Детская речевая апраксия. Симптомы и причины
Обзор
Детская речевая апраксия (CAS) — это редкое нарушение речи, при котором ребенку трудно совершать точные движения при разговоре.
В CAS мозг изо всех сил пытается разработать планы движения речи. При этом расстройстве речевые мышцы не слабые, но они не работают нормально, потому что мозгу трудно направлять или координировать движения.
Чтобы говорить правильно, мозг вашего ребенка должен научиться строить планы, которые сообщают его или ее речевым мышцам, как двигать губами, челюстью и языком таким образом, чтобы в результате произносились точные звуки и слова с нормальной скоростью и ритмом.
CAS часто лечится с помощью логопеда, при котором дети тренируются правильно произносить слова, слоги и фразы с помощью логопеда.
Продукты и услуги
- Книга: Руководство клиники Мэйо по воспитанию здорового ребенка
Симптомы
Дети с детской речевой апраксией (CAS) могут иметь множество речевых симптомов или характеристик, которые варьируются в зависимости от их возраста и тяжести заболевания. свои проблемы с речью.
CAS может быть связан с:
- Задержка начала первых слов
- Ограниченное количество произносимых слов
- Способность образовывать только несколько согласных или гласных звуков
Эти симптомы обычно проявляются в возрасте от 18 месяцев до 2 лет и могут указывать на подозрение на CAS .
По мере того, как дети производят больше речи, обычно в возрасте от 2 до 4 лет, характеристики, которые, вероятно, указывают на CAS , включают:
- Искажения гласных и согласных
- Разделение слогов в словах или между словами
- Ошибки озвучивания, например, «пирог» звучит как «пока»
Многим детям с диагнозом CAS трудно привести челюсти, губы и язык в правильное положение для произнесения звука, и им может быть трудно плавно переходить к следующему звуку.
Многие дети с CAS также имеют языковые проблемы, такие как ограниченный словарный запас или трудности с порядком слов.
Некоторые симптомы могут быть уникальными для детей с CAS и могут быть полезны для диагностики проблемы. Однако некоторые симптомы CAS также являются симптомами других типов речевых или языковых расстройств. Трудно диагностировать CAS , если у ребенка есть только симптомы, которые встречаются как в CAS , так и в других типах речевых или языковых расстройств.
Некоторые характеристики, иногда называемые маркерами, помогают отличить CAS от других типов нарушений речи. Те, кто особенно связан с CAS включают:
- Трудность плавного перехода от одного звука, слога или слова к другому
- Ощупывающие движения челюстью, губами или языком для правильного воспроизведения звуков речи
- Искажения гласных, например, попытка произнести правильную гласную, но произнести ее неправильно
- Использование неправильного ударения в слове, например, произношение слова «банан» как «БУХ-нан-ух» вместо «бух-НАН-ух»
- Использование одинакового ударения на всех слогах, например, произнесение «БУХ-НАН-УХ»
- Разделение слогов, например, пауза или пробел между слогами
- Непоследовательность, например, разные ошибки при повторной попытке произнести одно и то же слово
- Трудно имитировать простые слова
- Непоследовательные озвучивания, такие как «вниз» вместо «город»
Другие характеристики наблюдаются у большинства детей с речевыми или языковыми проблемами и не помогают отличить CAS . Характеристики, наблюдаемые как у детей с CAS и у детей с другими типами речевых или языковых расстройств включают:
- Меньший лепет или произношение меньшего количества голосовых звуков, чем обычно в возрасте от 7 до 12 месяцев
- Поздно говорит первые слова (в возрасте от 12 до 18 месяцев)
- Использование ограниченного количества согласных и гласных
- Частые пропуски звуков
- Использование речи, которую трудно понять
Другие нарушения речи, которые иногда путают с CAS
Некоторые нарушения речи часто путают с CAS , поскольку некоторые характеристики могут перекрываться. К таким нарушениям звуков речи относятся нарушения артикуляции, фонологические нарушения и дизартрия.
У ребенка, которому трудно научиться произносить определенные звуки, но у которого нет проблем с планированием или координацией движений при разговоре, возможно, имеется артикуляционное или фонологическое расстройство. Артикуляционные и фонологические нарушения встречаются чаще, чем CAS .
