Сколько на планете материков и океанов: На земле 4 океана, а материков на 2 больше. сколько всего океанов и материков на…

Содержание

Лик Земли: суша и водная поверхность

Учитывая небольшое количество часов на изучение предмета “География”, учащимся достаточно сложно запомнить большой объем разноплановой учебной информации. В этой связи учителю необходимо использовать в процессе обучения специальные приемы, облегчающие восприятие информации и способствующие повышению качества знаний учащихся. Предлагаю вниманию коллег разработку урока по теме “Лик Земли: суша и водная поверхность” в 5 классе по предмету “Человек и мир”.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительная беседа (см. таблицу 1).

— С сегодняшнего урока начинается новый раздел, который полностью посвящен планете Земля — истории открытий и особенностям природы. Мы уже изучили положение Земли среди других планет, знаем ее размеры, особенности происхождения, виды движения в пространстве и следствия этих процессов, взаимодействие с другими объектами Солнечной системы.

При изучении предыдущих тем учащиеся записывали мнемоопору: “Третья от Солнца, четыре — длина, пять — это площадь, а шесть — глубина!” Цифры являются опорой для припоминания следующих параметров Земли: 3 — Земля — третья от Солнца планета, 4 — длина Земли по окружности (экватору) — 40 000 км (“четыре ноля”), 5 — площадь Земли — 510 млн км2 (фраза для запоминания цифр — “Земля заселенная”, первое слово 5 букв, второе — 10), 6 — средний радиус Земли (глубина) — 6371 км (фраза для запоминая цифр — “Радиус мал”, — сказала я”).

2. Проверка знаний учащихся по пройденному материалу, выход на тему урока.

Для проверки домашнего задания и выхода на тему урока предлагается ответить на вопросы с выбором варианта ответа из предложенных. В качестве листа для ответов используется таблица из 9 ячеек (3×3).

123
456
789

Вопросы выводятся на экран, ответы у учащихся на столе. Необходимо выбрать правильный ответ и поставить букву, под которой содержится правильный ответ, в соотвествующую номеру вопроса ячейку.

Вопросы: 1. Средний радиус Земли? 2. Воображаемая ось Земли, проходящая через Северный и Южный … . 3. Какова длина Земли по экватору? 4. Какое место по размеру занимает Земля среди планет Солнечной системы? 5. Ближайшее к Земле небесное тело? 6. Период, за который Земля делает один оборот вокруг Солнца? 7. Как называется пояс освещенности, который находится между тропическим и полярным поясами? 8. Ближайшая к Земле звезда? 9. На какое число июня и декабря выпадают дни летнего и зимнего солнцестояния?

Ответы (см. таблицу 2).

После заполнения таблицы учащиеся меняются листами ответов для проверки. Проверка проводится с помощью цифрового кода 325 169 874. Если ответы правильные, то должен получиться следующий набор букв: ВОДАИСУША (читаем фразу “ВОДА И СУША”).

Такой тип заданий позаимствован из методики комплексного интеллектуаль­ного развития младших школьников, разработанной Г.А.Бакуниной. Подобного рода задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности учащихся, использую на различных этапах урока.

В зависимости от количества ошибок учащиеся получают баллы: без ошибок — 4 балла; 1—2 ошибки — 3 балла; 3—4 ошибки — 2 балла, 5 и более ошибок — 1 балл (баллы записываются на карточки).

3. Изучение основного материала.

— Как вы думаете, какое отношение к Земле имеет получившаяся у нас фраза “ВОДА И СУША”? (Земная поверхность состоит из суши и воды. )

Есть ли еще планеты, на которых столько воды в жидком состоянии? (Земля в этом отношении уникальная планета.)

Английский писатель Артур Кларк как-то сказал: “Довольно неуместно называть эту планету Земля, когда очевидно, что она  Океан”. Почему он сделал такой вывод? Согласны ли вы с ним? (С помощью карты учащиеся визуально определяют, что, действительно, водная поверхность преобладает.)

Именно водная поверность и участки суши определяют облик Земли, который нельзя спутать ни с какими другими планетами.

Записываем тему урока: “Лик Земли: суша и водная поверхность”.

На экран выводятся вопросы, на которые учащиеся должны ответить в конце урока:

1. Сколько на Земле материков, частей света и океанов?

2. Какую часть поверхности Земли занимает суша, а какую — вода?

3. Перечислять материки и океаны по мере уменьшения их площади.

4. Называть и показывать на карте материки, части света, океаны, крупнейшие острова, полуострова и важнейшие перешейки.

Фронтальная беседа:

— Сколько на Земле выделяется материков и океанов? (6 материков, 4 океана.)

— Какие материки вы можете назвать?

— Какие океаны вы знаете?

Комментарий. Эти вопросы не вызывают особых затруднений у учащихся, поэтому можно вызвать учеников к доске, чтобы они на карте показали материки и океаны (остальные учащие­ся находят эти объекты в атласах).

Учащимся предлагается “математический пример”: ЗЕМЛЯ = 6 + 4. (Записы­ваем в тетрадь, используем символ “S” — площадь, Å _ _5<;O).

— Что может обозначать эта запись? (Земля состоит из 6 материков и 4 океанов.) Вспомните площадь поверхности Земли (ученики уже знают мнемоническую фразу “Земля заселенная” — по количеству букв в словах получается цифра 510 млн км2). Обратите внимание, что записанный пример также может подсказать нам площадь поверхности Земли: слово “ЗЕМЛЯ” — 5 букв, 6 + 4 = 10, получаем цифру 510.

Теперь самостоятельно расшифруйте пример: ВСЕ ОКЕАНЫ = 1. (Записываем в тетрадь, используем символ “S” — площадь, “собачка” с буковой “М” — Мировой океан. Получается цифра 361.) Как вы думаете, что это за цифра, что она может обозначать? (361 млн км2 — площадь океанов.) Сама фраза говорит о том, что все океаны связаны между собой и образуют МИРОВОЙ ОКЕАН.

Кроме приемов запоминания, отрабатываются навыки сворачивания информации с использованием общепринятых символов и придумывания своих. Это приемы визуализации и сворачивания информации.

Зная площадь поверхности Земли и площадь Мирового океана, легко посчитать площадь материков (510 – 361 = 149 млн км2). Вы и без расчетов с помощью карты определили, что площадь водной поверхности больше, чем площадь суши. А какое примерно соотношение воды и суши? (Воды примерно 3/4, суши 1/4). Сколько же это будет в процентах? Целая часть 510 млн км2 — это 100% (учащиеся называют свои варианты).

Для того чтобы точно запомнить проценты суши, предлагаю еще раз обратиться к нашей фразе “Земля заселенная” и продолжить ее. Где живут люди на Земле? (На суше.) Как называются большие участки суши? (Материки.) Фразу продолжим так: “Земля заселенная на материках”. Первая часть фразы обозначает площадь поверхности Земли, а вторая (цифра 29) — это процент, занимаемый сушей (записываем в тетрадь). Несложно посчитать, сколько процентов занимает Мировой океан: 100 – 29 = 71%.

Обратите внимание, что цифры, показывающие площадь океанов в миллионах километров квадратных и процентах, заканчиваются на цифру “1”, а в величинах по материкам — на цифру “9”.

Мы получили ответ на вопрос 2 (Какую часть поверхности Земли занимает суша, а какую — вода?). (Ученики еще раз называют и объясняют цифры, характеризующие площадь суши и водной поверхности).

Вы уже назвали и показали 6 материков и 4 океана. Но в первом вопросе есть еще такое понятие, как “часть света”. Что такое часть света? Сколько частей света? Части света — это исторически сложившиеся названия отдельных крупных участков суши: целых материков, их частей и близлежащих островов.

Количество частей света равно количеству материков — 6. Обратите внимание на ячейку ответов № 6. Какая буква в этой ячейке? (При правильном ответе — “И”.) Какую фразу можно придумать с цифрой 6 и буквой “И” исходя из того, что вы узнали на уроке? (“6 материков и 6 частей света”.)

Сейчас проанализируйте рис. 36 учебника (стр. 57). Обратите внимание, как материки расположены по площади. Какую часть всей суши занимает самый большой материк Евразия? (Больше чем 1/3 часть. )

Теперь в тетрадь запишем названия материков от большего к меньшему (записывают в столбик, через одну клетку). Для визуализации размеры материков отображаем в виде зарисованных клеточек, в масштабе 1 клетка = 10 млн км2.

Сейчас посмотрите на рис. 37 (стр. 58). В чем разница между материками и частями света? (Евразия делится на 2 части света: ЕВРОПА и АЗИЯ, а Северная и Южная Америка объединяются в одну часть света — АМЕРИКА). Делаем запись в тетрадь. Для быстроты записи в дальнейшем предлагаю название “Евразия” заменить на сокращенный вариант — “ЕА” (две буквы символизируют две части света, их размер указывает на величину этих частей, Азия больше чем Европа, расположение букв указывает на то, что Европа на западе, Азия — на востоке). Также предлагается вариант сокращенной записи названий других материков.

Предложенный вариант замещения названия Евразия буквенным символом является примером визуализации и показывет, как с помощью просто двух букв можно “зашифровать” значительный объем информации.

4. Физкультурная разминка.

Предлагаю учащимся выйти к доске и образовать шесть материков. В зависимости от количества учеников в классе заранее придумываю, как поделить учеников исходя из пропорций площади материков. Ближе к дос­ке — север, справа — восток, слева — запад. С помощью географической карты обращаю внимание на тесную связь Евразии и Африки, Южной Америки и Северной Америки. Они соединяются перешейками — узкими участками суши. Евразия и Африка — Суэцким перешейком, Южная и Северная Америка — Панамским. Сейчас там находятся каналы — Суэцкий и Панамский. Прошу взяться двух учеников из названных материков за руки. Эта связь материков даже отражена в исторических названиях этих территорий: Евразия и Африка — Старый Свет, Америка — Новый Свет. Какие материки наиболее удалены? (Австралия, Антарк­тида.) Прошу по одному ученику отойти от групп “Северная Америка”, “Африка”, двоих — от “Евразии”, тем самым образуя острова: Гренландию, Новаю Гвинею, Калимантан, Мадагаскар. Разбираемся, что такое остров, находим перечисленные острова на карте. Затем моделируем понятие “полуостров” и определяем его признаки и отличие от острова. На карте находим полуострова: Аравийский и Скандинавский.

Физкультурные паузы стараюсь связать с темой урока. Предложенный вариант является одним из приемов визуа­лизации информации.

5. Выполнение практической работы № 1.

Далее учащиеся выполняют практическую работу: подписывают названия изученных объектов. Учитель кратко объясняет правила работы с контурной картой (на экран выводится образец правильно подписанных объектов на контурной карте, но не все). Учитель контролирует работу учащихся, при необходимости оказывает помощь.

В процессе выполнения задания сразу оценивается работа учащихся по 5-балльной системе (баллы записываются на карточки ответов).

— Обратите внимание, какой материк омывается всеми четырьмя океанами. (Евразия.) Запишите посередине, отступив 5 клеточек сверху, буквенный символ замещения названия Евразия. Теперь подпишем океаны, которые омывают этот материк по четырем сторонам горизонта, название океана подписываем только первой буквой. Поставьте около буквы, обозначающей океан, цифру, указывающую место океана по величине (Т-1, А-2, И-3, С-4.)

Давайте ответим на третий вопрос. (Перечислить материки и океаны по мере уменьшения их площади.) Для визуализации размеров океанов обозначим их так же, как материки, клеточками в масштабе 1 клетка = 10 млн км2.

Для запоминания последовательности площади океанов от большего к меньшему можно предложить мнемоопору — “ТА ИСа” (какЗЕМЛ имя). В будущем это пригодится для создания ассоциации с названием древнего океана ТЕТИС.

Какие выводы можно сделать, сравнивая площади океанов и материков? (Океаны гораздо больше материков.) Площади каких объектов одинаковы? (Северный Ледовитый океан и Антарктида.) Объекты, на которых расположены полюса Земли.

6. Закрепление изученного материала, диагностика достижения планируемых результатов.

Для проверки степени первичного усвоения изученного материала учащимся предлагается выполнить небольшой тест или ответить на вопросы с помощью таблицы ответов. Вопросы и варианты ответов выводятся на экран.

Например, работа с таблицей ответов может предполагать следующие вопросы (записать в ячейках):

1. Ячейка 1 А — Самый маленький материк на земле? (Австралия.)

2. Ячейка 2 О — Участок суши, со всех сторон окруженный водой? (Остров.)

Можно предложить учащимся номера ячеек, а им необходимо записать слова или цифры, которые связаны с темой урока и буквами/цифрами в ячейке. Например, для ячейки 2 О ученики могут написать слова “остров”, “океан”, 29%, “Океа­ния”.

Объем и количество заданий на закрепление зависит от оставшегося времени. Обязательно в процессе закрепления еще раз ответить на четыре вопроса, поставленных в начале урока.

7. Подведение итогов, выставление отметок, домашнее задание.

По итогам урока выставляются отметки. В целом за проверку домашнего задания и выполнение практической работы учащиеся достигают результатов в 7—8 баллов. С учетом баллов за работу на уроке и закрепление, практически у всех учеников получаются высокие отметки. Если кто-то из учеников недоволен своей отметкой, можно предложить дополнительное домашнее задание. Например, придумать символы для обозначения океанов, мнемоопоры для запоминания последовательности материков по площади и т.д.

При достаточно высоком темпе работы учащиеся хорошо воспринимают и запоминают материал за счет разнообразия приемов и форм работы, использования заданий с логическими загадками, наглядности и разнообразной визуализации информации. Используемые приемы и формы работы вызывают интерес у учеников.

Вадим ШПЕТНЫЙ,
учитель географии Малоритской районной гимназии,

член клуба “Крыштальны журавель”.

Что изучает география материков и океанов — Учебник по Географии. 7 класс. Довгань

Учебник по Географии. 7 класс. Довгань — Новая программа

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА ПОЛУШАРИЙ

Дорогие ребята!

Вспомните, пожалуйста, в каком возрасте вы узнали, что Земля — это шар, что на ней живет огромное количество народов во множестве государств, а государства расположены на материках, которые омывают воды безбрежных океанов. Наверное, вам кажется, что вы знали об этом всегда. Мир, который мы без преувеличений называем необъятным, постепенно раскрывает свои тайны. Каждый год ваши знания расширялись, уточнялись, пополнялись новыми фактами. И помогала вам в этом наука «география».

География — это вовсе не сухой отчет о том, где и что на поверхности Земли расположено. География так же прекрасна и разнообразна, как и жизнь на нашей планете.

Сейчас мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по материкам и океанам. Прежде чем его начать, подготовьте необходимое снаряжение — географические атласы, тетради, контурные карты и, конечно же, хорошее настроение. Путь будет нелегким, но очень интересным!

Главным путеводителем для вас станет этот учебник. Чтобы в нем было легче ориентироваться, текст учебника поделен на разделы, темы и параграфы. Каждый параграф начинается рубриками «Вы узнаете», которая подготовит вас к восприятию нового материала, и «Вспомните», где вам предложено вспомнить информацию, которая уже известна.

Основной материал параграфов дополняют иллюстрации, а подписи делают его наглядным и интересным. Обратите внимание: возле некоторых иллюстраций есть пометка. Это значит, что изображенный объект представляет особую ценность для человечества и находится под охраной Всемирной организации ЮНЕСКО. Безусловно, работа с учебником требует старательности и настойчивости, и наградой для вас станет радость самостоятельных открытий.

Надежными помощниками для каждого путешественника являются географические карты. Они подскажут вам ответы на все сложные вопросы.

Вид Земли из космоса

Каждый параграф завершает рубрика «Главное», в которой кратко изложены основные мысли изучаемой темы. Рубрики

«Вопросы и задания для самопроверки»,

«Практические задания»,

«Практические работы»,

«Географические исследования»,

«Давайте подумаем»,

«Работаем самостоятельно»,

«Работаем в группах» — это так называемые подводные скалы и рифы на вашем пути. Успешно преодолевайте их и путешествуйте дальше.

Некоторые вопросы и задания могут вызвать затруднения, но вы не отчаивайтесь: к учебнику разработан электронный образовательный ресурс interactive.ranok.com.ua, который содержит много дополнительной информации к параграфам, тестовые задания для подготовки к обобщающему контролю и видеоматериалы к урокам.

Итак, пора отправляться в путешествие. Желаем вам успехов!

Вы узнаете:

• что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов

• о соотношении на Земле материков и океанов

Вспомните:

• что изучает наука география

• что такое географическая оболочка

• сколько на Земле материков и океанов

На уроках общей географии в 6 классе вы познакомились с природными процессами и явлениями, происходящими в разных сферах географической оболочки — атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. В пределах географической оболочки крупнейшими природными комплексами Земли являются материки и океаны. Именно они станут основным предметом изучения на уроках географии в 7 классе.

1. Материки и океаны как объекты изучения региональной географии.

Подробно исследовать всю земную поверхность крайне тяжело — она большая, сложная и разнообразная. Региональная география рассматривает природу Земли по отдельным территориям: материкам, частям света, океанам, странам и т. д.

Изучая материки и океаны, вы узнаете, кто их исследовал, в чем заключаются особенности их природы и чем они обусловлены, какие народы населяют каждый материк, особенности их жизни, быта, последствия вмешательства в природу и многое другое.

Путешествуя страницами учебника, вы узнаете, не только «где», но и «почему» на материках образуются обширные пустыни, простираются лесные массивы, возвышаются заснеженные горы, формируются глубоководные впадины и возникают новые острова в океанах. В этом году вы осуществите множество географических открытий, на которые человечеству понадобились тысячи лет.

Новейшие методы исследований свидетельствуют о том, насколько глубоко связаны между собой разные процессы на Земле. То, что происходит в одной ее части, влияет на другие, иногда весьма отдаленные территории, а значит, и на каждого из нас. От деятельности людей, от нашего отношения к природе зависит будущее планеты.

Задача курса «География материков и океанов» — помочь вам глубже понять особенности взаимодействия общества и природы, сформировать научное понимание географических закономерностей на основе изучения общих и отличительных особенностей природы материков и океанов, научиться своевременно распознавать изменения, происходящие на Земле, и правильно распоряжаться ее природными богатствами.

2. Материки (континенты) и части света, океаны.

Общая площадь земного шара составляет 510 млн км2. На долю суши — материков и островов — приходится около 149 млн км2, или 29 % поверхности Земли.

Материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия (рис. 1).

Рис. 1. Распределение площади суши по материкам.

Евразия — наибольший континент нашей планеты. Если сравнивать его с другими материками вместе взятыми, то Евразия занимает 37 % суши, то есть свыше трети площади. Самый жаркий материк на планете, занимающий второе место по размерам, — это Африка.

Континентов с названием «Америка» два. Чтобы не путать их, одну Америку, расположенную в северной части земного шара, назвали Северной, а ту, что мы видим в «нижней» части карты, — Южной. Они занимают соответственно третье и четвертое места по площади. Далее следует Антарктида — самый южный и холодный материк. Поскольку она расположена на южной окраине Земли, почти вся территория Антарктиды (около 98 %) покрыта вечными льдами. Австралия — самый малый континент и единственный, в пределах которого расположено всего одно государство — Австралийский Союз.

Наряду с делением суши на материки исторически сложилось его условное деление на части света. Гигантская Евразия занимает сразу две части света: Европу и Азию, а вот Северная Америка и Южная Америка, наоборот, объединились в одну под названием «Америка». Названия остальных частей света совпадают с названиями материков. Таким образом, частей света тоже шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида.

На Земле существует четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый (рис. 2). Все они соединены между собой и образуют единый Мировой океан, площадь которого составляет около 361 млн км2 (71 % поверхности планеты).

Рис. 2. Распределение вод Мирового океана.

Важной особенностью современной поверхности Земли является неравномерность распределения суши и океана с преобладанием водного пространства. В Северном полушарии материки занимают 39 % поверхности, а в Южном — только 19 %. Поэтому Северное полушарие называют материковым, а Южное — океаническим.

Материки и воды океанов обладают разными свойствами и в то же время находятся в тесном взаимодействии. Океаны существенно влияют на природные процессы на материках. В свою очередь, материки также участвуют в формировании особенностей природы океанов.

Главное

• Курс географии материков и океанов изучает природу нашей планеты в целом, ее материки и океаны, народы и страны, взаимосвязи природы и общества.

• Большая часть поверхности Земли занята океанами, которые соединены между собой и образуют единый Мировой океан.

• В Мировом океане расположены шесть материков.

• Наряду с делением на материки существует условное деление суши Земли на части света.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что изучает география материков и океанов? 2. Какие задачи стоят в наше время перед учеными-географами? 3. Назовите материки в порядке уменьшения их площади. Какие материки пересекает экватор? нулевой меридиан? тропики? полярные круги? 4. Назовите океаны в порядке уменьшения их площади. 5. Сравните площадь: а) Мирового океана и суши; б) самого большого океана и самого большого материка. 6. На конкретных примерах докажите важность значения для человека географических знаний о материках и океанах.

Давайте подумаем

Почему деление суши на материки и части света совпадает не полностью?

Работаем самостоятельно

Используя дополнительную литературу, узнайте, как и когда возникли названия современных материков и океанов Земли.

Попередня

Сторінка

Наступна

Сторінка