Согласный звонкий твердый звук: Твердый парный согласный звук с в словах. Звонкие и глухие согласные звуки

Содержание

Твердый парный согласный звук с в словах. Звонкие и глухие согласные звуки

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме — обозначить с помощью транскрипции — [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б»], [з»], [в»], [д»], [й»], [н»], [к»], [м»], [л»], [т»], [с»], [п»], [р»], [ф»], [г»], [х»].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них — [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук — [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова — [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль — [мол’], мел — [м’эл], калитка — [кал’итка], пир — [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген — [г»эн], лён — [л»он], диск — [д»ыск], люк — [л»ук], вяз — [в»яз], трель — [тр»эл»].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ»ука], [хор], [цар»], [ч»ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р»], [п] — [п»], [м] — [м»], [в] — [в»], [д] — [д»], [ф] — [ф»], [к] — [к»], [з] — [з»], [б] — [б»], [г] — [г»], [н] — [н»], [с] — [с»], [л] — [л»], [т] — [т»], [х] — [х»]. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые — перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие — перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
ббалб»битва
ввойв»веко
ггаражг»герой
ддырад»дёготь
ззолаз»зевок
ккумк»кеды
ллозал»листва
ммартм»месяц
нноган»нежность
ппаукп»песня
рростр»ревень
ссольс»сено
ттучат»терпение
ффосфорф»фирма
ххудобах»химия
Непарныежжирафччудо
шширмащлещина
ццельйвойлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
ПарныеЗвонкиеГлухие
БП
ВФ
ГК
ДТ
ЖШ
ЗС
НепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных —

Десять гласных отнимите,

Знаки — твердый, мягкий —

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж — тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й — только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон — используем в игре.

Алексей Николаевич Толстой сказал, что нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. Такая «живость» нашего родного языка, является заслугой входящих в его состав слов. Но, прежде чем их научиться использовать, нужно выучить буквы и звуки. О них и пойдет речь в этой статье.

Изучая с ребенком язык, нужно четко дать ему понять различия между устной и письменной речью. Для этого важно ему дать понятие о том, что такое звук, а что – буква.

Звуки — это то, что мы воспринимаем своим слухом. То, что относится к речи наш мозг легко отделяет от остальных звуков и интерпретирует их в образы. Звуки речи мы можем записать буквами, формируя из них слова.

Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отобразить на бумаге, то что слышим на слух. Но, тут для ребенка кроется очень большая сложность. Ведь количество звуков и букв, их воспроизводящих на бумаге, в разных словах может отличаться как в одну, так и в другую сторону.

Сколько букв и звуков в русском языке и алфавите и их соотношение

ВАЖНО: Звуки мы слышим и можем произвести своим речевым аппаратом. Буквы можем видеть и записать! Звуки есть во всех языках. Даже в тех, где нет письменности.

В таком слове как «стул» буквы соответствуют звукам. Но, в слове «солнце», буква «Л»

не произносится. Также не произносятся буквы «Ъ» и «Ь» . Они лишь несколько изменяют произношение слов, в которых используются.

Также есть такое «школьное» слово как «Циркуль» . В котором вместо звука [И] произносится звук [Ы] .

В русском языке еще очень много слов, которые произносятся не так, как записываются буквами. Поэтому ребенку очень важно научиться правильно понимать такое отличие.

Алфавит

Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу. На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит. То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:

Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.

Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.

В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают. Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.

ИНТЕРЕСНО: Педагоги придумали очень интересный и увлекательный способ изучения алфавита. Посвятите каждый новый день в вашей семье одной из букв алфавита. Конечно при этом не нужно забывать и про остальные. Пеките булочки в форме букв, делайте с ребенком буквы из пластилина, рисуйте их, собирайте из счетных палочек. Обязательно рассказывайте про букву, которой посвящен день и давайте примеры ее использования.

Гласные звуки и буквы

Знакомство ребенка с алфавитом — это очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в освоении языка. Для продолжения изучения его элементарных единиц нужно научиться делить их по характеристикам.

Те буквы, которые произносятся протяжно, нараспев называются гласные.

  • В русском языке 10 гласных букв «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я»
  • 6 гласных звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы] . Обычно гласные звуки в школьной программе должны быть выделены красным цветом.

Мы уже выяснили отличие между элементарными частицами языка.

Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они подразумевают один или два звука.

Из этой таблицы — это различие можно увидеть еще раз:

ИНТЕРЕСНО: Кстати, о букве «Ё». Сегодня ошибочно считается, что ее ввел в наш алфавит Карамзин. Но, это не так. Это сделала директор Санкт-Петербургской академии княгиня Екатерина Дашкова в 18 ноября 1783 на заседании по случаю создания первого толкового словаря в России. Она предложила поменять буквы «IO» на одну «Ё».

Ударные и безударные гласные звуки

  • Ударный гласный звук произносится с большой силой и не претерпевает изменений.

Например : сне́ г, стý л, шка́ ф

  • Безударный гласный звук произносится с маленькой силой и претерпевает изменения.

Например : кО рзи́на (слышится вместо О , звук А ), мЕ две́ дь (В первом безударном гласном звуке вместо Е , слышится И ), плЕ чо́ (гласный звук И слышится вместо Е ).

ВАЖНО : Ударение не ставят в словах с одним слогом и в словах с буквой Ё .

Гласные Йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё делают мягким согласный звук, стоящий перед ними, и создают один звук: е → [э] или [и], ё → [о], ю → [у], я → [а].

Например:

  • В начале слова: ёжик [й’ожик]
  • В середине слова: приют [при й’ут]
  • В конце слова: ружьё [руж й’о]

Твердые и мягкие гласные прямым образом действуют на согласные. Например, согласная буква «П» , может быть, как твердой (в слове «пакет» ), так и мягкой (в слове «печенье» ).

Согласные звуки и буквы

Согласные буквы называются таковыми из-за вхождения в их состав согласных звуков. В русском языке 36 согласных звуков:

Апострофом отмечены мягкие звуки.
И 21 согласная буква:

Согласные буквы и звуки мягкие и твердые: таблица

Согласные, как и гласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река» , бука «Р» мягкая, а слове «Рука» – твердая. Вообще, на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, местоположение звука в слове. Смягчают звуки йотовые гласные («Е» , «Ё» , «Ю» и «Я» ) и дифтонги, которые стоят после согласных. Например:

  • «Белый»
  • «Любовь»
  • «Пятница»

Также смягчает звуки буква «И» , а ее антипод «Ы» , напротив, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:

  • «Лен» и «лень»

Мягкий знак может смягчить звук, даже если находится внутри слова:

  • «Коньки»

Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица

Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.

Звонкие согласные образовываются при прохождении воздушной струи прохождении ротовой полости и колебании голосовых связок. Благодаря этому образовываются такие согласные как:

Чтобы легко было запомнить глухие согласные, запомните выражение: СТЕПКА ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? — ФИ!

Если вычеркнуть из этого выражения все гласные буквы, останутся только глухие согласные.

Парные и непарные твердые и мягкие согласные: таблица

По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:

Парные и непарные звонкие и глухие согласные: таблица

В русском языке принято выделять пары глухих-звонких согласных:

Остальные согласные непарные:

Иногда встречается «вынужденная» глухость или звонкость согласного звука. Это происходит из-за положения звука в слове. Частым примером такого вынужденного состояния является слова: пруд [прут] и будка [б́утка] .

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Их всего 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]

Шумные согласные звуки — существуют звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Сводная таблица часто распространенных мягких и твердых букв и звуков в русском языке:

Шипящие согласные буквы

Согласные «Ж» , «Ш» , «Ч» и «Щ» называют шипящими. Эти буквы вносят некоторую изюминку в наш язык. При этом, делают его очень трудным. Ребенок еще во время изучения этих букв должен знать правила:

  • «ЖИ» «ШИ» пиши с «И»
  • «ЧА» «ЩА» с буквой «А»
  • «ЧУ» «ЩУ» с буквой «У»

Буквы «Ж» и «Ч» являются звонкими, а остальные две («Ш» и «Щ» ) глухими. Важной особенностью этих звуков является то, что произнести из без открывания рта не получиться. Сравните их произношение с произношением «М» или «Н» . Для произношения шипящих согласных обязательно должна быть щель между губами, через которую будет выходить воздух, создавая акустическое сопровождение этих звуков.

Буквой «и краткое» обозначается согласный звук й

Буква «Й» или «И краткое» встречается почти во всех славянских алфавитах, а также в тех неславянских алфавитах, где используют кириллицу. В русском алфавите эта буква занимает 11 место. Она образовалась из гласного «И» и звонкого согласного «J» .

Интересно, что в XVIII веке, когда был введен гражданский шрифт (в противовес церковному), из него исчезли все надстрочные символы. И у буквы «Й» пропала ее важная часть. При этом, от таких реформ звук, который обозначался этой буквой «не пострадал». Вернуть «Й» в письмо удалось при Петре I. Но, при этом ее не вернули в алфавит. Это сделали только в XX веке.

Сегодня все больше филологов относят звук «Й» к сонорным согласным. То есть к таким звукам, которые располагаются между гласными и согласными, но относится все же с согласным. Кроме того, его всегда считают мягким.

В каких буквах несколько звуков?

Лента букв и звуков для начальной школы

Очень хорошо помогают в изучении русского языка в различные пособия. Одним из таких пособий является «Лета букв» . Она помогает понять различие между буквами, быстрее развить навык чтения у детей и облегчить фонетический разбор слова.

Хоть на первый взгляд «Лента букв» несет минимум информации, это далеко не так. Это пособие можно использовать не только в школе, но и дома. Родители могут самостоятельно обучать ребенка грамотности с помощью этого инструмента.

Фонетика — дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть — именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык — в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые — буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама — мячик, лоза — лёд, вышка — вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные — таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол — шелест — шик, жуткий — жидкий — жестяной, цена — цирк — царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка — чащоба — чистка, щёки — щуриться — щебень, йот — йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно — слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки — всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой — с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию — кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами — красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки — таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр — беленький, вьюга — вратарь, город — гелий, подъезд — дьяк, жираф, зима — зубы, кит-кот, лошадь — лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход — перерыв, решение-роман, сова — семья, торт — тема, фильм-фотография, халва — схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье — лакей — ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, — короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править — воля — лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат — роль — топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь — соня — сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» — таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики — и всё обязательно получится.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные — образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные — образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласныеГлухие согласные
непарныепарныепарныенепарные
й → [й»]б → [б], [б»]п → [п], [п»]ч → [ч»]
л → [л], [л»]в → [в], [в»]ф → [ф], [ф»]щ → [щ»]
м → [м], [м»]г → [г], [г»]к → [к], [к»]ц → [ц]
н → [н], [н»]д → [д], [д»]т → [т], [т»]х → [х], [х»]
р → [р], [р»]ж → [ж]ш → [ш]
з → [з], [з»]с → [с], [с»]
9 непарных11 парных11 парных5 непарных
20 звонких звуков16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласныеМягкие согласные
непарныепарныепарныенепарные
[ж][б][б»][ч»]
[ш][в][в»][щ»]
[ц][г][г»][й»]
[д][д»]
[з][з»]
[к][к»]
[л][л»]
[м][м»]
[н][н»]
[п][п»]
[р][р»]
[с][с»]
[т][т»]
[ф][ф»]
[х][х»]
3 непарных15 парных15 непарных3 парных
18 твёрдых звуков18 мягких звуков

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

и звуки в русском языке

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Особенности и букв

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки — 5 слогов, ре-бя-та — 3 слога, он — 1 слог, о-но — 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

Окончаниях, суффиксах и приставках — это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв — 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч. ). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все подразделяются на две разные категории:

  • звонкие — б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие — к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] — [н’], [т] — [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые — [ж], [ш] и [ц] и мягкие — [й»], [ч»] и [ш»].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные — это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:


Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки — [й»], [ч»] и [ш»].

Непарные согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие

Непарные согласные — это звуки, которые не соотносятся с другими согласными по признаку звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, какие непарные согласные звуки существуют в русском языке и какие фонетические особенности они имеют.

Звонкие и глухие согласные

Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.

Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.

Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Гласные звуки формируются целиком голосом.

Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.

По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.

Звонкие согласные состоят из шума и голоса:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:

[к], [п], [с], [т],  [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’]

Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:

  • [б] — [п]
  • [в] — [ф]
  • [г]- [к]
  • [д] — [т]
  • [ж] — [ш]
  • [з] — [с].

Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.

В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:

  • убор — упор;
  • влага — фляга;
  • грот — крот;
  • дрова — трава:
  • жалость — шалость;
  • зев — сев.

Остальные согласные являются непарными.

Непарные звонкие согласные

В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.

Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».

В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.

Например, воздух проходит через нос и образует звуки [н] и [н’], а при смыкании губ получаются звуки [м] и [м’].

Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки [л] и [л’].

Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки [р] и [р’].

Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук [й’].

Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими  глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.

Определение

Звуки [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] — это непарные звонкие согласные.

Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:

  • [л] — [л’]
  • [м] — [м’]
  • [н] — [н’]
  • [р] — [р’]

Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:

  • банка — банька;
  • рад — ряд;
  • мыс — миска;
  • лов — лев.

А звук [й’] непарный по всем характеристикам:

  • непарный звонкий;
  • непарный мягкий.

Непарные глухие согласные

Среди глухих согласных также есть непарные, которые не соотносятся со звонкими согласными.

Определение

Звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — это непарные глухие согласные.

Глухие согласные [х] и [х’] образуют пару по признаку твёрдости/мягкости:

  • храбрый — хитрый;
  • хлеб — химия;
  • худой — хилый.

Остальные глухие согласные непарные по всем фонетическим признакам. Укажем их особенности:

  • звук [ц] — это непарный глухой, непарный твердый;
  • звук [ч’] — это непарный глухой, непарный мягкий;
  • звук [щ’] — это непарный глухой, непарный мягкий.

Непарные мягкие и твёрдые согласные

Вне зависимости от последующего гласного, обозначенного буквами «е», «ё», «и», «ю», «я»,  или «ь», звуки [ц], [ж], [ш] всегда твердые в словах, а [й’], [ч’ ] и [щ’], напротив, звучат мягко. B транскрипции слов их мягкость всегда обозначается апострофом.

Сравним:

  • ци́ркуль [ц ы р к ул’]
  • це́нный [ц э н: ы й’]
  • жёлтый [ж о л т ы й’]
  • за́лежь [з а л’ и ж]
  • кошёлка [к а ш о л к а]
  • пу́стошь [п у с т а ш]
  • чёрный [ч’ о р н ы й’]
  • чистота́ [ч’ и с т а т а]
  • щётка [щ’ о т к а]
  •  щу́ка [щ’ у к а].

Мягкий знак после шипящих согласных, обозначенных буквами «ж», «ш», «ч», «щ» служит для обозначения существительных женского рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм глаголов (беречь, поёшь, отрежь), а не для указания мягкости согласного.

Итак, в фонетике русского языка три согласных [й’] [ч’] [щ’] являются непарными мягкими, а звуки [ж], [ш], [ц] — непарными твёрдыми.

Согласные звуки и буквы

Меню раздела

Русский язык

Рейтинг: 3 / 5

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ

Все согласные звуки и буквы русского алфавита

В русском языке
21 согласная буква и 43 согласных звука.

Звуков больше, так как большинство согласных могут обозначать по 2 звука – твёрдый и мягкий. Существуют согласные – исключения. Всегда твёрдые звуки дают согласные буквы Ж, Ш, Ц, а всегда мягкие – Ч, Щ, Й.

Согласные делятся на 3 подгруппы:

  • сонорные (всегда звонкие) — Л, М, Н, Р, Й;
  • парные по глухости – звонкости — БП, ВФ, ГК, ДТ, ЖШ, ЗС;
  • всегда глухие — Х, Ц, Ч, Щ.

Бзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – П (лбы – [Б], лоб – [П]). Может быть мягким [Б’] (белка) и твёрдым [Б] (бочка).
Вторая буква алфавита. В алфавите произносится [БЭ].

 

Взвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ф (ловлю – [В], лов – [Ф]). Может быть мягким [В’] (ловить) и твёрдым [В] (вол).
Третья буква алфавита. В алфавите произносится [ВЭ].

 

Гзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – К (луга – [Г], луг – [К]). Может быть мягким [Г’] (Герда) и твёрдым [Г] (гол).
Четвёртая буква алфавита. В алфавите произносится [ГЭ].

 

Дзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Т (плоды – [Д], плод –[Т]). Может быть мягким [Д’] (Дима) и твёрдым [Д] (Дана).
Пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ДЭ].

 

Жзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ш (лужа – [Ж], у луж – [Ш]). Что бы после него ни стояло:гласная второго ряда (жир), Ъ (молодёжь) – звук всегда произносится твёрдо.
Восьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЖЭ].

 

3звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – С (коза – [3], много коз – [С]). Может быть мягким [3′] (зима) и твёрдым [3] (звон)ю
Девятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЗЭ].

 

Йвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). По-научному – сонорный. Всегда мягкий (нет твёрдой пары).
Одиннадцатая буква алфавита. В алфавите произносится И-КРАТКОЕ.

 

Кглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Г (кот – [К], год – [Г]). Может быть мягким [К’] (кит) и твёрдым [К] (кот).
Двенадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [КА].

 

Лвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Л’] (лето) и твёрдым [Л] (лов).
Тринадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭЛЬ].

 

Мвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [М’] (мир) и твёрдым [М] (мошка).
Четырнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭМ].

 

Нвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Н’] (небо) и твёрдым [Н] (нота).
Пятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭН].

 

П – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Б (почка – [П], бочка – [Б]). Может быть мягким [П’] (пить) и твёрдым [П] (пони).
Семнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ПЭ].

 

Рвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Р’] (река) и твёрдым [Р] (роль).
Восемнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭР].

 

Сглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – 3 (соя – – [С], Зоя – [3]). Может быть мягким [С’] (Сеня) и твёрдым [С] (сон).
Девятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭС].

 

Тглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Д (том – – [Т], дом – [Д]). Может быть мягким [Т’] (Тема) и твёрдым [Т] (тыква)
Двадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ТЭ].

 

Фглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – В (Фаня – [Ф], Ваня – [В]). Может быть мягким [Ф’] (фильм) и твёрдым [Ф] (шкаф).
Двадцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭФ].

 

Хвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Может быть мягким [X’] (хек) и твёрдым [X] (хурма).
Двадцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [ХА].

 

Цвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары).
Двадцать четвертая буква алфавита. В алфавите произносится [ЦЭ].

 

Чвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час), согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЧЭ].

 

Шглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Ж (Луша – [Ш], лужа – [Ж]). Всегда твёрдый. Что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), Ь (сушь) – звук всегда произносится твёрдо.
Двадцать шестая буква алфавита. В алфавите произносится [ША].

 

Щвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда мягкий. Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада), согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЩА].

 

Алфавит русского языка (русская азбука)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

2 мин.

Дыхательная гимнастика

— Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Проверьте, как приготовились к уроку. На парте — учебник, щитки, шаблоны букв, фишки.

Дети проверяют готовность к уроку и садятся за парты.

2. Подгот. работа к изучению нового материала

3 мин.

— Прослушайте шуточное стихотворение и скажите, какой звук вы слышите чаще других?

Жук жужжит:

Я шел и шел,

Желтый камешек нашел.

Это желудь! Ты не прав, —

Говорит жуку жираф.

Что ж, повесь его на сук, —

Говорит жирафу жук

Назовите слова со звуком [ж].

Звук [ж]

Жук, жужжит, жираф, желтый, желудь.

3. Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком [ж] и буквами, которыми он обозначается.

Фонетическая зарядка

4. Изучение нового материала

7 мин.

Физминутка

— Произнесите, как жужжит жук.

Встречает ли звук преграду при произнесении? Значит это какой звук?

Приложите ладошки к ушкам. Произнесите звук. Звенит в ушах? Значит звук [ж)] какой?

Попробуйте произнести его мягко Получается? Может ли звук [ж] быть мягким?

Дайте характеристику звуку.

На доске появляется изображение звука-мальчика — обозначающего согласный звонкий твердый звук

Найдите среди фишек — звуков тот, которым можно обозначить звук {ж}

-ж-ж-ж-ж-ж

Встречает. Согласный.

Звонкий.

Мягким быть не может. Всегда твердый.

Звук ж — согласный, звонкий, всегда твердый.

Дети находят у себя фишку (синий квадрат)

5. Первичное закрепление

7 мин.

Работа по учебнику

— Назовите слова, где есть звук {ж}:

в начале слова

в середине слова

в конце слова

Давайте четко проговорим чистоговорку:

Жу-жу-жу — молока дадим ежу.

Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи — здесь живут ежи.

Же-же-же — дождь прошел уже.

Жо-жо-жо — лужок, снежок, пирожок, творожок.

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на карточках? (на карточках изображения жука, ежа, жирафа)

Кто изображен на 1 карточке?

Составим схему слова «жук».

Какой первый звук? Второй? Третий?

Учитель проходит по рядам, осуществляя проверку индивидуально.

Проверим, какая должна получиться схема.

Рассмотрите, как какая буква обозначает звук ж. (Учитель вывешивает на доску карточку-изображение буквы).

Произнесите звук. Который обозначает эта буква.

Откройте учебник на стр.79.

Рассмотрите иллюстрации.

Найдите слоги с буквой ж. Прочитайте.

Добавьте к слогам слоги по стрелочкам, прочитайте слова.

Какие слова прочитали?

Рассмотрите правую страницу учебника. Прочитайте названия текстов. Рассмотрите иллюстрации к ним.

О ком 1 текст? Второй?

Прочитаем 1 текст вместе, я — читаю, вы — следите пальчиком.

О ком рассказ? Где сидел жук? Каким словом можно заменить слово «сук»?

Что у жука?

Как разговаривает жук?

Читаем вместе со мной.

Прочитайте 2 текст «про себя».

О ком прочитали?

Читаем еще раз за диктором.

Найдите ответы на вопросы в тексте.

Что есть у осы?

Что делает оса?

Чем похожи эти два текста?

Как одним словом назвать жука и осу?

Каких еще насекомых вы знаете?

Как нужно относиться к животным, насекомым?

Почему?

Жук, жираф Кожа, ножи, стружка

Нож, морж

Дети вместе с учителем проговаривают чистоговорку

Животные

Жук

Ж (согл, тверд. — синий), У (гласн. — красный),

К (согл, тверд. — синий).

Дети у себя на партах составляют схему слова

1 ученик у доски составляет схему слова при помощи магнитных фишек-звуков.

Дети действуют в соответствии с инструкцией учителя.

О жуке. Об осе.

О жуке. Жук сидел на суку. Ветка.

У жука усы. -У жука лапки.

Об осе.

Читает ученик.

У осы жало. У осы лапки.

Оса жалит.

Эти тексты о насекомых.

Дети дают свои варианты.

6. Домашнее задание

-Дома вы прочитаете еще один рассказ о жуке, узнаете, что с ним случилось.

7. Итог урока

-С какой новой буквой мы познакомились?

Какой звук она обозначает?

Какой он?

Буквой ж.

Буква «ж» обозначает звук ж.

Звук [ж] — согласный, твердый, звонкий.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

-Урок обучения грамоте. Проверьте, как приготовились к уроку.

2. Подгот. работа к изучению нового материала

-Для чего нам нужны уроки обучения грамоте?

Для чего уметь читать?

Рассмотрите на доске буквы.

На какие две группы можно разделить слова?

Прочитайте буквы, обозначающие гласные звуки, согласные звуки.

Составьте из этих букв слова.

(На доске — м, о, к, а, т, с, и, н).

Чтобы уметь читать.

Чтобы узнавать новое из книг, общаться с людьми.

Гласные и согласные.

Дети предлагают свои слова.

3. Сообщение темы урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной буквой, которая обозначает согласный звук. А что это за буква, попробуйте определить сами.

4. Новый материал

Фонетичекая ритмика

Физминутка.

-Как дрожат от холода, что в это время произносим?

Какой звук слышим? Можем пропеть? Значит это какой звук?

Произнесите слово «ваза».

Как звучит звук в, твердо или мягко?

Значит звук [в] твердый.

Послушайте слова.

Вилы, весна.

Какой первый звук слышите?

Какой он, твердый или мягкий?

Значит звук в может быть мягким.

Закроем ушки, определим по звонкости-глухости.

Какой звук? Звенит в ушах?

Значит буква в обозначает звонкий звук.

Сделаем вывод. Буква в обозначает согласный звонкий звук, может быть мягким или твердым.

Поскорей, поскорей

Прилетай к нам, воробей!

Тебе на дорожке

Мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг,

Чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает.

Устали не знает.

В-в-в-в-в

[в]

Согласный

Твердо/

[в]

Мягкий

Звонкий

(Дети изображают воробья)

5. Первичное закрепление.

Зрительная гимнастика

-Я буду произносить слова, вы слушаете, если услышите новый звук. поднимайте сигнальный щиток.

Вратарь, Вилы, Виталик, Вика, лес, сова,, Лиза, парта, ваза, ива, карта, ворота, ворона.

Назовите слова, где есть звук в.

Посмотрите, как выглядит буква «в». Составьте у себя на партах букву «в» из счетных палочек.

Откройте учебники на стр.76. Рассмотрите иллюстрации.

Рассмотрите верхнюю часть страницы.

Кто изображен? Как по другому можно назвать это животное?

Выложите из фишек слово. (учитель контролирует правильность выполнения задания, проходя по рядам).

Возьмите слоговые таблицы. Найдите слоги с буквой в. Прочитаем вместе.

Вернемся к учебнику.

Что изображено на левой части страницы? Подберите слова к схемам.

Соедините слоги, прочитайте слова.

Рассмотрите иллюстрации в правой части страницы. Какое время года изображено? Почему? Чем занимаются взрослые?

Прочитаем об этом рассказ.

Я читаю, вы — следите за мной, ведете указкой.

Читаем второй раз. Читаем по одному предложению. Как узнаем, что предложение закончилось?

Кто рассказывает рассказ? Что у них есть? Где волы? Что на возу?

Какие слова из ранее прочитанных встретились в тексте?

Рассмотрите иллюстрации на стр.77.

Прочитайте самостоятельно предложения под картинками.

Прочитайте предложение под 1 картинкой. Под 2. Под 3.

Читаем вместе хором слова по столбикам.

Чем отличатся пары слов 1 группы? 2 группы?

Прочитайте самостоятельно слова 3 группы. Найдите и прочитайте только те, в которых есть буква в.

Каких вы знаете птиц? Какие птицы обитают в наших краях?

Прочитаем о птицах в учебнике.

ответь на вопросы предложениями из текста.

О какой птице прочитали?

Где сидит ворона?

Как разговаривает ворона?

Дети выделяют на слух новый звук.

Дети действуют в соответствии с инструкцией учителя.

Вол

Бык

Дети с учителем читают слоги по слоговой таблице.

Ваза, возы, вилы

Лето, Люди раздеты, трава зеленая, косят сено.

Сенокос.

В конце предложения стоит точка.

Вилы, воз, вол.

Слова обозначают один предмет и много предметов.

Слова отличаются одной буквой.

Ворона, ворот, канава, корова.

Ворона, сорока, галка, снегирь, дятел и т.д.

О вороне.

Ворона сидит на суку.

Ворона: Кар! Кар!

6. Итог урока

-С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Какой звук обозначает буква в?

Каких птиц нашего края мы сегодня вспомнили?

Познакомились с новой буквой «в»

Согласный, звонкий.

7. Домашнее задание

-Дома вы еще раз потренируетесь читать слова и предложения с новой буквой. Нарисуйте дома птиц нашего края.

Дети вспоминают названия птиц нашего края.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

-Дружно встали, тихо сели,

И друг друга не задели.

Проверьте, как приготовились к уроку.

Дети проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

-Вспомните, с какой новой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

Что мы о ней узнали?

Какие еще согласные знаете?

Найдите в разрезной азбуке буквы: м, н, в,р.

Положите перед собой в первый ряд.

Что объединяет эти буквы?

Выберите из кассы буквы: а, о, у,ы.

Что объединяет эти буквы?

В

Обозначает согласный, звонкий звук, может быть мягким и твердым

Согласные, звонкие

Гласные, обозначают твердость согласного.

.

3. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним все изучены буквы, будем учиться правильно их читать в словах, предложениях.

4. Закрепление изученного.

Артикуляционная гимнастика.

Работа по учебнику.

Зрительная гимнастика.

Физминутка.

-Приготовьте сигнальные щитки.

Я сейчас буду называть буквы, а вы показывать, какой звук обозначает эта буква: если гласный — красный, согласный — синий.

У, к, ш, м, о, и, в, р, ы, э, п, х.

Как воет волк?

Как рычит медведь?

Как плачет ребенок?

Как кричат в лесу, когда заблудятся?

Я — называю начало слова, вы договариваете.

Э___, ут___, за___, тык___, ру___, ре___, ва___, печ___, лен___.

Посмотрите на доску. Добавьте одну букву к слогу так, чтобы получилось правильное слово.

СО_

_ОМ

_АК

СУ_

Прочитайте слова, которые у вас получились.

-Слова потерялись. Помогите им. Соедините слоги, в одинаковых геометрических фигурах и прочитайте слово, которое у вас получится.

МА ЛО КО ША

МО ЛИ КА

СА МА

Откройте учебник на стр.78.

Найдите в верхней части страницы слова. Прочитаем вместе слова 1 группы.

Какой из трех столбиков не подходит к остальным? Почему?

Какие вы еще знаете имена детей?

Что за названия написаны во 3 столбике?

Какие вы знаете профессии?

Кем работают ваши родители?

Кем хотели бы стать вы?

Что делают повара?

О ком можно сказать «варил», «варила», «солил», «солила», «кушал», «кушала»?

Дети изображают профессии людей: водитель, маляр, строитель, доктор, художник.

Сейчас давайте прочитаем о поварах рассказ, который так и называется «Наши повара».

1 раз — читает учитель,

О ком рассказ?

Как зовут поваров?

Что варили повара?

Вкусная еда получилась?

2 раз — дети читают по 1 предложению,

3 раз — «про себя».

Ответьте на вопросы предложениями из текста.

Кто варит суп?

Кто варит кашу?

Кто кушал суп и кашу? Каков суп? Какова каша? Каковы повара?

Сейчас приготовим простые карандаши. Будем вычеркивать в тексте все буквы а.2 раз — все буквы и, 3 раз — все буквы ш.

Потренируемся в беглости чтения. Я засекаю время — вы читаете шепотом текст, как я только скажу «стоп», вы — останавливаетесь и отмечаете то место, где остановились.

Кто прочитал 2 раз больше? Молодцы.

Дети действуют в соответствии с инструкцией учителя.

У-у-у-у-у

Р-р-р-р-р

Уа-уа-уа

Ау-ау-ау

Дети предлагают свои варианты слов.

Мама, молоко, лиса, каша.

3

В первых двух записаны имена людей, а в 3 — профессии.

Повара готовят еду.

Он, она.

О поварах.

Вова, Вика, Виталик, Иван.

Суп, кашу.

Дети отвечают предложениями из текста.

5. Домашнеее задание

-Дома потренируйтесь так же читать на скорость вместе с родителями.

6. Итог урока

— Чему сегодня учились?

Понравилось вам выполнять задания сегодня на уроке?

Что понравилось больше: читать на время или находить и зачеркивать буквы в словах?

Читать слова, предложения с изученными буквами. Слышать звуки в словах.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

-Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний к изучению нового материала

-Посмотрите на доску. Какие буквы я хотела написать?

Что общего у этих букв?

Какую букву учились писать на прошлом уроке?

Строчные а, о, в

Общий элемент -овал.

Строчную

3. Сообщение темы урока

Зрительная гимнастика

Доскажите словечко:

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын — ….

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобой дружим.

Весело нам бегать

Босиком по…

Что объединяет слова — отгадки?

Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную букву «Ж», научимся соединять ее с другими буквами.

Жираф

лужам

4. Новый материал.

Пальчиковая гимнастика.

Для чего нам нужно уметь писать заглавную букву «Ж»?

Вспомните имена людей. С какой буквы нужно писать эти слова? Какие еще слова нужно писать с большой буквы?

Дайте характеристику звуку [ж].

Сконструируйте у себя на партах строчную букву «ж».

Сколько элементов в букве?

Выложите из веревочек печатную и письменную заглавные буквы «Ж, ж»

Посмотрите на заглавную печатную и письменную буквы»Ж».

Чем похожи? Чем различаются?

Посмотрите как пишется заглавная буква «Ж». Похожи строчная и заглавная буквы «Ж, ж»?

Чем различаются?

Найдите элементы заглавной буквы «Ж», сконструируйте букву.

Сколько элементов? Какие?

Элементы каких букв присутствуют в букве «Ж»?

Чтобы записывать грамотно имена людей, начало предложений, названия городов, рек, озер.

Согласный, звонкий, может быть либо твердым, либо мягким.

3

Размером, написанием

Размером

3; 2 полуовала, наклонная ломаная линия посередине.

С, Э,

5. Первичное закрепление

Физминутка.

-Сядьте ровно за парты, откройте и положите тетрадь правильно, с наклоном. Возьмите правильно ручку.

Послушайте и посмотрите, как пишется заглавная буква «Ж».

(Учитель объясняет каллиграфически правильное написание буквы).

Пропишите букву в воздухе, обведите по веревочке.

Пропишите элементы заглавной буквы «Ж».

Соедините элементы в букву. Пропишите букву «Ж» до конца строки.

Тренируемся в записи слогов с загл. Буквой «Ж».

Прочитайте слоги с буквой «Ж».

Каким соединением будем соединять «Ж» с буквами «а, у»?

Посмотрите, как я соединю буквы.

Пропишите 2 раза слог «. Жа», слог «Жо»

(Учитель контролирует правильность написания, проходя по классу).

Пропишите слоги до конца строки.

Прочитайте предложение на следующей строке. Сколько слов в предложении? Прочитайте 1,2.

Запишите предложение.

Кто так говорит?

Найдите это слово и обведите.

Прочитайте следующее слово

Что делает жук?

Обведите слово по точкам.

Какое предложение записали?

Что поставим в конце предложения?

Прочитайте буквы, записанные печатными буквами. Рядом напишите ее пару — письменную букву.

Рассмотрите слова с пропущенными буквами на следующей строке.

Какие буквы вставим, чтобы получились слова?

Вставьте нужные буквы, запишите слова. Прочитайте слова.

Прочитайте 1 предложение. О ком это предложение? Как зовут мальчика? Что у мальчика? Назовите 1 слово, 2,3. Почему буква «У» написана заглавная?

Почему слово «Руслана» написано с большой буквы?

Сколько слов в предложении? Что стоит в конце предложения?

Спишите предложения письменными буквами.

Прочитайте 2 предложение. Как зовут девочку?

Почему «Жанна» написано с большой буквы?

Что у Жанны?

Сколько слов в предложении?

Прочитайте 1 слово, 2,3.

Как напишем слово Жанна? Почему? -Что поставим в конце предложения?

Спишите предложение письменными буквами.

Дети принимают правильную позу для письма.

Дети выполняют задания по требованию учителя.

Нижним

3

Жук

Жужжит

Жук жужжит.

Раки, руки, кошка, кашка.

О мальчике. Руслан.

Начало предложения.

Имя мальчика.

3

Точка

Жанна.

Имя девочки.

Зайка.

3

С большой буквы.

Точку.

6 Итог урока

С написанием какой буквы мы сегодня познакомились?

С какими буквами схожа по элементам буква «Ж»?

Из скольких элементов состоит буква «Ж»? Что случится, если мы не допишем у буквы 1 элемент?

С написанием заглавной буквы «Ж».

С, Э

Не получится то слово, которое хотели написать, получим совсем другое слово.

7. Домашнеее задание.

-Дома потренируйтесь писать буквы Ж, ж.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Проверка готовности к уроку.

Урок письма.

Второй урок.

2. Подгот. работа к изучению нового материала

-С какими буквами вы познакомились на прошлых уроках?

Что знаете об этих буквах?

Почему эти буквы называют парными согласными?

Какой звук обозначает буква «б»?, буква «п»?

