Социально личностное развитие это: Социально-личностное развитие дошкольников в системе дополнительного образования

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Библиографическое описание:

Мангазеева, Т. Н. Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения / Т. Н. Мангазеева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11531/ (дата обращения: 31.12.2022).



Сегодня в сфере дошкольного образования сложилась непростая ситуация. Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребностям родителей, повсеместно появляются всевозможные центры, школы, домашние детские сады и т. д.

Мы не новички в сфере образовательных услуг, и работаем уже 30 лет. И всё же, в условиях жёсткой конкуренции, педагогическому коллективу «Почемучки», приходится постоянно развиваться и соответствовать требованиям времени.

Решение проблемы качественного образования дошкольников в условиях ДОУ, заставило нас пересмотреть Программу развития, формы и методы работы с детьми и родителями.

Сегодня я хочу остановиться лишь на одном аспекте: социально-личностном развитии ребёнка.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Именно поэтому в соответствии с Концепцией модернизации содержания образования, Программа развития нашего ДОУ построена в русле личностно-ориентируемого подхода, помогающего ребёнку на ранней стадии развития формироваться, как успешная личность.

Учебный год мы начинаем с анкетирования родителей, задавая один простой вопрос: «Чего ждут родители от детского сада, что он должен дать их ребёнку»? Как правило, сегодняшние родители формируют свой заказ не только в области обучения конкретным дисциплинам, а и в области развития личных качеств ребёнка.

То есть им требуется развить в ребёнке те качества, которые так необходимы в реальной жизни. При заказе на такое образование, мы понимаем, что учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств ребенка. При таком подходе, во время взаимодействия педагога с ребёнком происходит переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …». На занятиях приоритетными становится создание доброжелательного, доверительного общения педагога с детьми. Уважительное отношение к индивидуальности ребёнка, его миропониманию с учётом различных интересов и психологических типов детей. Всё это создаёт атмосферу диалога, побуждает к творчеству, активизирует фантазию, стремление к самовыражению.

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций — одно из актуальных средств социально–личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх. Педагоги ДОУ развивают умения широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, поощряют детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения конфликтов. Дети вместе с воспитателями осваивают множество социальных ролей, значимых для успешной адаптации в обществе, приобщаются к ценностям, традициям нашего общества.

В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа. Развлечения и праздники: «Масленица», «Рождественские посиделки», «Осенины на Руси», «Зимние забавы», «Пасха», «Пробуждение медведя», «Весёлая ярмарка», «Праздник русского валенка», «День семьи, любви и верности», «Край берёзовый, край Есенина» — стали в дошкольном учреждении традиционными. Но в последнее время в рамках работы по интеркультурному воспитанию дошкольников, коллектив детского сада, не нарушая прав ребёнка на имя, семью и национальность, проводит работу по ознакомлению детей с культурами других народов.

Данная работа обеспечивает воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике.

Работа воспитателей и всех специалистов детского сада строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, уважении его как личности. Дети с удовольствием посещают кружки: «Здесь Родины моей начало», «Ладонь друга», «Островок безопасности», «Учимся общаться», «Здоровячек».

В своём детском саду мы постарались правильно организовать предметную среду, которая помогает педагогам обеспечить гармоничное развитие дошкольника и его социализацию, одновременно включать всех детей в активную познавательно-творческую деятельность и в лёгкой непринуждённой форме получать и развивать навыки общения.

В ДОУ имеется: комната психологической разгрузки, музей декоративно-прикладного искусства с предметами народного быта и образцами народных промыслов, педагогическая гостиная, в группах уголки социально-личностного и эмоционального развития детей.

В уголках сосредоточены следующие разделы:

  1. «Я — семья — группа» — рисунки, альбомы, эмоции, строение человеческого тела. В групповой комнате могут быть семейные фотографии в виде выставок, коллажей, весёлых рассказов, модели возрастных периодов, фото семей на отдыхе, в походах, экскурсиях, занятиях любимым, делом, творчеством и т. д.
  2. «Права ребёнка» — это могут быть шкатулки с секретами, сундучки-сокровищницы, коллекции, выставки, альбомы с рисунками, Конвенция о правах ребёнка, блокноты («Мои мечты, желания», «Что меня огорчает», «Что меня радует»), дидактические игры, групповые газеты.
  3. «Дом, где яживу» — коллажи на разную тематику, карты мира, России, Кемеровской области, города Юрги, флаги, гербы, гимн России, фотографии Президента, губернатора, мэра города.
    Карточки-схемы участка, города, парка.
  4. «Национальность, возраст, половые различия» — (альбомы, рисунки национальных костюмов). Профессии (дидактические игры, фото и др.).
  5. «Социальные навыки» — групповые правила, способы разрешения конфликтных ситуаций. Правила безопасного поведения дома и на улице, правила этикета, таблицы для приготовления пищи, какой-либо работы, карты — схемы выполнения работы.
  6. «Рукотворный мир» — изделия, выполненные своими руками и руками мастеров, уголок ручного труда по половым различиям.
  7. «Экспериментирование» — описание опытов, таблички наблюдений, схемы, природный материал, образцы бумаги, тканей и т. д.
  8. «Ящик спредметами заместителями» — катушки, прищепки, веревки разной длинны, выключатели, деревянные бруски, колечки, замки, пробки и прочее.
  9. «Сюжетно— ролевые игры» — атрибуты, ряжение, предметы-заместители.
  10. «Бытовой труд исамообслуживание»

Кроме того, с целью создания предметно-развивающей среды, способствующей формированию дружелюбных взаимоотношений дошкольников со сверстниками, в группах созданы условия для сюжетно-ролевой игры, «Экран настроения», «Гора успеха», которые позволяют детям определять эмоциональное состояние каждого ребёнка и выделять тех, кому необходима поддержка.

В театральных уголках групп размещаются различные виды театров. С их помощью дети и взрослые устраивают театрализованные представления с использованием сцен русского быта, различные варианты русских посиделок.

В уголке изо деятельности дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умение рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России, с творчеством русских художников.

В экологической зоне дети учатся осознанно и бережно относиться к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними; получают знание о природе, её явлениях.

В музыкальной зоне, с помощью элементарных музыкальных инструментов, дети всех возрастов поют русские народные песни, водят хороводы, играют в музыкальные игры.

В игровых зонах групп сосредоточены разнообразные народные игры.

С целью развития у детей чувства любви, ответственности и гордости за достижения страны, закрепления знаний о своей малой и большой Родине, формированию, духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств и этнокультурных традиций в группах детского сада созданы уголки «Я — россиянин», «Моя любимая Юрга», «Мой родной Кузбасс».

В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Поэтому у педагогов и детей старшего возраста возникло желание организовать в группе мини-музей боевой славы «Эхо войны». В нём представлены боевое обмундирование, экипировки разных родов войск, вещи принадлежавшие участниками ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена и медали, подлинные письмами солдат с фронта и извещение — похоронка 1943г. , вырезки из фронтовых газет военных лет, почетные грамоты за боевые заслуги. Кроме разделов «Боевое сражение» и «Военные раритеты» есть в музее разделы: «Моя родословная», «Герои Юрги», «Открытки и книги», «Коллекция песен о войне», «Фотоальбомы «Техника и оружие ВОВ», «Символы Победы», «Дети- герои ВОВ», «Могила неизвестного солдата», «Города — герои». Дети с удовольствием и неподдельным интересом посещают музей, размещают там свои рисунки, поделки, изготовленные совместно с родителями и педагогами дидактические игры. Ко Дню Победы в учреждении проводятся тематические недели, где воспитанники с родителями имеют возможность поучаствовать в выставках, конкурсах, проектах, открытых мероприятиях. С целью сохранения в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, наши дети присоединились к всероссийской акции «Бессмертный полк».

Работа по народному календарю, связанному с временами года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу, что позволяет не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать активным его преобразователем.

