Глава 36. Синтаксис. Сложносочинённые предложения / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5
В данной главе:
- Общие понятия
- Классификация сложносочинённых предложений
- Итоговый тест
§1. Общие понятия
Сложносочинёнными называются предложения, части которых независимы, равноправны и соединены сочинительной синтаксической связью, выраженной сочинительными союзами.
Пример:
Тебе нравится демонстрировать свои преимущества, но люди этого не любят.
Схема: (…), но (…).
Сложносочинённые предложения обычно обозначаются так: ССП.
Сочинительная связь выражена сочинительными союзами. Они определяют характер смысловых отношений в ССП.
Тренер заболел, и занятия перенесли.
(соединительный союз и, в предложении выражена последовательность действий, обусловленная как причина и следствие)
Разлука с любимыми тяжела, но она легче жизни с нелюбимыми.
(противительный союз но, в предложении выражено противопоставление)
Не то он заболел, не то мать оставила его дома помочь по хозяйству.
(разделительный союз не то… не то, в предложении выражено взаимоисключение)
§2. Классификация сложносочинённых предложений
Классификация ССП строится на использовании в них союзов и их значении.
ССП делятся на следующие виды:
-
ССП с соединительными союзами и, да (в значении и), ни… ни, как, так и выражают или одновременность событий, о которых говорится в частях ССП, либо отношения причины или следствия:
Анна не отвечала, и пауза затянулась.
(одновременность действий)
-
ССП с противительными союзами а, но, да (в значении но),однако, зато, же, в то время как, между тем как, тогда как выражают сопоставление или противопоставление:
Анна не отвечала, однако я её не торопил.
(сопоставление)
-
ССП с разделительными союзами или(иль), либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то выражают чередование или взаимоисключение:
Возможно, мы соберёмся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.
(взаимоисключение)
-
ССП с присоединительными союзами да и, причём, тоже, также указывают на дополнительную информацию:
Она выражала свои чувства прямо, я также был прост и прям в обращении.
-
ССП с пояснительными союзами то есть, а именно содержат пояснение:
Ваша статья нас не заинтересовала, то есть мы не будем её публиковать.
-
ССП с градационными союзами не только… но и, не то чтобы… но и выражают соотношение по значимости:
Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.
Схемы ССП:
Анна не отвечала, и пауза затянулась.
[…], и […].
Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.
[…не то чтобы…], но и […]
Пунктуация в сложносочинённом предложении.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест-
Верно ли, что ССП называются такие сложные предложения, части которых независимы, равноправны и соединены сочинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзами?
- да
- нет
-
Верно ли, что сочинительная связи в ССП выражена сочинительными союзами и союзными словами?
- да
- нет
-
Верно ли, что сочинительные союзы выражают не только характер синтаксической связи, но и смысловые отношения в ССП?
- да
- нет
-
Сколько типов ССП?
- один
- два
- три
- четыре
- пять
- шесть
-
Определи вид ССП:
Занавес раскрылся, и актёры вышли на поклоны.- ССП с пояснительным союзом
- ССП с присоединительным союзом
- ССП с соединительным союзом
-
Определи вид ССП:
Занавес раскрылся, но никто не вышел на сцену.- ССП с соединительным союзом
- ССП с противительным союзом
- ССП с градационным союзом
-
Определи вид ССП:
То Машу собирались отправить на юг к бабушке, то она сама вдруг решила поехать в Москву.- ССП с противительным союзом
- ССП с разделительным союзом
- ССП с пояснительным союзом
-
Определи вид ССП:
Машу собрались отправить на юг к бабушке, причём никто ей об этом не сказал.- ССП с присоединительным союзом
- ССП с соединительным союзом
- ССП с противительным союзом
-
Определи вид ССП:
Машу собрались отправить на юг к бабушке, то есть в Москве на лето она не останется.- ССП с присоединительным союзом
- ССП с пояснительным союзом
- ССП с градационным союзом
-
Определи вид ССП:
Маша не то чтобы отказалась ехать, но и оставаться дома ей явно не хотелось.- ССП с разделительным союзом
- ССП с противительным союзом
- СПП с градационным союзом
Правильные ответы:
- нет
- нет
- да
- шесть
- ССП с соединительным союзом
- ССП с противительным союзом
- ССП с разделительным союзом
- ССП с присоединительным союзом
- ССП с пояснительным союзом
- СПП с градационным союзом
Смотрите также
- Морфология. Союз
- Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении
- Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи
— Понравилась статья?:)
Урок-практикум «Сложноподчиненные предложения»
Цель: Повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся о сложносочиненном предложении; повторить знаки препинания в сложносочиненных предложениях; составлять схемы сложносочиненных предложений
I.

II. Практикум.
Задание 1. Повторение теоретического материала.
Слайд 1.
а) Какое из следующих утверждений верно:
1) Простые предложения соединяются в
сложные при помощи интонации и союзов.
2) Сложные предложения могут быть
сложносочиненными, сложноподчиненными и
союзными.
3) Простые предложения в составе сложного
обладают интонационной законченностью.
4) Сложными называются предложения, состоящие из
двух или нескольких простых, соединенных в одно
целое по смыслу и интонационно.
Слайд 2
Дополните схему:
Слайд 3
Дополните:
— Сочинительные союзы делятся на
разделительные, …………. ., противительные.
— Между частями сложносочиненного предложения
ставится тире, если одна из частей имеет значение
результативности или ………….. .
— Запятая перед союзом “и” не ставится, если
простые предложения в составе сложносочиненного
имеют ………….. .
Задание 2.
Компьютерное тестирование.Работа с материалами компьютерного комплекса “1С: Репетитор. Русский язык” (тема “Сложносочиненные предложения ”). Работа с тренировочной частью программы. Результаты тестирования анализируются, разбираются случаи, вызвавшие наибольшее затруднение
Слайд 4.
К данным предложениям присоединить
простое (назывное, определенно- личное,
неопределенно-личное, безличное), образуя
сложносочиненное предложение, расставить знаки
препинания. Указать вид присоединенного
предложения.
1. Вставало безоблачное небо и … . 2. … и серое небо висит над городом. 3. На вечерних улицах зажглись огни и … . 4. Днепровские воды оросили засушливые земли и … . 5. Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству, сестренку и … . 6. Ярко светятся окна нового клуба и … .
Слайд 5
Продолжить предложения так, чтобы союз “и” соединял:
а ) однородные члены,
б) простые предложения.
Обозначить главные члены прдлоэения:
1. Задул суховей… . 2. Приближалось лето … . 3. В лесу появились первые ягоды … . 4. На столе стоял букет цветов … .
Слайд 6.
Составить сложносочиненные предложения по данному началу и построить их схемы.
1. Еще десять шагов – и … . 2. Одно
мгновение – и … . 3. Первые капли дождя – и … .
Задание 3.
Записать текст, расставить знаки препинания. Определить количество и вид простых предложений в составе каждого сложносочиненного. Объяснить, почему автор в описании лесного ручья использовал преимущественно сложносочиненные предложения.
Лесной ручей
Я иду по берегу своего любимого ручья самой ранней весной. На мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от того она журчит о корне и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.
Новые и новые препятствия встречает
вода и ничего ей от этого не делается, только
собирается в струйки, будто сжимает мускулы в
неизбежной борьбе.
Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол елки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам и в дрожи этой рождается звук и гудит, будто травы растут под музыку.
А то вот большой завал, и вода как бы робщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск.
И под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из под воды и на берегах.
Задание 4.
Вы справились с определением сложносочиненных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте. Следующее задание составлено по типу тех, что предлагается на ЕГЭ.— Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Сперва договоримся о том, что каждый
человек неповторим на земле, а я убежден, что и
каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и
одного цвета, одной породы- так же неповторимы,
как и все растущее, живущее вокруг нас.
(2) Следовательно, все живое, в
особенности человек, имеет свой характер,
который, конечно, развивается не только сам по
себе, но прежде всего под влиянием среды,
родителей, школы общества и друзей ибо настоящая
дружба – награда человеку редкая и драгоценная.
(3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее
родственных связей и влияет на человеческие
отношения куда сильнее, чем коллектив, в
особенности при крайних, бедственных
обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей
жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)
Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на
войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь
за преданность платить преданностью, за любовь-
любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и
каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю
глазами своих друзей в особенности фронтовых,
чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно
или неряшливо сделанную работу, за ложь, за
непорядочность.
(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…
В.Астафьев
1. Какой вопрос остается вне поля зрения автора?
1) Что определяет характер человека?
2) Каково соотношение добра и зла в мире?
3) Что такое дружба?
4) Что такое коллектив?
2. Какое утверждение противоречит позиции автора?
1) На формирование человека влияет
прежде всего коллектив, а затем уже семья и
друзья.
2) На свете добрых людей больше, чем злых.
3) Дружба не дается даром, ее нужно заслужить.
4) В каждом человеке есть индивидуальные черты,
присущие только ему.
3. Определите стиль и тип речи текста.
1) Разговорный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, рассуждение-
размышление;
3) художественный стиль, описание;
4) научный стиль, рассуждение- размышление
4. Из предложений 1- 4 выпишите сочинительный союз
5. Среди предложений 4-9 найдите сложное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением. Напишите его номер.
Задание 5.
Попробуйте написать сочинение- миниатюру по картине, используя сложносочиненные предложения и употребляя разные союзы.Слайд 7.
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 сочинения.
III.

Презентация
Как я учу сложные предложения
Я не всегда учил своих старшеклассников сложным предложениям.
Этого не было в моих школьных стандартах….
Значит, я этому не учил…
Потом наши стандарты изменились!
Сложные предложения стали частью моих стандартов учебной программы по словесности, и я столкнулся с проблемой, как научить им своих четвероклассников, чтобы они «понимали». Честно говоря, я нервничал и не был уверен, что смогу справиться с этой задачей. К моему удивлению, мои ученики превзошли мои ожидания и смогли не только распознавать сложные предложения, но, что более важно, они могли использовать сложные предложения в своем письме. Это изменило правила игры для меня и открыло мне глаза! Я понял, какой потенциал этот навык может иметь для письма моих учеников! Обучение сложным предложениям стало для меня настолько важным стандартом языковых искусств, что я понял, что мне нужно преподавать его в начале учебного года, чтобы принести максимальную пользу моим ученикам. Я хочу поделиться с вами некоторыми идеями, которые я использую на своих занятиях, чтобы помочь своим ученикам понимать сложные предложения.
Я обнаружил, что для моих учеников лучший способ вводить сложные предложения — это начинать с введения зависимых и независимых придаточных. Это дает учащимся основу, необходимую им для понимания компонентов, составляющих сложное предложение. Мой любимый урок для введения или повторения зависимых и независимых предложений — это урок PowerPoint. Этот быстрый и простой в использовании мини-урок разбивает и вводит зависимые и независимые предложения в простой форме, понятной учащимся. Предоставляя моим учащимся четкое представление о зависимых и независимых предложениях, учащиеся могут лучше понимать сложные предложения.
Создайте якорную диаграмму:
Как и на любом уроке, якорная диаграмма — это отличное наглядное пособие, которое учащиеся могут использовать в качестве справочного материала. Я создал эту якорную диаграмму, чтобы помочь своим ученикам понять, как объединить независимое предложение и зависимое предложение в сложное предложение. Он также содержит примеры и может отображаться в качестве визуального ориентира для моих студентов, чтобы использовать их, когда они пишут свои собственные предложения.
Предоставьте учащимся возможность попрактиковаться в веселых играх:
Игры всегда делают обучение немного веселее, и моим ученикам нравятся эти простые игры и занятия.
3-минутная гонка
Установите таймер на 3 минуты. Попросите учащихся написать как можно больше сложных предложений. Они могут обратиться к якорной таблице за помощью с подчинительными союзами, чтобы начать их зависимые предложения. Когда звенит таймер, ученики перестают писать. Студенты могут поделиться предложениями с партнером, чтобы убедиться, что предложения сложные. Пусть учащиеся, составившие наибольшее количество предложений, встанут. Тот, у кого больше всего предложений, делится всеми своими предложениями с классом и получает приз.
Два сложных и один простой
Дайте каждому учащемуся каталожную карточку. Каждый учащийся пишет на каждой карточке два сложных предложения и одно простое предложение (в любом порядке). Затем учащиеся обмениваются карточками с партнером. Каждый партнер пытается найти предложение, которое не является сложным предложением.
Создать флипбуки
Учащиеся могут создать простой, но забавный флипбук, который можно использовать в качестве оценивания. Просто сложите лист бумаги пополам, как хот-дог (сделайте бумагу длинной). Затем создайте 4 клапана, сделав 3 отдельных разреза от открытого края до сгиба. (Не прорезайте оба слоя. Прорезайте только верхний слой сложенной бумаги.) Поверните флипбук, как показано выше. На верхнем клапане каждый учащийся пишет «Сложные предложения». Под клапаном она напишет определение сложного предложения. На каждом из оставшихся 3 клапанов учащиеся выбирают и пишут по одному подчинительному союзу. Под каждым из этих трех клапанов учащийся будет использовать этот подчинительный союз в своем собственном предложении. После завершения учащиеся могут украсить и раскрасить внешнюю сторону флипбука.
Самое замечательное в обучении студентов сложным предложениям заключается в том, что, как только студенты научатся использовать эти предложения, они могут полностью изменить свой стиль письма. Когда я начинаю преподавать сложные предложения и поощряю учащихся использовать их в своих письменных работах, я говорю своим ученикам: «Это превратит ваше письмо из уровня третьего или четвертого класса в качество работы средней школы». Обычно это волнует моих учеников, потому что какой четвероклассник не хочет быть похожим на ученика средней школы? Когда мои ученики переходят в четвертый класс, большинство из них все еще используют простые простые предложения. Некоторые из них расширились, чтобы включить сложные предложения, поэтому добавление сложных предложений в набор инструментов для письма учащихся может действительно изменить навыки письма каждого ребенка.
Сложные предложения — один из моих любимых уроков, потому что я вижу изменения и улучшения, которые я вижу в письмах моих учеников. С годами я обнаружил, что учить сложные предложения может быть очень весело! Для меня огромная награда видеть, что сочинения моих учеников наполнены разнообразными типами предложений, в том числе замечательными сложными предложениями. Я понял, что только потому, что предложение сложное, не означает, что оно слишком сложное для учащихся.
Посетите мой пост в блоге ЗДЕСЬ , чтобы узнать еще больше замечательных идей для обучения грамматике.
Свяжитесь со мной:
Блог
TpT Store
Что такое сложное предложение и как его написать?
В английском языке мы делим предложения на четыре типа в зависимости от их структуры (количества зависимых и независимых придаточных): простые, составные, сложные и составно-сложные. Использование различных типов предложений добавляет разнообразия нашему письму, а последние три объединяют несколько идей для передачи сложного сообщения.
В этом посте мы рассмотрим сложные предложения.
Изучите остальные три типа:
- Что такое простые предложения и как их писать?
- Что такое сложные предложения и как их писать?
- Что такое сложносложные предложения и как их писать?
- Упражнения на сложные предложения: Практикуйтесь в определении сложных и других типов предложений с более чем дюжиной упражнений
Что такое сложное предложение?
Сложное предложение – это предложение, содержащее одно независимое и хотя бы одно зависимое предложение. Таким образом, сложное предложение может иметь два зависимых предложения, но не может иметь два независимых предложения.
Вот краткая сводка количества зависимых и независимых предложений в четырех типах предложений.
Примечание : Не стесняйтесь использовать вышеуказанные и другие изображения в сообщении, используя ссылку (url) этого сообщения для ссылки/атрибуции.
А вот та же самая информация в графической форме, из которой будет совершенно ясно, что между четырьмя типами предложений нет пересечения (ни одна из точек не пересекается).
Однако разница между этими предложениями не ограничивается только количеством зависимых и независимых предложений. Узнайте больше о тонких различиях между составным и сложным предложением:
- В чем разница между сложным предложением и сложным предложением?
Предложение, по сути, представляет собой комбинацию предложений, причем простейшее из них содержит независимое предложение.
Мэри выиграла спринт. [Независимая часть]
Если к ней добавить зависимую часть, то получится сложное предложение.
Мэри выиграла спринт, хотя она и не была быстрой. [Независимое предложение + Зависимое предложение = Сложное предложение]
Мы можем добавить еще одно зависимое предложение, и предложение останется сложным предложением.
Мэри, которая усердно тренировалась в течение последних трех месяцев, выиграла спринт, несмотря на то, что не спешила с блоков. [Независимое предложение + Зависимое предложение + Зависимое предложение = Сложное предложение]
Вы можете добавить больше зависимых предложений, но предложение останется сложным предложением. Помните, что нет ограничений на количество зависимых предложений в сложном предложении.
Но ни одно из них не является сложным предложением, потому что они не содержат ни одного независимого и хотя бы одного зависимого предложения.
Мэри выиграла спринт. [Независимая статья]
Мэри выиграла спринт, но времени для празднования было мало. [Независимая оговорка + Независимая оговорка]
Мэри выиграла спринт, но времени для празднования было мало, так как ее ждало другое событие. [Независимое предложение + Независимое предложение + Зависимое предложение]
Несмотря на то, что существует только один тип независимого предложения, существует три типа зависимых предложений: предложение существительного, относительное предложение (также называемое предложением прилагательного) и предложение наречия. Многие считают, что зависимые придаточные в сложноподчиненном предложении могут быть только придаточными (придаточные, начинающиеся с 9).0114 потому что , хотя , потому что , пока и т. д.), но это не так. Любое из трех или сочетание трех может сделать предложение сложным.
Вот как можно составлять сложные предложения с каждым из трех зависимых предложений.
1. Как написать сложное предложение с существительным придаточным?
Придаточное предложение — это зависимое предложение, которое может заменить существительное в предложении. Проще говоря, он может делать то же самое, что и существительное (или местоимение) в предложении: подлежащее, дополнение глагола, косвенное дополнение глагола, дополнение предлога и подлежащее дополнение.
То, что рекомендовал предыдущий комитет, не должно влиять на рекомендации текущего комитета. [Существительное в качестве подлежащего]
Я знаю, когда мне следует задавать вопросы. [Существительное придаточное как объект глагола]
Он подробно рассказал о том, как он зарабатывает деньги на YouTube. [Придаточное предложение как объект предлога]
Наша проблема в том, кому мы доверяем. [Существительное придаточное как дополнение к подлежащему]
1.

Эти предложения не являются сложными, потому что они больше не имеют зависимого предложения. В подчеркнутых частях теперь нет ни подлежащего, ни глагола; следовательно, это просто фразы. (Сравните их с предыдущими предложениями.)
Предыдущие рекомендации комитета не должны влиять на рекомендации текущего комитета.
Я знаю, когда задавать вопросы. [Здесь спрашивать — неличная (инфинитивная) форма глагола]
Он подробно говорил о том, как заработать на YouTube. [Здесь , чтобы сделать , является неличной (инфинитивной) формой глагола]
Каждое из трех предложений содержит независимое предложение, подразумевая, что они являются простыми предложениями.
Дополнительные ресурсы:
- Узнайте на нескольких примерах, как отличить фразу от предложения
1.2 Пунктуация
Поскольку именное предложение просто заменяет существительное или местоимение, оно не требует дополнительных знаков препинания — запятой или тире — как и в случае с двумя другими зависимыми предложениями. Если существительное или местоимение на своем месте не требует запятой, то и придаточное предложение не будет. В этом предложении, например, неправильно расставлены знаки препинания, потому что вместо существительного или местоимения запятая не нужна.
То, что он сказал сегодня в своей речи, невероятно. [Правильная пунктуация, такая как Это невероятно, также была бы неправильной.]
Подробнее о присоединении предложения с существительным к независимому предложению:
- Как соединить и расставить знаки препинания в предложении с существительным?
2. Как написать сложное предложение с придаточным предложением?
Относительное предложение, также известное как придаточное предложение, представляет собой зависимое предложение, которое описывает существительное или местоимение так же, как и прилагательное, и ставится сразу после описываемого слова или фразы.
Ущерб, нанесенный нашему бренду негативным освещением в СМИ, будет трудно исправить.
Я забочусь о своих старых друзьях, которые поддерживали меня и в горе, и в горе.
Изабелла, свободно говорящая на четырех языках, предпочитает говорить по-испански.
2.1 Это не сложные предложения, хотя
Это не сложные предложения, потому что они больше не содержат зависимого предложения. Подчеркнутые группы слов представляют собой словосочетания, а не предложения: они больше не содержат подлежащего и глагола. Сравните их с предыдущими предложениями.
Ущерб, нанесенный нашему бренду негативным освещением в СМИ, будет трудно исправить.
Изабелла, свободно говорящая на четырех языках, предпочитает говорить по-испански.
Два предложения содержат только независимое предложение, что означает, что они простые предложения.
2.2 Пунктуация
Когда относительное предложение существенно для значения описываемого существительного, оно не ставится запятой. В первом предложении без придаточного предложения мы бы не знали, какое повреждение будет сложно исправить. Следовательно, это важно и не требует запятых.
Однако, когда относительное предложение не является существенным для значения описываемого существительного, оно выделяется парой запятых. Во втором и третьем предложениях, даже без придаточного предложения, мы бы знали, кто такие , мои старые друзья и Изабелла . Следовательно, два относительных предложения несущественны и требуют пары запятых. Второй занимает только одну запятую, потому что вторая запятая объединена с точкой.
Подробнее о присоединении относительного предложения к независимому предложению:
- Как соединить относительное предложение и расставить знаки препинания?
3. Как написать сложное предложение с придаточным предложением?
Предложение с наречием — это зависимое предложение, которое действует как наречие в предложении, подразумевая, что оно отвечает на важные вопросы, предоставляя необходимую справочную информацию в предложении. В просторечии придаточные предложения выражают различные отношения в предложениях: отношение причины через предложение, начинающееся с , потому что , и , потому что , отношения контраста через пункт, начинающийся с , хотя и , даже если , и так далее. Большинство из нас, на самом деле, пишут большинство наших сложных предложений с придаточной частью, но это не самое популярное зависимое предложение в сложных предложениях среди профессиональных писателей. Примеры:
Несмотря на то, что Мэри бежала с блоков медленно, она выиграла спринт.
После того, как Мэри закончила гонку, она помчалась на другое мероприятие.
Я не смог участвовать в спринте, потому что в последний момент получил травму.
Я слез со своей позиции до того, как разгорелся дружеский спор.
В отличие от двух других зависимых предложений, придаточные предложения обычно подвижны в предложении. Вы можете переместить наречие в приведенных выше предложениях вперед или назад, не затрагивая смысла или грамматической неприкосновенности.
3.1 Это не сложные предложения
Посмотрите на эти предложения и скажите, почему они не сложные.
Несмотря на то, что она медленно бежала с блоков, Мэри выиграла спринт.
Закончив гонку, Мэри помчалась на другое мероприятие.
Я не смог участвовать в спринте из-за травмы в последний момент.
Это потому, что ни одна из подчеркнутых частей не является зависимой. Подчеркнутые части больше не содержат подлежащего и глагола и, следовательно, являются фразами. (Сравните их с более ранними предложениями.) В третьем предложении из-за на самом деле является предлогом, который часто путают с подчинительным союзом 9.0114 потому что . Все три предложения содержат независимое предложение, что означает, что они простые предложения.
3.2 Пунктуация
1. Когда предложение начинается с придаточного предложения, запятая всегда отделяет его от независимого предложения.
Пока он варил кофе, я слушал музыку.
Поскольку у меня есть возможность познакомиться с интересными людьми, я люблю путешествовать.
2. Когда предложение начинается с независимого предложения, запятая редко используется для его отделения от придаточного предложения.
Я слушал музыку, пока он варил кофе.
Я люблю путешествовать, потому что у меня есть возможность познакомиться с интересными людьми.
Я редко видел, чтобы ученики ошибались в первом правиле, но здесь ошибки случаются часто. Некоторые используют запятую даже в этой позиции, а некоторые используют ее непоследовательно.
Во втором правиле есть несколько исключений, где допустима запятая.
3. Когда предложение начинается с независимого предложения, запятая допустима там, где наречное предложение выражает контраст с независимым предложением. Такой контраст часто выражается подчинительными союзами хоть и хоть .
Я попал в аварию, хотя ехал со скоростью всего 40 км/ч.
Мэри выиграла 100-метровый забег с лучшим личным результатом, хотя она не была быстрой.
Некоторые публикации следуют собственным правилам стиля и используют запятую даже без контраста. Так что не чеши затылок, если увидишь подобное предложение.
Я люблю путешествовать, потому что у меня есть возможность познакомиться с интересными людьми.
Но если вы сделаете то же самое, это может быть воспринято как ошибка.
Подробнее о соединении наречного предложения с независимым предложением:
- Как соединить наречное предложение и расставить акценты?
До сих пор мы рассматривали одно зависимое предложение в предложении, но на практике в предложениях появляется несколько зависимых предложений, часто более чем одного типа. Вот несколько примеров, в которых тип зависимого предложения упоминается в том же порядке рядом с предложением.
Сложные предложения с несколькими зависимыми предложениями
Если вы живете в стеклянном доме, не бросайте камни, потому что другие тоже могут бросить в вас камни, которые могут разбить ваш стеклянный дом. [Придаточное предложение/ Придаточное предложение/ Придаточное предложение]
Если друзья встречаются слишком часто или вторгаются в жизнь друг друга, дружба может ослабнуть. [Предложение с наречием/ Предложение с наречием]
То, что вы планируете сделать, совершенно безумно, потому что вы не готовы к этому. [Существительное/наречие]
Мне больше не нравится звонить Тому для очередной болтовни после того, как он не вернул деньги, которые я одолжил три месяца назад. [Придаточное предложение / Относительное предложение. Предложение с наречием содержит относительное предложение Я одолжил три месяца назад .]
См. другие примеры сложных предложений:
- Несколько примеров сложных предложений со всеми тремя типами зависимых предложений
Упражнение
В зависимости от соотношения между двумя независимыми предложениями в каждом вопросе преобразуйте одно из них в зависимое предложение. Это может быть существительное, родственник или наречие.
1. Я плохо сдал экзамен. Последние три дня меня лихорадило.
2. Он что-то сказал сегодня в своей речи. Это невероятно.
3. Ханна учится в Университете Брауна. Это был ее первый выбор.
4. Полиция арестовала мужчину. Мужчина поднял ложную тревогу о заложенной в самолете бомбе.
5. Интернет-торговля процветала во время пандемии. В большинстве отраслей произошло резкое падение продаж.
Ответы к упражнению
1. Я плохо сдал экзамен, потому что последние три дня у меня была лихорадка. [Наречие]
2. То, что он сказал сегодня в своей речи, невероятно. [существительное]
3. Ханна учится в Университете Брауна, который был ее первым выбором. [Относительное предложение]
Ханна учится в Университете Брауна, так как это был ее первый выбор. [Предложение с наречием]
В первом предложении относительное предложение просто добавляет дополнительную информацию об Университете Брауна. Во втором наречие формулирует причину посещения Университета Брауна.
4. Полиция арестовала мужчину, подавшего ложную тревогу о заложенной в самолете бомбе. [Относительное предложение]
5. Хотя онлайн-торговля процветала во время пандемии, в большинстве отраслей наблюдалось резкое падение продаж. [Придаточное предложение]
Как определить сложное предложение?
Идентификация сложного предложения заключается в определении независимого предложения и, по крайней мере, одного зависимого предложения в предложении. Однако это не так просто. Попробуйте определить тип этих предложений.
Им восхищались деловые круги, но больше всего восхищались его работой с детьми, о которых никто не заботился.
Фермерский сектор в будущем сильно пострадает из-за изменения погодных условий, прямого результата изменения климата.
Первое сложное предложение, так как оно содержит независимое предложение и зависимое предложение ( никто не заботился о ). Второе — простое предложение, содержащее одно независимое предложение. Часто бывают ложноположительные и ложноотрицательные результаты в идентифицирующих пунктах.
Идентификация зависимых и независимых предложений — это самостоятельная задача, и ее нельзя описать здесь в ограниченном пространстве.
Улучшить определение придаточных предложений в предложении:
- Определить зависимые и независимые придаточные предложения в предложении не так уж сложно
Какое значение сложные предложения имеют для вашего письма?
Зачем учить сложные предложения?
Сложные предложения соединяют несколько второстепенных идей (представленных зависимыми предложениями) с основной идеей (представленной независимым предложением), выражая широкий спектр отношений между ними и добавляя разнообразия вашему письму.
Большинство детей переходят от написания предложений из одного предложения к предложениям из нескольких предложений, комбинируя независимые предложения через и и , а затем . Постепенно они расширяют свой репертуар и начинают использовать множественные предложения — зависимые и независимые — посредством координирующих союзов за пределами и ; придаточные предложения, начинающиеся с подчинительных союзов, таких как , потому что , , потому что , , в то время как , , после и , хотя ; и несколько предложений существительных, которые являются общими в устной речи.
Но можно и лучше.
Вы можете быть поклонником сложных предложений из-за их простоты, но по сравнению со сложными предложениями они гораздо реже используются в профессиональной письменной речи. Сложные предложения представляют одну основную идею (поскольку у них есть одно независимое предложение) и достаточно гибки, поглощая несколько зависимых предложений как части, подобные Lego.
Итак, если вы сможете расширить свой репертуар сложных предложений, включив относительные и существительные предложения, вы значительно улучшите свое письмо. (Как мы видели в этом посте, сложные предложения — это нечто большее, чем просто предложение с наречием.)
Часто задаваемые вопросы
Может ли сложное предложение состоять из двух независимых частей?
№
В то время как сложное предложение может иметь более одного зависимого предложения, оно может иметь одно и только одно независимое предложение. В тот момент, когда вы добавляете второе независимое предложение, предложение становится составным-сложным предложением.
Может ли сложное предложение иметь два зависимых предложения?
Да.
Сложное предложение содержит ровно одно независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение, что означает, что оно может иметь одно, два или более зависимых предложений.
Может ли сложное предложение иметь точку с запятой?
Нет. Если вы помните, точка с запятой чаще всего используется для разделения двух независимых предложений. Тот факт, что точка с запятой идет с двумя независимыми предложениями, означает, что в сложном предложении не может быть точки с запятой.
Тем не менее, сложное предложение может содержать точку с запятой, если точка с запятой используется как сверхзапятая, ее второе популярное использование. Например:
Президент, который в последнее время подвергался резкой критике за рост преступности, остановился в Париже, Франция; Копенгаген, Дания; Осло, Норвегия; и Барселона, Испания, во время его недавнего европейского турне.
Такое использование точки с запятой встречается нечасто.
Может ли сложное предложение иметь сочинительный союз?
Да, если сочинительный союз используется для соединения слов или словосочетаний. Нет, если сочинительный союз используется для соединения предложений, потому что он может соединять только самостоятельные предложения, а в сложносочиненном предложении по определению не может быть более одного независимого предложения.