Согласные звуки звонкие глухие мягкие твердые: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Содержание

Звонкие согласные в русском языке. Мягкие и твёрдые. Парные и непарные

Автор YK На чтение 5 мин Просмотров 21 Опубликовано Обновлено

В русском языке много звуков, и каждый из них имеет определённые признаки. В этой статье познакомимся со звонкими согласными – отметим их особенности и приведём примеры использования.

Оглавление

  • 1 Отличительные черты звонких согласных звуков
  • 2 Мягкие и твёрдые звонкие согласные звуки
  • 3 Парные и непарные звонкие согласные
  • 4 Оглушение звонких согласных

Отличительные черты звонких согласных звуков

Давайте произнесём вслух два слова и сравним их: «гроза» и «шёпот». Вы наверняка заметили, что первое звучит ярко, насыщенно, громко, а второе – более тихо, спокойно. Такой необычный эффект возникает из-за разных звуков: «гроза» состоит из звонких, а «шёпот» – из глухих. Их отличие друг от друга можно проследить, приложив руку к горлу во время разговора: поведение голосовых связок не будет одинаковым.

Звонкие звуки в русском языке – это шумные согласные, при произношении которых горло слегка вибрирует, подрагивает. Источником их появления, как правило, служат одиннадцать букв: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

Именно они должны содержаться в словах, чтобы звуки были звонкими:

У них нет особого выделения в транскрипции (или на письме), однако тем, кто впервые сталкивается с данной темой, мы рекомендуем придумать специальное обозначение для запоминания.

Закрепим основные отличительные черты изучаемых согласных:

— звучность, громкость;

— вибрация голосовых связок.

Мягкие и твёрдые звонкие согласные звуки

Согласные звуки делятся на мягкие и твёрдые. Первые заставляют язык приближаться к нёбу, вторые не нуждаются в такой артикуляции. Рассмотрим на примерах: рыба – [рыба] (тут только твёрдые), гиря – [г’ир’а] (только мягкие). Произнесите эти слова и понаблюдайте за движением языка: обнаружить разницу будет несложно.

Обычно данная характеристика зависит от находящейся рядом буквы. Гласные «а», «о», «ы», «у», «э» обещают твёрдость:

Буквы «я», «ё», «е», «и», «ю», «ь» свидетельствуют о мягкости, обозначающейся в транскрипции апострофом (запятой сверху):

Почти каждый звонкий согласный имеет пару по твёрдости/мягкости. Это значит, что в словах встречаются звуки [н] – [н’], [з] – [з’], [м] – [м’] и другие. Однако есть исключения: [ж] – всегда твёрдый, [й’] – всегда мягкий, независимо от гласных и наличия «ь».

Парные и непарные звонкие согласные

Звонкие согласные могут образовывать ещё одну пару – с похожим глухим звуком. Таких сочетаний, называющихся парными, немного: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]. Их произношение практически одинаково и отличается только вовлечением голоса, звучности. Аналогичные мягкие звуки тоже имеют глухую пару: [б’] – [п’], [в’] – [ф’] и т. д.

Согласные, не упомянутые в предыдущем абзаце, – непарные: к ним относятся [л], [м], [н], [р] (и их мягкие версии) и [й’]. У них есть специальное название – сонорные. Корни термина кроются в греческом слове «sonorus», переводящегося на русский как «звучный».

  • «й» (всегда мягкий): йог – [й’ о к];
  • «л»: лук – [л у к];
  • «м»: мама – [м а м а];
  • «н»: ноль – [н о л’];
  • «р»: заря – [з а р’ а].

Оглушение звонких согласных

Оглушение – это явление, при котором согласная, обозначающая звонкий звук, оглушается и при произношении превращается в свою глухую пару. То есть вместо [б] мы услышим [п], вместо [г] – [к] и т.д.

Такое происходит в двух случаях:

  • Если буква занимает последнее место в слове: сад – [сат], манеж – [ман’эш], стог – [сток].
  • Если буква находится перед глухой согласной: тетрадка – [т’итратка], в кино – [ф к’ино], указка – [укаска].

Отметим, что сонорные звуки не могут быть оглушены – они остаются звонкими в любой ситуации. А вот за другими звуками надо следить внимательнее, чтобы не допустить ошибок в транскрипции.

Интересно, что зачастую в русском языке слова, в которых все согласные звуки – звонкие, означают нечто громкое. Например, лай собаки, бой барабана или грохотание грома. В них как будто содержится подсказка, помогающая составить верную транскрипцию и охарактеризовать звуки.