Новой формой работы с детьми в ДОУ стал проект «Календарь интересных дат», главной целью которого является развитие чувство сопричастности к всенародным торжествам. Так у нас появились новые праздники: «День детских изобретений», «День детской книги», «День мира», «День животных», «День ребенка», «День приветствий», «День объятий», «День доброты», «День Земли», «День птиц», «День друзей» и др.

Низкий уровень компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Следствием этого является не только их низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность. Поэтому мы постарались сделать семью не только нашими неизменными помощниками в социально-личностном развитии детей, но и организовать с ними просветительную работу в этом направлении.

С гордостью можем сказать, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках, но и активно обсуждают вопросы социально-личностного воспитания на педагогических советах, родительских собраниях, семинарах, курсах для родителей. Вместе с детьми родители участвуют в выставках, познавательных проектах, конкурсах.

Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединённых в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребёнка чувство гражданственности и патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам!!!

Поиск новых форм методической работы привел к организации на базе детского сада городской творческой группы «Формирование социальных навыков и коммуникативной компетентности у дошкольников». На протяжении 10 лет творческая группа педагогов города разработала множество материала по данной теме.

Анализируя работу детского сада, приходим к выводу: реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Литература:

  1. Гладкова Ю. А., Баринова Н. М. Технологии педагогического общения с родителями. // Справочник старшего воспитателя. 2010. № -С.- 12–13.
  2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Иванова Н. В. Особенности и значение детской субкультуры // Педагогика. 2005. № 7.- С. 24.
  4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром, — М.: Педагогика, 1988.
  5. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. -2004. — № 5. — С.8–26.
  6. Левшина Н. И. О социализации дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4. — С. 102–105.
  7. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
  8. Смирнова Н. В. Игровое сообщество дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 35.
  9. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. — М.: Педагогика, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, День, дошкольный возраст, родитель, группа, игра, окружающий мир, педагог, Программа развития.

Организация работы по социализации

детей в разновозрастной…

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале… ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад. ..

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольногодетский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших…

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Особенности раннего

развития ребенка. Консультационный пункт…

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольногодетский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольногодетский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного. .. детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольногодетский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Игра как средство развития личности ребенка младшего…

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность. Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Процесс социально-личностного развития дошкольника очень сложный, требует от педагога большого труда. Понятие социально-личностное развитие дошкольника, включает в себя следующие составляющие – это в первую очередь; формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, во вторых выработка им социальных мотивов и потребностей, в третьих становление его самопознания.

Процесс социализации начинается у человека ещё в детстве и продолжается всю его жизнь. Хорошо известно нам то, что, развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, и естественно это способствует появлению у ребенка проблем в эмоционально-личностных и поведенческих сферах. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку, который стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, педагоги должны способствовать его дальнейшему развитию и росту. Наша задача пополнить и разнообразить детскую деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его интересам, его возрастным особенностям тем лучше и успешнее идет развитие ребенка. Мы, педагоги, должны строить свою работу так, что бы личный опыт ребенка протекал естественным путём и в тех видах детской деятельности, которые более доступны для ребенка и более близки. Ребенок в своей деятельности должен проявлять самостоятельность, отзывчивость к окружающим, общительность, гумманность. Для педагога важно уметь создавать эмоционально-положительный климат в группе детского сада, уметь применять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Одна из главных задач социально-личностного развития ребенка- это умение педагога организовывать и создавать различные ситуации, использовать жизненные обстоятельства. Ситуации строятся педагогом в виде игры. Необходимо, чтобы смысл игровых ситуаций был понятен каждому ребёнку, вызывал интерес и побуждал к решению данной ситуации.

Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Игра — является ведущей доминантой всего хода детского развития в дошкольный период. В игре происходит не только расширение детского кругозора, но одновременное проигрывание, проживание, раскрытие детского потенциала. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра занимает большое место в системе как физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания. Игра формирует предпосылки личностного развития, это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют совместные игровые действия, различные формы кооперации детей внутри игры, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании и способствуют формированию положительного отношения к окружающему миру.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём её особенность? Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребёнка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Одной из особенностей является соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Следующая особенность — социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

Как одну из особенностей мы можем выделить эмоциональное развитие. Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребёнка.

Бесспорным является факт, что в ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника, развивается воображение и творчество, происходит развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Л. С. Выгодский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своём речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает различный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно – ролевыми играми: развитие игры как деятельности;

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др. Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важных условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Для правильного руководства играми, необходимо наблюдать в какие игры любят играть дети, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и организации детей в игре, их умение договориться. Создать игровую обстановку, в которой бы отражались знания детей о труде взрослых: воспитателя, младшего воспитателя, музыкального руководителя, медсестры, прачки и т. д. ; формировались представления о родном городе и др.

В отечественной дошкольной педагогике вопросом руководства детскими играми занимались Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко и др. Они считали, что используемые воспитателями приёмы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей представлениями об окружающем, путём обновления игровых материалов, т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

Одним из приёмов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки ещё до начала игры. Этот приём используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей, важный для формирования представлений о социальной действительности.

Прямые приёмы руководства – это ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. , дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих, обогащение детей знаниями о родном крае и т. д. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приёмов – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре, с целью формирования предпосылок социально-личностного развития.

Наш опыт показывает, что большой интерес вызывают у всех детей игры в поездки и в путешествия. Они с увлечением играют в путешествия, прежде всего по реке, на которой живут, а также «совершают экскурсии» по городу, краю и стране. Воспитатель должен включаться в такие игры, не забирая, однако у детей инициативы. Помощь педагога должна заключаться в подборе ролей, обсуждении с детьми содержания, сюжета игры. Обычно участники игры – путешествия делятся в соответствии со своими интересами на несколько игровых групп. Педагог должен видеть, как играет каждая группа детей, помогать им развивать сюжет, чтобы объединить все группы.

Мотивом сюжетно – ролевой игры является взаимодействие людей, и при социализации детей надо показать, что взрослые не только совершают разные интересные дела, они ещё вступают в деловые контакты друг с другом. Значение действий с предметами, орудиями, которые осуществляют люди в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, основное же внимание обращается на связь и общение людей друг с другом (продавец не может существовать без покупателей, больному нужен врач, командиру – солдаты и т. д.) Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений, формированию предпосылок к социально — личностному развитию.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Определение уровня взаимоотношений детей дает возможность строить работу так, чтобы сформировать отсутствующие или недостаточно развитые качества для положительных взаимоотношений со сверстниками. Создавая условия для сюжетно-ролевой игры, обогащая ее содержание и диапазон сюжетов и ролей на основе расширения собственного жизненного опыта детей, их кругозора воспитатель формирует интерес к социальному миру, способствует получению разнообразных знаний о мире.

Игры подвижного характера помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют взрослому оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня. При необходимости он предлагает в соответствии с возможностями и потребностями развития отдельных воспитанников подвижные игры не только общеразвивающей, но и коррекционно-профилактической направленности.

Постепенно у детей формируется умение четко выполнять правила игр, действовать быстро, ловко, применяя накопленные двигательные умения и навыки. Наш опыт показывает, старшие дошкольники могут самостоятельно организовывать подвижную игру и доводить ее до конца; играть в игры с элементами соревнования между группами детей. Внимание взрослого направлено на воспитание у детей нравственных качеств: справедливого отношения к играющим сверстникам, умения поддержать и проявить взаимопомощь. Педагог поощряет самостоятельную организацию детьми полюбившихся народных игр; продолжает знакомить с новыми играми обрядового, тренингового и досугового характера, празднично-карнавальные игры, которые обогащают детей новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями, а каждый день пребывания в детском саду делают отличным от предыдущего.

 

Используемая литература:

1. Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артёмова Л. В. и др. Игра дошкольника/ Под ред. С. Л. Новосёловой. — М. : Просвещение, 1989. — 286с.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1983. — 192с.

3. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ/гл. редактор Ермолаев С. Д. — СПб. : «Детство — Пресс», 2000. — 144с., по тексту

4. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России. — М. : Аркти, 2004. — 184с.

5. Запорожец А. В. Психология действия. — М. — Воронеж, 2000. — 232с.

6. Краснощёкова Н. В. Сюжетно — ролевые игры для детей дошкольного возраста. — Ростов н/Д. : Феникс, 2006. — 251с.

7. Курочкина Н. А., Лейкина Б. С., Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин — тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.) . В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1988. — 256с.

8. Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций. — М: Академия, 1998. — 463с.

9. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие, анализ программ, // М. -2008 – 121с.

10. Философский словарь/ Ред. И. Т. Фролов. — М. : Просвещение, 1986. — 575с.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Что такое социальное и личное развитие? (с картинками)

`;

Образование

Факт проверен

Анджела Фаррер

Социальное и личное развитие включает в себя ряд контрольных областей, которые позволяют людям расти и взрослеть в ряде областей, а именно в образовании, профессиональной деятельности и межличностных отношениях. Личное развитие, как правило, шире по своему охвату, чем самопомощь, потому что оно включает в себя улучшение всего состояния человека, а не исправление конкретных вредных привычек. Социальное развитие в значительной степени связано со способностью человека развивать эмоциональный интеллект, что приводит к положительным отношениям с другими. Социальное и личностное развитие часто ориентировано на детей, которые находятся в критическом возрасте, хотя различные семинары по личностному развитию и курсы социального развития предназначены и для взрослых.

Различные типы личного развития включают обучение тому, как развивать свои сильные стороны и интересы, а также тому, как повышать и поддерживать здоровую самооценку. Люди, которые достаточно осознают себя, чтобы знать о своем уникальном потенциале, обычно имеют повышенный уровень уверенности в себе и лучшее общее качество жизни. Они также очень востребованы и способны приносить пользу различным группам как на работе, так и в личной жизни. Дополнительным аспектом личного развития для многих людей является способность определять компоненты своей жизни, которые нуждаются в улучшении, и намечать пути достижения этих целей.

Профессионалы-психологи, изучающие личностное и социальное развитие, часто соглашаются с тем, что большая часть этого развития происходит в раннем и среднем детстве. Факторы, влияющие на самооценку, социальные навыки и эмоциональный интеллект, обычно оказывают наибольшее влияние на детей в этот период, потому что их мозг во многих отношениях все еще развивается. Эти факторы могут включать домашнюю обстановку и качество образования, которое могут получить дети. Дисфункция или нестабильность в одной из этих областей часто является одной из основных причин трудностей взрослых, по крайней мере, в одном аспекте социального и личного развития. Такого рода процессы развития часто развиваются на протяжении всей жизни большинства людей и продолжаются во взрослой жизни.

Социальное и личное развитие также тесно связано со способностями к межличностному общению и отношениям. Люди, хорошо развитые в этих областях, способны приспосабливать свои эмоциональные реакции к соответствующим уровням для различных ситуаций. Они также способны развивать доверие к другим людям и предвидеть их эмоции и реакции. Способность работать в гармонии с целым рядом личностей является ценной частью социального развития, что приводит к высокой возможности трудоустройства. Психологи, изучающие динамику рабочего места, иногда сообщают, что эта часть социального и личного развития имеет большое значение в деловом мире.

Вам также может понравиться

Рекомендуется

КАК ПОКАЗАНО НА:

Поведение человека | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты

наследственный рефлекс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
Связанные темы:
сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция

См. весь связанный контент →

поведение человека , потенциал и выраженная способность к физической, умственной и социальной деятельности на разных этапах жизни человека.

Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.

Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.

В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.

Теории развития

Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 19 века.40с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую ​​функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.

В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, кажется, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области, как правило, носят описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Психоаналитические теории

Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.

Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.

Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепцию бессознательных побуждений и мотиваций — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.

Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *