Слова с ударным звуком а: Отметь все слова с ударным звуком а.поля ссора песенка белизна половина

Содержание

Урок по обучению грамоте по теме «Гласный звук [а]. Буква А, а». 1 класс

Тема: Гласный звук [а]. Буква А, а.

Цель: научить выделять звук [а] в начале, середине и конце слова; познакомить с заглавной и строчной буквами А, а; научить определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах; работать с книгой и иллюстрациями; помочь усвоить знание о слогообразующей  роли гласного звука и обозначение звука квадратом красного цвета в схеме; учить свободно высказывать свои мысли.

Ход урока

I.                  Актуализация знаний.

На предыдущем уроке мы познакомились со звуками русской речи. Умеем характеризовать звуки. Сегодня мы познакомимся с первым звуком русского алфавита и его буквами.

II.               Мотивация учебной деятельности.

Дается лексическое значение слова, учащиеся называют этот предмет, записывают схему слова, делят слово на слоги, ставят ударение.

Дети, которые ходят в школу (ученики).

Дом, в котором учатся школьники (школа).

Проемы в школе для освещения (окна).

Ученический стол (парта).

Предмет, который пишут на доске (мел).

Физкультминутка. Если нравится тебе, то делай так.

III.           1. Новый материал.

-Рассмотрите книгу К.И. Чуковского «Чудо-дерево». Кто автор этого произведения?  (Корней Иванович Чуковский) Этот поэт известен самой широкой детской аудитории.

-Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?  («Мойдодыр», «Айболит», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Федорино горе!»)

С детства мы все привыкли, что К. Чуковский это наш детский писатель и мало кто из детей знает, что Корней Иванович-доктор филологических наук, ученый, исследователь. У него есть заповеди для детских поэтов, от  которых он никогда не отступал. И самая главная из них: «писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив как и те, для кого он творит».

2. –Кто такой Айболит? (Айболит — исцелитель зверей)

А в Африке,

А в Африке,

На черной Лимпопо,

Сидит и плачет

В Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит.

Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

-Выделите первый звук из слов Африка и Айболит по плану:

1. Произнесите слово.

2. Найдите ударный слог и произнеси слово по слогам.

3. Назовите первый звук и охарактеризуйте его.

4. Обозначить выделенный звук условным значком (звуковой схемой).

-Произнесите слово Айболит.

Дети произносят слово, протягивая первый звук.

-Сколько в этом слове слогов?  (Три слога)

Составьте его схему. Произнесите слово, поставьте ударение. На какой слог падает ударение? (На третий). Поставьте знак ударения. Произнесите, выделяя голосом первый звук в полном слове: А-а-а-йболит. Какой первый звук мы выделили голосом? (Это звук [а])

Что вам известно об этом звуке? (Звук  [а]  — гласный. Он хорошо тянется. Произносится без препятствий. Гласные звуки образуют слог.)

Как обозначим этот звук на схеме? (Квадратиком красного цвета). Где слышится звук [а] в этом слове? (В начале слова)

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула на солнышке лежит.

Ах, у ее малюток,

У бедных акулят,

Уже двенадцать суток

Зубки болят.

Проводится работа по выделению звука [а] из этого слова.

-Где еще слышите этот звук? (В конце и в начале слова (а-ку-ла)). Кто знает, какая буква обозначает этот звук? (А, а)

Обратите внимание: звук [а] один, а для его обозначения есть две буквы А, а. Почему так? Кто может объяснить? (Есть буквы заглавные и маленькие. С заглавных букв начинаются предложения, пишутся имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран и др. названия).

Где в слове можно увидеть букву А? (В начале, середине, конце слова).

Напечатайте заглавную А карандашом красного цвета.

   3. С.Я. Маршак написал про заглавную А такие строчки.  

Вот два столбика наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Напечатайте строчную букву а.

-Найдите на иллюстрации (с. 21) слова, которые начинаются со звука [а]. (Астра, арбуз).

4. Многие поэты очень хотели, чтобы дети хорошо заполнили место звука и буквы а в словах. Послушайте стихотворение Н. Костарева.

Астра, азбука, айва начинаются на «а».

И кончаются на «а» астра, азбука, айва.

-Сколько раз нам встретилась заглавная А?

