Сформировавшаяся личность: Критерии сформированной личности

Критерии сформировавшейся личности — Психологос

Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

Я воспользуюсь соображениями на этот счет автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович (16). По существу, она выделяет два основных критерия.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.

Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что? именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

 

 

Фильм «Сотворившая чудо»

 

Чтобы лучше понять названные критерии, разберем для контраста один пример — облик человека (ребенка) с очень сильной задержкой развития личности.

Это довольно уникальный случай, он касается знаменитой (как и наша Ольга Скороходова) слепоглухонемой американки Элен Келлер. Взрослой Элен стала вполне культурным и очень образованным человеком. А вот в возрасте 6 лет, когда молодая учительница Анна Салливан приехала в дом ее родителей, чтобы начать обучение девочки, она представляла собой совершенно необычное существо.

К этому моменту Элен была довольно хорошо психически развита. Ее родители были состоятельными людьми, и Элен, их единственному ребенку, оказывалось всяческое внимание. В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода. Она дружила с девочкой-негритянкой, дочкой кухарки, и даже общалась с ней на понятном только им языке знаков.

И вместе с тем поведение Элен представляло собой страшную картину. В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи. Если ей не удавалось чего-нибудь добиться или даже быть просто понятой, она приходила в бешенство, начинала брыкаться, царапаться и кусаться. Ко времени приезда учительницы такие припадки бешенства повторялись уже по несколько раз в день.

Анна Салливан описывает, как произошла их первая встреча. Девочка ждала ее, так как была предупреждена о приезде гостьи. Заслышав шаги, вернее, почувствовав вибрацию от шагов, она, нагнув голову, бросилась в атаку. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее. За обедом учительницу посадили рядом с Элен. Но девочка обычно не сидела на своем месте, а обходила стол, запуская руки в чужие тарелки и выбирая то, что ей понравится. Когда ее рука оказалась в тарелке гостьи, она получила удар, и ее насильно усадили на стул. Соскочив со стула, девочка бросилась к близким, но нашла стулья пустыми. Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть «врага», схватки с которым продолжались еще долгое время. Всякое совместное действие — одевание, умывание и проч. — вызывало в ней приступы агрессии. Однажды ударом в лицо она выбила у учительницы два передних зуба. Ни о каком обучении не могло быть и речи. «Надо было сначала обуздать ее нрав», — пишет А. Салливан (цит. по: 77, с. 48—50).

Итак, используя разобранные выше представления и признаки, можно сказать, что у Элен Келлер до 6-летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми. Цель учительницы — «обуздать нрав» девочки — и означала приступить к формированию ее личности.

Критерии сформировавшейся личности

1.11.2014

Л. И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека, как личность. Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, т. е. если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания, как особой инстанции, характеризует человека как личность.

В. В. Петухов выделяет три критерия развитой (сформировавшейся) личности:

  • личность по определению является творческой, потому что творчество необходимо в неопределенной ситуации и всегда преобразует уже присвоенные стереотипные способы поведения и мышления. Иными словами, личность устремляется к возможности своего развития, «к последнему пределу нашей собственной души», и тем самым, конечно, устремляется к Абсолюту, выходящему за ее пределы;
  • личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много сторон, и некоторые даже могут противоречить друг другу. Этот факт можно объяснить тем, что личности приходится учитывать сразу несколько возможностей своего развития, и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога. Отвергнутые части сохраняются как неиспользованные возможности, и в каждом данном поступке личность свободна в выборе дальнейшего развития;
  • личность существует только в развитии. Пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по какому-то моментальному срезу (поступку, действию), поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие совершается как во внутреннем пространстве личности, так и в пространстве связей индивида с другими людьми. Согласно А. В. Петровскому, человек «включен» в другого и через эту «включенность» развивается как личность.
Ключевые слова: Личность

Источник: Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Материалы по теме

Потребности личности

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Состояния личности по критерию уровня активности психических структур

Общая характеристика социально-психологической зависимости личности

Гагай, В.

В.: Компьютерная зависимость подростков как социально- психологическая проблема…

Личность и психика

Петруня О.Э., Юридическая психология

Культура и развитие личности

Тамотсу Шибутани, Социальная психология

Структура личности в когнитивной психологии

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Государство и правовой статус личности

Теория государства и права — Учебник (под ред. М.Н. Марченко)

7 знаков зрелости

Я ехал домой с сыном после одной из его бейсбольных тренировок в младшей лиге. Он начал рассказывать мне, что в какой-то момент во время тренировки один из его товарищей по команде сказал ему, что он делает что-то не так. Он сказал, что это его расстроило, но вместо того, чтобы ответить гневом, он поблагодарил другого ребенка за то, что он дал ему знать. Я дал ему понять, как горжусь им и что это пример зрелости. Я начал думать о других качествах, которые делают человека зрелым.

Доктор Тим Элмор, основатель и президент организации Growing Leaders, обучающей сегодняшних молодых людей становиться лидерами, разделяет 7 признаков зрелого человека. Их можно использовать в качестве измерительной линейки , чтобы помочь нашим детям перейти от подросткового возраста к зрелой взрослой жизни. Этот список не является исчерпывающим, но это отличное место для начала постоянного диалога со своими детьми.

1. Зрелый человек способен выполнять долгосрочные обязательства.

Одним из ключевых признаков зрелости является способность откладывать удовлетворение. Частично это означает, что учащийся может выполнять обязательства, даже если они уже не новы, не новы или им это не нравится.

2. Зрелый человек не поколеблется ни от лести, ни от критики.

По мере взросления люди рано или поздно понимают, что все не так хорошо, как кажется, и все не так плохо, как кажется. Зрелые люди могут получать комплименты или критику, не позволяя им разрушить их или дать им искаженное представление о себе. Они уверены в своей личности.

3. Зрелый человек обладает духом смирения.

Зрелые люди не поглощены привлечением внимания и знают, что не все знают. Смирение соответствует зрелости. Смирение — это не думать о себе меньше, а думать о себе меньше. Зрелые люди не поглощены привлечение внимания к себе, и они принимают тот факт, что они не знают всего. Они видят, какой вклад в их успех внесли другие, и даже могут искренне отдать дань уважения Творцу, давшему им их талант и потенциал.

4. Решения зрелого человека основываются на характере, а не на чувствах.

Зрелые люди – молодежь или взрослые – живут ценностями. У них есть принципы, которыми они руководствуются в своих решениях, и они способны двигаться дальше, чем просто реагировать на варианты жизни. Они живут активно. Хотя они признают свои эмоции важными, их характер властен над своими эмоциями.

5. Зрелый человек постоянно выражает благодарность.

Я обнаружил, что чем больше я взрослею, тем больше я благодарен как за большие, так и за маленькие вещи в моей жизни. Незрелые дети полагают, что заслуживают всего хорошего, что с ними происходит. Зрелые люди видят общую картину и понимают, насколько она у них хороша по сравнению с большей частью населения мира.

6. Зрелый человек умеет ставить других выше себя.

Говорят: «Зрелый человек — это тот, чьи планы вращаются вокруг других, а не себя». Конечно, это может быть доведено до крайности, но способность преодолевать собственные желания и учитывать потребности других является важным признаком зрелости.

7. Зрелый человек ищет мудрости, прежде чем действовать.

Наконец, зрелые люди поддаются обучению. Они не предполагают, что у них есть ответы на все вопросы. На самом деле, чем мудрее они становятся, тем больше понимают, что им нужно больше мудрости. Они не стыдятся искать совета у более опытных людей, у надежных друзей или у Бога в молитве. Только мудрые ищут мудрости.

Узнайте больше о семи признаках зрелости в книге Поколение iY : Наш последний шанс спасти их будущее доктора Тима Элмора. Он доступен в разделе «Спасите их будущее сейчас» или на Amazon.

15 Характеристики эмоционально зрелого человека

Возраст и время имеют мало общего со зрелостью; есть много зрелых молодых людей и столько же ребячливых представителей старшего поколения. Зрелость — это то, как вы действуете и взаимодействуете с окружающим миром.

Как стать зрелым? Вы должны действовать и вести себя определенным образом. Вы должны думать иначе. Зрелый человек воплощает в себе различные черты, отличающие его от других. Выбор из 15 таких признаков обсуждается ниже.

1. Самосознание

Зрелость вырастает из семени осознания; осознание себя и действий, которые вы предпринимаете.

Самосознание означает, что вы можете смотреть на себя глазами наблюдателя. Вы можете занять несколько нейтральную позицию, чтобы наблюдать за своими мыслями, действиями и эмоциями, прежде чем применять к ним рациональный фильтр.

По сути, самосознание — это построение понимания своей личности; его сильные и слабые стороны, его потенциал и ограничения, и каждый маленький нюанс.

2. Самоконтроль

После того, как вы установили устойчивое осознание себя, вы в большей степени способны проявлять некоторую степень самоконтроля.

Вы можете определить побуждения, которые накапливаются в вашем уме, и сопротивляться искушению действовать в соответствии с ними. Это может быть, например, разница между гневом и сохранением спокойствия, когда кто-то делает что-то, что вам не нравится.

Зрелый человек лучше проявляет сдержанность по отношению к вещам, которые могут нанести ущерб его краткосрочному или долгосрочному благополучию. Они могут одержать победу над некоторыми из наиболее разрушительных форм поведения, признав их такими, какие они есть.

3. Ответственность

Когда вы достигаете определенного уровня зрелости, вы понимаете, насколько велика ответственность быть человеком. Вы признаете, что все мы несем ответственность за свой собственный выбор и за более широкое влияние, которое он может оказать на мир.

Вера в то, что с вами что-то случается, разрушается и заменяется проактивным мышлением, которое понимает последствия ваших действий. Вы больше не будете пассивно жить среди мира; вы предпринимаете шаги, чтобы изменить свою ситуацию там, где это необходимо, чтобы вы могли жить по совести.

4. Смирение

Несмотря на то, что вы понимаете важность каждого принятого вами решения, вы остаетесь скромным и скромным человеком.

Вы никогда не ставите себя выше других, независимо от вашего статуса, богатства, власти или влияния. Вы знаете, что, когда дело доходит до этого, мы все рождаемся равными и умираем равными. Вы воздерживаетесь от того, чтобы любой личный успех вскружил вам голову, и вы относитесь к людям справедливо и уважительно, в каком бы качестве он ни был. 0003

5. Самопринятие

Зрелые люди способны принимать себя такими, какие они есть; они проявляют доброту даже перед лицом своих недостатков.

Вы можете стремиться к самосовершенствованию и росту как личности, но зрелость позволяет вам принять текущую ситуацию и все прошлые события, которые к ней привели, и примириться с ними. Только тогда, когда вы сможете принять то, где вы находитесь сейчас, вы сможете планировать свой путь на будущее.

6. Благодарность

Наряду с принятием себя приходит чувство благодарности за все прекрасные вещи, которые существуют в вашей жизни. Вы развиваете способность видеть огромную пользу и ценность как большого, так и малого.

Вы благодарны за людей, с которыми проводите время, за ежедневные основные потребности, за опыт, которым вы наслаждаетесь, и за дар самой жизни. Вы никогда не принимаете вещи как должное, потому что понимаете, что не всем так повезло.

Побочным эффектом благодарности является то, что вы чувствуете больше сочувствия и заботы о других. Зрелая душа не может не желать добра окружающим и стараться помочь всем, чем может.

Они лучше понимают взаимосвязь всего и поэтому чувствуют боль других так, как если бы она была их собственной. Это побуждает их к благотворительности всех видов, поскольку они стремятся распространять любовь и позитив в обществе. Они искренние дарители, которые редко ищут награды или признания за проявленную доброту.

8. Ориентированность на других

Сострадание — это лишь часть более общего подхода к жизни, который принимают эмоционально зрелые люди.

Вместо разделения, возникающего из-за того, что вы ставите свои интересы на первое место, вы полны решимости делать все возможное для укрепления единства и единства. Вы празднуете успех других и поддерживаете движения, которые стремятся улучшить благосостояние всех, а не только избранных.

Противостоит ревности, зависти и саморекламе, которые часто возникают у незрелых людей.

Зрелость разрушает ментальные барьеры и пробуждает в человеке чувство либерализма.

Вы больше не видите вещи как черное и белое, правильное и неправильное. Ваш разум открыт для множества идей и мнений, и вы не осуждаете тех, кто думает иначе или предпочитает жить незнакомым вам образом жизни.

Вы также позволяете своим убеждениям смягчиться, чтобы принять возможность того, что время от времени вы можете ошибаться. Вы не слишком высоко цените факты, но вместо этого понимаете, что в мире существует множество неизвестных.

Вам также может понравиться (статья продолжается ниже):

  • Как избавиться от гнева: 7 этапов от ярости до освобождения
  • 7 способов эмоционально зрелого человека обращаться с трудными людьми
  • Как контролировать свои эмоции в ситуациях, требующих хладнокровия
  • 5 навыков межличностного общения, которые наиболее важны для вашей карьеры, отношений и жизни

10. Чувство чуда

Когда вы взрослеете и вновь открываете непредубежденность, существовавшую в детстве, к вам также возвращаются чувство благоговения и удивления.

Это означает, что вы снова можете смотреть на Вселенную как на невероятную и прекрасную вещь, которой она является. Вас могут волновать чудеса природы и огромная сложность вашего собственного существования.

Это чудо заставляет вас задавать много глубоких вопросов о жизни и искать возможные ответы на них.

11. Оптимизм с оттенком реализма

Зрелый человек — это тот, кто способен смотреть на жизнь с оптимизмом, сохраняя при этом свои корни в реальности.

Вы понимаете, что хорошее не может происходить постоянно, но стараетесь сохранять позитивный настрой в любой ситуации, потому что знаете, что альтернативой являются пораженчество и отчаяние.

Вы с надеждой смотрите в будущее и смотрите на все существующие возможности, но мысленно готовы встречать трудности по мере их возникновения.

12. Гибкость

Один из способов сохранять позитивный настрой — оставаться максимально гибким в обстоятельствах, с которыми вы сталкиваетесь.

Вы не упрямы, ваши взгляды открыты для изменений, и вы принимаете непредсказуемость как неотъемлемую часть жизни. Вы можете думать на ходу и приспосабливаться к вещам по мере их возникновения.

Противоположное этому — упорствовать и отказываться меняться, даже когда вокруг вас что-то меняется; так живет незрелый человек.

С вашей гибкостью и оптимизмом тесно связана жизнестойкая натура, которая помогает вам справляться со всем, что встречается на вашем пути.

Даже когда дела идут плохо, ты держишься за голову и ищешь решения своих проблем. Вы не позволяете событиям подавлять вас; сила, которую вы приобрели в прошлых испытаниях, всегда доступна для вас.

Вы не зацикливаетесь на своих печалях и не ищете жалости у других; у вас есть смелость сделать шаг вперед, преодолеть препятствия, стоящие перед вами, и вернуться на путь, по которому вы хотите идти.

Вы также наделены огромным терпением, которое поможет вам выждать время, прежде чем насладиться плодами своего труда. Вы понимаете, что то, чего вы хотите в жизни, не всегда приходит, как только вы этого хотите; над ними нужно работать и ждать время от времени.

Ваше терпение распространяется и на других людей; вы понимаете и принимаете, что они могут не всегда вести себя так, как вам хотелось бы, но у вас есть огромная способность прощать, когда это необходимо. Вы знаете, что бесполезно проецировать свои ожидания на других, потому что они прожили совершенно другую жизнь, чем вы.

15. Честность

Когда вы взрослеете внутри себя, вы больше не чувствуете необходимости обманывать других. Вы можете быть открытыми, честными и искренними с окружающими и верить, что какой бы ни была их реакция на вас, это лучше, чем скрывать правду.

У вас нет желания носить маску, вам не нужно лгать другим, и вас устраивает то, кто вы есть – бородавки и все такое. Вы понимаете, что честность — почти всегда лучшая политика, потому что она кажется искренней не только другим людям, но и вам самим.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *