Стихи для детей 4 — 5 — 6 лет для заучивания наизусть
Стихи для детей 4 — 5 — 6 лет для заучивания наизусть
Учить стихи детям необходимо потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка. При этом развивается детская память, увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь.
Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.
Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.
Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.
***
Дед хотел уху сварить?
— Дед пошел ершей ловить?
А за дедом кот Лаврентий
За котом петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
***
Ножки-ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы ручки роботали
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали, да смотрели
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком.
***
Зайчишка – трусишка
по полю скакал,
В огород забежал,
Морковку нашёл, сидит, грызёт.
Ай, кто – то идёт!
Зайка глазками моргал,
Других зайчиков искал.
Вот их сколько, посмотрите,
Зайчиков скорей берите!
***
Дон – дон- дон
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром,
Но не добежала,
Воду расплескала.
Дон-дон-дон,
Загорелся кошкин дом.
Бежит уточка с ковшом,
Да ковш уронила,
Воду-то разлила.
Дон-дон-Дон,
Погорел кошкин дом.
Где теперь кошечке жить?
***
Гуси, вы гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!
***
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
***
Солнышко-ведрышко,
Выгляни окошечко.
Там малые детки
Ждут твоего света.
Лепешки валяют,
Тебя поджидают.
***
Маленькой елочке
Холодно зимой,
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Беленький заинька
Елочку просил:
«Мятного пряничка
Зайке принеси!»
Белочка прыгала
В шубке голубой:
«Елочка, елочка,
Я пойду с тобой!»
В комнатах тепло,
Заяц и белочка
Дышат на стекло.
Красные зяблики
Вьются у окна,
В теплой проталинке
Елочка видна.
Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Сколько под елочкой
Маленьких ребят!
Топают, хлопают,
Весело кричат:
«Елочка, елочка,
Яркие огни,
Синими бусами,
Елочка, звени,
Ветку нарядную
Ниже опусти,
Нас шоколадною
Рыбкой угости!
Встанем под елочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!»
***
Идет лисичка по мосту,
Несет вязанку хворосту,
Зачем ей хворост?
Печь топить.
Зачем ей печь?
Обед варить.
Зачем обед?
Гостей кормить.
А гости кто?
Медведь с женой, да еж, да кот
Да мы с тобой.
***
«На улице три курицы…»
С петухом дерутся,
В окошечко три девицы,
Смотрят и смеются.
***
Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.
Говорю ей:-Посмотри!
Ты ведь мокнешь в луже…-
А она мне изнутри :
-Это ведь снаружи!
А внутри меня весна ,
День стоит чудесный!-
Отвечала мне она
Из скорлупки тесной.
Говорю:-Повсюду мрак…
Не спастись от стужи!-
А она в ответ : -Пустяк.
Это ведь снаружи!
А внутри меня уют:
Расцветают розы,
Птицы дивные поют
И блестят стрекозы!
-Что ж , сиди сама с собой!-
Я сказал с улыбкой
И простился со смешной
Глупенькой Улиткой…
Дождь закончился давно.
Солнце — на полмира…
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.
***
Если в нашей кухне
Долго- долго плакать
Станут в нашей кухне
Зацветут кувшинки
Зашумит осока
И придется в кухне
Строить мост высокий
Приходите по мосту
Гости дорогие
Приносите нам платки
Чистые, сухие.
***
Гуси, гуси.
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Так летите же домой.
-Серый волк под горой.
Зубы точит, воду пьет,
Нам проходу не дает.
-Ну, летите, как хотите.
Только крылья берегите.
***
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Земляного червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
***
К нам домой пришла лягушка,
Разбросала все игрушки,
Оглядела кавардак
И сказала тихо: «Квак…»
***
Ели на опушке —
До небес макушки —
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки,
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод!
***
Раз — подскок!
Два — подскок!
Высоко потолок!
Я скачу, я лечу,
Стать высоким хочу!
***
Ночью темень ночью тиишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу
Мышкин к дырочке в полу
Жаль что в речке на воде
Нет следов твоих нигде
Только темень только тишь
Рыбка, рыбка ,где ты спишь?
***
Праздник осенью в лесу,
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила
Каждый листик золотой —
Маленькое солнышко,
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
Берегу я листики…
Осень продолжается
Дома, дома у меня
Праздник не кончается.
Каждый листик золотой —
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
***
Длинноногий, босоногий
Шлепал дождик по дороге.
Озорник на всякий случай
Был привязан к маме-туче.
Дождик, дождик, что ты льешь?
Что гулять нам не даешь?
Вот когда уйдем мы спать,
Можешь лить и лить опять.
***
Вот такая высота!
Вот такая красота!
Как у нашей елочки,
В серебре иголочки,
Разноцветные шары,
Все ― на радость детворы!
***
Как же нравится всем детям,
Праздник — лучше всех на свете,
Что приходит в каждый дом,
И тепло оставит в нем.
Этот праздник — Новый год,
Радость людям всем несет!
Какие стихи учить самым маленьким детям?
Первые стихи должны быть понятны и просты. Для этого подойдут потешки, считалки или детский фольклор. Ну, а потом уже можно перейти к стихам А.Барто и другим авторам.
Стихотворная форма произведений воспринимается детьми лучше, чем прозаическая. В стихотворении есть напев и мелодия, в прозе – всё монотонно, нет рифмы. Не случайно многие писатели обращаются к изложению своих произведений именно в стихотворной форме. Сказки и рассказы, изложенные в рифме легко воспринимаются и учатся. Вспомните стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского. Каждый взрослый наверняка процитирует строчки из произведений этих писателей.
Советы родителям при заучивании стихотворений
Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.
Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.
Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т. к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.
Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.
Игровые приемы, которые помогут вам при этом:
— Заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот прием помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.
Детский фольклор
Детские дразнилки
Учим дни недели с ребенком
Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.
Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.
Из этой статьи вы узнаете, как выучить дни недели с детьми так, чтобы процесс прошел легко и интересно.
1. Первый календарьКак известно, дети усваивают любую информацию лучше всего, когда она подается в игре. Поэтому не торопитесь сразу предъявлять малышу годовой календарь с несчетным количеством цифр, а лучше подготовьте доступное и наглядное игровое пособие – что-то вроде недельного календаря, на котором ребенку будет интересно в ежедневном режиме отслеживать дни недели. Пока что забудьте про числа и месяцы, обращайте внимание только на дни недели! Желательно сделать календарь так, чтобы каждый день ребенок мог что-нибудь откреплять / прикреплять / наклеивать / закрашивать и т.д. Таким образом, будет задействован не только зрительный канал восприятия, но и чувственный.
У нас с Таисией календарь представляет собой паровоз, где каждый вагон – это кармашек. Висит паровозик на самом видном и используемом месте – холодильнике . С утра Тася пересаживает Машеньку в тот вагончик, который соответствует наступившему дню недели, и заодно проверяет, что запланировано на этот день. В этом ей помогают картинки-напоминалки, закрепленные над вагончиками. Картинки могут напоминать как о регулярных секциях, так и о других интересных грядущих событиях (например, поход в цирк, день рождения бабушки). Вот пример наших напоминалок – танцы, бассейн и музыкальная школа.
Паровоз – это лишь один из множества вариантов оформления первого календаря. Календарь также можно сделать в виде лестницы со ступеньками, цветика-семицветика, у которого лепестки отстегиваются и пристегиваются на липучки, или просто в виде круга с семью секторами и вращающейся стрелкой, и т. д.
После того, как вы нашли на календаре наступивший день недели, полезно обсудить с ребенком, будний это день или выходной (если родители работают по пятидневке и ребенок посещает детский сад, эти понятия, как правило, запоминаются довольно легко). Кроме того, можно вспомнить один из стишков про дни недели (см. ниже).
