Сообщение о грозе 3 класс: Во время грозы — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Грозы

Грозы — это яркое атмосферное явление. Одновременно на земном шаре происходит до 1800 гроз. В умеренных широтах они бывают 10-15 раз в год, у экватора на суше от 80 до 160 дней являются грозовыми, над океанами они происходят реже. Грозы обычно возникают на атмосферных фронтах, когда происходит наплыв холодных воздушных масс, вытесняющих теплые. Очень редко грозы образуются в результате местного прогревания воздуха.

Начинается гроза с воздушного столба, образующего высокое белое облако, которое быстро набухает. Грозовые облака — великаны, их толщина достигает 10 км. Внизу это грозовое облако плоское, оно всегда раздается вверх и в стороны. Когда верхняя его граница достигает стратосферы, облако как бы сплющивается и принимает форму наковальни. Поднимается ураганный ветер, иногда в передней части облаков может возникнуть шквал — резкое усиление ветра, происходящее внезапно. Грозовые шквалы способны вызвать сильные разрушения. Известны случаи, когда они переворачивали железнодорожные вагоны весом 16 тонн.

Наиболее сильные грозы со шквалами бывают в теплое время года.

Часто грозы сопровождаются молниями. Молния — это электрический разряд большой мощности. В облаках происходит трение молекул, в результате чего возникает электрическое напряжение. Температура молнии достигает 30000°С. Она так сильно разогревает окружающий воздух, что он стремительно расширяется и с грохотом преодолевает звуковой барьер. Грохот этот доходит до нас, и мы говорим: гремит гром.

Вспышка молнии распространяется в воздушной среде со скоростью света, так что мы видим ее практически в то же мгновение, когда происходит разряд, а грохот расширяющегося воздуха пролетает километр примерно за три секунды. Если молния и гром следуют один за другим сразу же, то можно с уверенностью сказать, что гроза где-то рядом, а если вспышка молнии опережает раскаты грома, то гроза находится на каком-либо расстоянии. Чем дальше гроза, тем дольше не гремит гром после молнии. Вспышки невидимых и неслышимых молний при отдаленной грозе, освещающих изнутри облака, называются зарницами.

Иногда наблюдаются шаровые молнии — ослепительные, искристые, огненные шары. Они плывут над землей с потоками воздуха и, случается, втягиваются сквозняком в дома, взрываются внутри зданий. Природа их окончательно еще не выяснена.

В грозу необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • опасно оставаться на открытом пространстве и нельзя прятаться под одиноко стоящим деревом, так как молния бьет в самую высокую точку на местности;
  • опасно находиться вблизи металлических труб и оград;
  • не рекомендуется купаться во время грозы, опасно находиться в лодке;
  • в небольшом доме надо держаться подальше от окон, печи.

Наблюдения со спутников Земли позволили установить, что в Тихом океане вблизи Японских островов находится самое богатое грозами место на земном шаре. Неожиданным для ученых оказалось не то, что грозы гремят там чаще обычного, а то, что в этом районе зарегистрированы самые мощные сверхмолнии. Подобное явление — большая редкость в природе.

Плешаков. 3 класс. Учебник №2, с. 25 – 30

Природа и наша безопасность

Ответы к стр. 25 — 30

1. Как уберечься от удара молнии?

Чтобы уберечься от молний, надо соблюдать определенные правила.
1. Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.
2. Нельзя купаться во время грозы.
3. Нельзя находиться возле металлических предметов (например, металлических заборов, решёток) и прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом и т. д.).

Есть ещё ряд правил поведения во время грозы:

1. Если вы заметили признаки приближения грозы, то переждите её дома.
2. Закройте двери, окна, дымоходы.
3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
5. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
6. Если вы застигнуты грозой на велосипеде, остановитесь и отойдите от велосипеда примерно на 30 метров.
7. Если гроза застала вас в машине, то оставайтесь в ней. Только закройте окна, опустите антенну и остановитесь.
8. Во время грозы не бегайте.