Прочитайте эту букву в начале слова. Почему эти слова написаны с заглавной буквы?  (Первая буква, первого слова в предложении).

Физкультминутка. «Аист»

5. Игра «Кто больше?»

1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астра, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Анна, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).

3. Подберите слова: с одним звуком [а] (арбуз, сад, кошка), с двумя [а] (астра, баран, малинка), с тремя [а] (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя [а] (балалайка).

6. Кроссворды.

Подберите слова, начинающиеся с буквы а, но сначала разгадайте несколько загадок. (Помните – все они начинаются с буквы а).

Это старый наш знакомый

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый, он летает на охоту

За лягушками в болото.  (Аист)

Берега зеленые, вода красная, рыбки черные.  (Арбуз)

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!  (Автобус)

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный,

Он стеклянный,

Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы

Знаменитые пловцы.  (Аквариум)

Какие из этих слов-отгадок можно вписать в клеточки первого, второго и следующих рядов?

а

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Мудрые мысли называются пословицами. Кто может прочитать пословицы (с.20)? Какая мудрая мысль заключена в них? Чему учат пословицы людей? (Мудрости, правильности поведения).

Выделите слоги – слияния с гласным звуком [а]. Как произносится согласный звук в этом слоге – слиянии? Подтвердить вывод на с.21.

IV.            Рефлексия учебной деятельности.

-С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке? Что мы узнали о буквах А, а? Когда мы пишем заглавную букву А? Когда строчную? Какую книгу мы рассмотрели на уроке? Кто ее автор?

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать умение выделять звук [а] из речи в начале, середине и конце слова;
  • познакомить с заглавной и строчной буквами А, а;
  • развивать фонематический слух, уметь определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах;
  • воспитывать умение общаться;
  • воспитывать интерес и любовь к чтению;
  • учить свободному высказыванию учащихся, работать над правильной речью.

Ход урока

1. Организационный момент.

Все мы рады встрече, друзья,
Думаю, встретились с вами не зря.
Мы будем с вами сегодня опять
Букву учить и слова с ней читать.

2. Постановка темы и цели урока.

Приложение. Слайд 1

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в лес в гости. А вот к кому отгадайте сами.

Слайд 2

Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова.)

Слайд 3-4

Сова умная птица. Она приготовила для вас загадку.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

Слайд 5

  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Какая буква стоит между буквами Н и П, Р и Т, за буквой Е, перед буквой Д.

3. Работа над новым материалом.

Слайд 6-7

  • Угадайте, про какую букву говорит сова? (Знакомство с буквой А.)
  • А знаете, какие цветы любит буква А? (Астра.)
  • Как вы думаете почему?

Разбор слова.

  • Проговорим слово.
  • Сколько слогов в слове?
  • Какой слог ударный? Поставили ударение.
  • Произнесём 1 слог.
  • Сколько звуков в 1 слоге?
  • Назовите 1 звук, 2 звук, 3 звук.
  • Какой 1 звук? Какой он? (Гласный.)
  • Докажите.
  • Каким цветом он обозначается? Почему.
  • Назовите 2 слог.
  • Сколько звуков?
  • Какой 1 звук, 2 звук (характеристика).
  • Каким цветом обозначается звук [а]?
  • Назовите 2 слог.
  • РА – это слияние или примыкание. Почему.
  • Дайте полную характеристику звуку [а].
  • Звук [а] – гласный, может быть ударным или безударным.

А кто знает, какой буквой записывают звук [а]?

Слайд 8

Назовите тему урока.

Чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Физкультурная минутка.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко.
Ноги ставит широко.

Слайд 9

На что похожа буква А.
Буква А, буква А-
Алфавиту голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

4. Работа в прописях.

  • Сравните письменную букву с печатной.

Трудность заключается в том, что буква, а состоит из двух элементов.

  • Написание овалов.
  • Написание овалов и палочки.
  • Написание буквы а.

Начинаем писать немного ниже верхней линии рабочей строки, ведём вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Касаясь линии рабочей строки, ведём вверх до верхней линии рабочей строки. Без отрыва ведём вниз черту с закруглением внизу.

Физкультурная минутка для глаз.

5. Работа с учебником стр. 20.

