Фонологические подходы — LD@school
Фонематическая осведомленность
Следующий раздел модуля представляет собой адаптированный отрывок из статьи LD@school. Нажмите здесь, чтобы получить доступ к оригинальной статье Обучение чтению: важность фонологического и морфологического подходов .
Фонематическая осведомленность связана со способностью слышать, идентифицировать и манипулировать отдельными фонемами , которые являются наименьшими единицами звука в человеческой речи и образуют звуковую систему определенного языка. В английском языке, хотя в нашем алфавите 26 букв, есть 43 фонемы (звука), потому что некоторые буквы имеют более одного звука. Полный список фонем в английском языке см. на 27 странице ресурса 9.0005 Основы грамотности: основанный на фактических данных набор инструментов для эффективного учителя чтения и письма. Нажмите здесь, чтобы получить доступ к этому документу.
Ссылаясь на многочисленные исследования, Bryant et al [1] отмечают сильную «связь между осведомленностью маленьких детей о фонологических сегментах, особенно фонемах, и их прогрессом в обучении чтению». Многие другие исследования постоянно подтверждают, что фонематическая осведомленность наряду с распознаванием букв являются двумя лучшими ранними предикторами успеха в чтении 9.0010 и более поздние исследования [2] продемонстрировали, что навыки фонематического восприятия влияют на более широкие успехи детей в учебе на протяжении большей части их школьного обучения.
5 Навыки фонематического восприятия
При чтении нас интересует способность ребенка различать звуки в трех разных местах: в начале слов; в конце слов; и в середине слов . Каждый из них — это отдельный навык. Как только эти три навыка будут освоены, ребенок должен научиться смешивать звуки вместе, чтобы составить полное слово. По мере того, как слова становятся более сложными, требуются более сложные навыки фонематического восприятия.
Существует пять различных типов важных фонематических навыков. Они описаны на веб-сайте Reading Rockets (щелкните здесь, чтобы открыть эту веб-страницу) и включают следующее:
- Сопоставление фонем — способность идентифицировать слова, начинающиеся с одного и того же звука.
- Выделение фонемы — возможность выделения отдельного звука внутри слова.
-
- Сегментация фонемы — возможность разбивать слово на отдельные звуки.
- Манипуляции с фонемами — возможность модификации, изменения или перемещения отдельных звуков в слове.
К сожалению, многие люди с LD испытывают трудности с развитием этих навыков. Важно понимать эти навыки и распознавать, возникают ли у ребенка трудности с ними. Учителя — и семья тоже — должны понимать, что если это так, это не потому, что ребенок не пытается . Скорее, потому, что физиология детского мозга чрезвычайно усложняет задачу.
Смешивание фонем
Как только ребенок научится различать звуки, ему нужно научиться смешивать эти звуки вместе. Ребенка спрашивали: «Какое слово получится, если смешать следующие звуки: /п/ /а/ /т/ ?» Как и другим навыкам фонематического восприятия, этому часто необходимо обучать, моделируя и смешивая слово в устной форме с ребенком. Первоначальное медленное смешивание нужно делать все быстрее, чтобы ребенок мог правильно расслышать слово целиком.
Что особенно радует, так это то, что мы знаем, что обучение фонематическому восприятию, когда детей учат, как смешивать звуки и как удалять звуки, может быть чрезвычайно эффективным и впоследствии существенно изменить способность к чтению [3]. С детьми, у которых есть LD, это обучение должно быть явным и интенсивным, чтобы быть эффективным.
Навыки фонематического восприятия выделения и смешивания звуков в простых словах обычно осваиваются к 1 классу. А умение манипулировать фонемами обычно осваивается к концу 1 или началу 2 класса. и навыки манипулирования, как правило, осваиваются, щелкните здесь, чтобы посетить веб-сайт Reading Rockets.
Обучение фонематическому восприятию: акустика
В то время как фонематическое осознание фокусируется на звуках языка, фонематическое восприятие включает в себя ассоциацию звуков с письменными буквами (фонемно-графемное соответствие) и включает «произношение» незнакомых слов . Большое количество исследований подтверждает, что читатели, которые могут использовать звуковой подход, произнося незнакомые слова, более успешны в чтении.
Давние выводы об эффективности эксплицитного обучения фонетике были вновь подтверждены в ходе недавнего трехлетнего пилотного проекта, запущенного в Нью-Йорке в 2008 г. с участием 700 детей в десяти школах с низким доходом. Результаты были сопоставлены с 350 детьми в десяти демографически схожих школах, которые не получали одинакового обучения. Учащиеся, которые прошли обучение фонетике, показали значительно больший прогресс, чем дети, которые этого не делали, в идентификации слов, словесной атаке, понимании и правописании, что измеряется оценкой Вудкока-Джонсона III.
В следующих распечатанных раздаточных материалах представлены стратегии обучения фонетике. Чтобы прочитать исходную статью, связанную с этими раздаточными материалами, щелкните здесь, чтобы получить доступ к статье Чтение и мозг: стратегии декодирования, беглости и понимания .
Нажмите здесь, чтобы получить доступ к раздаточному материалу Вмешательства для ассоциации звука/символа и фонетического кодирования (K-2) .
Нажмите здесь, чтобы получить доступ к раздаточному материалу Вмешательства для ассоциации звука/символа и фонетического кодирования (3+) .
Тем не менее, многие люди с LD испытывают большие трудности в использовании фонического подхода либо потому, что они не могут слышать различные звуки (фонологическая осведомленность), либо у них могут возникнуть трудности с смешиванием звуков вместе. Наги, Бернингер и Эбботт [4] отмечают, что «все большее количество исследований подтверждает, что различные симптомы неспособности к чтению могут быть отнесены к базовому фонологическому дефициту ». Эта проблема делает фонетический подход к чтению почти бесполезным для них. Преподаватели должны уделять внимание этим учащимся, которые не реагируют на фонетику, и предлагать им альтернативы, такие как морфологические подходы, которые будут обсуждаться в следующем разделе модуля.
Оценка фонематического восприятия
Преподаватели могут провести неформальное исследование фонематического восприятия учащихся, начиная с изучения их способности сегментировать или изолировать звуки в коротких словах .
- Сообщите учащемуся, что вы собираетесь сыграть в словесную игру. Затем скажите им, что вы собираетесь сказать слово, и они должны назвать вам первый звук в этом слове [5]. Например, « Какой звук вы слышите в начале слова pat? » (/р/). Начнем с начального звука в слове — это проще всего.
- Затем просим последний звук. Например, « Какой звук вы слышите в конце слова pat? » (/т/).
- Если ребенок может сделать и то, и другое, то спросите: » Какой звук ты слышишь в середине слова похлопать? » (/а/).
- Более сложные версии этих навыков будут включать определение сочетаний согласных, таких как bl, tr, sp, в начале, в конце и в середине слов.
Другие задания, которые помогают нам понять способности ребенка к фонематическому восприятию, включают следующие [6] (в порядке убывания сложности):
- Рифмование : «Назовите мне все слова, слово «кошка».
- Сопоставление слов : «Перо и трубка начинаются с одного и того же звука?»
- Сегментация фонемы : «Какие звуки вы слышите в слове «горячий»?»
- Счет фонем : «Сколько звуков вы слышите в слове «торт»?» (Три: /k/ /ā/ /k/)
- Смешение звуков : «Какое слово получилось бы, если бы мы смешали эти звуки вместе: /м/ /о/ /р/?»)
- Удаление фонемы : «Какое слово осталось бы, если бы убрать звук /k/ из слова cat?» Или, на более сложном уровне, «Произнесите слово «игра». Теперь повторите его, но не говорите /п/».
Существует множество инструментов для оценки фонематической осведомленности, подтвержденных исследованиями, которые можно использовать, начиная с детского сада и заканчивая более высокими классами, включая тест Рознера на навыки слухового анализа [7], тест фонологической осведомленности в детском саду (TOPA-K) [ 8], тест Йоппа-Зингера на сегментацию фонем [9].
] и беглость сегментации фонем, DIBELS [10]. Нажмите здесь, чтобы получить доступ к полному списку мер фонематической осведомленности, поддерживаемых исследованиями, на веб-сайте LD Online.Имея данные о том, есть ли у учащегося трудности с фонологической обработкой, необходимо знать, как наилучшим образом удовлетворить его потребности. Если у учащегося есть проблемы с фонематическим восприятием, поговорите с учителем по специальным образовательным ресурсам в вашей школе. Они могут провести дополнительное оценивание, и вместе вы сможете спланировать, какие подробные инструкции по слуховому анализу получат ученики.
Технологии и фонематический слух
Существует множество приложений, которые помогают учащимся работать над фонематическим слухом. «Звуки букв Монтессори» — это один из вариантов, который включает в себя четыре игры с возрастающей сложностью. Это приложение побуждает учащихся работать самостоятельно и учиться исправлять ошибки. Другой вариант — ABCmouse, который включает в себя большой выбор заданий для раннего обучения.