Гроза – бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Обычно можно заранее понять, что собирается гроза. Сильно печёт солнце, в воздухе накапливается влага, становится душно. На горизонте можно увидеть скопление мощных кучевых облаков. Ветер начинает дуть порывами, усиливается. Затем сверху из надувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
Чем опасна гроза? Прежде всего, молниевыми разрядами. Их прямое попадание для человека может быть смертельным. Ежегодно от молний в мире гибнет около 3 тысяч человек.
Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.
Молнии – гигантские искры, возникающие между небом и землей. Одновременно в атмосфере Земли происходит примерно 1800 гроз, и каждую секунду возникает около 100 молний.
Линейная молния на равнинах, как правило, бьёт из облака в землю или воду. Она ударяет чаще всего в высокие предметы: шпили высоких домов и церквей, антенны. Для защиты построек от молний люди ставят молниеотводы.
Ещё молнию притягивает вода. Если гроза застала вас купающимися или плывущими в лодке, немедленно добирайтесь до берега.
Молнию притягивают одиночные деревья на открытых местах. Поэтому прятаться под такими деревьями нельзя. Треть жертв молний укрывались под деревьями.
Нахождение во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности, так как стальные конструкции и высокие здания выполняют роль молниеотводов.
Если природа линейных молний понятна и предсказуема, то природа шаровой молнии до сих пор остается загадкой. Такая  молния образуется, когда обычная молния распадается на отдельные участки. Светящиеся шары голубого, зелёного, жёлтого или красного цветов могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с  каким-либо предметом.
Драматический случай произошел с пятью альпинистами 17 августа 1978 года на Кавказе. В ясную ночь люди остановились на ночлег. В палатку к альпинистам залетел светло-желтый шар величиной с теннисный мяч. Шар проникал в спальные мешки, вызывая ужасные крики. Люди чувствовали сильнейшую боль, не могли двигать ни руками, ни ногами, теряли сознание. После того как шар посетил каждый спальный мешок несколько раз, он исчез. Альпинисты получили тяжелые раны, мышцы были вырваны целыми кусками, до самых костей. Одного из альпинистов шар убил. При этом шаровая молния не коснулась ни одного предмета.
Шаровая молния может появиться где угодно, даже в закрытых помещениях. Были случаи ее появления из телефонной трубки, розетки, электробритвы. Размеры шаровой молнии могут быть от нескольких сантиметров до нескольких метров.
Что делать, если в вашем доме появилась шаровая молния? Нельзя делать резких движений и убегать, надо держаться подальше от электрических предметов.


2. Как избежать отравления растениями и грибами?

1.Никогда не берите в рот плоды или другие части растений, если хотя бы немного сомневаетесь в том, что они съедобны.
2. Никогда не собирайте грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь.
3. Пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений не будет.

Существуют опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться. Давайте запомним, что лучше не собирать ягоды, которые не знаешь. А такие растения, как белена, волчье лыко, вороний глаз, мы не будем путать с другими и не будем их рвать и даже прикасаться к ним. Помните: собирая грибы, нужно брать только хорошо знакомые съедобные грибы! Если гриб вызвал сомненье, лучше его не трогать.

3. Как избежать укуса змеи? Что делать, если она укусила?

Любая змея пуглива. Встретившись с человеком – она старается спрятаться. Но, если преградить ей дорогу, нападает. Если же вы неосторожны и наступили на змею, она ужалит. Поэтому там, где могут быть змеи, не стоит ходить в шортах и лёгких тапочках, а надо надеть сапоги и длинные плотные брюки.
Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожнее. И, конечно, не надо совать руку  в дупло дерева – там может оказаться совсем не белочка.
А если вас всё-таки укусила змея, что делать в таких случаях?
Признаки отравления:
1. Место укуса быстро отекает. Опухоль может охватить всю конечность и перейти на туловище.
2. В первые 20–40 минут пострадавший испытывает шоковое состояние: бледность, головокружение, тошнота, рвота, частый и слабый пульс, падение артериального давления, потеря сознания.
Ваши действия:
1. Пострадавшему обеспечить полный покой, так как любое движение усиливает кровообращение, а значит, и проникновение яда в организм.
2. Продезинфицировать ранку йодом или спиртом.
3. В первые же минуты начать отсасывать яд, регулярно сплевывая его. Делать это в течение 15 минут. Яд не глотать!
4. Дать пострадавшему теплое питьё и доставить его в лечебное учреждение.

4. Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?

Желание любого ребёнка, когда он видит собаку или кошку, – погладить её. Но это не всегда безопасно. Именно домашние животные (собаки и кошки), от которых не ожидаешь никакой опасности, могут нанести очень серьёзный вред вашему здоровью. Особо опасны собаки. Большинство ребят, когда видят собачку, хотят её погладить, покормить. Но, к сожалению, нельзя предугадать поведение животного.
Согласно исследованиям, проведенным Южно-Австралийской комиссией здравоохранения, некоторые породы собак представляют серьёзную угрозу для человека. Это бультерьеры, немецкие овчарки, доберманы-пинчеры, ротвейлеры… На территории России этот список дополняется кавказскими, среднеазиатскими, южнорусскими овчарками, боксёрами, терьерами, догами.
Эти собаки агрессивны, малочувствительны к боли. Во многих странах Европы и США желающие завести таких собак получают специальное разрешение, такое же, как и на покупку оружия. У нас таких законов нет, поэтому и бойцовских собак на улицах много. Однако степень агрессивности каждой собаки зависит не только от породы, но и от воспитания и поведения хозяина.
Помните: некусачих собак не бывает! Что же делать, если на вас лает собака?
Правила поведения при встрече с кошками и собаками:
1. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками.
2. В узких проходах лучше пропустить человека с собакой.
3. Если собака помахивает хвостом и приседает на задние лапы, она готовится к прыжку.
4. Нельзя пристально смотреть животным в глаза и улыбаться. Улыбку животное может принять за оскал зубов, то есть угрозу. На собачьем языке это значит – скалиться и показывать своё превосходство. Собака может напасть на вас.
5. Не дергайте животных за хвост.
6. Свою собаку надо воспитывать.
7. Делайте домашним животным профилактические прививки.
8. Не толкайте хозяина собаки.
9. Не стоит навязываться в друзья животному, если оно не хочет – рычит, шипит.
10. Нельзя убегать от собаки. Этим вы изображаете из себя убегающую дичь и предлагаете собаке поохотиться. И собака побежит за вами.
11. После общения с животными надо мыть руки, можно заразиться различными кишечными заболеваниями. Черви-паразиты вредны для здоровья человека, потому что живут у него внутри и, можно сказать, потихоньку его едят.

Ответы по окружающему миру. Учебник. 3 класс. Часть 2. Плешаков А. А.

Окружающий мир. 3 класс

Погода и климат — MRS. 3-Й КЛАСС LONG’S

Блок погоды и климата

Студенческие научные журналы

Ссылки для обучения погоде и климату:

Погодные игры Ссылки:
  • Make Maker- Исследуйте климатические условия
  • Сбор данных: эксперимент с погодой
  • Прогноз0014
  • Суровая погода и стихийные бедствия
  • Игры для детей о погоде
  • Дети климата!
  • Джемы по изучению погоды и климата (нажмите «Перейти к активности», когда найдете то, что вам нужно!)
  • Типы облаков
  • Игра «Облако»
  • Игра в облачной памяти
  • Облачные матчи
  • Экстремальная погода на нашей планете (National Geographic)
  • Extreme Weather Challenge (National Geographic). играйте только ограниченное количество раз)
    • S.1 Считайте показания термометра
    • S.2 Сравните температуру на термометрах
    • S.3  Соберите данные о температуре и нанесите их на график
    • S.4  В чем разница между погодой и климатом?
    • S.5  Погода и климат во всем мире
    • S.6  Погода или климат? Цитировать текст
    • S.7  Использовать климатические данные для прогнозирования
    • S.8  Использовать данные для описания климата США
    • S.9  Использовать данные для описания климата мира

      0

      0 Использовать данные для описания климата США

Погода и климат Эпические! Чтение коллекций: (код класса: lxj2231)
  • Погода и климат чтение Alouds
  • Чтение погоды
  • Погода и метеорология
    • Видео эксперта по погоде
    • Видео с инструментами для прогноза погоды
    • Суровая погода — ускоренный курс для детей
    • Следите за погодой! Видео
    • Микки Маус объясняет инструменты погоды


