лен слон мох гус
Номер слайду 25
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.
Номер слайду 26
Задание. Запиши слова группами. Прочитай слова. Запиши сначала слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. Затем слова, в которых нет ни одного мягкого согласного звука.
ДЕРЕВО, ДУБ, ПОДРУГА, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ВОДИТЕЛЬ, ПОГОДА, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ.
Номер слайду 27
Правильный ответ: ДЕРЕВО, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ.
Номер слайду 28
Теперь, давайте рассмотрим разделение гласных звуков на звонкие и глухие. Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р]. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’]. Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков. Звуки [х], [ц], [ч] всегда глухие.
Номер слайду 29
Согласные звуки, которые произносятся с голосом, звучат ярче и звонче, чем другие согласные звуки. Поэтому их и назвали «звонкими согласными звуками». А вот другие согласные звуки, в образовании которых голос участия не принимает, назвали «глухими».
Номер слайду 30
Давайте проведем эксперимент. Произнесите звонкий согласный звук [Б]. Обратите внимание на то, что активно при этом работают губы. Они плотно смыкаются, а потом размыкаются, выпуская струю воздуха. Произнесите ещё раз: [Б] [Б] [Б]. А теперь произнесите глухой согласный звук П. Проследите, как работают губы. Произнесите ещё раз: [П] [П] [П]. Не правда ли, они двигаются так же, как при произношении звука Б. Произнесите попеременно: [Б] [П] [Б] [П] [Б] [П]. Обратите внимание, что губы двигаются одинаково. А вот голос то звучит, то «отдыхает». Такие звуки легко произносить друг за другом, в паре, то «включая», то «выключая» голос. Такие согласные звуки назвали парными.
Номер слайду 31
Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум. Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса. Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Номер слайду 32
Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными. Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б — П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука — мягкий и твёрдый согласный звук.
Номер слайду 33
Выдели красным цветом буквы. Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки. Черничный пирог, шерстяной свитер.
Номер слайду 34
Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.
Номер слайду 35
Подчеркните слова, в которых есть согласные глухие звуки . КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ
Номер слайду 36
Проверяем. КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ
Номер слайду 37
Оглушение и озвончение согласных звуков1) Звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой. Такой фонетический процесс называется оглушением. ДУБ; звонкий согласный Б на конце слова произносится как глухой звук [П];СКАЗКА: звонкий согласный 3 перед глухим согласным К произносится как глухой звук [С]. ВСЕГДА: звонкий согласный В перед глухим согласным С произносится как глухой звук [Ф].2) Глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий. Такой фонетический процесс называется озвончением. ПРОСЬБА: глухой согласный С перед звонким согласным Б произносится как звонкий звук [3′]. Примечание:• озвончение или оглушение наблюдается в тех словах, в которых подряд идут два согласных: глухой + звонкий = озвончение; звонкий + глухой = оглушение;• оглушение происходит в тех словах, на конце которых стоит звонкий согласный и после него нет гласного.
Номер слайду 38
Задание учащимся. Исправьте ошибки в словах. Почему они были допущены?Дуп, зуп, нарот, любофь, чесный, сонце, прелесный, крёсный.
Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице
4. 2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.
Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:
- [Л],
- [М],
- [Н],
- [Р],
- [Й].
Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | – | – | – | – |
глухие | п | ф | к | т | ш | с | – | – | – | – | – | х | ц | ч | щ |
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].
Пары по твердости-мягкости
Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягко звучащие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.
Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.
По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.
А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.
Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.
Звуки «совсем непарные»
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].
Что мы узнали?
Из статьи про парные и непарные согласные мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Василиса Козлова
8/10
Алия Карашаева
10/10
Сергей Ефремов
8/10
Ольга Горькова
9/10
Лилия Голомолзина
10/10
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
А какая ваша оценка?
American English Pronunciation — #GOALS English
Если вы читаете этот урок, то вы знаете, что пришло время, время, которого так боятся многие изучающие английский: выучить звук «th» раз и навсегда! Да. Множественное число. «Й» ЗВУКИСССС.
ДВА согласных звука й?!?
Возможно, вы уже знаете это, но некоторые изучающие английский язык не знают. Для многих моих учеников это стало неожиданностью, и они часто спрашивают меня:
«Каково правило, когда нужно использовать разные звуки «й»?»
К сожалению, как и многие другие вопросы, касающиеся английского произношения, ответ таков: Правил нет.
ОДНАКО, я заметил небольшую хитрость, которая может помочь вам распознать два звука «й». Все сводится к тому, КАКОЙ буквой вы заменяете звуки, если / когда вы не знаете, как или вам трудно их произносить.
Вот что я имею в виду:
В звонкий звук «й» /ð/ , как в слове «мать» /ˈmʌðɚ/ часто заменяется этими звуками не носителями языка (и может даже использоваться в некоторых диалектах):
v — ‘muh-ver’ / ˈ mʌvɚ/
d — ‘muh- Der ‘ / ˈ MʌDɚ /
Z -‘ MUH -Zer ‘ / ˈ MʌDɚ /
), как в слове «мотылек» /ˈmɑːθ/ или «ванна» /ˈbæθ/ часто заменяется этими звуками:
Заметили что-нибудь об этих замещающих звуках? Они озвучены или не озвучены?
Вот в чем хитрость: Звонкий th часто заменяется звонкими согласными v, d и z, а глухой th часто заменяется глухими согласными f, t и s.
Итак, если вы искали волшебную формулу… Что ж, Дороти, щелкайте своими рубиновыми туфельками, потому что секрет был с вами все это время!
Вы, наверное, уже интуитивно знаете разницу, вы просто не знали, что знаете то, что знаете, понимаете?
Итак, у нас все еще остается животрепещущий вопрос:
КАК вы произносите звуки «th»?
Для этой части урока у меня есть это видео, чтобы продемонстрировать, как именно произносить согласные «th», а также примеры слов и предложений, чтобы показать вам, как произносить их в контексте:
Я надеюсь, что после просмотра этого урока английского о том, как произносить звуки «th», вы лучше поймете разницу между звонким и глухим звуком «th» и сможете лучше произносить эти звуки.
Для дополнительной практики со звонким звуком «й» я бы также посоветовал регулярно повторять эти две скороговорки/вокальные разминки:
«Если погода холодная,
Или жаркая погода,
Мы переживем погоду,
В любую погоду,
Нравится нам это или нет.
«Красная кожа, желтая кожа»
Если какая-либо часть этого урока показалась вам запутанной или трудной для понимания, дайте мне знать! Я постоянно ищу способы лучше преподавать и объяснять вещи, и хотел бы услышать ваши отзывы и вопросы.
Если вы хотите изучать английский язык и избавляться от акцента онлайн с Моникой (это я!), я всегда принимаю новых студентов. Мы можем вместе провести бесплатную 15-минутную консультацию, чтобы обсудить ваши конкретные цели в английском, проблемные области и стиль обучения. Свяжитесь со мной сегодня по адресу: [email protected]
Как произносится звук /th?
29 января 2020 г.
В американской речи два согласных звука /th/. Один глухой, другой звонкий. Говорящие с акцентом обычно заменяют этот звук на /t/ или /d/, потому что это наиболее знакомое и наиболее близкое приближение к их существующему звучанию. Этот звук может показаться неловким, потому что кончик языка отрывается изо рта. Когда /th/ произносится правильно, это быстрое движение, незаметное для окружающих. Тем не менее, кончик языка, покидающий полость рта, является странным новым ощущением для говорящих с акцентом. Практика поможет этому звуку стать естественным.
Как произносить звук /th/
Безмолвный /th/
- При произнесении глухого звука /th/ кончик языка проходит мимо верхних зубов и слегка выходит за пределы рта. Это движение кажется необычным для большинства людей, поскольку ни один другой звук не требует, чтобы ваш язык двигался за пределы рта. Это единственный звук, при котором кончик языка проходит мимо верхних зубов в американской речи. Это новый звук для многих акцентированных динамиков. Примечание: Не надо слишком сильно высовывать язык.
- Когда ваш язык проходит мимо верхних зубов, между языком и верхними зубами должно оставаться пространство для прохождения воздуха. Воздух, который проходит между вашим языком и верхними зубами , и создает звук /th/.
- Ваш язык едва касается верхних зубов. Контакт очень легкий. Не применяйте слишком много силы и не взрывайте воздух.
- Безмолвное /th/ мягкое, без особого звука. В этом звуке очень мало «звука». Обязательно придайте звуку плавность и не обрезайте звук слишком коротко.
- Если ваш язык касается зубов или используется слишком много нагнетаемого воздуха, звук будет казаться «густым» и слишком громким. Ваше произношение будет восприниматься слушателем с акцентом. Держите язык немного ниже верхних зубов, чтобы воздух проходил между верхними зубами и языком для правильного воспроизведения звука .
- Как только звук был произнесен, ваш язык быстро перемещается обратно в рот, чтобы занять позицию для следующего звука.
Звонкий /й/
Позиция для звонких /th/ такая же. Единственная разница здесь в том, что вы используете свой голос для создания звука. Для звонких /th/ ваш язык имеет легкий контакт с верхними зубами, чтобы помочь создать звук. Для звонких звуков /th/ требуется большее напряжение языка. Этот звук также имеет некоторую продолжительность. Дайте звуковому потоку и не обрезайте его слишком коротко. Распространенная ошибка с акцентом — не придание этому звуку должного течения.
Распространенная ошибка с ударением: Распространенная ошибка с /th/ заключается в том, что говорящий помещает свой язык в правильное положение, но не может направить поток воздуха по языку . Когда возникает эта ошибка, звук не имеет плавности и будет звучать неправильно, даже если вы все сделали правильно с расположением языка.
Фонетика. Тест с заданиями на характеристику звуков.
