Проверочная работа по теме «Состав слова»
Русский язык
- Напиши, какие ты знаешь части слова.
Приставка, корень, суффикс, окончание.
- Закончи предложения:
- Приставка — это
- Окончание – это
- Суффикс – это
Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание располагается в конце слова, и служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание может быть нулевым. Оно не образует новых слов. Суффикс – это часть слова, которая находится после корня. Суффиксы служат для образования новых слов.
- Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
- чайник, чайный, нечаянно, чай;
- легонько, легковой, залегать, облегчать;
- дело, делить, поделки, деловой.
1. чайник, чайный,нечаянно, чай; 2. легонько, легковой,залегать, облегчать; 3.дело, делить, поделки, деловой.
- Разбери слова по составу.
Заморозки, полет, грибник, вырубка.
- Образуй однокоренные слова при помощи суффиксов -еньк-, -очк-, -ок-.
- Серый волк,
- красная роза,
- теплый ветер.
Серый волк, серенький волчок. Красная роза, красненькая розочка. Теплый ветер, тепленький ветерок.
- Подбери однокоренные слова, выдели корни.
- Цвет,
- дуб,
- береза.
Цвет, цветной. Дуб, дубовая. Береза, березовый.
- Укажите слова, строение которых соответствует схеме:
приставка, корень, суффикс, окончание.
Крылышко, погрузка, поход, подснежник, лесок, пригородный.
Крылышко, погрузка, поход, подснежник, лесок, пригородный.
- Укажи слова, в которых частью корня является «на»:
Надежда, наломать, наземный, наружный.
Надежда, наломать, наземный, наружный.
- Выберите слова с приставками:
(За)ночевал, (за)спиной, (в)лез, (с)мылом, (по)работал, (через)лёд.
(За)ночевал, (за)спиной, (в)лез, (с)мылом, (по)работал, (через)лёд.
- Соотнеси слова и схемы слов:
а) дорога 1) ¬ ͡ ˄ □
б) дочка 2) ͡ □
в) заморозки 3) ͡ ˄ □
- Подбери однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком, в корне слова:
- грустить,
- радость,
- счастье,
- прелесть,
- честь.
Грустить – грустный, радость – радостный, счастье – счастливый, прелесть – прелестный, честь – честный.
Другие статьи по теме
Русский язык
Словообразовательный разбор слова – примеры (русский язык, 6 класс)
3. 9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1191.
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1191.
Среди различных видов лингвистических разборов важное место занимает словообразовательный разбор слова. Этому виду разбора и посвящена наша статья.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Как получаются новые слова?
Среди слов в русском языке есть те, которые ни от чего не образованы (дом, зима, лист), а есть те, которые произошли от других слов (домашний, зимородок, листочек). Основы первых называются непроизводными, основы вторых – производными. Как они произошли, изучают в 6 классе в теме «Словообразование».
Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренных. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.
Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.
При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.
Например, ухо – ушко (маленькое ухо) – ушной (для уха) – ушанка (шапка, закрывающая уши) – ушастый (с большими ушами) и т.д.
Способы образования новых слов в русском языке
При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.
Приставочный: ехал – при-ехал, правда – не-правда.
Суффиксальный: дом – дом-ик, село – сель-ск-ий.
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный (бессуффиксальный): бежать – бег, приказать – приказ.
Сложение: пар, воз – паровоз, высшее учебное заведение – вуз.
Переход из одной части речи в другую: столовая (ложка) – (школьная) столовая, дежурный (ученик) – (кто сегодня) дежурный?
Как сделать словообразовательный разбор
Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).
Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В обоих словах выделить общую часть. Это и будет производящая основа.
За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.
Приведем пример.
Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.
Последнее – записываем способ образования.
Примеры
Приведем примеры словообразовательного разбора слова.
Водопроводчик – водопровод + чик, суффиксальный.
Водопровод – вода + провод, сложение.
Что мы узнали?
Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Данил Скорик
5/5
Александр Кружаев
4/5
Наташа Морякова
3/5
Даша Домнина
2/5
Света Важорова
4/5
Арзы Халилова
4/5
Юляшка Бикяшева
5/5
Ульяна Конкина
5/5
Ева Огнева
5/5
Оценка статьи
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1191.
А какая ваша оценка?
Как разобрать слово по сочинению
Давая задание разобрать слово по сочинению, многие учителя сталкиваются с тем, что не все дети справляются с ним правильно и быстро. На самом деле алгоритм этой процедуры достаточно прост. Важно изначально сформировать эту способность у школьников, чтобы потом у них не возникло проблем.
Разобрать слово по составу — значит выделить в нем значимые части. Возможность выполнения этого действия полезна при освоении многих правил правописания. Основными методами являются подбор форм, а также нахождение односоставных и однокоренных слов. Рекомендуется при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение.
Прежде чем расшифровывать слово по составу, нужно определить, к какой части речи оно относится. Это необходимо сделать, чтобы понять, переменная она или нет (в последнем случае у нее не будет конца). Далее выделяется основа слова. В таких частях речи, как междометие, наречие или предлог окончания нет, и он вообще не отмечается. Если он якобы возможен, но в слове его нет (например, мост), то он обозначается как «ноль». Остаток называется «базой». Для различения окончания слово изменяют (существительные — по падежам, прилагательные — по рождению и т. д.).
В основе слова лежит его лексическое значение. Из него, в свою очередь, выделяются остальные части. Основная лексическая нагрузка находится в корне. Это неизменная часть, считающаяся основной. Группы слов, имеющие один и тот же корень, называются «однокоренными». Например: завод, завод, подзавод и так далее.
Если вы посмотрите на слово «подготовка» к сочинению, то увидите, что окончание здесь — морфема -а, корень-готовый-к. Далее нужно обратить внимание на суффикс и префикс. Стоит отметить, что различаются они в основном в зависимости от части речи. Для того чтобы их выявить, необходимо выделить группу одноструктурных слов. Так, для нашего существительного можно взять такие примеры, как «стоять», «намек» и т. д.
Префикс считается значимой частью. Он используется для образования слов, имеющих разное значение.
Суффиксы после корня. В существительном «подготовка» стоит -k-. Эта часть служит для образования нового слова или его формы.
Следует отметить, что в некоторых случаях может быть несколько корней, например, пар-о-ход, верт-о-лет и т. д.
В других ситуациях слово может быть образовано с помощью нескольких приставок или суффиксы.
Они должны быть выделены. Если вы не можете разобрать слово по составу, сложно снова обратиться к какой части речи оно является.
Ведь для большинства групп характерны их морфемы. Стоит упомянуть и постфикс, часть слова, которая встречается на конце глаголов (-а, -а, -е) и некоторых местоимений (-или, -то).
Он не относится к флексиям (окончаниям). В школьных учебниках постфикс называется суффиксом и обозначается тем же знаком. Например, в слове «смеялся» будет окончание -а- («смеялся», «смеялся»).
Постфикс в данном случае. При разборе этого слова нужно не забыть включить его в основу.
знак доллара
Знак доллара, $
, является спорным маленьким оператором Haskell. Семантически это не имеет большого значения, и его сигнатура типа не дает вам намека на то, почему его следует использовать так часто, как сейчас. Его лучше всего понять не по его типу, а по его старшинству . Мы полагаем, что относительная семантическая пустота этого оператора в сочетании с относительной неясностью приоритета делает его таким запутанным на первый взгляд.
Приложение функции
Оператор $
является инфиксным оператором для … применения функции?
($) :: (а -> б) -> а -> б
Учитывая функцию a -> b
и a
для ее применения, мы получаем b
.
λ> sort $ "джули" "эйджлу"
Странный инфикс, но ладно. Haskell не нуждается в операторе для применения функции; белого места достаточно.
е :: а -> б х :: а f $ х = f х
λ> сортировать "джули" "эйджлу"
Это кажется совершенно бессмысленным, пока вы не посмотрите дальше типа. Здесь и далее в этой статье мы упростили тип по сравнению с тем, что вы можете увидеть, если запросите эту информацию в своем собственном REPL. Дополнительные биты информации, которые может дать REPL, не важны для понимания этого, поэтому мы их проигнорировали.
λ> :информация ($) ($) :: (а -> б) -> а -> б -- Определено в «GHC.Base» инфикср 0 $
Это маленькое замечание, которое так легко упустить из виду, в конце содержит ключ к пониманию вездесущности числа 9.0031 ($) : инфикср 0
.
-
infixr
говорит нам, что это инфиксный оператор с -
0
говорит нам, что у него самый низкий приоритет.
Напротив, обычное применение функции (через пробел)
- — левоассоциативный, а
- имеет наивысший возможный приоритет (10).
Таким образом, роль оператора $
состоит в том, чтобы дать нам приложение функции с другой — на самом деле противоположной — ассоциативностью и приоритетом.
Это означает, что вы обычно видите $
, где стандартное приложение функции не имеет необходимой ассоциативности и приоритета для контекста. И что означает , так это то, что вы обычно видите, что они используются вместо круглых скобок для связывания вещей, которые в противном случае не были бы связаны.
Это будет более понятно на некоторых примерах. Сравните:
λ> сортировать "джули"++ "моронуки" "эйджлуморонуки" λ> сортировать $"джули"++"моронуки" "эййклмнооруу"
В первом случае применение сортировки типа
к «julie» является самым тесным, поэтому аргументом сортировки
является только первая строка «julie», а отсортированная строка «eijlu» является первым аргументом для (++)
. Во втором случае использование $
изменяет ассоциативность точно так же, как если бы мы использовали круглые скобки:
λ> сортировать ("джули"++ "моронуки") "эййклмнооруу"
Таким образом, аргументом sort
является объединение двух строк, а не только «julie».
Состав
Один шаблон, в котором иногда используется знак доллара, находится между цепочкой составных функций и аргументом, передаваемым (первому из) этих функций.
λ> голова . сортировать $ "Джули" е
Это немного странно, поскольку мы только что сказали, что
является правоассоциативным; справа особо нечего оценивать. Таким образом, ключ здесь — приоритет. Мы не можем сделать это:
λ> голова . сортировать "Юлия"
Это не будет правильно оценено, потому что
- оператор
(.)