Будьте готовы к тому, что интерес ребенка к календарю не будет вечен, скорее всего, через 3-4 недели энтузиазма у малыша поубавится, и он будет все чаще забывать подходить к календарю. В этом случае лучше просто отложить календарь на какое-то время и вернуться к нему позже. Либо можно попробовать отслеживать дни другим способом. Например, нам очень понравился пазл «Я учу дни недели» фирмы «Оксва».
Собирать такой, пазл, конечно, можно и за один присест, но, на мой взгляд, гораздо интереснее и познавательнее, каждый день дополнять пазл новыми деталями (например, во вторник даем ребенку цифру «2», слово «вторник» и соответствующую деталь картинки). Так, по мере приближения недели к концу картинка будет становиться все больше. Вид недостроенной картинки прямо-таки интригует Таисию, она усердно старается вспомнить, какой же там день идет следующим номером, лишь бы только поскорее получить еще один кусочек пазла
Детям постарше также можно предложить закрашивать каждый день на обычном календаре или переставлять день на календаре с передвижным окошечком. Даже если ребенок еще плохо знает двузначные цифры, это будет хорошей подготовкой к знакомству с ними.
Ребенку лет от 4-5 также может понравиться что-то вроде календаря природы (Лабиринт, Ozon, My-shop). Он дает возможность отмечать не только день недели, но и времена года, месяц, число, погоду.
2. Стихи про дни недели для детейВ стихотворной форме, как известно, все легче и быстрее запоминается, поэтому и сейчас можно прибегнуть к помощи веселых стихов про дни недели. Приведу несколько хороших стихотворений. Нам нравится их читать, поочередно указывая на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали.
***
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник- это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, — воскресенье,
Назначаем днем веселья.
***
Подскажите-ка нам, звери,
Первый-понедельник –
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник –
Соловей-задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой четверг –
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
***
Муха – чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке,
Во вторник — в томатной подливке,
В среду — в лимонном желе,
В четверг — в киселе и смоле.
В пятницу — в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
***
Бежит, спешит неделя
Мелькают быстро дни
Так чем же, в самом деле,
Наполнены они?
— Да разными делами!
Ответил мне сынок.
–Ходил я в понедельник
С друзьями на каток
Во вторник с братом Ване
В лошадки я играл,
А в среду взял я сани
И с гор его катал.
В четверг вдвоем с братишкой
Рассматривали книжки.
А в пятницу сначала
Немного поскучали,
А после к дню рождения
Писали приглашения.
В субботу в хоре пели,
Старались, кто как мог.
А в воскресенье ели
С клубникою пирог.
3. ИгрыНу и чтобы все, что вы выучили, не забывалось, полезно иногда играть вот в такие игры:
4. Мультфильмы про дни недели для детейСреди мультфильмов, рассказывающих ребенку про дни недели, мне не удалось найти такие, которые действительно можно было бы от души порекомендовать. В основном попадаются мультики с весьма примитивными сюжетами и незапоминающимися героями. Но если уж выбирать из того, что есть, то самыми достойными мне показались мультики про паровозик Чух-чух «Учим дни недели с ребенком». Если вам попалось что-то поинтереснее, буду рада, если вы поделитесь в комментариях своими находками.
Напоследок как обычно упомяну одну полезную книжечку по теме, к моему удивлению, она оказалась очень хорошим подспорьем.
Сергей Гордиенко «Дни недели» (Лабиринт, Ozon, My-shop)
В стихотворной форме здесь рассказывается история зверушек, построивших дом всего-то за неделю. В понедельник был только проект, а в воскресенье – уже новоселье. По ходу стихотворения ребенок сможет отследить, как продвигалось строительство по мере приближения недели к концу. Помимо стиха в книге есть еще и интересные задания.
Настройтесь на то, что процесс осознанного запоминания дней недели не будет быстрым. Даже если ребенок быстро «зазубрит» названия дней, ему понадобится некоторое время, чтобы он еще и увязал те или иные жизненные события с недельным распорядком. Просто старайтесь регулярно поглядывать на календарь, и тогда ребенок привыкнет отслеживать дни недели без особого труда.
Искренне ваша, Яна Разначенко
ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС ИЛИ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ АРКТИКА
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 2-4 ЛЕТ
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА СВОИМИ РУКАМИ | РАСПЕЧАТАТЬ
Запомни стихотворение для месяца поэзии
Этот пост может содержать партнерские ссылки.
Автор Мелисса Тейлор
ЧасовОпубликовано
Запишите свое любимое стихотворение на Sound Cloud. Отправить его своим друзьям и семье.
Расскажите, как проходит заучивание стихотворения!
Подпишитесь на доску Poetry Мелиссы Тейлор @ImaginationSoup на Pinterest.
Вам также могут понравиться:
Лучшие книги поэзии для детей
Ежедневная поэзия для детей
Itzi Easy-to-Play Game 9 (and Fun)0042
Мелисса Тейлор
Мелисса Тейлор, Массачусетс, создательница Imagination Soup. Она мать, учитель, писатель и писатель-фрилансер. Она пишет Imagination Soup и работает фрилансером для публикаций в Интернете и в печати, включая Sylvan Learning, Random House, USA Today Health, The Writer и Scholastic Parent and Child.
Похожие посты
12 стихов Шарлотты Мейсон для заучивания0105 Я очень внимательно следил за своими ногами;
И я держусь на площадях,
И массы медведей,
Которые ждут на углах, готовые к еде
Глупые, что топчутся по уличным линиям
Вернитесь в свои берлоги,
И я говорю им: «Медведи,
Вы только посмотрите, как я хожу по всем площадям!»
И медвежата рычат друг другу: «Он мой,
Как только он глупый и наступает на линию».
И некоторые из медведей покрупнее пытаются притвориться
Что они пришли из-за угла искать друга;
И пытаются делать вид, что всем наплевать
Ходите ли вы по линиям или по площадям.
Но только глупцы верят их болтовне;
Очень важно, как ты ходишь.
И как радостно крикнуть: «Медведи,
Вы только посмотрите, как я хожу по всем площадям!» 2. Моя тень можно увидеть.
Он очень, очень похож на меня от пяток до головы;
И я вижу, как он прыгает передо мной, когда я прыгаю в свою кровать.
Самое смешное в нем то, как он любит расти—
Совсем не как нормальные дети, которые всегда очень медлительны;
Ибо он иногда взлетает выше, как каучуковый мяч,
И он иногда получает так мало, что его нет совсем.
Он понятия не имеет, как должны играть дети,
И может только одурачить меня всячески.
Он стоит так близко ко мне, он трус, ты видишь;
Мне стыдно было бы прилипнуть к няне, как ко мне прилипает эта тень!
Однажды утром, очень рано, еще до восхода солнца,
Я встал и нашел сияющую росу на каждом лютике;
А моя ленивая тень, как закоренелая соня,
Осталась дома позади меня И крепко спала в постели.
Как вам нравится кататься на качелях,
В воздухе так сине?
О, я думаю, это самое приятное
Все, что может ребенок!
В воздухе и над стеной,
Пока я не могу видеть так широко,
Реки и деревья, скот и все такое
Над сельской местностью-
Пока я не смотрю вниз на зелень сада,
Внизу, на крыше такой коричневой —
В воздухе Я снова лечу,
Вверх в воздух и вниз!
Дружелюбная корова, вся рыжая и белая,
Люблю всем сердцем:
Она изо всех сил дает мне сливки,
Есть с яблочным пирогом.
Она бродит, мыча туда и сюда,
И все же она не может сбиться с пути,
Все в приятном открытом воздухе,
Приятный свет дня;
И обдуваемая всеми ветрами
И мокрая от всех ливней,
Она ходит среди луговых трав
И ест луговые цветы.