Подставьте букву в слово, прочитайте. (На доске:

п. лка (а, о, и) б…лка (а, у, е))

Чем различаются слова?

Что происходит со словом, когда меняется даже 1 буква?

Б и П

Одной буквой.

Меняется смысл слова.

3. Сообщение темы урока

-Сегодня на уроке мы будем тренироваться в различении букв «б» и «п».

4. Закрепление изученного.

Работа в тетради.

-Откройте тетради, сядьте правильно для письма.

Рассмотрите узор у меня на доске, пропишите его до конца строки у себя в тетради.

Записываем под диктовку буквы: строчные — а, м, о, н, п, л, и, б.

На следующей строке запишите те же буквы, только заглавные.

Найдите буквы на строчках, которые вы изучали на прошлых уроках.

Что это за буквы?

Похожи ли по написанию буквы?

Рассмотрите иллюстрации и вспомните, из каких элементов состоит строчная буква «б»? буква «п»?

Запишем слоги с изученными буквами.

(би-пи, ба-па, бу-пу)

Чем похожи? Чем различаются?

Я сейчас буду зачитывать слова с буквами «б» или «п». ВЫ — слушаете, если слышите «б» — поднимаете ее на щитке, если «п» — значит показываете на щитке эту букву.

Порт, батон, забор, капель, бинт, паук, палка, балка, бар, пар.

Запишем слова парами; с буквой «б» будем писать в 1 столбик, с буквой «п» — во 2:

Бар, пар, борт, порт, бил, пил.

Я показываю иллюстрации, вы — записываете слово-название предмета.

(«рыба», «банан», «шуба», «бублик»).

Что объединяет эти слова?

Посмотрите на доску. Я записала 2 предложения печатными буквами.

Перепишите мои предложения к себе в тетрадь письменными буквами.

(Барсик и Борис — коты. Паша — повар)

Прочитайте 1 предложение.

О ком говорится в предложении.

Кто такие «Барсик» и «Борис»?

Почему эти слова записаны с большой буквы?

Прочитайте 2 предложение.

Как зовут повара?

Почему «Паша» — записано с большой буквы?

(Дети действуют в соответствии с инструкцией учителя)

Б и П

Не похожи.

В каждой паре одинаковая гласная, но разные согласные.

В каждом слове есть буква «б».

О Барсике и Борисе.

Коты.

Клички животных.

Паша.

Имя мальчика.

5. Итог урока

-Какие буквы мы учились сегодня различать? Чем различаются буквы на письме?

Б и П

Начертанием, состоят из разных элементов.

6. Домашнеее задание

-Дома придумайте по 5 слов с буквами «б» и «п».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

-Урок письма. Проверьте свою готовность к уроку. На парте — пропись, ручка, элементы букв, веревочка (шнурок) для конструирования.

2. Актуализация знаний к изучению нового материала

-С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке «обучение грамоте»?

Что узнали о букве «з»?

Назовите слова, которые начинаются с этой буквы, слова, с буквой «з» в середине.

Буквой З.

Обозначает согласный звук, звонкий, может быть твердым, мягким.

3. Сообщение темы урока

Зрительная гимнастика.

-Сегодня на уроке мы научимся писать строчную букву «з», соединять ее в слоги, писать в словах.

4. Новый материал

Пальчиковая гимнастика

-Рассмотрите как выглядит печатная и письменная (строчная) буква «з». Чем похожи?

Чем различаются?

На что похожа строчная буква «з»?

Из скольки элементов состоит буква «з»?

Какие это элементы?

Найдите эти элементы у себя. Сложите эти элементы так, чтобы получилась буква «з».

Обведи получившуюся букву пальчиком.

Часть цифры 3 с петелькой.

2

Полуовал, петля

5. Первичное закрепление

Физминутка.

-Посмотрите как я запишу букву.

(Учитель демонстрирует каллиграфически правильное написание буквы с проговариванием).

Сколько элементов?

Какой 1, 2?

Выложите букву «з» из шнурка у себя на парте.

Напишите букву в воздухе.

Откройте прописи, обведите букву по точкам, пропишите до конца строки.

Прочитайте слоги с буквой «з».

Какие виды соединений используются?

Прочитайте 1 строку слогов. Чем похожи? Чем различаются?

2 строку. Чем похожи, различаются?

Запишем слова с буквой «з».

Коза, зонт, ваза.

Прочитайте слова, где буква «з» стоит в середине слова, в начале слова.

Рассмотрите иллюстрации на доске. Назовите предметы, представленные на доске.

Какие два одинаковых звучания услышали?

Что обозначает слово «коса» в первом случае? Во втором случае?

Составьте предложения по иллюстрациям, используя похожие слова.

Прочитайте предложение в прописи.

У Лизы — ваза.

Скопируйте предложение себе в тетрадь письменными буквами.

2

Полуовал, петля

За, зо, зу, зы.

Нижнее, среднее

Аз, оз, уз

Первая буква — гласная, заканчивается буквой «з». Разные гласные.

Коса коса

Прическа у девочек

Инструмент для скашивания травы

У зины-коса.

Павлик косит косой.

6. Итог урока

-С написанием какой буквы мы сегодня познакомились?

Из скольки элементов состоит буква?

Какие это элементы?

Строчной буквой «з».

Из 2-х.

Полуовал, петля

7. Домашнеее задание

-Подберите дома по 5 слов с буквой «з» в начале, середине или конце слова.