Артикуляционные или фонологические речевые ошибки могут включать:
- Звуки-заменители, такие как «фум» вместо «большой палец», «ваббит» вместо «кролик» или «туп» вместо «чашка»
- Исключение (пропуск) конечных согласных, например, произнесение «дух» вместо «утка» или «ух» вместо «вверх»
- Остановка воздушного потока, например, произнесение «тун» вместо «солнце» или «ду» вместо «зоопарк»
- Упрощение звукосочетаний, например, произнесение «тинг» вместо «струна» или «туман» вместо «лягушка»
Дизартрия — двигательное расстройство речи, возникающее из-за слабости, спастичности или неспособности контролировать речевые мышцы. Произносить звуки речи сложно, потому что речевые мышцы не могут двигаться так далеко, так быстро и сильно, как обычно. У людей с дизартрией также может быть хриплый, мягкий или даже напряженный голос, невнятная или медленная речь.
Дизартрию часто легче идентифицировать, чем CAS . Однако когда дизартрия вызвана поражением определенных областей мозга, влияющих на координацию, бывает трудно определить различия между CAS и дизартрия.
Записаться на прием в клинику Майо
Причины
Речевая апраксия у детей (CAS) имеет ряд возможных причин, но во многих случаях причину установить невозможно. Врачи часто не наблюдают проблемы в головном мозге ребенка с CAS .
CAS может быть результатом мозговых (неврологических) состояний или травм, таких как инсульт, инфекции или черепно-мозговая травма.
CAS может также возникать как симптом генетического нарушения, синдрома или нарушения обмена веществ. Например, CAS чаще встречается у детей с галактоземией.
CAS иногда называют апраксией развития. Однако дети с CAS не обязательно вырастают из CAS по мере своего развития. У многих детей с задержкой речи или нарушениями развития дети следуют обычным закономерностям в развитии речи и звуков, но они развиваются медленнее, чем обычно.
Дети с CAS не делают типичных звуковых ошибок развития. Им нужна логопедия, чтобы добиться максимального прогресса.
Факторы риска
Аномалии в гене FOXP2, по-видимому, повышают риск детской речевой апраксии (CAS) и других речевых и языковых расстройств. Ген FOXP2 может участвовать в развитии определенных нервов и проводящих путей в головном мозге. Исследователи продолжают изучать, как аномалии в гене FOXP2 могут влиять на координацию движений, а также на обработку речи и языка в мозгу.
Осложнения
У многих детей с детской речевой апраксией (CAS) есть другие проблемы, влияющие на их способность к общению. Эти проблемы не из-за CAS , но их можно увидеть вместе с CAS .
Симптомы или проблемы, которые часто присутствуют вместе с CAS , включают:
- Задержка речи, например трудности с пониманием речи, ограниченный словарный запас или трудности с использованием правильной грамматики при объединении слов во фразу или предложение
- Задержки интеллектуального и моторного развития и проблемы с чтением, правописанием и письмом
- Проблемы с общей и мелкой моторикой или координацией
- Гиперчувствительность, при которой ребенку могут не нравиться некоторые текстуры одежды или текстуры определенных продуктов, или ребенку может не нравиться чистка зубов
Профилактика
Диагностика и лечение детской речевой апраксии на ранней стадии может снизить риск долгосрочного сохранения проблемы. Если у вашего ребенка проблемы с речью, рекомендуется, чтобы логопед оценил вашего ребенка, как только вы заметите какие-либо проблемы с речью.
Персонал клиники Майо
Сопутствующие
Товары и услуги
Согласные звуки Слова, в которых все согласные твердые можно объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, что они собой представляют, а также благодаря каким приемам легко запомнить правила русского языка… Содержание 1. Как научиться различать между твердые и мягкие звуки 2. Как обозначаются на письме твердые и мягкие звуки 3. Какие звуки всегда твердые, а какие мягкие 4. Понятие о звонких и глухих звуках 5. Таблица твердых и мягких звуков 6. Развивающие игры для закрепления материал 7. Вместо заключения Как научиться различать твердые и мягкие звуки Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, вам необходимо тщательно готовить домашнее задание и выполнять требования учителя.
А изучение языка начинается с малого — со звуков. Это гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Детям будет очень сложно сразу разобраться во всем этом многообразии, поэтому лучше начинать с малого. Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки и что такое буквы. Когда этот материал уже освоен, можно приступать к навыку различения мягких звуков от твердых. Необходимо понимать, что ребенка нужно учить различать и слышать твердые и мягкие звуки по разным признакам. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласную, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой, и мягкой (кроме исключений). В первую очередь обратите внимание на случай, когда за согласной буквой следует гласная. Здесь достаточно легко определить твердый согласный звук или мягкий. Необходимо помнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; О; у; НС; НС. Если после согласного стоят: и ; е; НС; Я; э, то эти согласные мягкие. Для того, чтобы материал хорошо усваивался, обязательно нужно закреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте самые простые слова… Такие, как «мама» или «папа». Согласный звук твердый, так как после него произносится гласный звук «а», но, в словах «няня» или «тетя» согласные будут мягкими, так как после него стоят буквы «я» и «е». , придающие согласным мягкость . Запомнив это простое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных, если после них стоит гласная. Но что делать, если после согласного, вызвавшего сомнение, в слове снова стоит согласная? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласная будет твердой. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» идет «д» и ребенок понимает, что согласная «н» обозначает твердый звук, потому что после нее идет согласный звук. Но в слове «парча» буква «ч» еще мягкая.Все мы хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно. Умение писать без ошибок по-русски дается непросто даже носителям языка. Такой навык как бы подтверждает знания и образование человека, и приобретается он в школе. Каждый год родители будущих первоклассников с тревогой ждут начала учебного года и переживают за готовность своего малыша к новой школьной жизни.
Впереди столько новых знаний и задач! И каким бы замечательным и опытным ни был педагог, ребенку часто требуется помощь родителей. Например, первоклассник подойдет к маме с просьбой назвать слова, в которых все согласные твердые, а вам придется вспомнить все, что вы помните из школы. Не всегда так сразу и вспоминаешь, чему когда-то учился в начальной школе.
Именно в помощь родителям первоклассников эта статья, где мы запомним и систематизируем то, что первоклассник должен выучить и прочно усвоить о согласных и гласных в словах. Эта тема очень важна для последующего овладения детьми грамматикой, фонетикой русского языка, без этого грамотного письма в дальнейшем добиться не удастся.
- Одним из важных базовых навыков, определяющих впоследствии грамотность ребенка, его успешность в овладении русским языком, является умение слышать и понимать его звуки. Здесь родители должны четко донести до своих детей разницу между понятиями «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
- Не секрет, что иногда сами взрослые считают возможным замену одного слова другим в разговоре с ребенком, что взрослых не смущает, а малыша смущает. Он должен твердо помнить, что звук – это то, что слышно, а буква – то, что написано, и не всегда они совпадают.
- Следующее, что предстоит усвоить юному школьнику, это из каких звуковых кирпичиков состоят слова и как они передаются при письме.
Этому учат детей в 1 классе. Учащийся узнает, что русский язык делит эти звучащие кирпичики речи на 2 большие группы – гласные и согласные.
Ребенок выучит гласные просто: их можно петь или кричать. Но согласная не так проста! Часто похожие, но разные согласные на письме обозначаются одной и той же буквой, и нужно научиться различать их по определенным признакам.
По своему звучанию согласные бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Глухими согласными называются те, которые образуются, когда на выдохе воздух встречает препятствие в виде языка, губ или зубов. Звонкими будут те, где голос присоединяется к нему.
В этой таблице ниже представлены согласные звуки этих двух групп. .
Дети довольно быстро учатся различать глухие и звонкие согласные. Но как определить, твердые или мягкие согласные в слове, может быть более сложным для изучения.
Между тем, ребенку необходимо чувствовать все согласные в слове, это определяет в последующем грамотное письмо. Важно, что он так же, как и звонкие/глухие, четко различает встречающиеся ему твердые или мягкие звуки.
О твердых и мягких согласных
Чтобы первоклассник научился различать, какие согласные звуки по твердости и мягкости обозначают буквы в слоге, обращаем его внимание на то, что мягкость или твердость согласных определяет гласные позади них.
- Когда мы видим или слышим гласные а, у, е, о, с после согласных звуков, значит это слова с твердыми согласными;
- Когда за согласными следуют е, е, ю и, и, то они мягкие.
Лучше всего подкрепить понимание этого правила примерами. Для этого берутся пары слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными находятся в одной позиции, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении:
В сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже когда за ним стоит второй мягкий. Например, на камчатке звук М твердый, а Н мягкий, но бывает, что за согласной нет гласной, и приходится произносить сочетание из двух (а то и трех) согласных.
Тогда вам необходимо знать следующее правило :
- Большинство звуков имеют 2 варианта произношения — твердое или мягкое, в зависимости от следующих за ними гласных. Они называются парными согласными. Но в русском языке есть согласные, не имеющие пары, они всегда твердые или всегда мягкие.
- С и шипящие Ж, Ш всегда сплошные. Все эти согласные твердые;
- Среди единственных мягких согласных звук д и шипящие Ч, Щ. Если за этими мягкими согласными следуют твердые гласные (а, о, у и т. д.), они все равно остаются мягкими.
Как на письме обозначается твердость/мягкость
Специальных знаков для передачи на письме того, как та или иная буква звучит твердо или мягко, не существует. Мягкость согласных передается только при транскрибировании со специальным апострофом. Твердость никак не указывается. При этом научиться распознавать, какие именно согласные буквы обозначают буквы в слогах, несложно, достаточно запомнить эти правила.
Звучание мягких и твердых согласных на письме обозначают двумя способами :
- Использование гласных, следующих за согласной. Мягкость обозначается буквами е, е, ю, я, я, следующими за согласной, а остальные — твердость;
- Во втором случае функцию обозначения твердости/мягкости выполняет мягкий и твердый знак.
Обобщить
Согласные звуки в русском языке делятся на несколько больших групп — звонкие/глухие и мягкие/твердые. В обеих этих группах есть звуки, имеющие согласную пару, и те, которые неизменны. Поэтому в каждой из этих больших групп различают также парные и непарные согласные.
Парный Перед A, O, U, Y, E | Твердый | Мягкий | ||
бук | б | б ‘ | запустить | |
вал | против | против | храм | |
год | Г | Г’ | направляющая | |
Дом | д | д’ | день | |
Холл | с | г ‘ | Земля | |
кора | — | — | кит | |
металлолом | л | л | Фокс | |
мак | м | м ‘ | мера | |
нос | н | и | нес | |
парк | НС | НС’ | праздник | |
руб. | Р | Р’ | рис | |
сом | с | с’ | сено | |
тон | Т | Т’ | тень | |
фон | ф | е | фен | |
халва | НС | НС’ | халва |
Непарный
Л, М, Н, П, Ж Звонкий | Х, Ц, Ч, Щ |
Закрепляем играя
Чтобы дети лучше запоминали и слышали разницу звуков в языке, необходимо закрепить изученное в школе играми.
- Напишите три слова … Играющие по очереди пишут друг другу слово, к которому нужно добавить еще два, где есть согласные, парные к данному. Например, кора – гора – вес;
- Или ведущий дает задание : написать три слова, где все согласные однотипные;
- Поймай! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом он заранее оговаривает, на каких условиях ловить, а на каких нет. Например, звонкие улавливаем, а глухие нет. Жесткое ловим, мягкое — нет.
- Подпевайте! Ведущий пропевает мягкие слоги, а дети отвечают наоборот. Например: ля-ля-ля в ответ на ля-ля-ля, ха-ха-ха — хи-хи-хи и т. д.;
- Составить список . Здесь ребенку дается задание составить список блюд к празднику, или вещей в поездку, где все согласные в словах мягкие, или наоборот;
- Звуковая зарядка … У каждого звука свое движение. Слово с глухим звуком — поднимаем руки, звонкие — прыгаем и т. д.
По такому принципу можно придумывать новые игры или адаптировать уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание прошлого.
Несомненно, когда родители отдают маленького ребенка учиться в первый класс, у малыша могут возникнуть новые и непредвиденные трудности. Большую часть своих знаний он получает от своего учителя, но не все может усвоиться и навсегда остаться в его голове. Проблема может заключаться в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успевать «схватывать» все сразу.
Такие барьеры можно давать по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, такие как математика и природоведение. Русский язык также может быть непосильным для многих детей, потому что это один из самых сложных языков в мире!
Как известно, все большое начинается с малого, а русский язык, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь подразделяются на мягкие согласные или твердые, ударные и безударные согласные. Эта тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.
Прежде всего, для того, чтобы школьник начал изучать звуки и их характеристики, необходимо ознакомиться с буквами, которые по-своему делятся на согласные и гласные. Также нужно знать, что в алфавите целых 33 буквы, из которых согласных звуков в русском языке всего 21, которые при произношении могут давать 36 различных звукопроизношений.
Согласные всегда классифицируются. Есть согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, звонкие и шумные, парные и непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Так, глухие звуки образуются с помощью шума и дают только глухоту, а вторые отличаются предъявлением звонкости за счет голоса.
Гласных звуков меньше, их всего 10 в алфавите, дающих всего шесть звуков. Также они могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже хорошо прочитал и усвоил этот материал, переходим к повышению того навыка, когда учащийся мог легко отличать мягкий согласный звук от твердого.
При этом нужно научиться различать с помощью разных знаков, ведь просто заучивание не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать и мягко, и твердо, и бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.
Перед какой гласной?
Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В том случае, когда после согласной буквы стоит одна из следующих гласных букв – а, о, у, э, с – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, и, е» всегда делают согласные мягкими. В результате последние все согласные отдаются мягким словам… Возьмем для примера слово «мама».
После согласной «м» идет гласная «а», которая делает звук твердым, а в слове «дядя» звуки «я — я» придают мягкость согласной «д». Если дети усвоят это простое правило и научатся им пользоваться, то последующее определение мягкости или твердости звука не составит для них труда.
Чтобы еще лучше закрепить материал «Твердые и мягкие согласные», дайте детям аналогичные упражнения, указывающие на закрепление этих правил. Советуем начать с самых простых слов.
Два согласных подряд
В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать, когда стоят подряд два согласных и как определить характеристики звука в этом случае? Здесь действует другое правило. Такие случаи всегда означают, что согласная всегда будет твердой. В этом правиле не фигурируют только мягкие согласные.
- Возьмем, к примеру, слово «ручка». После «ч» следует звук «к», причем ребенок должен понимать, что «ч» автоматически станет твердым звуком, так как следующая «к» — согласная.
- Не торопитесь объяснять ребенку эти простые, но важные и иногда запутанные правила. Убедитесь, что ребенок понял, задавайте вопросы и не ленитесь несколько раз объяснить.
Обозначение твердости и мягкости на письме
Традиционно все звукозаписи производятся посредством транскрипции. Так, в транскрипции, если звук мягкий, после него ставится апостроф, который выглядит как запятая сверху. Показывает: `. Например, возьмем букву «б». В слове «барашек» — твердый звук, его звукозапись такова: [б], а в слове «белый» — уже [б`]. В слове «лёд» мягкими будут только «л» и «д». То есть фактически ребенок пишет одну и ту же букву, но она, в свою очередь, имеет разное произношение.
В транскрипциях и на письме такой момент может обозначаться по-разному, то есть двояко :
- В том случае, когда мягкие согласные в русском языке стоят в конце слова или перед другим согласный (в большинстве случаев твердый), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция — апостроф. Например, «конь», «ясень»
- Если после согласного стоит смягчающий гласный (какой см. выше в правиле), то именно с его помощью указывается мягкость согласных. Например: «мел», «пел», «люк» — первые звуки всегда мягкие.
Важно знать, что нельзя игнорировать тот факт, что любой способ обозначения мягкости звука применим только к тем, у кого есть пара твердости. Это означает, что, например, в словах «чернила» и «чернила» мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Близкие слова: «щука», «шить», «пить», «чаща».
Постоянная твердость и мягкость согласного звука
Нужно знать, что есть звуки, которые независимо от положения, правила и даже исключения не меняют своего положения. Это «ж, ш, ц» — они всегда твердые, а «ч, ш, ю» — неизменно мягкие, где ш, ш, ч, ш — шипящие согласные.
Но детям может быть сложно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может легко подготовить памятку в тетрадке, которая будет выглядеть примерно так: ш, ш, в, ч`, щ`, ю`, или просто подчеркните последние три буквы.
«Мягкие» слова
Так можно называть слова, в которых все мягкие согласные мягкие. Их огромное количество. Например: «мороз», «очки», «тюбетейки», «веселье», «хищники», «косоглазие» — это слова с мягкими согласными.
- Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя будет поиск таких новых слов, в которых все согласные мягкие.
- Если у вас возникнут трудности, обратитесь к нам за помощью! «Щука», «дядя», «метель», «тетя», «линейки», «пять», «десять», «сиреневый», «финики», «няньки», «вишня», «десятка» — слова, где все согласные мягкие. Также играем наоборот: ищем все согласные в словах теперь твердые.