  • Составьте рассказ по иллюстрации.
  • Какую букву показывает сова?
  • Какой звук она обозначает?
  • Прочитайте правило.
  • Анализ предложения: «Сова учит зверей».
  • Имена собственные и нарицательные.
  • Чтение пословиц.
  • Какая из этих пословиц подходит к картинке.
  • Назовите слова, в которых встретилась буква А.
  • Прослушивание сказки про букву А (музыкальный файл).
  • Придумайте слова, в которых звук [а] стоит в начале слова, в середине, в конце.

6. Работа в прописях.

Разбор схем.

Вывод. Буква А обозначает твёрдость согласного звука.

7. Рефлексия.

  • Кто легко справился с заданиями на уроке.
  • Кому задания показались трудными?
  • Оцените себя с помощью «Светофора».

8. Подведение итогов урока.

  • С какой первой буквой алфавита вы познакомились на уроке?
  • Какой звук она обозначает?
  • Когда мы пишем заглавную букву А, а когда строчную?
  • Кому хочется быстрее научиться читать.

Слайд 10

Чтение пословицы.

Звуковой и слоговой анализ слова. — Мегаобучалка

Т.В. ПЯТНИЦА

ГРАМОТА?

ДА!

Подготовка к обучению грамоте

Детей дошкольного возраста

Часть 3

Минск 2005

Тема: Слог. Деление слов на слоги

a закреплять представления детей о слоге как части слова, упражнять дошкольников в делении слов на слоги, в выделении начального звука в словах, изменении слов путем удаления одного звука.

 

 1. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Незаконченный рисунок»

Художник не закончил рисовать картинку. Посмотрите и догадайтесь, кого хотел он нарисовать?

                                     

 2. Звуковой анализ слов ЛУНА и АИСТ, выкладывание схемы слова цветными фишками.

— Отгадайте загадку.

ЛАМПА НОЧЬЮ НАД ДЕРЕВЬЯМИ ВИСИТ,
УТРОМ СОЛНЦЕ ПОТУШИТЬ ЕЕ СПЕШИТ,
НО ЧУТЬ ВЕЧЕР – ЛАМПА СНОВА ЗАЖЖЕНА,
А ЗОВУТ ЕЕ, КУДЕСНИЦУ, … (Луна)

 

— Что нарисовано на ваших карточках? (Луна)

— Сколько звуков в этом слове? (Четыре звука)

— Как вы догадались?

— Отметьте первый звук в слове. Назовите его. (Звук Л)

— Этот звук гласный или согласный? (Согласный)

— Какого цвета фишку надо поставить на схему? (Синюю)



— Какой звук второй? (Звук У). Скажите об этом звуке. (Это гласный звук, его нужно обозначить красной фишкой)

— Назовите и обозначьте третий звук в слове (Звук Н, синяя фишка)

— Какой звук завершает слово? (Звук А). Какую фишку вы выберите для этого звука? Почему?

— Сколько гласных звуков в слове ЛУНА? (Два гласных звука)

— Сколько согласных звуков в слове ЛУНА? (Два согласных звука)

— А теперь самостоятельно составьте схему слова АИСТ. Будьте внимательны. Это интересное слово.

 

После выполнения задания:

— Сколько звуков в слове АИСТ?

— Сколько гласных звуков? Какие гласные?

— Сколько согласных звуков? Какие?

— На каком месте в слове стоят гласные звуки?

— Посмотрите, дети, какая у нас получилась интересная схема слова: сначала две красные фишки, потом две синие. Почему? ( В слове сначала стоят рядом два гласных звука, а потом — два согласных звука)

— Поиграем с живыми звуками. Сегодня звуками будут … (называются имена детей). Звуки, станьте друг за другом и составьте слово АИСТ.

— Подойдите ко мне звуки в такой последовательности: первый звук, четвертый звук, второй звук, третий звук. Дети, придумайте задания для звуков.

— Звуки, уберите фишки со схемы. (Последовательность: Т, С, И). Какой звук остался на схеме? (Звук А)

 

 3. Деление слов на слоги.

Карандаш:

Посмотрите, ребята, что я принес. Вы знаете, что это? (Топор)

— Для чего нужен топор? (Топор нужен, чтобы рубить дрова)

— А я принес вам волшебный топор. Он умеет рубить слова на части. Вспомните, как называются части слов? (Слоги)

— Возьмите в руки свои «топоры» (Пальцы рук сложить в замок – это «топорик», им ударяют по столу – делят слова на слоги)

— Слушайте слова и рубите их на слоги.

       ТУФ-ЛИ               СА-ПО-ГИ           БО-ТИН-КИ         ТА-ПОЧ-КИ 

       КЕ-ДЫ                  ВА-ЛЕН-КИ        БО-СО-НОЖ-КИ и т. д.

 

4. Определение первого звука в слове, деление слов на слоги. Дидактическая игра «Звуковое лото»

Каждый ребенок получает карту с шестью предметными картинками (можно использовать любое лото) и фишки.

— Я буду показывать символы звуков, а вы закрывайте фишками те картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем станет тот, кто первым закроет фишками все картинки.

 

 

После определения победителя детям предлагается снимать с карты предметные картинки, называть их и определять, сколько слогов в каждом слове.

 

 5. Преобразования слов. Дидактическая игра «Фокус»

Дети, вы хотели бы стать фокусниками? Это легко. Мы сейчас будем превращать одно слово в другое. Для этого нужно убрать из слова только один звук. Называйте слово, которое у вас получилось, и звук, который оказался лишним.

 

 СТОЛБ – СТОЛ, УГОЛ – ГОЛ, УКОЛ – КОЛ, ВОЛК – ВОЛ, СТОЛ – СТО, ХЛЕВ – ЛЕВ, ГРАД – РАД, ОЛЕНЬ – ЛЕНЬ, УТОЧКА – ТОЧКА, ЩЕЛЬ – ЕЛЬ, ЗУБР – ЗУБ, БЕДА – ЕДА.

 6. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Мы писали»

МЫ ПИСАЛИ, МЫ ПИСАЛИ,

НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ.

ВЫ СКАЧИТЕ, ПАЛЬЧИКИ,

КАК СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.

ПРЫГ-СКОК, ПРЫГ-СКОК,

ПРИСКАКАЛИ НА ЛУЖОК.

ВЕТЕР ТРАВУШКУ КАЧАЕТ,

ВЛЕВО, ВПРАВО НАКЛОНЯЕТ.

ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ВЕТРА, ЗАЙКИ,

ВЕСЕЛИТЕСЬ НА ЛУЖАЙКЕ.

(Руки стоят, упираясь локтями в стол. Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук, повторяемое 4-6 раз. Затем продвижение рук вперед с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить 6 раз с постепенным нарастанием темпа выполнения)

7. Формирование графических навыков. Прописывание «восьмерки» одним росчерком с опорой на вспомогательную линию под счет: 1-2-3-4.

«ПРОПЕЛЛЕРЫ»

 

 

 

 

Занятие 24.

Тема: Звуковой анализ слова. Ударение.

a формировать у детей представление об ударении в словах, учить произносить слова интонационным выделением ударного звука и слога, упражнять дошкольников в соотнесении схемы со словом

 

 

1. Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место».

— Внимание: сейчас слева от меня встанут те дети, в имени которых – 2 слога (ТА-НЯ, ВА-НЯ, справа – в имени которых 3 слога (ДА-НИ-ЛА, МА-РИ-НА)

— Глеб, почему ты остался стоять на месте? (В имени «Глеб» один слог).

— Ребята, подумайте, можно ли изменить ваше имя так, чтобы поменять свое место. (ТАНЯ – 2 слога, ТАТЬ-Я-НА – 3 слога; ВАНЯ – 2 слога, И-ВАН – тоже 2 слога, но можно изменить имя – И-ВА-НУШ-КА – 4 слога).

 

 2. Звуковой анализ слова ПАУК, выкладывание схемы слова цветными фишками.

— Отгадайте загадку. Со словом-отгадкой мы сегодня будем играть.

НАПЛЕТЕТ, НАПЛЕТЕТ,

СЯДЕТ И ДОБЫЧУ ЖДЕТ.

КТО ЭТО? (Паук)

 

— Составим с помощью фишек схему слова ПАУК.

— Прочитайте слово.

— Сколько звуков в слове ПАУК? (4 звука)

— Сколько согласных звуков в этом слове? (2 согласных звука). Назовите согласные звуки. (Звук П, звук К).

— Звуки П и К звонкие или глухие? (Глухие).

— Сколько слогов в слове ПАУК? (2 слога). Как это проверить? (Нужно посчитать, сколько гласных звуков, потому что слогов в слове столько же, сколько гласных)

— Какой первый гласный звук в этом слове? (Звук А). Назовите первый слог. (Слог ПА)

— Какой второй гласный? (Звук У). Назовите второй слог. (Слог УК).

— В каком порядке расположены гласные и согласные звуки в слове ПАУК

 3. Фонематический синтез слова ПАУК. Дидактическая игра «Живые звуки»

— Поиграем с живыми звуками. (На роли звуков назначаются четыре ребенка)

Задания для звуков: 1. Станьте друг за другом так, чтобы получилось слово ПАУК.

                               2. Звук П, назови имя мальчика, которое бы начиналось с твоего звука.

                                  (Паша, Петя)

                               3. Звук К, назови слово, которое бы заканчивалось твоим звуком

                                  (Мак, рак, сок)

                               4. Звук А, подбери слово, в котором было бы два слога.

                               5. Звук У, подбери слово, состоящее из трех слогов.

 

 

 4. Формирование представлений об ударении в словах

Карандаш:

— Послушайте, ребята, какие слова я вам скажу: РУКА, ЛИСА, ПАУК (произносит с ударением на первом слоге)

— Вы разве не знаете этих слов? (Нет)

— А если я скажу так: РУКА, ЛИСА, ПАУК? (Произносит с ударением на втором слоге)

— Вы не узнали знакомые вам слова, потому что я их произнес неправильно. Я неправильно поставил УДАРЕНИЕ. В любом слове один слог произносится протяжнее и чуть-чуть громче, чем остальные. Это называется УДАРЕНИЕМ, а сам слог носит название УДАРНОГО СЛОГА.

— Давайте произнесем самое любимое слово всех детей – МАМА. Из каких слогов это слово состоит? (МА-МА). Эти слоги одинаковые? (Да). Но произносятся они по-разному. Послушайте, если я протяжно произнесу первый слог: МААА-МА. Произнесите вместе со мной. А теперь протяжно произнесу второй слог: МА-МААА. Скажите так же. Правильно мы сказали? (Нет). Значит в слове МАМА ударение падает на первый слог. Первый слог МА – ударный. Мы как будто ударяем этот слог незаметным молоточком – голосом. Есть стихотворение об ударении:

 

УДАРНЫЙ СЛОГ, УДАРНЫЙ СЛОГ –

ОН НАЗВАН ТАК НЕДАРОМ…

ЭЙ, НЕВИДИМКА-МОЛОТОК,

ОТМЕРЬ ЕГО УДАРОМ!

И МОЛОТОК СТУЧИТ-СТУЧИТ,

И ЧЕТКО РЕЧЬ МОЯ ЗВУЧИТ!

                          (А. Шибаев)

 5. Определение ударного слога в словах.

— Давайте поучимся ставить ударение в словах. Вот вам музыкальные молоточки. Они помогут определить ударный слог. (При произнесении слова ударный слог отбивается музыкальным молоточком). Называйте ударный слог.

 

6. Подбор слов с заданным слогом. Дидактическая игра «Угадай слово»

На наборном полотне тыльной стороной к детям расположены предметные картинки.

— Отгадайте, что изображено на этой картинке. Первый слог этого слова – ТА.

Дети подбирают слова с названным слогом. Когда кто-нибудь отгадает название предмета, то получает картинку-приз и право загадать следующее слово. По окончании игры определяется победитель, получивший наибольшее количество картинок.

 

 7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Ну-ка, братцы, за работу!..»

НУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ!

ПОКАЖИ СВОЮ ОХОТУ.

БОЛЬШОМУ – ДРОВА РУБИТЬ,

ПЕЧИ ВСЕ – ТЕБЕ ТОПИТЬ,

А ТЕБЕ – ВОДУ НОСИТЬ,

А ТЕБЕ – ОБЕД ВАРИТЬ.

А МАЛЫШКЕ – ПЕСНИ ПЕТЬ,

ПЕСНИ ПЕТЬ ДА ПЛЯСАТЬ,

РОДНЫХ БРАТЬЕВ ЗАБАВЛЯТЬ.

(Пальцами левой руки поочередно загибаются пальцы правой руки, начиная с большого)

8. Формирование графических навыков. Прописывание петель

«СТРУЖКИ»

Занятие 25.

Тема: Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог.

a формировать представления о словообразовательной роли ударения, учить дошкольников определять ударный слог и ударный гласный звук, упражнять восуществлении звукового анализа слов и составлении схем слова.

 1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Испорченный микрофон».

Карандаш показывает детям игрушечный микрофон.

Карандаш:

— Что это? (Микрофон)

— Для чего нужен микрофон? (Чтобы усиливать звуки, чтобы тихие звуки становились громкими и были всем слышны).

— Этот микрофон наверно, неисправный, у него почему-то исчезает звук. Помогите мне, пожалуйста, его исправить. Вы должны произнести громко слова, договорить те слоги, которые микрофон не усилил. Чтобы вам помочь, я буду показывать картинки с изображением предметов.

(При назывании слова, педагог один из слогов произносит шепотом – «выключился звук»)

Слова: СО(ба)КА, КО(ро)ВА, (те)ЛЕНОК, ЖЕРЕ(бе)НОК, ОВ(ца), КОТЕ(нок) и т.д.

 

 2. Звуковой анализ слова МУКА, выкладывание схемы слова цветными фишками.

Один ребенок работает у доски, остальные – самостоятельно.

 

 

 

— Какие звуки составляют слово МУКА? (Звуки М, У, К, А)

— Какой слог в этом слове ударный? (Слог КА)

— Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог и ударный гласный звук А.

— На схеме ударение обозначают черточкой над ударным звуком. Обозначьте ударный гласный звук А.

— Что получится если в каком-нибудь слове изменить ударение? (Получается неправильное слово, которого нет в русском языке)

— Давайте попробуем изменить ударный слог в слове МУКА. Я передвигаю черточку ударения на схеме. Что получилось? (Получилось МУКА).

— Как вы думаете, есть такое слово – МУКА? (Есть) Да, так говорят, если что-нибудь не получается, когда кто-нибудь страдает, мучается. Вот послушайте стихотворение о том, как девочка Нина лепила из глины пирог, у нее ничего не получалось, она мучалась.

ПЕРЕСОХЛА ГЛИНА,

РАССЕРДИЛАСЬ НИНА:

— НЕ МУКА, А МУКА,

ПОВАРАМ НАУКА!

 

— Запомните, ЕСЛИ В СЛОВЕ ИЗМЕНИТЬ УДАРЕНИЕ, МОЖЕТ ПОЛУЧИТСЯ НОВОЕ СЛОВО. ИЗМЕНЯЯ МЕСТО УДАРЕНИЯ, МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ СМЫСЛ СЛОВА

 3. Закрепление представлений о словообразовательной роли ударения

— Послушайте сказку:

СОБРАЛИСЬ ОДНАЖДЫ СЛОВА НА СОВЕТ, СТАЛИ ГОВОРИТЬ, КАКИЕ ОНИ ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ И ЗНАЧИМЫЕ. НО ЗАБЫЛИ СЛОВА ПРИГЛАСИТЬ НА СОВЕТ УДАРЕНИЕ. И ОНО ОБИДЕЛОСЬ. КОГДА СЛОВА СТАЛИ ВЫСТУПАТЬ, УДАРЕНИЕ ВДРУГ ВЫСКОЧИЛО ОТКУДА-ТО И ЗАКРИЧАЛО:

— ЧТО ВЫ БЕЗ МЕНЯ ЗНАЧИТЕ? ЕСЛИ Я ЗАХОЧУ, ВОЗЬМУ И ИЗМЕНЮ ЗНАЧЕНИЯ У КАЖДОГО ИЗ ВАС!

СЛОВА, КОНЕЧНО, НЕ ПОВЕРИЛИ. ВЫШЕЛ ВПЕРЕД ЗАМОК И СКАЗАЛ:

— Я ТЕБЯ НЕ БОЮСЬ, Я ТАКОЙ СИЛЬНЫЙ И ТЯЖЕЛЫЙ, ЧТО СПРАВЛЮСЬ С КАКИМ-ТО УДАРЕНИЕМ. ВЕДЬ УДАРЕНИЕ – ЭТО ЖЕ ПРОСТО ЧЕРТОЧКА!

УДАРЕНИЕ РАССЕРДИЛОСЬ И ВДРУГ ПРЫГНУЛО С ПОСЛЕДНЕГО СЛОГА НА ПЕРВЫЙ, И ИСЧЕЗ ЗАМОК И ПЕРЕД ВСЕМИ ПРЕДСТАЛ ЗАМОК.

   
 

 

 

ВИДЯТ СЛОВА, ЧТО ДЕЛО ПЛОХО – НЕ ОБОЙТИСЬ ИМ БЕЗ УДАРЕНИЯ! ОТВЕЛИ ЕМУ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО НА СВОЕМ СОБРАНИИ И С ТЕХ ПОР ОТНОСЯТСЯ К УДАРЕНИЮ С БОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ.

                                                                                          (По И. Подгаецкой)

— Рассмотрите пары картинок. Произнесите слова сначала с ударением на первом слоге, а потом на втором. Что обозначает каждое слово?

Слова:       СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ             ХЛОПОК – ХЛОПОК

                   КРУЖКИ – КРУЖКИ

 

 4. Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Выставка цветов»

— Сегодня мы открываем выставку цветов. Экспонаты выставки разместим в трех вазах. Если название цветка состоит из одного слога, мы поставим его в первую вазу, если название цветка состоит из двух слогов, поставим его во вторую вазу, а если название из трех слогов — в третью вазу. Подходите к доске, берите картинку с изображением цветка, называйте выбранный вами цветок и ставьте его в одну из ваз.

                                                              

Слова: ПОДСНЕЖНИК, МАК, РОМАШКА, ИРИС, ФЛОКС, ЛИЛИЯ, РОЗА, ВАСИЛЕК, ПИОН, ЖАСМИН и т. д.

 

 

   5. Подсчет количества звуков в словах. Дидактическая игра «Молчанка».

Мы с вами организовали красивую выставку цветов. Давайте рассмотрим получше, какие цветы попали во вторую вазу. Определите, сколько звуков в каждом слове-названии. Не говорите ответ вслух, а покажите цифровую карточку. Это будет игра «Молчанка». Кто заговорит, тот проиграл.

 

 6. Составление предложений по сюжетной картинке.

Педагог делит детей на две команды.

Посмотрите на картинку. Составьте предложения о девочке и кошке. Выиграет та команда, которая составит больше разных предложений.

                       

(Каждая команда составляет схему одного из предложений)

 

 7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пальчики»

ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ,

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ.

МЫ С ВАМИ, ПОДРУЖИМСЯ,

МАЛЕНЬКИЕ ПАЛЬЧИКИ.

РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ,

БУДЕМ СНОВА МЫ СЧИТАТЬ.

(Демонстрируются ладони с разомкнутыми пальцами сначала левой, потом правой руки. пальцы обеих рук касаются подушечками и постукивают друг о друга: большой палец касается большого, указательный — указательного и т.д.)

7. Формирование графических навыков. Прописывание петель с крючками

«ПЕТЛИ»

Занятие 26.

Тема: Звуковой и слоговой анализ слова.

a учить дошкольников осуществлять звуковой и слоговой анализ слова, определять наличие заданного звука в словах и его место в слове; учить детей подбирать слова с заданным количеством слогов, определять позицию звука в слове.

 

   1. Определение ударного слога в слове. Дидактическая игра «Эхо»

— Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только ударный слог. Не забывайте, что эхо может быть громкое и тихое. Повторяйте слог так, как вам подсказывает условный значок (тихо, громко, очень громко, голосом нормальной громкости)

Слова: ГРОЗА, РАДУГА, СНЕГ, МОРОЗ, СНЕЖИНКА, КАПЛЯ, ДОЖДЬ и т.д.

                                                                                                                               

Почему эхо повторило слова СНЕГ и ДОЖДЬ целиком? (В этих словах один слог)

 2. Звуковой анализ слов ИГЛА и СЛОН, выкладывание схемы слова цветными фишками.

— Отгадайте, схему какого слова мы сейчас будем составлять.

КОНЬ СТАЛЬНОЙ,

ХВОСТ ЛЬНЯНОЙ.

                     (Игла)

 

 

                                 — Сегодня каждый из вас составляет схему самостоятельно.

Педагог в процессе выполнения дает задания:

а) произнесите слово

б) обозначьте первый звук фишкой

в) обозначьте остальные звуки

г) поставьте знак ударения в слове

д) прочитайте слово

е) проверьте правильность выполнения задания

ж) снимите со схемы фишки в следующей последовательности: А, Л, Г, И.

 

— Еще одно слово ждет, когда мы составим его схему. Какое это слово?

У НЕГО БОЛЬШИЕ УШИ,

ДЛИННЫЙ ХОБОТ НОСИТ ОН,
ХОТЬ СИЛЕН, НО ДОБРОДУШЕН,
ПОТОМУ ЧТО ЭТО … (Слон)

 

— Сколько звуков в слове СЛОН?

— Сколько гласных звуков? Назовите его.

— Сколько слогов в этом слове?

— Почему можно глядя на схему сразу сказать, что в слове СЛОН один слог (Потому что один гласный звук)

— Сколько согласных звуков в слове СЛОН? Назовите их.

— Убирайте со схемы фишки в таком порядке: Л, О, Н. Какой звук еще нужно убрать? (С)

— Звук С глухой или звонкий? (Глухой)

 

 3. Подсчет количества слогов в слове, подбор слова с заданным количеством слогов. Дидактическая игра «Вкусные слова»

Карандаш:

КОНФЕТЫ

Ребята, у моей подруги куклы Алисы сегодня день рождения. Поможем ей выбрать угощения чаю. Но, выбирая лакомства, помните, что Алиса хотела бы, чтобы все названия состояли из трех слогов.

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                

ВАРЕНЬЕ
ПИРОЖНОЕ
МАРМЕЛАД
КИСЕЛЬ
ФРУКТЫ

 

 

       
 
ПЕЧЕНЬЕ

 

4. Подбор слов с заданным звуком с опорой на предметные картинки. Дидактическая игра «Выбери подарок»

— Ребята, вы знаете, что на день рождения принято дарить подарки. Давайте отправимся в магазин и выберем для Алисы подарки. Выбирайте те предметы, в названии которых есть любимый звук Алисы – звук Р.

Слова: МАРКИ, РАСЧЕСКА, ШКАТУЛКА, АЛЬБОМ, КАРАНДАШИ, КРАСКИ, МОЗАИКА, РОЗЫ, КАРТИНА и т.д.

 

5. Определение позиции заданного звука в слове

На наборное полотно выставляются все картинки со звуком Р, отобранные в предыдущем задании.

— Ребята, давайте определим место звука Р в слове: в начале слова, в конце или в середине слышится этот звук. Разложим все картинки на три группы:

                                                                                                                                                    

 

 

Звук в начале слова           Звук в середине слова                Звук в конце слова

 

— Ребята, запомните эти обозначения. Как обозначается звук в середине слова? (Показ)

— Что говорит нам это условное обозначение? (Звук в начале слова)

 6. Формирование навыка фонематического синтеза. Образование новых слов путем добавления звука в начале, конце или середине слова

— Добавьте к моему слову один звук, чтобы получилось новое слово. Условные значки вам подскажут, в начале, конце или середине должен находится добавленный вами звук.

РОЗА —          — ГРОЗА       ЛАПА —            — ЛАМПА        ДАР —           — УДАР

СТОЛ —          — СТОЛБ     РУБКА —          — ТРУБКА       КЛАД —          — СКЛАД

ШАР —          — ШАРФ         УСЫ —           — БУСЫ                УКУС —         — УКСУС

 7. Подготовка руки к письму, гимнастика  для пальцев. Упражнение «Этот пальчик – Я»

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ДЕДУШКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – БАБУШКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ПАПОЧКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – МАМОЧКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – Я,

ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ.

(Пальцы сжаты в кулак. Отгибается сначала большой, затем указательный, средний, безымянный и мизинец)

7. Формирование графических навыков. Прописывание элементов из двойных петель

«УЗОРЫ НА ЛЬДУ»                                                                                 

Занятие 27.

Тема: Звуковой анализ слова. Т