имеет приоритет 9, но Приложение-функция - (сортировка
"julie"
) имеет более высокий приоритет.
Это означает, что применение сорта
к его аргументу произойдет до композиции заголовка
и сорта
. (.)
ожидает два аргумента функции:
(.) :: (b -> c) -> (a -> b) -> a -> c
Но применяя сорт
для аргумента означает, что это больше не функция.
λ> :type (сортировка "julie") (сортировка "Джули") :: [Char]
Второй аргумент (.)
может быть sort
, но не может быть sort "julie"
; sort
— это функция a -> b
, но sort "julie"
— нет.
Но, как ни странно, это не единственный способ использования $
в отношении композиции функций. В некоторых случаях $
может заменить оператор композиции, (.)
. Итак, оба они действительны Haskell:
λ> голова . сортировать $ "Джули" 'е' λ> head $ sort "джули" е
В первом случае важнее всего 0-старшинство $
; во втором случае важна правая ассоциативность. Во втором случае сначала оценивается все, что справа, а затем к этому результату применяется head
. Так что в этом случае мы в любом случае получим один и тот же результат.
Однако они не всегда могут использоваться взаимозаменяемо. Оба в порядке:
λ> headSort xs = head $ sort xs λ> headSort "Джули" 'е' λ> headSort = голова. Сортировать λ> headSort "Джули" е
Но это не так:
λ> headSort = head $ sort
В данном случае, на этот раз, это из-за типа, а не из-за приоритета. sort
сама по себе не подходит для использования в качестве второго аргумента $
.
Большие аргументы
Бывают случаи, когда знак доллара используется перед особенно большим аргументом функции. Это наиболее распространено, возможно, с блоками do
, но иногда появляется, когда есть большая анонимная функция, передаваемая в качестве аргумента другой функции. Давайте посмотрим на действительно типичный пример; это из документации для scotty
Beam me up. веб-фреймворк.
{-# LANGUAGE OverloadedStrings #-} импортировать Web.Scotty импортировать Data.Monoid (mconcat) основной = Скотти 3000$ получить "/: слово" $ делать луч <- параметр "слово" html $ mconcat ["Скотти, ", beam, " я поднимаюсь!
"]
Мы немного изменили макет, чтобы он лучше соответствовал эстетике наших классов типов do
-block, но в остальном это прямо из документации. В этом коротком фрагменте два оператора
$ . И scotty
, и получают
, каждый из которых требует большого действия в качестве второго аргумента, поэтому правая ассоциативность $
позволяет всему большому фрагменту после него действовать как один аргумент функции. Вы можете заменить скобки для точно такого же эффекта.
{-# LANGUAGE OverloadedStrings #-} импортировать Web.Scotty импортировать Data.Monoid (mconcat) главный = Скотти 3000 (получить "/:слово" (делать луч <- параметр "слово" html $ mconcat ["Скотти, ", beam, " вставай!
"]))
Но обычно Хаскеллеры не предпочитают заключать такие большие фрагменты в круглые скобки.
Начиная с GHC 8.6.1, существует также языковое расширение BlockArguments
, которое, если оно включено, может сделать оператор $
ненужным во многих из этих контекстов.
{-# LANGUAGE OverloadedStrings #-} {-# LANGUAGE BlockArguments #-} импортировать Web.Scotty импортировать Data.Monoid (mconcat) главный = Скотти 3000 (получить "/:слово" делать луч <- параметр "слово" html $ mconcat ["Скотти, ", beam, " вставай!
"])
Это то же самое, что и первые два фрагмента. Вы можете заметить, что вам нужно сохранить круглые скобки (или использовать $
) вокруг блока, начинающегося с получить
, потому что получить
не является одним из ключевых слов, которые работают с Аргументы Блока
.
И любопытство
Наконец, отметим курьез про $
. Его тип
($) :: (а -> б) -> а -> б
также может быть записано как
($) :: (а -> б) -> (а -> б)
На самом деле именно так следует читать и понимать тип, но поскольку Haskell по умолчанию каррируется, второй набор скобок не нужен и, следовательно, обычно не пишется. Но это означает, что $
— это просто тождественная функция для … функций.
идентификатор :: а -> а -- а ~ (а -> б) id @(_ -> _) :: (a -> b) -> (a -> b)
Это означает, что при желании вы можете иногда заменить функцию id
на $
. Обратные кавычки вокруг id
позволяют использовать его в инфиксной позиции; обратные кавычки вокруг обычных префиксных функций позволяют использовать их как инфиксные функции, если хотите.
λ> head $ sort "julie" 'е' λ> head `id` сортировать "julie" е
Конечно, если тебе с инфиксом id
вы могли бы добавить к нему префикс, верно?
λ> id head (сорт "julie") е
А это то же самое:
λ> головка (сорт "джули") е
Вы, конечно, не можете сделать это во всех контекстах, в которых вы видите $
, потому что инфикс id
и $
не имеют одинакового… как вы уже догадались, ассоциативности и приоритета.