    Другие звенья обучения:

    • Факты по погоде
      • .
        Бедствия
      • Суровая погода Nearpod
      • Ураганы Nearpod
      • Погодные инструменты/инструменты
      • Радар
      • Weather.com
      • Weather.gov

Погода и климат Темы урока:

Что такое погода? Темы уроков:

Данные урока о погоде Темы:

Темы урока о суровой погоде:

Климатические уроки Темы:

  • ​Описание погоды
  • Где бывает погода?
  • Погода в разных местах
  • Создание метеорологических инструментов
  • Наблюдение и измерение погоды
  • Анализ данных о погоде
  • Составление карт погоды
  • Что такое суровая погода?
  • Прогнозирование неблагоприятных погодных условий
  • Уменьшение воздействия неблагоприятных погодных условий
  • Что такое климатическая зона?
  • Выявление загадочных климатов
  • Выявление климатических закономерностей

Расширение отдела погоды и климата:

Домашние занятия
Погодные инструменты Домашние занятия
Суровая погода Домашние занятия
Домашние распечатки

Что такое погода? Расширения урока:

Наука:

  • Проведение независимых исследований атмосферы и ее слоев, а также роли воды и движущегося воздуха в погоде

Искусство:

  • Создайте классный коллаж из изображений, представляющих погоду в вашем регионе
  • Используйте реалистичные изображения для создания рисунков, акварелей или изображений облаков и штормов в небе

Языкознание:

  • Поддержание словарного банка данных о погоде и климате
  • Написание стихов о погоде, описывающих любимое погодное явление в погоде

Погодные данные Расширения урока:

Наука:

  • Провести независимое исследование истории инструментов измерения погоды и Национальной метеорологической службы
  • Изобрести новый инструмент для сбора данных о погоде
  • Узнать, как работает термометр гистограммы данных о погоде в интересующих местах
  • Создайте свой собственный анемометр
  • Создайте свой собственный барометр
  • Создайте свой собственный флюгер
  • Создайте свой собственный датчик дождя или снега

Языковые искусства:

  • Напишите абзац об инструменте, используемом для сбора данных о погоде
  • Посмотрите фольклор о погоде
  • Напишите и доставьте местный прогноз погоды
  • Напишите прогноз погоды на основе погоды в США

Математика:

  • Графики различных непогодных данных и поиск закономерностей

Искусство:

  • Рисование различных типов облачности

Расширения для урока суровой погоды:

Наука:

  • Провести независимое исследование «Великого белого урагана» 1888 года
  • Сравните суровую погоду в Соединенных Штатах с погодой во всем мире
  • Посмотрите, насколько точны прогнозы суровой погоды, которые делают синоптики
  • Создайте карту, показывающую, где и когда следует опасаться суровых погодных явлений
  • Изучите дамбы и дамбы

Языковые искусства:

  • Написать о жизни в условиях суровой погоды
  • Написать отчет о суровой погоде
  • Определить, какая информация необходима в сводке погоды
  • Написать о том, каково это быть животным в суровых погодных условиях

Искусство:

  • Нарисовать ураган или торнадо

Дополнительные занятия по изучению климата:

Наука:

  • Провести независимое исследование климата
  • Выяснить, почему климатические зоны называются именно так, а также значение этих названий
  • Исследуйте и пишите о том, каково людям и другим животным жить в определенном климате
  • Наблюдение за изображениями ледников, чтобы обнаружить доказательства изменения климата за последнее столетие

Словесность:

  • Добавьте к словесной стене Погода и климат
    словарных терминов
  • Напишите и запишите рассказ о том, каково было бы жить в одной из климатических зон, о которых вы узнали в этом кластере

Социальные науки:

  • Узнайте о животных, растениях и деятельности человека, типичных для определенных климатических зон
  • Узнайте, как климат играет роль в сельском хозяйстве и культурах, выращиваемых в определенных регионах, или как климатические зоны подходят для конкретных видов досуга
  • Выберите климатическую зону, в которую дети хотели бы отправиться, исследуйте туристические направления и создавайте туристические брошюры с помощью различных цифровых инструментов

Математика:

  • Нарисуйте гистограммы, чтобы сравнить данные о погоде для городов, расположенных в пяти основных климатических зонах США

Погода и климат Большие идеи:

Что такое погода? Большие идеи:

  • Погода — это то, как выглядит небо и ощущается воздух.
  • Погоду можно описать с точки зрения температуры, осадков, облачности, солнечного света и ветра.

Данные о погоде Большие идеи:

  • Погода — это то, как выглядит небо и ощущается воздух.
  • Ученые используют различные инструменты для сбора данных о погоде с течением времени.
  • Образцы данных могут служить объяснением.
  • Ученые используют карты, чтобы показать, какая погода в разных местах.

Суровая погода Большие идеи:

  • Различные суровые погодные условия возникают в результате естественных процессов.
  • Ученые изучают суровую погоду, чтобы предсказать, когда она наступит, и как люди должны подготовиться, чтобы оставаться в безопасности.
  • Мы можем подготовиться к суровой погоде, чтобы уменьшить ее последствия.
  • Ученые могут узнать, каким был климат в прошлом.

Погода и климат Словарь:

Что такое погода? Урок Кластерный словарь:

  • Атмосфера — смесь газов, окружающих Землю или другие планеты.
  • Облако — видимое скопление огромного количества капель воды или кристаллов льда, взвешенных в воздухе. Капли или кристаллы рассеивают солнечный свет и создают белые или серые облака.
  • Доказательства — Факты или наблюдения, используемые для поддержки объяснения.
  • Осадки — Дождь, снег, град и другие формы конденсата, которые образуются в облаках и падают на землю.
  • Спутник — объект, выведенный на орбиту вокруг Земли. Метеорологические спутники несут инструменты высоко над земной поверхностью, которые передают информацию о нашей погоде.
  • Стратосфера — Слой атмосферы над тропосферой. Обычно он начинается на высоте около 17 км (11 миль) над Землей и достигает высоты около 50 км (30 миль).
  • Тропосфера — Нижний слой атмосферы. Толщина тропосферы на экваторе составляет около 17 км (11 миль). Около 75% всех молекул воздуха находится в тропосфере. Облака находятся в тропосфере. (См. также стратосфера.)
  • Погода — Как выглядит небо и ощущается воздух. Основными компонентами погоды являются температура, солнечный свет, ветер, облачность и осадки.
  • Ветер — Движение воздуха.

What_IS_WEATHER_CLUSTER_VOCABULARY.PDF
Скачать файл


Урок о погоде.

  • Ось  – опорная линия, проведенная на графике с указанием масштаба графика.
  • по шкале Цельсия шкала — метрическая система измерения температуры.
  • Сантиметр — Единица длины в метрической системе измерения.
  • Облако — большая группа крошечных капель воды или кусочков льда, парящих в воздухе.
  • Данные — факт о чем-то наблюдаемом.
  • Градус — Единица измерения температуры.
  • Фаренгейты Шкала — Температурная шкала, показывающая, насколько предмет горячий или холодный.
  • График — способ представления данных, показывающий взаимосвязь между двумя вещами.
  • Горизонтальная ось — Горизонтальная линия на графике, на которой указан масштаб графика.
  • Метры на секунды — Единица измерения скорости.
  • Осадки — Любая влага, выпадающая на землю. Дождь, снег, град и мокрый снег — все это осадки.
  • Дождь Датчик — Прибор для измерения осадков.
  • Масштаб — числа или значения на горизонтальной и вертикальной осях графика.
  • Температура — Насколько горячо или холодно что-либо.
  • Термометр — инструмент для измерения температуры.
  • Вертикальная ось  – Вертикальная линия на графике, на которой указан масштаб графика.
  • Погода карта — карта, на которой отображаются данные о погоде в разных регионах.
  • Флюгер — инструмент для измерения направления ветра.
  • Ветер — Воздух в движении.
  • Ветер направление — Направление, откуда дует ветер. (Например, если ветер дует с севера на юг, это северный ветер или «северный»).
  • Weather_data_vocabulary ___ Pictures.pdf
    Скачать файл


    Weather_data_cluster_vsture_vsture_vsture_VSTARELE_VSTARELE_VSTARELE_VSTARELE_VSTARELE_VSTARELE_VSTARELE_VSTARELE_VSTARELE_LARLIRI_VSTARILE_LARILE_LARLERIARIRI.
    .0005

    Severe Weather Lesson Cluster Словарь:

    • Blizzard — Продолжительная метель с низкой температурой, сильным ветром (более 56 км/ч) и большим количеством падающего или метельящего снега.
    • Засуха  – Период времени, когда количество дождя, снега и других осадков намного меньше, чем в обычный год.
    • Прогноз — Прогнозировать.
    • Ураган — Шторм с сильным ветром и дождем, который формируется над океанами вблизи экватора.
    • Молния — Мощный разряд электричества во время грозы.
    • Гром — Звук молнии. Происходит, когда молния быстро нагревает и расширяет воздух, через который она проходит.
    • Гроза  — Гроза, сопровождающаяся молнией и громом. Они часто включают большое количество дождя, немного града или даже снега.
    • Торнадо — сильно вращающийся столб воздуха, который может вступить в контакт с землей и вызвать большие разрушения.

    SEARE_WEATHER_CLUSTER_VOCABULARY.PNG
    Скачать файл


    КЛИМАТ КЛАМТАРИМА.

  • Климат зона — Район, характеризующийся определенным климатом.
  • Дендрохронолог  — Ученый, который изучает годичные кольца деревьев, чтобы узнать о климате в прошлом.
  • Дендрохронология — Изучение прошлого климата с использованием данных годичных колец.
  • Доказательства — Факты или наблюдения, подтверждающие объяснение.
  • Дерево кольцо — Видимый рост дерева в течение года, обычно видимый в виде светлого и темного кольца. Также известен как кольцо роста.
  • Climate_weather_cluster_vocabulary.png
    Загрузить файл


    Исследование погоды и климата Фокус:

    Погода : как выглядит небо и как ощущается воздух
    Тропосфера : часть земной атмосферы, где происходит погода направление
    Инструменты для работы с данными о погоде : анемометр, термометр, флюгер, вертушка, дождемер
    Суровые погодные явления : торнадо, ураганы, метели, засуха, гроза и т. д.
    Спутник : используется метеорологами для отслеживания погодных систем, формирующихся по всему миру

  • Практические уроки науки и грамотности
  • Видео о метеорологических инструментах
  • ​Weather.com
  • Weather.gov 0020
  • Погода и климат Nearpod
  • Суровая погода Nearpod
  • Ураганы Nearpod
  • Экстремальные погодные условия Nearpod 0 | Всемирная метеорологическая организация

    После выброса с поверхности частицы пыли поднимаются на более высокие уровни тропосферы за счет турбулентного перемешивания и конвективных восходящих потоков. Затем они могут переноситься ветром в течение длительного времени, в зависимости от их размера и метеорологических условий, прежде чем снова вернуться на поверхность. Поскольку более крупные частицы оседают быстрее, чем более мелкие, во время транспортировки происходит сдвиг в сторону более мелких частиц. Пыль также вымывается из атмосферы осадками. Среднее время жизни пылевых частиц в атмосфере колеблется от нескольких часов для частиц диаметром более 10 мкм до более 10 дней для частиц субмикрометрового размера.

    Взаимодействие с погодой и климатом

    Аэрозоли, особенно минеральная пыль, влияют на погоду, а также на глобальный и региональный климат. Частицы пыли, особенно если они покрыты загрязнением, действуют как ядра конденсации для образования теплых облаков и как эффективные агенты ядер льда для образования холодных облаков. Способность пылевых частиц служить таковыми зависит от их размера, формы и состава, которые, в свою очередь, зависят от характера материнских почв, выбросов и процессов переноса. Модификация микрофизического состава облаков изменяет их способность поглощать солнечную радиацию, что косвенно влияет на энергию, достигающую поверхности Земли. Частицы пыли также влияют на рост облачных капель и кристаллов льда, тем самым влияя на количество и местонахождение осадков.

    Воздушная пыль действует аналогично парниковому эффекту: она поглощает и рассеивает солнечное излучение, попадающее в атмосферу Земли, уменьшая его количество, достигающее поверхности, и поглощает длинноволновое излучение, отражаясь от поверхности, переизлучая его во всех направления. Опять же, способность пылевых частиц поглощать солнечное излучение зависит от их размера, формы и минералого-химического состава. Вертикальное распределение пыли в воздухе (вертикальный профиль) и характеристики подстилающей поверхности также необходимы для количественной оценки этого воздействия.

    Воздействие на здоровье человека

    Пыль в воздухе представляет серьезную опасность для здоровья человека. Размер частиц пыли является ключевым фактором, определяющим потенциальную опасность для здоровья человека. Частицы размером более 10 мкм не вдыхаются, поэтому могут повредить только внешние органы, в основном вызывая раздражение кожи и глаз, конъюнктивит и повышенную восприимчивость к глазным инфекциям. Вдыхаемые частицы размером менее 10 мкм часто попадают в нос, рот и верхние дыхательные пути, поэтому могут быть связаны с респираторными заболеваниями, такими как астма, трахеит, пневмония, аллергический ринит и силикоз. Однако более мелкие частицы могут проникать в нижние дыхательные пути и попадать в кровоток, где они могут поражать все внутренние органы и вызывать сердечно-сосудистые заболевания. Глобальная модельная оценка, проведенная в 2014 году, показала, что воздействие частиц пыли стало причиной около 400 000 преждевременных смертей от сердечно-легочных заболеваний среди населения старше 30 лет.

    В зависимости от погоды и климата пыль может оставаться во взвешенном состоянии в воздухе в течение нескольких дней, вызывая вспышки аллергии вдали от источника

    Менингитный пояс (красный), регионы высокого риска (коричневый), во всех остальных регионах частота вспышек и спорадических случаев может быть ниже (источник: ВОЗ)

    Некоторые инфекционные заболевания могут передаваться через пыль. Менингококковый менингит, бактериальная инфекция тонкого слоя ткани, окружающей головной и спинной мозг, может привести к повреждению головного мозга и, при отсутствии лечения, к смерти в 50% случаев. Вспышки происходят во всем мире, однако самая высокая заболеваемость приходится на «менингитный пояс», часть Африки к югу от Сахары с населением, по оценкам, 300 миллионов человек. Эти вспышки имеют выраженный сезонный характер: многие исследования связывают условия окружающей среды, такие как низкая влажность и запыленность, со временем и местом заражения. Исследователи считают, что вдыхание частиц пыли в жаркую сухую погоду может повредить слизистую оболочку носа и горла, создавая благоприятные условия для бактериальной инфекции. Кроме того, оксиды железа, содержащиеся в частицах пыли, могут увеличить риск заражения.

    Пыль также играет роль в передаче долинной лихорадки — потенциально смертельного заболевания — на юго-западе США и в северной Мексике, выступая в качестве переносчика спор грибов Coccidioides.

    Воздействие на окружающую среду и общество

    Отложения поверхностной пыли являются источником микроэлементов как для континентальных, так и для морских экосистем. Считается, что пыль Сахары удобряет тропические леса Амазонки, а перенос железа и фосфора пылью, как известно, способствует производству морской биомассы в тех частях океанов, которые страдают от нехватки таких элементов. Но пыль также оказывает много негативного воздействия на сельское хозяйство, в том числе снижает урожайность из-за заглубления рассады, вызывает потерю растительной ткани, снижает активность фотосинтеза и усиливает эрозию почвы.

    Косвенное воздействие отложений пыли включает заполнение ирригационных каналов, перекрытие транспортных путей и влияние на качество воды в реках и ручьях. Снижение видимости из-за переносимой по воздуху пыли также влияет на воздушный и наземный транспорт. Плохая видимость представляет опасность при посадке и взлете самолета: посадка может быть изменена, а вылет задержан.

  • admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *