Семья бунина ивана алексеевича: Бунин, Иван Алексеевич — ПЕРСОНА ТАСС

Бунин, Иван Алексеевич — ПЕРСОНА ТАСС

Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в семье Алексея Николаевича Бунина (1827-1906) и Людмилы Александровны Чубаровой (1835-1910). Его отец принадлежал к обедневшему дворянскому роду.

Иван Бунин провел детство в небольших поместьях Орловской губернии. До 1881 г. получал домашнее образование. В 1881-1886 гг. учился в Елецкой уездной гимназии, после чего возобновил домашнее образование под руководством старшего брата Юлия (1857-1921).

Жизненный путь, литературное творчество
В феврале 1887 г. Иван Бунин дебютировал в печати (петербургский журнал «Родина» опубликовал его стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона»).
С 1889 г. проживал в Орле, где поступил на службу в редакцию губернской газеты «Орловский вестник». Работал корректором, писал театральные рецензии и статьи.
В 1891 г. в Орле вышел поэтический сборник Бунина «Стихотворения 1887-1891».
В 1892 г. переехал в Полтаву, работал в статистическом отделении губернской управы. Сотрудничал с газетой «Полтавские губернские ведомости», где публиковал статьи и очерки. В 1892-1894 гг. стихотворения и рассказы Бунина также печатали периодические издания других городов (газета «Киевлянин», петербургский журнал «Русское богатство»).
С 1895 г., оставив службу, занимался литературным творчеством. В 1897 г. в Санкт-Петербурге вышел его сборник «На край света» и другие рассказы», в 1898 г. в Москве — поэтический сборник «Под открытым небом».
В 1899 г. познакомился с писателем Максимом Горьким, который пригласил его к сотрудничеству в издательстве «Знание» (Санкт-Петербург).
В 1900 и 1901 гг. вышли рассказы Бунина «Антоновские яблоки» и «Сосны», привлекшие внимание к его таланту прозаика.
В 1903 г. Иван Бунин был отмечен Пушкинской премией Императорской Санкт-Петербургской академии наук (ныне Российская академия наук) — за перевод с английского языка поэмы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1896) и собственный поэтический сборник «Листопад» (1901).
В начале 1900-х гг. участвовал в деятельности московского литературного кружка «Среда» (также в него входили Максим Горький, Леонид Андреев, Федор Шаляпин и др.).
В 1909 г. за свои стихи 1903-1906 гг. и перевод с английского языка пьесы Байрона «Каин» во второй раз был удостоен Пушкинской премии. В том же году избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
Среди основных произведений 1910-х гг.: повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1912), рассказы «Господин из Сан-Франциско» (1915) и «Легкое дыхание» (1916).
Иван Бунин не принял Октябрьскую революцию 1917 г., расценивал ее как трагедию русской национальной культуры и крах традиционного уклада. В 1918-1920 гг. жил и работал в Одессе: публиковал статьи в местных изданиях, руководил литературным отделом газеты «Южное слово», участвовал в деятельности Отдела пропаганды при правительстве Вооруженных сил Юга России.
С 1920 г. Иван Бунин проживал в эмиграции во Франции — в Париже и Грасе (приморский город на юго-востоке страны).
В середине 1920-х гг. опубликовал в парижском русскоязычном эмигрантском журнале «Современные записки» рассказы «Митина любовь» и «Солнечный удар». В этих произведениях, получивших широкую известность, писатель затрагивал любовную тематику.
В 1925-1926 гг. в парижской русскоязычной эмигрантской газете «Возрождение» выходили фрагменты его дневниковых записей 1918-1920 гг., получившие собирательное название «Окаянные дни» (изданы отдельной книгой в 1936 г. в Берлине). Написанные в документально-художественном стиле, они отражали негативное отношение автора к большевизму, сущности и лидерам Октябрьской революции 1917 г. (в СССР произведение было выпущено отдельной книгой в 1990 г.).
В 1929 г. издал единственный поэтический сборник периода эмиграции — «Избранные стихи».
В 1930 г. отдельной книгой в Париже был выпущен роман Бунина «Жизнь Арсеньева», над которым он работал в течение нескольких предыдущих лет. Это произведение, ставшее новым этапом в развитии русской психологической прозы, основано на материале собственной жизни писателя, хотя и не является автобиографическим.
9 ноября 1933 г. с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» Ивану Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он стал первым русским автором, удостоенным этой награды (формально с 1920 г. и до конца жизни Бунин являлся лицом без гражданства).
В 1937-1944 гг. писатель работал над сборником рассказов о любви «Темные аллеи». В 1943 г. в Нью-Йорке местное русскоязычное издательство «Новая земля» опубликовало эту книгу, включив в нее 11 рассказов. Полное издание, содержавшее 38 новелл, вышло в 1946 г. в Париже. Впоследствии автор добавил к «Темным аллеям» еще два рассказа.
В 1950 г. в Париже была издана его книга «Воспоминания».
Иван Бунин скончался 8 ноября 1953 г. в Париже на 84-м году жизни. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде французской столицы.
Переводы, экранизации, инсценировки
Произведения Ивана Бунина переведены на десятки иностранных языков.
По его сочинениям снят ряд художественных фильмов. В их числе: «Несрочная весна» (1989, режиссер Владимир Толкачиков), «Мещерские» (1995, Борис Яшин), «Суходол» (2011, Александра Стреляная), «Солнечный удар» (2014, Никита Михалков).
Спектакли по произведениям писателя поставлены в «Мастерской Петра Фоменко» (Москва), Электротеатре «Станиславский» (Москва), Алтайском краевом театре драмы им. В. М. Шукшина (Барнаул), Кировском областном драматическом театре им. С. М. Кирова, Липецком государственном академическом театре драмы им. Л. Н. Толстого, Тверском академическом театре драмы и др.

Личные сведения
Был дважды женат. Первая супруга — Анна Николаевна Цакни (1879-1963). Сын — Николай (1900-1905). Вторая жена — Вера Николаевна Муромцева (1881-1961, племянница председателя Государственной думы Российской империи I созыва Сергея Муромцева).

Детство и юность Бунина Ивана Алексеевича

Иван Алексеевич Бунин — поэт, прозаик, переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе — происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежали поэты В. А. Жуковский и А.П. Бунина, выдающиеся учёные П.П. Семёнов-Тян-Шанский и Я.К. Грот, братья Киреевские.

Родился будущий писатель в Воронеже в знатной, но обедневшей дворянской семье. Бунин гордился своим происхождением: «Все мои предки были связаны с народом и землёй, были помещиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где… образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, был настоящим русским дворянином. Азартный и беззаботный, больше всего любивший охоту и пение под гитару, он в молодости служил в канцелярии Дворянского собрания, участвовал в Крымской кампании 1853—1856 годов, а после возвращения жил в деревне и растрачивал за картами наследство. И всё же Алексей Николаевич был незаурядной личностью. Как вспоминала жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, отец «принадлежал к тем редким людям, которые.

.. всех пленяют, возбуждают к себе любовь, интерес за благостность ко всем и ко всему на земле, за художественную одарённость, за неиссякаемую весёлость, за подлинную щедрость натуры». Образ жизни отца казался младшему сыну (у Ивана Алексеевича были ещё старшие братья Юлий и Евгений и младшие сёстры Мария и Александра) образцовым. С годами он не утратил сыновней любви. Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, также происходила из старинного дворянского рода. Она занималась воспитанием детей и самозабвенно их любила, особенно Ваню. Детство Бунина прошло в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии — среди «моря хлебов, трав, цветов».

Близкие Бунина отмечали присущие ему с детства богатое воображение и впечатлительность. Эти качества развивал в нём и его учитель — сын предводителя дворянства Н.О. Ромашков. «…Человек очень талантливый — и в живописи, и в музыке, и в литературе… вероятно, его увлекательные рассказы… пробудили во мне страсть к стихотворчеству. ..» — писал Бунин спустя годы.

Места, где прошли детство и отрочество писателя, оказали огромное влияние на его творчество прежде всего органическим приобщением к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого национального языка. От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве. Словесное мастерство писателя питалось этими источниками и непримиримо противостояло как модернизму, так и «изобразителям сусальной Руси».

В 1881 году Бунин поступил в 1 класс Елецкой гимназии. Годы жизни в Ельце были очень нелегки: бедность, жизнь в семье мещанина Бякина, полуказарменные порядки в провинциальной гимназии привели к тому, что в 1886 году Бунин решил продолжать обучение дома. В доме Бякина он познакомился с творчеством поэтов И.С. Никитина и А.В. Кольцова. Став взрослым, Бунин иначе оценил елецкий период в своей жизни (тема памяти является важной в творчестве писателя), отдав дань не только житейскому опыту, приобретённому там: он всю жизнь проявлял живой интерес к творчеству поэтов «из народа» и посвятил им несколько статей. Простая и сильная поэзия оказала влияние на поэтические опыты юного Бунина. Сравните, например, стихотворение Никитина «Нищий» и бунинское:

В стороне от дороги, под дубом,
Под лучами палящими спит В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый, нищий, седой инвалид…

                                           Деревенский нищий, 1887

В 1887 году Бунин, потрясённый ранней смертью популярного молодого поэта С.Я. Надсона, написал стихотворение, посвящён ое его памяти, и направил в петербургский журнал «Родина». Стихотворение было опубликовано, а Бунин стал частым автором журнала.

Иван Бунин | Издательство «Архив модернизма»

Автор: Софи Томас

Семья Буниных жила в Воронеже до 1874 года, а затем переехала в родовое имение в Бутыриках Орловской губернии в центральной части России, когда Ивану было четыре года. Он жил здесь и обучался у художника-любителя и музыканта Николая Ромашкова до августа 1881 года, когда он пошел в школу. Иван не был дисциплинированным учеником: ему пришлось повторить третий курс из-за неуспеваемости по математике, и в марте 1886 года он был навсегда отчислен за плохую посещаемость. Бунин продолжил свое образование под руководством своего брата Юлия на даче Бунина в Ельце.

Бунину было 15 лет, когда он начал писать стихи, а в 1886–1887 годах он написал свой первый роман «Увлечение», который до сих пор не опубликован. Когда ему было восемнадцать, Иван отправился в Харьков, Украина, где жил его брат. Во время своего пребывания в Харькове он много читал и писал до своего возвращения в Орел. На протяжении 1887 и 1888 годов стихи Бунина публиковались в ряде периодических изданий и газет Петербурга. Осенью 1889 года он начал работать в областной газете «Орловский вестник», которая выпустила его первый сборник стихов (написанный между 1887 и 189 годами).1) и напечатал ряд своих рассказов. В 1892 году Бунин переехал в Полтаву, где много писал и начал работать в городском архиве, писать для различных газет и журналов. В 1892 г. был опубликован один из его ранних рассказов «Танька», в котором аристократ, потерявший жену и ребенка, усыновляет молодую крестьянскую девушку. Между 1892 и 1894 годами было опубликовано больше стихов и рассказов Бунина. Он быстро приобрел литературную репутацию, и в 1895 году Бунин покинул Полтаву, чтобы заниматься внештатным писательством в Санкт-Петербурге и Москве. В Петербурге он издал в 189 г. сборник рассказов «На край света».6, а в 1898 году издал сборник стихов «Под открытым небом».

В 1901 году издательство «Символист» «Скорпион» напечатало сборник стихов Бунина «Листопад». Эта публикация, наряду с переводом Буниным «Песни о Гайавате» Генри Уодсворта Лонгфелло (1896), принесла ему Пушкинскую премию в 1903 году. Вторая Пушкинская премия была присуждена Бунину в 1909 году за его переводы Байрона и Теннисона и за его собственные сборники стихов. начиная с 1903-7.

Первое большое прозаическое произведение Бунина было опубликовано в 1910 году под названием «Деревня». Он предлагает мрачное изображение бедности и жестокости сельской жизни в России во время первой русской революции 1904-1905 годов. Он изображает отчужденную сельскую деревню, переживающую нарастающую социальную и экономическую деградацию, и раскрывает влияние Толстого на Бунина с критикой жадности и экономического материализма. Следующим его прозаическим произведением стал полуавтобиографический «Сухольдол», изданный в Москве в 1912 и делится с The Village темами культурной бедности и сельской жизни. «Сухая долина» и «Деревня» составляют часть деревенской прозы Бунина, что связывает их с рядом рассказов, написанных между 1908 и 1914 годами: «Черт нищий» в 1908 году; «Ночной разговор» 1911 г.; и «Весенний вечер» 1913 года, и это лишь некоторые из них.

Между 1900 и 1916 годами Бунин путешествовал по России и Европе. Находясь на Капри, он начал свою самую известную работу «Джентльмен из Сан-Франциско», которая была опубликована в 1915. Этот рассказ расширяет толстовское влияние, увиденное в «Деревне», в неодобрении обжорства Запада и реальности смерти. Сюжет «Джентльмена из Сан-Франциско» сосредоточен на богатом американском фабриканте и его семье, совершающих круиз из США в Европу. Безымянный джентльмен переносит сердечный приступ и умирает на Капри. Рассказ «Джентльмен из Сан-Франциско» был опубликован в России в 1915 г. и в Англии издательством «Хогарт Пресс» в 1922 г. в переводе Д. Г. Лоуренса и С. С. Котелянского. Издание Hogarth Press называлось «Джентльмен из Сан-Франциско и другие рассказы» и включало рассказы Бунина «Нежное дыхание», «Казимир Станиславович» и «Сын». 19 июня21 Котелянский написал Лоуренсу с просьбой помочь ему с переводом «Джентльмена из Сан-Франциско». Лоуренс согласился и был доволен получившимся переводом, попросив Котелянского сотрудничать с ним в переводе некоторых других рассказов Бунина. Однако к этому времени Котелянский уже работал с Леонардом Вульфом над переводом других рассказов, вошедших в том. Это название хорошо продавалось для The Hogarth Press, и впоследствии Вирджиния и Леонард Вульф опубликовали автобиографический роман «Колодец дней», переведенный Г. Струве и Хэмишем Майлзом в 1919 году.33 и «Грамматика любви», переведенная Джоном Курносом в 1935 году.

В 1917 году Бунин стал свидетелем революций в России и стал стойким антибольшевиком. Он эмигрировал в Париж в 1920 году и написал там некоторые из своих самых известных произведений. Среди них «Митина Любовь» — история страстной любви, закончившейся самоубийством, и «Жизнь Арсеньева» — полуавтобиографический роман, повествующий о детстве рассказчика в дореволюционной России. Последняя полная книга Бунина, «Воспоминания», вышла всего за год до его смерти в 1953, это воспоминание о 1927-1950 годах в Париже. На протяжении всей своей литературной карьеры Иван Бунин писал в стиле классического реализма и внес заметный вклад в жанр новеллы. С 1950 года он стал часто болеть пневмонией и бронхитом и умер 8 ноября 1953 года в возрасте восьмидесяти трех лет.

 

Избранное дополнительное чтение

Справочник по русской литературе (Fitzroy Dearborn Publishers: Chicago, 1998), под редакцией Николь Кристиан и Нила Корнуэлла.

«Иван Бунин 1870-1951» Жака Круаза в Russian Review Vol. 13, № 2, апрель 1954 г., стр. 146–151

Русский еврей из Блумсбери: жизнь и времена Сэмюэля Котелянского (McGill-Queen’s University Press: Montreal, 2011), Галя Димент.

«Иван Бунин в ретроспективе» Эндрю Гершуна Колина в The Slavonic and East European Review Vol. 34, № 82, декабрь 1955 г., стр. 156–173.

Современная русская литература (Wildside Press: Maryland, 2010) князя Д.С. Мирского.

 

Избранные критические исследования творчества Бунина 

Главы в книгах

«Искусство Ивана Ивана Бунина», Ренато Поджиоли, в книге «Феникс и паук» (издательство Гарвардского университета: Массачусетс, 1957), страницы 131–57.

«Бунин, Иван, Алексеевич», в «Современной энциклопедии русской и советской литературы» (Academic International Press: Florida, 1979), под редакцией Гарри Б. Вебера, Gulf Breeze, стр. 171–82.

 

Журналы

«Иван Бунин», К.Г. Паустовского, на Тарусских страницах, Калуга, 1961, 28-34; в переводе Страницы из Тарусы. Новые голоса в русской письменности [различные переводы], под редакцией Эндрю Филда, Лондон, Чепмен и Холл, 1964, страницы 330-46.

«Написание пути к идентичности русского зарубежья: Бунинская жизнь Арсеньева». В « Очерках поэтики» , т. 27 Стивена Хатчинга, страницы 89-138.

«Эволюция повествовательной техники Бунина», Джеймс Б. Вудворд, Scando-Slavica, Vol. 16, выпуск 1, 1970, страницы 5-21.

 

Полные исследования 

Иван Бунин (Туэйн: Бостон, 1982), Джулиан В. Коннолли.

Иван Бунин: С того берега, 1920-1933. Портрет из писем, дневников и художественной литературы (Иван Р. Ди: Чикаго, 1995), под редакцией Томаса Гейтона Марулло

Произведения Ивана Бунина (Мутон: Гаага, 1971) Сержа Крыжицкого.

Иван Бунин: исследование его художественной литературы (University of North Carolina Press: Chapel Hill, 1980), Джеймс Б. Вудворд.

Нарратология автобиографии: анализ литературных приемов, использованных в «Жизни Арсеньева» Ивана Бунина (Peter Lang Publishing Inc.: New York, 1997) Александра Ф. Цвирса.

 

Архивные материалы

Лидский русский архив был создан в 1982 году и представляет собой собрание документов, относящихся к русской истории, литературе и культуре XIX и XX веков. Архив Бунина входит в состав Русского архива Лидса. Бумаги, составляющие архив Бунина, были подарены доктором М. Э. Грином Университету Лидса в период с 1983 по 1991 год. Университет Лидса хранит «Парижский архив» Бунина; работы, созданные в период между эмиграцией писателя из России в 1920 до его смерти в Париже в 1953 году. В нем представлены литературные рукописи, машинописные тексты и публикации, заметки, личные документы, переписка и печатные материалы о Бунине. В архиве имеется небольшое количество материалов, датированных до 1920 года, в том числе части некоторых литературных рукописей, вырезки из газет и личные документы. В нем также есть посмертные публикации произведений Бунина и о нем, а также фотокопии некоторых материалов, оригиналы которых были проданы или переданы другим учреждениям или частным лицам Буниным и его наследниками. Каталог Русского архива Лидса можно найти здесь http://library.leeds.ac.uk/multimedia/imu/6165/BuninCatalogue2012.pdf 

Существует также архив документов семьи Буниных, хранящийся в Архиве Института Гувера в Стэнфордском университете, Калифорния.

«Вернись домой, душа моя!» Президентская библиотека к юбилею Ивана Бунина

22 октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) — одного из самых талантливых представителей Серебряного века в прозе и поэзии, лауреата Нобелевской премии 1933 года. в литературе. В электронных фондах Президентской библиотеки хранятся не только оцифрованные копии изданий его произведений начала ХХ века, фотографии, письма, но и научные работы, посвященные писателю, авторефераты диссертаций.

Иван Бунин родился в старинной дворянской семье в Воронеже. Отец, получивший небольшое наследство, разорился, поэтому детство и юность Бунин провел в родовых имениях Бутырка и Озерка Елецкого уезда Орловской губернии (ныне находится в Липецкой области).