Спи, маленький голубь, и сложи крылья –
Маленький голубой голубь с бархатными глазами;
Сон под пение матери-птицы качается–
Качает гнездо, где лежит ее птенец.
Вон там я вижу звезду –
Серебристая звезда с звенящей песней;
На падающую мягкую росу Я слышу, как она зовет —
Зовёт и звенит ночь.
В окно входит лунный луч –
Маленький золотой лунный луч с туманными крыльями;
Все молча ползет, спрашивает: «Спит ли он –
Спит и мечтает, пока мать поет?»
Вверху от моря плывет рыдание
Волн, что разбиваются о берег,
Как будто они стонут от тоски и стонут –
Оплакивая корабль, который больше не придет.
Но спи, голубчик, и сложи крылья –
Голубенький голубчик со скорбными глазами;
Разве я не пою?? – видишь, я качаюсь –
Качаю гнездо, где моя милая лежит.
По мере взросления детей растет и их воображение, поэтому мы можем рекомендовать более абстрактные идеи для этой возрастной группы.
6. Надежда — это штука с перьями Эмили Дикинсон «Надежда» — это штука с перьями —
Что сидит в душе —
И поет мелодию без слов —
И никогда не останавливается — совсем —
И самое сладкое — в буре — слышно —
И жестока должна быть буря —
Что б птичку смутить
Которая столько согрела –
Я слышала это на самой холодной земле –
И на самом чужом море –
Но – никогда – В Крайности,
Она попросила крошку – у меня.
Маленький ягненок, сотворивший тебя
Знаешь ли ты, кто сотворил тебя?
Дал тебе жизнь и велел накормить тебя.
У ручья и над медом;
Дал тебе одежду восторга,
Мягчайшая одежда яркая шерстяная;
Подарил тебе такой нежный голос,
Радовать все долины!
Маленький ягненок, который сотворил тебя
Знаешь ли ты, кто сотворил тебя?
Маленький ягненок, я скажу тебе,
Маленький ягненок, я скажу тебе!
Он назван твоим именем,
Ибо он называет себя Агнцем:
Он кроток и кроток,
Он стал младенцем:
Я дитя, а ты ягненок,
Мы названы его именем .
Маленький ягненок, да благословит тебя Бог.
Маленький ягненок, да благословит тебя Бог.
Я выпустил стрелу в воздух,
Она упала на землю, я не знал куда;
Ибо, так стремительно он летел, прицел
Не мог уследить за ним в полете.
Я вдохнул в воздух песню,
Она упала на землю, не знаю куда;
Ибо у кого зрение такое острое и сильное,
Что оно может следовать за полетом песни?
Долго, долго потом, в дубе
Я нашел стрелу, все еще не сломанную;
И песню, от начала и до конца,
Я снова нашел в сердце друга.
Учащимся 12 лет и старше подойдут стихи, требующие более глубокого размышления. Вот некоторые из наших личных фаворитов:
9. Прощение Джона Гринлифа Уиттиера Мое сердце было тяжелым, ибо его доверие было
Оскорблено, его доброта ответила грязной ложью;
Так, угрюмо отвернувшись от ближних,
В один летний субботний день я бродил среди
зеленых курганов деревенского гроба;
Где, размышляя, как все люди любят и ненавидят
Найти один печальный уровень; и как, рано или поздно,
Обиженные и беззаконники, каждый с кротким лицом,
И холодные руки, сложенные над неподвижным сердцем,
Проходят зеленый порог нашей общей могилы,
Куда ведут все шаги, откуда ни один не уходит,
Боялся за себя и жалел свой род,
Наша общая печаль, как могучая волна,
Смел всю мою гордость, и с трепетом простил!
Придите ко мне, дети!
Ибо я слышу тебя в твоей игре,
И вопросы, которые меня
смущали, Исчезли совсем прочь.
Вы окна восточные открываете,
Что к солнцу смотрите,
Где мысли поют ласточки
И ручейки утренние бегут.
В ваших сердцах птицы и солнце,
В ваших мыслях ручеек течет,
А в шахте ветер Осени
И первый снег выпал.