1. Выбери и запиши только правильную характеристику звука:
[ б ] – согласный, звонкий, мягкий;
[ б ] – согласный, глухой, твёрдый;
[ б ] – согласный, звонкий, твёрдый.
__________________________________________________________________________
2. Выбери и запиши только правильную характеристику звука:
[ л ] – согласный, звонкий, твёрдый;
[ л ] – согласный, звонкий, мягкий;
[ л ] – согласный, глухой, мягкий.
__________________________________________________________________________
3. Выбери и запиши только правильную характеристику звука:
[ р ] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
[ р ] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[ р ] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.
__________________________________________________________________________
4. Выбери и укажи правильную характеристику звука.
󠄓 [м’] – согласный, звонкий парный, мягкий непарный;
󠄓 [м’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
󠄓 [м’] – согласный, глухой непарный, мягкий парный.
5. Отгадай звук по его характеристике, впиши его на месте пропуска в квадратных скобках.
Согласный, непарный глухой, непарный твёрдый – это [ ].
6. Перечисли в строке для ответа звуки, которые объединяются следующей характеристикой:
Согласные, непарные звонкие, парные мягкие.
Ответ: [ _______________________________________________ ]
7. Проанализируй данное слово:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
с о р е в н о в а н и е
Запиши на строках для ответа цифры, соответствующие порядковым номерам букв, обозначающих звуки, которым соответствуют следующие характеристики:
ü согласный, непарный звонкий, парный твёрдый;
Ответ: ________________________________
ü согласный, непарный звонкий, непарный мягкий;
Ответ: ________________________________
8. Произнеси по порядку звуки в слове скамейка. Определи, какой звук обладает перечисленными ниже признаками. Укажи эти звуки в скобках.
[ ] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный;
[ ] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный.
9. Соедини линиями звуки и соответствующие им звуковые характеристики. По аналогии впиши на место пропусков обозначение звука или характеристику звука.
[у] согласный, непарный звонкий, мягкий
[п] гласный
[ж] согласный, глухой, твёрдый
[л’] согласный, звонкий, твёрдый
[й’] _______________________________________________________________
[ ] согласный, непарный глухой, непарный твёрдый
10. В каком столбике верно дана характеристика звуков в слове чаща?
| 󠄓 | 󠄓 | 󠄓 |
[ч’] | согл., глух., мягк. | согл., звонк., мягк. | согл., звонк., твёрд. |
[а] | гласн., ударн. | гласн., безуд. | гласн., ударн. |
[щ’] | согл., глух., мягк. | согл., звонк., мягк. | согл., глух., мягк. |
[а] | гласн. , безуд. | гласн., ударн. | гласн., безуд. |
11. В каком столбике дана верная характеристика звуков в слове венок?
| 󠄓 | 󠄓 | 󠄓 |
[в’] | согл., звонк., мягк. | согл., звонк., твёрд. | согл., звонк., мягк. |
[и] | гласн., безуд. | гласн., безуд. | гласн., ударн. |
[н] | согл. , звонк., твёрд. | согл., звонк., мягк. | согл., глух., твёрд. |
[о] | гласн., ударн. | гласн., ударн. | гласн., безуд. |
[к] | согл., глух., твёрд. | согл., глух., твёрд. | согл., глух., твёрд. |
12. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
Здравствуй, гостья – зима!
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
13. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
кочки
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
14. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
книги
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
15. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
мороз
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
16. Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
лейка
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, твёрдый парный или непарный, мягкий парный или непарный, звонкий парный или непарный, глухой парный или непарный.
[ ___ ] – согласный или гласный, ударный или безударный.
17. Охарактеризуй:
󠄓 четвёртый звук в слове краб — [ ] — ________________________________________
󠄓 третий звук в слове крюк — [ ] — __________________________________________
󠄓 второй звук в слове ёлка — [ ] — ___________________________________________
󠄓 третий звук в слове ножка — [ ] — __________________________________________
18. Охарактеризуй:
󠄓 третий звук в слове боец -[ ] — _____________________________________________
󠄓 третий звук в слове ловкий -[ ] — __________________________________________
󠄓 третий звук в слове съел — [ ] — ____________________________________________
󠄓 третий звук в слове ночь -[ ] — ____________________________________________
19. Охарактеризуй:
󠄓 пятый звук в слове гвоздь -[ ] — ____________________________________________
󠄓 первый звук в слове юбка -[ ] — ____________________________________________
󠄓 третий звук в слове рожь — [ ] — ____________________________________________
20. Распредели слова по группам так, чтобы в каждой оказались слова, которые заканчиваются на один и тот же звук. Охарактеризуй последний звук в словах каждой группы.
Дрозд, год, гвоздь, крот, кость, радость, брод, дождь, медь, торт.
21. Узнай слово по характеристике его звуков. Сделай его буквенную и звуковую записи.
Номер звука | Характеристика звука | Звук | Буква |
1 | парный глухой согласный звук слова калач |
|
|
2 | третий звук слова Яна |
|
|
3 | безударный гласный слова выключить |
|
|
4 | повторяющийся звук в слове носорог |
|
|
5 | третий звук слова его |
|
|
6 | ударный гласный слова перезвон |
|
|
22. Составьте слово из пяти звуков, которые здесь описаны. Запишите полученное слово.
ü Звонкий, парный звуку [ф].
ü Звонкий, парный звуку [т].
ü Непарный звонкий в слове крот.
ü Ударный гласный, как в слове тучка.
ü Глухой, парный звуку [г].
__________________________________________________
23. Определи слово по характеристикам его звуков. Сделай звуковую и буквенную записи этого слова.
1-й звук этого слова – ударный звук слова бантик;
2-й звук – второй согласный звук слова завтра;
3-й звук – общий звук слов код – кит;
4-й звук – ударный звук слова торты;
5-й звук – звук слова больно, имеющий пару по глухости-звонкости;
6-й звук – ударный звук слова ульи;
7-й звук – общий звук слов воз и согнуть.
24. Определи слово по характеристике его звуков. Сделай его звуковую и буквенную записи.
1-й звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно;
2-й звук этого слова – вторая буква слова чьи;
3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли;
4-й звук этого слова – первый звук слова термос.
25. Определи слово по характеристике его звуков. Сделай его звуковую и буквенную записи.
1-й звук этого слова – четвёртый звук слова свитер;
2-й звук этого слова – ударный гласный слова щавель;
3-й звук этого слова – третий звук слова тире;
4-й звук этого слова – шестой звук слова споёмте;
5-й звук этого слова – ударный гласный слова ёлка;
6-й звук этого слова – повторяющийся согласный звук слова пересказ.
26. Определи слово по характеристике его звуков. Сделай его звуковую и буквенную записи.
1-й звук этого слова – общий звук слов его и вогнуть;
2-й звук этого слова – ударный гласный слова пчёлка;
3-й звук этого слова – третий звук слова музей;
4-й звук этого слова – ударный гласный слова включить;
5-й звук этого слова – повторяющийся звук слова тетрадь.
27. Какое слово задумано? Сделай звуковую и буквенную записи слова.
1-й звук этого слова – общий звук слов конечно и что;
2-й звук – ударный звук слова балуется;
3-й звук – 3-й звук слова робкий;
4-й звук – 3-й звук слова якорь;
5-й звук – ударный звук слова столяр.
1. Отметь «лишнее» в характеристике звука [щ’].
ü 󠄓 мягкий;
ü 󠄓 глухой;
ü 󠄓 непарный по твёрдости – мягкости;
ü 󠄓 парный по глухости – звонкости.
2. Отметь «лишнее» в характеристике звука [ж].
ü 󠄓 твёрдый;
ü 󠄓 звонкий;
ü 󠄓 парный по твёрдости – мягкости;
ü 󠄓 парный по глухости – звонкости.
3. Отметь ряд, в котором допущена ошибка в характеристике звуков. Обведи звук, где допущена ошибка.
ü 󠄓 [н], [р], [з] – парные по твёрдости-мягкости согласные звуки;
ü 󠄓 [ж], [в], [п] – парные по глухости-звонкости согласные звуки;
ü 󠄓 [ц], [х], [ш] – непарные по глухости-звонкости согласные звуки.
4. Отметь, характеристика какого звука указана неверно.
ü 󠄓 [р] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
ü 󠄓 [л] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
ü 󠄓 [г] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
ü 󠄓 [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
5. Отметь, характеристика какого звука указана неверно.
ü 󠄓 [ф] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
ü 󠄓 [х] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный;
ü 󠄓 [ц] – согласный, глухой непарный, твёрдый непарный;
ü 󠄓 [ч] – согласный, глухой непарный, мягкий парный.
6. Отметь ошибку в характеристике согласных звуков слова седло.
ü 󠄓 [с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный; обозначается буквой с;
ü 󠄓 [д] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой д;
ü 󠄓 [л] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный; обозначается буквой л.
7. Отметь ошибку в характеристике согласных звуков слова мячик.
ü 󠄓 [м’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; 󠄓обозначается буквой м;
ü 󠄓 [ч’] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный; обозначается буквой ч;
ü 󠄓 [к] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой к.
определение слова unvoiced в The Free Dictionary
Также найдено в: Тезаурус, Википедия.
глухой
(ŭn-voist’)прил.
1. Не выраженные и не произнесенные: невысказанные страхи.
2. Языкознание Глухие: глухие согласные.
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
глухой
(ʌnˈvɔɪst)прил.
1. невыраженный или произнесенный
2. (фонетика и фонология) артикулированный без вибрации голосовых связок; Безусловный 10 Коллинз английский словарь — полная и неопубликованная, 12 -е издание 2014 © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
UN • Голос
(ʌnˈvɔɪst)прил.
1. не озвучено; не произнесено: невысказанные жалобы.
2. глухой (по умолч. 4).
[1855–60]
Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права Random House, Inc., 2005, 1997, 1991. Все права защищены.
ТезаурусАнонимыРодственные словаСинонимы Легенда:
Перейти к новому тезаурусу
Прил. | 1. | невокализованный — производится без вибрации голосовых связок; «глухие согласные, такие как «р», «к» и «с» сурд, глухой, твердый сонантный, звонкий, мягкий — производится вибрацией голосовых связок; ‘часто высказываемое мнение’; «звонкие согласные, такие как «b», «g» и «z»; |
2. | невокализованный — не выражен явно; «неоговоренные условия договора»; «остались недосказанными»; «какое-то негласное соглашение»; «Его действие ясно, но его причина остается неустановленной» невысказанный, невысказанный, невербальный, невербальный, невыраженный, невысказанный, невысказанный неявный, неявный — подразумеваемый, но не выраженный прямо; присущий природе чего-либо; ‘неявное соглашение не поднимать тему’; ‘в его голосе была скрытая критика’; «гнев был неявным в аргументе»; «дуб скрыт в желуде» |
На основе WordNet 3.0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.
глухой
прилагательноеТезаурус Роже «Американское наследие®». Авторские права © 2013, 2014, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Переводы
Unvoiced
[ˈʌnˈvɔɪst] прил.
1. [ Мнение, настроение ] → No Expresado
2. ( Ling ) [
2. ( Ling ) [
2. ( Ling ) [
2. ( Ling ).0003
Испанский словарь Коллинза — полное и полное, 8-е издание, 2005 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1971, 1988 © HarperCollins Publishers, 1992, 1993, 1996, 1997, 2000, 2003, 2005 и Unabridged 7th Edition 2005. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1980 © Harpercollins Publishers 1991, 1997, 1999, 2004, 2005, 2007
Unvoiced
[ʌnˈvɔɪst] прил. ; ( мнение ) → inespresso/aИтальянский словарь Collins, 1-е издание © HarperCollins Publishers 1995
Упоминается в ?
- eclipsis
- edh
- eth
- -eth
- hard
- inarticulate
- mute
- private
- silent
- sneaking
- surd
- tacit
- undeclared
- unexpressed
- unsaid
- невысказанный
- невысказанный
- невысказанный
- невербальный
Ссылки в архиве периодических изданий ?
Его мужественность красиво контрастирует с расплывчатой, похожей на Пьеро хрупкостью Банса и безмолвной меланхолией Обри.
ПОТЕРЯННЫЙ ЛЮБОВНИК
Мы часто плохо относимся друг к другу; наши глаза иногда так прикованы к далекому эгалитарному призу, что мы не чувствуем боли нашего брата или сестры или безмолвных криков, потому что товарищи не хотят слушать.
Карма настигла мою догму
секунда может быть только беззвучной взрывной, /p/, /t/ или /k/.
Фонотактика
Меня классифицируют до результата крови — отсюда тишина, царящая в клинике, и болтовня невысказанных догадок в голове о пациенте, сидящем напротив.
ВИЧ и его культурная мутация
Рассказчик Синнестведт начинает с хорошего темпа, глухого, ровного чтения, но медленно набирает скорость и движется быстрее к 5-му диску.
Хайатт, Стивен, изд. Игра стара как империя; тайный мир экономических наемных убийц и паутина глобальной коррупции
Невысказанные тревоги, такие как страх неудачи в школе, ужас от того, что ты не сможешь тянуть девочку, чувствуешь себя слишком толстым, слишком худым, слишком низким, слишком высоким, будет привести трагически немногие к самоубийству.
Повседневные трудности подростковой жизни могут довести их до крайности
Том организован в соответствии с определенными наборами символов IPA; например, [u], [y], двойной согласный и глухой b содержатся в одной группе.
The Advanced French Lyric Diction Workbook
Первые пять компакт-дисков читаются на стандартном английском без голоса, а последние три компакт-диска читаются с афроамериканским акцентом.
Блайт, Дэвид В.: Больше не раб; двое мужчин, вырвавшихся на свободу, включая их собственные нарративы об освобождении
Для каждого согласного определяется точка и способ артикуляции, а также его звонкий или глухой характер. Представлены слова, содержащие звук на английском, итальянском, французском, латинском, немецком и испанском языках.
IPA Made Easy: Справочник по международному фонетическому алфавиту
Превосходное, ровное, умеренно темповое, безголосое повествование Дэвида Чандлера позволяет слушателю сконцентрироваться на представляемой информации.
Дрей, Филип. Кража Божий гром; Громоотвод Бенджамина Франклина и изобретение Америки
Браузер словарей ?
