Особенности синтаксического разбора / Синтаксический разбор / Русский на 5
В данной статье:
- Что такое синтаксический разбор, в чём его специфика
- Что нужно знать и уметь делать
- Порядок разбора разных синтаксических единиц
§1. Что такое синтаксический разбор, в чём его специфика
Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:
- словосочетания
- простого предложения
- сложного предложения
При синтаксическом анализе важно уметь различать единицы синтаксиса, осознавать, что это единицы разных уровней, и понимать, какими признаками характеризуется каждая из них. Синтаксический анализ требует не путать словосочетание и простое предложение, а также простое и сложное предложения и знать, как следует разбирать каждое из них.
§2. Что нужно знать и уметь делать
Синтаксический разбор требует знаний и умений.
Нужно знать:
- в чём различие между словосочетанием и предложением
- в чём различие между простым и сложным предложением
- как строится словосочетание, и какими они бывают (вид по главному слову)
- синтаксические связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
- какие признаки характеризуют предложение: цель высказывания, смысловая и интонационная законченность, наличие грамматической основы
- какими бывают предложения по количеству грамматических основ: простое, сложное
- какими бывают простые предложения по своей структуре: двусоставное, односоставное (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное)
- какими бывают сложные предложения: по характеру синтаксической связи их частей: союзные, бессоюзные; союзные: сложносочинённые и сложноподчинённые)
- какова синтаксическая роль слов в предложении ( разбор по членам предложения)
Нужно уметь:
- определять, к каким синтаксическим единицам относится данная для разбора единица
- выделять словосочетания в предложении
- находить главное и зависимое слово в словосочетании
- определять вид синтаксической связи
- определять грамматическую основу предложения
- определять тип предложения по грамматической основе (двусоставное – односоставное) и по характеру главного члена (для односоставных предложений)
- определять члены предложения
- определять осложняющие компоненты: однородные члены, обособления, вводные элементы ( вводные слова и предложения, вставные конструкции), обращения, прямая речь и цитирование
- определять количество частей в сложном предложении
- определять тип синтаксической связи и тип сложного предложения
§3.

Словосочетание
1. Определить главное и зависимое слова, выделить главное, от него поставить вопрос к зависимому.
2. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное, наречное.
3. Определить вид синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.
Простое предложение
1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.
2. Дать характеристику по цели высказывания:
- повествовательное
- вопросительное
- побудительное
3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:
- невосклицательное
- восклицательное
4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству:
- простое
- сложное
5. Дать характеристику по наличию главных членов:
- двусоставное
- односоставное
а)односоставное с главным членом подлежащим: назывное
б)односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное
6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов:
- распространённое
- нераспространённое
7. Дать характеристику по полноте (наличию членов предложения, необходимых по смыслу):
- полное
- неполное
8. Определить наличие осложняющих компонентов:
- неосложнённое
- осложнённое:
а) однородными членами предложения
б) обособленными членами: определением (согласованным – несогласованным), дополнением, обстоятельством
в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
г) обращением
д) конструкции с прямой речью или цитированием
Примечание:
При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление
Сложное предложение
1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.
2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:
- повествовательное
- вопросительное
- побудительное
3.
- невосклицательное
- восклицательное
4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.
5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:
- с союзной связью
- с бессоюзной связью
- с сочетанием союзной и бессоюзной связи
6. Определить тип сложного предложения и средства связи:
- сложносочинённое (с соединительными союзами: соединительными, разделительными, противительными, присоединительными, пояснительными или градационными )
- сложноподчинённое (c подчинительными союзами: временными, причинными, условными, целевыми, следствия, уступительными, сравнительными и изъяснительными, а также союзными словами)
- бессоюзное (связь по смыслу, выраженная интонационно)
7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным).
8. Далее характеризуется каждая часть сложного предложения (по схеме простого предложения – см. схему разбора простого предложения, пп. 5-8)
9. Составить схему сложного предложения, отражающую
- количество частей
- связи частей
- союзные средства связи
Смотрите также
- А9. Грамматическая основа предложения
- А10. Как не ошибиться в синтаксической характеристике предложения
- Синтаксический разбор
- Глава 20. Синтаксис. Предмет и единицы синтаксиса
- Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
- Глава 22. Синтаксис. Предложение
- Советы. Как приступить к делу
- Примеры и комментарии
- Типичные ошибки
- Первые шаги. Подготовительные задания.
- Тренинг «Синтаксический разбор»
- Итоговый тест «Синтаксический разбор в формате ЕГЭ»
— Понравилась статья?:)
Синтаксический разбор простого предложения 5 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Тема 8: Дополнительно: синтаксис, пунктуация
- Видео
- Тренажер
- Теория
Заметили ошибку?
Введение
На уроке вспомним все, что знаем о простом предложении, научимся делать его синтаксический разбор.
Схема синтаксического разбора
Синтаксический разбор простого предложения выполняется по схеме.
- Вид предложения по цели высказывания.
- Вид предложения по интонации.
- Вид предложения по наличию второстепенных членов.
- Второстепенные члены (если есть).
- Однородные члены, если есть.
- Обращения (если есть).
По цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными и побудительными.
По интонации различают восклицательные и невосклицательные предложения.
По наличию второстепенных членов предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Предложения, которые состоят только из грамматической основы (подлежащего и сказуемого), считаются нераспространенными. Предложения, которые включают в себя хотя бы один второстепенный член, являются распространенными.
Синтаксический разбор
Выполним синтаксический разбор предложений.
Предложение 1 (рис. 1):
Рис. 1. Предложение 1
Предложение повествовательное, восклицательное, распространенное, осложненное обращением (рис. 2).
Рис. 2. Разбор предложения 1
Предложение 2 (рис. 3):
Рис. 3. Предложение 2
Предложение вопросительное, невосклицательное, нераспространенное (рис. 4).
Рис. 4. Разбор предложения 2
Предложение 3 (рис. 5):
Рис. 5. Предложение 3
Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми (рис. 6).
Рис. 6. Разбор предложения 3
Дополнительное задание
Разберите предложение (рис. 7):
Рис. 7. Предложение 4
Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными подлежащими (рис. 8).
Рис. 8. Разбор предложения 4
Список литературы
- Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012. Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях.– М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
- Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А. – М.: 2012 – 318 с.
- Рыбченкова Л. М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
- Интернет-портал «ЯКласс» (Источник)
- Интернет-портал «Школьный помощник» (Источник)
- Интернет-портал «Школьный помощник» (Источник)
Домашнее задание
- Какие предложения бывают по цели высказывания?
- Какой состав нераспространенного предложения?
- Какое предложение называется осложненным?
Заметили ошибку?
Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.
Видеоурок: Синтаксический разбор простого предложения по предмету Русский язык за 5 класс.
Обзор программы анализа предложений ZZCad
1 372 просмотров
Программа разбора предложений ZZCad
А. Инструкция — 5
Б. Дизайн — 6,8
C. Помолвка — 5.7
58
5,8
Программа разбора предложений ZZCad: веб-сайт для Grammar
Резюме : Анализировать части речи стало проще!
Бесплатно!
Программа анализа предложений ZZCad — это веб-сайт, предназначенный для определения различных элементов предложения. После загрузки веб-сайта пользователи должны ввести предложение и нажать кнопку «Разобрать предложение». Затем веб-сайт анализирует предложения и сообщает части речи, фразы и предложения, подлежащее и сказуемое, а также знаки препинания. Когда все будет готово, пользователи могут ввести другое предложение и нажать кнопку «Разобрать предложение», чтобы повторить процесс.
Учебные идеи
- Чтобы ознакомиться с тем, как работает этот веб-сайт, учителя могут предложить учащимся написать различные предложения и проанализировать их с помощью этого веб-сайта.
- Учителя могут предложить учащимся написать предложения, содержащие определенное количество частей речи (например, два существительных, выполняющих функции подлежащего, три предложных оборота, два союза в сказуемом и т. д.). Затем учащиеся могут написать свое предложение и проанализировать его с помощью этого веб-сайта, чтобы убедиться, что они верны!
- Учителя могут представить учащимся предложение, а затем попросить учащихся назвать его части речи, подлежащее и сказуемое, а также предложения и фразы. Когда все будет готово, учащиеся могут ввести предложение на этот веб-сайт, чтобы проверить свою работу.
А1.![]() | |
А2. Навыки 21 века | |
А3. Связь с будущим обучением | |
А4. Значение ошибок | |
А5. Обратная связь с учителем | |
А6. Уровень материала | |
А7. Совместное обучение | |
А8. Акком. отдельных диф. |
Б1.![]() | |
БИ 2. Интеграция с платформой | |
Б3. Дизайн экрана | |
Б4. Простота использования | |
Б5. Навигация | |
Б6. Целенаправленность | |
Б7. Информация Презентация | |
Б8. Медиа-интеграция | |
В9.![]() |
С1. Контроль учащегося | |
С2. Интерактивность | |
С3. Шаг | |
С4. Гибкость | |
С5. Интерес | |
С6. Эстетика | |
С7. Полезность |
Скриншоты
2016-11-28
Разбор предложения | The Economist
США | Несовершеннолетние в тюрьме
Верховный суд рассматривает возможность отмены пожизненных приговоров, вынесенных несовершеннолетним
| ВАШИНГТОН, округ Колумбия
ГЕНРИ МОНТГОМЕРИ было 17 лет, когда в 1963 году он застрелил белого полицейского в Ист-Батон-Руж, штат Луизиана. Из-за высокой расовой напряженности на юге Америки чернокожего ответчика в суде и в средствах массовой информации называли «Человеком-волком», и он был приговорен к смертной казни после осуждения за убийство. Два года спустя Верховный суд Луизианы пересмотрел дело г-на Монтгомери, отметив, что деятельность Ку-клукс-клана и поджоги крестов создали «атмосферу… [которая] предвзято относилась к ответчику». После еще одного судебного разбирательства он был приговорен к пожизненному заключению без права досрочного освобождения.
Теперь, почти полвека спустя, Верховный суд рассматривает возможность дать мистеру Монтгомери шанс оспорить и этот приговор. В деле Montgomery v Louisiana , которое судьи заслушали 13 октября, вопрос заключался в том, применяется ли решение трехлетней давности, запрещающее обязательное пожизненное заключение для несовершеннолетних, задним числом в отношении г-на Монтгомери и до 2000 других заключенных, приговоренных к смертной казни в тюрьме за преступления, совершенные ранее. им было 18 лет.
Миллер против Алабамы , постановление от 2012 года, которое в настоящее время находится под микроскопом, ознаменовало отступление теории, провозглашенной криминалистами в 19 веке.90-е годы. В 1995 году профессор из Принстона Джон Дьюлио предсказал, что к 2010 году количество молодых «суперхищников» будет исчисляться сотнями тысяч. Г-н Дьюлио и другие социологи предсказывали кровавые бани, вызванные безжалостными злодеями, бушующими в городах, штат за штатом ужесточали правила вынесения приговоров для несовершеннолетних. правонарушители. Многие начали пробовать детей во взрослом возрасте. Самые тяжкие преступления карались обязательным пожизненным заключением без возможности условно-досрочного освобождения.
Заприте своих детей
Но для теории суперхищников довольно быстро наступили трудные времена, поскольку данные показали резкое снижение уровня шалостей несовершеннолетних. По данным Министерства юстиции, после пика в 107 000 человек в 1999 году число несовершеннолетних за решеткой сокращалось год за годом, пока к 2013 году не сократилось почти вдвое (см. диаграмму). Эшли Неллис из аналитического центра Sentencing Project объясняет это сокращение рядом факторов: альтернативами тюремному заключению, которые снижают количество повторных правонарушений, улучшенной общественной полицией и «небольшими учреждениями, которые оказываются гораздо более эффективными в «лечении» преступлений несовершеннолетних, чем крупные». тюрьмы коллективного ухода, типичные для взрослых правонарушителей».
С тревожными звонками 1990-х, приглушенными реальностью, миф о безжалостном подростке был похоронен его собственным создателем. Г-н ДиЮлио присоединился к брифингу друга суда в Miller , чтобы утверждать, что «нет эмпирических оснований для беспокойства» о том, что преступность среди несовершеннолетних резко возрастет, если обязательное пожизненное заключение без права досрочного освобождения будет признано неконституционным. 5 голосами против 4 суд основывался на более ранних постановлениях, в которых говорилось, что дети не должны подвергаться ни смертной казни, ни пожизненному заключению за преступления меньше, чем убийство. «У несовершеннолетних меньше вины и больше шансов на исправление», — написала судья Елена Каган, и они «конституционно отличаются от взрослых».
На слушаниях на этой неделе адвокат г-на Монтгомери, Марк Плезанс, сказал, что его клиент «заслуживает шанса на искупление». И это время не должно иметь значения: мистер Монтгомери «не более морально виновен только потому, что его дело стало окончательным до Миллера , и он не заслуживает смерти в тюрьме без учета уникальных качеств молодости до вынесения приговора просто потому, что он был осужден более 50 лет назад».
Никто прямо не оспаривал этот принцип на слушаниях в Монтгомери. Но весьма технический устный аргумент оставляет неясным, предоставят ли судьи мистеру Монтгомери возможность скорректировать приговор. Чтобы разрешить новые слушания для таких заключенных, как мистер Монтгомери, судьям придется решить каверзный вопрос о юрисдикции суда и определить, делают ли обстоятельства дела исключением из нормы против применения новых норм уголовного права к старым делам.