Состав числа 1: Домики «Состав числа» от 1 до 10, от 11 до 20

Содержание

Урок математики «Число 7. Состав числа 7». 1-й класс

Практическая значимость работы.

  • Урок разработан в свете требований новых ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке математике в 1 классе.

Цель: создание условий учащимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование.

Учебно-воспитательные задачи:

  • формировать универсальные учебные действия учащихся;
  • познакомить учащихся с составом числа 7 его особенностями;
  • отрабатывать навыки счета с числами 1–7;
  • формировать навыки первичной исследовательской деятельности;
  • познакомиться с интересными сведениями об объектах окружающего мира;
  • пробуждать фантазию учащихся, вырабатывать умение проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружающим миром. – развивать математическую речь, произвольное внимание, оперативную память, навыки контроля и самоконтроля.
  • способствовать воспитанию и развитию у учащихся коммуникативных связей, навыков сотрудничества при работе в паре, в группе; привитию интереса к учебному предмету.

Прогнозируемые результаты:

  • Учащиеся повторят порядок чисел в ряду от 1 до 7, состав числа 6.
  • Познакомятся с составом числа 7, научатся его использовать при составлении числовых выражений.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме «Число 7».

Форма проведения: урок-исследование с мультимедийным сопровождением.

Авторский медиапродукт: презентация

Учебные материалы:

  • Мультимедийная установка
  • Выставка книг: Энциклопедия, «Семь чудес света», «Волк и семеро козлят»,
  • «Белоснежка и семь гномов», «Семь Семионов» и т.д.
  • Плакат «Праздник числа 7»», стенгазеты 1А класса «Число семь в жизни», «Магия числа 7», выставка творческих работ, исследовательских работ, проектов учащихся 1-го «А» класса.

Индивидуально:

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» 1 класс,
  • Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких,
  • карточки «Засели домик»
  • бланк оценивания
  • карточки «Где встречали такую запись чисел?»
  • карточки «Домино»,
  • карточки «Цветик-семицветик»
  • сигналы

На группы:

  • Счетный материал – яблоки, тарелочки
  • «Домик числа 7»
  • фломастеры, карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд 1 (Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)

Ученик читает стихотворение.

В темном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек
Семь горящих глаз нашел
Называется ковшом.
И медведицей зовут
Не пойму в чем дело тут?
И ответил мне отец:
– Ты, сыночек, молодец!
Незаметно год промчится,
И исполнится семь лет-
Будешь в школе ты учиться
И на все найдешь ответ.

– Действительно, в школе мы учимся находить ответы на многие вопросы. Очень интересно узнавать про что-то самое-самое.

– Расскажите, про что вы узнали, какими источниками пользовались.

Учащиеся: Мы узнавали, где в жизни встречается число 7, работали группами. Изучали дополнительную литературу в библиотеке, рисовали.

– Что мы получили в результате совместной работы? (Газета «Число 7 в жизни»)

– Чего в мире по 7? (7 дней – неделя, 7 цветов – радуга, Сказки: «Белоснежка и 7 гномов», « Волк и семеро козлят» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

Историческая справка:

– Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: «Семь бед – один ответ», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «На седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Лук от семи недуг»…и т.д.

Все вы знаете знаменитые сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…

Число 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции, 7 цветов радуги…

Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

– На уроках, в жизни все ваши исследования пригодятся.

– Давайте, определим тему урока. (Состав числа 7)

– Определим цели урока. (Изучить состав числа 7, повторить пройденный материал)

– Сегодня мы будем продолжать исследовать число 7,

– На праздник к семерки пришли гости, назовите их. (Числа 1–6, сказочные герои, все, что связано с числом 7.)

– Сказочные герои – гномы будут давать нам задания и, конечно, помогут нам с ними справиться

Слайд 2

Созвездие «Большая медведица», на звездах числа от 1–7.

– Какое задание можно выполнить? (Записать числа в порядке возрастания, убывания, сравнить, составлять числовые равенства.)

– Назовите числа в порядке возрастания.

– Назовите в порядке убывания.

– Сделаем записи в тетради. Откроем рабочую тетрадь с.38, задание №1.

– Писать цифры будем красиво, правильно. Вспомним, как мы вчера учились писать цифру 7.

– Обведите в кружок число, которое стоит между числами 3 и 5. (Хором – это число 4.)

– Возьмите в квадратик число, которое на 1 больше числа 4. (5)

– Наибольшее число в этом ряду подчеркните черточкой, наименьшее – волной. (7, 1)

– Возьмите в треугольник число, которое находится между числами 1 и 5, но не является их соседом (3)

III. Постановка проблемы

Слайд

Домики чисел 6 и 7

– Заглянем в домик числа 6.

– Какое задание нам предстоит выполнить? (Заполнить состав числа 6)

(На столах у каждого распечатки «домиков», заполняют состав числа 6)

СЛАЙД

– Проверка (по слайду читаем хором)

– Оцените себя. Поднимите руки, кто не ошибся. Молодцы!

– Мы можем назвать жильцов домика числа 7? (нет)

– В чем проблема? (Мы не изучали состав числа 7.

– Значит, какую проблему мы должны сегодня решить. (Из каких чисел состоит число 7)

– Мы будем исследовать состав числа 7.

IV Открытие «новых» знаний

Слайд 4

– Осень богата урожаем. Гном-садовод трудился «До седьмого пота» «Пролил семь потов» – Что означает? (Много и хорошо потрудился)

– Он вырастил яблоки и принес вам. Сколько яблок посчитаем?

– Гном предлагает вам разложить для угощения 7 яблок в две тарелочки разными способами. Результат записывать.

Групповая работа.

(На группы даны яблоки, «тарелочки» – листы, листы с домиком числа 7)

– Результат записывайте на листах.

Слайд

Проверка. Сравниваем с эталоном, исправляем ошибки. Оцените работу в группах, поставьте +, если правильно выполнили, исправьте ошибки

Покажите 1 группа, 2, 3,…

Всем аплодисменты.

– Покажите, как дружно вы работали? (Руки вверх и в замочек)

– Молодцы, ребята, садитесь.

– Запишите свои результаты в домик 7

Вывод: Что мы исследовали? (Состав числа 7)

– Для чего нам нужно знать состав числа 7?

Физкультминутка

Совет гномов: Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку
1–2 – выше голова,
3–4 – руки шире, руки шире
5–6 – встать, присесть
7–8 – лень отбросим,
9–10 – счет ведем мы дружно вместе.
Вверх потянемся, прогнемся
И за парты мы вернемся.

IV. Первичное закрепление

Слайд 5

– Назовите одно из самых прекрасных и уникальных чудес природы Бурятии. (Байкал)

– Какой наказ дает Гном? (Беречь природу)

– Что это значит?

– А как вы думаете, какое задание просит выполнить Гном? (Найти значение выражений, в результате которых 7, сравнить числовые выражения, разделить их на группы.)

– Зная состав числа 7, какие числовые выражения можно записать?

– В тетрадях, задание №2 –запишем числовые выражения, значение которых 7,

(Запись в тетрадях, один ученик у доски.)

– Найдем значения всех выражений.

(Ответ показывают на «веере», называют хором.)

Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика»

Братцев этих ровно 7 (показать 7 пальцев)
Вам они известны всем (зажимы)
Каждую неделю кругом (замочек)
Ходят братцы друг за другом (от себя)
Попрощается последний (машем)
Появляется передний. (1 палец)
Пальчики в кулачок, разгибаем по одному: понедельник, вторник…
Вверх потянемся, прогнемся
И к работе мы вернемся.

V. Контроль – игра в парах «Шепталочка»

Слайд 6–7

(У учащихся бланки для ответа. Класс разбивается на варианты, первая группа шепчет ответы своим соседям, а те записывают в бланк ответа «+» или «-», затем меняются ролями.)

– Сегодня на «Шепталочке» будем продолжать учиться шептаться и внимательно выполнять задания. Напоминаю условие игры. На экране появляется задание, я его говорю. Все выполняют его в уме, молча. Учащиеся 1ё варианта шепотом сообщают результат соседу. Сосед записывает в бланк ответа +, если ответ правильный, – неправильный.

На следующем варианте меняетесь ролями. Это игра, в том числе и на внимание.

– Когда нужно хорошо подумать, прежде чем решить, как говорят? (Семь раз отмерь, один раз отрежь).

Начали!

Задания.

  1. Сколько элементов в пирамидке?
  2. Как называется геометрическая фигура?
  3. Сравните числа
  4. Посчитайте сколько получится?

– Оцените работу своего друга. (Встают, показывают, всем аплодисменты)

– Вы отлично поработали, дружно, отнеслись друг к другу с уважением и добротой.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

Слайд 8

– Гномик дарит вам песенку о добре, наши глазки будут следить за фигурками – так они снимут напряжение, ручками, головкой можно выполнять танцевальные движения

«Дорога добра»

VI. Рефлексия. Итог урока

– Вам понравилась эта песенка? О чем в ней поется?

– А еще что понравилось на уроке?

– Какая была цель урока?-

– Удалось вам ее решить? Каким способом? (Ответы детей.)

– Для самопроверки выполните задание Гнома-цветовода.

– Вспомните, в какой сказке есть необыкновенный цветок с числом 7?

– Этот цветок встречался нам в физкультминутке

Слайд 9

(Цветик-семицветик)

– У вас на столах эти цветики. Какое задание?

– Соедините лепестки, чтобы при сложении чисел результат был равен 7. (Соединяют фломастером)

Проверка. Покажите друг другу.

– Оценим нашу общую работу на уроке. Выберите, какого цвета будет серединка цветка: красная – отличная работа, синяя – хорошая. Зеленая – удовлетворительная. Изобразите пиктограммой настроение (улыбка)

– Что значит выражение «На седьмом небе» – означает высшую степень радости, счастья. Вы подарили радость и тепло хорошей работой.

– Гномики за отличную и дружную работу дарят вам эти цветы.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет

– Спасибо всем за работу! Урок окончен.

Урок математики 1 класс состав числа 2,3,4. Размен монет

Психологический настрой

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок.

— Руки? Дети: “На месте!”

— Ноги? Дети: “На месте!”

— Локти? Дети: “У края!”

— Спина? Дети: “Прямая!”

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие. А чтобы узнать, куда мы все вместе отправимся, вам необходимо выполнить задание.

Актуализация опорных знаний:

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Всё внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

II. Разминка

Отдых наш физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой-встанькой будто стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мы упругий мяч.

III. Устный счёт

Мы в лес за наукой сегодня пойдём,

Смекалку, фантазию нашу возьмём,

Дорогой с пути никуда не свернём.

Но чтобы лес нам скорее достичь,

Должны мы подняться по лесенке ввысь.

Счёт до 20 вперёд и обратно.

Сосчитайте от 4 до 12, от 8 до 16.

Сосчитайте от 12 до 3, от 19 до 11.

Назовите последующее число 10, 18.

На сколько последующее число больше предыдущего?

Как получить последующее число?

Назовите предыдущее число 9, 16.

На сколько предыдущее число меньше последующего?

Как получить предыдущее число? (Отнять единицу)

Какое число стоит слева от 13, 18?

Какое число стоит справа от 15, 4?

Назовите соседей числа 13.

Работа над темой урока.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, от каждого потребуется уважение и помощь другу. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Сегодня к нам на урок пришла гостья. Но сначала мы должны узнать, откуда она. Поставьте цифры в порядке возрастания и расшифруйте слово.

6 2 4

с л е

(лес)

Какое слово получилось?

Из леса к нам прибежала

Не мышь, не птица.

В лесу резвится.

На деревьях живет

И орешки грызет.

Кто это? (Белочка) (надеть маску ученице)

Белочка – хозяюшка

Школу открывает

И лесных зверюшек

Учиться приглашает.

И звери, и птицы

Спешат к нам в класс,

А белочка – учительница

Дает такой наказ:

“Начинаем наш урок,

Повторять мы будем счет

И примеры порешаем

Повторим состав чисел 3,4, 5.

Кто внимательней узнаем”.

— Ребята!

— Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? Какая цель? (Закрепление и обобщение знаний по теме: “Числа 1-5. Состав чисел 2-5”)

Какие числа мы изучали?

— Разложите карточки с цифрами по порядку, начиная с самого маленького числа.

— Назовите числа в обратном порядке, начиная с наибольшего.

— Назовите число, которое при счёте следует за числом 2, 4.

— Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 3, 5.

— Назовите число, которое стоит между числами 1 и 3, 3 и 5, 2 и 4.

— Назовите “соседей” числа 4, 2.

— Назовите число, которое стоит справа от 3, 1.

— Назовите число, которое стоит слева от 2, 4.

— Какое число больше: 2 или 3, 1 или 4, 4 или 5.

— Какое число меньше: 3 или 4, 1 или 3, 3 или 5

Игра “Покажи сколько”. Презентация1

На экране предметы. Дети должны показать количество предметов цифрой.

— Назовите предметы одним словом.

Учимся мыслить, рассуждать. (Разгадайте ребус)

Найди ошибку.

Белочка:

За волчишкой еле-еле

Вышел мишка из-за ели.

Он мотает головой

Рассуждает сам с собой.

Медведь:

Есть счетная машинка у меня,

Помогает мне она.

Я примеры все решил,

А проверить нету сил.

Вот ответы перед вами

Вы, друзья, проверьте сами.

5-1=4 2+2=5 3+2=4 6-1=7 5+1=4

Белочка:

Заревел медведь белугой,

Заметался он по кругу.

Медведь:

Ай, машина, ну дела!

Ну, совсем ты не точна!

Белочка:

Не расстраивайся, Мишка,

А учись у ребятишек.

Физкультминутка.

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале,

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки.

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Состав чисел 5, 4, 3.

Учитель надевает перчаточную куклу лисенка

Под кустом сидел

Хитренький лисенок.

Он слушал щебет птичий

И ждал, что в когти попадет

Сама собой добыча.

А мы спрячем птиц в дома,

Но нужно знать состав числа.

(На доске рисунки домиков лисенка и птичек с цифрами)

Ребята! Расселите птичек в дома.

Составьте поезд, решив примеры: Презентация

Всей семьей идут к нам в класс

Летом вдоль дорожки.

Еж – отец, ежиха – мать

И детишки – ежики.

А чтобы быстрее добрались они

Поезд им составим мы.

5-2

2+2

2-1

3-1

3+2

Составьте рассказ по рисунку с вопросом. Составьте схему и решение к задаче.

Ну, ребята, молодцы,

Всем зверятам помогли.

А теперь заданье вам

Я из тетрадочки раздам.

с.14 № 1,2

— Рассмотрите задание. Как вы думаете, какую работу необходимо — А теперь поделитесь своим настроением с окружающими.

— У вас на столе лежат разноцветные отрезки.

Жёлтый — мне было интересно и я доволен своей работой на уроке.

Зелёный – мне понравилось на уроке.

Синий – мне сейчас грустно.

— Жёлтые отрезки – лучи солнышка, зеленые — травка, синие – капли дождя

— Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.

— Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности. Презентация

Продолжите мои предложения:

— Я понял, что…

— Было интересно…

— Было трудно…

— Мне захотелось…

— У меня получилось…

На следующем уроке мы…выполнить в данных заданиях?

Конспект урока по математике «СОСТАВ ЧИСЛА 10. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»(1 класс)

СОСТАВ ЧИСЛА 10. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Цели   урока:  закреплять   знание   учащимися   состава   числа   10;   умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5; продолжать формировать умение учеников   применять   переместительный   закон   сложения   при   решении выражения; продолжать работу над задачами. Ход урока I. Организационный момент.  II. Каллиграфическая минутка. 10    10     10 III. Закрепление знания состава числа 10. Для этой цели можно использовать задание 1 (с. 18 учебника, часть 2) и другие аналогичные задания, например: «Какое число и знак пропущены?»: IV. Закрепление умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5 и применять переместительный закон сложения при решении выражений. Устно,   с   объяснением   учащиеся   выполняют   задание   2   (с.   18   учебника, часть 2). При решении примеров на сложение дети применяют переместительный закон   сложения.   Находя   значения   выражений   на   вычитание,   учащиеся опираются на знание состава чисел либо пользуются изученными приемами вычитания чисел 3, 4, 5 из данного числа. Физкультминутка С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся. Ученики выполняют задание 1 (с. 11 в тетради № 2): опираясь на знание состава числа, находят значения выражений.  Затем   детям   можно   предложить   выполнить   следующее   задание   по вариантам. – Найдите значения выражений. Вариант I. 3 + 2 5 + 3 Вариант II. 6 + 1  5 + 2 4 + 6 1 + 8 3 + 7 4 + 5 9 – 2 6 – 3 10 – 2 7 – 3 Взаимопроверка. V. Сравнение чисел и выражений. Выполняя задание 6 (с. 18 учебника, часть 2), учащиеся сравнивают числа и выражения. Особое внимание учителю следует обратить на 2 и 3­й столбики, где суммы и разности сравниваются с числом. Например: 6 + 2 * 6. Слева записана сумма чисел 6 и 2, справа дано число 6. (Следует обратить внимание детей на то, что в обеих частях присутствует число 6, но в левой части оно увеличивается на 2, следовательно, левая часть больше правой.) Сумма чисел 6 и 2 больше шести. 6 + 2 > 6 (Возможно, дети захотят найти значение суммы (6 + 2 = 8    8 > 6), учителю следует рассмотреть все варианты, предложенные детьми.) Физкультминутка VI. Работа над задачами. Подготовительная работа к решению составных задач. Учащиеся читают задачу 3 (с. 18 учебника, часть 2). – Вы прочитали задачу? – Докажите. – О чем говорится в условии? – О чем в задаче спрашивается? – Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Вычитание.) –   Почему?  (Так   как   в   условии   сказано,   что   российских   марок   на   3 меньше.) – Запишите решение. (6 – 3 = 3 (м.).) – Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (Сложение.) – Почему? (Потому что спрашивается, сколько всего марок.) – Запишите решение. (6 + 3 = 9 (м.).) – Ответьте на поставленные вопросы задачи. Далее аналогично разбирается задача 4 (с. 18 учебника, часть 2). VII. Работа с геометрическим материалом. Дети выполняют  с а м о с т о я т е л ь н о  задание 5 (с. 18 учебника, часть 2): чертят отрезки заданной длины. – Какова длина второго отрезка? (3 см.) Затем учитель предлагает детям рассмотреть задание 3 (с. 10 в тетради № 2). – Какая фигура изображена? (Треугольник.) – Измерьте стороны треугольника и запишите их длину. – Что заметили? (Две стороны треугольника равны.) Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным. В заключение урока дети перерисовывают в тетрадь цветок, изображенный на полях учебника (с. 18, часть 2). VIII. Итог урока.  – Чему научил вас урок? – Какое задание было для вас самым интересным? – Какое самым трудным? – Что бы хотелось выполнить еще?

У р о к 78. СОСТАВ ЧИСЛА 10. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ | Поурочные планы по математике 1 класс

У р о к 78. СОСТАВ ЧИСЛА 10. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