Социальное развитие дошкольников: этапы, факторы, средства
Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.
1 Что такое социальное развитие
1.1 В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников
2 Этапы социального развития ребёнка
3 Социальные факторы
4 Социальное воспитание и его средства
5 Социальное развитие в детском саду
6 Развитие социальных навыков
7 Социальная адаптация детей
8 Социальная дезадаптация
9 Выводы
Что такое социальное развитие
Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.
Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.
В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников
«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша — его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».
Этапы социального развития ребёнка
- Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
- От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
- Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
- От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
- От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.
Социальные факторы
Что влияет на социализацию малыша?
- семья
- детский сад
- окружение ребёнка
- детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии)
- деятельность ребёнка
- телевидение, детская пресса
- литература, музыка
- природа
Всё это составляет социальную среду ребёнка.
Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.
Социальное воспитание и его средства
Социальное воспитание дошкольников — важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст — самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками.
Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников:
- Игра.
- Общение с детьми.
- Беседа.
- Обсуждение поступков ребёнка.
- Упражнения для развития кругозора.
- Чтение.
Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.
«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».
Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.
«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».
Социальное развитие в детском саду
Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?
В детском саду:
- создана специальная социально-формирующая среда
- организовано общение с детьми и взрослыми
- организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность
- реализуется гражданско-патриотическая направленность
- организовано взаимодействие с семьёй
- внедрены принципы социального партнерства.
Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.
Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно.
Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается. В детском саду для этого созданы все условия:- зонирование
- игровое и учебное оборудование
- игры
- дидактические и учебные пособия
- наличие детского коллектива
- общение с взрослыми.
Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.
Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.
Развитие социальных навыков
Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков.
- Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
- Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.
- Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.
- Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
- Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
- Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
- Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
- Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.
- Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.
Социальная адаптация детей
Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.
Происходит она в трёх сферах:
- деятельность
- сознание
- общение.
Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.
Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума.
Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:
- социализация
- индивидуализация.
В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.
Социальная дезадаптация
Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.
Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.
Выводы
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Как сделать социальное развитие ребенка гармоничным и всесторонним?
Главная
База знаний
Социальное развитие дошкольника: этапы и советы
- Что такое социальное развитие?
- Этапы социального развития дошкольника
- Социализация до трех лет
- Социализация детей с 3 до 7 лет
Социальное развитие ребенка-дошкольника — важная задача родителей, ведь социализация является одним из главных навыков для гармоничного существования в обществе. Социализированный человек чувствует себя увереннее, он успешнее в любой ситуации, у него формируется базовое доверие к миру.
Что такое социальное развитие?
Социальное развитие — это часть всестороннего развития ребенка. Оно включает в себя не только умение малыша общаться, но и знакомство с культурой и традициями общества, развитие эмоционального интеллекта, умение разрешать конфликтные ситуации мирным путем. Это многогранный навык, который начинает формироваться у детей с самого рождения.
Этапы социального развития дошкольника
Первой естественной средой для социального развития становится семья. Здесь, еще в младенчестве, малыш получает первые уроки общения, учится распознавать эмоции по мимике, интонациям, жестам.
До двух лет дети полностью зависят от родителей. И хотя в этом возрасте они уже могут коммуницировать со сверстниками, целенаправленной игры не получается. Дети чаще играют рядом, но не вместе.
С трех лет ребенок начинает осознанно общаться с другими детьми, учится играть. В этот период важно уделять больше внимания развитию эмоционального интеллекта и учить выстраивать отношения с окружающими. Для этого полезно отдать ребенка в развивающий центр для детей.
С 5 до 7 лет дошкольник начинает интересоваться сущностью человека, происходит прорыв в психическом развитии ребенка. В этом возрасте особенно важно подавать положительный пример отношений в семье. Сейчас закладываются модели поведения, которыми ребенок будет руководствоваться в будущем.
Социализация до трех лет
С раннего возраста стоит объяснять малышу правила безопасного функционирования в окружающем мире. Полезно проигрывать ситуации дома, например, с помощью игрушек. Сюжетно-ролевая игра — один из лучших способов познакомить ребенка с законами мира и спектром переживаемых человеком эмоций.
Социализация детей с 3 до 7 лет
- Приучите ребенка говорить о своих желаниях спокойно. Научите договариваться в спорных ситуациях без конфликтов. Для этого сами говорите спокойно и уверенно, не повышайте тон.
- Важно установить социальные рамки, объяснив, что можно, а что нельзя. Понятие «нельзя» нужно расшифровать и дать ответ на вопрос «почему нельзя?». Это избавит малыша проверять запрет на себе.
- Учите ребенка быть внимательным к другим — создавайте ситуации, в которых он сможет позаботиться о ближнем.
- Уважительно относитесь к интересам, увлечениям и желаниям детей.
- Со старшим дошкольником полезно разговаривать и анализировать его поступки и поступки окружающих. Спрашивайте его мнение о том, почему человек поступил именно так? Какие чувства им двигали? Это учит детей лучше понимать окружающих.
- Давайте дошкольнику больше самостоятельности.
- Поощряйте контакт с другими детьми и не критикуйте друзей. Можно высказать неодобрение действиям другого ребенка, но при этом нужно дать объективное объяснение.
- Для социализации ребенка необходимы гармоничные условия развития ребенка в семье, но также нужно общение со сверстниками. Поэтому выберете хороший детский сад и центр дошкольной подготовки.
Детский центр «Имена Продакшн» приглашает ваших детей на занятия для дошкольников. У нас дети не только осваивают интеллектуальные и творческие дисциплины, но и учатся общаться, заводят новых друзей. Для самых маленьких у нас есть курс раннего развития, важной задачей которого является адаптация и социализация детей. Детей постарше мы приглашаем на дисциплину комплексное развитие. Здесь ребенок раскрывает свой талант на занятиях хореографией, актерским мастерством, вокалом, а также развивается нравственно и духовно в воскресной школе.
Социальное развитие ребенка Комплексное развитие ребенка Все теги
Предыдущая статья
Что включает в себя комплексное развитие ребенка?Для того, чтобы дать ребенку комплексное развитие, ему нужна музыка, занятия вокалом и хореографией для детей и другими видами творчества, а также социальное развитие, физическое развитие ребенка, психическое развитие и т. д.
Следующая статья
Воспитание эстетического вкуса у детейКомплексное развитие в детских центрах обязательно включает формирование у детей эстетического вкуса. Он необходим для воспитания целостностной высокодуховной личности.
Наши дисциплины
Детская театральная студия
Вокал
Хореография для детей
Актерское мастерство
Сценическая речь
История России для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Раннее развитие
Английский язык
Логопед
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Психолог
Бизнес-школа
Комплексное развитие
ТРИЗ
Академия юмора
Рисование
Другие статьи
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками?
Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей
Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей
Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности
Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми
Подробнее
Социальное развитие детей | SCAN Families
Спросите любого родителя о развитии его ребенка, и он часто расскажет о развитии речи и языка, крупной моторики или даже физическом росте. Но социальное развитие ребенка — его способность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми — является важной частью головоломки развития.
Что такое социальное развитие?Социальное развитие — это процесс, посредством которого ребенок учится взаимодействовать с окружающими. По мере того, как они развивают и осознают свою индивидуальность в своем сообществе, они также приобретают навыки общения с другими людьми и обработки своих действий. Социальное развитие чаще всего относится к тому, как ребенок развивает дружбу и другие отношения, а также как ребенок справляется с конфликтами со сверстниками.
Почему так важно социальное развитие?Социальное развитие может влиять на многие другие формы развития ребенка. Способность ребенка взаимодействовать здоровым образом с окружающими его людьми может повлиять на все: от изучения новых слов в детстве до способности противостоять давлению сверстников в старшей школе и успешного преодоления трудностей взрослой жизни. Здоровое социальное развитие может помочь вашему ребенку:
- Развивать языковые навыки. Возможность взаимодействовать с другими детьми дает больше возможностей для практики и изучения речи и языковых навыков. Это положительный цикл, потому что по мере улучшения коммуникативных навыков ребенок может лучше относиться к окружающим его людям и реагировать на них.
- Повышение самооценки. Другие дети доставляют ребенку одни из самых захватывающих и веселых впечатлений. Когда маленький ребенок не может завести друзей, это может быть неприятно или даже болезненно. Здоровый круг друзей укрепляет уровень комфорта ребенка с его собственной индивидуальностью.
- Укрепление навыков обучения. В дополнение к влиянию социального развития на общие коммуникативные навыки, многие исследователи считают, что здоровые отношения со сверстниками (начиная с дошкольного возраста) позволяют адаптироваться к различным школьным условиям и проблемам. Исследования показывают, что дети, которым трудно ладить с одноклассниками еще в дошкольном возрасте, с большей вероятностью будут испытывать трудности в учебе позже.