Бунин с ранних лет очень трепетно ​​относился к русской литературе и гордился тем, что может по праву назвать одного из корифеев русской литературы, поэта Василия Жуковского, сына Афанасия Бунина, предка Ивана Алексеевича по отцовской линии, и захваченная турчанка как его родственница.

Кажущаяся скромностью природа Елецкой области вошла в плоть и кровь подрастающего писателя, о ней он будет потом мечтать в изгнании в Париже.

Первая прозаическая книга Ивана Бунина – сборник «На край света» и другие рассказы – вышла в 1897 году в Петербурге. Именно этим изданием начинается упомянутый выше альбом-каталог «Иван Бунин в печати (1897–2011)». В начале 1901 года в московском издательстве «Скорпион» вышел сборник стихов Бунина «Листопад», который (вместе с переводом «Песни о Гайавате») был удостоен Пушкинской премии Российской академии наук (1903).

В 1915 году в Петрограде издательство «Издательско-полиграфическое объединение А. Ф. Маркса» подарило читателям шеститомное полное собрание произведений писателя в качестве бесплатного приложения к иллюстрированному журналу «Нива».

В дореволюционное время Бунин был одним из самых публикуемых и читаемых литераторов Серебряного века, он вращался в блестящей художественной среде двух столиц. На фотографиях из фондов Президентской библиотеки он запечатлен рядом с Максимом Горьким, Федором Шаляпиным и другими.

Писатель расценивал русскую революцию как национальную катастрофу, не принимал ее категорически. Свое отношение к ней он выразил в книге «Окаянные дни», в которой собраны дневниковые записи с 1918 по 1920 год. В январе 1920 года Бунин навсегда покинул Россию и поселился в Париже. Там он написал свои самые сокровенные произведения, связанные с родиной: «Солнечный удар», «Дело о корнете Елагине», «Ида», повесть «Митина любовь», лирико-автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», рассказы и рассказов, вошедших в цикл «Темные аллеи», о котором сам Бунин как-то упомянул: «Я думаю, что «Темные аллеи» — лучшее, что я написал.

..». Но ни одно произведение первого представителя русских писателей, получившего Нобелевскую премию, легально не пересекло границы СССР. Все написанное им перед отъездом в вынужденную эмиграцию также находилось под негласным запретом.

«Самая читающая страна мира» практически не знала ни прозы, ни поэзии всемирно известного писателя.

В советское время «интерес к Бунину, когда он не публиковался, для большинства читателей был просто бессмысленным. Так что до войны я не читал произведений Бунина, потому что в Воронеже, где я тогда жил, достать произведения Бунина было невозможно», — сокрушался писатель-ветеран Григорий Бакланов. Но когда, наконец, состоялась долгожданная встреча произведений писателя-эмигранта с русскоязычным читателем, Бунин занял достойное место среди столпов русской литературы. Первый сборник его произведений в СССР вышел в 1956.

Начато активное изучение его литературного наследия, что подтверждается, в том числе, подборкой авторефератов диссертаций, поступивших в электронные фонды Президентской библиотеки, освещающих вклад писателя в национальную сокровищницу культуры.

Из авторского реферата Валентины Федотовой «Поэтика дневниковой прозы Ивана Бунина», исследуя личные записи писателя на протяжении почти всей его жизни, можно сделать выводы о том, какое значение они имели для его творчества. Утверждение о том, что дневники не ставят и не решают никаких реальных художественных задач, некоторым исследователям сегодня кажется спорным, отмечает автор работы: «Многие дневники содержат законченные, художественно организованные фрагменты».

Записи первого десятилетия ХХ века, по мнению автора, передают характерный настрой в оценке Иваном Алексеевичем надвигающейся политической бури в России. Даже в атмосфере патриархального мира, отразившейся в «Антоновских яблоках», Бунин видел неизбежность смены эпох, бег времени, беспощадно уничтожающего все, что отживает свой век: и пиры, чтобы не погибнуть в первая встреча с новой жизнью?»

Позднее Бунин писал в «Окаянных днях», что большевики «готовы к уничтожению не менее половины русского народа ради уничтожения «проклятого прошлого».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *