Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Морфемный и словообразовательный разбор» | План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме:
Конспект урока на тему: “Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”
Класс: 7
Предмет: русский язык
Учитель: Грищенко Л.В.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Форма работы: индивидуальная
Цели урока:
1)обобщить и углубить знания о морфемном составе слова, о способах образования слов в русском языке;
2)закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора;
3)развивать навык критического мышления;
4)воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютера, электронная тетрадь с материалами, сеть Hangouts.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2.Целеполагание.
3.Проверка домашнего задания.
4.Актуализация знаний.
5.Применение знаний и умений.
6.Итог урока. Рефлексия.
7. Объяснение домашнего задания.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. проверка качества связи.
2.Целеполагание.
Тема сегодняшнего урока — “Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”. На уроке мы вспомним:
а)что такое морфемы, какие морфемы существуют в русском языке
б)как в русском языке образуются слова, то есть способы словообразования
в)схемы морфемного и словообразовательного разбора
г)поговорим о взаимосвязи словообразования и орфографии.
3.Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы повторяли фонетику. Домашнее задание заключалось в том, чтобы выполнить фонетический разбор слова “серёжки”.
Проверка домашнего задания, коррекция ошибок.
4.Актуализация знаний.
-Перейдем к теме сегодняшнего урока. Что такое морфема? Какие морфемы ты знаешь? Чтобы вспомнить, что представляют собой эти морфемы, где находятся, отгадаем кроссворд.
Кроссворд «Морфемы»
— Может ли суффикс стоять после окончания? Приведи примеры.
(Может — это суффикс -ся (-сь) в глаголах: купаешься, тороплюсь, занимаются и т. д.)
-Как правильно выделить в слове морфемы? С чего нужно начать? Вспомним схему морфемного разбора и запишем её. Ответь на вопросы, как правильно выделить окончание, корень? Что нужно для этого сделать?
(Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово. Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова).
План морфемного разбора слова:
1.Определить часть речи.
2.Выделить окончание.
3.Выделить основу слова.
4.Выделить корень.
5.Выделить приставки (если есть).
6.Выделить корни (если есть).
-Какие слова не имеют окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов?
5.Применение знаний и умений.
-Для того, чтобы вспомнить, как правильно выделять части слова, выполним морфемный разбор некоторых слов на доске.
Электронная доска
Задание 1. Выполнить морфемный разбор слов.
Обвинение, безответный, дружеский, росли, заход.
-Перейдем к следующей теме, которую будем сегодня рассматривать. Что такое словообразование, что оно изучает? Как могут образовываться слова в русском языке?
(Перечисление известных ученику способов образования слов).
-Как правильно определить, от чего образовано слово? Вспомни схему словообразовательного разбора слова.
План словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый). Для этого нужно объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
4. Указать средство словообразования.
5. Указать способ словообразования.
— Для того, чтобы вспомнить, как определять, от чего образовано слово, выполним упражнение.
Задание 2. Определить, от чего образованы данные слова. Разбить слова на группы в зависимости от способа словообразования.
Голосовать
Серебристый
Созреть
Трубач
Балкончик
Нежно-голубой
Большущий
Перекрасить
Луноход
Суффиксальный способ | Приставочный способ | Сложение |
6.Подведение итога урока.
-В начале урока перед нами стоял вопрос: как связаны морфемика, словообразование с орфографией. Чтобы ответить на него, рассмотрим слово бессонный. Запиши это слово в тетради.
— Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бессонный! Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»?
(Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось:
сон —► сонный —> бессонный.)
-Что нам помогло правильно написать слово бессонный?
(Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними)
7.Домашнее задание: определите слова, от которых образованы данные ниже существительные и прилагательные. Укажите способ образования каждого слова.
Пример: честный (тот, у кого есть честь) ← честь (суффиксальный способ)
Честный, пригород, простоватый, сокурсник, пугало, сверхпрочный, настольный, лесостепь, гостиная.
Используемые материалы:
1.https://learningapps.org/
2.Русский язык. 7 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др. 13-е изд. — М.: 2009. — 318 с.
Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.
1. Введение
Тема: Повторение изученного в 5-6 классах
Урок: Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
2. Корень
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
Рис. 1. Морфемы (Источник)
3. Окончание
Корень – это обязательная часть слова.
Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).
Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть).
Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при -морье, кое-где, пере—о-деть).
Рис.2. Приставка (Источник)
Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
Рис. 3. Суффикс (Источник)
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
4. Нулевая морфема
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,
Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.
У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.
Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.
5. План морфемного разбора слова
Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.
Стола – Р.п.
Стол□ – И.п. или В.п.
Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.
6. Словообразование
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).
Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).