Чтобы хорошо изучить данную тему, необходимо усвоить, как произносятся все звонкие согласные (понаблюдать за голосовыми связками) и в каких случаях они становятся глухими. Понимание этого значительно упростит дальнейшее знакомство с фонетикой.

Далее

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Согласные звонкие и глухие Буквы для — презентация

Первый слайд презентации

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные звонкие и глухие Буквы для обозначения твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков.

Изображение слайда

Слайд 2

2 Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.

Изображение слайда

Слайд 3

Изображение слайда

Слайд 4

Давай повторим: Как перенести слово с буквой й ? Какие бывают согласные звуки? Сколько согласных букв? Повторение правил Утро доброе, друзья! Хотела бы узнать у вас я, Что означают слова речь, Текст, предложенье, диалог. Охарактеризуй «и краткое»? Как переносятся слова с двойном согласным?

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

Слайд 6

Давай подготовимся к письму и сделаем разминку для пальчиков

Изображение слайда

Слайд 7

Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо,не согнусь, За работу я возьмусь. Открой домашнюю тетрадку по письму и сядь правильно

Изображение слайда

Слайд 8

Запиши: Се д ьмое мая Дистанцио нн ая р а бота А сейчас минутка Чистописания. Вспомни характеристику этих букв и записи по образцу. Повтори те слова, которые есть у нас уже в словарике. Запиши под диктовку 5 любых слов. Диктант ( Спиши. Вставь пропущенные буквы. Раздели | слова для переноса) — Подчеркни в словах первую букву. Ч… йка, уч …ник, д … журный, с…рока, за… ц, м…локо, кла …, п…нал, хо……ей. Жж Цц Чч Шш Щщ Чайка, шапка, цыплёнок, жираф.

Изображение слайда

Слайд 9

[м `] [ с ] [ н ] [ д ] [ А ] [ р `] [г] [т`] [ п ] [к`] [ щ ‘ ] Назовите правильно все звуки. Найди мягкие звуки. Какой лишний звук? Почему ? Вспомни, какие звуки звонкие, а какие глухие?

Изображение слайда

Слайд 10

Посмотри внимательно ролик. И запомни, какими бывают согласные звуки.

Изображение слайда

Слайд 11: Т В Ё Р Д Ы Е И М Я Г К И Е СОГЛАСНЫЕ

Большинство согласных звуков образуют пары: б в г д з к л м н п р с т ф х б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ Ж Ш Ц Не имеют парных звуков: ВСЕГДА МЯГКИЕ Ч, Щ, Й,

Изображение слайда

Слайд 12: З В О Н К И Е И Г Л У Х И Е СОГЛАСНЫЕ

Парные согласные : звонкие – б в г д ж з глухие – п ф к т ш с Не имеют парных звуков: всегда звонкие – л м н р й всегда глухие – х ц ч щ

Изображение слайда

Слайд 13

Что можете сказать о согласных на верхней строке? ( Они звонкие). А на нижней? (Глухие). Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума) Назови парные согласные.

Изображение слайда

Слайд 14

14 Страница 82 Упражнение 3

Изображение слайда

Слайд 15

Открой с. 82 Найди и прочти правило. Запомни ещё раз, как обозначаются твёрдые и мягкие звуки. Найди упражнение 3. Прочти каждую пару слов. Какими буквами обозначена твёрдость и мягкость? Спиши слова в которых первый звук мягкий. Обрати внимание на правило.

Изображение слайда

Слайд 16

Открой с. 92 Найди упражнение 1. Рассмотри картинки, произнеси слова. Ответ на вопросы ( устно ). Найди упражнение 2. Назови буквы. Произнеси буквы нижнего ряда? Что ты слышишь, произнося их? Какие это звуки? Произнеси буквы первого ряда? А это что за звуки? Как они произносятся ( устно )

Изображение слайда

Слайд 17

Открой с. 93 Прочти правило. Запомни его. Найди упражнение 3. Назови слова предметы. Прислушайся к ним, какие звуки ты слышишь в них? Произнеси по порядку согласные звуки в любом слове, определяя звонкий он или глухой. ( устно ) Найди упражнение 4. Прочти. Какими звуками различаются слова в каждой паре ( устно )

Изображение слайда

Слайд 18

Открой с. 94 Найди упражнение 5. Произнеси сначала твёрдые парные по глухости-звонкости, потом мягкие парные.

Подбери слова в которых есть эти звуки ( устно ) Обрати внимание на правило. Прочти его. Назови непарные звонкие, а потом непарные глухие. ( устно ) Выучи правило: Чтобы правильно написать слово, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук (моро з -моро зы ).

