Седьмому разбор слова по составу: Страница не найдена

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Морфемный и словообразовательный разбор» | План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме:

Конспект урока на тему: “Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учитель: Грищенко Л.В.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Форма работы: индивидуальная

Цели урока:

1)обобщить и углубить знания о морфемном составе слова, о способах образования слов в русском языке;

2)закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора;

3)развивать навык критического мышления;

4)воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютера, электронная тетрадь с материалами, сеть Hangouts.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2.Целеполагание.

3.Проверка домашнего задания.

4.Актуализация знаний.

5.Применение знаний и умений.

6.Итог урока. Рефлексия.

7. Объяснение домашнего задания.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. проверка качества связи.

2.Целеполагание.

Тема сегодняшнего урока — “Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”. На уроке мы вспомним:

а)что такое морфемы, какие морфемы существуют в русском языке

б)как в русском языке образуются слова, то есть способы словообразования

в)схемы морфемного и словообразовательного разбора

г)поговорим о взаимосвязи словообразования и орфографии.

3.Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы повторяли фонетику. Домашнее задание заключалось в том, чтобы выполнить фонетический разбор слова “серёжки”.

Проверка домашнего задания, коррекция ошибок.

4.Актуализация знаний.

-Перейдем к теме сегодняшнего урока. Что такое морфема? Какие морфемы ты знаешь? Чтобы вспомнить, что представляют собой эти морфемы, где находятся, отгадаем кроссворд.

Кроссворд «Морфемы» 

— Может ли суффикс стоять после окончания? Приведи примеры.

(Может — это суффикс -ся (-сь) в глаголах: купаешься, тороплюсь, занимаются и т. д.)

-Как правильно выделить в слове морфемы? С чего нужно начать? Вспомним схему морфемного разбора и запишем её. Ответь на вопросы, как правильно выделить окончание, корень? Что нужно для этого сделать?

 (Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово. Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова).

План морфемного разбора слова:

1.Определить часть речи.

2.Выделить окончание.

3.Выделить основу слова.

4.Выделить корень.

5.Выделить приставки (если есть).

6.Выделить корни (если есть).

-Какие слова не имеют окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов?

5.Применение знаний и умений.

-Для того, чтобы вспомнить, как правильно выделять части слова, выполним морфемный разбор некоторых слов на доске.

Электронная доска

Задание 1. Выполнить морфемный разбор слов.

Обвинение, безответный, дружеский, росли, заход.

-Перейдем к следующей теме, которую будем сегодня рассматривать. Что такое словообразование, что оно изучает? Как могут образовываться слова в русском языке?

(Перечисление известных ученику способов образования слов).

 

-Как правильно определить, от чего образовано слово? Вспомни схему словообразовательного разбора слова.

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый). Для этого нужно объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

— Для того, чтобы вспомнить, как определять, от чего образовано слово, выполним упражнение.

Задание 2. Определить, от чего образованы данные слова. Разбить слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Голосовать

Серебристый

Созреть

Трубач

Балкончик

Нежно-голубой

Большущий

Перекрасить

Луноход

Суффиксальный способ

Приставочный способ

Сложение

6.Подведение итога урока.

-В начале урока перед нами стоял вопрос: как связаны морфемика, словообразование с орфографией. Чтобы ответить на него, рассмотрим слово бессонный. Запиши это слово в тетради.

— Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бессонный! Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»?

(Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось:

сон —► сонный —> бессонный.)

-Что нам помогло правильно написать слово бессонный?

(Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними)

7.Домашнее задание: определите слова, от которых образованы данные ниже существительные и прилагательные. Укажите способ образования каждого слова.

Пример: честный (тот, у кого есть честь) ← честь (суффиксальный способ)

        Честный, пригород, простоватый, сокурсник, пугало, сверхпрочный, настольный, лесостепь, гостиная.

Используемые материалы:

1.https://learningapps.org/

2.Русский язык. 7 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др. 13-е изд. — М.: 2009. — 318 с.

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому  русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.

1. Введение

Тема: Повторение изученного в 5-6 классах

Урок: Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

2. Корень

Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.

Морфема – это минимальная значимая часть слова.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.

Рис. 1. Морфемы (Источник)

3. Окончание

Корень – это обязательная часть слова.

Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).

Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть;  о-де-ть, раз-де-ть).

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при

-морье, кое-где, перео-деть).

Рис.2. Приставка (Источник)

Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

Рис. 3. Суффикс (Источник)

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо). 

4. Нулевая морфема

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,

Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.

У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.

Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.

5. План морфемного разбора слова

Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.

Стола – Р.п.

Стол□ – И.п. или В.п.

Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.

6. Словообразование

План морфемного разбора слова:

1. Выделяем окончание и основу слова.

2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.

3. Выделяем приставки и суффиксы.

Образец  морфемного разбора:

Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).

Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).

7. План словообразовательного разбора слова

Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Способы словообразования:

Приставочный: делать – переделать

Суффиксальный: синий – синенький

Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник

Усечение: заместитель – зам

Сложение: лес+степь – лесостепь

Сращение: вечнозеленый

Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк

Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая

Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).

3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

5. Указать средство словообразования.

6. Указать способ словообразования.

Образец словообразовательного  разбора:

1. Под-окон-ник – окно

Основа окн-

Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный

2. Мир(о)твор-ец – мир+творить

Основы, от которых образовано слово, — мир- и твор-

Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.

Способ словообразования: сложение и суффиксация

 

Домашнее задание

Упражнения №23, 24.  Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение,  2012.

Задание №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:

?

Задание №2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор: 

Задание №3. Какое слово неправильно разобрано по составу?

Задание №4. Какое слово неправильно разобрано по составу?

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Казанский федеральный университет. Словообразовательный и морфемный словарь (Источник).    

2. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Словообразование» (Источник). 

3. Архивы форума «Говорим по-русски». Словари русского языка (в том числе редкие) (Источник).

  

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа,  2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение,  2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс».  Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В.  «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

5. Тихонов А.Н.,  Беркович Т.Л. «Все трудности русского словообразования». Словарь-справочник. – Аст.: Астрель, 2010.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова в комментариях !!

Похожие записи:1. Введение, 2. Корень, 3. Окончание, 4. Нулевая морфема, 5. План морфемного разбора слова, 6. Словообразование, 7. План словообразовательного разбора слова

Wassily Kandinsky — Composition VII, 1913