7. План словообразовательного разбора слова
Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Способы словообразования:
Приставочный: делать – переделать
Суффиксальный: синий – синенький
Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник
Усечение: заместитель – зам
Сложение: лес+степь – лесостепь
Сращение: вечнозеленый
Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая
Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)
План словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).
3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
5. Указать средство словообразования.
6. Указать способ словообразования.
Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окно
Основа окн-
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
2. Мир(о)твор-ец – мир+творить
Основы, от которых образовано слово, — мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация
Домашнее задание
Упражнения №23, 24. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Задание №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:
Задание №2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:
Задание №3. Какое слово неправильно разобрано по составу?
Задание №4. Какое слово неправильно разобрано по составу?
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Казанский федеральный университет. Словообразовательный и морфемный словарь (Источник).
2. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Словообразование» (Источник).
3. Архивы форума «Говорим по-русски». Словари русского языка (в том числе редкие) (Источник).
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
5. Тихонов А.Н., Беркович Т.Л. «Все трудности русского словообразования». Словарь-справочник. – Аст.: Астрель, 2010.
Оставьте отзыв о качестве урока Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова в комментариях !!
Похожие записи:1. Введение, 2. Корень, 3. Окончание, 4. Нулевая морфема, 5. План морфемного разбора слова, 6. Словообразование, 7. План словообразовательного разбора слова
Wassily Kandinsky — Composition VII, 1913
1913
Масло на холсте
78,7 × 118,1 «(200,0 × 300,0 CM)
Moscow. по праву считается вершиной его творчества до Первой мировой войны.Этой картине предшествует более 30 эскизов, выполненных акварелью и масляными красками, которые могут служить «документальным» доказательством создания этого произведения.Удивительно, что после того, как художник закончил свою долгую предварительную работу, сама композиция была создана всего за 4 дня, об этом свидетельствуют фотографии, сделанные между 25 и 28 ноября 1913. Основная тема, представляющая собой овал, пересекаемый неправильным прямоугольником, воспринимается как центр, окруженный вихрем цветов и форм. С помощью записей и изучения некоторых произведений искусствоведы определили, что Композиция VII представляет собой сочетание нескольких тем, а именно Воскресения, Судного дня, Потопа и Эдемского сада. Такое сочетание выражается как симбиоз чистой живописи.
Ещё из 1913
Импровизация. Потоп
Импровизация. Мечтательный.
Двойной разворот из книги Кандинского «Звуки»
Двойной разворот из книги Кандинского «Звуки»
Двойной разворот из книги Кандинского «Звуки»
Картина с белой рамкой
Маленькие удовольствия
90 Черные линии ПятнаСветовая картина
Картина с белой формой
Пейзаж с дождем
Композиция VI
Импровизация 30 (Пушки)
Ретроспектива
Пейзаж
Акварель (номер 13)
Импровизация 31 (Морской бой)
Картина с зеленым центром
Импровизация 22 (варианты I и II)
Эскиз цвета. Квадраты с концентрическими кругами
Эскиз к «Композиции VII»
Эскиз к «Композиции VII»
Импровизация 34
Импровизация
Импровизация 33 (Восток 1)
Эскиз «Импровизация с красно-синим кольцом»
Color Study with Lozenges
Painting with White Lines
Landscape with church
On the Theme of the Last Judgement
All artworks by year
1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944
23 comments
17 октября 2022 г.
Ангел: что это
27 сентября 2022 г.
:3 КОТ!: Это великое произведение искусства, в котором много творчества 😀
10 декабря 2020 г. абсолютно красивый. Для людей, которые говорят, что ребенок может сделать это, ребенок никогда не сможет так ясно выразить свои мысли на таком холсте.
10 ноября 2020
мнм: я вижу искусство настоящее, это искусство, в котором использовались формальные геометрические стили
30 октября 2020 г.
Поппи Кейт Тернер: Удивительно, как несколько мазков масляной краской могут быть такой красотой
19 сентября 2020 г.
Хуки: Хаотично, но все, кажется, сходится!
05 сентября 2020 г.
Брэдфорд Маккормик: «Композиция VII представляет собой сочетание нескольких тем, а именно Воскресения, Судного дня, Потопа и Эдемского сада. Такое сочетание выражается как симбиоз чистой живописи» — я бы с удовольствием для WK, чтобы нарисовать США Дональда Трампа 2020 года. Тогда было бы немного красоты, чтобы облегчить все это в нашем настроении, так много делает 2019США выглядят как Европа 1913 года.
15 мая 2020
Уля из Вологды: Это напоминает мне о том, насколько сложен человеческий разум и сколько всего в нем может быть. Кандинский был гением, и он мой любимчик.
27 ноября 2019
Поклонник Кандинского: Мне нравится, как рисовал Кандинский. Его картины осветили мое желание рисовать. Я хочу выразить, как сильно Кандинский повлиял на меня, чтобы я стал тем, кем я являюсь сегодня. Большое спасибо сэру Василию Кандинскому.
16 ноября 2019 г.
Джефф: Эта картина потрясающая. Цвета успокаивают меня
12 апреля 2019 г.
Бин: Эта картина потрясающая. То, что он заранее сделал так много набросков, поражает меня. У меня не хватит терпения на такое!
03 апреля 2019 г.
авокадо: Это потрясающее произведение искусства. Он действительно представляет мысли Кандинского. абстрактные цвета такие беспорядочные, но такие чистые и упорядоченные. это не просто картина. есть сообщение изнутри.
01 марта 2019 г.
:): Это круто! Мы изучаем Василия Кандинского, и я думаю, что эта работа удивительно беспорядочна, но очень совершенна и упорядочена!
16 ноября 2018 г.
???: невероятная работа
19 августа 2018 г.
Арлинд: Думаю, это похоже на обжигающий коктейль из беспорядочных мыслей. Но красивая! .
27 июня 2018 г.
japhet zayas: Меня всегда интересовала жизнь художников в разных сферах деятельности. Жизнь и творчество Кандинского представляют для меня особый интерес. Я помню, читал, что Кандинский был синестетиком. Если да, то он рисовал цветами, которые слышал. Он чувствовал цвета на совершенно новом уровне. Я читал описание его восприятия разноцветных крыш кремлевских зданий, и его слова отражают видимые звуки. Точно так же его абстрактные и сюрреалистические работы являются свидетельством его уникальных талантов.
07 марта 2018 г.
Кейт: это совершенно потрясающе;)
12 августа 2017 г.
Грег: Интересно, вдохновляются ли художники, такие как Шон Торнтон, этим видом искусства и конкретно этим художником.
14 июля 2017
Джорди: Солнечное сплетение пространства-времени. Россия рождена страдать, значит существует.
16 мая 2017 г.
Джанни: Кто знает, кому принадлежит эта картина, и должен ли кто-нибудь еще писать по ней эссе? Потому что я сделал!
10 мая 2016 г.
tangzhangli из Китая: хорошо
10 июня 2015 г.
Эрнест Дж. Смит: Кому принадлежала эта картина после смерти Кандинского и как эта картина оказалась в Третьяковской галерее в Москве?
02 июня 2010 г.
gaia from udine: chi mi aiuta a fare la lettura dell’ opera del quadro di vasilij kandinskij »Композиция VII»??
Ваш комментарий
Имя Электронная почта (необязательно):
Сообщение
Код
Размышление о семи последних словах Христа
Когда мы размышляем о жертве Христа в эту Страстную пятницу, Семь последних слов дают нам глубокое понимание Его мыслей, когда Он взял на Себя все грехи человечества. Этими словами Он прощает Своих врагов, прощает кающегося разбойника, взывает к Богу и возвещает конец Своей земной жизни. Пусть это краткое размышление поможет вам соблюдать Страстную пятницу.
Первое слово
«Отец, прости их, ибо они не ведают, что творят». Луки 23:34
Отец уже знает, о чем думает Сын, но через эти слова Отец и Сын приглашают нас к своему размышлению. Они заставляют нас осознать, что через эту жертву нам предлагается прощение, и что через прощение мы освобождаемся от греха и лжи, которые заманивают нас в ловушку.
Второе Слово
«Аминь, говорю тебе, сегодня будешь со мной в раю». Луки 23:43
Раскаявшийся разбойник признал свою вину и нечестие и был принят Христом. Мы тоже можем найти спасение, если признаем свою греховность.
Третье Слово
«Женщина, вот твой сын. Сын, посмотри на свою мать». Иоанна 19:26–27
Это слово переводит наш взор с драмы креста на тех, кто стоит у подножия креста. Это утверждает Марию не только как мать Иоанна, но и как нашу мать в вере.
Четвертое Слово
«Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?» Матфея 27:46 и Марка 15:34
Иисус цитирует Псалом 22 – Он принимает Свои страдания, говоря с Отцом Словом. Этот псалом завершается триумфом и надеждой, как и страдания Христа. Отец не оставляет Христа; скорее, Христос отдает себя Отцу.
Пятое Слово
«Жажду». Иоанна 19:28
В начале служения Матери Терезе Иисус явился ей и сказал ей создать общину, которая удовлетворит Его жажду душ. Точно так же на кресте мы видим жажду Иисуса не только на физическом, но и на божественном уровне, выражающую Его стремление к тому, чтобы мы познали и полюбили Его.
Шестое Слово
«Свершилось». Матфея 27:46 и Марка 15:34
Этими словами мы видим исцеление творения. Гнев Отца удовлетворен. Его сострадание передано Его народу, и мы одарены свободой, чистотой и благодатью.