- ▲
- непроверенный
- непроверенный
- unviable
- Unvicar
- unviewed
- unvigilant
- unvindictive
- Unviolable
- unviolated
- unvirtue
- unvirtuous
- unvirtuously
- Unvisard
- Unvisible
- Unvisibly
- unvisitable
- unvisited
- unvisor
- unvital
- нестеклуемый
- нестеклуемый
- нестеклуемый
- негласный
- негласный
- unvoice
- unvoiced
- unvoluntary
- Unvote
- Unvoweled
- unvoyageable
- unvulcanised
- unvulcanized
- unvulgar
- unvulgarize
- unvulnerable
- unwaged
- unwakened
- unwalled
- unwandering
- unwaning
- нежелательный
- нежелательный груз
- нежелательно
- непреднамеренно
- непреднамеренно
- непреднамеренно
- неосторожность
- неосторожность
- неосторожность
- неосторожность
- невоинственность
- ▼
Полный браузер ?
Согласные, обозначающие твердые звуки.
Звонкие и глухие согласные. Сколько согласных и звуков в русском языкеСогласные, обозначающие твердые звуки. Звонкие и глухие согласные. Сколько согласных и звуков в русском языке
Сегодня почти все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако рекомендуется учить буквы, не называя их так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», надо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку было легче соединять буквы в слоги и слова.
Однако мир звуков этим не ограничивается. А когда малыш подрастет, ему предстоит освоить такие понятия, как гласные, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Я приглашаю вас поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы будем говорить об этом в сказочной форме, в форме, наиболее близкой к детскому восприятию. Я приглашаю вас в фонетическая сказка . Это расширенная версия сказки о звуках, представленная в.
Итак, в хлебосольном живут дружеские письма. И звуки создали великое Царство под названием Фонетика.
В царстве звуков русского языка Фонетика жила дружно — гласных и согласных звуков. У каждого звука был свой дом. Дома гласных были окрашены в красный цвет, а согласные — в синий. Но крыши всех домов были белыми и менялись сами собой, когда звуки шли друг к другу в гости.
Всего в королевстве 42 жителя: 6 гласных [а], [е], [о], [у], [и], [с] и 36 согласных. Они жили вместе и часто навещали друг друга. И каждый раз, когда они ходили друг к другу в гости, происходило волшебство: стоило им взяться за руки, как получались новые звуки для новых слов.
Гласные любил петь. Поэтому в их домах всегда звучала музыка. А вот согласные звуки вообще не получались. Но они были очень податливы и всегда и во всем «согласовывались» с гласными. Однако они могли стать жесткими или мягкими. . Например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. А все потому, что звук [и] смягчал [р], а звук [с], наоборот, придавал ему твердость.
Так согласные, взявшись за руки с гласными, становятся мягкими или твердыми по их желанию.
Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в голубых домах и назывались согласными, они никак не хотели меняться. И случилось это в тот день, когда, праздно сидя на скамейках, они спорили, кто важнее: гласные или согласные. А звуки [и], [ш] и [с] решили стать самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения покрасили белые крыши своих домов в темно-синий цвет.
Но уступчивые и неконфликтные звуки [сч] , [й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве нарушится баланс соотношения звуков и решили остаться мягкий навсегда. А чтобы об этом знали все жители Фонетики, они красили крыши своих домов в зеленый цвет.
Однако вскоре в царстве Фонетики появилось еще 2 обитателя — мягкий и твердый знаки. Но они не нарушали единства звукового мира. Мягкий знак помог согласным стать мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые дома и жили все мирно и дружно.
Но жители Королевства Фонетики славились не только своим твердым и мягким характером. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Некоторым звукам нравился шум падающих листьев, другим — шум дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы, чтобы в одном — всегда звонко звенел колокол, а в другом — словно под куполом — глухо и шумно… Так звонких и глухих согласных . Между кварталами протекает река.
Так звуки [р], [л], [м], [н], [д], [б], [ж], [ц], [д], [ж], [с] поселился в квартале со звонком. А в тихом квартале — [р], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц], [ч], [щ]. А некоторые письма так подружились, что соединили свои дома мостами. Так возникает мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. это парных согласных .
Так живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки посещают друг друга, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют… Им весело. И в этой забаве рождаются слова, из них предложения, составляющие нашу речь. Кстати, бывает… Но, кстати, об этом мы поговорим в другой раз.
Это сложные отношения между звуками. Чтобы сыну было легче рисовать фонетические схемы слов, мы с ним сделали очень удобные облака. По ним очень легко определить твердость или мягкость согласных звуков.
Читайте о том, как мы учили твердые и мягкие согласные с помощью облаков.
И очень простой прием помог нам облегчить ребенку различение звонких и глухих согласных. Назвав звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук приглушен, вибрации не будет.
Для тех же целей мы использовали картинку с домами и мостами через реку, которую вы видели выше.
Приятного знакомства с миром фонетики!
Всего наилучшего!
согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Иногда жестко, иногда мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные и обозначать мягкость согласных на письме буквами И, Е, Е, Ю, И и Л. Узнаем, какие согласные образуют пары твердость-мягкость, и которые только твердые или только мягкие.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, все сразу ответят: хлеб, диван, шарф, подушка. И камень, лед, дерево — сплошь. Да, но оказывается, что звуки русской речи, согласные, тоже могут быть твердыми и мягкими.
Несколько раз по очереди произнесите слова: КОШКА — КИТ.
Сравните первые согласные. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка поднимается к небу, проход, по которому проходит воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали мягкий . А противоположный звук называется — твердый .
Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если сказать слово HES иначе — с твердым первым звуком, то получится совсем другое слово — НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением нашего языка:
ряд — звук [р’] — рад — звук [р]
люк — звук [л’] — лук — звук [л]
скомканный — звук [м’] — мелкий — звук [м]
Звуки можно писать (условно) иконками. Музыкальные звуки записываются нотами, а звуки речи — буквами, но в специальных квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не путать твердые и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставить его сверху.
Большинство согласных образуют пары мягкость — твердость:
[б] | [б’] |
[дюйм] | [дюйм] |
[Г] | [Г’] |
[д] | [д’] |
[ч] | [ч’] |
[до] | [до’] |
[л] | [л’] |
[м] | [м’] |
[н] | [н’] |
[П] | [П’] |
[Р] | [Р’] |
[С] | [С’] |
[т] | [т’] |
[ф] | [ф’] |
[Х] | [Х’] |
Некоторые согласные бывают только твердыми или только мягкими. Не образуют пар по твердости/мягкости:
— Только твердые согласные : [ш], [ш], [ц];
— Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
На письме твердость согласных обозначается гласными А, О, У, Ы, Е, мягкость согласных обозначается гласными Е, Е, И, Ю, И.
Есть слова с мягкими согласными в конце или в середине слова перед другими согласными. Послушайте слова: соль, лошадь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придет мягкий знак. Даже его название наводит на мысль — знак мягкий , для мягких согласных.
Как вести себя при написании слов:
— Слышу твердый согласный звук — После него пишу буквы вместо гласного: А, О, У, Ы, Э.
— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком — его мягкость обозначаю гласными: Е, Е, И, Ю, И.
— Слышу мягкий звук в конце слова или перед согласной — проявляю мягкость б.
Если понравилось, поделись с друзьями:
Присоединяйтесь к нам на Facebook !
См. также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Основы теории:
Мы предлагаем онлайн-тесты:
Согласные в разных словах звучат по-разному. Иногда жестко, иногда мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные и обозначать мягкость согласных на письме буквами И, Е, Е, Ю, И и Л. Узнаем, какие согласные образуют пары твердость-мягкость, и которые только твердые или только мягкие.
Сравните первые согласные. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка поднимается к небу, проход, по которому проходит воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали мягкий . А противоположный звук называется — твердый .
Выполним задание. Вам нужно разложить овощи по двум корзинам. На первое место ставим те, в названиях которых слышны любые мягкие звуки, во второе те, в названиях которых все согласные звуки твердые. Свекла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.
Давайте проверим. В первую корзину положить: свеклы (звук [в’]), репы (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Второй: капуста, тыква, баклажан, лук .
Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если сказать слово ГЕС иначе — с твердым первым звуком, то получится совсем другое слово — НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением нашего языка:
ряд — звук [р’] — рад — звук [р]
люк — звук [л’] — лук — звук [л]
Рис. 3. Лук ( )
скомканный — звук [м’] — мелкий — звук [м]
Звуки можно писать (условно) значками. Музыкальные звуки записываются нотами, а звуки речи — буквами, но в специальных квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не путать твердые и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставить его сверху.
Большинство согласных образуют пары мягкость — твердость:
Некоторые согласные только твердые или только мягкие. Они не образуют пар по твердости/мягкости:
Только твердые согласные : [ш], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
Выполним задание: укажем парный звук.
[ч] — ? [а также] — ? [Р’] — ? [ч’] — ? [С’] — ? [л] — ? Проверим правильность задания: [с] — [с’]; [р’] — [р]; [SS]; [л] — [л’]. [ж], [з’] — непарные мягко-твердые звуки.
На письме твердость согласных обозначается гласными А, О, У, Ы, Е, а мягкость согласных обозначается гласными Е, Е, И, Ю, И.
Встречаются слова с мягкие согласные в конце слов или в середине слов перед другими согласными. Послушайте слова: соль, лошадь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придет мягкий знак. Даже его название наводит на мысль — знак мягкий , для мягких согласных.
Давайте сделаем памятку, как действовать при написании слов:
Слышу твердый согласный звук — после него вместо гласного звука пишу буквы: А, О, У, Ы, Э.
Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком — его мягкость обозначаю гласными : Е, Е, И, Ю, И.
Слышу мягкий звук в конце слова или перед согласной — проявляю мягкость б.
Рис. 5. Твердые и мягкие согласные ()
Итак, сегодня мы узнали, что согласные бывают мягкими и твердыми, а мягкость согласных на письме в русском языке обозначается буквами я, е, е, ю, я и ю.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Учебная книга / Учебник.
Дополнительные веб-ресурсы
- Гипермаркет знаний ()
- Русский язык: краткий теоретический курс. ()
- Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()
сделать на дому
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. С. 35, пр. 6, с. 36, упр. 3.
- Посчитайте, сколько мягких согласных в слове электропоезд ? ( В слове поезд — 3 мягких согласных ([л’], [р’], [ч’]) .
- Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твердость звучания меняет смысл.
Способность различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, их надо не запоминать, а научиться слышать. А для этого ребенку нужно подсказать, как именно эти звуки получаются — это значительно облегчит его понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке одновременно твердые и мягкие. Для начала нужно, чтобы ребенок запомнил те, которые только твердые: Ш, Ш, С, а также всегда мягкие: Ч, Ш, Ы. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда будет нарисовано твердое по синим кирпичам, а всегда мягкие — по зеленым подушкам (выбор цвета основан на том, как обозначаются эти звуки в младших классах).
Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы положили ему в тетрадь или повесили, то он быстро запомнит эти согласные.
Как гласные командуют согласными
Затем вы объясняете ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. Но соседние буквы помогут предположить это. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш твердый. Например: таблица. Что следует за звуком С? Значит, это твердый согласный.
Гласный звук «повелевает» согласному, стоящему перед тем, каким он должен быть. Если это гласные: А, О, У, Э, С, то перед ними стоят только твердые согласные. А если это: А, Е, Ю, И, Йо, то — мягкое. Мягкость предыдущего согласного обозначается также
Развивающие игры
Для того, чтобы ребенку легче это запомнить, попробуйте поиграть с ним. Попросите его приложить наружный указательный палец к нёбу и по очереди произнести слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА — ТЯ, ОН — НЯ. Ребенок благодаря этому сможет точно запомнить, как получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы выдвигается вперед, а его спинка слегка приподнимается к небу. А вот при произнесении твердых согласных этого не происходит.
Бросьте мяч ребенку, называя слог твердым согласным, и пусть он вернет вам мяч, уже произнося его с мягким. Например: ЛА — ЛА, ЛО — ЛЕ, ЛИ — ЛИ и т.д.
В школе учащихся просят выделять твердые и мягкие согласные с помощью синего и зеленого цветов. Синий твердый, а зеленый мягкий. Вырежьте несколько красных, синих и зеленых квадратов и попросите их собрать слово. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные соответственно синим, а мягкие — зеленым. Возьмем для этого маленькие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т. д.
Игра в цепочку слов. Вы произносите слово, оканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, начинающееся с этого слога. Не забывая вслух определить, какой согласный, твердый или мягкий, был в этом слоге: ветры — рыба — бублики — кино и т. д.
Если методично объяснить ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей правописания русского языка. Удачи тебе!
Все звуки речи делятся на гласные и согласные. В свою очередь согласные можно разделить на твердые и мягкие. Это одна из основных характеристик согласного звука.
Какие звуки называются мягкими
Большинство учащихся не сомневаются, мягкий это звук или твердый. Обычно мы различаем их просто на слух. Ведь эти звуки слышатся иначе, чем твердые. При их произнесении язык несколько продвигается вперед к зубам и локализуется в области твердого неба. Вот почему после мягких согласных чаще всего произносятся гласные, которые также образуются впереди, рядом с зубами.
Парные и непарные мягкие согласные
Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.
Мы видим, что в русском языке есть несколько непарных твердых звуков и несколько непарных мягких звуков.
Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять значимую функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛ. На этом основано множество лингвистических загадок.
Как обозначаются мягкие звуки на письме
Как правило, мягкие согласные звуки на письме обозначаются по-разному.
С мягким знаком. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает только на мягкость двойного согласного. Если перед нами шипящий, его мягкость нельзя обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твердые (и тогда их нельзя смягчить), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации лишний). После шипения мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различают существительные 2-го и 3-го склонения.
Изучая русский язык уже во 2 классе, ребята узнают о двойственной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы находятся в области удвоенного согласного, то они читаются Е, О, У, А и одновременно указывают на мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].
Аналогично первому случаю после шипящих Е, Ё, Ю я не могу указать мягкость предшествующего согласного, поэтому написание Е и Ё после шипящего затруднено и также усваивается в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например, слово «поджог» является существительным, а слово «поджог» — глаголом.
В каких случаях не нужно указывать мягкость в письменной форме
Некоторые мягкие согласные звуки и их сочетания «не дружат» с мягким знаком.
Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле никогда не ставится мягким знаком.
В сочетаниях ЧК, ЧН-ЛФ, ВЧ, ТХ, СЧ-НЩ, СК мягкий знак не нужен.
Не требуется в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произнесении перед мягким согласным: куплеты [С’Т’], разность [З’Н’], и т.