Сборник разбор слова по составу: Страница не найдена

Содержание

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу

Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.

Виды морфем

В русском языке используются следующие морфемы:

— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.

Важность морфемного разбора

В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.

Многие правила русского языка построены на этой зависимости.

Пример

В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).

В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).

Как разобрать слово по составу

Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н., Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.

В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.

Этапы морфемного анализа

Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:

— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.

— Потом следует определить корень, подобрав родственные однокоренные слова.
— Определяется приставка, а потом суффиксы (при их наличии).

Особенности разбора

Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.

Морфемный разбор (разбор слова по составу) / Разборы. Проверка умений / Русский на 5

Здесь только пробные тесты.

А еще на сайте есть раздел «Морфемный разбор» и «Словарь морфемных разборов», а также справочная информация по морфемике в энциклопедии «Как устроен наш язык».

 

Тест №1

  1. Сколько морфем в слове 
    морозилка?
  2. Есть ли окончание в словах: 
    пушка, солдатик, круг, молодецкий?
  3. В каком из слов окончания нет: 
    понарошку, (на) лугу, голубому, его?
    • понарошку
    • (на) лугу
    • голубому
    • его
  4. В каком из слов два корня: 
    распрекрасный, преждевременный, ультрасовременный, кругозор?
    • распрекрасный
    • преждевременный
    • ультрасовременный
    • кругозор
  5. В каком из слов две приставки: 
    сшитый, обеспокоиться, объедение, сдача?
    • сшитый
    • обеспокоиться
    • объедение
    • сдача
Правильные ответы:
  1. 5
  2. да
  3. понарошку
  4. кругозор
  5. обеспокоиться

 

Тест №2

  1. В каком из слов два суффикса: 
    расположением, выживание, транспортированный?
    • расположением
    • выживание
    • транспортированный
  2. Может ли быть в слове два окончания?
  3. Одинакова ли морфемная структура слов: 
    пылища и рассольник?
  4. Одинакова ли морфемная структура слов: 
    пить и шить?
  5. Какой корень в слове 
    злой?
Правильные ответы:
  1. выживание
  2. да
  3. да
  4. да
  5. зл

 

Тест №3

  1. Какой корень в слове 
    объяснение?
  2. Одинаковое ли количество морфем в словах: 
    огурец и молодец?
    • одинаковое
    • разное
  3. Одинаковое ли количество морфем в словах: 
    виселица и лестница?
    • одинаковое
    • разное
  4. Сколько окончаний в словах:
     пятьдесят, шестьдесят, семьдесят?
  5. Верно ли, что в словах: 
    объедение, футуристический, строиться — по 4 морфемы?
Правильные ответы:
  1. ясн
  2. разное
  3. разное
  4. 2
  5. Да

 

Тест №4

  1. Есть ли окончание у слова
    беж?
  2. Сколько морфем в словах:
    моему, твоему, нашему?
  3. Сколько морфем в словах:
    по-моему, по-твоему, по-нашему?
  4. Что общего у слов:
    умнейший, добрейший, богатейший?
    • суффикс
    • окончание
    • суффикс и окончание
  5. Какое чередование наблюдается в словах:
    песок — песка, листок — листка?
    • чередование гласных
    • чередование гласных с нолём звука
    • чередование согласных
Правильные ответы:
  1. нет
  2. 2
  3. 3
  4. суффикс и окончание
  5. чередование гласных с нолём звука

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Методическое пособие «СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВСПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Методическое пособие

«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВСПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)

ШКОЛЫ VIII ВИДА»

по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл. под ред. В.В.Воронковой – М. изд. Владос, 2014г.

Пояснительная записка

Сборник текстов контрольных диктантов для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида подготовлен в соответствии с действующей программой по русскому языку, под редакцией В.В. Воронковой (г. Москва издательство Владос, 2014г.) Работы предназначены для итогового контроля по всем темам предмета письма и развития речи (5-9 кл.). Тематика работ соответствует прохождению материала, который задан в учебниках по русскому языку для 5-9 классов (авторы: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская).

Цель сборника — представить учителям письма и развития речи школы материал для проведения контрольных работ направленный на выявление практических знаний, умений и навыков.

Тексты диктантов даны по каждому году обучения с 5-го по 9-й класс. Материал сгруппирован по темам в соответствии с программой по русскому языку, указывается количество слов в диктанте. В одном и том же разделе представлены диктанты различной степени сложности и с различным количеством слов. Лексика и тематика диктантов соответствует лексике и тематике учебника.

Для грамматического разбора использованы задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения. Содержание грамматических заданий связаны с грамматико-орфографическим материалом, изученным на только в данном классе, но и в предыдущих.Задания для проверочных работ аналогичны тем, которые использовались на уроках. Это позволяет обучающимся с интеллектуальной недостаточностью выполнять работу с большей долей самостоятельности.

Проверочные работы рассчитаны на 30 – 45 минут в зависимости от объёма работы, степени трудности темы и уровня подготовки обучающихся.

Пособие предназначено для учителей русского языка специальных (коррекционных) школVIII вида, специальных (коррекционных) классов.

5 класс

Родная земля.

Всегда хороша родная земля! Весной журчат ручьи. Летят к родным гнёздам птицы. Летом зреют сады, пахнет цветами, спеют на полях хлеба.

Осенью летят над головой журавли. Горят золотом леса. И вот уже на поля лёг первый снег. Зима укутала серебристым инеем деревья.

Всегда хороша родная земля! (46 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Весной журчат ручьи.

  1. Произвести звуко-буквенный анализ слова: осень.

Осень.

Осень пришла, холода и дожди принесла. Спрятались жуки. Пора лесным жителям запас на зиму делать.

Водяная крыса с огорода тащит картошку. Медведь сало под шкурой копит и готовит берлогу. Белка грибы по сучкам развесила. Хомяк с поля носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит.

Всё зимой пригодится! (47 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Водяная крыса с огорода тащит картошку.

  1. Вставить букву, подобрать и записать проверочные слова:

ст_рожит________

л_сным ________

медве_ь — ________

Лиса.

Весёлое утреннее солнце играет на верхушках деревьев. В лесу тишина.

Неожиданно появилась лисичка. Оглядела все кусты, принюхалась, махнула длинным хвостом и исчезла в норе. Вышла она с маленькими лисятами. Особенно один лисёнок был крохотный с длинными ушами. Скоро наступит холод и лиса поменяет свою шубку.(45 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Неожиданно появилась лиса.

2. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:

— хв_стом –__________

— н_ры – ____________

3. Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными:

— холо_ — ____________

— шу_ка — ____________

4. Разобрать по составу слова: утреннее, лисичка.

В лесу.

Пушистый снег укрыл зимний лес. Трещит на морозе ель. Медведь спит в берлоге. Звери ищут пищу. В чаще леса слышен стук дятла. Пёстрый дятел стучал по дубу. Под ёлкой лежат шишки. Это пища для птиц. На дереве спит рысь. Пробежал рысью олень. Лось остановился у кормушки. (46 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по частям речи.

Пушистый снег укрыл зимний лес.

  1. Разобрать по составу слова: кормушка.

  1. Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными:

— сне_ — ____________

— медве_ь — _________

Заяц.

Ночью был лёгкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Деревья, крыши, крыльцо стали белые. Девочка Катя хотела по снежку погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой это зверь ходил по снегу? У зверька была тёплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это был заяц.(49 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Утром выпал мягкий пушистый снег.

  1. Определить падеж существительных: на снегу, у зверька, морковку.

  2. Разобрать по составу слова: пушистый.

Лесник.

Стояла холодная зима. Всю ночь бушевала сильная вьюга, только к утру затихла. Все дорожки замело снегом. Лесник Иван Ильич вставал рано утром. Обходил лесные угодья. Часто ходил на охоту с ружьём. Умел читать следы на снегу. Узнавал и птичьи крики. Домой Иван Ильич приходил с большой добычей. (47 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Стояла холодная зима.

  1. Выделить окончания и определить падеж существительных: снегом, на охоту.

  2. Разобрать по составу слова:приходил.

Белка.

Наступила ранняя весна. Проснулся дремучий лес. Оделся он зелёной листвой. Пригрело солнце. Стали птички вить гнёзда. Принялась белка устраивать себе уютное гнездо. Выбрала она высокое дерево и начала таскать туда сухие прутики, листья, травку. Поглядела на тёплый домик. Скоро появилась и семья у белочки – слепые бельчата. (46слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Стали птички вить гнёзда.

2. Выделить окончания и определить падеж существительных: у белочки, листвой.

3. Разобрать по составу слова: поглядела.

Весна.

Пришла тёплая весна. Деревья распустили клейкие листочки. В воздухе запахло свежестью. По дорожкам сада скачут весёлые воробьи. По утрам поют соловьи. Весело бегут ручейки. Стали летать трудолюбивые пчёлы. Проснулись майские жуки. Зацвели ландыши. Бабочки порхают с цветка на цветок. В кустах засвистел скворец. В поле зеленеет рожь. (47 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

В воздухе запахло свежестью.

  1. Выполнить морфологический разбор имени существительного: в воздухе.

  2. Разобрать по составу слова:цветка, засвистел.

У бабушки

Летом Костя с Галей ездили в гости в деревню. К деревне они ехали по железной дороге. Утром дядя на машине отвёз их к бабушке. Домик бабушки стоял под высокой елью. По реке плавали гуси, утки. По берегу гуляла наседка с цыплятами. Костя и Галя стали помогать бабушке ухаживать за птицей. (50 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Около домика бабушки росла высокая ель.

2. Найти и подчеркнуть однородные члены предложения, соответствующие схеме: о, о.

3. Выполнить морфологический разбор имени существительного: под елью.

4. Разобрать по составу слова: бабушке, гуляла.

6 класс

Сенокос.

На зелёных широких лугах, возле светлой реки, от зари до зари работают в сенокос люди.

Ярко блестят острые косы. Покрытая росою, густыми рядами ложится высокая пахучая трава.

Далеко за рекою слышатся весёлые песни косцов.

Под их руками вырастают на лугах высокие башни-стога.

Мёдом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено.

(53 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Ярко блестят острые косы.

2. Подобрать проверочные слова:

— цв_тами – ___________

— ло_ка — ______________

3. Вставить пропущенные буквы:

Телегра__а, сер_це, чес_ный, г_рой.

Осень.

Пришла золотая осень. В пёстрый наряд оделись деревья. Загрустили берёзки – желтеют их круглые листочки. Дрожат осинки – опадает их зелёный наряд. Шумят листвой дубы – редеет их могучая крона. Поникли от дождя ветки сосен. Только колючие иголочки на ели не унывают.

А лето было радостное! Цветы, ягоды, пение птиц. Скоро заснёт всё до весны. (52 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

В пёстрый наряд оделись деревья.

2. Подобрать проверочные слова:

— д_ревья – _________

— берё_ки — _________

3. Разобрать по составу слова: загрустили, листвой.

Лесная квартира.

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.

Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Забрался в берлогу, припал к лапе и – на боковую. Лежит мишка с боку на бок переворачивается. Будет всю зиму сосать лапу, видеть сны. Слушать, как скрипят над берлогой высокие ели. (58 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

С осени приготовил запасливый мишка берлогу.

  1. Выполнить морфологический разбор имени существительного: берлогу.

  2. Разобрать по составу слова: наломал, лесная.

Зимняя сказка.

За ночь сильно похолодало. Окна покрылись удивительными, причудливыми узорами. Дороги занесло снегом. Сугробы легли ровным белым ковром. Деревья нарядились серебристым инеем. На их ветках расселись красногрудые снегири. Еловые лапы одели белые рукавички. Долго слышна громкая перекличка галок. Воробьёв приютила соседняя крыша. От солнца на снегу зажглись яркие звёздочки. Зимняя сказка была повсюду, а хлопья снега всё падали на дома и деревья. (61 слово)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Сугробы легли ровным белым ковром.

  1. Выполнить морфологический разбор имени существительного: ковром.

  2. Определить склонение имён существительных: ночь, окно, снегирь, сказка.

Бобровый пруд

Протекал в лесу тихий ручеёк. Пришёл к ручью бобёр. Наносил он сучьев, напилил острыми зубками молодых осинок. Построил зверёк плотину. Разлился большой бобровый пруд. Завелись в пруду рыбки. Поселились на берегу лягушки. Свила у берега гнездо утка. Весело стало лесным жителям. Стрекозы комаров гоняют. Ласточки грудкой по воде чиркают, радостно щебечут. Прилетел чёрный аист у воды на одной ноге подремать. Спасибо бобру! (64 слова.)

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть в тексте все имена прилагательные.

  2. Предложение разобрать по членам предложения.

Протекал в лесу тихий ручеёк.

  1. Разобрать по составу слова: наносил, прилетел.

Лесная полянка

Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Кажется, что на полянке никто не живёт. Но это только кажется. Возле куста торчит старый трухлявый пень. Это настоящий теремок. В нём — удобные квартиры. Тут зимует усатый жук-дровосек. В норе, между корнями, спит проворная ящерица. Все забрались в старый пень. Каждый устроился в уютном жилье. А на дереве сидит дятел. Крепким клювом он выколачивает семена из шишки. (65 слов.)

Грамматическое задание.

  1. Просклонять по падежам словосочетание: пушистый снег.

  2. Разобрать по составу слова: лесная.

  3. Предложение разобрать по членам предложения.

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом.

Снегири

Родина снегирей – хвойный лес северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим красивым ярким оперением. Холодной северной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды вкусной рябины. Ранней весной снегири улетят далеко на родину. Птицы совьют там гнёзда, выведут маленьких птенчиков. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы. (67 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Ранней весной снегири улетят далеко на родину.

  1. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного: ранней.

  2. Разобрать по составу слова: северной, зимовку.

Весна в лесу.

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Вспыхнул яркой краской лес. Лёгкие пушистые облака украшают голубое небо. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул из под серого снега голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый весёлый ручеёк. У сосны резвились маленькие бельчата. Только маленький зайчик спрятался под густой зеленью ели. На поляну медведица вывела своих медвежат. Весёлый и радостный лес весной. (67 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Ярко светит весеннее солнце.

  1. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного: весеннее.

  2. Определить род, число и падеж прилагательных: яркой краской, серого снега.

Заботливая мать.

У лесных зверей весной появляются детёныши. У белки в её гнезде бывает от четырёх до семи крошечных слепых бельчат. Белка очень заботливая мать. Она кормит детёнышей молоком и охраняет от врагов. Пройдёт неделя, и бельчата откроют глаза, тело обрастёт шерстью. В это время они очень слабые и доверчивы. Пройдёт ещё неделя, и бельчата изменятся. Они станут недоверчивыми, пугливыми. Заботливая мать научила их осторожности. (63 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

У лесных зверей весной появляются детёныши

  1. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного: у лесных.

  2. Выполнить морфологический разбор имени существительного: весной.

  3. Разобрать по составу слова: заботливая, весной.

7 класс

Летнее утро.

Хорошо летнее утро! Вот показалось багровое солнце. В его лучах краснеют вершины громадных сосен.

А что это расстилается над рекой? Это туман. Вот он начинает клубиться золотым дымом, пропадает в прозрачном воздухе и открывает водную гладь реки.

Синее небо глядится в зеркальную воду. Летнему утру радуются птицы, деревья и цветы.

Белоснежные облака иногда бросают лёгкую тень на зелёную травку. Но вот дует ветерок, и тени исчезают. (66 слов)

Грамматическое задание.

  1. Последнее предложение разобрать по членам предложения.

  2. Подобрать проверочные слова:

р_ки – ____________

тра_ку — __________

  1. Найти в тексте и подчеркнуть однородные члены предложения.

Как лесник дров не нарубил.

Налетел в жаркий день ураган. Обрушился на ель и вывернул её с корнем из земли.

Укутали землю высокие снега. Надел лесник тулуп, валенки, встал на лыжи и отправился к ели. Шёл старик по лесу, по сторонам смотрел. Вдруг заметил — у ели дымок вьётся. Догадался лесник. Медведь облюбовал здесь берлогу и сладко спит. А над ним пар идёт.

Пусть косолапый спит на здоровье. (67 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Налетел в жаркий день ураган.

  1. Подобрать проверочные слова:

– см_трел – ___________

– сла_ко — _____________

  1. Разобрать по составу слова: налетел, жаркий.

Мороз – хвастун.

Поздней осенью явился на землю Мороз. Стал хвастать, что всех заморозит. Побелели от инея деревья. Затихли леса и сады. Замерла жизнь в прудах и озёрах. Любуется мороз своей силой. Прогнал он птиц на юг. Медведя упрятал в берлогу. Один ручеёк не испугался. Вытекал он из родника и бежал по камешкам. Обозлился Мороз. Напустил ветер, поднял снег. А ручеёк всё пел свою песенку и не боялся Мороза. (68 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

А ручеёк всё пел свою песенку и не боялся Мороза.

  1. Выполнить морфологический разбор имени существительного: осенью.

  2. Разобрать по составу слова: побелели, бежал.

Природа зимой

Не страшна белке холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила запасов на зиму. Летом белка начала сушить грибы. Поднимет гриб и воткнёт его на сучья ели. А когда поспели орехи и жёлуди, натаскала их в дупло. Потом начала утеплять свой домик. Вон свесились с сухой ветки белые клочья мочала. Она устраивает из него мягкую перинку. Зимой белка свернётся там клубочком и хвостом прикроется, как одеялом. (68 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Летом белка начала сушить грибы.

  1. Определить падеж существительных: на шубку, клубочком.

  2. Выполнить морфологический разбор имени существительного: летом.

  3. Разобрать по составу слова: домик, наготовила.