Изображение слайда

Слайд 19

Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок А потом вприсядку, И опять вприсядку, Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три! Физкультминутка

Изображение слайда

Слайд 20

Изображение слайда

Слайд 21

Открой с. 83 Найди упражнение 5. Прочти слова с твёрдыми и мягкими звуками. Какие буквы помогают их смягчать? Прочти правило. Выполни задания. ( устно )

Изображение слайда

Слайд 22

Открой с.95. Найди упражнение 6. Прочти стихотворение, ответь на вопросы. Спиши стихотворение, подчёркивая в словах предметах букву, которую нужно проверить. Открой с. 99 Найди упражнение 12. Прочитай. Почему эти слова нужно проверять? Подбери к каждому слову проверочное. Напиши сначала проверочное, а потом проверяемое (ду бы -ду б ). Запиши в словарик словарное слово. Запомни его.

Изображение слайда

Слайд 23

Открой с.100 Найди упражнение 13. Прочти слова. Спиши, подчёркивая в словах пропущенные буквы. Найди упражнение 14. Прочитай. Подбери к каждому слову проверочное. Как это сделать? ( устно ) Найди упражнение 15. Прочти слова. Какие слова звучат одинаково? Почему? Что означает каждое слово (устно )

Изображение слайда

Слайд 24

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» Прочтите. Найдите слово, в котором звук ошибся и встал не на своё место. Исправь ошибку. Запиши это слово правильно и напиши его звуками. Пиши так : Звери — [ з в’ е р ‘ и] -5 б., 5 зв. Звери

Изображение слайда

Слайд 25

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. грачей. Прочтите. Найдите слово, в котором звук ошибся и встал не на своё место. Исправь ошибку. Запиши это слово правильно и напиши его звуками. Пиши так: грачей — [ г р а ч’ е й ‘] -6 б. , 6 зв.

Изображение слайда

Слайд 26

Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! Прочтите. Найдите слово, в котором звук ошибся и встал не на своё место. Исправь ошибку. Запиши это слово правильно и напиши его звуками. Пиши так : маки — [ м а к‘ и ] — 4 б., 4 зв. Маки

Изображение слайда

Слайд 27

Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Прочтите. Найдите слово, в котором звук ошибся и встал не на своё место. Исправь ошибку. Запиши это слово правильно и напиши его звуками. Пиши так : чайки — [ ч’ а й ‘ к и] — 5 б., 5 зв. чайки

Изображение слайда

Слайд 28

Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Прочтите. Отгадай слова. Сравни их. Какой звук изменился? Что помогло? Запиши: Угол – уголь [у г о л] – 4 б., 4 зв. [у г о л’] — 5 б., 4 зв. Почему так?

Изображение слайда

Слайд 29: Выполни задания Знайки ( устно )

Исправьте ошибки в предложении. Напишите правильный ответ. Шил – пыл у папужки зеренький гослик. Жил – был у бабушки серенький козлик Отгадайте слова: С буквой Д – вас в дом пускает, / дверь / С буквой З – рычит, кусает. / зверь / Хоть мала я, но взгляни: весь мир в себе я отражаю /капля/ А К на Ц перемени – по болоту зашагаю /цапля /

Изображение слайда

Слайд 30

Тест (ответь устно на вопросы): 1.Твёрдые согласные стоят перед буквами : е, ё, ю, я, и? 2. Согласны ли вы, что в слове мяч все согласные мягкие? 3. Согласны ли вы, что гласные: а, о, у, ы предают твёрдость согласному звуку? 4. Согласны ли вы, что в слове шар все согласные твёрдые? 5. Согласны ли вы, что в слове ручка звук (ч) твёрдый? Нет Да Да Да Нет

Изображение слайда

Слайд 31: Ответь на вопросы

Какими бывают согласные звуки? Какие согласные всегда мягкие? Как их обозначить на письме? Какие звуки всегда твёрдые? Когда твёрдый звук может стать мягким? Что понравилось тебе на уроке? Как переносить слова с « й »? Как переносить слова с двойными согласными? Благодарю за работу!

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные звонкие и глухие Буквы для

Рекомендованное задание: Знать правило с. 82, 97-98. 2. Выполнить устно упражнение 6 на с.84, письменно с.98 упражнение 10 3. Уметь определять в словах звонкие и глухие согласные. Их проверять. 4. Знать правописание словарных слов: м е две д ь, тетра д ь.

Изображение слайда

Как кохлеарный имплант восстановил слух молодой женщины > News > Yale Medicine

За два дня до своего -го 20-летия Сэм Марино оказалась перед трудным выбором: сохранить легкие или сохранить слух.

Это был 2021 год, и Марино, студент колледжа, живущий в Оксфорде, штат Коннектикут, боролся с бактериальной инфекцией легких, которая требовала особого антибиотика, который мог вызвать потерю слуха. Инфекция была осложнением кистозного фиброза, прогрессирующего генетического заболевания, которое повреждает легкие, пищеварительную систему и другие органы в организме.

Необходимый Марино антибиотик, амикацин, обычно используется для лечения бактериальных инфекций у пациентов с муковисцидозом. Однако это связано с риском потери слуха, который увеличивается при больших дозах или более длительной терапии. Ранее она дважды принимала амикацин без каких-либо серьезных побочных эффектов. Но теперь инфекция захватила ее дыхательные пути, и потребовался гораздо более длительный курс внутривенного введения препарата.

Она осознавала риск, но не верила, что это повлияет на нее — до тех пор, пока несколько месяцев спустя она не заметила «звон» в ушах (широко известный как шум в ушах). Марино обратилась к своей команде Йельской медицинской программы по муковисцидозу за советом, следует ли ей прекратить прием амикацина. «Мне сказали, что мне нужны легкие, чтобы жить, и что мой слух можно лечить другими способами», — вспоминает Марино, которому сейчас 22 года.

Она осталась на амикацине и начала носить слуховые аппараты. Тем не менее, потеря слуха прогрессировала. Врачи переключили ее на ингаляционный антибиотик в надежде, что это замедлит потерю слуха. Это не так. Антибиотик повреждал и даже убивал волосковые клетки улитки (внутреннего уха), которые переводят вибрации звуковых волн в электрические сигналы, которые затем передаются в слуховой нерв и мозг. Поскольку волосковые клетки продолжали умирать, слух Марино резко ухудшился. Вскоре проблему уже нельзя было решить даже с помощью слуховых аппаратов, которые усиливают звук, но не могут восстановить электрические сигналы волосковых клеток.

«Я просто не мог поверить, что у меня еще одна серьезная проблема со здоровьем. Я оплакивал часть себя, и это вызвало огромный кризис идентичности, потому что я делаю карьеру, в которой слух жизненно важен», — говорит Марино, который вот-вот закончит Почтовый университет в Уотербери, штат Коннектикут, со степенью в области психологии. . Она планирует получить степень магистра в Университете Святого Сердца в Фэрфилде, штат Коннектикут, чтобы стать консультантом по психическому здоровью детей.

Марино знала, что должна действовать. Она не могла отказаться от антибиотиков, потому что они помогали ей бороться с легочной инфекцией, но слуховых аппаратов было недостаточно. Так, осенью 2022 года она встретилась с отоларингологом Мэг Наррон, доктором медицины, и хирургом головы и шеи Нофратом Шварцем, доктором медицинских наук, невротологом, прошедшим специальную подготовку по проблемам внутреннего уха, в Йельской программе медицины слуха и равновесия. Они обсудили возможность кохлеарного импланта, электронного слухового аппарата, который имплантируется под кожу уха и работает с внешним процессором, который носят за ухом. Электрод помещается во внутреннее ухо, чтобы обойти поврежденные волосковые клетки и напрямую стимулировать слуховой нерв.

«Кохлеарные имплантаты, — объясняет доктор Шварц, — являются единственным инструментом, который может восстановить слух, если у человека тугоухость такого типа и степени тяжести, как у Марино».

Операция по кохлеарной имплантации: как восстанавливается слух выражение лица или пытается читать по губам, будь она на уроке или подрабатывала в отделе обслуживания клиентов в местном продуктовом магазине. речи, был нарушен

«Я слышал, как говорят мои профессора, но не мог понять, о чем они говорят, — говорит Марино.

Хотя потеря слуха Марино считалась серьезной, у нее все еще был естественный, или акустический, слух, но он был ограничен низкими частотами, также известными как тона или частоты, объясняет доктор Шварц.

Например, Марино мог слышать лай собаки, но не щебетание птицы. Она могла слышать гласные, но не согласные. Чем больше Марино узнавала о кохлеарных имплантах, тем лучше она относилась к своему решению их установить. «Мои врачи провели меня через все, и я знала, чего ожидать», — говорит она.

За несколько дней до Рождества 2022 года ей сделали операцию в Йельской больнице Нью-Хейвен. Доктор Шварц сначала решил оперировать правое ухо Марино.

Саманта Марино, пациентка Йельского университета, держит внешнюю часть своего кохлеарного импланта, надетого на ухо.