- Разрешение конфликтов. Более высокая самооценка и лучшие языковые навыки могут в конечном итоге привести к лучшей способности разрешать разногласия со сверстниками.
- Создание позитивного настроя. Позитивное отношение в конечном итоге приводит к улучшению отношений с другими и повышению уровня уверенности в себе.
Исследования показывают, что повседневный опыт общения с родителями имеет основополагающее значение для развития социальных навыков ребенка. Родители предоставляют ребенку самые первые возможности для развития отношений, общения и взаимодействия. Как родитель, вы также каждый день показываете своему ребенку, как взаимодействовать с окружающими вас людьми.
Поскольку о социальном развитии говорят не так много, как о некоторых других мерах развития, родителям может быть трудно понять этот процесс И оценить, как их ребенок развивается в этой области. В каждом возрасте есть несколько основных этапов развития, а также несколько полезных советов, которые родители могут использовать для поддержки своего ребенка.
Младенцы и дети младшего возраста: В течение первых 2 лет жизни происходит бурное развитие. Вы можете ожидать, что ваш ребенок:
— Улыбайтесь и реагируйте положительно на вас и других опекунов
— Развивайте тревогу по поводу незнакомцев — хотя это может быть неприятно, это нормальный шаг в развитии
— Развивайте привязанность к предмету комфорта, такому как одеяло или животное
— Начинайте показывать беспокойство по поводу других детей
– Подражать взрослым и детям – подобно тому, как ребенок развивается другими способами, многие социальные навыки приобретаются просто путем копирования того, что делают родители или братья и сестры
– Уже подвержен влиянию эмоций родителей и окружающих
Как родитель, вы можете:
– Оперативно реагировать на потребности вашего ребенка – ваш ребенок учится доверять кому-то
– Устанавливать зрительный контакт с ребенком – опускаться до его уровня и визуально общаться, когда вы общаетесь с ними
— Болтайте и разговаривайте с ребенком, всегда делая паузы, чтобы дать ему возможность ответить
— Играйте в подражание словами и действиями
— Играйте в «прятки» — это учит вашего ребенка тому, что даже если вы «исчезнете», вы вернетесь, и готовит почву для меньшего беспокойства посторонних в будущем
– Вовлекайте ребенка в повседневные дела, такие как выполнение поручений или посещение друзей – это покажет ему, как вы взаимодействуете с другими в уважительной и позитивной манере
– Начните организовывать встречи для игр, чтобы ваш ребенок мог общаться со сверстниками
К этому возрасту уже в самые ранние годы (в основном благодаря взаимодействию родителей и других членов семьи) подготовлена почва для развития ребенка. В дошкольном возрасте ваш ребенок может:
– Самостоятельно исследовать
– Выражать любовь открыто, хотя и не всегда точно – ваш ребенок все еще может сильно разочароваться, поскольку языковое развитие все еще происходит
– По-прежнему проявлять тревогу от незнакомых людей
– Улучшать истерики – это может быть стрессом, но истерики – нормальная часть развития ребенка
– Научитесь успокаивать себя
– Будьте более внимательны к эмоциям других
– Сотрудничайте с другими детьми
– Выражайте страх или тревогу перед предстоящим событием (например, визитом к врачу)
Как родитель, вы можете:
– Демонстрировать свою любовь словами и физической привязанностью – это отличный способ начать обучение ребенку, как выражать и другие эмоции
– Помогите ребенку выразить свои эмоции, рассказывая о том, что он чувствует.
– Играйте со своим ребенком в стиле «сверстник», чтобы поощрять совместную игру – это полезно, когда ребенок находится в группе и ему приходится делиться игрушками и сотрудничество
– Продолжайте предлагать свидания для игр и возможности для общения с другими детьми
– Приведите примеры своего доверия к другим, например, к собственной дружбе или другим отношениям развитие начинает выходить на новый уровень. Это момент времени, когда большинство детей будут проводить больше часов в день с другими детьми, чем со своими родителями. Для них нормально:
– Преуспевайте в дружбе
– Хотите порадовать друзей, а также быть больше похожими на своих друзей
– Начать признавать силу в отношениях, а также в более широком сообществе
– Распознавать и бояться хулиганов или самим демонстрировать хулиганское поведение
– Уже в 10 лет дети могут начать отвергать мнение родителей о друзьях и определенном поведении — это нормальный шаг, но может быть особенно неприятно для родителей
Как родитель, вы можете: ребенка о социальных отношениях и ценностях, спрашивая его о школе и друзьях каждый день
– Дайте детям возможность обсудить социальные конфликты и решить проблемы их реакций/действий
– Обсудить тему издевательств и домогательств лично и в Интернете
– Позволить детям старшего возраста самостоятельно решать повседневные проблемы
– Держите линии связи открытыми — как родитель, вы хотите быть готовы выслушать и поддержать своего ребенка без осуждения
Социальное развитие вашего ребенка — сложный вопрос, который постоянно меняется. Но хорошая новость заключается в том, что родители могут иметь большое влияние на его развитие. Моделируя здоровые отношения и поддерживая связь со своим ребенком, вы можете помочь ему относиться к окружающим его людям позитивно и полезно. Поощряя их общение с другими детьми и взрослыми, вы настраиваете их на получение преимуществ социального здоровья — от хорошей самооценки до сильных коммуникативных навыков и способности доверять и общаться с окружающими.
Социальное развитие дошкольников — HealthyChildren.org
В дошкольном возрасте ваш ребенок узнает много нового о себе и общении с окружающими людьми.
По достижении трехлетнего возраста ваш ребенок станет гораздо менее эгоистичным, чем раньше. Они также будут меньше зависеть от вас, что является признаком того, что их собственное чувство идентичности сильнее и безопаснее. Теперь они действительно будут играть с другими детьми, взаимодействуя, а не просто играя бок о бок. В процессе они поймут, что не все думают так же, как они, и что каждый из их товарищей по играм обладает множеством уникальных качеств, некоторые из которых привлекательны, а некоторые нет. Вы также обнаружите, что ваш ребенок склоняется к определенным детям и начинает дружить с ними. Заводя эти дружеские отношения, дети обнаруживают, что каждый из них также обладает особыми качествами, которые делают их привлекательными — откровение, которое дает жизненно важный импульс самооценке.
Есть еще несколько хороших новостей о развитии вашего ребенка в этом возрасте: по мере того, как он будет лучше осознавать и чувствовать чувства и действия других, он постепенно перестанет соревноваться и научится сотрудничать, играя со своими друзьями. Они по очереди делятся игрушками небольшими группами, хотя иногда этого не делают. Но вместо того, чтобы хватать, ныть или кричать о чем-то, они будут вежливо просить большую часть времени. Вы можете рассчитывать на менее агрессивное поведение и более спокойные игровые сессии. Трехлетние дети могут находить решения споров, по очереди или обмениваясь игрушками.
Обучение сотрудничеству
Однако, особенно в начале, вам нужно поощрять это сотрудничество. Например, вы можете предложить им «использовать слова» для решения проблем, а не действовать. Также напомните им, что когда двое детей делят игрушку, каждый получает равный ход. Предложите способы найти простое решение, когда ваш ребенок и другой ребенок хотят одну и ту же игрушку, например, нарисовать в первый раз или найти другую игрушку или занятие. Это работает не всегда, но попробовать стоит. Кроме того, помогите детям, используя соответствующие слова, описать свои чувства и желания, чтобы они не чувствовали разочарования. Прежде всего, покажите на собственном примере, как мирно справляться с конфликтами. Если у вас вспыльчивый характер, постарайтесь смягчить свою реакцию в их присутствии. В противном случае они будут подражать вашему поведению всякий раз, когда находятся в состоянии стресса.
Когда гнев или разочарование становятся физическими
Однако, что бы вы ни делали, вероятно, будут моменты, когда гнев или разочарование вашего ребенка станут физическими. Когда это произойдет, удержите их от причинения вреда другим, а если они быстро не успокоятся, отодвиньте их от других детей. Поговорите с ними о ее чувствах и попытайтесь определить, почему они так расстроены. Дайте им понять, что вы понимаете и принимаете ее чувства, но дайте понять, что физическое нападение на другого ребенка — не лучший способ выразить эти эмоции.
Извинение
Помогите им увидеть ситуацию с точки зрения другого ребенка, напомнив им о случае, когда кто-то ударил их или накричал на них, а затем предложите более мирные способы разрешения их конфликтов. Наконец, как только они поймут, что сделали не так, но не раньше, попросите их извиниться перед другим ребенком. Однако просто сказать «извините» может не помочь вашему ребенку исправить свое поведение; они также должны знать, почему они извиняются. Они могут не понять сразу, но дайте время; к четырем годам эти объяснения начнут что-то значить.
Притворная игра
К счастью, обычные интересы трехлетних детей сводят ссоры к минимуму. Они проводят большую часть своего игрового времени в фантазийной деятельности, которая имеет тенденцию быть более совместной, чем игра, сосредоточенная на игрушках или играх. Как вы, наверное, уже заметили, дошкольнику нравится распределять разные роли в сложной игре-притворстве с использованием воображаемых или бытовых предметов. Этот тип игры помогает развивать важные социальные навыки, такие как по очереди, внимание, общение (с помощью действий и выражений, а также слов) и реагирование на действия друг друга. И есть еще одно преимущество: поскольку ролевая игра позволяет детям играть любую роль, которую они пожелают, включая роль супергероя или феи-крестной, она также помогает им исследовать более сложные социальные идеи. Кроме того, это помогает улучшить исполнительные функции, такие как решение проблем
Наблюдая за ролевыми играми вашего ребенка, вы можете заметить, что он начинает определять свой собственный пол и гендерную идентичность. Играя в дом, мальчики, естественно, будут играть роль отца, а девочки — матери, отражая все, что они заметили в окружающем мире.
Развитие гендерных ролей и идентичности
Исследования показывают, что некоторые из различий в развитии и поведении, которые обычно отличают мальчиков от девочек, обусловлены биологически. Большинство гендерных характеристик в этом возрасте, скорее всего, будут сформированы культурой и семьей. Вашу дочь, например, могут побудить к игре в куклы реклама, подарки от благонамеренных родственников и одобрительные комментарии взрослых и других детей. Между тем, мальчики могут отказаться от кукол в пользу более грубых игр и спорта. Дети чувствуют одобрение и неодобрение и соответствующим образом корректируют свое поведение. Таким образом, к моменту поступления в детский сад гендерная идентичность детей часто уже устоялась.
Когда дети начинают мыслить категориями, они часто понимают границы этих ярлыков, не понимая, что границы могут быть гибкими; дети этого возраста часто доводят этот процесс идентификации до крайности. Девочки могут настаивать на том, чтобы ходить в школу или на игровую площадку в платьях, с лаком для ногтей и косметикой. Мальчики могут быть чванливыми, чрезмерно напористыми и повсюду таскать с собой свой любимый мяч, биту или грузовик.
С другой стороны, некоторые девочки и мальчики отвергают эти стереотипные выражения гендерной идентичности, предпочитая выбирать игрушки, товарищей по играм, интересы, манеры и прически, которые чаще ассоциируются с противоположным полом. Этих детей иногда называют гендерно-экспансивными, гендерно-вариантными, гендерно-неконформными, гендерно-творческими или гендерно-атипичными. Среди этих гендерно-экспансивных детей есть такие, которые могут почувствовать, что их глубокое внутреннее ощущение себя женщиной или мужчиной — их гендерная идентичность — противоположно их биологическому полу, где-то между мужским и женским или другим полом; таких детей иногда называют трансгендерами.
Учитывая, что многие трехлетние дети удваивают гендерные стереотипы, это может быть возраст, когда ребенок с экспансивным полом выделяется из толпы. Эти дети нормальные и здоровые, но родителям может быть трудно ориентироваться в выражении лица и личности своего ребенка, если оно отличается от их ожиданий или ожиданий окружающих.
Эксперименты с гендерными отношениями и поведением
По мере того, как дети развивают свою личность в эти ранние годы, они обязаны экспериментировать с отношениями и поведением обоих полов. Редко есть причины препятствовать таким импульсам, за исключением случаев, когда ребенок сопротивляется или отвергает твердо установленные культурные стандарты. Если ваш сын хочет носить платья каждый день или ваша дочь хочет носить только спортивные шорты, как ее старший брат, позвольте фазе пройти, если только она не подходит для конкретного мероприятия. Однако, если ребенок упорствует или выглядит необычно расстроенным из-за своего пола, обсудите этот вопрос со своим педиатром.
Ваш ребенок также может подражать определенным типам поведения, которые взрослые считают сексуальными, например флирту. Однако у детей этого возраста нет зрелых сексуальных намерений; они имитируют эти манеры. Однако, если имитация сексуального поведения является явной, возможно, они лично подвергались сексуальным действиям. Вам следует обсудить это со своим педиатром, так как это может быть признаком сексуального насилия или влияния неподходящих средств массовой информации или видеоигр.
Игровые занятия: помогите вашему ребенку завести друзей
К четырем годам ваш ребенок должен вести активную социальную жизнь, наполненную друзьями, и у него может быть даже «лучший друг». В идеале у них должны быть соседи и друзья дошкольного возраста, которых они регулярно видят. Но что, если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение и не живет рядом с другими детьми того же возраста? В этих случаях вы можете организовать игровые занятия с другими дошкольниками. Парки, игровые площадки и программы дошкольных мероприятий предоставляют прекрасную возможность познакомиться с другими детьми.
Как только ваш дошкольник нашел товарищей по играм, которые ему нравятся, вы должны взять на себя инициативу, чтобы помочь им построить отношения. Поощряйте их приглашать этих друзей к себе домой. Для вашего ребенка важно «похвастаться» своим домом, семьей и имуществом перед другими детьми. Это создаст чувство гордости за себя. Между прочим, чтобы породить эту гордость, их дом не обязательно должен быть роскошным или наполненным дорогими игрушками; он должен быть только теплым и гостеприимным.
Также важно понимать, что в этом возрасте друзья вашего ребенка не просто товарищи по играм. Они также активно влияют на их мышление и поведение. Они будут отчаянно хотеть быть такими же, как они, даже когда нарушают правила и стандарты, которым вы научили их при рождении. Теперь они осознают, что помимо ваших есть и другие ценности и мнения, и могут проверить это новое открытие, потребовав того, чего вы ему никогда не позволяли, — определенных игрушек, еды, одежды или разрешения на просмотр определенных телепрограмм.
Пределы тестирования
Не отчаивайтесь, если отношения вашего ребенка с вами резко изменятся в свете этих новых дружеских отношений. Они могут быть грубы с вами впервые в жизни. Как ни трудно это принять, эта дерзость на самом деле является положительным признаком того, что они учатся бросать вызов авторитетам и проверять свою независимость. Еще раз разберитесь с этим, выразив неодобрение и, возможно, обсудив с ними, что они на самом деле имеют в виду или чувствуют. Если вы реагируете эмоционально, вы поощряете дальнейшее плохое поведение. Если сдержанный подход не работает, и они продолжают возражать вам, тайм-аут (или тайм-аут) является наиболее эффективной формой наказания.
Имейте в виду, что хотя ваш ребенок изучает понятия добра и зла, у него все еще очень упрощенное чувство морали. Когда они жестко соблюдают правила, это не обязательно потому, что они их понимают, а скорее потому, что они хотят избежать наказания. По их мнению, важны последствия, но не намерения. Когда они разбивают что-то ценное, они, вероятно, решат, что они плохие, даже если они разбили это не специально. Их нужно научить различать несчастные случаи и плохое поведение.
Отделите ребенка от его поведения
Чтобы помочь ему понять эту разницу, вам нужно отделить его от его поведения. Когда они делают или говорят что-то, что требует наказания, убедитесь, что они понимают, что их наказывают за этот поступок, а не потому, что они «плохие». Опишите конкретно, что они сделали не так, четко отделив человека от поведения. Если они придираются к младшему брату или сестре, объясните, почему это неправильно, а не говорите: «Ты плохой». Когда они делают что-то не так, не желая этого, утешьте их и скажите, что вы понимаете, что это было непреднамеренно. Постарайтесь не расстраиваться, иначе они решат, что вы злитесь на них, а не на то, что они сделали.
Также важно давать дошкольникам задания, которые, как вы знаете, они могут выполнить, а затем хвалить их, когда они хорошо с ними справляются. Они готовы к простым обязанностям, таким как накрытие на стол или уборка в своей комнате. На семейных прогулках объясните, что вы ожидаете от них хорошего поведения, и поздравьте их, когда они это сделают. Наряду с обязанностями предоставьте им широкие возможности для игр с другими детьми и скажите ему, как вы гордитесь, когда они разделяют или помогают другому ребенку.
Отношения между братьями и сестрами
Наконец, важно понимать, что отношения со старшими братьями и сестрами могут быть особенно сложными, особенно если брат или сестра на три-четыре года старше. Часто ваш четырехлетний ребенок стремится делать все, что делает его старший брат или сестра; так же часто ваш старший ребенок возмущается вторжением. Они могут возмущаться вторжением в их личное пространство, их друзей, их более смелый и напряженный темп, и особенно их комнату и вещи.