Лесная прогулка

Рядом с нашим домом есть чудесный лес. Я часто гуляю в нём с моей собакой Альмой. У неё гладкая шёрстка и хвост колечком. На прогулке она сначала убегает от меня в самую лесную чащу. Из неё Альма стрелой летит ко мне. Для меня в нашем лесу есть много интересного. В нём много разных пород деревьев и трав. Среди них встречаются очень редкие. Я составляю из них коллекцию. В ней уже несколько десятков травинок, цветков, листьев деревьев. (76 слов)

Грамматическое задание.

  1. Найти и подчеркнуть в тексте все местоимения.

  2. Определить лицо, число и падеж местоимений:у неё, из них.

Снежное чудо.

Стоял чудесный солнечный зимний день. Небо сияло ясной голубизной. Снег был белым и чистым, как новое полотно. Маленькая Баба Яга и старый ворон сидели на краю леса и нежились в солнечных лучах. Вдруг они услышали неподалёку детские голоса и весёлый гам. Маленькая Баба Яга попросила ворона слетать и посмотреть, что там происходит. Вернувшись, ворон сказал, что на лесной поляне дети лепят снеговика. Маленькая Баба Яга пошла посмотреть на это снежное чудо. (71 слово)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Стоял чудесный солнечный зимний день.

  1. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного: солнечный.

  2. Разобрать по составу слова: зимний, маленькая.

Наступление весны

После холодной зимы наступает долгожданная весна. С радостью ждешь ее прихода. Внимательно следишь за признаками весны.

Сердце радуется яркому солнечному свету. Воздух свежий и прозрачный. Быстро тает снег. Лед на реке трещит. На солнечном припеке зеленеет трава. На деревьях набухают клейкие почки. Солнце греет все сильнее. В воздухе пахнет молодыми листьями и прелой землей.

Скоро вскроются реки, и рыхлые льдины поплывут по течению воды. Поля и лесанаполнятся птичьими голосами.

Все рады весне. (75 слов).

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть в тексте все глаголы.

  2. Определить время, лицо и число глаголов: наступает, ждёшь, набухают, поплывут.

  3. Найти в тексте сложное предложение, подчеркнуть главные члены.

Воробьи.

Весна идёт без остановки. Растаял снег, бежит вода по улицам. Растёт молодая зелёная травка. У нашего воробья появилась подружка. Вместе они шныряют по двору. Тут съедят крошку, там добудут зёрнышко. Они собирают разные редкости. В саду на лужайке схватили прошлогоднюю травинку. Около конюшни зацепили конский волос. Из кучи сора вытащили бумажку, перо, соломинку. Всё это они тащат в укромный уголок и делают гнездо. Пройдёт время, и в гнезде запищат крохотные птенцы. (69 слов).

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Растаял снег, бежит вода по улицам.

  1. В одном из предложении найти и подчеркнуть однородные члены предложения. Указать, какими частями речи они выражены.

  2. Разобрать по составу слова: зёрнышко,соломинку.

Родник

Вася и Коля отправились побродить в окрестностях загородного лагеря. День был жаркий, ясный. На чистом небе сияло солнце. Над цветами порхали разноцветные бабочки, пролетали яркие стрекозы. В лесу пели чижи, синицы и корольки. Мальчики подошли к крутому обрыву. Это был большой старый овраг. По его далёкому дну протекал светлый ручей. Вася и Коля пошли по краю глубокого оврага и увидели родник. Они спустились к роднику, зачерпнули ладонями прозрачную воду и стали пить. Вода там бежала чистая, вкусная и холодная. (74 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Над цветами порхали разноцветные бабочки, пролетали яркие стрекозы.

  1. В последнем предложении найти и подчеркнуть однородные члены. Составить схему предложения.

  2. Выполнить морфологический разбор имени существительного: цветами.

  3. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного: яркие.

  4. Разобрать по составу слова: холодная, разноцветные.

8 класс

Хиросима.

В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её Сасаки, а фамилия её была Садако. Много лет тому назад, когда ещё Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье в Японии. На её родной город сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на гриб. Как огромная гнилая поганка, вырос он над главной площадью. Накрыл своей огромной ядовитой шляпкой весь город. Рушились дома, замертво падали люди, почернели белые цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город. (75 слов)

Грамматическое задание.

  1. Составить схему предложения.

Рушились дома, замертво падали люди, почернели белые цветы.

  1. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:

р_дной – ___________

поч_рнели – ________

  1. Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными.

шля_кой – __________

похо_ – ____________

  1. Разобрать по составу слова: сбросили, почернели.

Признаки осени.

С наступлением осени укорачиваются дни. Вечера становятся длиннее. Меньше солнечного света и тепла.

Примет у осени очень много. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Меняется поведение животных. Но самая заметная примета – это изменение окраски листьев. Они из зелёных становятся жёлтыми, тёмно-красными, багровыми. Только жизнерадостные ели, как свечки-зелёные. Но в пышной красоте осеннего леса есть затаённая грусть. Природа готовится к зимнему сну. Подули холодные ветры. Посыпался мелкий, дождь. Солнце редко прорывается сквозь тучи. (75 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Улетают в тёплые края перелётные птицы.

  1. Выполнить морфологический разбор имени существительного: тепла.

  2. Подобрать проверочные слова:

ул_тают – ____________

крас_те – ____________

  1. Разобрать по составу слова: подули, жизнерадостные, перелётные.

Скрытный зверь.

Бобр – зверь скрытный, ночной. Живёт бобр возле тихой и чистой воды, на лесистом берегу. И тут, прежде всего, нужна нора, которая безопасно выводила бы зверя из воды на сушу. Иногда бобр строит настоящие хатки – из сучьев, веток, земли высотой до двух метров. Дом готов, надо позаботиться о зимних запасах. Пища бобра — нежные ветки, листья, болотные травы, горька осиновая и ивовая кора. А чтобы не убывала вода в реке, бобр строит плотины. Не зря зовётся бобр зверем-строителем. (77 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Живёт бобр возле тихой и чистой воды, на лесистом берегу.

  1. Выполнить морфологический разбор имени существительного: воды.

  2. Определить падеж существительных:из воды, о запасах, зверем.

  3. Разобрать по составу слова: болотные.

Зима.

Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке большой сосновой рощи.

Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его осветил стройные деревья. (75 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения. Определить части речи.

Земля покрылась белым снежным ковром.

  1. Определить род, число, падеж имен прилагательных, отметить окончание: ранним утром, в зимний лес, сосновой рощи.

  2. Разобрать по составу слова: осветил, занесла.

О часах

В глубокой древности у людей не было часов. Они не умели делить сутки на часы, минуты.

Сегодня часы повсюду с нами. Они висят на улице, в школе, в метро, на вокзале. Часы у нас на руке, в кармане, на длинной цепочке.

По своей форме часы бывают круглые, квадратные. Вы видели часы размером с горошину? А вот огромные башенные часы с боем называют куранты. Куранты на Кремлёвской башне бьют двенадцать раз в полдень, в полночь. (76 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения. Определить части речи.

Они не умели делить сутки на часы, минуты.

  1. Подчеркнуть в тексте все местоимения.

  2. Определить падеж местоимений: с нами, они, ко мне, от нас.

Телеграмма в лесу.

Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождём сыплются листья.

Бабочки, мухи, жуки спрятались кто куда.

Певчие перелётные торопливо пробираются рощами и перелесками. Ум уже холодно.

Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья рябины.

В оголённом лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно. Всё зверье готовится к морозной зиме. Кто гнёзда утепляет, кто норы поглубже роет, кто в далёкие страны улетает. (80 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения. Определить части речи.

С деревьев дождём сыплются листья.

  1. Подобрать к именам существительным однокоренные глаголы в неопределённой форме:

игра -… просьба-…

свет -.. корм-…

  1. Выполнить морфологический разбор глагола: срезало.

Зима

Зима. В лесу не слышно птичьих песен, а белка от мороза спряталась в зимнее гнездо. Лишь мышка выскочит на снег, оставит бусинки следов и – опять под снег к себе. Тихо в лесу, только ветер пробежит по верхушкам деревьев. Мороз сковал реку льдом, но не мог проморозить воду реки до дна. Там подо льдом идёт жизнь. И сом, и ёрш, и маленькие быстрые уклейки, и даже раки плавают подо льдом. Они ждут, когда ярче пригреет солнце, лёд тронется и наступит весна. (81 слово)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения. Определить части речи.

Там подо льдом идёт жизнь.

  1. Найти и подчеркнуть глагол неопределённой формы.

  2. Выполнить морфологический разбор глагола:спряталась.

Богатая добыча.

Однажды я проходил в лесу целый день. Вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол. А потом рассказал дочке про тетерева: как он живёт в лесу, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей про рябчика, высыпал на стол много грибов. Ещё у меня была в кармане ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс кусочек сосновой смолы. (80 слов)

Грамматическое задание.

  1. В предложении найти и подчеркнуть однородные члены предложения.

Ещё у меня была в кармане ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника.

  1. Составить схему первого предложения.

  2. Разобрать по составу слова: проходил, берёзовые.

Гроза в горах.

Зашумел сильный ветер. Загремел протяжно гром. Ночью в горах разразилась гроза. Сверкала молния. Постепенно раскаты грома слились в сплошной гул. Вдруг страшный удар потряс окрестность. Дрогнули скалы. С высокой горной вершины сорвалась гигантская снежная лавина. Она понеслась в глубокое ущелье и увлекла за собой огромные валуны и деревья. Начался камнепад.

Гроза бушевала всю ночь. К утру природа успокоилась. Ветер стал стихать. Прекратился дождь. Но тёмные тучи ещё покрывали грозное небо над горами. К обеду тучи рассеялись, и выглянуло солнышко. (79 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения. Определить части речи.

Постепенно раскаты грома слились в сплошной гул.

  1. Выполнить морфологический разбор глагола: зашумел.

  2. Выполнить морфологический разбор имени существительного: грома.

  3. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного: в сплошной.

  4. Разобрать по составу слова: выглянуло, камнепад.

9 класс

Ранняя осень.

Почему осень называют золотой? Чем похож на этот дорогой металл?

Друзья, посмотрите на сентябрьский лес. Что за обилие красок! А какой цвет встречается чаще других? Конечно, жёлтый. Словно золотом покрылись листья клёнов, берёзок и лип. Рыжеет вокруг трава.

Осень – пора уборки урожая на полях, в огородах и садах. Тысячи центнеров золотистого зерна везут машины на элеватор. Тонны овощей, фруктов выращивают на приусадебных участках жители страны. Как щедра наша земля! Какой богатый месяц сентябрь! Недаром это время называют золотой осенью. (79 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения. Определить части речи.

Словно золотом покрылись листья клёнов, берёзок и лип.

  1. Найти однокоренные слова и разобрать слова по составу

Ленивый всегда находит отговорку своей лени.

  1. Составить схему предложения.

Друзья, посмотрите на сентябрьский лес.

Бурундук.

Бурундук – проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных норах. В норах они устраивают вместительные кладовые. Бурундук быстро бегает и всегда он находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучкам хвороста.

У бурундука в лесу много лютых врагов. Его уничтожают ястребы и мелкие наземные хищники. Кладовые бурундука часто разоряют медведи. Балуются лакомством и соболь, и куница, и хорёк.

Маленький зверёк ловко бегает по полянам, оживляя лесную глушь и тишину. Бурундук рано засыпает и спит до самой весны. (83 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Кладовые бурундука часто разоряют медведи.

  1. Найти в тексте однородные члены предложения и подчеркнуть.

  2. Найти в тексте и составить схему сложного предложения.

Белки

В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот они забрались на вершину ели, перепрыгнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

На дереве белочка развесила сушить крепкие подосиновики, тонкие опёнки. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

Поздней осенью переменит белка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку. В самой вершине густой ёлки устроила белочка тёплое гнездо. В этом гнезде она растит своих бельчат.

Шустрая белка – самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.

(80 слов)

Грамматическое задание.

1. Разобрать первое предложение по членам предложения. Определить части речи.

2. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:

— на дер_ве –___________

— в _ловом – ___________

3. Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными:

— кре_кие – ____________

— шу_ку – ____________

4. разобрать слова по составу: рыженькое, перепрыгнули.

Лесная столовая.

Тихим выдалось морозной утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке. На высокой ёлке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на берёзе.

Позаботились люди об обитателях лесов и рощ. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена. А для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. А специально для синиц повесили на ветке кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой стоит шум. Только под вечер пустеет столовая. (85 слов)

Грамматическое задание.

1. Разобрать первое предложение по членам предложения. Определить части речи.

На высокой ёлке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на берёзе.

  1. Выполнить морфологический разбор имени существительного: синиц.

  2. Определить падеж имён существительных: лесов, на ветке, берёзе.

  3. Определить склонение имён существительных: утро, оленей, в столовой.

Стеклянные лягушки.

Скололи лёд со дна одного пруда и раскопали под ним ил. В иле лежали лягушки целыми кучками. Они забрались сюда на зиму.

Когда их вытащили, они были совсем точно стеклянные. Тело их стало хрупким. Тонкие ножки ломались от самого слабого удара. При этом раздавался лёгкий звонкий треск. Взяли несколько лягушек к себе домой. Осторожно отогрели в тёплой комнате. Лягушата понемножку ожили и стали прыгать по полу.

Поэтому, когда солнце весной растопит лёд в пруду и согреет воду, лягушки проснутся в ней живыми и здоровыми. (86 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Тонкие ножки ломались от самого слабого удара.

  1. Определить падеж, число и лицо местоимений: мне, о вас.

  2. Выполнить морфологический разбор имени прилагательного: слабого (удара).

  3. В тексте найти и подчеркнуть местоимения.

Храбрый князь.

У подножия зелёного холма раскинулась деревня. На холме мы увидели статую из серого гранита. Фигура изображала могучего богатыря с мечом за поясом.

Жители нам рассказали легенду.

Когда-то здесь правил храбрый князь. Однажды к мирному селению подкрались враги. В тяжёлом бою дружина князя была разбита. Раненый князь добрался до вершины холма. Осталось спуститься, переплыть тихую реку – и он оказался бы у безопасности. Но князь обернулся, бросил взгляд на родную землю – и окаменел от горя. Подскакали враги, стали рубить неподвижного князя саблями. Бесполезно. Острые сабли ломались о гранит. (85 слов)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Но князь обернулся, бросил взгляд на родную землю – и окаменел от горя.

  1. Определить падеж, число и лицо местоимений: нам, о нём.

  2. В тексте найти и подчеркнуть местоимения.

Помоги другу.

На улице мороз. Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Вдруг слышишь в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты видишь птичку. Синичка ходит по снежку. Через стекло на тебя смотрят глазки-бусинки. Птица просит о помощи. Бедняжка сильно голодает.

Кто поможет синичке выжить в зимнюю пору?

Ты открываешь форточку, бросаешь горсточку зерна. Потом надо отрезать сало и привязать кусочки за окном. Птичка отплатит тебе добром. В твоём саду не будет вредителей. Ты встретишь весну с радостной песней птиц. (82 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Ты сидишь в тепле и готовишь уроки.

  1. Выполнить морфологический разбор глагола: сидишь.

  2. Найти и подчеркнуть глаголы неопределённой формы.

В апреле.

Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. На гибких ветвях берёз появилась нежная листва.

Всё в природе дышит, начинает расти.

Уже оттаял муравейник под старой сосной. Вот по пашне ходит усталый после дальней дороги грач.

Ты шагаешь к реке, убегаешь на опушку леса и смотришь в небо. Видно, как летят с далёкого юга журавли, лебеди, гуси. Они держат путь в родные места. Скоро мы услышим первые песни прилетевших с юга птиц. (85 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения.

Мягкий ветерок гонит, торопит облака.

  1. Определить части речи.

Скоро мы услышим первые песни прилетевших с юга птиц.

  1. Найти предложение с однородными членами. Подчеркнуть однородные члены, составить схему.

Черёмуха

Наступает долгожданная весна. На опушках лесов, по берегам ручьев рано распускается и цветёт черёмуха.

Это приятное и весёлое небольшое деревцо. Любуешься на цветущую черёмуху и сам невольно начинаешь улыбаться и радоваться.

Весной я всегда приглядываюсь к черёмухе. Если на ней раскрылись почки, весна вошла в полную силу. Комар в лесу появится, когда на черёмухе забелеют пышные кисти цветов.

Даже в самых глухих лесах можно увидеть черёмуху. Ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов. А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой. (89 слова)

Грамматическое задание.

  1. Предложение разобрать по членам предложения. Определить части речи.

А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.

  1. В последнем предложении второго абзаца подчеркнуть главные члены.

Составить его схему.

3. Подчеркнуть глаголы на — тся или — ться.

4. В первом абзаце найти и подчеркнуть наречия. Определить, какое это наречие.

5. Разобрать слова по составу: цветущую, ягодами.

Список использованной литературы

  1. Аксёнова А.К., С.Ю. Ильина Методика преподавания русского языкадля детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Воронкова В.В. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. – М.: Владос, 2003.

  4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. «Имя существительное» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Шабалкова Т. П.Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение.– Волгоград, :Учитель, 2007.

  6. Кудрявцева Е.Я.Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 классы. — М.: Владос, 2005.

  7. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык 5 класс. — М.: Просвещение, 2016г.

8. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык 6 класс.- М.: Просвещение, 2016г.

9. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык 7 класс — М.: Просвещение, 2016г.

10. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык 8 класс – М.: Просвещение, 2018г.

11. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык 9 класс. — М.: Просвещение, 2018г.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448214-metodicheskoe-posobie-sbornik-tekstov-kontrol

Годовой контрольный диктант в 5 классе № 17 | Сборник диктантов по Русскому языку в 5 классе с русским языком обучения

Годовой контрольный диктант в 5 классе № 17