Ах! чем был бы для нас мир
Если бы детей больше не было?
Мы должны бояться пустыни позади нас
Хуже, чем темнота раньше.
Что листья для леса,
Свет и воздух для пищи,
Прежде чем их сладкие и нежные соки
Затвердеют в дерево, —
Что для мира дети;
Сквозь них чувствуется сияние
Более светлого и солнечного климата
Чем достигает сундуков внизу.
Придите ко мне, дети!
И шепни мне на ушко
О чем поют птицы и ветры
В твоей солнечной атмосфере.
Для чего все наши замыслы,
И мудрость наших книг,
По сравнению с твоими ласками,
И радость взглядов твоих?
Вы лучше всех баллад
Которые когда-либо были спеты или сказаны;
Ибо живы стихи,
А все остальные мертвы.
Если вы можете сохранять спокойствие, когда все вокруг вас теряют голову и обвиняют в этом вас,
Если вы можете доверять себе, когда все люди сомневаются в вас,
Но учтите их сомнения слишком;
Если можно ждать и не утомляться ожиданием,
Или быть обманутым, не заниматься ложью,
Или быть ненавидимым, не поддаваться ненависти,
И при этом не выглядеть слишком хорошо, ни говорить слишком мудр:
Если ты умеешь мечтать — и не делаешь мечты своим хозяином;
Если вы можете думать, а не делать мысли своей целью;
Если ты сможешь встретиться с Триумфом и Бедствием
И относиться к этим двум самозванцам одинаково;
Если вы можете вынести правду, которую вы сказали
Извращены мошенниками, чтобы сделать ловушку для дураков,
Или смотреть на вещи, которым вы отдали свою жизнь, сломанные,
И наклониться и построить их изношенными инструментами :
Если вы можете сделать одну кучу из всех своих выигрышей
И рискнуть ею на одном ходу подбрасывания,
И проиграть, и начать заново с самого начала
И ни слова не сказать о своей утрате;
Если вы можете заставить свое сердце, нервы и сухожилия
Служить своей очереди еще долго после того, как они уйдут,
И так держитесь, когда в вас ничего нет
Кроме Воли, которая говорит им: «Держись!»
Если ты можешь говорить с толпой и хранить свою добродетель,
Или ходить с королями — и не терять общего контакта,
Если ни враги, ни любящие друзья не могут причинить вам вреда,
Если все люди считаются с вами, но не слишком много;
Если ты сможешь заполнить неумолимую минуту
Шестьдесят секунд бега на расстояние,
Земля и все, что на ней, принадлежит вам,
И, что еще важнее, ты будешь Человеком, сын мой!
Не говори мне скорбными цифрами
«Жизнь — всего лишь пустой сон!» —
Ибо мертва душа, что дремлет,
И все не то, чем кажется.
Жизнь реальна! Жизнь серьезна!
И могила не ее цель;
«Прах ты, в прах возвратишься»,
О душе не говорилось.
Не наслаждение и не печаль,
Нам предначертан конец или путь;
Но действовать, чтобы каждое завтра
Найти нас дальше, чем сегодня.
Искусство длинно, а Время быстротечно,
И сердца наши, хоть и крепки и храбры,
Всё же, как приглушённые барабаны, бьют
Похоронные марши к могиле.
На широком поле битвы мира,
На бивуаке Жизни,
Не будь бессловесным, загнанным скотом!
Будьте героем в сражении!
Не верь будущему, как же приятно!
Пусть мертвое Прошлое похоронит своих мертвецов!
Действуй, — действуй в живом настоящем!
Сердце внутри и Бог над головой!
Жизнь великих людей все напоминает нам
Мы можем сделать нашу жизнь возвышенной,
И, уходя, оставить после себя
Следы на песках времени;
Следы, что ли еще,
Плывя над торжественным судном жизни,
Одинокий и потерпевший кораблекрушение брат,
Увидев, снова воспрянет духом.