«Со взрослыми мы обычно делаем одно ухо за раз, потому что хотим убедиться, что им это нравится, и у них есть время, чтобы мозг приспособился к этой новой технологии», — говорит доктор Шварц. «Второе ухо обычно делают примерно через шесть месяцев, если это необходимо».

Операция, которая длилась около полутора часов, заключалась в том, что Марино подвергли общей анестезии, сделали надрез за ухом, а затем сделали небольшое отверстие в сосцевидном отростке, которое находится за ухом и которое достигает улитки. Доктор Шварц вставил небольшой тонкий приемник имплантата под кожу за ухом, а затем электрод (тонкий провод) в улитку.

Чтобы сохранить низкий слух Марино, доктор Шварц провела так называемую «операцию по сохранению слуха», что означает введение электрода через естественное отверстие внутреннего уха. Этот «атравматический» подход, в котором используются мягкие электроды, сводит к минимуму повреждение тканей и приводит к высоким показателям сохранения естественного слуха.

В прошлом предполагалось, что кохлеарная имплантация повредит все оставшиеся волосковые клетки, объясняет доктор Шварц. «Но с достижениями в области хирургических подходов и электродов мы можем смягчить это и позволить сохранить оставшийся слух», — говорит она.

Операция прошла успешно, и, как и большинство людей, перенесших операцию, Марино в тот же день смог вернуться домой.

Тонкая настройка процессора кохлеарного импланта после операции

Через две недели после операции Марино посетила Наррон, чтобы включить имплант и настроить его звуковой процессор. «Они сказали мне, что это будет звучать не так, как я привык, и что это не будет одинаковым для всех. Сначала была статика, а потом я начал к ней привыкать. Но все звучали как Элвин и бурундуки для меня, — говорит Марино.

Наррон говорит, что слух Марино, возможно, казался «писклявым», потому что она не могла слышать высокие звуки в течение значительного времени. «Это окрашивает ее опыт, потому что внезапно мы даем ей высокие звуки, которые могут быть ошеломляющими», — говорит она. «Люди говорили мне, что я звучу как любой мультяшный персонаж, от Дональда Дака до Микки Мауса. Я говорю пациентам, что первый день, когда мы включим имплант, будет для них худшим днем ​​слуха; со временем будет только лучше».

Действительно, Марино говорит, что знакомые голоса, в том числе голоса ее семьи, теперь звучат более нормально, а другие голоса стали менее высокими примерно через три месяца после операции.

«Некоторое время у меня тоже были проблемы с прослушиванием музыки, но и с этим у меня все в порядке», — говорит Марино, которая любит слушать музыку в стиле кантри, а также гулять с собаками, ловить рыбу и танцевать.

Обычно пациенты встречаются со своим отоларингологом примерно три раза в течение месяца после установки имплантата. С того первого месяца Марино дважды встречался с Нарроном для корректировки и настройки. «На данный момент я не делаю больших изменений. Мы просто контролируем, сколько электрического тока уходит от устройства», — говорит Наррон. «По прошествии шести месяцев после операции пациенты обычно приходят ко мне один или два раза в год».

Марино, по словам Наррона, был образцовым пациентом. «Она постоянно носит имплант и выполняет все рекомендуемые действия, в том числе чтение вслух, прослушивание подкастов и прослушивание музыки», — говорит она. «Бомбардировка слуховой системы может только помочь ей. Она приняла этот совет близко к сердцу, и у нее все отлично. Ее история вдохновляет».

Что касается качества ее слуха, то оно тоже значительно улучшилось. До операции способность Марино понимать речь на правом ухе составляла 20%, когда она носила слуховой аппарат. Через месяц после операции она была на уровне 78%, и этот показатель, вероятно, продолжит улучшаться, прежде чем выровняться, объясняет Наррон. Точно так же способность Марино слышать, как кто-то читает вслух в тихой комнате, снизилась с 42% до операции (со слуховым аппаратом) до 9%.7% после операции.

Марино надеется сделать кохлеарную имплантацию в левом ухе этим летом.

Марино показывает свой кохлеарный имплант и татуировку в виде розы, закрывающую ее послеоперационный шрам.

Теперь, когда Марино решает проблемы со слухом, команда пульмонологов Марино может продолжать заниматься бактериальной инфекцией в ее легких. «По крайней мере, нам больше не нужно беспокоиться о потере слуха как о побочном эффекте при любых вариантах лечения», — говорит Марино. «Цель, конечно, состоит в том, чтобы полностью избавиться от инфекции. Но эти инфекции чрезвычайно сложно лечить, потому что они застревают в густой слизи моих легких, что вызвано кистозным фиброзом».

А пока Марино благодарна за восстановление слуха.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *