Состав числа второго десятка таблица распечатать: Состав чисел второго десятка. Сложение и вычитание.

Содержание

«Состав числа второго десятка»

Конструкт

урока математики по производственной практике

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36 «Б»

специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Землянухиной Екатерины Андреевны

Дата: 27.01.17

ОО: МАОУ СОШ №34

Класс: 1 «Г»

УМК: «Школа России» Подпись ____________________

ФИО учителя класса: Кулакова Наталья Корнеевна

ФИО методиста: Титова Наталья Федоровна

Тема урока: состав чисел второго десятка

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  • Предметный: могут использовать таблицу сложения, составляя равенства и неравенства; знают состав чисел второго десятка и пользуются таблицей сложения чисел в пределах 20.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать интерес в приобретении и расширении знаний и способов действий.

  • Развивающая: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение. Способствовать развитию регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Способствовать развитию коммуникативных УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Способствовать развитию познавательных УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  • Образовательная: учиться использовать таблицу сложения, составляя равенства и неравенства; закрепить состав чисел второго десятка; совершенствовать умения пользоваться таблицей сложения в пределах 20

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

  • Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа)

  • Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому)

  • Принцип диалогизации (учитель с помощью диалога взаимодействует с обучающимися)

  • Принцип наглядности

  • Принцип деятельности

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, работа с учебником, объяснение

  • Наглядные: иллюстрация, демонстрация

  • Практические: упражнения

  1. По дидактическим целям:

  • Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

  • Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  1. На основе методологии целостного подхода к деятельности

  • Методы самостоятельной работы

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса)

  • Методы контроля и самоконтроля

  1. Методы организации учебно–познавательной деятельности:

  • Методы выработки учебных умений и накопления социального опыта (упражнение)

  • Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)

  1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово)

  2. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта

Методы воспитания:

1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

  • Демонстрационное:

  • Индивидуальное:

Информационные источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

2. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2015. – 26с.

3. Примерная основная образовательная программа. Образовательная система «Школа России», Москва 2011.

4. Моро М.И. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2011. – 127с.: ил. – (Школа России).

Тип урока: Урок совершенствования способов действий (урок закрепления)

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (4 мин)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий (6 мин)

3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу (25 мин)

Физкультминутка (2 мин)

4. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) (6 мин)

5. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

Макет доски:

Поезд со станциями

28 апреля.

Классная работа.

Запись примеров и равенств/неравенств

Числовой дом

Ход урока

Этапы урока, задачи

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность

Методы стимулирования

(Художественное слово)

Методы формирования соц. опыта (педагогическое требование)

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса)

— Подравняйтесь, чтобы каждый ряд был ровным, каждый стоял друг за другом.

— А теперь послушаем, какой ряд сядет тише. – Здравствуйте, садитесь.

— Молодцы.

— Меня зовут Екатерина Андреевна. Сегодня урок математики проведу у вас я.

Мы пришли сюда учиться –

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Проверим вашу готовность к уроку.

На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал и дневник.

Личностные УУД: самоопределение; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий

Задача: актуализировать знания, по теме «Состав чисел второго десятка»

По дидактическим целям:

(Методы формирования умений и навыков, применения знаний, Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков)

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (художественное слово)

Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и будем останавливаться на разных станциях. На стациях нас ожидают математические препятствия, а чтобы их успешно выполнить, какими нам нужно быть? (умными, смелыми, находчивыми и др.) Замечательно, я вижу, вы к математическому путешествию!

— Наша первая станция называется «Числовой дом».

5

7

3

9

— Чтобы повторить состав чисел второго десятка, мы поиграем в игру числовой домик.

— Какое число на крыше домика? (11)

— 11 – это 5 и 6

— Какую цифру нужно прибавить к 7, чтобы получилось число 11? (4)

— Хорошо. А какую цифру нужно прибавить к 3, чтобы получилось число 11? (8)

— Отлично! А какую цифру нужно прибавить к 9, чтобы получилось число 11? (2)

— Молодцы ребята! Какой мы можем вывод сделать?

(Число 11 это 5 и 6; 7 и 4; 8 и 3; 9 и 2.)

— А сейчас на крыше домика число 12.

6

7

8

2

— Какое число мы поставим в это окошечко? (Показываю) (6)

— А в это? (5)

— В это? (4)

— В это? (3)

— Значит, какой вывод мы можем сделать?

(12 это 6 и 6; 3 и 7; 8 и 4; 9 и 2)

— А теперь на крыше дома число 13.

7

8

4

— Какое число поставим в это окошечко? (6)

— А в это? (5)

— В это? (9)

— Значит, какой мы вывод можем сделать?

(Число 13 это 7 и 6; 5 и 8; 4 и 9)

— Что мы с вами сейчас повторили? (Состав чисел)

— Вторая наша станция называется « Знаки».

— Чтобы повторить таблицу сложения, выполним такое упражнение. На доске даны примеры. Нужно поставить такую цифру, чтобы получился верный ответ.

— Давайте откроем тетрадочки и запишем число и классная работа. Отступите от предыдущей работы 2 строчки.

9+_=14

— Посмотрите на доску, какую цифру нужно ставить, чтобы получилось число 14?

(5)

— Хорошо! Запишите к себе в тетрадь.

— Следующий пример.

_+7=15

— Какую цифру нужно подставить, чтобы получилось число 15?

(8)

— Молодцы!

— Кто хочет поработать за доской?

— А сейчас вы остальные 3 примера запишите самостоятельно.

(Один ребенок работает за доской)

8+_=16

_+9=17

9+_=18

— А сейчас давайте проверим. Ребята, у кого получилось так же, поднимите руку. Молодцы.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;

оценка — выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физкультминутка

Задача:

снять мышечное и эмоциональное напряжение

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (художественное слово)

По уровню включения в продуктивную деятельность

(репродуктивные)

— Давайте не много отдохнем!

Попрошу всех встать.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Присаживайтесь.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Задача: применить таблицу сложения в процессе составления равенств и неравенств

Словесные (беседа, работа с учебником, объяснение)

Практические (упражнения)

На основе методологии целостного подхода к деятельности

(Методы самостоятельной работы)

Следующая станция «Решайкино»

— Следующая наша станция называется «Решайкино», на ней мы повторим решение задач.

— В ваших учебниках на стр 72 есть задача, под номером 2

— Прочитайте задачу про себя.

Весной Даша и Наташа были одинакового роста. За лето Даша выросла на 5 см, а Наташа – на 2 см. На сколько сантиметров одна девочка стала выше другой? Назови ее имя.

— О чем говорится в задаче?

(О двух девочках)

— Что они сделали?

(Выросли)

— На сколько выросла Даша?

(Даша выросла на 5 см)

— На сколько выросла Наташа?

(Наташа выросла на 2 см)

— Что нам нужно узнать?

— На сколько см одна девочка стала выше другой и назвать ее имя.

— Что мы можем узнать, зная, что Даша выросла на 5 см, а Наташа на 2см?

(На сколько см Даша стала больше Наташи.)

— А каким действием?

(Вычитание)

— Как?

(5см – 2см )

— Сколько получится?

(3см)

— Запишите к себе в тетрадь с пояснением. А … работает за доской.

Ребенок открывает доску.

— Поднимите руку, у кого получилось так же.

— Хорошо. Как запишем ответ? (3 см)

— Запишите, пожалуйста.

— Молодцы ребята, на данной станции мы с вами повторили решение задач.

— Следующая наша станция называется «равенства и неравенства»

— Чтобы научиться использовать таблицу сложения для составления равенств и неравенств, решим упражнение на стр. 72 под номером 4.

— Прочитайте задания про себя.

— …., прочитай вслух.

— Если равенства, то это какой знак? (=)

— А если неравенства? (Знаки больше и меньше)

— Давайте составим равенство. Возьмем число 13. Какие числа нужно взять, чтобы получилось 13? (7+6)

— Отлично. Отступите от предыдущей работы 1 строчку и запишите данное равенство к себе в тетрадь.

— Попробуйте составить еще одно равенство в парах и запишите его к себе в тетрадь.

— Какое равенство получилось у вас?

(Записываю на доске)

— Отлично.

— А сейчас попробуем составить неравенство.

Возьмем число 15. Какие числа нужно взять, чтобы число 15 оказалось больше чем второе?

(5+6)

— Сколько это получится?

(11)

— А 15 больше 11

(Записываю на доске)

— Запишите данное неравенство к себе в тетрадь.

— А сейчас попробуйте сами в парах составить любое неравенство и запишите его к себе в тетрадь.

— Какое неравенство получилось у вас?

(Записываю на доске)

-Хорошо. Ребята, вы хорошо поработали и вы научились использовать таблицу сложения в составлении неравенств.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;

оценка — выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД общеучебные: поиск и выделение информации.

логические: построение логической цепи рассуждения.

4.Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)

Задача: закрепить знания и умения детей

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта

(Метод взаимной проверки)

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

(поощрение)

Методы контроля и самоконтроля

— Мы с вами прибыли на последнюю станцию «Я сам»

— Чтобы проверить как вы усвоили состав чисел второго десятка, предлагаю вам самостоятельно поработать с домиком.

— Для каждого ряда, я приготовила по одному домику. Подберите и впишите нужные числа в каждый этаж. А затем мы проверим.

— А Миша, Дима и Маша, будут работать на отдельных домиках. Закрывайте учебники и начинайте выполнять задание.

— А сейчас давайте проверим. Ребята с большими домиками, выходите к доске. Давайте проверим.

— Приготовьте сигналы. Если вы считаете, что домик сделан правильно, то показывайте зеленый сигнал, если нет, то красный.

— Домик с первого ряда. Расскажи 11 это ….

— Домик со второго ряда. 12 это ….

— Домик с третьего ряда. 13 это ….

— Ребята, встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания. Вы молодцы и хорошо сегодня поработали на уроке. А поднимите руку те, кто допустил 1 ошибку. Я рада, что таких детей в нашем классе нет. (Вам нужно еще немного повторить тему состав чисел второго десятка).

— Вы хорошо усвоили тему «Состав чисел второго десятка. Молодцы!

Познавательные УУД:

общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

5.Рефлексия учебной деятельности

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

По дидактическим целям (Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков)

Методы контроля и самоконтроля

— Ребята, наш урок подходит к концу.

— Что мы сегодня повторяли?

(Состав чисел, решение задач, использовали таблицу сложения)

— Хорошо. Я вам раздала кружки.

— Если вам понравился урок, и вы много узнали, то нарисуйте веселый смайлик. Если вам не очень понравился урок, и вы почти ничего не узнали, то поставьте нейтральный смайлик. А если вам совсем не понравился урок и вы ничего не узнали, то поставьте грустный смайлик.

Большое спасибо вам за урок.

— Петя, ты хорошо работал на станции «…..»

— Маша, ты хорошо работала с равенствами и неравенствами

— Миша, ты хорошо работал над задачей.

— Мне очень понравилось, как на уроке работал ……. . вы сегодня получаете отметку 5. Подойдите с дневниками после урока.

— Петя, Маша и Никита сдайте мне, пожалуйста, после урока тетради.

Мне очень понравилось с вами работать! Урок окончен! До свидания! Сдать тетради (конкретно кто)

Личностные УУД: самоопределение.

Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Лекция 6. Разряды числа

1. Числа второго десятка (двадцаток).

2. Числа первой сотни.

3. Числа первой тысячи.

4. Многозначные числа.

5. Системы счисления.

Числа второго десятка (И, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20) —двузначные числа.

Для записи двузначного числа используются две цифры. Первая цифра справа в записи двузначного числа называется цифрой первого разряда или разряда единиц, вторая цифра справа — цифрой второго разряда или разряда десятков.

Числа второго десятка во всех учебниках математики для начальных классов рассматриваются отдельно от других двузначных чисел. Это объясняется тем, что названия чисел второго десятка противоречат способу их записи. Поэтому многие дети некоторое время путают порядок записи цифр в числах второго десятка, хотя называть их при этом могут правильно.

Например, при записи на слух числа 12 (две-на-дцать) ребенок первым словом слышит «две(а)», поэтому он может записать цифры в таком порядке 21, но прочитать эту запись как «двенадцать».

Формирование представления о двузначных числах строится на основе понятия «разряд».

Понятие разряда является базовым в десятичной системе счисления. Под разрядом понимается определенное место в записи числа в позиционной системе счисления (разряд — это позиция цифры в записи числа).

Каждая позиция в этой системе имеет свое название и свое условное значение: цифра, стоящая на первой позиции справа, означает количество единиц в числе; цифра, стоящая на второй позиции справа, означает количество десятков в числе и т.

д.

Цифры от 1 до 9 называют значащими, а нуль является незначащей цифрой. При этом его роль в записи двузначных и других многозначных чисел очень важна: нуль в записи двузначного (и т. д.) числа означает, что число содержит обозначенный нулем разряд, но значащих цифр в нем нет, т. е. наличие нуля справа в числе 20, обозначает, что цифра 2 должна восприниматься как символ десятков, и при этом число содержит только два целых десятка; запись 23 будет означать, что кроме 2 целых десятков число содержит еще 3 единицы, дополнительно к целым десяткам.

Понятие «разряд» играет большую роль в системе изучения нумерации, а также является основой для освоения так называемых «нумерационных» случаев сложения и вычитания, в которых действия производятся целыми разрядами:

27-20

365-300

27-7

365-60

20+7

305+ 60

Умение узнавать и выделять в числах разряды является основой умения раскладывать числа на разрядные слагаемые: 34 = 30 + 4.

Для чисел второго десятка понятие «разрядный состав» совпадает с понятием «десятичный состав». Для двузначных чисел, содержащих более одного десятка — эти понятия не совпадают. Для числа 34 десятичный состав — это 3 десятка и 4 единицы. Для числа 340 разрядный состав — это 300 и 40, а десятичный — это 34 десятка.

Знакомство с числами второго десятка (11—20) удобно начинать со способа их образования и названия чисел, сопровождая его сначала моделью на палочках, а затем чтением числа по модели:

один-на-дцать три-на-дцать сем-на-дцать

Запоминание названий двузначных чисел в этом случае не будет затруднено для детей противоречащей названию записью: 11, 13,17. (Ведь в соответствии с традицией чтения в европейских письменностях слева направо в названии этих чисел сначала должна была бы идти цифра десятков, а потом цифры единиц!) В связи с такой особенностью чисел второго десятка, многие дети в первом классе долго путаются при записи их на слух и чтении по записи. Раннее введение символики играет в данном случае отрицательную роль как для запоминания названий чисел второго десятка, так и для понимания их структуры. Для формирования правильного представления о структуре двузначного числа следует всегда класть десятки слева, а единицы справа. Таким образом ребенок зафиксирует во внутреннем плане правильный образ понятия, без специальных многословных и не всегда понятных ему объяснений.

На следующем этапе предлагаем ребенку соотнесение вещественной модели и символической записи:

13 15 17

Затем переходим на графические модели и к чтению чисел по графической модели:

Далее вводятся схематические разрядные модели:

а затем символическая запись разрядного состава чисел второго десятка:

17=10 + 7.

В дальнейшем в школе вводят понятие разряда и знакомят детей с понятием «разрядные слагаемые»: 37 = 30 + 7; 624 = 600 + 20 + 4.

Использование десятичной модели вместо разрядной для знакомства со всеми двузначными числами позволяет без введения понятия «разряд» познакомить ребенка как со способом образования этих чисел, так и научить его читать число по модели (и наоборот, строить модель по названию числа), а затем и записывать:

При изучении детьми чисел второго порядка рекомендуем педагогу использовать следующие виды заданий:

1) на способ образования чисел второго десятка:

Покажи тринадцать палочек. Сколько это десятков и сколько еще отдельных палочек?

2) на принцип образования натурального ряда чисел:

Сделай рисунок к задаче и реши ее устно. «В городе было 10 кинотеатров. Построили еще 1. Сколько кинотеатров стало в городе?»

Уменьши на 1: 16, 11, 13, 20

Увеличь на 1: 19, 18, 14, 17

Найди значение выражения: 10 + 1; 14 + 1; 18 — 1; 20 — 1.

(Во всех случаях можно ссылаться на то, что добавление 1 ведет к получению числа последующего, а уменьшение на 1 — к получению числа предыдущего.)

3) на поместное значение цифры в записи числа:

Что обозначает каждая цифра в записи числа: 15, 13, 18, 11, 10, 20?

записи числа 15 цифра 1 обозначает количество десятков, а цифра 5 — количество единиц. В записи числа 20 цифра 2 обозначает, что в числе 2 десятка, а цифра 0 обозначает, что в первом разряде единиц нет.)

4) на место числа в ряду чисел:

Вставь пропущенные числа: 12. ……..16 17 … 19 20

Вставь пропущенные числа: 20 … 18 17………13 … 11

(При выполнении задания ссылаются на порядок чисел при счете.)

5) на разрядный (десятичный) состав:

10 + 3 = … 13-3 = … 13-10 = …

12= 10 + … 15 = …+ 5

При выполнении задания ссылаются на разрядную (десятичную) модель числа из десятка (пучка палочек) и единиц (отдельных палочек),

6) на сравнение чисел второго десятка:

Какое из чисел больше: 13 или 15? 14 или 17? 18 или 14? 20 или 12?

При выполнении задания можно сравнивать две модели чисел из палочек (количественная модель), или ссылаться на порядок следования чисел при счете (меньшее число называют при счете раньше), или опираться на процесс присчитывания и отсчитывания (присчитывая к 13 две единицы получим 15, значит 15 больше, чем 13).

Сравнивая числа второго десятка с однозначными числами, следует ссылаться на то, что все однозначные числа меньше, чем двузначные:

Назови самое большое и самое маленькое из этих чисел: 12 6 18 10 7 20.

При сравнении чисел второго десятка удобно пользоваться линейкой.

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Сравнивая длины соответствующих отрезков, ребенок наглядно определяет постановку знака сравнения: 17 < 19.

Педагогическая технология изучения чисел второго десятка. Автор к.п.н. Петкевич Н.В.

Согласно требованием программы к концу второго класса должны быть сформированы вычислительные навыки табличных случаев сложения и вычитания однозначных чисел.         

 Комплексное использование демонстрационных  и индивидуальных  наглядных  пособий обеспечит достижение положительного результата с наименьшими затратами сил и времени как учителя, так и ученика, что является необходимым условием здоровьесберегающих педтехнологий.

   Использование пособий в определенной последовательности обеспечивает этапы усвоения  информации по формированию понятия о сложении однозначных чисел с переходом через десяток и вычислительных навыков, путем  построения предметных (рисунки овощей), графических (кружочки) и знаковых (цифры) моделей.

   Благодаря  демонстрационным  пособиям с подвижными деталями учащиеся имеют возможность увидеть в динамике  формируемые понятия и действия сложение и вычитание, а при наличии у детей комплектов индивидуальных наглядных пособий «Математика от 1 до 20. Суперпапка» выполнить эти же действия самим.

    Большинство из представленных ранее пособий используется и для изучения чисел второго десятка. Это обеспечивает преемственность в предъявлении содержания учебного материала от простого к сложному и преемственность в последовательности выполнения учебных действий. Ориентиром в этой работе выступит последовательность использования наглядности. 

 I. Образование чисел от 11 до 20 

 1. Предъявление образа чисел. Работа с таблицами из демонстрационных наглядных пособий«Сказочный счет». 

 2. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Работа со второй частью демонстрационного и индивидуального наглядного пособия «Линейка «Счет от 1 до 20». 

 3. Построение предметной модели чисел при помощи «Абака».  

4. Построение графической, цветовой и знаковой модели чисел с использованием «Компьютера». 

 II. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток 

 1. Построение предметной модели задачи при помощи «Абака». 

2. Построение ее графической, цветовой и знаковой модели с использованием «Компьютера» и ее преобразование, создание проблемной ситуации. 

 3. Построение знаковой модели при помощи «Линейки «Счет от 1 до 20». Запись на доске. 

 III. Состав чисел II десятка 

 1. Построение графической, цветовой и числовой модели состава чисел. Работа с демонстрационным и индивидуальным пособием «Компьютер». 

 2. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в тетради. 

 3. Применение полученных знаний на новых информационных полях и в новых ситуациях. Работа с демонстрационными пособиями «Радужная горка» и «Числовая горка». 

 4. Взаимопроверка знаний. Работа «в паре» с индивидуальными пособиями «Радужная горка», «Числовая горка», «Столбик таблицы сложения однозначных чисел».  

 5. Проверка знаний учителем. Работа с «Цветовыми сигнальными карточками» и «Цветовой сигнальной лентой».  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА 

I. Образование числа 11

 1 . Предъявление образа числа 11. Работа с таблицами из «Сказочного счета».


                  а)                                    б)               Рис. 1

Иллюстрации к сказкам «Про Козленка, который умел считать до десяти» и «Красная шапочка». Образование числа 11. 

Рис. 1 а подсказывает название числа – одиннадцать (дцать – это сокращенное десять), а рис. 1 б, как его образовать. Дети находят число 11 на корпусе парусника и его модель в «Радужной горке» (нижний ряд 1 десяток и 1 белый с точкой шарик вверху). 

Аналогично происходит знакомство с числами 12, 13…19. 

2. Образование числа 11. 

Работа со второй частью «Линейки «Счет от 1 до 20». Сначала учитель, а затем учащиеся устанавливают окошко на своих линейках, как показано на рис. 2, и видят, что если к 10 прибавить 1, получается 11. 

Рис. 2. 

Линейка «Счет от 1 до 20» II ч. Модель числа 11. 

3. Построение предметной модели числа 11 при помощи «Абака» (рис. 3). 

По картинкам составляется задача: «В вазе лежало 10 яблок. В нее положили 1 грушу. Сколько фруктов стало в вазе?». Дети хором: 10 + 1 = 11(фр.). 

                                                                      Рис. 3. «Абак». Модель задачи. 

4. Построение графической, цветовой и знаковой модели числа 11 с использованием «Компьютера». 

Учащиеся, проговаривая, строят модель этой задачи при помощи «Компьютера» (рис. 4). 

Рис. 4. «Компьютер». Модель задачи. 

Таким образом, в процессе работы с наглядными пособиями ученики знакомятся с десятичным составом чисел от 11 до 19. 

II. Сложение однозначных чисел с 

переходом через десяток 

1. Построение предметной модели задачи при помощи «Абака». 

Чтобы не допустить «отлета математики от действительности» и обеспечить мотивацию путем распознавания в повседневной жизни проблем, требующих практического применения математических знаний, начнем работу с решения задачи. Например. Задача: «Хозяйка купила 7 помидоров и 5 огурцов. Сколько всего овощей купила хозяйка?» Условие задачи моделируется при помощи «Абака» (рис. 5). 

                                                    Рис. 5. «Абак». Предметная модель задачи. 

2. Построение ее графической, цветовой и знаковой модели с использованием «Компьютера» и ее преобразование, создание проблемной ситуации. 

Учитель предлагает учащимся построить модель условия задачи при помощи полосок из персонального «Компьютера» (рис. 6, а). «Сколько овощей купила хозяйка?» – спрашивает он. Учащиеся затрудняются дать ответ сразу. Кто-то пересчитывает все овощи, кто-то присчитывает к 7 кружочкам 5 по одному.

 

           а)                                     б)                                в)              

Рис. 6  (а, б, в,) «Компьютер». Построение и преобразование модели задачи. 

Учитель создает условие для выполнения вычислений более рациональным способом. Он хочет поставить полоску с 5 кружочками в верхний карман «Компьютера» Она не входит, поэтому она накладывается на него. Учитель спрашивает: «Что можно сделать с числом 5, чтобы разместить в «Компьютере»?

 И дети предлагают заменить его двумя полосками с 3 и 2 кружочками. Учитель ставит в верхний карман полоску с 3 кружочками, а в нижний – с 2 (рис. 6, в). 

– Сколько овощей купила хозяйка? (12) 

– Что мы сделали со II слагаемым? 

– Заменили числами 3 и 2. Учитель обобщает: «Мы заменили II слагаемое – 5 суммой удобных слагаемых 3 и 2, чтобы 7 дополнить до 10, и прибавили 2. 

Учащиеся моделируют эту же задачу на своих «Компьютерах» с проговариванием. 

3. Построение знаковой модели при помощи «Линейки «Счет от 1 до 20». 

Учитель на демонстрационном пособии «Линейка «Счет от 1 до 20» строит знаковую модель задачи (рис. 7). 

                                                            Рис. 7. «Линейка «Счет от 1 до 20». 

Знаковая модель задачи. Учащиеся строят эту же модель при помощи индивидуальных «Линеек «Счет от 1 до 20», сопровождая свои действия рассуждениями (хором): «Чтобы к 7 прибавить 5, надо к 7 прибавить 3, получится 10, (на линейке дана подсказка – удобное слагаемое 3), и к 10 прибавить 2, получится 12. Действия и рассуждения детей письменно оформляются на доске и в тетрадях в виде развернутой записи: 

7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 3) + 2 = 12 

Таким образом, при последовательном использовании комплекса наглядных пособий формируется понятие о сложении однозначных чисел с переходом через десяток. 

При формировании вычислительного навыка мы должны стремиться к свертыванию информации, т.е. избавиться от промежуточного результата 10, ибо он тормозит процесс вычислений. Поэтому фундаментом вычислительных навыков при сложении и вычитании однозначных чисел с переходом через десяток является знание состава чисел 11,12,…,18. 

Алгоритм изучение состава чисел рассмотрим на примере числа 11. 

III. Состав числа 11 

1. Построение графической, цветовой и числовой модели состава числа 11.

 Работа с демонстрационным и индивидуальным пособием «Компьютер». Для ограничения 10 кружков на доске нужно провести вертикальную линию, а на парту положить лист бумаги, ограничивающий десяток. В процессе совместной учебной деятельности строится модель числа 11. Учитель прикрепляет полоски при помощи магнитов и рядом записывает равенства, учащиеся размещают полоски на парте (рис. 8). 

                    Рис. 8. Развернутые модели состава числа 11. 

Построение данных моделей позволяет за счет цвета и графики ярко и четко предъявить информацию и обеспечить переход от конкретного – к абстрактному. 

2. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в тетради. 

Учащиеся в тетрадях по клеточкам вычерчивают карандашом модели числа 11 (рис. 9). 

Рис. 9. Запись в тетради. 

Эта работа дает возможность акцентировать внимание на том, что I слагаемые уменьшаются на 1, а II — увеличиваются на 1, а сумма остается без изменения, и многократно повторить систематизированную информацию, что является необходимым условием запоминания таблицы сложения. 

Полностью таблица представлена как справочный материал на правом клапане «Суперпапки». 

Для закрепления состава числа 11 можно составить целую серию задач с использованием таблиц «Сказочный счет». Например. «В гости к героям сказки «Волк и семеро козлят» пришли герои сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сколько стало героев сказок?» (9 + 2 = 11) и т. д. 

3. Применение полученных знаний на новых информационных полях и в новых ситуациях. Работа с демонстрационными пособиями «Радужная горка» и «Числовая горка». 

На иллюстрации к сказке «Про Козленка, который умел считать до десяти» из комплекта «Сказочный счет» изображен парусник, на парусе которого шариками представлены числа от 1 до 10, а на корпусе – числа от 11 до 20. 

Данную информацию можно использовать для закрепления знания состава числа. Работая в паре у доски, учащиеся устанавливают соответствие между а) парами шариков на парусе и числом 11 на корпусе парусника; б) парами шариков на парусе и парами чисел, составляющими число 11 в вертикальном столбике «Числовой горки». 

Обращается внимание на то, что из всех чисел, расположенных между 1 и 10, объединив их в пары, можно получить число 11. Эту зависимость дети видели при изучении состава чисел первого десятка.  

                                                                                        Рис. 10.  

На данном этапе было бы очень полезно составить задачи по моделям. Во-первых, мы замедлим темп урока, чтобы никто не отстал на самом важном этапе, а во-вторых, подключим воображение, фантазию, усилим ассоциативные связи.

 Например. 

1) В одной коробке лежало 9 простых карандашей, а в другой – 2 красных. Сколько карандашей в двух коробках? 

2) Для приготовления баклажанной икры повар взял 8 баклажанов и 3 помидора. Сколько всего овощей пошло на баклажанную икру? 

3) Для приготовления компота мама взяла 7 синих слив и 4 желтых. Сколько всего слив пошло на компот? 

4. Взаимопроверка знаний. Работа в парах. 

Учащиеся раскрывают «Суперпапку» и кладут ее на парту так, чтобы сверху были обе горки и клапан с таблицей сложения (рис. 11). 

Рис.11

1) Один ученик показывает кружочки: 9 серых и 2 красных кружочков, а другой – числа: 9 в сером квадрате и 2 в красном; 8 и 3 и т. д. Модели показываются сначала по порядку, а затем вперемешку. Проверяются по столбику выражений на клапане. Таким образом, они знакомятся с местом расположения данного столбика в системе знаний (рис. 10). Далее закрепление состава числа 11, обеспечивается переходом от абстрактного к конкретному, то есть от знаковой модели к предметной. 

2) Один ученик показывает — 9 + 2, а другой – 9 серых шариков и 2 красных и т.д. 

3) Один показывает на корпусе лодки число 11, а другой – на парусе 8 фиолетовых кружочков и 3 желтых и т.д. 

5. Проверка знаний учителем. Игра «Сигнальщики». 

На доске вывешивается «Цветовая сигнальная лента», в которой цвета радуги расположены по порядку, и рядом записываются соответствующие им числа, из которых можно составить число 11 – это 2, 3….9. 

Учитель, например, показывает число 8 или фиолетовый цвет на ленте, а учащиеся – оранжевую карточку (3). 

Итак, вся предыдущая работа была направлена на понимание и запоминание столбика таблицы сложения однозначных чисел с ответом 11, который является подсистемой в системе знаний.  

Работа над составом чисел 12, 13….18 проводится аналогично. 

Для проверки всей таблицы вывешивается «Цветовая сигнальная лента», в которой цвета радуги перемешаны, и рядом записываются по порядку числа 11, 12….18. 

Учитель, например, называет выражение 5 + 9 (или показывает зеленую и серую карточку из веера). 

Учащиеся видят, что число 14 написано рядом, например, с красным цветом и показывают красную карточку. (Цвет значения не имеет, он служит для обратной связи). 

Можно придумать много других игр и заданий. 

С огромным удовольствием дети работают с «Телефоном – справочником». Он же является самоучителем. 

При помощи «Квадрата с уголком», благодаря подвижной детали, можно построить всю таблицу сложения и вычитания. Многочисленные варианты работы с каждым пособием, входящим в комплект, описаны в методических рекомендациях. 

Эти учебно-наглядные пособия могут использоваться на всех этапах урока, в разных сочетаниях с другими средствами обучения, в том числе, и с учебником. Причем, детям предоставляется право выбирать наглядное пособие, при помощи которого можно выполнить то или иное задание из него. 

В начало статьи

Наглядные пособия

Главная

Свод федеральных правил | GovInfo